7 контактные провода

7 контактные провода

Контактная сеть железных дорог

Контактная сеть предназначена для передачи электрической энергии, получаемой от тяговых подстанций к электроподвижному составу и должна обеспечивать надежный токосъем при наибольших скоростях движения в любых атмосферных условиях.

Существуют различные конструкции контактной сети для наземного электрического транспорта и метрополитенов. На наших железных дорогах принята конструкция (рис. 7.2), основными элементами которой являются опоры; контактная подвеска, состоящая из несущего троса, контактных и усиливающих проводов; консоли, фиксаторы и т.д.
Опоры железобетонные или металлические располагаются вдоль железнодорожного пути на расстоянии 65—80 м друг от друга.

Консоли укреплены в верхней части опор. К ним на изоляторах подвешен медный или биметаллический несущий трос.

Контактный провод, поперечное сечение которого показано на (рис. 7.3), изготовлен из меди и с помощью струн подвешен к биметаллическому или медному несущему тросу. Расстояние между струнами обычно составляет 6—12 м. В подвесках с двумя контактными проводами (постоянный ток) при шахматном расположении струн (струны каждого контактного провода смещены относительно друг друга) расстояние между ними уменьшено до 4—6 м.

На прямых участках пути контактные провода расположены в плане зигзагообразно относительно оси пути на 300 мм в каждую сторону (рис.7.4). Это необходимо для обеспечения равномерного износа накладок токоприемников электроподвижного состава.

Такое расположение контактного провода осуществляется с помощью фиксаторов, размещенных на каждой опоре. Фиксаторы также препятствуют раскачиванию контактной сети от бокового ветра.

Рис. 7.2 Устройство контактной сети на двухпутном перегоне: 1 — несущий трос; 2 — контактный провод; 3 — усиливающий провод; 4 — струна; 5 — фиксатор; 6 — консоль; 7— металлическая опора

Рис. 7.3. Профиль контактного провода

Рис. 7.4. Расположение цепной контактной подвески в плане

Рис. 7.5. Цепная одинарная подвеска: 1 — консоль; 2 — несущий трос; 3 — струны; 4 — изолятор; 5 — контактный провод; 6 — фиксатор

На железных дорогах поезда движутся с большими скоростями, поэтому провесы контактного провода должны быть незначительными. С этой целью применяют так называемые цепные подвески.

В цепных подвесках (рис. 7.5; рис. 7.6) контактный провод между опорами подвешен не свободно, а на струнах, прикрепленных к несущему тросу.

Для уменьшения стрел провеса контактного провода при сезонном изменении температуры его оттягивают к опорам, которые называются анкерными, и через систему блоков и изоляторов к ним подвешивают грузовые компенсаторы (рис. 7.7.). Наибольшая длина участка между анкерными опорами устанавливается с учетом допустимого натяжения изношенного контактного провода и на прямых участках пути достигает 800 м. Высота подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса должна быть не менее 5750 мм и не превышать 6800 мм.
Для надежной работы контактной сети и удобства обслуживания ее делят на отдельные участки (секции) с помощью воздушных промежутков и нейтральных вставок (изолирующих сопряжений), а также секционных и врезных изоляторов.

При проходе токоприемника электроподвижного состава по воздушному промежутку он кратковременно электрически соединяет обе секции контактной сети. Если по условиям питания секций это недопустимо, то их разделяют нейтральной вставкой, которая состоит из нескольких последовательно включенных промежутков (рис. 7.8).

Рис. 7.6. Цепная двойная подвеска

Рис. 7.7. Сопряжение анкерных участков: 1,4 — анкерные опоры; 2,3 — переходные опоры; I, II — контактные подвески сопрягаемых анкерных участков

Рис. 7.8. Нейтральная вставка: 1 —дополнительная контактная подвеска; 2, 3 — секционные разъединители; 4, 5 — предупредительные сигналы; I, II— контактные подвески сопрягаемых анкерных участков

Применение таких вставок необходимо на участках переменного тока, когда смежные секции питаются от разных фаз трехфазного тока. Длина нейтральной вставки устанавливается с таким расчетом, чтобы при любых положениях поднятых токоприемников электроподвижного состава полностью исключалось одновременное замыкание контактных проводов нейтральной вставки с проводами прилегающих к ней секций контактной сети. В отдельные секции выделяют перегоны и промежуточные станции, а на крупных станциях — отдельные группы электрифицированных путей. Соединяют или разъединяют секции дистанционно с диспетчерского пункта или вручную разъединителями, установленными на опорах контактной сети.

Для безопасности обслуживающего персонала и лиц, находящихся у железнодорожных путей, для улучшения защиты от токов короткого замыкания заземляют металлические опоры и элементы, к которым подвешена контактная сеть, а также все металлические конструкции, расположенные на расстоянии менее 5 м от устройств контактной сети, находящихся под напряжением.

Для снабжения электроэнергией нетяговых потребителей, в том числе устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи прокладываются специальные линии на опорах контактной сети. Кроме того, в необходимых случаях на этих опорах размещают провода телеуправления тяговыми подстанциями и постами секционирования, низковольтных осветительных и силовых линий и др.

На электрифицированных железных дорогах рельсы используются для пропуска тяговых токов.

Электрический ток, поступающий от тяговых подстанций в контактную сеть и далее к электроподвижному составу, возвращается по рельсам, поэтому к верхнему строению пути, устройствам СЦБ предъявляются определенные требования в части уменьшения электрического сопротивления рельсовых стыков и влияния тяговых токов на работу устройств СЦБ.

Струна для крепления контактного провода к несущему тросу

Владельцы патента RU 2415032:

Изобретение относится к области электрического транспорта и может быть использовано в контактных подвесках контактной сети электрических железных дорог. Струна для крепления контактного провода к несущему тросу изготовлена из полиамидной крученой трехпрядной веревки. Один конец полиамидной веревки выполнен с возможностью соединения с контактным проводом посредством струнового зажима через коуш, а другой — с возможностью соединения с несущим тросом посредством петлевого узла. Струна снабжена регулировочной скобой, устанавливаемой в средней ее части для регулирования длины последней. Регулировочная скоба может быть выполнена из оцинкованной или сталемедной проволоки диаметром 3-4 мм. Технический результат заключается в упрощении конструкции и монтажа струны, а также повышении срока ее эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области электрического транспорта и может быть использовано в контактных подвесках контактной сети электрических железных дорог.

Струна контактной подвески используется для изоляции контактного провода от несущего троса с целью исключения электрокоррозионных повреждений в местах сочленения звеньев.

Известны медные струны контактной подвески, имеющие постоянную длину, в которых петли на концах струн выполнены либо скруткой провода, либо его обжимом гильзой (Марквардт К.Т., Власов И.И. «Контактная сеть», М.: Транспорт, 1977, стр.63-65).

Известна также струна для крепления контактного провода к несущему тросу контактной подвески (RU 22917 U1, B60L 1/00, 10.05.2002), которая выполнена из провода и включает коуши и зажимы, при этом один из зажимов выполнен в виде охватывающей провод гильзы с двумя отверстиями, в которые вставлена скоба, а концы скобы разведены после монтажа зажима.

Недостатками данной струны являются сложность конструкции и трудоемкость монтажа.

Техническим результатом заявленного изобретения является упрощение конструкции и монтажа струны, а также повышение срока ее эксплуатации.

Указанный технический результат достигается тем, что струна для крепления контактного провода к несущему тросу изготовлена из полиамидной крученой трехпрядной веревки диаметром 3-6 мм, один конец которой выполнен с возможностью соединения с контактным проводом посредством струнового зажима через коуш, а другой — с возможностью соединения с несущим тросом посредством петлевого узла, при этом струна снабжена регулировочной скобой, устанавливаемой в средней части струны.

При этом регулировочная скоба может быть выполнена из оцинкованной или сталемедной проволоки диаметром 3-4 мм.

Изготовление струны из полиамидной крученой трехпрядной веревки диаметром 3-6 мм, один конец которой выполнен с возможностью соединения с контактным проводом посредством струнового зажима через коуш, а другой — с возможностью соединения с несущим тросом посредством петлевого узла, а также возможность регулирования длины струны с помощью регулировочной скобы, устанавливаемой в средней части струны, обеспечивает экономию цветных металлов за счет уменьшения расходов на струновые зажимы и биметаллическую сталемедную проволоку, используемые в известных решениях, а также легкость монтажа, надежность и долговечность эксплуатации струны несмотря на всю простоту конструкции.

Струны в первую очередь монтируются на грузонапряженных участках, больших подъемах, на неизолированных сопряжениях в схемах плавки гололеда, на больших мостах и других местах, где имеется повышенный механический и электромеханический износ струн.

Не следует устанавливать струны в местах, где на них возможны электродуговые или тепловые воздействия, например в местах отстоя и трогания тепловозов при смешанной тяге, на открытых воздушных промежутках с защитой от пережогов и др.

Для закрепления полиамидных веревок непосредственно на проводах или зажимах могут быть применены различные виды узлов: простой одинарный, петлевой, комбинированный и простой двойной.

Смотрите так же:  Дополнительная изоляция провода

Оптимальным является вариант, при котором струну крепят на несущем тросе петлевым узлом, а с контактным проводом — посредством простого двойного узла с помощью струнового зажима через коуш.

Для изготовления струны используют полиамидную (например, капроновую) крученую трехпрядную веревку тросовой свивки, которую изготавливают целиком.

Оптимальным является выполнение струны диаметром 3-6 мм. Выбор указанного диапазона обусловлен тем, что диаметр менее 3 мм не обеспечивает надежности струны при эксплуатации из-за образования «волны» перед токоприемником электроподвижного состава, а также подвергается вытяжке. Увеличение диаметра более 6 мм является нецелесообразным, поскольку не оказывает существенного влияния на улучшение эксплуатационных характеристик, но увеличивает расход материала и вес струны, что может отрицательно повлиять на состояние контактной подвески.

Для облегчения регулировки длины полиамидной веревки (регулировки по высоте контактного провода) целесообразно в струну вставлять регулировочную скобу. Наматывая необходимое количество витков, обеспечивают нужную длину струны. Регулировочная скоба предназначена также для компенсации вытяжки капроновых веревок при эксплуатации. Регулировочная скоба может быть изготовлена из оцинкованной или сталемедной проволоки диаметром 3-4 мм.

Сущность заявленного изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично представлено крепление струны, на фиг.2 — общий вид регулировочной скобы.

На фиг.1 показана струна, выполненная из полиамидной крученой трехпрядной веревки 1 для крепления контактного провода 2 к несущему тросу 3. Один конец полиамидной веревки 1 выполнен с возможностью соединения с контактным проводом 2 посредством струнового зажима 4 через медный коуш 5, а другой конец полиамидной веревки 1 выполнен с возможностью соединения с несущим тросом 3 посредством петлевого узла 6. Для регулирования длины струны (или контактного провода 2 по высоте при монтаже) она содержит регулировочную скобу 7 (фиг.2), устанавливаемую в средней части полиамидной веревки 1 (струны).

Изготавливают и монтируют струну для крепления контактного провода к несущему тросу электрифицированной железной дороги следующим образом.

Из полиамидной крученой трехпрядной веревки 1 тросовой свивки изготавливают струну нужной длины. Длина полиамидной веревки 1 (струны) определяется по конструктивной высоте контактной подвески в местах установки струн с учетом необходимого запаса на узлы и регулировку. Отмерив нужную длину, полиамидную веревку 1 перерезают специальным резаком или обычным ножом. Для предотвращения распушения концы полиамидной веревки 1 нужно забандажировать и оплавить свечой или паяльной лампой. Один из концов полиамидной веревки 1 закрепляют на несущем тросе 3 путем завязывания простого одинарного узла 6.

Затем второй конец полиамидной веревки 1 соединяют с контактным проводом 2 с помощью струнового зажима 4 через коуш 5 простым двойным узлом.

После этого в среднюю часть полиамидной веревки 1 вставляют регулировочную скобу 7. Наматывая необходимое количество витков, обеспечивают нужную длину полиамидной веревки 1 (струны).

Таким образом, заявленная струна не только обеспечивает изоляцию контактного провода от несущего троса, но и отличается простотой конструкции, надежностью и долговечостью, легко монтируется и демонтируется, дает реальную экономию цветных металлов, а также позволяет устранить перетоки и электромеханический износ.

1. Струна для крепления контактного провода к несущему тросу, отличающаяся тем, что струна изготовлена из полиамидной крученой трехпрядной веревки, один конец которой выполнен с возможностью соединения с контактным проводом посредством струнового зажима через коуш, а другой — с возможностью соединения с несущим тросом посредством петлевого узла, при этом струна снабжена регулировочной скобой, устанавливаемой в средней части струны.

2. Струна по п.1, отличающаяся тем, что регулировочная скоба выполнена из оцинкованной или сталемедной проволоки диаметром 3-4 мм.

Провода и тросы контактной сети — Машинисту о контактной сети

На контактной сети электрифицированных линий постоянного и переменного тока применяются различные провода и тросы. Это деление в некоторой степени условно. Однако можно считать, что к тросам контактной сети относятся провода, основная функция которых — воспринимать механические нагрузки, а собственно к проводам те, основная функция которых — обеспечивать необходимую электропроводность.

Наиболее широко применяемые одинарные цепные контактные подвески, о которых подробно рассказано ниже, состоят из закрепленного на поддерживающих устройствах несущего троса и подвешенного к нему на вертикальных странах контактного провода, с которого снимается ток токоприемниками э. п. с.
В качестве несущего троса пенной контактной подвески применяют неизолированные монометаллические, биметаллические и комбинированные многопроволочные провода. Монометаллические провода состоят из кровоток, выполненных из одного металла — меди, бронзы или стали. Каждая проволока биметаллического провода изготовлена из двух металлов — стальной сердцевины и медной или алюминиевой оболочки; такие провода называют соответственно сталемедными или сталеалюминиевыми. Комбинированные провода свиты, из проволок, изготовленных из разных металлов.
Изготовление проводов, используемых в качестве несущих тросов, из разных металлов продиктовано необходимостью, с одной стороны, монтировать тросы с большим натяжением (для этого целесообразно применение стали), а с другой стороны, обеспечивать некоторую электропроводность (для этого целесообразно применение меди или алюминия) и защищать нестойкую в коррозионном отношении сталь от воздействия окружающего воздуха Расширяющееся применение биметаллических и комбинированных проводов вместо медных обеспечило существенную экономию меди при электрификации железных дорог, что является решением важной народнохозяйственной задачи.

Условные обозначения используемых в качестве несущих тросов многопроволочных проводов состоят из буквенной и цифровой частей.

Рис. 15. Сечения многопроволочных проводов
а — медных (М), бронзовых (Бр), стальных (С); б — биметаллических сталемедных (ПБСМ) и сталеалюминиевых (ПБСА); в — комбинированных сталеалюминиевых (АС), г — комбинированных (АПБСЛ) из алюминиевых и биметаллических сталеалюминиевых проволок

Первая из них указывает материал и конструктивное исполнение провода: М — медный, Бр — бронзовый, С—стальной, ПБСМ—биметаллический сталемедный, ЦБСА— биметаллический сталеалюминиевый, АС — комбинированный сталеалюминиевый, АПБСА — комбинированный из алюминиевых и биметаллических сталеалюминиевых проволок. Цифры указывают площадь сечения провода в квадратных миллиметрах.
На электрифицированных линиях постоянного и переменного тока в качестве несущих тросов у нас в основном применяют медные провода М-95 и М-120, биметаллические сталемедные ПБСМ-70 и ПБСМ-95 и стальные С-70. Стальные многопроволочные и биметаллические провода используют также в качестве поперечных несущих и фиксирующих тросов гибких поперечин.
Контактный провод является единственным проводом контактной сети, подводящим электрическую энергию непосредственно к токоприемнику э.п.с. Первое требование к контактному проводу — иметь высокую электропроводность, т. е. малое сопротивление с тем, чтобы не вызывать больших потерь электроэнергии в контактной подвеске. Второе требование к нему — обладать высокой механической прочностью, позволяющей давать большое натяжение, что необходимо для обеспечения хорошего качества скользящего контакта и достаточной ветроустойчивости контактной подвески.
В процессе токосъема контактный провод изнашивается. Отсюда вытекает третье требование к нему — быть достаточно износостойким. Из-за износа контактный провод нельзя выполнять многопроволочным, как, например, провода, используемые в качестве несущих тросов.
Наша промышленность выпускает медные, бронзовые и выполненные из низколегированной стали контактные провода. Введение в медь легирующих добавок (примесей) позволило улучшить механические свойства контактных проводов по сравнению с медными — повысить механическую прочность и износостойкость.
Контактные провода выпускаются фасонного и фасонного овального профилей (рис. 16). Овальный провод допускает на 10% больший длительный ток, чем фасонный провод той же площади сечения, благодаря лучшим условиям охлаждения из-за увеличенного периметра профиля; он обладает также меньшим аэродинамическим сопротивлением боковому ветру, что позволяет при его применении допускать большие длины пролетов исходя из условий необходимой ветроустойчивости контактной сети. Условное обозначение провода состоит из буквенного обозначения марки провода (например, МФ — медный фасонный, МФО — медный фасонный овальный) и цифровой части, указывающей номинальную площадь сечения в квадратных миллиметрах.


Рис. 16. Профили фасонного контактного провода марок МФ, ПЛФ и БрФ
(а) и фасонного овального контактного провода марок МФО, НЛФО и БрФО (б) площадью сечения 100 мм2

Наибольшее распространение на линиях постоянного и переменного тока имеют медные фасонные контактные провода площадью сечения 100 мм2 (МФ-100). На боковых путях станций нередко применяется провод МФ-85. Сплошную замену провода МФ-100 производят при среднем износе его на анкерном участке более 30 мм2, провода МФ-85 — при износе более 22 мм2.
Усиливающие, питающие и отсасывающие линии выполняют обычно алюминиевыми многопроволочными проводами марок А и АКП площадью сечения 150 или 185 мм2. Провода марки АКП отличаются от проводов марки А тем, что межпроволочное пространство у них заполнено нейтральной смазкой повышенной термостойкости для защиты от агрессивной среды.
Воздушные линии электропередачи и групповые заземления выполнены сталеалюминиевым проводом марки АС, состоящим из одного или нескольких внутренних повивов стальных проволок и нескольких повивов алюминиевых. В обозначении провода в числителе указывается общая площадь сечения алюминиевых проводов, в знаменателе — стальных. В последнее время при электрификации линий групповые заземления, фиксирующие тросы гибких и жестких поперечин и несущие тросы тракционных путей выполняют проводом ПБСА.
Для электрических соединителей, расположенных между различными проводами цепной подвески и проводами разных подвесок (на неизолирующих сопряжениях анкерных участков), применяют медные гибкие многопроволочные провода марки МГ. Повышенная гибкость проводов МГ, которая необходима для того, чтобы исключить появление «жесткой точки» на контактном проводе в месте подключения к нему электрического соединителя, обеспечивается выполнением провода из проволок очень малого диаметра (0,68 мм).

Смотрите так же:  Установка розеток в панельных домах


“1 Для контактных проводов— высота сеченая.
*2 В числителе — для линий постоянною тока, в знаменателе — для линий переменного тока.
*3 Данные относятся к неизношенным контактным проводам.

Звеньевые струны цепных контактных подвесок и рессорные, провода рессорных струн изготовляют из сталемедной проволоки марки БСМ1 или БСМ2 диаметром соответственно 4 и 6 мм.
Разные провода допускают различные температуры нагрева (в частности, при протекании тока длительностью 20 мин и более для медного, низколегированного и бронзового контактных проводов — соответственно 95, 110 и 130°С, а длительностью млн — 140, 150 и 180°С). На основании этих температур определены значения допустимого тока для разных температур окружающего воздуха. Допустимые токи для самою тяжелого летнего режима для наиболее распространенных на контактной сети марок проводов и их некоторые механические характеристики приведены в табл. 1.
Здесь следует отметить, что в эксплуатации по мерс изнашивания контактного провода его натяжение уменьшают, снимая грузы компенсаторов; с тем чтобы в местах наибольшего износа растягивающее напряжение не превышало 12 кгс на 1 мм2 оставшейся площади сечения медного провода, 13 кгс — низколегированною и 14 кгс — бронзового.

Лекция 7 Струны и провода контактной сети

Струны и провода контактной сети

Контактный провод, который крепится к несущему тросу, должен иметь:

высокую механическую прочность,

не подвергаться коррозии

обладать высокой электрической проводимостью.

Спрашивается, каким образом контактный провод должен крепиться к несущему тросу чтобы токоприемник, мчащийся с высокой скоростью, не сметал на своем пути крепления и какова должна быть конструкция провода, чтобы удовлетворить столь высоким и противоречивым требованиям ю

Контактный провод крепится к несущему тросу при помощи звеньевых струн. Для того, чтобы струны не препятствовали подъему при токосъеме, их выполняют из нескольких звеньев

Пролетные, околоопорные и подрессорные струны изготавливаются из биметаллической проволок.

В контактных сетях применяют провода специальной конструкции, на которых предусмотрены два продольных паза для крепления различных зажимов. Токоприемник, проходя под такими зажимом, не задевает его.

Различают провода круглого и овального профилей.

Наибольшее распространение получили провода, которые в зависимости от площади поперечного сечения маркируется так:

МФ-XXX -. медный, фасонный, поперечного сечения XXX мм2

МФО-YYY — медный, фасонный, овальный, поперечного сечения YYY мм2 ( применяются на участках, подверженных сильным ветровым воздействиям)

Контактный провод выполняют в основном из твердотянутой электролитической меди , имеющей высокую механическую прочность

Однако такие явления как

длительно протекающие токи нагрузки, значения которых превышает допустимые,

даже кратковременное воздействие дуги при токах 2000 А

приводят к разупрочнению и потере первоначальных механических свойств

Для повышения износостойкости, механической прочности и сопротивляемости разупрочнению при нагреве используют низколегированные бронзовые контактные провода с различными присадками (магний, цирконий, олово, кремний, титан и даже серебро). Электрические параметры их не хуже, чем у медных, механические существенно выше, они недороги и к тому же облегченные.

Для отличия медных проводов от бронзовых на последних предусматриваются канавки в верхней части сечения

Попытки заменить медь другими, менее дефицитными материалами привели к появлению комбинированных принципиально новых типов проводов: сталеалюминиевых, сталемедных, а также монометаллических: в которых практически не используется медь в чистом виде,

-.

Несущие тросы цепных подвесок должны быть

более упругими и гибкими нежели контактные провода,

иметь высокую механическую прочность,

незначительно изменять длину при колебаниях температуры

быть устойчивыми к коррозии

обладать достаточной электрической проводимостью

Для несущих проводов используются многопроволочные провода, свитые из отдельных медных или биметаллических проводов.

Несущий трос изготавливают из медных или биметаллических проволочек, которые скручивают в жгут определенного сечения. Поперечный разрез несущего троса показан на рисунке .

— биметаллическая проволока-это поволока, изготовленная не из одного, а из двух металлов, чаще сталь с медью. Внутри проволоки находится стальной стержень, на который одним из возможных способов нанесена оболочка из меди. Такой провод, теряя в электропроводности единицы процента, приобретает прочность на 100-200. На участках, где допустимо большее сопротивление контактной сети, используются сталеалюминиевые провода.

Несущий трос маркируется так:

ПБСМ-XX -провод биметалический, сталемедный, поперечным сечением XX мм2

М-YY -медный, поперечным сечением YY мм2

Для фидерных и усиливающих провода обычно используются алюминиевые провода марки А

Расположение проводов относительно оси пути

В зависимости от расположения проводов подвесок в плане различают полукосую, косую, ромбовидную и вертикальную подвески.

Расположение контактного провода относительно оси пути фиксируется фиксаторами.

На прямолинейных участках получила распространение подвеска, у которой контактный провод расположен зигзагообразно относительно оси пути, а несущий трос ‑ над осью пути ( полукосая подвеска).

Зигзаги направлены в разные стороны относительно оси пути на 300 мм. Полукосая подвеска проста по конструкции, обеспечивает равномерный износ контактных пластин токоприемника. Для создания зигзагов контактного провода на прямых участках и выносов у опор служат фиксаторы.

При косой подвеске контактный провод расположен с зигзагом ±300 мм, а несущий трос у тех же опор с зигзагом 1 м, противоположным зигзагу контактного провода. Перекос струн поперек пути большой, что создает хорошую ветроустойчивость подвески. Недостатком ее является сложность монтажа. Применяют такую подвеску в районах с сильными ветрами.

Ромбовидная подвеска – это подвеска, у которой контактные провода располагаются в горизонтальной плоскости у опор с разносторонним зигзагом 300—400 мм. Ромбовидная подвеска применяется на участках постоянного тока в районах с сильными ветрами.

Вертикальную (хордовую) подвеску применяют на кривых участках пути. Контактный провод (КП) и несущий трос (НТ) располагают в одной вертикальной плоскости и по хорде относительно оси пути. Контактный провод у опор смещают в наружную сторону кривой на расстояние, называемое выносом. Нормальный вынос на кривых равен 400мм.

Виды сопряжения анкерных участков

Контактная веть состоит из отдельных анкерных участков длиной 1200-1600 м

Провода цепных подвесок по концам анкерных участков отводятся в сторону к анкерной опоре . т.е. отдельные анкерные участки механически разделяются.

Анкерные опоры могут воспринимать только нагрузки от натяжения закрепленных на них проводов или, кроме того, нести такие же нагрузки, как промежуточные, переходные или фиксирующие опоры.

Чтобы обеспечить переход полоза токоприемника с контактного провода одного анкерного участка на контактный провод следующего анкерного участка, применяют различные схемы сопряжения.

Рассмотрим, как осуществляется токосъем в местах, где кончается один анкерный участок и начинается другой (т.е. как осуществляется механическое разделение участков и сохраняется непрерывный токосъем).

Если не предусматривается электрическая независимость сопрягаемых анкерных участков, то сопряжение выполняют неизолирующим.

Неизолирующие сопряжения могут быть двух видов :

Двухпролетные (простые) сопряжения анкерных участков контактных подвесок устраивают на станционных путях, на которых скорость не превышает 70 км/ч.

Рассмотрим расположение контактных проводов при простом двухпролетном сопряжении анкерных участков

Здесь показано как выполняется сопряжение между двумя анкерными опорами 1 и 3. Контактные провода разных анкерных участков пересекаются у переходной опоры.

В месте пересечения устанавливают ограничительную трубку, которая обеспечивает их одновременный подъем.

Надежное электрическое соединение между анкерными участками осуществляют с помощью продольного электрического соединения.

На главных путях станций и перегонов монтируют неизолирующие эластичные трехпролетные сопряжения .

ирными синими и красными линиями обозначены рабочие участки контактных проводов, где токоприемник осуществляет контакт с проводом. Желтые – это нерабочие участки (провода, уходящие на анкеровку).

Эластичное сопряжение выполняют следующим образом:

между анкерными опорами устанавливают две переходные опоры.

переход токоприемника с одного провода на другой происходит в пролете между переходными опорами (переходном пролете);

в этом пролете каждый из контактных проводов регулируется по высоте так, чтобы высота контактного провода в середине пролета была равна рабочей высоте, а далее уходящие на анкеровку контактные провода постепенно поднимаются и у переходной опоры нерабочий контактный провод (провод, уходящий на анкеровку) располагается на 200 мм выше рабочего;

полоз токоприемника, проходя через эластичное сопряжение, сначала скользит по контактному проводу одного участка, а затем в средней части пролета между переходными опорами он скользит по проводам обоих анкерных участков и затем продолжает движение по контактному проводу другого анкерного участка.

Секционирование контактной сети

Секционирование – это разделение контактной сети на отдельные секции, которые электрически не связаны друг с другом, но могут быть соединены секционными разъединителями.

Смотрите так же:  Периодичность измерения сопротивления контура заземления

При сопряжении анкерных участков обеспечивают не только механическое разделение анкерных участков, но и их электрическую независимость путем секционирования .

повышает надежность работы контактной сети,

делает удобным ее обслуживание при эксплуатации: любую секцию контактной сети можно отключить для производства ремонтных работ без прекращения движения поездов на остальных секциях. Если бы контактные подвески не имели электрических разделений, то при любом повреждении или работах, требующих отключения напряжения, пришлось бы его снимать со всей контактной сети и прекращать движение поездов

секционирование необходимо также для надежной работы устройств электроснабжения в целом, оперативного технического обслуживания и ремонта контактной сети с отключением напряжения

В условиях эксплуатации электрическое соединение отдельных секций осуществляют включением секционных разъединителей. Схема секционирования предусматривает такое взаимное расположение секций, при котором отключение одной из них в наименьшей степени влияет на организацию движения поездов.

Схемы секционирования контактной сети определяются эксплуатационными условиями.

Разделение контактной сети на секции осуществляется с помощью секционирующих устройств:

секционных изоляторов

изолирующих сопряжении анкерных участков

Секционирование анкерных участков осуществляется с помощью изолирующих сопряжений двух типов

изолирующее сопряжение с нейтральной вставкой

Воздушным промежутком называют изолирующее сопряжение, которое допускает электрическое соединение проводов контактной подвески при проходе токоприемника через сопряжение анкерных участков;

Изолирующее сопряжение с нейтральной вставкой – это сопряжение, которое применяют в том случае, когда электрическое разделение анкерных участков не может быть нарушено даже на самое короткое время.

Воздушные промежутки. обычно монтируют в местах примыкания контактной сети перегонов и станций.

Воздушные промежутки выполняются сопряжением анкерных участков в трех пролетах. Оно аналогично эластичному неизолирующему сопряжению.

Отличие состоит в том, что

увеличивают расстояние между параллельными проводами и у переходных опор внутри переходного пролета,

в провода, отходящие на анкеровку, с обоих сторон врезают изоляторы.

Для обеспечения возможности подачи напряжения с одного анкерного участка на другой на одной из переходных опор монтируется секционный разъединитель

Таким образом при проходе изолирующих сопряжений токоприемником ЭПС по границе раздела секций электрическое разделение анкерных участков нарушается

Если такое замыкание недопустимо, между секциями размещают нейтральные вставки.

Сопряжение анкерных участков с нейтральной вставкой

В ряде случаев электрическое разделение не может быть нарушено даже на самое короткое время, (например при сопряжении участков с различными по фазе напряжениями или при сопряжении участков постоянного и переменного тока) применяют

При питании смежных секций от различных фаз в пределах одной подстанции, при сопряжении участков двух разных подстанций или принадлежности анкерных участков к различным системам тягового электроснабжения) возникает необходимость в применении нейтральной вставки.

Нейтральная вставка — полностью изолированный участок КС, расположенный между двумя анкерными сопряжениями.

В нормальных условиях нейтральная вставка не находится под напряжением, поэтому при подъезде к ней машинист обязан по специальному предупреждающему знаку «отключить ток» выключить электровоз и пройти нейтральную вставку «накатом».

Если вдруг произошла аварийная остановка ПС под нейтральной вставкой, то с поста секционирование на неё может быть подано напряжение

Изолирующее сопряжение анкерных участков с нейтральной вставкой отличается от других сопряжений тем, что в него входит участок контактной подвески, на котором нормально отсутствует напряжение. Именно этот участок и носит название нейтральная вставка.

Длина нейтральной вставки выбирается такой, чтобы исключить одновременное перекрытие обоих воздушных промежутков полозами двух токоприемников (50-200 м).

Т.о. для сопряжения анкерных участков с нейтральной вставкой требуется 5-7 пролетов

Расстояние под нейтральной вставкой электрические локомотивы проходят на выбеге по инерции. Для обеспечения возможности подачи напряжения на нейтральную вставку на одной из переходных опор монтируется секционный разъединитель

Типы секционирования контактной сети

с помощью секционных разъединителей

Секционирование контактной сети бывает продольным и поперечным.

При продольном секционировании осуществляют разделение контактной сети каждого главного пути вдоль электрифицированной линии у всех тяговых подстанций и постов секционирования.

Изолирующие и неизолирующие сопряжения анкерных участков — это разновидности продольного секционирования.

Анкерный участок — это участок контактной подвески, на котором обеспечивается постоянное натяжение контактного провода с помощью систем блоков и противовесов. Максимальная длина такого участка — 1600м

Поперечным секционированием называется электрическое отделение контактной сети одной группы путей от другой на станциях или отделение контактной сети одного главного пути от другого на двухпутных участках как на станциях, так и на перегонах.

Продольное и поперечное секционирование станции на двухпутном участке

Контактную сеть станции отделяют от контактной сети перегона (разъединители А, Б, В, Г) и они образуют отдельные секции.

В отдельные продольные секции выделяют контактную сеть перегонов, подстанций, разъездов и обгонных пунктов.

На крупных станциях, имеющих несколько электрифицированных парков или групп путей, контактная сеть каждого парка или групп путей образует самостоятельные продольные секции.

На очень крупных станциях иногда выделяют в отдельные секции контактную сеть одной или обеих горловин.

Секционируют также контактную сеть в протяженных тоннелях и на некоторых мостах с ездой понизу.

При поперечном секционировании осуществляют разделение контактной сети каждого из главных путей на всем протяжении электрифицированной линии.

На станциях, имеющих значительное путевое развитие, применяют дополнительное поперечное секционирование. Число поперечных секций определяется числом и назначением отдельных путей, а в ряде случаев и режимами трогания ЭПС, когда необходимо использовать площадь сечения контактных подвесок соседних путей.

Секционирование с обязательным заземлением отключенной секции контактной сети предусматривают для путей, на которых могут находиться люди на крышах вагонов или локомотивов, либо путей, вблизи которых работают подъемно-транспортные механизмы (погрузочно-разгрузочные, экипировочные пути и др.). Для обеспечения большей безопасности работающих в этих местах соответствующие секции контактной сети соединяют с другими секциями секционными разъединителями с заземляющими ножами; эти ножи заземляют отключаемые секции при отключении разъединителей. На крупных станциях главные пути обычно выделяют в отдельные секции, а остальные секционируют по паркам или подразделяют на группы. Это позволяет проводить работы на контактной сети со снятием напряжения, не прекращая поездной работы станции..

Схема питания и секционирования контактной сети на двухпутном участке дороги, электрифицированной по системе переменного тока

Напряжение в контактную сеть подается по питающим линиям (кабельным или воздушным) от тяговых подстанций, число этих линий зависит от числа главных путей, путевого развития станции и места расположения подстанции. При расположении ее в середине станции каждая секция контактной сети перегона получает питание по своей питающей линии, а пути станции — по одному и более фидерам.

На дорогах переменного тока для избежания междуфазного к. з. при проходе токоприемника в одной из горловин станций устраивают нейтральную вставку НВ.

Схема питания и секционирования контактной сети на двухпутном участке дороги, электрифицированной по системе переменного тока

Разъединители на фидерах нормально включены, продольные секционные разъединители А, Б, В, Г разомкнуты, чем обеспечиваются независимое питание секций и их защита. Применяют и другие схемы. Питание контактной сети электродепо осуществляется по самостоятельной линии.

Переключения секционных и фидерных разъединителей производят с помощью ручного или электродвигательного (мотор­ного) привода. Управляют секционными разъединителями с мо­торными приводами от дежурного по станции или с блокпоста, а наиболее ответственными и часто переключаемыми — с диспетчерского пульта средствами телемеханики.

Похожие статьи:

  • Заземление шкафов учета Заземление шкафов учета Уважаемые специалисты, доброго времени суток!Проектирую ИТП в жилых домах(сантехническая-расчетная сторона вопроса).Вот выдержка из основного документа по проектированию ИТП СП41-101-95:. 7. Электроснабжение и […]
  • Высоковольтные провода с нулевым сопротивлением Ford Focus Sedan ГиА › Бортжурнал › Зажигание. Часть 3. Высоковольтные медные (!) провода, с нулевым сопротивлением, с силиконовой оболочкой своими руками . Как я и обещал, пишу продолжение эпопеи с ВВ (высоковольтными) проводами. […]
  • Сопротивление телефонного провода Параметры влияющие на работу ADSL оборудования Монтерская трубка WALKER, тон-генератор, ИРК-ПРО 7.2, некоторые инструменты. Первичные параметры линии: (реальные) Сопротивление шлейфа(пары) R [Ом] от 10 до 1200 Сопротивление изоляции. R […]
  • Пуэ заземление во взрывоопасных зонах ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7 Раздел 7. Электрооборудование специальных установок Глава 7.3. Электроустановки во взрывоопасных зонах Зануление и заземление 7.3.132. На взрывоопасные зоны любого класса в помещениях […]
  • Узо выбор номинального тока 9. Выбор типа и параметров УЗО 9.3. НОМИНАЛЬНЫЙ ТОК НАГРУЗКИ In Номинальный ток нагрузки In выбирается из ряда: 6, (10), 16, 25, 40, 63, 80, 100, 125 А. Для УЗО значение этого тока определяется, как правило, сечением проводников в самом […]
  • Заземление щитов нормы ПУЭ 7 — Правила устройства электроустановок _________ * Требования настоящей главы являются взаимосвязанными. Следует иметь в виду, что частичное выполнение комплекса требований к электроустановкам зданий может привести к […]