Цвет провода к-линии

Штатный иммобилайзер ВАЗ «АПС-4» («АПС-6»)

I. Что это такое

Несмотря на огромную популярность предыдущей статьи (которую без указания источника информации перепечатал журнал «Мастер 12V» и куски которой размещены еще на сотне мелких околоавтомобильных интернет — страничек) я решил ее коренным образом переработать.

Итак — иммобилайзер ВАЗ — штатное противоугонное устройство, устанавливаемое на все новые инжекторные автомобили ВАЗ (кроме «классики»). Первоначально, при выходе с завода, все иммобилайзеры находятся в необученном состоянии, то есть с неактивированной функцией защиты. В комплект поставки входит 3 ключа — 2 черных «рабочих» и красный «мастер-ключ» для обучения системы. Обучение, как правило, производится при продаже автомобиля или самостоятельно хозяином авто.

Принцип действия иммобилайзера довольно прост. Он осуществляет обмен данными с блоком управления (ЭБУ), разрешая или запрещая, в зависимости от состояния системы, запуск двигателя на уровне ЭБУ, то есть, без дополнительных блокировок. Разрешение на запуск двигателя производится только после успешной инициализации (считывания) черного ключа. При попытке завести автомобиль, не снятый с охраны, ЭБУ блокирует цепи зажигания и бензонасоса.

Как было уже отмечено, обмен данными между иммобилайзером и ЭБУ происходит по линии диагностики K-Line, поэтому вывести его из строя или сбить код (!) возможно даже невинным подключением диагностического оборудования при включенном зажигании (испытано на собственном опыте) или помехами от обычного сотового телефона. Так же, при наличии иммобилайзера не в коем случае нельзя «высаживать» АКБ «в ноль». В этом случае в EEPROM может прописаться хаотичный мусор, и поездки в сервис «на галстуке» не избежать. Довольно продолжительное время сей факт приносил немало доходов мастерским, ибо проблема решалась и до сих пор иногда решается горе — диагностами тривиально просто и прибыльно — заменой ЭБУ на новый при физическом отключении иммобилайзера. Справедливости ради необходимо отметить, что количество отказов и «глюков» иммобилайзеров в последнее время резко сократилось — видимо на ВАЗе все-таки ведется работа по улучшению помехоустойчивости иммобилайзеров, наибольшее количество «глюков» приходится на автомобили до 2001 г. выпуска.

Случаев внезапного отказа иммобилайзеров вследствие программных (именно программных, т.к. случаев выхода из строя иммобилайзеров ничтожно мало) сбоев было настолько много, что ВАЗ разработал в новом ПО программируемую пользователем функцию альтернативного запуска двигателя в случае отказа системы, т.е. контроллер в аварийном режиме разрешает произвести одну поездку при условии заблаговременной активации этой функции и правильного ввода пароля. Активация и ввод пароля из 6 цифр (программирование) производится нажатиями на педаль газа, представьте, сколько раз Вам будет нужно, не сбиваясь, по определенному алгоритму ее надавить, если Вы задумали, например, число «999999» :). Впоследствии, при отказе иммобилизатора, можно, опять – таки многочисленными нажатиями на газ, упросить машину завестись. Подробнее об этом извращении для неутомимых и любознательных можно почитать в описании иммобилизатора.

На автомобилях «Шевроле — Нива» и свежих (с 2004 г.в) применен более современный и совершенный иммобилизатор АПС-6. Устройство функционально аналогично АПС-4, но в этой системе кодовый ключ встроен в ключ зажигания, а считыватель находится в рулевой колонке. Так же реализован ряд дополнительных возможностей — управление электростеклоподъемниками, задними ПТФ, диагностика иммобилизатора по k-line. Конструктивно АПС-6 отличается от АПС-4. Мало того, АПС-6 разных годов выпуска немного отличаются между собой. На фото, приведенном ниже, слева — АПС-6 выпуска 2003 г., справа — 2001 г. Видимо это тот случай, когда «изготовитель оставляет за собой право вносить изменения, не влияющие на работоспособность изделия». Внутреннее устройство иммобилизатора, несмотря на невыкокую стоимость, довольно сложно. Он представляет собой микроконтроллер на базе PIC16C65B, схему K-Line для обмена данными с ЭБУ по диагностической линии и памятью EEPROM, для хранения кодов обучения. Фото платы АПС-4. Фото платы АПС-6 с Нивы-Шевроле. Фото платы АПС6.1 (высокое разешение).

Следует также иметь ввиду, что очень часто АПС-6 установлен в корпусе от АПС-4, т.е внешне блок имеерт маркировку АПС-4, а на плате маркировка APS-6.

На автомобилях «Калина» и «Приора» микрочип находится внутри штатного брелка. Брелок так же управляет штатным центральным замком (и штатной сигнализацией). В а/м «Приора» конструктивно иммобилайзер объединен с контроллером стеклопакета, на «Калине» — блок АПС-6 отдельный, расположен за магнитолой.

Подключение АПС к ЭСУД с 55-пиновым разъемом ЭБУ

К проводке с 81-пиновым разъемом ЭБУ

II. Проблемы и решения.

Далее описаны методы борьбы с «заглючившим» или сломавшимся иммобилайзером. При обучении иммобилайзер записывает свой код в EEPROM (EEPROM — энергонезависимая флэш — память, сохраняющая данные при полностью отключенном питании) контроллера. В иммобилайзере так же используется EEPROM, в котором хранится информация о двух обученных ключах. В результате обучения получается индивидуальный комплект ключи — иммобилайзер — ЭБУ, работающий только в этом сочетании.


Очевидно, что для отключения иммобилайзера необходимо, что бы он физически отсутствовал и в EEPROM ЭБУ должна отсутствовать информация о наличии иммобилизатора. Проще говоря, необходимо отключить разъем от иммобилайзера и очистить EEPROM ЭБУ.

Иммобилизатор находится: на ВАЗ 2110 прямо над ЭБУ, то есть, для того, что бы добраться до него необходимо открутить боковой щиток; в ВАЗ 2109 с высокой панелью — за панелью приборов, между рулевой колонкой и тем местом, где у карбюраторных находится подсос. На автомобиле Шевроле-Нива доступ к иммобилайзеру (как, впрочем, и ко всему другому) сильно затруднен. Расположение смотрите на фото.

При удалении иммобилизатора не забудьте восстановить линию диагностики — установить перемычку для восстановления связи ЭБУ с диагностической колодкой. Для того, что бы пользоваться всеми остальными функциями иммобилизатора, можно обрезать провода и соединить их, восстановив тем самым K-line (об этом чуть ниже), а разъем вставить на место.

Метод «оживления» контроллера очень прост — нужно очистить энергонезависимую память ЭБУ от информации, оставленной там иммобилайзером. На практике это выглядит так — от иммобилайзера отсоединяется разъем штатной проводки, если Вам необходимо, что бы сигнал диагностики доходил от ЭБУ до диагностической колодки, необходимо в снятом разъеме установить перемычку между контактами 9.1 и 18. Иммо можно выбросить, а можно и оставить — красиво гасить плафон, в этом случае необходимо отрезать от разъема провода от контактов 9.1 и 18 и соединить их вместе. Разъем иммобилизатора при этом установить на прежнее место. Далее, нужно внимательно приглядеться к ЭБУ и выяснить его происхождение.

Если это Bosch M1.5.4, необходимо его вскрыть и установить на место штатного специально подготовленный чип с программой очистки EEPROM ЭБУ и включить на несколько секунд зажигание. После установки на место микросхемы с программой двигатель заведется, если, конечно, дело было именно в этом. Если же В Вашем блоке ПЗУ запаяна, выходов два — либо выпаивать и устанавливать панельку (что неплохо, пригодится впоследствии для Чип — Тюнинга), либо воспользоваться программой COMBISET от US, имеющей функцию очистки ЕЕPROM по последовательному каналу, без перепайки микросхем. Имейте ввиду, что в этом случае необходимо обеспечить адаптеру и ЭБУ надежную общую «землю». Для того что бы пользоваться этой платной программой вовсе нет необходимости в ее приобретении — функция очистки EEPROM полноценно работает и в демо-версии. В 2006 г. на автомобилях ВАЗ появились специальные заглушки на разъем АПС (см. фото), для восстановления связи между между ЭБУ и диагностической колодкой.

Если у Вас Январь 5.1.х или VS.1 то можно воспользоваться любым бесплатным программатором блоков, скачать специальную программку перезаписи EEPROM, и залить в блок прошивку EEPROM, считанную с «чистого», с необученным иммобилайзером, контроллера. Можно считать старый файл, любым редактором исправить все на #FF и залить обратно, имеющаяся в EEPROM информация практически не несет никакой смысловой нагрузки, если блок работает без иммобилизатора, содержит лишь КС, коэффициент коррекции СО и название прошивки. Несмотря на то, что #FF в EEPROM не разрешает запуск двигателя, ЭБУ при первом включении, не обнаружив иммобилайзер на линии диагностики, сам прописывает код разрешения запуска. Если Вы пользователь программатора COMBILOADER (или старой версии ECU Programmer) от SMS-Software, убрать иммо из памяти ЭБУ совсем элементарно — нужно считать EEPROM, нажать на кнопку «Удалить Имм» и записать дамп обратно.

В системах Bosch MP7.0H придется либо пользоваться программой Combiset (c eeprom работает даже demo-версия), либо выпаивать микросхему и программировать на программаторе, поддерживающем этот тип микросхем. При использовании Combiset необходимо подать + питания и массу на контроллер и подключить адаптер как показано на фото:

Может так случиться, что целиком стирать eeprom нельзя, тогда нужно подредактировать дамп по методе Kn: Для удаления записи об иммо достаточно байты с 02 до 07 заменить на FF. После подключения иммо не нужен и на это место очевидно ЭБУ прописывает 0FD1 0FD1 0FD1. Если после записи FF иммо отключить физически, пишется туда 0FD30FD30FD3. Если прописать сразу не FF а 0FD10FD10FD1 иммо не мешает больше. Самое интересное — если вписать случайную последовательность на это место, то иммо работает(. ) и прописывает туда ЭБУ снова 005100510051. Меняются еще байты с 050 адреса и с 070, это так называемый rolling-code, динамический пароль иммобилайзера.

Смотрите так же:  Заземление колодца с водой

Новая версия Combiloader (2.1.8) кроме штатной процедуры очистки eeprom получила возможность стирать eeprom без удаления данных иммобилизатора.

Вы можете сами проанализировать дампы eeprom и соответствующий статус иммобилайзера.

Если после процедуры очистки EEPROM двигатель завелся, можно рискнуть вновь подключить иммобилизатор. Следует иметь ввиду, что для того, что бы иммобилизатор нормально начал выполнять свои функции, необходимо заново «переобучить» его с помощью красного ключа. Может случиться так, что процедура переобучения не сработает. Тогда есть три варианта. Первый — необходимо выпаять eeprom из иммобилизатора, очистить его с помощью программатора и запаять обратно. Запаять можно также и новую, чистую микросхему. Второй — очистить eeprom с помощью программы А. Соколова (aka Uncle Sam) Combiset, режим очистки eeprom Bosch. Третий — приобрести новый иммобилизатор. Во всех трех случаях иммобилизатор «чистый», т.е способен к программированию с помощью любого красного ключа.

В случае, если ЭБУ меняется на новый, иммобилизатор будет сохранять работоспособность, реагировать на ключи и выключение/включение зажигания, но запуск двигателя запрещать не будет. В этом случае необходимо полностью переобучить иммобилайзер, используя красный и черные ключи. Иммо АПС-4 ранних выпусков могли немотивированно «прописаться» во вновь подсоединенный ЭБУ, но эти случаи крайне редки.

После удаления иммобилизатора на автомобилях без катализатора и без регулятора СО (установка СО с компьютера или тестера) необходимо заново отрегулировать СО, т.к область хранения значиения коррекции СО тоже стирается.

Внимание! На автомобилях с системой Микас 7.6 (Дэу Сенс) целиком стирать eeprom нельзя — машина даже не заведется.

На автомобилях «Калина» деактивация иммобилайзера приведет к неполной работоспособности штатного центрального замка. Так же при неправильном обучении АПС-6 (ошибках при активации) устройство блокируется. В этом случае единственный выход — запись «чистого» eeprom. Всегда старайтесь сохранять образа eeprom перед, да и после активации.

Назначение выводов иммобилайзера АПС-6

Цвет провода к-линии

Технический Бюллетень #17 : О К-линии и не только (часть 2).

Итак, решено, будем бороться с системой комфорта «врукопашную». Если ни одна функция системы не работает, вероятнее всего есть проблемы с блоком управления данной системы. В понятие «проблемы с блоком» входит как непосредственно блок (вернее то, что внутри него), так и внешние соединения, обеспечивающие его нормальную работу. Ведь если к блоку не приходит, например питание, работать он не будет. Надо упомянуть, что жгут, подходящий к блоку комфорта проходит вдоль порога, под водительским ковриком. С точки зрения скопления влаги (и даже воды) место не самое удачное. Поднимаем коврик – так и есть, всё влажное, если не сказать сырое. Не делая никаких предварительных измерений, решаем более внимательно рассмотреть состояние жгута в этой зоне и частично удаляем с него заводскую матерчатую изоляцию. И практически сразу же находим причину: два провода просто отгнили (фото 1).

Фото 1 — Проблемы с проводкой

Быстренько восстанавливаем проводку, подсоединяем блок комфорта. Включаем зажигание – есть результат! С помощью брелока нам сразу же удаётся закрыть и открыть двери, багажник, да и все другие функции теперь работают. Может быть и К-линия заработала? Увы, мультиметр невозмутимо показывает, что напряжение не изменилось. Поскольку сканер у нас лежит наготове (фото 2), пытаемся на всякий случай установить связь. Безрезультатно.

Фото 2 — Вид салона автомобиля

Ну, как говорится, и хрен бы с ним. Собственно о чём печалиться? Проблему, с которой клиент обратился в сервис, мы успешно решили, так что можно закрывать заказ-наряд и отдавать машину. Сообщаем клиенту о нахождении и устранении неисправности, ну и заодно информируем о том, что К-линия не работает, а следовательно, в случае образования каких-либо других проблем, обнаружить их будет непросто. По реакции владельца видим, что он «проникся». Немного взвесив свои финансовые возможности, он решает до кучи разобраться и с К-линией и даёт нам добро на поиск неисправности (читай, соглашается на оплату как минимум ещё трёх нормо-часов). Вот это по-нашему. Побольше бы таких клиентов!

С чего же начать? Принимаем, быть может не совсем эстетичное, но зато дешёвое и практичное решение. Поскольку жгут блока комфорта всё ещё легко доступен, режем провод его К-линии. С помощью самодельных проводников этот провод, а также питание с диагностического разъёма подключаем к сканеру (фото 3).

Фото 3 — Подключение К-линии и питания

Массу берём от скобы дверного замка (фото 4).

Фото 4 — Подключение массы.

Теперь провод К-линии блока комфорта не связан с К-линиями остальных блоков и ничто не мешает его обмену со сканером. Включаем зажигание, и, как и следовало ожидать, с ходу устанавливаем связь с блоком комфорта. В памяти блока имеется множество кодов неисправностей, они даже не умещаются на дисплее прибора (экраны 1 и 2).

Экран 1 — Коды неисправностей системы кофорта 1

Экран 2 — Коды неисправностей системы комфорта 2

Очевидно, они возникли в процессе «умирания» проводки. По крайней мере, нам удаётся легко удалить их и больше они не возникают (экран 3).

Экран 3 — Коды системы комфорта удалены.

Вывод: сами по себе К-лини, скорее всего, абсолютно исправны. По крайней мере, К-линия блока комфорта – совершенно точно. Остаётся самая малость – найти точку, которая шунтирует все остальные К-линии на массу. Начинаем «ползти» по проводке и находим. Правда не совсем то, что искали, но, как оказывается, именно то, что нам нужно. В гуще проводов мы обнаруживаем так называемый «сплайс», т.е. место соединения всех К-линий. Правда, провода почему-то не обжаты, а скручены. Но гораздо более важно то, что их там должно быть всего пять (Двигатель, АБС, Панель приборов, Подушки безопасности и Блок Комфорта). А по факту их шесть. С помощью электрической схемы (база данных Mitchell ) быстро определяем цвета проводов и приходим к выводу, что лишним является провод зелёного цвета с жёлтой полосой. Согласно схеме, этот провод должен идти на блок управления АКП. Но, как уже говорилось в бюллетене №16, здесь стоит ручная коробка. Кто, когда и зачем проложил этот самый шестой провод, а самое главное – почему он опосредованно связан с массой, остаётся загадкой. Разгадывать эту загадку у нас времени нет. Мы поступаем просто – раскручиваем «скрутку», отсоединяем зелёный провод с жёлтой полосой и скручиваем оставшиеся пять проводов (фото 5).

Фото 5 — Точка соединения К-линий

Включаем зажигание, и мультиметр наконец-то показывает то, что он и должен показывать: 10.8 Вольта (фото 6).

Фото 6 — Напряжение на К-линии в норме.

Теперь нормальной работе К-линий больше ничто не мешает, можно подключать сканер к диагностическому разъёму. Подключаем и связываемся с двигателем. В памяти ECU есть два кода (экран 4), но разбираться с ними мы сейчас не будем – это отдельная задача.

Экран 4 — Коды отказов в системе управления двигателем.

По очереди связываемся с системами АБС, Панели Приборов и Подушек Безопасности – в них всё чисто, ошибки отсутствуют (экраны 5, 6 и 7).

Экран 5 — АБС-ошибки отсуствуют.

Экран 6 — Панель Приборов — ошибки отсуствуют

Экран 7 — Подушки Безопасности — ошибки отсуствуют.

Изолируем скрутку К-линии (фото 7) и собираем всё, что разобрали.

Фото 7 — Восстановленное соединение.

Ну вот теперь действительно всё. Приглашаем владельца Пассата приехать ещё раз, для диагностики двигателя. Он обещает непременно приехать…. как только накопит немного денег.

Технический эксперт компании «НЕО СИСТЕМС»

Цвет провода к-линии

Прибор кросса портативный ПКП-60

Назначение:

Прибор выполняет следующие операции:

  1. Комбинированный тест линии (Режим 0 стр. 6).
  2. Измерение постоянного (до 350 В) и переменного (до 250 В) напряжений на проводах «а» и «б» и между ними (Режимы 1 стр. 6 и Ф1 стр. 11).
  3. Измерение сопротивления изоляции между проводом «а» и землей, проводом «б» и землей и между проводами «а» и «б» до 1 ГОм. Дополнительно проводится анализ на короткое замыкание и определение расстояния до места аварии (КЗ на землю) (Режимы 2 , 3 стр. 7).
  4. Измерение сопротивления шлейфа и тока абонентской линии (Режим 3 стр. 7).
  5. Автоматическая компенсация сопротивления измерительного кабеля.
  6. Измерение емкости между проводом «а» и землей, проводом «б» и землей и между проводами «а» и «б» до 30 мкФ. Дополнительно проводится анализ на обрыв и определение расстояния до места обрыва (Режимы 5 , 6 стр. 8).
  7. Формирование в линию фонического сигнала 800 Гц для вызова абонента, не положившего трубку на рычажный переключатель (Режим 3 стр. 7).
  8. Проверка телефонного аппарата (ТА) абонента (Режим 7 стр. 8):

— вызов абонента индукторным сигналом 25 Гц;

— разговор с абонентом;

— определение цифры, набранной на телефонном аппарате, в тональном или импульсном режиме; в импульсном режиме дополнительно измеряется длительность импульсов и пауз в серии;

— измерение длительности сигнала FLASH.

  1. Работа в режиме телефонного аппарата с тональным или импульсным набором номера. Генерация сигнала FLASH длительностью 150…1000 мс. (Режим 8 стр. 9 и Ф8 стр. 11).
  2. Измерение напряжения станционной батареи (Режим 8 стр. 9).
  3. Измерение напряжения и частоты вызывного сигнала (Режим 8 стр. 9).
  4. Подключение к линии в режиме «прослушивание» или «конференция» (Режим Ф7 стр. 11).
  5. ^

Работа в режиме «вызов из линии» (прозвонка проводов, связь с монтером на линии) (Режим 9 стр. 10).

Работа в режиме автоответа (Режим Ф9 стр. 12).

Все операции в линии выполняются как с обычными, так и со спаренными абонентами.

Прибор питается от четырех аккумуляторов типа АА, размещенных внутри корпуса, или от сети переменного тока 220В через адаптер 6В/0,5А. Адаптер одновременно является зарядным устройством для внутренних аккумуляторов. Габариты прибора – 180х100х44мм.

Прибор кросса выполнен в легком портативном корпусе (3), на котором расположены: разъем для подключения внешних устройств (1), клемма заземления (2), жидкокристаллический дисплей (4), клавиатура (5), разъем для подключения зарядного устройства (6), разъем для подключения гарнитуры (7), излучатель звуковых сигналов (8).

(1)

(2)

(3)

(4)


(5)

(6)

(7)

(8)

Инструкция по эксплуатации прибора

Прибор поставляется в комплекте с не установленными внутрь корпуса аккумуляторами. При появлении питания происходит автоматическое включение прибора.

Установка аккумуляторов

Для установки аккумуляторов необходимо: открыть отсек для аккумуляторов, на нижней крышке прибора и вставить четыре аккумулятора, СТРОГО соблюдая полярность, обозначенную на внутренней стенке отсека. Закрыть аккумуляторный отсек. При этом на дисплее должна появиться надпись (пример):

В верхней строке указана модификация исполнения прибора, в нижней – уровень зарядки аккумуляторов (цифра приблизительная, зависящая от степени износа аккумуляторов). Состояние прибора, при котором на дисплей выведена эта надпись, называется ниже «исходным».

Для подзарядки аккумуляторов необходимо:

  1. Подключить адаптер к сети 220В;
  2. Подключить адаптер к прибору.

При этом на дисплее должна появиться надпись:

Время полной зарядки аккумуляторов может составлять более 10 часов. Адаптер может быть подключен к прибору постоянно.

Прибор рассчитан на круглосуточную работу. Ограничение по времени работы накладываются только разрядом аккумуляторов (в случае автономной работы прибора).
^ Работа с клавиатурой
Прибор имеет 9 основных режимов работы и несколько дополнительных. Вход в основные режимы осуществляется из исходного состояния нажатием цифровой кнопки с номером режима (под цифровой кнопкой подразумевается кнопка с обозначенной на ней цифрой). Над каждой цифрой на кнопке размещена «подсказка», символизирующая режим работы. Для входа в дополнительные режимы следует последовательно нажать кнопку FLASH/Ф и одну из цифровых кнопок (например для входа в дополнительный режим Ф3 следует нажать кнопку FLASH/Ф и затем кнопку 3). Во всех режимах обратный переход в исходное состояние производится кнопкой СБРОС/ВЫКЛ. В некоторых случаях допускается переход из одного режима в другой прямым нажатием кнопки нового режима.

В исходном состоянии нажатие кнопки СБРОС/ВЫКЛ переводит прибор в режим малого потребления тока. При этом дисплей отключается. Возврат в исходное состояние возможен только нажатием кнопки ВКЛ. Нажатие этой кнопки в любом другом режиме (кроме режимов 8 и Ф8) приводит к включению/отключению подсветки дисплея. Подсветку следует использовать только при недостаточном освещении, т.к. она увеличивает потребляемый от аккумуляторов ток.
^ Подключение прибора к кроссу
Подключить измерительный кабель «прибор – кросс» к разъему, расположенному на боковой стенке прибора. Подключить кабель «прибор – кросс» к кроссу согласно таблице проводов (в таблице приведены три возможных варианта цвета проводов для кабелей различных производителей):

При установке измерительного шнура в ячейку кросса (плинта) с размыкаемыми контактами, провода линейной и станционной сторон сохраняют свое соединение через прибор кросса только в исходном состоянии и в дополнительных режимах.

Земляные провода в кабеле «прибор – кросс» при подключении к кроссу можно не использовать. Но, в таком случае во всех режимах где необходимо заземление прибора, он должен быть заземлен через клемму на боковой стенке прибора.
^ Подключение прибора к кабелю

Подключение осуществляется с помощью кабеля «прибор — кабель», снабженного двумя зажимами типа «крокодил».

Дополнительно прибор может быть укомплектован кабелем со специальными зажимами, позволяющими подключаться к кроссовым проводам через изоляционную оболочку. С помощью такого кабеля можно измерять переходное сопротивление контактов кросса.
^ Описание основных режимов работы прибора

Режим 0 – Комбинированный тест линии.

Тест проводит комплексную проверку линии, проходит в автоматическом режиме и состоит из следующих подтестов:

  • измерение напряжения на проводе «а» относительно «земли»;
  • измерение напряжения на проводе «b» относительно «земли»;
  • измерение сопротивления изоляции между проводом «а» и «землей»;
  • измерение сопротивления изоляции между проводом «b» и «землей»;
  • измерение сопротивления изоляции между проводами «а» и «b».

В случае прохождения теста на индикаторе появляется надпись «Норма». Эта надпись означает, что: напряжения на проводах «а» и «b» не превышают 10В, сопротивления изоляции более 200кОм. Если параметры линии не соответствуют указанным выше нормам, на индикаторе высвечивается соответствующая информация. Продолжительность теста около 6 сек. Прибор должен быть заземлен.
Режим 1 – Измерение напряжения на линейном проводе относительно земли (прибор должен быть заземлен). Измеряются постоянная (в диапазоне от 0 до 350В) и переменная (в диапазоне от 0 до 250В эфф.) составляющие напряжения, а так же частота переменной составляющей. Постоянная составляющая выводится на дисплей в верхней строке, переменная составляющая и ее частота – в нижней. Переход от провода «а» к проводу «b» и обратно – с помощью кнопок 1 или .

Погрешность измерения постоянных (переменных) напряжений:

    • в диапазоне от 0 до 1В – не более 50мВ (100мВ);
    • в диапазоне от 1 до 350В – не более 5% (10%).

Входное сопротивление прибора при измерении напряжений – более 2 МОм.
Режим 2 – Измерение сопротивления изоляции между линейным проводом и землей в диапазоне от 0,1 Ом до 1 ГОм (прибор должен быть заземлен). Переход от провода «а» к проводу «b» и обратно – с помощью кнопок 2 или .

При обнаружении низкого сопротивления (менее 3кОм) производится расчет расстояния до возможного короткого замыкания провода на землю.
Режим 3 – Измерение сопротивления между линейными проводами «а» и «б» в диапазоне от 0,1 Ом до 1 ГОм. При обнаружении низкого сопротивления (менее 3кОм) производится расчет расстояния до возможного замыкания проводов «а» и «b» между собой.

При работе на линии со спаренными абонентами следует кнопками 3 или # выбрать полярность напряжения на проводах «а» и «b». Полярность отражается на дисплее:

«Rab» — плюс на проводе «а», минус на проводе «b»,

«Rba» — плюс на проводе «b», минус на проводе «а».

Следует помнить, что сопротивление между проводами «а» и «b» будет соответствовать действительному только в том случае, если сопротивления между каждым проводом и землей значительно больше измеряемого сопротивления. В противном случае будет иметь место заниженный результат.

Для вызова абонента, не положившего трубку на рычажный переключатель ТА, следует нажать кнопку FLASH. В линию будет выдаваться пульсирующий сигнал 800 Гц большой амплитуды. Аналогичный звуковой сигнал издает сам прибор. Надпись на дисплее: «Вызов – 800Гц». Когда трубка абонента будет возвращена на место, подача сигнала автоматически прекратится.

^ Примечания к режимам 2 и 3:

  1. Расчет расстояния до неисправности (КЗ) производится для кабеля с диаметром жилы заданным в дополнительном режиме Ф3 (см. стр.11). Информация о расстоянии выводится на дисплей только в том случае, если результат меньше 10 км.
  2. Если сопротивление изоляции меньше 200кОм, на дисплей выводится надпись «Пониженное сопротивление изоляции»; если сопротивление меньше 20кОм – выводится надпись «Линия неисправна».
  3. Погрешность измерения сопротивлений:
    • в диапазоне до 4 Ом – не более 0,4 Ом;
    • в диапазоне от 4 Ом до 1 МОм – не более 5%;
    • в диапазоне от 1 МОм до 150 МОм – не более 10%;
    • в диапазоне от 150 МОм до 1ГОм – не более 20%.
  4. Если во время работы в режимах 2 или 3 нажать кнопку 4, на дисплей в нижней строке будет выводиться значение тока, при котором происходит измерение сопротивления. Погрешность измерения тока не превышает 5%.
  5. Работа в режиме 2 или 3 возможна с компенсацией сопротивления кабеля, соединяющего прибор с измеряемым объектом. Для этого необходимо соединить между собой (закоротить) концы измерительного кабеля и нажать кнопку . Если сопротивление кабеля меньше 25 Ом, прибор запомнит величину сопротивления, и при следующих измерениях будет автоматически вычитать ее из измеренного значения. При этом в правом верхнем углу дисплея появится *. Повторное нажатие кнопки возвращает прибор в обычное состояние.

Режим 5 – Измерение емкости между линейным проводом и землей в диапазоне от 1 нФ до 30 мкФ (прибор должен быть заземлен). Переход от провода «а» к проводу «b» и обратно – с помощью кнопок 5 или .
Режим 6 – Измерение емкости между линейными проводами «а» и «б» в диапазоне от 1 нФ до 30 мкФ. Если емкость меньше 0,45 мкФ, производится расчет расстояния до возможного обрыва кабеля с выводом информации на экран.

При измерении емкости звонковой цепи телефонного аппарата подключенного к линии со спаренными абонентами следует кнопками 6 или # выбрать полярность напряжения на проводах «а» и «b». Полярность отражается на дисплее:

«Cab» — плюс на проводе «а», минус на проводе «b»,

«Cba» — плюс на проводе «b», минус на проводе «а».
^ Примечание к режимам 5 и 6:

Погрешность измерения емкости:

  • в диапазоне от 1 нФ до 40 нФ – не более 2 нФ,
  • в диапазоне от 40 нФ до 30 мкФ – не более 5%,

при этом сопротивление утечки (сопротивление, шунтирующее емкость) должно быть не менее 300 кОм.
Режим 7 – Проверка работы телефонного аппарата (ТА), подключенного к линии.

После входа в режим 7 следует:

  1. Кнопками 7 или # выбрать полярность напряжения на проводах «а» и «б» (если на линии спаренные абоненты). Полярность отражается на дисплее в нижней строке.

2. Выбрать кнопкой * тип набора номера от испытуемого ТА (импульсный/тональный), который отражается в правом верхнем углу дисплея.

3. Вызвать абонента индукторным сигналом, нажав кнопку FLASH/Ф.

Во время выдачи в линию индукторного сигнала на дисплее появляется надпись «Вызов – 25гц», во время паузы – надпись «Вызов – пауза». Длительность индукторного сигнала можно увеличить, задержав нажатие кнопки FLASH/Ф.

4. После снятия абонентом трубки на дисплее появится надпись «Разговор». Подключите телефонную гарнитуру к прибору и попросите абонента набрать несколько цифр на своем ТА. Далее:

  • Для импульсного набора номера: на дисплее в правом верхнем углу будет появляться цифра, набранная абонентом (количество импульсов в серии), а слева длительность импульсов в серии и длительность пауз в серии.
  • ^ Для тонального набора номера : на дисплее в нижней строке будет появляться цифра, набранная абонентом. Одновременно тональные сигналы прослушиваются через гарнитуру.

Прибор позволяет измерять длительность сигнала FLASH в диапазоне до 1024 мс.

5. Прибор позволяет, не прерывая связи однократно измерить:

  • сопротивление шлейфа (нажмите кнопку 3),
  • ток шлейфа (нажмите кнопку 4).

6. Если абонент положит трубку, появится надпись «Конец связи».

Проверка автономного телефонного аппарата производится аналогично через кабель «прибор — кабель».
Режим 8 – Работа в качестве телефонного аппарата, подключенного к АТС. Этот режим функционирует только через кабель «прибор – кросс». Для работы через кабель «прибор – кабель» необходимо пользоваться дополнительным режимом Ф8 (см. стр. 11).

После входа в этот режим на дисплее появится величина напряжения станционной батареи. При появлении вызывного сигнала – прибор покажет его напряжение и частоту. В верхнем правом углу дисплея постоянно показан тип набора номера: импульсный / тональный. Набираемый номер выводится в нижней строке.

Занятие и освобождение линии производится с помощью кнопки с изображением телефонной трубки.

При входе в режим 8 всегда устанавливается импульсный режим набора номера. В состоянии ожидания связи (линия не занята) кнопкой * можно свободно изменять режим набора. При наборе номера (линия занята) кнопка * выполняет:

  • при импульсном наборе – перевод в тональный режим,
  • при тональном наборе – генерацию соответствующего тонального сигнала.

Функции других кнопок (при наборе номера):

^ FLASH/Ф – генерация сигнала FLASH длительностью от 150 до 1000 мс (см. режим Ф4);

ВКЛ – повторная выдача набранного номера.
Режим 9 – Вызов из линии.

Подключить прибор к линии, уходящей к месту проведения работ монтером связи. Заземлить прибор. Войти в режим 9. С этого момента прибор будет находиться в режиме ожидания вызова из линии (на дисплее надпись «Ожидание вызова»).

Вызов производится подключением трубки монтера:

— между проводом «а» и землей (на дисплее надпись « Вызов по проводу а ») или

— между проводом «b» и землей (на дисплее надпись « Вызов по проводу b ») или

— между проводами «а» и «b» (на дисплее надпись « Вызов по проводам а — b »).

При любом из этих подключений в приборе будет появляться акустический сигнал (специальный тиккер). Такой же сигнал будет слышать монтер. Для ответа на вызов необходимо подключить гарнитуру и нажать кнопку с изображением телефонной трубки, после чего он перейдет в разговорное состояние (на дисплее надпись «Разговор»).

Если при входе в режим 9 в линии обнаружено низкое сопротивление (менее 3 кОм), на дисплее появится соответствующая надпись. Прибор будет находиться в режиме ожидания устранения неисправности. Возможные варианты подобных неисправностей:

— Провод «а» соединен с землей. На дисплее надпись «Замыкание а – земля». По проводу «b» этой линии выдается специальный тиккер. Монтер может сделать вызов по проводу «b», соединив его трубкой с землей, и связаться таким образом с прибором.

— Провод «b» соединен с землей. На дисплее надпись «Замыкание b – земля». По проводу «а» этой линии выдается специальный тиккер. Монтер может сделать вызов по проводу «а», соединив его трубкой с землей, и связаться таким образом с прибором.

— Провода «а» и «b» замкнуты между собой. На дисплее надпись «Замыкание а — b». Монтер может обнаружить линию по специальному тиккеру, подключая трубку между проводами и землей, и связаться таким образом с прибором.

— Провода «а» и «b» оба соединены с землей. На дисплее надпись «Замыкание а — b – земля». До устранения неисправности вызов и разговор по этой линии невозможны.

После устранения неисправностей любые замыкания в линии приведут к вызову и разговору.
^ Описание дополнительных режимов работы прибора
При работе с кабелем «прибор — кросс» следует помнить, что во всех дополнительных режимах провода линейной и станционной сторон всегда соединены.
Режим Ф1 — Измерение напряжения между линейными проводами.

Этот режим аналогичен режиму 1, но измерение напряжения происходит на проводе «а» относительно провода «b». Режим удобен для проведения измерений с помощью кабеля «прибор – кабель», т.к. измеряется напряжение между зажимами кабеля и не надо пользоваться проводом заземления.
Режим Ф3 — Выбор диаметра жилы линейного кабеля.

В память прибора заложены погонные сопротивления медных жил диаметром 0,32мм, 0,4мм, 0,5мм, 0,7мм, 0,9мм, 1,0мм, 1,2мм и 1,4мм. Выбор осуществляется последовательным нажатием кнопок * и #.
Режим Ф4 – Выбор длительности сигнала FLASH, генерируемого в режимах 8 и Ф8.

Выбор осуществляется последовательным нажатием кнопок * и # в диапазоне от 150 до 1000 мс через 50 мс.
Режим Ф7 — Прослушивание линии, конференция.

Подключить кабель «прибор — кросс» к кроссу в ячейку абонентской или соединительной линии и войти в режим Ф7. В этом случае через гарнитуру будут прослушиваться все сигналы, передаваемые по контролируемой линии. Микрофон гарнитуры отключен, нагрузка линии по постоянному току отсутствует. Надпись на дисплее: «Прослушивание».

При нажатии на кнопку с изображением телефонной трубки включается микрофон (Вас будут слышать оба абонента). Надпись на дисплее «Конференция». В этом случае линия дополнительно нагружается по постоянному току, прибор будет удерживать абонентский комплект в безотбойном состоянии до тех пор, пока Вы не выйдете из режима «Конференция».

Повторное нажатие кнопки с изображением трубки – возврат в режим «Прослушивание».
Режим Ф8 — Этот режим аналогичен режиму 8. Отличие только в том, что линейные и станционные провода соединены и можно работать через кабель «прибор – кабель».
Режим Ф9 – Режим автоответа.

Подключить кабель «прибор — кросс» к кроссу и войти в режим Ф9. Прибор будет находиться в состоянии ожидания вызывного сигнала со стороны станции. При поступлении этого сигнала автоматически происходит занятие линии и выдача в неё специального тиккера. Тиккер выдается в течение 5 секунд, после чего следует отбой и переход в состояние ожидания следующего вызывного сигнала.
Режим Ф0 – Контроль напряжения аккумуляторов (см. требования к электропитанию, стр.12).

При работе с абонентской линией, не подвергавшейся предварительному тестированию, рекомендуется проверить ее комбинированным тестом (режим 0).

Прибор рекомендуется для использования не только в помещениях, где установлены кросс или АТС, но и в труднодоступных, неприспособленных для работы местах: нишах, технических этажах, колодцах, распределительных шкафах, подъездах жилых домов, и т.д.

— не следует оставлять на долгое время прибор с подключенным к нему адаптером, который отключен от сети. Это вызывает дополнительный разряд аккумуляторов.

— при установке аккумуляторов возможен сбой в запуске прибора (на дисплее не появится заставка). Если такое произошло, следует извлечь один из аккумуляторов и после паузы (10 сек) вновь установить его на место.

— для увеличения срока службы аккумуляторов рекомендуется периодически их разряжать до уровня 10-20%.

Похожие статьи:

  • Как спрятать провода от видеорегистратора в киа рио KIA Rio 1.6 МТ Василёк › Бортжурнал › Как спрятать провод питания от видеорегистратора в салоне Рио Доброго времени суток! Как и в предыдущей машине, я решил не заморачиваться с запитыванием провода видеорегистратора от плафона, а […]
  • Провода на автозаводской Автозаводская улица ЮАО Москвы - поставки светотехнического оборудования Первая Электротехническая компания специализируется на комплектации светотехнической и электротехнической продукцией строящихся объектов, оптово-розничной торговле […]
  • Как подключить провода на материнскую плату asus Как подключить внутренний USB-кардридер к материнской плате? …Как подключить картридер к мат. плате? Там 3 цвета (зеленый,белый,красный) + 1 черный. Не знаю куда втыкать… Системная плата Asus P4P800. На материнской плате найдите […]
  • 220 вольт сварочный полуавтомат Полуавтомат сварочный 220 вольт Полуавтомат сварочный на 220 вольт – аппарат, который обеспечивает комплексную функцию: является стабилизированным источником сварочного тока, обеспечивает механизированную подачу присадочного материала и […]
  • Производство асинхронных электродвигателей Электродвигатели и насосы - Группа компаний "Электромотор" Электродвигатели Цены, прайс-листы Информация Мы предлагаем наиболее выгодные условия по поставке следующей продукции: асинхронные электродвигатели АИР, АМН, ВА, АИС (от 0,12 до […]
  • Нексия электропроводка схема Нексия электропроводка схема СХЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ "DAEWOO NEXIA GL" На рисунке представлена принципиальная схема соединений электрооборудования автомобиля "Дэу-Нексия GL" в простейшей комплектации. При пользовании […]