Для чего нужны провода в автомобиле

Провода для автомобильной проводки

Подписка на рассылку

Современный автомобиль не будет работать без электричества: оно необходимо для старта двигателя, освещения дороги и салона, работы электронных систем. Навигация, кондиционирование воздуха, работа аудиосистем, сигнализации и многое другое – все это немыслимо без электричества. Соответственно количество проводов в автомобиле исчисляется даже не десятками, а сотнями метров.

Специфические условия эксплуатации проводки предъявляют к ней особые требования. Зимой автомобиль не редко подолгу стоит на морозе, а в процессе работы температура в салоне и под капотом быстро повышается. Провода для автомобильной проводки часто испытывают механическое воздействие, влияние масел и топлива. При этом к ним предъявляется особые требования по продолжительности эксплуатации, так как любой автомобилист не хочет ежемесячно тратить время и деньги на замену проводов. Именно поэтому все производители используют провода марок ПГВА, ПВА, ПВАМ, соответствующие специфическим условиям эксплуатации.

Основные преимущества автомобильных проводов

Провода для автомобильной проводки обладают следующими основными преимуществами:

  • рекомендованная температура применения от -40ºС до +105ºС;
  • высокая устойчивость к растрескиванию изоляции;
  • стойкость к воздействию бензина, дизельного топлива, машинного масла, кислотных сред;
  • не распространяют пламя;
  • устойчивы к многократным ударам при высоком ускорении;
  • высокая гибкость, эластичность и износоустойчивость изоляции;
  • высокий ресурс и продолжительный срок эксплуатации.

Добиться подобных преимуществ позволяет использование в качестве токопроводящего кабеля медной многопроволочной жилы круглого сечения, специального материала изоляции. Большое количество жил не только обеспечивает надежность, и выступает в качестве защиты при перегрузках. Материал изоляции проводов – ПВХ пластикат, он отличается высокими эксплуатационными характеристиками, устойчивостью к старению. В качестве изоляции силовых проводов используется каучук – классический материал, не нуждающийся в дополнительной рекомендации.

Выбор автомобильных проводов

При выборе проводов для автомобильной проводки на первом плане стоят требования пожарной безопасности. Именно по этой причине необходимо отказаться от жестких проводов с изоляцией, склонной к растрескиванию в процессе эксплуатации. Прокладывать кабеля в автомобиле часто приходится через переборки, вдоль углов, где они подвергаются трению, возникающему в процессе вибрации кузова и крупных узлов. Температура под капотом на солнце достигает значительных величин, а в зимние холода двигатель остывает ночью очень быстро. Все эти разрушающие факторы не должны влиять на изоляцию используемого провода.

Жила автомобильного кабеля должна хорошо проводить электрический ток номинальной мощности, недопустимы его потери и перегревание провода во время сгорания предохранителя. Температура медной жилы в последнем случае не должна превышать ту, при которой начинается плавиться изоляция. Именно поэтому рекомендуют использовать специальные провода для автомобильной проводки, выпускаемые как отечественной, так и зарубежной промышленностью.

Большое значение имеет расцветка проводов, так как она позволяет легко ориентироваться в сложной системе энергообеспечения автомобиля. Стандартной классификации по цветовой гамме нет, но современные базы данных, получить доступ к которым сегодня может каждый автолюбитель, содержат всю необходимую информацию по отечественным и зарубежным автомобилям.

Автомобильная проводка. Какие провода брать?

Рекомендуемые сообщения

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

  • Правила форума
  • Вся активность
  • Главная
  • Общие технические вопросы
  • Тюнинг, стайлинг, салон, автозвук и защита от угона
  • Автомобильная проводка. Какие провода брать?

Активность

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на вашем устройстве, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.

Для чего нужны провода в автомобиле

Зачем нужны стартовые провода?

Любой владелец авто хоть раз в своей жизни оказывался в ситуации, когда, повернув ключ в замке зажигания, из-под капота раздавался противный треск. Диагноз – аккумулятор разряжен. Для того чтобы его привести в чувство — нужен «донор», иначе говоря, автомобиль владелец которого, сжалившись над Вами и войдя в Ваше положение, предоставит свой автокар, а Вы, вооружившись комплектом стартовых проводов, перельете ток от его аккумулятора к своему. Однако в наше время не легко будет найти такого человека, так как в народе бытует мнение, что якобы такая операция может негативно сказаться на двигателе и всей борэлектронике, которая вследствие перепада напряжения выйдет из строя. На самом деле это утверждение не более чем стереотип. Если правильно использовать стартовые провода и соблюдать все правила при их подключении никаких непредвиденных казусов, в виде сгоревшего двигателя не произойдет. В частности: не следует пренебрегать правилами эксплуатации стартовых проводов. Большинство из них можно использовать только на протяжении 10 секунд, затем им нужно дать время перевести дыхание и остыть.

Таким образом, стартовые провода созданы с целью — помочь Вам в трудной ситуации, и используются для соединения одноименных клемм аккумуляторных батарей автомобилей. Стартовые провода применяются для подключения к бортовой сети автомобиля дополнительного внешнего источника питания, при мощности собственной АКБ недостаточной для запуска двигателя, а также для запуска при низкой температуре воздуха в зимнее время года двигателей легковых и грузовых автомобилей. Также могут использоваться для заряда аккумуляторной батареи авто, долгое время находившегося в простое.

Вы можете купить стартовые провода в нашем Интернет-магазине «НПП ОРИОН» и быть уверенными высоком качестве и оригинальном производстве наших товаров. Заходите, мы ждем Вас!

Нужно немного модернизировать проводку автомобиля — какой провод купить?

Подскажите пожалуйста какой тип провода нужно выбрать. Я понимаю, что это не профильный форум, но смотрю тут люди грамотные по части электрики так что есть надежда получить грамотный ответ.
Просто на автофорумах советуют купить на рынке любой провод, ли ш бы сечение подходило, а как по мне это не совсем правильно.
Заранее всем спасибо.

ПВ-3 или ПВ-4 сечение изходя из нагрузки

Переделка зарядных устройств и не только

Если не ошибаюсь, провод с медными многопроволочными токопроводящими жилами с изоляцией из ПВХ-пластиката, называется ПГВА, сечением не ниже чем 2,5 квадрата. А так, нормально проходит мягкий многожильный провод, с виниловой изоляцией и желательно (сам с такую использовал в свое время работая с автоэлектрикой) с шелковой ниткой. Марку этого провода не знаю.

Anat78 написал :
ПВ-3 или ПВ-4 сечение изходя из нагрузки

ПВ для автоэлектрики сильно жесткий и неудобный для работы.

Это мое мнение и его не навязываю

Ким написал :
Если не ошибаюсь, провод с медными многопроволочными токопроводящими жилами с изоляцией из ПВХ-пластиката, называется ПГВА, сечением не ниже чем 2,5 квадрата.

Почитал про него немного: » >
Вроде как он. По крайней мере понравилось то, что для авто и рассчитан.

Ким написал :
А так, нормально проходит мягкий многожильный провод, с виниловой изоляцией и желательно (сам с такую использовал в свое время работая с автоэлектрикой) с шелковой ниткой. Марку этого провода не знаю.

Не МГШВ ли случаем: » > хотя наверно вряд ли, сечения малы у него.

Ким написал :
ПВ для автоэлектрики сильно жесткий и неудобный для работы.

Спасибо за замечание.

mar1lyn написал :
Не МГШВ ли случаем: » >

Тогда, уж, лучше БПВЛ. » >

Может еще есть какие то варианты? Просто хочется сделать надежно, а для этого нужно выбрать «правильный» провод.
Необходимо завести проводку в двери и немного облагородить проводку в панели приборов.

mar1lyn написал :
Не МГШВ ли случаем

Нет не он. МГШВ знаю.

avmal написал :
Тогда, уж, лучше БПВЛ.

И это не он. Нить синтетическая и она ПОД винилом находится, а не сверху.
Этот провод в любом случае не панацея от чего либо Просто он хорош был тем что если и винил когда то и лопнет то синтетическая нить будет изолятором между жилой и корпусом машины. Это одно. А другое, провод довольно мягкий даже зимой и с ним работать было удобно.

Смотрите так же:  Как подключить провода на чайнике

mar1lyn написал :
Просто хочется сделать надежно, а для этого нужно выбрать «правильный» провод.
Необходимо завести проводку в двери и немного облагородить проводку в панели приборов.

НЕ только в проводе дело, но и КАК сделать. Особенно переход в двери. В двери нельзя делать переход напрямую, иначе через некоторый небольшой промежуток времени сначала дверь «закусит» этот переход, а в последствии он переломится. Переход должен быть или S-образный или же если используете соосный переход то одна сторона крепится жестко а обратная сторона свободно движется в отверстии двери или стойки машины. Я старался использовать S-образный переход, работает надежней и долговечнее.
Что касается панели приборов — там особых проблем нет.

Можно в авто тянуть проводку бытовым проводом?

#1 ВНЕ САЙТА jason

  • Юзер
  • Регистрация: 28 May 2008
  • 71 сообщений
    • Авто: тлк
    • Имя: Илия
    • Пол: Мужчина
    • Город: николаев киев

    Вопрос простой, можно ли использовать бытовые провода в автомобиле? Нужно протянуть проводку в багажник, есть бытовой провод нормального сечения под хороший ток, выдержит ли?.

    #2 ВНЕ САЙТА OCTAN

  • ORM
  • Регистрация: 21 Jul 2013
  • 1517 сообщений
    • Авто: пузотёрный недопривод
    • Имя: Игорь
    • Пол: Мужчина
    • Город: Киевская обл.

    главное , что бы он был рассчитан на Ампераж , и был , медным , а не обмеднённым и уж точно не алюминевый , а так по сути это одно и тоже , только бытовой в доп покрытии

    #3 ВНЕ САЙТА robos

  • Юзер
  • Регистрация: 24 Jan 2013
  • 192 сообщений
    • Авто: Patrol
    • Имя: Роман
    • Пол: Мужчина
    • Город: Vinica

    Вопрос простой, можно ли использовать бытовые провода в автомобиле?

    Помоему нет нельзя применять такие провода.

    #4 ВНЕ САЙТА rut

  • Юзер
  • Регистрация: 31 Mar 2009
  • 5526 сообщений
    • Авто: Заяц (был), сейчас в поисках.
    • Имя: Алексей
    • Пол: Мужчина
    • Город: Киев

    А что значит «бытовые провода» ?

    Есть люминявые одножильные, медные многожильные и медные одножильные, и те и те применяются в быту.

    #5 ВНЕ САЙТА Acetilen

  • Юзер
  • Регистрация: 14 Nov 2010
  • 210 сообщений
    • Авто: тойотик и мерсик..
    • Имя: Еduard
    • Пол: Мужчина
    • Город: Вишнево

    Неззя авто проводку тянуть бытовым проводом, там совсем друга пласикова оплетка ее состав и она растрекаится или потечет находясь в автомашине.

    #6 ВНЕ САЙТА sedoy

  • ORM
  • Регистрация: 10 Oct 2005
  • 1145 сообщений
    • Авто: Pajero II 2.8 TDI
    • Имя: Павел
    • Город: иевская обл.

    Вопрос простой, можно ли использовать бытовые провода в автомобиле? Нужно протянуть проводку в багажник, есть бытовой провод нормального сечения под хороший ток, выдержит ли?.

    Разница в толщине изоляции (бытовая рассчитана на 220в а авто на 12-24в) поэтому бытовая проводка будет гараздо габаритнее. А ток выдержит если сечение соответствует номиналу длительно допустимой нагрузки.

    #7 ВНЕ САЙТА Шпион

  • ORM
  • Регистрация: 29 Sep 2008
  • 2412 сообщений
    • Авто: МПВ4
    • Имя: Валера
    • Пол: Мужчина
    • Город: Киев

    Вопрос в горючести (негорючести) бытовой или авто проводки. Именно горючести, а не оплавлении при коротком замыкании. Если они одинаковы, то почему бы и нет.

    #8 ВНЕ САЙТА борода

  • ORM
  • Регистрация: 08 Jan 2007
  • 672 сообщений
    • Авто: Кемри, Квадр
    • Имя: Саша
    • Пол: Мужчина
    • Город: Киев

    Бытовой провод не расчитан на применение в авто, даже по ощущениям он отличается внешне. Бытовой провод через время либо посыпется либо потечет как писали выше.

    #9 ВНЕ САЙТА vladin

  • ORM
  • Регистрация: 26 Oct 2009
  • 2140 сообщений
    • Авто: TLC 70
    • Имя: Владислав
    • Пол: Мужчина
    • Город: Киев

    А какая проблема купить провод автомобильный ПГВА? (http://www.kapro.ua/cat/17/)

    #10 ВНЕ САЙТА rut

  • Юзер
  • Регистрация: 31 Mar 2009
  • 5526 сообщений
    • Авто: Заяц (был), сейчас в поисках.
    • Имя: Алексей
    • Пол: Мужчина
    • Город: Киев

    Хз. меня как то смутило разделение проводов на классы — «автомобильные» и «бытовые». Это какой-то колхозный и слишком обобщенный подход к вопросу. С инженерной точки зрения — есть определенная марка провода и его характеристики, которые и определяют области его применения, где можно а где нельзя.

    Сообщение отредактировал rut: 30 September 2015 — 12:17

    • Chita и jazzman это нравится

    #11 ВНЕ САЙТА mara

  • Юзер
  • Регистрация: 12 Nov 2005
  • 873 сообщений
    • Авто: Prado, Venza
    • Имя: Леня
    • Пол: Мужчина
    • Город: КИЕВ

    #12 ВНЕ САЙТА Porco

  • Юзер
  • Регистрация: 27 Sep 2011
  • 667 сообщений
    • Авто: Suzuki Samurai
    • Имя: Николай
    • Пол: Мужчина
    • Город: Киев

    В авто нужен многожильный медный в масло-бензо-стойкой оплетке, все остальное от лукавого.

    • faust это нравится

    #13 ВНЕ САЙТА Gen

  • Юзер
  • Регистрация: 30 May 2008
  • 388 сообщений
    • Авто: Газ-69-2,0л. дайхатсу роки ,
    • Имя: Женя
    • Пол: Мужчина
    • Город: Киев

    скажу из практики, 4 года назад на кразе который зимой соль с песком посыпает задняя часть (от кабины до габаритов и тд.) была выполнена из обычного многожильного кабеля. благополучно ходит до сегодняшнего дня. и все знают как относятся к авто на предприятиях работающих по сменно. На горение провод не проверялся. хотя все провода при КЗ плавятся и горят. дело не в вольтаже а в амперах (сила тока)

    #14 ВНЕ САЙТА Porco

  • Юзер
  • Регистрация: 27 Sep 2011
  • 667 сообщений
    • Авто: Suzuki Samurai
    • Имя: Николай
    • Пол: Мужчина
    • Город: Киев

    Да можно хоть алюминиевым в бумаге, в некоторых случаях оно даже будет ходить без проблем. Это не отменяет того, что для авто есть специальные марки кабелей, и они не зря существуют.

    #15 ВНЕ САЙТА rut

  • Юзер
  • Регистрация: 31 Mar 2009
  • 5526 сообщений
    • Авто: Заяц (был), сейчас в поисках.
    • Имя: Алексей
    • Пол: Мужчина
    • Город: Киев

    Специальные марки для авто — это наверное высоковольтные провода с трамблера к свечам и катушке зажигания. Такого типа провод действительно в быту редко встретишь.

    #16 ВНЕ САЙТА Goodme

  • Юзер
  • Регистрация: 31 May 2011
  • 861 сообщений
    • Авто: Сузуки
    • Имя: Андрей
    • Пол: Мужчина
    • Город: Сумы

    Вопрос простой, можно ли использовать бытовые провода в автомобиле? Нужно протянуть проводку в багажник, есть бытовой провод нормального сечения под хороший ток, выдержит ли?.

    Ответ простой тоже — если цель «чтоб лампочки горели» — можно, если цель «чтоб правильно» — нельзя.

    #17 ВНЕ САЙТА Шпион

  • ORM
  • Регистрация: 29 Sep 2008
  • 2412 сообщений
    • Авто: МПВ4
    • Имя: Валера
    • Пол: Мужчина
    • Город: Киев

    Наверное не в сечении дело и не в изоляции, а в гибкости. В быту используется многожильный провод, но каждая жила относительно толстая и такой провод предназначен для минимума движения. В автомобильном проводе используются более тонкие жилы (при одинаковом сечении с бытовым, а как известно такой провод будет гораздо дольше «ходить». Т.е. он предназначен для гораздо большего количества изгибов (в дверях например)).

    #18 ВНЕ САЙТА Геолог

  • Юзер
  • Регистрация: 15 Jan 2009
  • 195 сообщений
    • Авто: PAJERO SPORT 2,5 TD
    • Имя: Юрий
    • Город: Канев

    Живу почти в деревне и все завозят максимум ПВС и то, или сечением неподходящим,или производителя неизвестного.По надобностям МГШВ или подобные не допросится или смотрят —ашо цэ такэ.Следовательно ,8 фар люстры подключены 2.5кв мм проводами, максимально многожильными , и максимально гибкими ,предварительно затянутыми в термоусадку.

    #19 ВНЕ САЙТА флитвуд

  • Юзер
  • Регистрация: 08 May 2013
  • 48 сообщений
    • Авто: FJ Cruiser!
    • Имя: Олег
    • Пол: Мужчина
    • Город: Бухарест

    Наверное не в сечении дело и не в изоляции, а в гибкости. В быту используется многожильный провод, но каждая жила относительно толстая и такой провод предназначен для минимума движения. В автомобильном проводе используются более тонкие жилы (при одинаковом сечении с бытовым, а как известно такой провод будет гораздо дольше «ходить». Т.е. он предназначен для гораздо большего количества изгибов (в дверях например)).

    Смотрите так же:  Обжимные гильзы для провода

    В изоляции как раз и дело, в ее стойкости к внешним факторам.

    #20 ВНЕ САЙТА VladV

  • Юзер
  • Регистрация: 03 Aug 2015
  • 118 сообщений
    • Авто: Нет
    • Имя: Влад
    • Пол: Мужчина
    • Город: Одесса

    Ответ простой тоже — если цель «чтоб лампочки горели» — можно, если цель «чтоб правильно» — нельзя.

    А можно аргументированно «разложить по полочкам» сей тезис?

    Монтажные материалы для автомобильной электропроводки

    Современные технические решения, применяемые при изготовлении кабельных жгутов в автомобильной и электронной промышленности направлены на повышение надежности и сокращение времени монтажа. Это изделия для соединения проводников, изолирования, герметизации и маркировки, а также для защиты от перетирания и других механических воздействий.

    Луженые соединительные гильзы в прозрачной термоусаживаемой оболочке из нейлона с внутренним подклеивающим слоем (Duraseal и ACSC) значительно упрощают труд при необходимости удлинить жгут электропроводки или произвести ремонт в месте разрыва проводов. Применяются для соединения медных и алюминиевых изолированных проводов сечением (0,5 — 6,0 мм2). Гильзы обжимаются специальными пресс-клещами прямо поверх изоляции. После нагрева и усадки изоляции, обеспечивают полную герметизацию соединений.

    Припоечные гильзы SolderSleeve One-Step и ACSS в отличие от предыдущих, не требуют обжима инструментом. Соединение в них происходит за счет пайки. Внутри, в середине прозрачной термоусаживаемой гильзы из фторопласта размещено кольцо припоя с флюсом, а ближе к краям колечки термоклея. Для того чтобы соединить 2 провода, необходимо зачистить их на 3-7 мм. Концы проводов соединяются, на середину этого соединения надвигается гильза и нагревается. Термоусаживаемая оболочка выдерживает очень высокие температуры. При нагреве она усаживается, а кольцо припоя внутри расплавляется, припаивая провода друг к другу. Кольца термоклея по краям гильзы герметизируют полученное соединение. Такие гильзы удобно использовать при необходимости припаять провода к разъему с большим количеством контактов. Сначала все проводники с гильзами фиксируются на контактах, а затем все одновременно прогреваются, образуя изолированное паяное соединение.

    Соединения проводов, выполненные без использования изолированных гильз, можно изолировать термоусживаемыми трубками (ACS-40, ACS-55). В подкапотном пространстве и под днищем автомобиля целесообразно применять так называемые бензостойкие трубки (ADR). Это полужесткие трубки, имеющие повышенную механическую и химическую прочность. Отрезок трубки надевается поверх соединения и нагревается. Если помимо изоляции необходимо обеспечить герметичность соединения, применяют трубки с внутренним клеящим слоем (ABK , ADW, RBK-ILS-125, RBK-VWS-125). Такие трубки защищают контакт не только от воды, поскольку обладают устойчивостью к большинству автомобильных жидкостей (ГСМ, антифризы, жидкости гидравлических систем).

    Помимо защиты оголенных проводов, такие трубки применяются для обеспечения герметичности жгутов в местах прохождения между отсеками автомобиля. Чтобы исключить проникновение влаги внутри пучка проводов, производится его полная герметизация с использованием термопластичных клеев и герметизирующих мастик в комбинации с термоусаживаемыми трубками (Add-Melt и Duomelt 105). Лента термоклея прокладывается между проводами, а термоусаживаемая трубка устанавливается поверх всего пучка. При нагреве, трубка усаживается, а внутреннее пространство жгута заполняется расплавленным клеем.

    У термоусаживаемых трубок есть и другое применение в автомобильной электропроводке. Чтобы укрепить место присоединения разъема к проводам, на переход «провод-разъем» устанавливается отрезок трубки с повышенным коэффициентом усадки 3:1 (ACS-3000) и 4:1 (ACS-4000). В усаженном состоянии трубка защищает провода от перегибов и поломки. Кроме того, таким образом можно отремонтировать поврежденный участок оболочки провода или кабеля.

    Поскольку при ремонте автомобилей, термоусаживаемые трубки используются в незначительных количествах, то удобней приобретать их не метражом, а в виде комплектов трубок длиной 10-20см разного диаметра. Например, комплекты «АВТО», состоящие из тонкостенных трубок с повышенным коэффициентом усадки или комплекты трубок с клеевым внутренним слоем — «Гермотрубка».

    Из-за плотной компоновки узлов и агрегатов в современных автомобилях, жгуты проводов соприкасаются с элементами двигателя и кузова. В этих местах происходит локальный перегрев или повышенный абразивный износ электропроводки. Для дополнительной механической и термической защиты электрических проводов используются специализированные защитные оплетки.

    Растягивающиеся защитные оплетки, обладают высокой гибкостью и расширяемостью, что позволяет надевать их на жгут проводов через установленные на концах разъемы. Чтобы вывести из общего жгута отдельные провода, нужно продеть их в промежуток между нитями оплетки в нужном месте. Широкий выбор оплеток по механическим и температурным параметрам, а также ассортимент расцветок и диаметров позволяет выбрать оптимальное решение для каждого конкретного случая.

    Более прочные текстильные оплетки обеспечивают не только механическую защиту, но и дополнительную защиту электропроводки от внешнего перегрева. В зависимости от материала нитей, они имеют разную термостойкость и механическую прочность. Самыми прочными являются оплетки из кевларовых нитей. Существуют также термоусаживаемые текстильные оплетки, которые уменьшаются в диаметре при нагреве. За счет этого, они очень плотно облегают жгут проводов, практически не влияя на его гибкость.

    При ремонте существующей электропроводки автомобиля, удобней всего применять самосворачивающиеся (обертываемые) оплетки. Из названия понятно, что такие оплетки обертываются вокруг жгута. Поставляются они в скрученном по продольной оси состоянии, т.е. в виде полой трубки с продольным швом. Для установки на жгут или для вывода из жгута отдельных проводов, они могут раскрываться в любом месте по всей длине. Существует также тип обертываемой оплетки с застежкой типа ЛИПУЧКА (Velcro). Обертываемые оплетки являются универсальным решением, для защиты уже смонтированных проводов.

    И, наконец, самый простой и привычный способ восстановления изоляции и сборки проводов в жгуты – изоляционные ПВХ ленты. В первую очередь, это высококачественные ленты компании ЗМ. В зависимости от условий применения можно выбрать ленту с соответствующими характеристиками. Чем жестче условия эксплуатации, тем дороже изолента. Для самых простых случаев (провода в салоне или багажнике автомобиля) подойдет лента экономичного класса Temflex™ 1300. Для участков электропроводки в подкапотном пространстве или под днищем автомобиля целесообразно использовать особо прочную изоленту Scotch® Super 88 и Scotch Super 33+, разработанные для профессионального применения. Ленты 3М устойчивы к истиранию, атмосферным воздействиям и различным химикатам.

    Электричество в автомобиле: прогресс идет по проводам

    StreetScooter

    Куда ведет тенденция

    Согласно статистике, в течение последнего десятилетия масса бортовой сети увеличилась на 10 кг – по кило в год! Электрические связи постепенно вытесняли механические. Общая длина проводов росла, их пучки становились все толще, и в машине оставалось все меньше неэлектрифицированных уголков. У некоторых автомобилей суммарная масса электрики уже перевалила за полцентнера.

    К 2025 году, если ничего не предпринимать, бортовая сеть потяжелеет еще на десяток кило. Ведь на электронику возлагают все больше функций, чтобы уровень комфорта и безопасности продолжал расти. Однако разработчики не сидят сложа руки, а изыскивают способы сделать электросхему более легкой, компактной, надежной и быстродействующей.

    Цифровая диета

    Здорово похудеть электропроводке помогают… шины. Конечно, не те, которые на колесных дисках, а электрические, передающие цифровые сигналы. Разница с обычной аналоговой связью в том, что у исполнительных механизмов появились собственные блоки управления. И к ним подходят уже не толстые жгуты, а лишь один или пара (в зависимости от скорости передачи данных) информационных проводов, не считая питания («минус» традиционно сидит на кузове).

    Такая архитектура позволяет избавиться от сотен метров проводов. И масса меньше, и дорогая медь экономится. Легче стало работать компоновщикам: проложить пару тонких проводов проще, чем пучок толщиной с руку.

    Не думайте, что электрические шины применяют исключительно на дорогих моделях. У бюджетной Калины цифровой сигнал идет не только к двигателю, ABS и подушкам безопасности, но и к модулю передних дверей, управляющему электростеклоподъемниками, обогревом и регулировкой зеркал. Всякий раз инженеры решают, что выгоднее проложить – обычную проводку или шину.

    CAN и все, все, все

    Одна из основных в схеме электрооборудования – шина CAN (Controller Area Network). Это последовательная шина: данные и команды передаются по одному каналу один за другим. CAN-шину образуют два провода, заплетенных в косичку, – это так называемая витая пара. Два провода – для страховки от потери данных при передаче, а завивают провода для дополнительной защиты сигнала от электромагнитных помех.

    StreetScooter

    В современном автомобиле обычно несколько CAN-шин. Архитектурой электропроводка напоминает скорее раскидистый кустарник, нежели дерево. Так надежнее: в экстремальной ситуации сломается не ствол, а лишь одна веточка и «растение» не погибнет. Как и в живой природе, в автомобиле эти электрические ветки разные. И отличаются они друг от друга не только длиной, но и скоростью передачи данных.

    Смотрите так же:  Можно из выключателя провести розетку

    Какая шина быстрее – задействованная в системах безопасности или завязанная на комфорт? Безусловно, приоритет отдается спасению человека, а обеспечить ему блага цивилизации – задача не самая первоочередная. Поэтому данные, идущие по CAN-шине к двигателю, трансмиссии, подушкам безопасности и блоку ABS/ESP, придут быстрее, чем адресованные климатической установке или аудиосистеме. Для сравнения: по низкоскоростной магистрали сигналы движутся со скоростью 100 кбит/с, а по СAN-«автобану» – почти на порядок быстрее.

    Когда не требуются «скорострельность» и сверхнадежность, используют более дешевую однопроводную шину LIN (Local Interconnect Network). Ее применяют обычно для создания локальных сетей. Если вновь обратиться к примерам из живой природы, то LIN – это маленькие веточки, отходящие от более толстых. Например, блок управления климат-контролем висит на «комфортной» CAN-шине, а LIN-шины идут к находящимся в его подчинении исполнительным механизмам – к вентилятору климатической установки, приводам заслонок, распределяющих воздушные потоки, и обогреву сидений.

    StreetScooter

    С развитием интернет-доступа в автомобиле растет потребность в быстром обмене данными между мультимедийными приборами. Тут не хватает даже скорости, которую развивает CAN-шина. Поэтому медные провода уступили место оптоволокну: информацию приборам несут не электроны, а импульсы света. Они не только доставляют «посылки» в десятки раз быстрее (скорость передачи данных – до 25 Мбит/с), но и не боятся электромагнитных помех.

    Шина MOST (Media Oriented Systems Transport) объединяет в автомобилях аудио- и видеоаппаратуру, телефон, устройства для связи с Интернетом. Тянуть оптоволокно к другим системам и агрегатам не спешат – дорого! Да и электронные проводники пока достойно справляются. Хотя не исключено, что в ходе постепенного превращения автомобиля в компьютер на колесах оптоволокно свяжет и другие приборы.

    Компьютер на колесах

    Шины передачи данных – это только первый шаг к компьютерной архитектуре электрооборудования. Следующим станет схема с центральным процессором, который обрабатывает стекающуюся к нему информацию и согласовывает работу всех систем. Сегодня в автомобиле среднего класса около 70 блоков управления с собственными алгоритмами и программным обеспечением, которые взаимодействуют друг с другом, но не имеют общего «руководителя». В перспективе его функции возьмет на себя операционная система, а потому необходимость в местных «управленцах» отпадет.

    Один из проектов бортовой автомобильной сети с центральным процессором представил концерн Siemens. Его разработчики вместе с производителем электрокаров StreetScooter (недавно поглощен немецкой почтовой службой DHL) оснастили серийный автомобиль системой RАСЕ. В вольном переводе эту аббревиатуру можно расшифровать так: «выносливая и надежная электрическая схема для перспективных электрокаров».

    В машине с системой RACE один центральный процессор управляет всеми агрегатами, узлами, системами – от двигателя до звукового сигнала. Из соображений безопасности функции многократно продублированы, так что в надежности подобного электрооборудования можно не сомневаться.

    Очевидно, что из-за сокращения числа блоков управления и кабелей бортовая сеть станет компактнее и легче. Это очень понравится автопроизводителям, которые ломают голову над тем, как бы и на чем выгадать заветные граммы. А для будущего владельца машины важно, что такая система работает стабильнее. По крайней мере, теоретически: чем меньше компонентов, тем меньше вероятность сбоев и глюков.

    Кроме того, автомобиль, подобно компьютеру, получает доступ к технологии Plug and Play, позволяющей подключать новые устройства и менять параметры уже задействованных. Чтобы наделить какой-нибудь прибор в машине новой функцией, в большинстве случаев достаточно изменить программу и не трогать железо. Многие недочеты, допущенные разработчиками, удастся устранять без массовых отзывов и внеплановых визитов на сервис: загрузил обновление – и ошибка ушла. И даже снятые с производства модели смогут дольше оставаться востребованными на рынке благодаря постоянной подпитке новыми алгоритмами для работы инфотейнмента и других бортовых систем. Правда, о том, как обновлять софт, производители умалчивают. Не исключено, что автомобиль будет сам подкачивать некоторые обновления через Интернет, как это делают стационарные компьютеры и мобильные гаджеты. А доступ к параметрам, влияющим на безопасность, получат исключительно фирменные сервисные центры.

    С каждым годом автомобиль обрастает новыми электронными приборами и системами. И они неизбежно тянут за собой электропроводку. А значит, в ближайшее время появится еще множество интересных разработок, которые определят дальнейший путь развития бортовой сети. Куда этот путь будет вести? Сложно сказать. Зато понятно как – по проводам.

    Поднять до 48

    Не менее десяти лет ведущие производители электронных компонентов совместно с автоконцернами работают над различными схемами с повышенным напряжением. Были идеи перевести бортовую сеть на напряжение 36 В, а самые свежие разработки, очень близкие к серии, рассчитаны на 48 В.

    Чем выше напряжение, тем меньше ток, а следовательно, можно проложить более тонкие провода – опять-таки экономия на цветных металлах и выигрыш в массе. Кстати, приборы, рассчитанные под большее напряжение, легче низковольтных аналогов. Так почему не поднимают планку еще выше? Исключительно по соображениям безопасности: возникает риск поражения электричеством.

    Для начала сети станут смешанными: некоторые узлы будут питаться 12 вольтами, а «высоковольтными» сделают только приборы, потребляющие большую мощность, – электромоторы гибридных установок, электроусилители руля, элементы шасси с электронным управлением, компрессоры с электроприводами.

    Алюминий против меди

    Медь на протяжении долгого времени была единственным проводником электрических сигналов в автомобиле. Стопроцентной замены ей пока не нашли, но монополия заканчивается: одним из реальных конкурентов на место в бортовой сети является алюминий. Он легче и дешевле меди, но не лишен недостатков.

    Алюминий – металл с низким пределом прочности, и провода из него часто ломаются после нескольких сгибаний. Поэтому основное применение этого материала – в жестко закрепленных кабелях. В основном это толстые силовые проводники: получается значительный выигрыш в массе. Однако прокладывать такой кабель сложнее: электропроводность алюминия ниже, чем у меди, а потому алюминиевый кабель приходится делать толще медного.

    Кроме того, крылатый металл на воздухе быстро окисляется, что опаснее всего для соединений алюминия с другими проводниками. Возникающая на поверхности оксидная пленка имеет высокое сопротивление, в результате провод будет нагреваться, со временем деформируется – и контакт нарушится. Разработчики совершенствуют разъемы, чтобы устранить этот недостаток. А для оптимальной укладки кабеля используют компьютерное моделирование. В общем, возможностей для совершенствования предостаточно.

    Похожие статьи:

    • Длина провода варочной панели Подключение электрических и индукционных варочных панелей Bosch, Electrolux, Аристон, Gorenje, Hansa, Aeg, Zanussi При покупке кухонной отдельно стоящей электроплиты в большинстве случаев для её подключения достаточно просто включить […]
    • Узо с системой tn-c Ставить УЗО в деревне или нет ? Система заземления TN-C. Озадачился вдруг вопросом, ставить вводное УЗО на 25 А, 30 мА или не надо. Система заземления TN-C, кабель новый, баня в 40 метрах от счётчика, в 70 метрах насос через удлиннитель, […]
    • Узо на 300 ма Переделка УЗО 300мА на 30мА Есть кучка противопожарных Legrand 40-амперных, но на ток утечки 300мА. Применения им по назначению нет. Сижу думаю - может я вторичку домотаю до нужного числа витков и будет у меня УЗО на 30мА? (а может даже […]
    • Провода для электронных плат Припаивание провода и шлейфа к плате Пайка считается очень удобным и хорошо проверенным способом соединения проводников и радиодеталей. С её помощью также можно припаять провод к плате с расположенными на ней электрическими […]
    • Подключение к узо несколько автоматов Главная Щитки и автоматы Как подключить узо и автоматы - схема Как подключить узо и автоматы - схема УЗО, как эффективная защита от поражения электрическим током, давно не нуждается в рекламе и рекомендациях. Давайте […]
    • Как выбрать узо для деревянного дома Правильный подбор УЗО по мощности Твёрдо решив с помощью УЗО обезопасить свою семью от электрического тока, а свой дом от возгораний, нужно правильно рассчитать характерные показатели защиты и потребления, для того, чтобы подобрать […]