Электрические схемы судов

Электрическая передача

В зависимости от типа главного двигателя различают дизель- и турбоэлектрические энергетические установки. В дизель-электрической энергетической установке генераторы приводятся в действие ДВС; в корме судна установлены электродвигатели, которые в большинстве случаев непосредственно соединены с судовыми движителями. Эти двигатели позволяют использовать нереверсивные судовые высоко- и среднеоборотные дизели и обеспечивают гибкую работу всего блока, так как дизели, генераторы и электродвигатели можно комбинировать любым образом. Кроме того, имеется возможность наиболее целесообразного размещения двигателей в средней и носовой части судна, а также достижения наиболее экономичной работы приводных двигателей при различных режимах движения. герметизация швов снаружи Дизель-электрические установки являются наиболее распространенными. Чаще всего их применяют на специальных судах, таких как ледоколы, рыболовные буксиры, противопожарные, плавучие краны, землечерпательные снаряды, паромы. На рисунке ниже показаны схемы дизель-электрических энергетических установок: ледокола с двумя и четырьмя пропульсивными электродвигателями в корме и для буксиров. Из рисунка видно, что передача мощности от первичного к пропульсивному двигателю иногда может осуществляться через механический редуктор.

Схематическое изображение дизель-электрической энергетической установки:

а — ледокола; b — рыболовного судна; с — с двухдвигательным приводом (с двигателями разной мощности); d — буксира. 1 — электродвигатель; 2 — дизель; 3 — генератор

Дизель-электрические энергетические установки обычно применяют мощностью до 4000 кВт. Использование двигателей большей мощности характерно только для ледоколов. Так, например, американский ледокол «Глэсье» имеет два гребных винта, которые приводятся во вращение двумя электродвигателями по 6200 кВт каждый. Наибольшую общую мощность дизель-электрической энергетической установки имеет советский ледокол «Москва». На нем установлено четыре электродвигателя по 4000 кВт каждый. Изображенные на нижнем рисунке турбоэлектрические энергетические установки встречаются намного реже. Их, например, применяли на американских танкерах (типа 12).

Схема турбоэлектрической энергетической установки

1 — парогенератор; 2 — турбина; 3 — генератор; 4 — электродвигатель

Электрические генераторы на морских судах

Электрические генераторы состоят из дизельного двигателя, непосредственно связанного с генератором. В этом случае частота вращения дизельного двигателя и генератора одинаковы. Если генераторы приводятся в действие вспомогательными паровыми турбинами, то между ними устанавливают редуктор. Ранее на судах применялся постоянный ток напряжением 110, 220 и 380 В; в настоящее время часто используют также переменный ток аналогичного напряжения. Схема типов дизель-генераторной установки показана на рисунке — а. Электрическая энергия от генератора подается на распределительный щит, откуда по кабелю она идет к отдельным потребителям (на освещение, отопление, питание электродвигателей и т. д.). С учетом большой влажности, температурных колебаний, воздействия морской воды и т. д. к электрическим установкам, т. е. как к электрическим машинам, так и к электрокабелям, предъявляются более высокие требования, чем к аналогичным наземным.

На одном судне находится, как правило, несколько генераторных групп. Их мощность рассчитана так, что для обеспечения нормального хода судна в море достаточно бывает электроэнергии, вырабатываемой группой генераторов. При заходе в порт или выходе из порта, подъеме якоря, а также при выполнении грузовых работ с собственными электрическими лебедками или кранами необходимо подключать и другие группы. Возможным вариантом привода для группы генераторов является валогенератор (рис. b). Он приводится в движение от гребного вала, соединяющего главный двигатель с гребным винтом. Мощность генератора должна удовлетворять потребности в электроэнергии судовых механизмов и систем при нормальном плавании в море. С установкой валогенератора КПД судовой энергетической установки повышается. Для поддержания постоянной частоты вращения генератора валогенератор может работать только на переднем ходу и при номинальной частоте вращения главного двигателя. При маневрировании, уменьшении частоты вращения двигателя и на заднем ходу валогенератор не может работать. В этом случае необходимо включать другие группы генераторов.

Судовая дизель-генераторная установка

а — с генератором, приводимым в движение от дизеля; b — с валогенератором. 1 — главный двигатель; 2 — валогенератор; 3 — гребной вал; 4 — генератор; 5 — распределительный щит

Электрические схемы судов

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Электрооборудование маломерных судов

Условия жизни экипажа и пассажиров на маломерном судне, степень его обитаемости и комфортнос­ти во многом определяется имеющимся на нем набором электрооборудования, который, в свою очередь, зависит от применяемого на судне напряжения бортовой сети. Несколько определений по существу рассматриваемого вопроса.

Судовое электрооборудование в общем случае — это комплекс электрических машин, приборов и аппаратов для производства электроэнергии и передачи ее потребителям. В состав электрооборудования входят источники и преобразователи электроэнергии, распределительные щиты (РЩ), кабели и провода, электрические и электромеханические приборы для управления, регулирования, контроля и защиты, трансформаторы, нагревательные и осветительные устройства, коммутационная аппаратура и т.п. Известно, что в силу своей специфики судовое электрооборудование имеет более прочные корпуса (в ряде случаев — специальное исполнение), более стойкую и надежную изоляцию, специальные кожухи, уплотняющие сальники и иные конструкторские решения по его защите от повышенной вибрации, влажности, от солей в воздухе и брызг, от заливания водой.

Судовая электрическая сеть (бортсеть) — это совокупность кабелей, проводов, распределительных щитов, трансформаторов, преобразователей электроэнергии, служащая для передачи электроэнергии судовым потребителям. Начинается она от источника электроэнергии, который кабельными трассами соединяется с главным распределительнымщитом (ГРЩ). Судовой ГРЩ — специально спроектированное и изготовленное электротехническое устройство для рационального присоединения источников электроэнергии к силовой судовой электрической сети и для управления их работой. ГРЩ является главной частью судовой бортовой электрической схемы, снабжается необходимыми приборами, аппаратами и устройствами для управления, защиты и сигнализации, а также контрольно-измерительными приборами. Через ГРЩ подается на судно и распределяется по потребителям электропитание с берега на стоянке. От ГРЩ через пучки проводов электроэнергия подается раздельно к различным группам потребителей, к трансформаторам сети освещения или к преобразователям сети питания радиоэлектронной аппаратуры. Для защиты сети от коротких замыканий используют автоматы защиты сети (АЭС). Возможность применения выпускаемых промышленностью бытовых приборов, навигационного и иного оборудования также во многом (как сказали ранее) зависит от напряжения судовой электрической сети. Не рассматривая преимущества и недостатки бортовых сетей напряжением 6, 9, 24, 36 и 48 В, отметим, что наиболее распространенной в настоящее время на маломерных судах электросхемой являет­ся 12 — вольтовая, поскольку она удачно сочетает в себе безопасность обращения с возможностью применения существующего навигационного и иного электрооборудования, радио­электронных и бытовых приборов. Бортовые сети напряжением 24 В и более встречаются достаточно редко, преимущественно на крупных судах и судах прибрежного морского плавания, где такое напряжение применяется с целью использования авиационных приборов для навигации (гиромагнитные компасы и т.п.) и уменьшения потерь в длинных проводах. Как отмечалось ранее, основным источником электропитания для потребителей на маломерных судах (при отсутствии двигателей с навесными генераторами переменного или постоянного тока) являются кислотные (свинцовые) и щелочные (кадмиево и железоникелевые) аккумуляторные батареи. Их емкость, при отсутствии автономной подзарядки от двигателя, должна быть достаточна для обеспечения повседневных нужд и работы имеющихся электро — навигационных приборов на весь период похода до захода в порт (появления возможности зарядки от сети). По опыту плавания (Б.С.Тараторкин, КиЯ № 65 Электрооборудование малого судна) для яхты класса Л-6 аккумуляторная батарея емкостью в 200 А-ч. вполне обеспечивает в условиях летней Балтики (короткие ночи) двухнедельное плавание, а при экономном ее использовании — и месячное. Продумав набор электрических приборов и устройств, которыми планируется оборудовать судно, определив параметры источников электроэнергии для их питания, можно начинать проектирование общей схемы судовой электрической сети и компоновки РЩ (ГРЩ). При проектировании общей схемы судовой сети сле­дует руководствоваться, как и на больших судах, принципом функциональной группировки оборудова­ния. Например, одна группа — все сигнальные огни (руководствуясь требованиями МППСС-72), вторая группа — внутреннее освещение, третья — навигационные приборы, четвертая — обеспечения работы аудио-видеотехники и т.д. Очень подробно и с необходимыми расчетами тема проектирования судовой электросети для яхты рассмотрена в указанной выше статье.

Монтажные работы включают в себя подготовительные работы (комплектация материалов и оборудования, кабелей, их разделка), работы по разметке на судне, установку выбранного электрооборудования и т.д. Основные требования ГИМС к электрооборудованию маломерного судна, монтажу электрической схемы бортсети изложены в § 3 главы 4. В качестве примера рекомендуется один из вариантов электрической схемы (рис. 137) распределительного щитка и его общий вид. Штрих-пунктирными линиями обведены устройства, закрепленные на главном распредщите (ГРЩ) и щитке у рулевого (РЩ).

Размещение на данном сайте информации персонального характера произведено в соответствии с требованиями ст.9 Федерального Закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных».

Тел: 47-41-70
Тел: +7 (924) 782-4707
Тел/Факс: +7 (4152) 300-150

&copy 2009 — 2019
Центр дистанционной подготовки судоводителей
«КАМСТОРМ»

Электроэнергетические системы морских судов[torrents.ru]

Л.И.СЕРГИЕНКО В. В. МИРОНОВ

системы морских судов

УТВЕРЖДЕНО ГЛАВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ КАДРОВ, УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МИНМОРФЛОТА СССР

В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА ДЛЯ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 21. 07

«ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И АВТОМАТИКИ СУДОВ»

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1991

Сергиенко Л. И., Миронов В. В. Электроэнергетические системы морских судов: Учебник для мореход, училищ. — М.: Транспорт, 1991. — 264 с

Приведены основные сведения об электроэнергетических системах морских судов. Особое внимание уделено автоматизировагаым системам управления судовыми электроэнергетическими установками и автоматическим регуляторам напряжения судовых генераторов. Представлены сведения об источниках электро­ энергии, электрической аппаратуре, электрических сетях и судовой светотехнике. По всем видам технических средств изложены основные правила технической эксплуатации.

В приложениях содержатся условные графические обозначения и буквенные коды элементов электрических схем.

Для учащихся электромеханической специальности мореходных училищ. Может быть полезен судовым электрикам и электромеханикам.

Ил. 122, табл. 4, библиогр. 15 назв.

Авторы: В. В. Миронов (предисловие, введение, гл. 1-3, 6, 7, 9, заключение); Л. И. Сергиенко (гл. 4, 5, 8,10).

Рецензенты: С Б . Кузнецов, Ю. В. Мнушко

З а в е д у ю щ и й р е д а к ц и е й Е. Д. Некрасова Редактор С. Ю. Ланцев

СЕРГИЕНКО Леонид Иванович, МИРОНОВ Валерий Васильевич ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ МОРСКИХ СУДОВ

Технические редакторы Я. М. Романова, Л. Г. Дягилева

Корректор-вычитчик В. Я. Яговкина

Корректор В. А. Спиридонова

Подписано в печать 09.10.91. Формат 60×88 1/16. Бум. офсетная № 2. Гарнитура Пресс Роман. Офсетная печать. Усл. печ. л. 16,17. Усл. кр.-отт. 16,17. Уч.-изд. л. 18,55. Тираж 4200 экз.

Цена 3 руб. Изд. № 1-1-2/10 № 4935.

Текст набран в издательстве на наборно-печатающих автоматах

Ордена «Знак Почета» издательство «Транспорт», 103064, Москва, Басманный туп., 6а

Московская типография № 4

Министерства печати и массовой информации РСФСР

Москва, 129041, Б. Переяславская ул., д. 46

© Л. И. Сергиенко, В. В. Миронов, 1991

Электроэнергетические системы, являющиеся одними из наиболее сложных комплексов судовых технических средств, должны обеспечи­ вать бесперебойное производство и распределение электроэнергии. Судовые специалисты, занимающиеся эксплуатацией этих систем, нередко обязаны принимать решения при быстрой смене окружающей обстановки и режимов работы агрегатов и механизмов, а также в условиях нехватки времени на выполнение каждой операции. От их правильных действий во многом зависит живучесть судна. Перечислен­ ные обстоятельства предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки будущих судовых электромехаников.

В учебнике отражен современный уровень судовой электротехни­ ки в целом и судовых СЭЭС в частности. Наибольшее внимание уделе­ но автоматическим регуляторам напряжения разных типов и системам управления типов «Ижора», «Ижора-М» и ASA-S как наиболее сложным и трудным в изучении элементам электроэнергетических установок. При изложении материала основной упор сделан на освещение сущно­ сти физических процессов, происходящих в перечисленных выше элементах.

Учебник написан в соответствии с учебной программой по одно­ именной дисциплине и предполагает формирование у курсантов системы знаний основ технической эксплуатации автоматизированных электроэнергетических систем. Привитие навыков и умений обеспечи­ вается выполнением лабораторных работ, курсового проекта и прохож­ дением плавательной практики. Излагаемый материал основан на знании предметов «Теоретическая электротехника и электрические измерения», «Судовые электрические машины», «Основы электроники и судовая автоматика» и др. Часть материала учебника служит для повышения технической эрудиции курсантов (различные исторические данные, сведения о работах ученых, информация из смежных областей знаний и т. д.). Некоторые сведения необходимо запомнить. К ним относятся условные графические обозначения и буквенные коды элементов электрических схем (приложения 1 и 2), наиболее употреби­ тельные формулы и др. Значительная часть учебника отведена мате­ риалу, требующему от курсанта прежде всего понимания. В первую очередь это сведения об автоматизированных устройствах, узлах и блоках, входящих в систему управления электроэнергетической системой, а также автоматических регуляторах напряжения. Следует

подчеркнуть: от того, насколько грамотно будут эксплуатироваться эти технические средства, зависит надежность работы электроэнерге­ тической системы, живучесть судна и безопасность людей.

С целью облегчения работы с учебником в тексте использованы шрифтовые выделения: в параграфах выделены полужирным шрифтом наиболее важные темы; слова или словосочетания, определяющие смысловые части текста, выделены разрядкой; термины — курси­ вом. Для повышения эффективности усвоения материала служат контрольные вопросы-задания, приведенные в конце каждой главы.

Самостоятельную работу над учебником следует дополнять изу­ чением руководящих документов (Правил Регистра СССР, Правил технической эксплуатации судовых технических средств и др.), а также систематическим ознакомлением с новинками технической литературы и периодическими изданиями (журналы «Судостроение», «Морской флот» и др.).

Авторы заранее благодарны за все критические замечания и предложения по улучшению учебника и просят направлять их по адресу: 103064, Москва, Басманный тупик, 6а, издательство «Тран­ спорт».

Список принятых сокращений

— автоматический регулятор напряжения

— автоматический регулятор частоты

— аварийный распределительный щит

— большая интегральная схема

— бесщеточный синхронный генератор

— винт регулируемого шага

— винт фиксированного шага

— генератор начального возбуждения

— генератор постоянного тока

— главный распределительный щит

— гребная электрическая установка

— дистанционное автоматизированное управление

— коэффициент полезного действия

ЛЛ — лампа люминесцентная

— обмотка возбуждения генератора

ПП — плавкий предохранитель

— Правила технической эксплуатации судовых технических средств

— рубильник гашения поля

— система возбуждения и автоматического регулирования напряжения

— судовое техническое средство

— система централизованного контроля

— судовая энергетическая установка

— судовая электроэнергетическая система

ТТ — трансформатор тока

— цифровая вычислительная машина

— центральный пост управления

— щит электроснабжения с берега

Важным направлением совершенствования морского транспорта является обновление флота, пополнение его высокопроизводитель­ ными экономичными специализированными судами. Современные морские суда насыщены большим количеством технических средств, обеспечивающих безопасность плавания, оптимальные режимы работы оборудования и нормальные бытовые условия экипажа. Для управле­ ния СТС применяют системы управления, которые в совокупност:-: образуют комплексы систем управления судовыми техническими средствами.

В 1970-1976 гг. для судов отечественной постройки были созданы 4 базовых комплекса СУ СТС первого поколения: «Залив» — для тепло­ ходов, «Пролив» — для паротурбоходов, «Тропик» — для газотурбо­ ходов, «Север» — для атомоходов.

Смотрите так же:  Искрят высоковольтные провода ваз 2114

С начала 90-х годов на суда начнут поступать комплексы СУ СТС третьего поколения, в которых предполагается широкое использова­ ние микропроцессорных средств переработки, хранения и передачи информации.

На современных судах большинство СТС электрифицировано: это стало уже привычным. Но давайте вспомним, как электричество «завоевало» суда.

Электрическая энергия начала применяться на судах во второй половине XIX века, чему способствовали изобретения лампы накали­ вания А. Н. Лодыгиным, дуговой лампы П. Н. Яблочковым, трансфор­ матора И. Ф. Усагиным, 3-фазного асинхронного двигателя М. О. Доли-

Рис. В.1. Структурная схема комплекса систем управления судовыми техническими средствами типа «Залив-М»

во-Добровольским и др. В 80-х годах прошлого века на судах впервые начали устанавливать ГПТ для нужд освещения, а в начале XX века — электрифицированные приводы вентиляторов и насосов МКО, а также палубных и грузоподъемных механизмов. Мощность генераторов составляла десятки киловатт при напряжении до НОВ. Необходимость централизованного электроснабжения судовых приемников привела к созданию СЭС, состоящих из источников электрической энергии и ГРШ До середины 50-х годов на большей части судов транспортного флота применяли постоянный ток, что объясняется хорошими регулировоч­ ными свойствами ЭП постоянного тока. Серийный выпуск судового электрооборудования переменного тока мощностью в десятки и сотни киловатт обеспечил переход от СЭС постоянного тока к СЭС перемен­ ного тока.

Одна из основных тенденций развития судовой электроэнергети­ ки — постоянный рост мощностей СЭС и установленного электрообору­ дования. Так, средняя мощность СЭС морских судов удваивается каждые 20 лет и в настоящее время достигает десятков тысяч кило­ ватт. По мере роста мощностей СЭС усложнялась их структура, а также структура электрических сетей, совершенствовались системы автома­ тического регулирования, управления, защиты и контроля. В связи с этим сформировалось понятие о СЭЭС, обеспечивающей производство и распределение электрической энергии.

Управление работой СЭЭС осуществляют с помощью СУ. В настоя­ щее время на транспортных судах используют множество СУ СЭЭС, отличающихся структурой, элементной базой и другими признаками. На судах отечественной постройки устанавливают СУ СЭЭС типа «Ижора-М», связанную с локальной системой ДАУ ДГ типа «Роса-М». Применение этих двух систем позволило автоматизировать операции пуска, остановки, контроля и защиты приводных двигателей ГА («Роса-М»), синхронизацию, распределение нагрузки и защиту генера­ торов («Ижора-М»). Тем самым обеспечена комплексная автоматиза­ ция СЭС.

Более совершенные СУ СЭЭС, в которых используются ЭВМ, позво­ ляют дополнительно автоматизировать программирование работы СЭЭС в соответствии с режимом работы судна, а также диагностирова­ ние и прогнозирование состояния элементов СЭЭС. Такие СУ обеспе-

чивают практически бесперебойное снабжение судна электроэнер­ гией, что является важнейшим условием безопасности плавания.

Разработка и внедрение надежных СУ СЭЭС в значительной степе­ ни будут способствовать решению важной задачи — созданию комп­ лексных систем управления СТС, которые свяжут в единое целое основные группы судовых технологических процессов: судовождение, эксплуатацию СЭУ, грузовые, швартовные операции и др. Такие СУ СТС уже в настоящее время создаются на базе широкого использова­ ния ЭВМ и телевизионной техники.

В зависимости от объема автоматизации СТС, Правила Регистра

СССР устанавливают 2 знака автоматизации в символе класса судна — А1 и А2. Знак А1 имеют автоматизированные суда с безвахтенным обслуживанием МО в ходовом режиме и во время стоянки, знак А2 — суда с обслуживанием МО постоянной вахтой в ЦПУ на ходу и с без­ вахтенным обслуживанием во время стоянки. Комплекс «Залив-М» соответствует требованиям Правил Регистра СССР к судам со знаком автоматизации А1. Комплексная автоматизация судов позволяет существенно повысить экономичность и ресурс СЭУ, сократить числен­ ность экипажей и эксплуатационные расходы, облегчить труд моряков и имеет конечной целью снижение себестоимости перевозок в усло­ виях безопасного плавания.

Г л а ва 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1.1. Термины и определения. Классификация

Термины и определения. Судовая электроэнергетиче­ ская система — это совокупность судовых электротехнических устройств, предназначенных для производства, преобразования, распределения электроэнергии и питания ею судовых приемников (потребителей). Такая система состоит из трех основных частей: судо­ вых электрических станций (основные и аварийные), силовой электри­ ческой сети, сети приемников. Сами приемники в состав СЭЭС не входят.

Судовая электрическая станция — это энергетический комплекс, состоящий из источников электроэнергии и ГРЩ, к которо­ му они подключены.

Источниками электроэнергии на судах являются ГА и АБ. В качестве ГА применяют дизель-генераторы, турбогенераторы, валогенераторы (генераторы с приводом от гребного вала), утилизационные турбогенераторы (генераторы с приводом от утилизационной турбины). По назначению источники электроэнергии подразделяют на основные, резервные и аварийные: основные предназначены для работы в любом режиме СЭЭС, резервные — для обеспечения резерва мощности систе­ мы, аварийные — для работы в аварийном режиме СЭЭС. На большинст­ ве транспортных судов деление источников электроэнергии на основ­ ные и резервные условно, так как резервным генератором может быть любой из основных. Аварийные источники используют при выходе из строя основных. Они обеспечивают электроэнергией наиболее ответст­ венные приемники (средства навигации и связи, освещение, рулевое устройство и др.) и поэтому имеют ограниченную мощность. В качестве аварийных источников применяют ДГ и АБ.

Для передачи электроэнергии от источников к приемникам исполь­ зуют линии электропередачи, состоящие из кабелей, проводов и шин. По способу передачи электроэнергии линии электропередачи подразделяются на фидерные и магистральные. Фидерная линия электропередачи включается между источником электроэнергии и РЩ или между двумя РЩ, или между РЩ и приемником электроэнергии. Магистральная линия — это такая линия электропередачи, параллель­ но с которой по ее длине подключается ряд РЩ и отдельных приемни­ ков электроэнергии.

Для распределения электроэнергии используют электрорас­ пределительные щиты, которые подразделяют на главные, аварийные, групповые, электроснабжения с берега и др.

Совокупность распределительных щитов и линий электропередачи образует электрические сети. Судовые электрические сети под­ разделяют на силовые, сети приемников и аварийные.

Силовая электрическая сеть начинается от ГРЩ и заканчивается у приемников или преобразователей электроэнергии. Последние служат для преобразования рода тока, частоты или числа фаз; к ним относятся выпрямительные устройства для питания электроприводов и заряда аккумуляторов, вращающиеся или статические преобразователи частоты и др. Силовые электрические сети, в свою очередь, подразде­ ляются на фидерные, магистральные и магистрально-фидерные. В перечисленных сетях для передачи электроэнергии используют соот­ ветственно или фидеры, или магистрали, или фидеры и магистрали одновременно.

Сеть приемников — это электрическая сеть, предназначенная для распределения электроэнергии среди одинаковых приемников, а также электрическая сеть, отделенная от силовой сети преобразовате­ лями электроэнергии (последние входят в данную сеть). Под одинако­ выми понимают приемники, одинаковые по назначению и другим признакам.

Аварийная электрическая сеть предназначена для передачи элект­ роэнергии от аварийного источника к приемникам при выходе из строя линий электропередачи силовой сети или исчезновении напряжения на •л, шах ГРЩ.

Режим работы судна (ходовой, маневров, аварийный и др.) опреде­ ляет количество и мощность включенных приемников электроэнергии, создающих нагрузку СЭЭС. Под последней понимают суммарную потребляемую активную мощность приемников, включенных в данном режиме работы СЭЭС. Нагрузку СЭЭС определяют расчетом или по приборам (выражают в киловаттах или мегаваттах).

Работу приемников в каждом режиме обеспечивают включенные источники электроэнергии, суммарную активную мощность которых называют включенной мощностью СЭЭС. Разность между значениями включенной мощности и нагрузкой называют включенным резервом мощности СЭЭС. С увеличением значения включен­ ного резерва работа СЭЭС становится более надежной, но менее эконо­ мичной.

Наиболее напряженные режимы работы СЭЭС обеспечивают не­ сколько источников электроэнергии, включенных на параллель­ ную работу. Различают кратковременную и длительную параллель­ ную работу: кратковременная имеет место при переводе нагрузки с одного источника электроэнергии на другой, длительная — во всех остальных случаях. Если схемой ГРЩ параллельная работа не предус­ мотрена, то реализуется раздельная работа источников электро­ энергии.

Каждая СЭЭС характеризуется конфигурацией, структурой, схе­ мой, состоянием, режимами работы, параметрами и показателями.

Электрические схемы судов

Глава X. Электрооборудование судов

§ 48. Общие сведения

Применение на судах электрической энергии в корне изменило условия их эксплуатации, намного облегчив трудоемкие судовые работы, улучшило условия судовождения и управляемость судна, сделало возможным постоянную радиосвязь судна, находящегося в море, с отдаленными на большие расстояния объектами, а также определение местонахождения судна при отсутствии видимости. Появились новые эффективные средства сигнализации и намного улучшились условия обитаемости судна в целом.

Рис. 75. Принципиальная схема электроэнергетической системы. 1 – источники электроэнергии; 2 – главный распределительный щит; 3 – электрические сети; 4-групповые распределительные щиты; 5 – потребители электрической энергии.

Использование ядерной энергии для движения судов, развитие автоматизации судовождения и управления судовыми машинами и механизмами стало осуществимо только при электрификации судов.

Для получения электрической энергии, передачи ее и распределения по потребителям на судах предусмотрена электроэнергетическая система.

Основными элементами всякой судовой электроэнергетической системы являются (рис. 75):

1) источники электроэнергии, состоящие из генераторов постоянного или переменного тока и аккумуляторных батарей; кроме того, судовые электроэнергетические системы имеют различные преобразователи рода тока, его напряжения и частоты;

2) распределительные устройства, состоящие из щитов с аппаратами, распределяющими электроэнергию, и с приборами для управления работой электроустановок и контроля за ней;

3) электрические сети, состоящие из кабелей и проводов, передающих электрическую энергию от источников к потребителям;

4) потребители электрической энергии, представляющие собой различные электродвигатели, преобразующие электроэнергию в механическую работу, а также приборы и аппараты, преобразующие ее в другой вид энергии – тепловую, световую, электромагнитную и пр.

Во время эксплуатации должна быть обеспечена быстрая и надежная защита всех элементов судовых электроэнергетических систем от ненормальных режимов работы (от короткого замыкания или перегрузки). Защита сетей от таких режимов осуществляется автоматическими выключателями (автоматами) или предохранителями.

Основными параметрами судовой электроэнергетической системы считаются: род тока, его напряжение и частота.

Род судового тока выбирается в зависимости от требований потребителей. В судовых электроэнергетических системах применяются как постоянный, так и трехфазный переменный ток. Двигатели постоянного тока обладают следующими преимуществами, делающими их в ряде случаев незаменимыми в эксплуатации:

Двигатели постоянного тока обладают следующими преимуществами, делающими их в ряде случаев незаменимыми в эксплуатации:

а) возможность значительных перегрузок машин при больших пусковых моментах;

б) возможность плавного регулирования числа оборотов двигателей, осуществляемого при помощи реостатов, а также быстрое изменение направления вращения и возможность торможения;

в) относительная простота управления электроприводами.

Но электрические установки постоянного тока имеют и значительные недостатки: большие габариты и вес; сложность конструкций, влияющую на надежность работы машин; относительно низкий к. п. д.

Двигатели переменного тока с пусковой аппаратурой значительно проще по конструкции и надежнее в эксплуатации

Напряжение судового тока в электроэнергетических системах находится в прямой зависимости от мощности и расстояния, на которое передается электроэнергия от источника до потребителя.

На судах напряжение тока, в зависимости от его применения, регламентируется в пределах:

для постоянного тока 12-230 в;

для переменного тока 12, 24, 127, 230 и 400 в.

По требованию техники безопасности считается безопасным напряжение 12 в переменного тока и 24 в постоянного тока.

Наименьшая частота переменного тока в судовых электроэнергетических системах принимается равной 50 гц. В связи со стремлением уменьшать габариты и веса электрических двигателей переменного тока появилась тенденция к повышению номинальной частоты тока с 50 до 400 гц.

Установленное на судах электрооборудование работает в особых условиях, которые должны быть учтены при монтаже оборудования на судне. Эти условия вынуждают предъявлять к изготовлению судового электрооборудования особые требования, отличающиеся от требований к однотипным промышленным образцам.

Судовое электрооборудование должно быть выполнено из коррозионностойких и прочных материалов для повышения надежности его работы, иметь пониженные центры тяжести, а также отвечать другим специальным требованиям.

Электрооборудование судов. Правила и нормы проектирования и электромонтажа

Стандарт устанавливает правила и нормы проектирования электротехнических изделий (кроме кабелей), радиоэлектронных средств, аппаратуры спецтехники и автоматики (далее — электрооборудование); электротехнических систем; монтажа электрооборудования и кабелей, использующих электроэнергию переменного напряжения не более 1000 В, частотой не более 200 кГц и постоянного напряжения не более 1200 В; монтажа кабельных оптических линий (КОЛ), применяемых при передаче световой энергии в диапазоне частот, соответствующем НТД на оптические кабели; проектирования и электромонтажа защитного и экранирующего заземлений. Стандарт не распространяется на требования к проектированию и электромонтажу: антенно-фидерных устройств; средств радиосвязи, волноводных трактов, а также других электроустройств с рабочей частотой более 200 кГц; машин, устройств и аппаратов системы электродвижения переменного напряжения более 1000 В и постоянного напряжения более 1200 В; грозозащитного и молниезащитного заземлений; рабочего заземления; заземления для снятия статического электричества. В целях повышения производительности труда и качества электромонтажного производства на всех стадиях постройки судов* стандарт устанавливает технические требования, правила и нормы: разработки (проектирования) и изготовления электрооборудования (кроме кабелей), которое может быть установлено на судах; проектирования судов в части размещения электрооборудования, КОЛ и кабелей; подготовки и контроля готовности судна или отдельных его районов к выполнению электромонтажа; выполнения электромонтажа. Стандарт обязателен для предприятий: проектирующих и изготовляющих электрооборудование (кроме кабелей), которое может быть установлено на судах; проектирующих суда; строящих суда; выполняющих монтаж электрооборудования и кабелей на судах; осуществляющих контроль выполнения вышеперечисленных работ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ПРАВИЛА И НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
И ЭЛЕКТРОМОНТАЖА

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Правила и нормы проектирования и электромонтажа

Electrical equipment of ships. Rules and standards
of designing and electric mounting

Настоящий стандарт устанавливает правила и нормы проектирования электротехнических изделий (кроме кабелей), радиоэлектронных средств, аппаратуры спецтехники и автоматики (далее — электрооборудование); электротехнических систем; монтажа электрооборудования и кабелей, использующих электроэнергию переменного напряжения не более 1000 В, частотой не более 200 кГц и постоянного напряжения не более 1200 В; монтажа кабельных оптических линий (КОЛ), применяемых при передаче световой энергии в диапазоне частот, соответствующем НТД на оптические кабели; проектирования и электромонтажа защитного и экранирующего заземлений.

Стандарт не распространяется на требования к проектированию и электромонтажу:

средств радиосвязи, волноводных трактов, а также других электроустройств с рабочей частотой более 200 кГц;

машин, устройств и аппаратов системы электродвижения переменного напряжения более 1000 В и постоянного напряжения более 1200 В;

грозозащитного и молниезащитного заземлений;

заземления для снятия статического электричества.

В целях повышения производительности труда и качества электромонтажного производства на всех стадиях постройки судов* стандарт устанавливает технические требования, правила и нормы:

разработки (проектирования) и изготовления электрооборудования (кроме кабелей), которое может быть установлено на судах;

проектирования судов в части размещения электрооборудования, КОЛ и кабелей;

подготовки и контроля готовности судна или отдельных его районов к выполнению электромонтажа;

Стандарт обязателен для предприятий:

проектирующих и изготовляющих электрооборудование (кроме кабелей), которое может быть установлено на судах;

выполняющих монтаж электрооборудования и кабелей на судах;

осуществляющих контроль выполнения вышеперечисленных работ.

* Здесь и далее под определением «суда» понимаются: корабли, суда и плавсредства всех классов, типов и назначений.

Пояснение терминов, применяемых в стандарте, приведено в приложении 3.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ

1.1 . Общие требования, требования к вводным конструкциям и выводам электрооборудования и электротехнических устройств

1.1.1 Конструкция электрооборудования должна обеспечивать возможность выполнения его монтажа на судне без разборки и распломбировки. Допускается только открывать или снимать стенки, крышки, двери.

Смотрите так же:  Септик и узо

1.1.2 . Конструкция электрооборудования должна обеспечивать возможность выполнения присоединения жил внешних кабелей к выводам или электрическим соединителям, а также КОЛ и отводы КОЛ к оптическим соединителям, исключая прокладку, увязку и присоединение этих жил к отдельным устройствам или аппаратам, являющимся составными частями электрооборудования (электротехнического устройства). Допускается присоединять жилы внешних кабелей только к контактным зажимам предохранителей, автоматических выключателей и трансформаторов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.1.3 Блоки контактных зажимов или отдельные контактные зажимы в электрооборудовании для присоединения жил внешних кабелей должны располагаться у вводных конструкций таким образом, чтобы максимальное расстояние от места ввода кабеля до точки присоединения любой его жилы не превышало 300 мм. Если технически невозможно выполнить данное требование, допускается увеличить расстояние, но не более чем до 500 мм, при этом должно быть предусмотрено крепление кабелей, пучков и отдельных жил. Должны быть обеспечены допустимый изгиб кабелей и доступ к контактным зажимам.

1.1.4 . Вводные конструкции и выводы электрооборудования должны быть стандартизованы на уровне государственных или отраслевых стандартов.

1.1.5 . В электрооборудовании, содержащем приборные стойки, вводные конструкции должны располагаться сверху, сбоку или снизу. Расположение их спереди или сзади не допускается.

1.1.6 Зазор между кабелем и кромками отверстий при вводе внешних кабелей в электрооборудование должен быть:

при вводе через сальники — по ГОСТ 4860.1 ;

при вводе через вырезы и втулки — не более 10 мм.

1.1.7 Расположение сальников на корпусе электрооборудования и расстояние между ними должно обеспечивать доступ при монтаже к элементам монтажного поля с лицевой стороны электрооборудования.

1.1.8 . Наиболее предпочтительным является ввод кабелей в электрооборудование с помощью электрических соединителей.

1.1.9 . Типы электрических соединителей в их допустимом сочетании с жилами подключаемых кабелей следует выбирать, руководствуясь приложением 1 .

Сочетание оптических кабелей с оптическими соединителями регламентируется НТД на оптические соединители.

1.1.10 . Вводные конструкции электрооборудования (сальники и др.), а также оптические и электрические соединители для подключения внешних кабелей, КОЛ и отводов КОЛ должны иметь рельефную маркировку, четко видимую с лицевой стороны электрооборудования.

Выводы электрооборудования (контактные зажимы, блоки контактных зажимов) должны иметь маркировку. В электрических соединителях маркируют вилочную и розеточную части. В оптических соединителях маркируют блочную и кабельную их части.

1.1.9 , 1.1.10 (Измененная редакция, Изм. № 1).

1.1.11 . Электрические соединители для экранированных кабелей не должны применяться для подключения неэкранированных кабелей.

1.1.12 . В электрооборудовании должен быть предусмотрен монтажный объем:

для присоединения жил внешних кабелей к контактным зажимам, блокам контактных зажимов, электрическим соединителям;

для присоединения оптических соединителей к КОЛ и отводам КОЛ;

для укладки основных и запасных (резервных) жил.

Длина каждой жилы с площадью сечения от 2,5 мм 2 и менее для данного кабеля должна быть рассчитана на присоединение к наиболее удаленному контактному зажиму. Для жил с площадью сечения 4 мм 2 и более и жил, оконцовываемых в электрические соединители (любых сечений), запас длины не предусматривается.

Допустимые минимальные расстояния от стенок электрооборудования, от мест ввода кабелей до блоков контактных зажимов, расстояния между платами, допустимые сочетания диаметров контактов электрических соединителей и площади сечений жил присоединяемых кабелей указаны в приложении 1.

1.1.13 . В конструкции электрооборудования, к которому подключается более 150 жил кабелей внешних связей, должен предусматриваться модуль внешних связей.

1.1.14 . Электрооборудование с модулями внешних связей изготавливают в блочном исполнении. Конструкция такого электрооборудования должна предусматривать возможность изготовления и поставки модулей внешних связей на ранней стадии отдельно и независимо от остальных элементов (блоков) электрооборудования для установки на судне и электромонтажа. Модули внешних связей должны быть обеспечены полным набором электромонтажных узлов и элементов, позволяющих выполнить весь комплекс электромонтажа внешних кабелей и монтажа КОЛ.

1.1.15 . В конструкции крупногабаритного электрооборудования, к которому подключается менее 150 жил кабелей внешних связей, должен предусматриваться монтажный шаблон, обеспечивающий опережающую поставку его на судно для выполнения электромонтажных работ до установки электрооборудования.

1.1.16 . Монтажный шаблон электрооборудования (для радиоэлектронной аппаратуры может быть использован технологический корпус) должен: соответствовать конфигурации и габаритам электрооборудования, аппаратуры ВОСП; иметь все элементы подсоединительных устройств (сальники; оптические, электрические, высокочастотные соединители и т.п.); иметь все устройства, имитирующие раскрытие крышек, дверок, выдвижных блоков. Маркировка и нумерация всех обозначений и контактных зажимов должна соответствовать штатной аппаратуре.

1.1.12 — 1.1.16. (Измененная редакция, Изм. № 1).

1.2 . Требования по обеспечению заземления электрооборудования, металлических оплеток (оболочек) кабелей и экранов жил

1.2.1 . Все электрооборудование с металлическим корпусом должно быть снабжено (кроме особо оговоренных случаев) одним устройством заземления его корпуса и, если в него вводятся кабели с металлическими оболочками (оплетками) и экранированными жилами, — наружными и внутренними устройствами заземления оболочек кабелей, внутренними устройствами заземления экранов жил кабелей. Количество устройств для заземления оболочек и экранов жил в электрооборудовании (кроме взрывозащищенного) устанавливают из расчета присоединения не более четырех оплеток или экранов жил к одному устройству.

Электрооборудование, состоящие из нескольких секций, должно иметь устройство заземления корпуса каждой секции.

1.2.2 . Необходимость или недопустимость заземления и установки устройств заземления на стационарном и переносном электрооборудовании с неметаллическим или комбинированным (состоящим из неметаллических и металлических частей) корпусом определяется условиями обеспечения электробезопасности и оговаривается в нормативно-технической документации (НТД) на это электрооборудование.

1.2.3 . Переносное, передвижное и погружное электрооборудование должно иметь одно внутреннее устройство заземления корпуса.

1.2.4 . Одно наружное и одно внутреннее устройства заземления корпуса одновременно должны иметь следующее электрооборудование:

установочную арматуру (соединительные коробки, выключатели, розетки и т.д.);

светильники, кроме настольных;

мелкую аппаратуру сигнализации, автоматики, контроля и управления, устанавливаемую на различного рода устройствах, механизмах и аппаратах (измерительных преобразователях, сигнализаторах, электромагнитах и т.п.).

1.2.5 . Электрооборудование, через которое заземляются с помощью жилы заземления подводимого кабеля погружные, передвижные и переносные электротехнические устройства, должно иметь одно наружное и необходимое количество внутренних устройств заземления, определяемое из расчета подключения не более четырех жил заземления к одному устройству.

1.2.6 . Количество устройств заземления корпуса электрооборудования и заземления металлических оболочек (оплеток) кабелей внешних связей для электрооборудования, эксплуатируемого во взрывоопасных помещениях (в том числе для взрывозащищенного электрооборудования) устанавливают в соответствии с требованиями специальной НТД по взрывозащищенному электрооборудованию.

1.2.7 . Количество устройств заземления корпуса электрооборудования, предназначенного для эксплуатации только в районах с тропическим климатом (в том числе электрооборудования исполнения ТМ) при номинальном переменном и постоянном напряжении 250 В и выше, устанавливают по ГОСТ 15150 .

1.2.8 . Погружное, переносное, передвижное электрооборудование, в которое могут вводиться кабели с металлическими наружными оплетками, должно быть снабжено внутренними устройствами заземления оплеток из расчета присоединения не более четырех перемычек заземления оплеток к одному устройству.

1.2.9 Наружные устройства заземления корпуса электрооборудования должны располагаться:

у электрических машин — на лапах крепления или фундаментах, справа относительно клеммной коробки;

у прочего электрооборудования — над нижней лапой крепления.

1.2.10 . Все устройства заземления должны размещаться с учетом возможности и удобства подключения к ним стандартных перемычек заземления. Внутренние устройства заземления корпуса электрооборудования, экранных оболочек и экранов жил должны быть размещены также с учетом допустимых расстояний между электрическими контактами.

1.2.11 . Устройства заземления экранных оболочек должны быть расположены на корпусе электрооборудования вблизи мест ввода кабелей.

1.2.12 . Устройства заземления должны устанавливаться на приливах, составляющих одно целое с корпусом электрооборудования, или на деталях, приваренных к корпусу электрооборудования. Установка устройств заземления на съемных деталях корпуса электрооборудования не допускается.

1.2.13 . Устройства заземления должны иметь конструкцию, исключающую самоотвинчивание деталей или ослабление контакта. Контактная поверхность устройств заземления (кроме электрооборудования с корпусами из алюминия, титана или сплавов на их основе) должна иметь противокоррозионное покрытие с высокой электропроводностью.

1.2.14 . Винты, болты, шпильки наружных и внутренних устройств заземления корпуса электрооборудования, экранных оболочек кабелей и экранов жил, кроме особо оговариваемых случаев, должны иметь следующий диаметр:

для подключения перемычек (проводников) с площадью сечения до 25 мм 2 включительно — 6 мм;

для подключения перемычек (проводников) с площадью сечения от 35 мм 2 и более — 10 мм;

для заземления экранов кабелей и жил у электрооборудования сигнализации, аппаратуры освещения измерительных преобразователей, электромагнитов, контактных манометров и т.д. — 4 мм;

для взрывозащищенного электрооборудования — в соответствии с требованиями специальной НТД.

2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И КАБЕЛЕЙ НА СУДНЕ

2.1 . Размещение электрооборудования, кабелей, КОЛ должно учитывать технологию постройки судна в целом и обеспечивать выполнение электромонтажных работ, предусмотренных принятой технологией электромонтажа.

2.2 . Размещение электрооборудования должно предусматривать доступ к элементам, которые являются объектом монтажных работ при постройке судна (места и детали крепления, узлы заземления, оптические и электрические соединители, уплотнительные конструкции и их элементы, контактные платы и монтажные объемы в целом).

2.1 . 2.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3 . Размещение электрооборудования и кабелей должно учитывать необходимость демонтажа отдельных электротехнических устройств и оборудования других специализаций (механизмов, трубопроводов, устройств и др.) в период постройки судна. Демонтаж электрооборудования должен быть предусмотрен без демонтажа кабельных трасс.

2.4 . Размещение электрооборудования должно обеспечивать:

свободное сочленение электрических соединителей;

свободное открывание и закрывание крышек, дверей и других элементов электрооборудования, связанных с доступом к объекту электромонтажных работ;

подвод и укладку кабелей, жил, КОЛ, отводов КОЛ с соблюдением допустимых радиусов изгиба, установленных НТД и технологической документацией на кабель и КОЛ.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.5 . Не допускается размещение электрооборудования под люками, шахтами, арматурой и соединительными устройствами водяных, паровых, масляных, топливных и гидравлических систем, а также в местах, подверженных разрушительному действию неблагоприятных факторов (температуры, масел, газов, морской воды, горячего пара и т.п.). Размещение электрооборудования в таких условиях может быть допущено как исключение, при этом должна быть обеспечена защита его и подводимых кабелей.

2.6 . Расстояние от арматуры и соединений трубопроводов (с холодной или горячей средой) до кромок электрооборудования и трасс кабелей устанавливается по НТД.

Арматура и соединительные устройства водяных, паровых, масляных, топливных и гидравлических систем не должны располагаться над электрооборудованием.

2.7 . Расстояние от ближайших к трубопроводу выступающих частей электрооборудования (генераторов, обратимых преобразователей, щитов управления, главных распределительных щитов, щитов питания с берега и др.) до поверхности изоляции трубопроводов должно быть, мм, не менее:

150 — до трубопроводов свежего пара;

130 — до трубопроводов выхлопа дизелей;

100 — до трубопроводов отработанного пара;

10 — до трубопроводов с холодной средой (гидравлики, топлива, пресной воды и др.).

2.8 . Не допускается прокладка трубопроводов всех систем и устройств в специальных электротехнических помещениях (спецтехники, главных и распределительных щитов, аппаратных, агрегатных и т.п.), за исключением воздухо- и трубопроводов, обслуживающих электрооборудование или обеспечивающих необходимые условия в этих помещениях.

2.9 . Патрубки вентиляторов, подающих воздух непосредственно из атмосферы, не должны быть направлены в сторону электрооборудования.

2.10 . Не допускается вывод патрубков вытяжной вентиляции трюмов, спускных цистерн и цистерн продувания в местах размещения электрооборудования.

2.11 . Размещаемое электрооборудование по конструктивному исполнению защитных оболочек должно соответствовать категории помещения, установленной в НТД.

2.12 . Приборы внутрисудовой связи, размещаемые на открытых местах, должны устанавливаться в водозащищенных ящиках с дверцами.

2.13 . Выключатели освещения (кроме выключателей местного освещения) должны группироваться около входа в помещение.

2.14 . Размещение генераторных, главных и аварийных распределительных щитов, щитов управления гребными электродвигателями вблизи и под трубопроводами, находящимися под давлением, не допускается. Расстояние до таких трубопроводов должно быть не менее 500 мм.

2.15 . Для обеспечения выполнения монтажа и обслуживания главных распределительных щитов с передней и задней стороны должны предусматриваться проходы шириной не менее 600 мм. Для распределительных щитов прислонного типа проход с его задней стороны не регламентируется.

2.16 . Установка и размещение электрооборудования должны обеспечивать возможность профилактического осмотра и ремонта электрооборудования и выдвижных блоков, возможность открытия боковых дверей, предохранение от ударов при качании на амортизаторах.

2.17 . При проектировании должны использоваться кабели, допущенные к применению на судах действующей НТД.

2.18 . При разработке проектной технической документации (чертежей размещения электрооборудования и прокладки кабелей) для обеспечения модернизационных работ должны быть предусмотрены на переборках, бортах и палубах судна свободные места для размещения дополнительных трасс магистральных кабелей, соединительных устройств кабельных трасс и кабельных коробок из расчета 15 % от площадей, занятых на судне для этих целей.

2.19 . При формировании кабельных трасс совместная прокладка кабелей различных марок должна производиться в соответствии с действующей нормативно-технической и технологической документацией на электромонтаж.

2.19 а. При проектировании на судне волоконно-оптических систем передач (ВОСП) в их состав должны входить КОЛ, как самостоятельные изделия. КОЛ должны поставляться на судно с актом их стендовых испытаний. Оптические соединители КОЛ на период транспортировки и монтажа должны быть защищены специальными устройствами. Технические условия на КОЛ должны быть согласованы с базовым предприятием по электромонтажу.

2.20 . При проектировании судов сращивание кабелей может быть допущено при согласовании с заказчиком судна (для соответствующих судов — с Регистром СССР или Речным Регистром РСФСР) и базовым предприятием по электромонтажу.

2.21 . Кабельные трассы должны размещаться в сухих помещениях, в специальных кабельных коридорах, каналах и желобах, в условиях, обеспечивающих эксплуатацию, допускаемую НТД на кабель. Кабели размещают с учетом возможностей их монтажа, доступа для осмотра и наблюдения при эксплуатации. Трассы кабелей размещают на бортах, переборках, палубах, настилах и подволоке. При размещении их на настилах и палубах должна быть предусмотрена защита трасс от повреждений, загрязнений, засорений, попаданий масла и т.п.

Размещение кабельных трасс схем дополнительных устройств (ДУ) выполняется в соответствии с НТД, утвержденными в установленном порядке.

2.22 . В помещениях и их отдельных частях, где возможно воздействие на кабельные трассы повышенных температур, топлива, масел, агрессивных сред, а также в особо сырых помещениях должны размещаться только отводы от кабельных трасс к электрооборудованию, расположенному в этих помещениях. Прокладка магистральных трасс в этих помещениях допускается в отдельных случаях при условии обеспечения защиты кабелей от указанных воздействий.

2.23 . Кабели и кабельные трассы при размещении их вблизи горячих трубопроводов, паровой арматуры, источников тепловыделения, переборок с воспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями или веществами должны располагаться с учетом минимально допустимых расстояний размещения электрооборудования в соответствии с требованиями п. 2.7 , а также оговоренными в НТД и технологической документации на электромонтаж и судовой монтаж.

2.24 . Отдельными трассами должны прокладываться кабели:

от источников электроэнергии к главным распределительным щитам;

от источников электроэнергии к щитам управления гребными электродвигателями и от них к гребным электродвигателям;

спецсистем, если это предусмотрено НТД.

Требование о расположении отдельных трасс относительно трасс остальных кабелей оговаривается в технической документации системы и указывается в проектной технической документации.

Для малых судов кабельную трассу от источника электроэнергии к главным распределительным щитам допускается прокладывать совместно с другими трассами.

2.25 . Не допускается размещать трассы кабелей на съемных листах и в местах расположения технологических вырезов (если возможно их вскрытие в период постройки или ремонта), за исключением кабелей, подходящих к электрооборудованию, расположенному в этих местах.

2.26 . Не допускается размещать кабели под настилом энергетических, машинных и котельных помещений. Прокладка кабелей в этих местах допускается как исключение, при этом она должна выполняться в трубах, кабельных каналах, желобах.

2.27 . При скрытой прокладке кабелей в помещениях с художественной отделкой, с зашивкой бортов, переборок и подволока должен быть предусмотрен доступ через съемные листы зашивки: к магистральному кабелю — по всей трассе, а к местному кабелю — в местах ввода в электрооборудование для возможности его подключения или замены. Соединительные ящики и коробки должны устанавливаться с внешней стороны этих помещений и не должны закрываться зашивкой. Допускается установка соединительных ящиков и коробок в открывающихся нишах.

Смотрите так же:  Провода с бензобака ваз 2115

Примечание. Требования настоящего пункта не распространяются на монтаж кабелей дополнительных устройств. Работы выполняются на НТД, утвержденной в установленном порядке.

2.28 . При формировании и прокладке пучков кабелей кабельные трассы должны прокладываться с минимальным количеством пересечений. Пересечение допускается в местах отвода кабелей из пучка, у проходов через переборки, в местах разводки к электрооборудованию.

2.29 . При проектировании судна для отдельных трасс кабелей (например, от генератора к гребному электродвигателю) должны быть предусмотрены, при необходимости, мероприятия, обеспечивающие снижение нагрева кабелей.

2.30 . Прокладка кабелей в цистернах и танках танкеров с легким топливом не допускается.

Если по условиям принятого на судне (танкере) размещения не представляется возможным проложить кабели, минуя пространство топливных цистерн и танков танкеров (кроме оговоренных выше), допускается прокладку кабелей в этих местах выполнять способом труба в трубе в стальных бесшовных оцинкованных газонепроницаемых трубах или способом канал в канале в герметизированных каналах без заливки уплотнительной массой, или в надежно герметизированных стальных каналах (желобах) с заливкой уплотнительной массой. В соответствии с указанными требованиями осуществляется прокладка кабелей в помещениях приемки топлива, в коффердамах и выгородках, не оборудованных принудительной вентиляцией, и в помещениях смежных с танками танкеров.

Концы труб и каналов должны выступать в смежные помещения и надежно привариваться к переборкам. На концах труб и каналов должны быть установлены сальники или другие конструкции, обеспечивающие герметизацию уплотнения.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ

3.1 . Электрические схемы соединений и подключений, предназначенные для выполнения работ на различных этапах электромонтажного производства, должны разрабатываться в соответствии с требованиями ГОСТ 2.701 , ГОСТ 2.702 и настоящего стандарта.

3.2 . Схемы соединений и подключений оптических кабелей и электрические схемы, кроме общетехнических сведений, должны содержать сведения, необходимые для выполнения электромонтажа, по вопросам:

места расположения электрооборудования на судне;

ввода кабелей в электрооборудование;

маркировки кабелей и их жил;

контактного оконцевания жил кабелей;

монтажа оптических и электрических соединителей;

заземления электрооборудования, металлических оболочек и экранных оплеток кабелей, экранирующих оплеток жил;

маркировки оптических и электрических соединителей с указанием их типов;

необходимости проведения гидравлических испытаний электрооборудования перед установкой на судне;

защиты кабелей и их жил внутри электрооборудования.

3.3 . Система индексации кабелей на схемах, выпускаемых предприятием-разработчиком электрооборудования, не регламентируется. Перевод индексации кабелей, принятой разработчиками схем соединения и подключения оптических кабелей и электрических схем, на судовую индексацию (в соответствии с действующей НТД) выполняет предприятие, проектирующее судно.

3.2 , 3.3. (Измененная редакция, Изм. № 1).

3.4 . Сведения о кабелях, допускаемых для присоединения в данном электрооборудовании, на схемах (кроме общих схем) приводятся в виде указаний марок, площади сечений, жильности.

3.5 . На схемах соединений и подключений сведения, перечисленные в п. 3.2 , должны приводиться в виде ссылки на НТД или в виде конкретных указаний.

4. ПРАВИЛА И НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОМОНТАЖА ЗАЗЕМЛЕНИЯ

4.1 . Необходимость или недопустимость заземления электрооборудования и кабелей должно определять предприятие, проектирующее судно, в соответствии с требованиями настоящего стандарта и действующей специальной НТД и оговаривать в проектной технической документации. Заземление электрооборудования, металлических оболочек (оплеток) и экранов жил кабелей, отличное от норм и требований настоящего стандарта, также должно быть оговорено в проектной технической документации.

4.2 . Защитное и экранирующее заземления, кроме случаев, особо оговариваемых в проектной технической документации, должны совмещаться в одном заземляющем устройстве. При этом цепь заземления должна удовлетворять ограничительным требованиям всех видов заземления.

4.3 . Не допускается совмещение защитного заземления с грозозащитным и (или) рабочим заземлением.

4.4 . Защитному заземлению подлежит:

стационарное электрооборудование с металлическим корпусом, металлические конструкции для защиты подводимых к электрооборудованию кабелей (каналы, трубы, желоба, кожухи), наружные и внутренние металлические оболочки (оплетки) подводимых к электрооборудованию кабелей при рабочем постоянном напряжении более 50 В и переменном напряжении более 30 В;

Примечание. Защитное заземление металлических оплеток (оболочек), расположенных под наружными защитными оболочками кабелей, может не выполняться, если не требуется их экранирующее (помехозащитное) заземление и не оговорено иное требование.

стационарное, переносное и передвижное электрооборудование с металлическим корпусом, эксплуатируемое во взрывоопасных помещениях (в том числе электрооборудование взрывозащищенного и искробезопасного исполнений), наружные и внутренние металлические оболочки (оплетки) кабелей, подводимых к этому электрооборудованию, и конструкции защиты кабелей независимо от величины рабочего напряжения;

стационарное, переносное, передвижное электрооборудование с металлическим корпусом (в том числе тропического исполнения по ГОСТ 15150 ), эксплуатируемое на судах, плавающих в тропической зоне, в соответствии с требованиями ГОСТ 15151 ;

переносное, передвижное электрооборудование с металлическим корпусом (кроме электрооборудования, эксплуатируемого во взрывоопасных помещениях) при рабочем переменном напряжении более 12 В и постоянном напряжении более 24 В;

вторичные обмотки измерительных трансформаторов, вторичные обмотки трансформаторов для питания переносного освещения, инструмента, переносных пультов и аппаратов управления независимо от величины их рабочего напряжения (кроме нефтеналивных судов).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5. ПРАВИЛА МОНТАЖА ОПТИЧЕСКИХ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КАБЕЛЕЙ

5.1 . Прокладка и крепление кабелей

5.1.1 . Прокладка и крепление кабелей на судне должны выполняться согласно указаниям проектно-технической документации, положениям настоящего стандарта, а также требованиям, правилам и нормам действующей нормативно-технической и технологической документации.

5.1.2 . Электромонтаж кабелей следует производить с учетом соблюдения требований, регламентируемых НТД на кабель, и в условиях, обеспечивающих возможность выполнения работ электромонтажниками.

5.1.3 . Прокладка и крепление кабелей должны производиться:

в кабельных подвесках;

на мостах, панелях, бонках, непосредственно по легким переборкам, зашивкам изоляции, набору корпуса с креплением скобами;

в каналах, желобах, трубах;

с помощью других способов или конструкций, обеспечивающих надежное крепление кабелей. Должны применяться стандартизованные конструкции и способы крепления кабелей. В отдельных случаях, по согласованию с базовым предприятием по электромонтажу, предприятие — разработчик судна может применить конструкции и способы крепления кабелей по месту.

5.1.4 . Технология электромонтажа, применяемые монтажные изделия, конструкции и материалы должны удовлетворять требованиям, предъявляемым НТД на кабель.

5.1.5 . При прокладке и креплении кабелей радиусы изгиба их не должны быть менее оговоренных НТД на кабели.

5.1.6 . Резервные кабели должны быть закреплены. Концы этих кабелей герметизируются для защиты от проникновения влаги. На обоих концах должны быть бирки с указанием индекса, площади сечения, длины, жильности и марки.

5.1.7 . Трассы кабелей подлежат окраске в соответствии со схемой общей окраски помещений. Необходимость специальной окраски должна быть оговорена в технической проектной документации.

5.1.8 . Расстояние между кабельными подвесками в зависимости от их типоразмера, вида пучка и типов закрепляемых кабелей определяется НТД.

В стандартных кабельных подвесках допускается прокладывать пучки кабелей с площадью сечения не более 400 см 2 . Для пучков кабелей большей площади сечения должны применяться специальные крепления.

5.1.9 . Скобами должны крепиться пучки кабелей с площадью сечения не более 150 см 2 . Расстояние между скобами устанавливается НТД в зависимости от типоразмера скоб, пучка кабелей и типов кабелей.

5.1.10 . Односторонними скобами допускается крепить только один кабель и только на прямолинейных участках трассы. На поворотах трасс скобы должны иметь две точки крепления.

5.1.11 . Прокладка и крепление кабелей в местах возможных деформаций и скользящих соединений корпуса судна должны быть выполнены с обеспечением защиты от этих воздействий.

5.1.12 . Отверстия и вырезы в легких переборках и наборе корпуса, предназначенные для прохода кабелей, должны иметь защиту (обработку или обрамление) для предохранения кабелей от повреждений.

5.1.13 . Расстояние от последней точки крепления кабелей наружным диаметром менее 30 мм до ввода их в электрооборудование должно быть не более 300 мм. Для кабелей наружным диаметром 30 мм и более это расстояние может быть увеличено до 600 мм. Для кабелей, подключаемых с помощью электрических соединителей, расстояние от последней точки крепления до электрооборудования должно обеспечивать свободное сочленение соединителей и не должно передавать изгибающих усилий на соединитель.

5.1.14 . При вводе кабелей (кроме ввода снизу) в электрооборудование защищенного исполнения должна быть предусмотрена защита от стекания воды по кабелю в электрооборудование.

5.2 . Прокладка кабелей в трубах, каналах, желобах

5.2.1 . Трубы, каналы и желоба для прокладки кабелей должны устанавливаться таким образом, чтобы в них не могла попадать и скапливаться вода.

5.2.2 . Торцы труб должны предусматривать защиту кабелей от повреждений (развальцовку, вставку втулок и т.п.).

5.2.3 . Трубы должны быть закреплены на мостах или в кронштейнах не менее чем в двух точках. Расстояние между точками креплений в зависимости от диаметра труб должно быть от 1000 до 2000 мм и обеспечивать их надежное закрепление. Крепление труб не должно ухудшать виброакустических характеристик судна.

5.2.4 . При прокладке кабелей в трубах длиной 10 м и более с наклоном 30° и более кабели должны быть закреплены. Для крепления кабелей должны быть предусмотрены люки с крышкой. Количество люков, места их установки, способы крепления кабелей в трубе должны быть оговорены в проектно-технической документации.

5.2.5 . При выходе из трубы кабель должен быть закреплен. Расстояние от конца трубы до первой конструкции крепления не должно превышать расстояний между конструкциями крепления кабелей (скобами, подвесками). При выходе из вертикальной трубы пучка кабелей с площадью сечения более 100 см 2 кабели должны быть закреплены в двух точках с расстоянием между ними не более 150 мм. Ввод кабелей в электрооборудование рассматривается как одна из точек крепления. Одиночные кабели в наклонных трубах, имеющих участки с разными углами изгибов, допускается крепить только на входе и выходе из трубы.

5.2.6 . При необходимости должны быть предусмотрены компенсационные устройства для защиты труб с проложенными в них кабелями от повреждений, вызываемых деформацией корпуса судна.

5.2.7 . Кабели, прокладываемые в каналах и желобах, должны быть закреплены не менее чем в двух точках. Расстояние между точками крепления устанавливается по НТД.

5.2.8 . Внутренняя и наружная поверхность труб, желобов и каналов должна быть гладкой и защищенной от коррозии.

5.2.9 . Трубы, применяемые для монтажа кабелей во взрывоопасных помещениях, должны проверяться на газоводонепроницаемость дважды — без кабеля и после прокладки кабеля. Способ проверки оговаривается в проектной технической документации.

5.3 . Подвод кабелей к электрооборудованию

5.3.1 . Подвод кабелей к электрооборудованию, установленному на амортизаторах, должен исключать ограничение работы амортизаторов и нагрузку на кабель (из-за максимального хода амортизатора).

5.3.2 . При подходе к электрооборудованию осевое скручивание кабелей, подключаемых с помощью электрических соединителей, должно быть не более чем на 180° на участке от первой точки крепления кабеля до его конца с электрическим соединителем.

5.4 . Ввод кабелей в электрооборудование

5.4.1 . В электрооборудовании с вводом кабелей через общий вырез перекрещивание кабелей в месте ввода и внутри электрооборудования не допускается. Раскладка кабелей должна быть выполнена при подводе к электрооборудованию.

5.4.2 . В зависимости от исполнения электрооборудования и типа подключаемых кабелей должно быть выдержано расстояние от стенки электрооборудования до среза наружной оболочки кабелей в соответствии с требованиями НТД.

5.4.3 . При вводе кабелей в электрооборудование длина прямого участка кабеля должна быть не менее 50 мм от начала ввода.

5.5 . Уплотнение кабелей при вводе в электрооборудование, проходе через переборки и палубы

5.5.1 . Проход кабелей через герметичные и непроницаемые корпусные конструкции (палубы, переборки, основные и легкие корпуса судна) должен осуществляться в специальных уплотнительных конструкциях, рассчитанных на такое же давление, что и корпусные конструкции.

5.5.2 . Ввод кабелей в герметичное и водозащищенное электрооборудование должен производиться через уплотнительные конструкции, удовлетворяющие соответствующим требованиям данного электрооборудования.

5.5.3 . Для уплотнения прохода кабелей должны использоваться индивидуальные или групповые уплотнительные конструкции.

Уплотнение кабелей должно производиться соответствующими герметизирующими адгезионными материалами, предусмотренными для данных уплотнительных конструкций (эпоксидные компаунды, герметики и т.п.).

5.5.4 . Выбор типов уплотнительных конструкций должен производиться на основании их технических характеристик, указанных в НТД, а также технических требований, предъявляемых к корпусным конструкциям или электрооборудованию, на которых эти уплотнительные конструкции устанавливаются.

5.5.5 . Размещение уплотнительных конструкций должно обеспечивать:

свободный доступ для выполнения уплотнения;

возможность прямолинейной прокладки кабельных трасс и кабелей на длину, необходимую для отвода по кабелю или трассе кабелей, деталей уплотнительных конструкций (фланцев, шайб, нажимных плит, планок и др.) при выполнении уплотнения.

5.5.6 . Качество уплотнения мест прохода через герметичные и непроницаемые корпусные конструкции должно проверяться одновременно с проверкой помещений судна на непроницаемость и герметичность.

6. ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВКЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОМОНТАЖА

6.1.1 . Установка электрооборудования на судне должна производиться в соответствии с технической проектной документацией и обеспечивать безопасность и удобство электромонтажа и обслуживания, максимальную защищенность от механических повреждений, тепловых воздействий смежного оборудования, воды, масел и других неблагоприятных факторов.

6.1.2 . Элементы конструкций крепления электрооборудования должны быть достаточно жесткими и обеспечивать неизменность взаиморасположения точек крепления электрооборудования в процессе эксплуатации. Электрооборудование должно крепиться к корпусным конструкциям, имеющим достаточную прочность и жесткость при всех условиях эксплуатации.

6.1.3 . Для амортизированного электрооборудования зазор между ним и другим оборудованием, корпусными конструкциями, трубопроводом, трассой кабелей и т.п. должен быть не менее расстояний, установленных НТД.

6.1.4 . Крепежные изделия для установки электрооборудования должны иметь надежное антикоррозионное покрытие.

6.1.5 . Электрооборудование следует устанавливать с применением средств для предохранения крепежа от самоотвинчивания.

6.2.1 . Длина рабочих и свободных (запасных) жил кабеля должна быть не более длины жилы, подключаемой к наиболее удаленному контакту электрооборудования, а для жил с площадью сечения 2,5 мм 2 и менее — с запасом на переоконцевание (не более 50 мм).

6.2.2 . Контактное оконцевание жил кабелей, выбранное в соответствии с НТД, может быть выполнено одним из способов, указанных в таблице и приложении 2а .

Похожие статьи:

  • Выбор провода по мощности сип Выбор сечений изолированных проводов СИП Сечения изолированных проводов СИП до 1 кВ выбирают по экономической плотности тока и нагреву при числе часов использования максимума нагрузки более 4000 - 5000, при меньшей продолжительности […]
  • Вес провода а 35 Провод А-35, А 35, А*35, неизолированный Принимаем заказы на провод А, в Днепропетровске. Производим строительными длинами, но нарезаем необходимыми длинами. Отправка "Интаймом", "Новой почтой" и другими службами при больших объемах - […]
  • Подъёмники для автосервиса на 220 вольт Новый подъемник для автосервиса 220 вольт Т4 Hoвый пoдъемник нa 220 вольт, гаpантия 12 месяцев. Bозмoжно купить в кредит на сpoк дo 2-х лeт. Плaтeж в мecяц: 4 600 рублей Подъeмник собрaнный еcть в демoнстрaционoм зале. Пoдъемник […]
  • Сечение провода для 30 ампер Зависимость сечения кабеля и провода от токовых нагрузок и мощности При проектировании схемы любой электрической установки и монтаже, выбор сечения проводов и кабелей является обязательным этапом. Чтобы правильно подобрать силовой провод […]
  • Автоподъемник 220 вольт Двухстоечный автоподъемник RST-4 Данная модель изготавливается в России на заводе RS-Company, доставка недорогая и быстрая. Подъемник является доработанным аналогом популярной в России Китайской модели Т4 завода Flying. RST-4 отличается […]
  • Гибкие провода гост ПВС 4х4 провод гибкий ГОСТ ПВС-это гибкий провод с медными многопроволочными скрученными жилами в ПВХ изоляции и ПВХ оболочке. ПО последней букве в маркировке "С"-что обозначает соединительный, ясно что кабель в основном используется для […]