Как померить утечку тока на авто

setr777 › Блог › Утечка тока или как замерять

Фантастика? Да ничего похожего! Конечно, кто-то из «продвинутых» скажет, что батарея в тот раз скорей всего села из-за того, что легкомысленный хозяин забыл выключить, например, стояночный свет. Увы, не угадали! Все, что питается через замок зажигания, клавиши, кнопки на панели приборов или консоли, было отключено. Покидая машину, всякий внимательный хозяин за этим следит. Но действительно ли обесточиваются все цепи? Оказывается, нет. На современномавтомобиле это можно гарантировать только отключением батареи. Да и то сказать… Известно такое явление, как саморазряд батареи. Тут и отключение клеммы не поможет. Но наша нынешняя беседа о других утечках. На автомобиле постоянно включены контроллер системы впрыска (блок управления), часы, сигнализация. Как правило, напрямую подают питание на магнитолу, модуль подъема стекол дверей. Иногда к ним добавляются и другие потребители. Порой – вопреки воле владельца, не заметившего неисправность.

Принцип измерения тока в цепи любого потребителя. Красным пунктиром показано недопустимое включение амперметра.
Примерная схема включения этих потребителей тока – на рисунке. У всех – постоянный «плюс» – попробуйте, например, отключить клемму батареи, если автомобиль под охраной сигнализации! Ну а если клемма была-таки снята, то перед следующей поездкой придется заново настраивать приемник, часы, а контроллер будет вынужден «самообучиться». Ясно, что и популярный лет двадцать назад выключатель «массы» принципиально ничего не изменит.
Если есть основания подозревать, что батарея на стоянке разряжается слишком быстро, хотя претензий к ее состоянию нет, то здесь полезно помнить, что суммарная сила тока утечек, о которых мы здесь говорим, должна быть – с некоторым запасом – не выше 60 мА. Охранная сигнализация обычно потребляет около 20–25 мА, память контроллера системы впрыска – 5 мА, память магнитолы – 3 мА и т.д. Просуммировав все эти потери, можно в итоге получить 25–40 мА. С такими затратами тока аккумулятор безбедно служит несколько лет, не подводя хозяина.
Но вот живой пример: на автомобиле нашего коллеги обнаружили большую, около 180 мА, утечку тока… Поиск привел к лампочке в багажнике, на которой «плюс» есть всегда, а «минус» управляется концевым выключателем. Он-то и подвел: лампа светила все время, но она спрятана в багажнике – и хозяин об этой неприятности долго не знал. После замены концевика ток утечек упал до 35 мА.
Тот, кто не стеснен в средствах, легко может купить ультрамодный аккумулятор, самый что ни на есть фирменный стартер, дорогие свечи и т.п. Но если утечки тока, когда машина не работает, неоправданно велики, то проблемы не заставят себя ждать. Как и чем измерить эти утечки?

Ток утечек 520 мА – включены салонный свет и лампа в «бардачке».

Нормальный ток утечек (контроллер, магнитола…).
Понадобится тестер, способный измерять ток до 10 А – желательно цифровой. Стоит он примерно 300 руб. Надо ли напоминать, что силу тока измеряют, включив тестер или амперметр в разрыв электрической цепи? Конечно, сказанное не означает, что «в исследовательских целях» мы режем провод! В любой цепи можно найти разъем, клеммы, гайки и т.п., расстыковать ее – и включить измерительный прибор, как показано на рисунке и фотоснимках. Заметим, что на фото 1 тестер показывает недопустимо большую утечку – 520 мА (ее сымитировали, включив плафон и лампочку в «бардачке»). На втором фото эти потребители выключены, ток утечки – всего 10 мА (контроллер, магнитола, модуль управления стеклами дверей). Кстати, если надо проверить «аппетит» сигнализации, то показания тестера рекомендуется считывать не раньше чем через минуту после постановки автомобиля на охрану. Таковы особенности этих систем.
И последнее. Не спешите включать тестер (амперметр) куда попало! В отличие от вольтметра, он не приспособлен к таким «шуткам». Пример неверного включения – на рисунке (цепь, показанная красным пунктиром): через амперметр плюс батареи без нагрузки соединили с «массой», а это – короткое замыкание. К счастью, в приборе есть собственный предохранитель.

Установите ключ зажигания в положение «0». Отключите плюсовую клемму от аккумулятора и подключите в разрыв амперметр — минусовой клеммой к контактной клемме автомобиля, а плюсовой — к аккумулятору. Установите цену шкалы амперметра в пределах 10 Ампер. Проходящего тока при этом быть не должно, при его наличии проверяйте контактные цепи стартера и генератора.После этого установите ключ зажигания в положение «парковка». Отключите автомагнитолу или иные подобные устройства, габаритные огни, освещение в салоне. Замерьте значение проходящего тока. Допустимы незначительные токи — до 0,1 fмпера. В случае обнаружения значений, превосходящих это значение — стоит проверить цепи питания парковочных огней и освещения салона, прикуривателя, аудиосистемы, сигнализации, а так же отопительной системы и кондиционера. Делается это поочередным отключением от цепи питания этих устройств (можно так же извлечением предохранителя соответствующего отключаемому устройству) до исчезновения тока утечки. После этого проверьте цепь устройства, при отключении которого прекратились утечки.
4
Поверните ключ в положение «1» (но не запускайте двигатель!) и замерьте значение проходящего через аккумулятор тока, он должен быть в пределах 1-2 ампер, в зависимости от типа двигателя и зажигания. Если ток значительно превышает это значение, то проверить утечку тока на автомобиле можно будет только поочередной проверкой всех цепей автомобиля, при помощи поочередного их отключения и замера проходящего через цепь тока, с последующей сверкой его с эталонными значениями, указанными в документации к автомобилю.

Наличие потерь (утечек) в токопроводящей цепи автомобиля – одна из достаточно распространенных неисправностей. Особенно это относится к транспортным средствам с солидным сроком эксплуатации. За годы путешествий по нашим дорогам, в условиях значительных климатических перепадов может произойти разрушение (растрескивание, перетирание) изоляционного слоя проводов, окисление контактов клеммных колодок, гнезд подключения электроприборов и т.п.
Самая серьезная опасность, которую несут в себе подобные неисправности – вероятность короткого замыкания в электроцепи. Каждому известно, что это может привести к катастрофическим последствиям – возникновению пожара. Если в дневное время есть шанс, что возгорание будет быстро обнаружено, локализовано и ликвидировано, то ночью автомобиль может выгореть полностью и принести немалый ущерб окружающему имуществу.
Если не говорить о крайних случаях, то основной ущерб, который наносят утечки в системе электрооборудования – это чрезмерный разряд аккумулятора. И если при ежедневной эксплуатации ток утечки может быть компенсирован зарядкой аккумуляторной батареи от генератора, то в случае достаточно длительного простоя машины батарея может оказаться полностью неспособной запустить двигатель.
Поделиться…
В связи с этим специалисты рекомендуют периодически производить проверку системы электрооборудования вашего автомобиля на предмет выявления возможных утечек. Для осуществления данной процедуры потребуется лишь амперметр, со способностью измерения постоянного тока до 10 А, либо мультиметр. Его также устанавливают в режим амперметра, в диапазон 10-20 А постоянного тока.
Поскольку для проведения измерений необходимо будет отключать минусовой провод питания, следует убедиться, что вы сможете восстановить настройки аудиосистемы и сигнализации. Сняв наконечник провода с отрицательного вывода аккумулятора, следует замкнуть образовавшийся разрыв в системе питания с помощью щупов мультиметра. Один щуп – на вывод « – » аккумулятора, а второй – к наконечнику снятого с него провода.
При наличии сигнализации необходимо либо снять разъем с контрольного концевика под капотом, либо нажать на него и зафиксировать в таком положении. При закрытых дверях ставим машину на охрану. Через 2 минуты система охраны перейдет в спящий режим, и можно проверить ток утечки.
В идеале показания мультиметра должны быть равны нулю, однако на практике, ввиду особенностей схемы электрооборудования, этот показатель может составлять 0,02-0,04 А. Это считается вполне допустимым значением, и не окажет рокового влияния на батарею даже после 2-3-х месяцев простоя автомобиля без работы.
Если же ток утечки превышает указанные пределы, необходимо выявить причину потерь. Так, при токе утечки в 100-200 мА аккумуляторная батарея уже в течение суток окажется практически полностью разряженной!
Поиск потерь в цепи рекомендуют начинать с салона: снять накладку магнитолы, деактивировать спящий режим. Визуально проверить состояние всех лампочек – осветительных в салоне, в дверях, багажнике и контрольных на панели приборов.
В случае если система сигнализации не перешла в спящий режим (т.е. ток утечки остается неизменным в течение нескольких минут после постановки на охрану), следует отключить ее – вынуть дополнительные предохранители около блока сигнализации.
При «спящей» сигнализации из монтажного блока необходимо поочередно удалять предохранители и проверять показания мультиметра. Блок предохранителей нередко расположен в салоне, поэтому следует зафиксировать концевик внутреннего освещения салона в нажатом положении. Если при снятии одного из предохранителей ток утечки снизился до допустимых параметров, это означает, что обнаружена цепь, которая и «виновна» в потерях электроэнергии. Следовательно, необходимо детально исследовать все участки (провода, клеммы, гнезда, потребители и т.д.) данной цепи, найти и устранить неисправность.
Если же даже после проверки всех предохранителей величина тока утечки остается стабильно высокой, то следует проверить весь участок проводки до блока предохранителей (осмотреть изоляцию проводов, контакты, дорожки в самом блоке). Так же необходимо проверить системы пуска и зарядки – стартер, генератор, или же дополнительное оборудование, которое запитано непосредственно от аккумулятора (сабвуфер, противотуманные фары и т.п.).
Еще раз стоит напомнить, что даже если ток утечки незначительно, но превышает названные допустимые параметры – это уже ненормальная ситуация. В таком случае почти гарантированно аккумуляторная батарея будет терять объем заряда больший, чем получать от генератора, особенно при непродолжительных поездках в черте города. И вдвойне подобная ситуация критична для аккумуляторной батареи в зимнее время!
Поэтому, если вы не уверены в собственных силах – периодически (к примеру, при проведении ТО или ремонта) обращайтесь к автоэлектрику СТО с просьбой осуществления профилактической проверки системы электрооборудования. Потраченная незначительная сумма с лихвой окупит расходы, которые возможны при возникновении критических ситуаций из-за неполадок в токопроводящей цепи.

Смотрите так же:  Крепеж для провода в плинтусе

Типичная ошибка начинающих автоэлектриков при разряде аккумулятора (акума) –начинают сразу мерить ток утечки акума. Это в принципе неправильно, по моему мнению нужно поступать следующим образом:
1. нужно проверить техническое состояние акума, полностью его зарядить. Технические подробности обще известные, поэтому повторяться не буду. Только учтите, если есть нагрузочная вилка, она никогда достоверно не характеризовала состояние акума.
2. ставим на машину технически исправный акум и полностью заряженный. Теперь следует проверить работу генератора, заряжается ли акум на машине. Методика проверки акума на машине:
— подключить к его клеммам цифровой тестер в режиме измерения постоянного напряжения, измерительные концы тестера должны быть с «крокодилами» (пригодятся в ближайшем будущем);
— замерить напряжение без запуска двигателя, среднее значение (12-13)в;
— завести двигатель, если во время работы стартера напряжение на акуме «не садилось» меньше 10,5в, то такой акум нормальный;
— замерить напряжение на хол.ходу двигателя;
— при 1500об/мин. Замерить напряжение без нагрузки;
-при 1500об/мин.включить нагрузку: габариты, все фары, печку и замерить напряжение. Формально напряжение должно быть в пределах (13,5-14,5)в. Реально обычно на простых реле-регулятора (13,8-14,2)в. А на термокомпенсированных 14,4в летом и до14,7в зимой.
Генератор – это электромашина переменного тока. Для нормальной работы генератора нужны обороты выше холостых, хотя некоторые генераторы нормально работают и на холостых оборотах.
Измеренное напряжение без нагрузки и с нагрузкой при 1500об/мин. Не должно отличаться более, чем на 0,2в. Если разница больше, то:
— нужно проверить натяжение ремня, под нагрузкой слабо натянутый ремень проскальзывает;
— возможны проблемы с генератором (реле-регулятор…).
Если напряжение меньше 13,5в, то нужно смотреть электрооборудование автомобиля и сам генератор. На заведенном двигателе очень важно проверить качество массы – тестером замерить падение напряжения на земельных проводах. Один конец тестера на клемму минус акума, другой на земельный болт на левом крыле. Затем этот конец тестера на двигатель. Тестер должен показать напряжение не более 0,2в. Так же можно проверить и силовые плюсовые провода. Если напряжение больше 0,2в, то нужно проверить: заделку проводов в клеммах, чистоту самих клемм акума, возможно, зачистить массу до металла…Все клеммы проводов должны быть надежно затянуты.
3.Теперь, когда убедились, что акум нормальный и к электрооборудованию автомобиля претензий нет, будем ПРОВЕРЯТЬ ТОК УТЕЧКИ . Нормальная величина тока утечки не более 0,05А. Если ток больше, то нужно найти причину утечки и устранить ее, постоянно измеряя ток утечки, нужно последовательно отключать цепи нагрузки. На акуме Ш.Нива четыре силовых провода по плюсу (схему см. в теме «Пожары в Ш.Н.»):
красный идет прямо на стартер;
красный на электровентиляторы системы охлаждения двигателя:
черный единственный провод имеет плавкую вставку, идет на питание Инжектора: главное реле, питание компьютера, реле бензонасоса…
красный на генератор, с генератора двумя розовыми проводами на монтажный блок и общую точку. Этот красный провод – фактически питание всего электрооборудования автомобиля, он самый проблемный.

Автомобиль должен быть заглушен, зажигание выключено, двери, багажник закрыты, капот поднят и концевик отключен. Все нагрузки выключить заранее, замеренные величины токов нужно записывать. Итак :
— двигатель заглушен;
— снять клемму минус с акума;
— тестер переключить в режим измерения постоянного тока и включить в разрыв. Один «крокодил» на снятую клемму, другой на клемму минус аккума. Предел измерения в начале 10А, для более точного измерения предел менять секунд через 30 после начала режима (без и с сигнализацией).
— записываем ток;
— ставим сигналазацию на охрану и примерно через минуту записываем ток:
Повторяю нормальный ток утечки должен быть не более0,05А. Если :
-ТОК БОЛЬШЕ 2А, то возможны проблемы с генератором. С генератора с плюсового болта снимаем все провода и оставшуюся гайку подтягиваем. Плюсовой болт лучше прижмется к диодному мосту. На плюсовой болт одеваем один только провод с акума. Если ток утечки стал нормальным, значит виноваты те два розовых провода, которые идут в автомобиль. Если ток утечки не изменился, то нужно ремонтировать генератор или красный провод на акум.
Два розовых провода с генератора идут на питание схем электрооборудования автомобиля :
— один розовый приходит на монтажный блок Ш3/5, выдернув этот разъем проверим сам провод в жгуте. А с установленным разъемом Ш3, выдергивая соответствующие предохранители, определим конкретную неисправную цепь.
— другой розовый провод, более нагруженный количеством потребителей, так же можно диагностировать, отключая разъемы, замок зажигания, предохранители…
Думаю понятно, что диагностика будет легче, если на генераторе оставить один розовый провод, другой провод не должен касаться массы.
-ТОК УТЕЧКИ (0,3-0,5)А, горят где-нибудь лампочки, либо «садит» сеть магнитола. Чаще виновата магнитола в режиме индикации часов ток 0,3А. Что бы исключить сомнения нужно снять переднюю панель магнитолы и замерить ток. Затем полностью обесточить магнитолу (выдернуть разъем) и замерить ток.
-ТОК УТЕЧКИ 0,2А, смотри сигналку или вновь установленные электронные приборы: антирадар, бортовой компьютер, усилитель…
-ТОК УТЕЧКИ 0,1А, видимо, постоянно включена обмотка реле …

Это наиболее типичные проблемы, но возможны и другие варианты. Основная идея поиска причин большого тока утечки заключается в последовательном отключении силовых проводов с клеммы акума. Не забывайте про схему управления двигателем (инжектор) – это провода на общие точки S8 и S9. Когда перетирается жгут управления форсунками, возникают значительные утечки и, возможно, короткое замыкание.
Крайне редко, но бывают проблемы со стартером. Нужно открутить силовой плюс со стартера (толстый красный провод), этот провод не должен касаться массы. Если ток утечки стал нормальным, то стартер лучше заменить. А ремонтировать его пожароопасное мероприятие.
Самая тяжелая диагностика «подгоревших» жгутов, как с ними поступать см. тему: «Пожары в Ш.Н.». Нужно с начало обязательно привести жгут в порядок, а затем искать ток утечки.

Как проверить ток утечки на автомобиле?

Если ваше транспортное средство имеет большой срок эксплуатации, то может возникнуть одна из часто возникающих, в этом случае, проблем — потеря/утечка тока в цепи провода. В связи с тем, что наши условия, как климатические и дорожные, приводят к разрушению, растрескиванию и перетиранию слоя изоляции проводов, а также к окислению гнезд подключения электроники и контактов клеммных колодок.

Такие утечки в системе электрооборудования авто могут привести к разряду аккумулятора, а в крайних случаях — к короткому замыканию и возгоранию. В современном автомобиле, при наличии множества электроприборов, риск такой проблемы повышается. Чаще такая утечка происходит в зимний период, так как при низких температурах аккумулятор не в состоянии долго поддерживать свою номинальную емкость. Однако среди более точных причин можно отметить некорректно подключенные приборы (магнитолы, телевизоры, усилители, сигналка), не входящие в базовую комплектацию машины.

Поиск утечки тока. Пример

При каждодневном использовании авто, ток утечки компенсируется зарядкой аккумулятора от генератора, но если машина длительное время не использовалась, то в дальнейшем при такой утечке аккумуляторная батарея просто не даст завестись мотору. По рекомендациям многих специалистов следует периодически производить проверку всех электроприборов, чтобы выявить возможную утечку тока на автомобиле. И так, как же проверить ток утечки на автомобиле?

Проверка и поиск тока утечки не требует никакого специального оборудования, а всего лишь амперметр или мультиметр, которые могут измерять постоянный ток до 10 А. Естественно, перед началом проверки отключите все приборы, потребляющие электричество. Затем снимите с аккумулятора одну клемму и, проводя между клеммой и кабелем щуп, измерьте уровень прохождения тока по всей цепи.

Если вы обнаружили, что показатели выше максимально допустимой нормы, то это утечка тока в автомобиле. Обязательно нужно обнаружить в какой именно цепи происходит эта утечка. Следя за показателями амперметра, поочередно снимаем с блока предохранителей все плавкие вставки. Когда при снятии одного из предохранителей, показатели на амперметре опустятся до допустимой нормы — это свидетельствует о том, что Вы обнаружили утечку тока. Чтобы устранить ее, следует внимательно проверить все участки этой цепи: клеммы, провода, потребители, гнезда и так далее.

Даже, если вам кажется, что ток утечки незначительно превышает нормальные показатели, не стоит не обращать на это внимание, так как аккумулятор начнет терять свой объем заряда быстрее, чем будет получать от генератора, что станет более заметным при коротких поездках в городских условиях. А в зимнее время такая ситуация может стать критической для аккумуляторной батареи.

Если вы сами не можете по каким-либо причинам проводить периодическую процедуру проверки утечки тока, то стоит обращаться к специалисту СТО.

Проверка утечки тока в машине

Среди автолюбителей довольно распространённой является ситуация, когда с утра вы не можете завести вашу машину, хотя ещё вечером она работала идеально. Особенно часто такое происходит после длительного отдыха автомобиля. Причиной тому может стать утечка тока в автомобиле. Поэтому давайте вместе рассмотрим причину, способы выявления и устранения этой проблемы.

АКБ при своих небольших размерах и весе должны быть надёжными в эксплуатации, иметь небольшой саморазряд и сопротивление и значительную ёмкость. В стандартных условиях АКБ должен подзаряжаться от генератора.

Нынешние автомобили под завязку набиты электроникой: сигнализация, магнитола, освещение, видеорегистратор и тому подобное. В некоторых случаях хозяева сами по невнимательности забывают что-либо выключить и тем самым разряжают аккумулятор. Но в большинстве случаев причинами утечки тока являются:

  • загрязнённые цепи;
  • протёртая, некачественная изоляция;
  • неправильно установленные и подключённые электроустройства (магнитола, усилители, телевизор).
Смотрите так же:  Треугольник выбивает автомат

В таких случаях автомобилю может грозить возгорание и, следовательно, — пожар. Чтобы не допустить этого, необходимо обнаружить и устранить эту утечку тока. Сначала нужно понять: утечка это или некачественный аккумулятор. Итак, нам нужна проверка утечки тока в автомобиле.

Проверка и что для этого нужно

Для того чтобы безопасно и качественно провести процесс вам потребуются:

  • амперметр — специальный прибор;
  • в некоторых случаях вольтметр;
  • бумага и карандаш;
  • отвёртка;
  • гаечный ключ;
  • простые перчатки (х/б);
  • зажимы и шунт;
  • чья-то помощь;
  • и конечно, осторожность и внимательность.

Перед проведением диагностики подготовьте автомобиль, для этого:

  1. Отключите электроустройства, которые явно потребляют ток (магнитолу, усилители, видеорегистратор).
  2. Отключите неявные электроприборы (лампы в багажнике и под капотом).
  3. Заглушите двигатель и извлеките ключ из замка зажигания.
  4. Откройте и зафиксируйте капот.
  5. Гаечным ключом отсоедините клемму от аккумулятора.

Далее, давайте вспомним закон Ома: в нём сила тока равна напряжению делимого на сопротивление (I=U/R), где I — сила тока, U — напряжение и R — сопротивление. Опираемся на этот закон и нагрузку определяем так (P=U·I).

Проверка напряжения аккумулятора

Замер утечки производим так: между отрицательной клеммой и проводником (который мы сняли с аккумулятора) прокладываем щуп амперметра и смотрим, сколько ампер аккумулятор отдаёт автомобилю.

Пределы нормы

Допустимая утечка тока в автомобиле 15 мА — 50 мА — 70 мА, учитывая количество установленных в автомобиле электроприборов. Если показания прибора в пределах нормы, значит, всё отлично, а если значительно превышают норму, то нужно искать проблемную цепь, в которой и происходит утечка.

Итак, найти утечку тока в автомобиле можно таким способом: включите амперметр и положите его таким образом, чтобы хорошо его видеть. Потом один снимает показания, смотря на амперметр, а второй вынимает подряд предохранители, стоя у блока предохранителей.

На видео — поиск утечки тока:

Осторожно! Вам необходимо отключить зажигание, закрыть двери, а окна открыть: вдруг ЦЗ сработает при отсоединении/присоединении аккумулятора.

Если вы сняли один из предохранителей и в это время амперметр показал норму, вы нашли проблемную цепь. Именно в ней и находится приспособление, поглощающее ток.

Устранение утечки

Далее, вам необходимо найти устройство. Для этого отключайте по очерёдности каждое из устройств и следите за показаниями амперметра. Как только амперметр покажет норму, отключённое (в тот момент) устройство уберите из машины. Если же оно необходимо, сдайте его в ремонт или приобретите новое и установите его правильно.

Если предохранители продиагностированы, а амперметр всё равно показывает утечку, то она находится в не защищённом предохранителями месте: генераторе, стартёре или системе зажигания. Дальше необходимо продолжать проверку, отсоединяя провода от вышеперечисленных систем.

Проверка генератора

Дефекты в генераторе наблюдают по показаниям амперметра. Если в генераторе есть дефекты, амперметр покажет на разряд. Для проверки генератора нужно параллельно электроприборам подключить вольтметр. Оценивать напряжение необходимо при включённых подфарниках, габаритах и усиленной частоте коленвала. В среднем напряжение равно 13,5–14 вольт.

На видео — измерение напряжения на генераторе:

Для проверки генератора включите все потребители на полной частоте вращения генератора, при этом напряжение должно составлять не меньше 12 вольт.

Осторожно! Если во время диагностики между клеммами сквозь прибор нарушилось соединение, то измерения нужно делать по-новому. Иначе может произойти большой и внезапный скачок тока.

Может, сигнализация

Если у вас есть сигнализация, поставьте её в режим охраны и проверьте амперметр через 5 минут. Сигнализация обязана перейти в ожидающий режим, и утечка должна уменьшиться. Если всё именно так, значит, с сигнализацией всё нормально, если же нет, то дело в сигнализации.

В этом случае обратитесь к специалисту, потому что сделать это самостоятельно будет сложно.

Возможно и так

Если у вас регулярно портится один и тот же предохранитель, то всё очень просто. Нужно отключить устройство и проверить приборы этой цепи и саму проводку.

На видео — замер утечки тока:

Если в машине два АКБ, то один может поглощать второй и давать ток утечки. Нужно отключить один из аккумуляторов, и если ток станет в норме, значит, проблема в АКБ.

Заключение!

В любом случае не оставляйте всё на самотёк. Если у вас возникли подозрения, лучше постараться устранить эту проблему (самому или с помощью профессионала). Последствиями могут стать: нерабочая машина в нужный момент или даже пожар.

Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром

Владельцам авто, чьи АКБ отслужили свой расчетный эксплуатационный срок (3-5 лет), стоит быть морально готовым к внезапной разрядке. Если же исправная аккумуляторная батарея стала разряжаться после стоянки — значит, появился скрытый потребитель. Рассмотрим, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром и способы устранения неисправностей.

Причины возникновения утечки

Утечкой тока называют чрезмерное потребление электрического заряда аккумулятора при выключенном зажигании. Речь идет именно о превышении нормы расхода, так как полностью исключить расход заряда невозможно. Некоторые приборы и электронные системы имеют энергозависимую память, на которую записываются необходимые данные. Ярким примером такого рода потребления является микросхема ОЗУ (англ. RAM, память с произвольным доступом или оперативное запоминающее устройств), использующаяся электронным блоком управления двигателем (ЭБУ) для временного хранения изменяемых параметров. Сталкиваться с такого рода памятью вы могли, когда сбрасывали определенные ошибки снятием на несколько секунд клеммы АКБ. Также вспомнить можно память магнитолы, которая потребляет питание для хранения данных о радиостанциях, настройках эквалайзера. Именно для этих потребителей рассчитывается нормальный ток потребления.

Сразу стоит обусловить тот факт, что скрытое потребление заряда аккумулятора не имеет ничего общего с коротким замыканием. Несмотря на то, что логика поиска и той и другой неисправности могут показаться схожими, природа этих явлений различна. При замыкании положительного вывода на минусовой контакт, проводники в цепи начинают нагреваться, из-за чего плавится изоляция проводов и разъемов.

Проверка напряжения на клеммах аккумуляторной батареи.

При скрытом потреблении заряда АКБ в автомобиле после выключения всех потребителей и постановке авто на охрану продолжают быть запитанными электрические потребители, что и приводит к разряду батареи. Несмотря на кажущуюся безобидность, найти утечку тока бывает непросто.

Допустимая норма потребления

Выши мы упоминали об энергозависимой памяти, на которую расходуется ток утечки аккумулятора автомобиля, нормой считается суммарное значение заряда, необходимого для корректного функционирования устройств, нуждающихся в ОЗУ. Говорить о каком-то общем значении для конкретной модели автомобиля было бы неправильно, ведь в нашем случае все зависит от количества установленных электроприборов. Более корректно будет привести средние значения потребления тока для конкретных потребителей:

  • магнитола – 3 мА;
  • сигнализация – 20-25 мА;
  • оперативная память системы впрыска – 5 мА.

Путем нехитрых вычислений можно прийти к тому, что значение в 25-40 мА можно считать допустимой утечкой тока в автомобиле, как проверить этот параметр? Номинальное потребление энергозависимой памяти указывается в инструкции к электрическим приборам, что важно знать для контроля корректности подключения.

Насколько быстро будет разряжаться аккумулятор, зависит еще и от его емкости. Если на вашем авто проверка утечки тока показала 1 А (напомним, что 1 А = 1000 мА), то для полного разряда АКБ емкостью 55 Ач будет достаточно менее 6 часов. Не стоит забывать о таком свойстве аккумуляторных батарей, как саморазряд. Поэтому, даже полностью исправная АКБ со временем теряет часть своего заряда.

Утечка тока до 40 мА является нормой для большинства автомобилей.

Стоит признать, что на практике приходится сталкиваться с гораздо меньшим паразитным потреблением. Но даже расход заряда в 200 мА способен за ночь посадить АКБ до такой степени, что морозным утром запустить двигатель уже не получится. Чаще всего поиск утечки начинается в морозную пору года, когда короткие поездки с включенными потребителями не дают АКБ полностью зарядиться, увеличивается саморазряд батареи, повышается требование к стартерному току.

Необходимый инструмент

Измерить ток утечки можно с помощью токовых клещей. Использовать такой прибор удобней, так как нет необходимости отключать АКБ. Вам всего лишь необходимо обнулить прибор и охватить минусовой провод АКБ. На авто с отдельными минусовыми выводами (один, питающий генератор и стартер, второй – для питания электроприборов) можно сразу локализовать дальнейшую область поиска неисправности. Несмотря на то, что утечка заряда через генератор или стартер встречается крайне редко, такое преимущество токовых клещей стоит упомянуть.

Так же токовые клещи полезны для определения величины тока, с которым впоследствии придется оперировать мультиметру. Это позволит выбрать корректный диапазон измерений и не сжечь предохранитель прибора. К недостаткам можно отнести небольшую погрешность, а также нечувствительность к малой силе тока. Поскольку токовые клещи являются достаточно специализированным инструментом, более подробно рассмотрим, как найти утечку тока в автомобиле с помощью мультиметра.

Инструмент, который понадобится для обнаружения скрытых потребителей.

Мультиметр

Проверка тока утечки невозможна без измерительного прибора, определяющего силу электрического тока. Речь идет об мультиметре, представить без которого диагностику электрических систем автомобиля сегодня невозможно. В нашем случае подойдет даже самый дешевый прибор.

Учимся пользоваться мультиметром.

Для того чтобы определить утечку, необходимо перевести селектор прибора в режим измерения силы тока, выбрав диапазон измерений до 10 А. На многих мультиметрах для измерения постоянного тока до 10 А (возможно, 20-30 А) предназначено специальное гнездо, куда необходимо вставить плюсовой щуп. Амперметр необходимо подключать в разрыв цепи, строго соблюдая полярность. Если мультиметр не оборудован внутренним предохранителем, то пренебрежением данным правилом попросту выведет прибор из строя. Также к перегоранию предохранителя или «дорожки» приведет несоответствие выбранного диапазона измерений фактической силе тока в цепи.

Алгоритм поиска утечки

Найти причину возникновения в автомобиле утечки тока можно, придерживаясь следующего алгоритма действий:

  • отсоединить минусовой вывод АКБ;
  • плюсовой вывод мультиметра присоединить к минусовому выводу АКБ, минусовой вывод к клемме, идущей на кузов автомобиля (клемма массы);
  • выключите все потребители, закройте двери. На автомобилях с сигнализатором открытия капота необходимо защелкнуть замок капота;
  • поставьте автомобиль на охрану и подождите 2-3 минуты. За это время все блоки управления в автомобиле переходят в спящий режим. В обратном случае замер расхода заряда АКБ будет неточными;
  • на экране мультиметра покажется фактическая утечка тока. Для определения потребителя вам необходимо последовательно вытаскивать предохранители. Как только вы вытащите предохранитель, отвечающий за цепь, в которой находится потребить, показания мультиметра должны упасть до нормального значения;
  • после локализации цепи необходимо посмотреть, какие потребители защищены предохранителем;
  • далее, необходимо поочередно отсоединять разъемы от электрических потребителей.
Смотрите так же:  Узо на 10ма иэк

Схема подключения тестера к автомобильному аккумулятору.

Когда потребитель будет вычислен, остается только найти причину повышенного расхода. Для лучшего понимания процесса предлагаем посмотреть видео.

Стоит знать

Чаще всего виной утечки аккумуляторного заряда становится неправильное подключение потребителей. Лидером в этом плане по праву является мультимедийная система. Именно халатное отношение к подключению магнитолы в большинстве случаев становится виной разрядки АКБ. Хотя, по правде сказать, ключом к разгадке может быть и куда более банальная поломка. Например, закорачивание концевика подсветки багажника, вследствие чего лампочка будет гореть постоянно. Теперь вы знаете, как проверить утечку тока на автомобиле с применением мультиметра, видео поможет получить наглядное представление обо всех шагах диагностики неисправности.

Читайте также:

Работоспособность импортной аккумуляторной батареи снижается через 5-6 лет. Срок службы российских АКБ – не более двух лет. На ухудшение параметров влияют различные физико-химические процессы в электролите, в результате которых изменяется его плотность, соответственно, и выдаваемая сила тока. С проблемой можно справиться, если контролировать уровень жидкости в банках батареи. Вот тут-то у .

Выбор автомобиля подразумевает под собой рассмотрение множества факторов. Например, стоимость и надежность. Но также немаловажным моментом является возможность противостоять угону.

Практически все автомобильные присадки в описании имеют такую характеристику, как: «способствуют уменьшению расхода топлива». Насколько это является реальным, и сколько бензина удастся сэкономить, используя присадки, мы попытаемся выяснить. Не так давно независимой компанией проводился тест присадок фирмы Liqui Moly, с целью получения ответа на тот же вопрос – а можно ли сэкономить? Ответ .

Как найти утечку тока в автомобиле

Иногда после длительной стоянки автомобиля при включении слышны только щелчки реле либо стартер все-таки включается, но крутит слабо. Все эти симптомы свидетельствуют о том, что аккумулятор во время стоянки разрядился полностью или частично.

Зачастую причиной разряда бывают невыключенные фары или габаритные огни

Саморазрядом это объяснить нельзя – исправный аккумулятор разряжается долго, несколько месяцев – а значит, произошла утечка тока, либо имеется неисправность в системе зарядки аккумулятора, и водитель, ставя автомобиль на стоянку, не знал о том, что аккумулятор недостаточно хорошо заряжен.

Распространенные причины утечки тока

Диагностируя причину преждевременной разрядки, необходимо (и это общее правило для диагностики любой неисправности в автомобиле) отсечь причины, свидетельствующие не о неисправности. А вернее, о невнимательном отношении к автомобилю. К примеру, аккумулятор может быть старым и выработавшим ресурс, клеммы покрыты окалиной, либо провода могут быть в плохом состоянии и т.п. Зачастую причиной разряда бывают невыключенные фары или габаритные огни. Если же повода думать, что причиной разряда стал один из вышеперечисленных или сходных факторов, нет, можно констатировать наличие неисправности проводки и начинать поиск места утечки.

Допустимые пределы потребления тока аккумулятора

В автомобиле имеется ряд «санкционированных» постоянных потребителей электричества. Это могут быть часы, память электронного блока управления двигателем, сигнализация и т.п. Все они постоянно запитаны, так как память ЭБУ, к примеру, стирать не рекомендуется, иначе блок будет переобучаться, запоминая текущие настройки заново, а сигнализация вообще работает как раз в те моменты, когда двигатель выключен и автомобиль стоит на месте.

Из этого следует, что потребление тока на стоянке – нормальное явление и должно иметь какую-то постоянную величину, которую можно вычислить, сложив потребление всех потребителей. К примеру, сигнализация может потреблять порядка 20 мА, память часов — 1 мА, магнитола — 3 мА и так далее. Суммарное потребление должно колебаться в пределах 50 – 80 мА. Это небольшое потребление (к примеру, даже одна включенная лампа потребляет в районе 500 мА), и сильно разрядить современный аккумулятор такими утечками нельзя даже зимой.

Если же по результатам измерений выясняется, что средняя величина постоянного потребления существенно превышена, значит, в бортовой сети есть утечка и ее необходимо устранить.

Как самостоятельно определить наличие утечки тока

Основных причин интенсивного разряда две – наличие «несанкционированного» потребителя тока, либо короткое замыкание в бортовой цепи. Обнаружить утечку тока, поглощаемого постоянно работающим потребителем, можно, воспользовавшись бытовым прибором под названием «мультиметр».

Мультиметр

Для поиска неисправности мультиметр необходимо перевести в режим амперметра, не забывая о том, что ток в бортовой сети постоянный, и выставить диапазон измерения до 10 Ампер.

Перед началом измерений амперметр необходимо правильно подключить к бортовой сети, а потребители тока, наоборот, должны быть, по возможности, отключены.

Причиной несанкционированного потребления тока часто становится какой-нибудь прибор из числа дополнительного оборудования

Чаще всего амперметр подключают в разрыв цепи. Для того чтобы образовать разрыв, необходимо снять с плюсовой клеммы аккумулятора провод, а затем вновь замкнуть цепь, подключив один провод амперметра к самой клемме, а другой – к снятому проводу. Ни в коем случае нельзя подключать мультиметр, работающий в режиме амперметра, к плюсовой и минусовой клеммам аккумулятора, так как в результате этого действия получится то самое короткое замыкание, и в приборе сгорит предохранитель.

Если вы все сделали правильно, на дисплее мультиметра высветится число, соответствующее силе тока, потребляемого постоянно подключенными электроприборами. Если сила тока выше нормы, значит, есть утечка.

Поиск утечки тока

Причиной несанкционированного потребления тока часто становится какой-нибудь прибор из числа дополнительного оборудования (штатного или нештатного), которого в современных автомобилях с каждым годом становится все больше.

Начиная искать утечку, прежде всего, следует обратить внимание на приборы, установленные в автомобили нештатно, к примеру, на сигнализацию или дополнительный вентилятор охлаждения. Штатная проводка автомобиля хорошо защищена, и возникновение в ней короткого замыкания возможно лишь после существенных металлических повреждений (разрушение защитного кожуха в результате ДТП, например). Зато проводку нештатных приборов приходится укладывать в первое попавшееся место, которое при поверхностном осмотре кажется подходящим, на самом деле таковым не являясь. Именно в этой проводке чаще всего и возникает короткое замыкание – наиболее распространенная причина появления утечек тока.

К примеру, проложенные провода могут оказаться слишком близко к блоку двигателя и начинают плавиться под воздействием исходящего от него тепла или просто тереться о край металлического кронштейна. И то, и другое приводит к нарушению изоляции и появлению короткого замыкания.

Итак, алгоритм поиска утечки тока, по совету мастеров-электриков, должен быть таким. Измерив силу тока амперметром и убедившись, что утечка есть, нужно переходить к визуальному осмотру, начиная с нештатно установленных приборов и их частей, подверженных механическому воздействию. К примеру, в случае с сигнализацией это могут быть «концевики» — специальные длинные кнопки, размыкающие и замыкающие цепь при открытии и закрытии дверей.

Убедившись, что видимых следов деформации, обгорания и коррозии на проводах нет, стоит прибегнуть к более сложным методам диагностики, позволяющим сузить круг поиска. К примеру, электрики часто вынимают по очереди предохранители из каждой цепи, внимательно следя за тем, искрят контакты при размыкании или нет. Если искрение наблюдается, а в цепи напряжения быть не должно (приборы, которые она питает, должны быть в данный момент выключены), вполне возможно, утечка тока именно там.

Определив подозрительную часть проводки, следует искать замыкание в ней, «прозванивая» провода, один за другим на предмет целости. Это делается все тем же мультиметром, но в режиме омметра, так как в данном случае необходимо наблюдать сопротивление интересующего нас провода. Показания сопротивления, так же, как и сила тока при нормальной разрядке аккумулятра, должны быть больше нуля, а конкретная величина зависит от сечения измеряемого провода.

Итак, найти утечку тока самостоятельно вполне реально, если научиться пользоваться мультиметром и освоить метод исключения, обращая внимание попутно на различные странности – оплавленные или перетертые провода, следы ржавчины вблизи проводки и так далее.

Похожие статьи:

  • Белый и черный провода где плюс какого цвета провод плюс и минус? в зарядном устройстве 2 провода черный и белый . где плюс где минус? какого цвета провод плюс и минус? в зарядном устройстве 2 провода черный и белый . где плюс где минус? можно определить с помощью […]
  • Заземление гру Заземление гру п. 2.2.19 ПБ 12-529-03: 2.2.19. Надземные газопроводы при пересечении высоковольтных линий электропередачи, должны иметь защитные устройства, предотвращающее падение на газопровод электропроводов в случае их обрыва. […]
  • Отличие провода пунп от ввг Чем отличается ВВГ от ПУНП? Чем отличается ВВГ от ПУНП? Вроде сечение одинаковое, изоляция двойная. Можно ли проводку делать ПУНПом, если она заштукатуривается? Сырьём для ПВХ, методикой испытаний. Этот кабель выпускается по ГОСТ, а […]
  • Можно ли подключить узо без заземления Подключение УЗО без заземления Специальные устройства защитного отключения (УЗО) рекомендуют устанавливать там, где существует высокая вероятность поражения током. Задачей устройства является оперативное отключение всего электрического […]
  • Резисторы на 220 вольт Резистор металлокерамический 30W/R50K (0.5 OM) (9) INMIG150, 180 WESTER Самовывоз (8) Рязань г, Яблочкова проезд д.6, пункт выдачи «220 Вольт», оплата при получении Рязань г, Яблочкова проезд д.6, пункт выдачи «220 Вольт», по […]
  • Помещение с 380 вольт Офис склад в Находке Заметка к объявлению Собственность 380 вольт городской телефон интернет в помещение имеется три отдельных входа парковка назначение производственное высота потолка в складе 3метра расмотривается аренда Объявление […]