Как проверить килоомы мультиметром

Оглавление:

Цифровой мультиметр DT-830B: инструкция по эксплуатации и отзывы

Мультиметр DT-830B — прибор китайского производства, которым пользуются многие. Тем, кто постоянно имеет дело с электроникой, не обойтись без подобной техники. В настоящей статье рассказывается о том, что такое мультиметр DT-830B. Инструкция с подробным описанием прибора позволяет использовать его даже новичкам.

Выпускается много моделей, отличающихся по качеству, точности и функциональности.

Прибор предназначен для следующих основных измерений:

  • значений электрического тока;
  • напряжения между 2 точками в электрической цепи;
  • сопротивления.

Кроме того, мультиметр DT-830B и другие близкие модели могут выполнить множество дополнительных операций:

  • прозвонить схему при сопротивлении ниже 50 Ом со звуковой сигнализацией;
  • протестировать полупроводниковый диод на целостность и определить его прямое напряжение;
  • проверить полупроводниковый транзистор;
  • измерить электрическую емкость и индуктивность;
  • измерить температуру с помощью термопары;
  • определить частоту гармонического сигнала.

Как устроен мультиметр?

  1. Циферблат показывает измеряемые значения в виде чисел на пластмассовом или стеклянном дисплее.
  2. Переключатель обеспечивает изменение функций прибора, а также переключение диапазонов. В нерабочем состоянии он устанавливается в положение «Выкл».
  3. Гнезда (разъемы) в корпусе для установки щупов. Главное, с надписью СОМ и отрицательной полярностью, имеет общее назначение. В него вставляется щуп с черным проводом. Следующее, отмеченное VΩmA, имеет положительную полярность с красным щупом.
  4. Тестовые гибкие провода красного и черного цвета с клещами.
  5. Панель для контроля транзисторов.

Мультиметр DT-830B: инструкция с подробным описанием режимов измерения

Не всем понятно, как измерять необходимые параметры прибором. Когда используется мультиметр DT-830B, инструкция по эксплуатации должна точно выполняться. В противном случае устройство может перегореть.

1. Измерение сопротивления

Функция необходима, когда требуется провести электропроводку в квартире или найти обрыв в домашней сети. Не все знают, как в таком случае пользоваться мультиметром, а надо всего лишь установить переключатель в сектор измерения сопротивления на соответствующий диапазон измерений. В приборе есть звуковая сигнализация о том, что цепь замкнута. Если сигнала нет, это означает, что где-то есть разрыв или величина сопротивления цепи выше 50 Ом.

Диапазон минимальных сопротивлений (до 200 Ом) называется коротким замыканием. Если соединить между собой красный и черный щуп, прибор должен показать величину, близкую к нулю.

Мультиметр DT-830B китайского производства имеет следующие особенности при измерении электрических сопротивлений:

  1. Высокая погрешность показаний.
  2. При измерении маленьких сопротивлений из показаний следует вычитать значение, получаемое на контакте щупов. Для этого их предварительно замыкают. На остальных диапазонах сектора погрешность снижается.

2. Как измерить напряжение постоянного тока

Прибор переключается в сектор DCV, разделенный на 5 диапазонов. Переключатель устанавливается в заведомо больший интервал значений. При измерении напряжения с питанием от аккумулятора 3 В или 12 В можно ставить сектор в положение «20». На большую величину ставить не следует, поскольку увеличится погрешность показаний, а при меньшей прибор может перегореть. При грубых замерах, если нужна точность всего до 1 В, мультиметр можно сразу устанавливать в положение «500». Аналогично делают, когда измеряемое напряжение неизвестно по величине. После можно постепенно переключать диапазон на меньшие значения. О самом верхнем уровне измерений сигнализирует предупреждение «HV», которое загорается в левом верхнем углу. Большие значения напряжения требуют соблюдения осторожности в работе с прибором, хотя как вольтметр из мультиметра DT-830B он надежней, чем амперметр или омметр.

Соблюдение полярности щупов для цифрового прибора необязательно. Если она не совпадет, на величину показаний это не повлияет, а слева на экране загорается знак «-«.

3. Как измерить напряжение переменного тока

Установка в секторе ACV выполняется так же, как и в DCV. Высокое напряжение 220-380 В может привести к выходу прибора из строя при неправильном подключении.

4. Измерение величины постоянного тока

Малые токи для электронных схем измеряются в секторе DCA. В этих положениях переключателя недопустимо измерение напряжения. В этом случае произойдет короткое замыкание.

Для измерения величины тока до 10 А служит третье гнездо, в которое следует переставить красный щуп. Показания можно снимать всего несколько секунд. Обычно амперметром измеряют ток электроприборов. Пользоваться прибором в этом случае следует осторожно и когда измерения действительно необходимы.

5. Контроль исправности диодов

В обратном направлении на диоде прибор должен показывать бесконечность (единица слева). В прямом направлении напряжение на переходе составляет 400-700 mV.

На этом секторе также можно проверить исправность транзистора. Если его представить как два встречно включенные диода, надо каждый переход проверить на пробой. Для этого выясняется, где находится база. Для типа pnp надо плюсовым щупом найти такой вывод (база), чтобы минусовой щуп показывал бесконечность на двух остальных (эмиттер и коллектор). Если транзистор имеет тип npn, база находится минусовым щупом. Чтобы найти эмиттер, надо измерить сопротивление его перехода, которое всегда больше, чем коллекторный. Для исправного элемента оно должно находиться в диапазоне 500-1200 Ом.

Прозвонив переходы мультиметром в прямом и обратном направлениях, можно определить, исправный транзистор или нет.

6. Сектор hFE

Прибором можно определить коэффициент усиления по току h21-транзистора. Для этого достаточно вставить его 3 вывода в соответствующие гнезда панельки. На дисплее сразу появится значение «h21». Для получения правильных результатов необходимо различать типы pnp (правая сторона панельки) и npn (левая сторона).

7. Возможности совершенствования прибора

На мультиметр DT-830B инструкция предусматривает определенное количество функций. Модели отличаются друг от друга незначительно, и при желании можно усовершенствовать любую, например, добавить измерение емкости конденсатора, температуры и всех остальных дополнительных функций, перечисленных ранее.

Описание мультиметра DT-830B в рекламах и отзывах вполне соответствует действительности.

Мультиметр DT-830B: схема и ремонт

Для недорогого малогабаритного прибора чаще всего применяется микросхема ICL7106.

При измерении напряжения сигнал поступает с переключателя через резистор R17 на вход 31 микросхемы. Когда производится измерение переменного напряжения, происходит его выпрямление через диод D1, после чего по цепочке сигнал также проходит к выводу 32 микросхемы.

Измеряемый постоянный ток создает падение напряжения на резисторах, после чего сигнал также подается на вход 32. Защита микросхемы производится предохранителем на 0,2 А, установленным на входе.

Прибор часто выходит из строя при потере контактов и при неправильном включении. Прежде всего проверяется и меняется предохранитель.

Прибор надежно работает при измерении напряжения, поскольку хорошо защищен на входе от перегрузок. Сбои могут произойти при измерении сопротивления или тока.

Сгоревшие резисторы можно определить визуально, а диоды и транзисторы проверить с помощью способов, приведенных ранее. Производится проверка на отсутствие обрывов и надежность контактов.

При ремонте прибора сначала проверяется подача питания. Затем проверяется исправность микросхемы. Она должна быть работоспособной, если напряжение на выводе 30 составляет 3 В, а между питанием и общим выводом микросхемы нет пробоя.

При разборке не следует терять шарики переключателя, без которых не будет его надежной фиксации.

Когда менять батарейку?

Питание прибора меняется в случаях исчезновения цифр на дисплее и отклонения результатов измерений от приблизительных известных значений. На экране появляется изображение батарейки. Для ее замены нужно снять заднюю крышку, удалить старый и установить новый элемент.

Пользование мультиметром DT-830B очень удобное: батарейка меняется легко и очень редко. Только нужно работать с ним очень внимательно. Прибор можно легко сжечь при неправильном применении.

Отзывы о приборе

О таком устройстве, как цифровой мультиметр DT-830B, отзывы в основном положительные. Он неприхотлив, многофункционален, а батарейка держится годами. Всех устраивает низкая цена прибора. Замечания появляются только по мелочам.

Щупы следует заменить, поскольку они довольно быстро выходят из строя. Сопротивление у них близкое к стандартному и составляет 0,5 Ом.

Заключение

Мультиметр DT-830B является универсальным прибором, необходимым для домашнего мастера и для профессионала. Он имеет много важных функций и недорого стоит. Для успешного использования необходимо подробно изучить, что такое мультиметр DT-830B. Инструкция по эксплуатации должна строго соблюдаться, чтобы не возникало ошибок, приводящих к выходу прибора из строя.

Как проверить генератор мультиметром

Неисправность генератора автомобиля относится к классу критических, при которых дальнейшая эксплуатация автотранспортных средств не допускается. Для выполнения проверки работоспособности генератора можно использовать мультиметр.

Признаки отказа генератора

Признаками нештатной работы генератора автомобиля могут являться:

  • отсутствие индикации «аккумулятор» на приборной панели во время включения зажигания;
  • свечение лампочки «аккумулятор» после запуска двигателя;
  • периодическое моргание сигнального индикатора «аккумулятор» в процессе движения;
  • запах горелой электропроводки в районе генератора;
  • отказ запуска двигателя после стоянки.
Смотрите так же:  Схема подключения электрокотла на 380

Отсутствие заряда АКБ при неисправном генераторе приводит к проблемам с запуском двигателя. Более опасной является неисправность, связанная с превышением тока и напряжения заряда автомобильного аккумулятора. Многие автолюбители используют запуск двигателя от аккумулятора-донора, после чего отключают клеммы аккумулятора для переключения на зарядку собственного АКБ. В этот момент питание электрооборудования автомобиля осуществляется от генератора.

Если генератор неисправен, напряжение в бортовой сети может быть более 17 вольт, что приводит к пробою защитных стабилитронов в блоке управления двигателем. В таком случае требуется дорогой ремонт блока управления двигателем.

Причины и возможные последствия неисправности

Неработоспособность генератора возможна по следующим причинам:

  • неисправность регулятора напряжения («таблетки», «шоколадки» на сленге автолюбителей);
  • износ (разрушение) щеток;
  • замыкание возбуждающей обмотки (ротора);
  • пробой диодов (расположенных в подкове);
  • износ подшипников и втулок.

Неисправность регулятора напряжения обычно приводит к отсутствию заряда АКБ. В этом случае на приборной панели светится значок-индикатор «аккумулятор». Двигатель продолжает работать до тех пор, пока аккумуляторная батарея не разрядится до напряжения приблизительно 8 — 9 Вольт.

В светлое время дня заряда АКБ может хватить на 30 -50 километров пути при условии, что аккумулятор в момент возникновения неисправности был хорошо заряжен.

При пробое выходных каскадов регулятора напряжения может возникнуть неисправность, связанная с увеличением выходного напряжения генератора до 17 – 20 Вольт. При этом происходит перезаряд аккумуляторной батареи. Следствием перезаряда является процесс закипания электролита. Если под капотом появляются следы коррозии в области АКБ, необходимо выполнить проверку генератора.

Пробой диодного моста может произойти при случайной переполюсовке АКБ (установке клемм в неправильной полярности). Обычно диоды пробиваются попарно в одном плече. Неисправный диод имеет сопротивление близкое к нулю. Обмотка статора генератора в таком случае работает в режиме короткого замыкания, сильно нагревается.

Через несколько минут работы двигателя обмотки перегреваются, под капотом автомобиля появляется запах горелой электропроводки. Во избежание воспламенения двигатель необходимо заглушить, проверить генератор.

Износ щеток приводит к постепенному отказу генератора. Сначала во время движения начинает помаргивать лампочка индикатора заряда на приборной панели, затем она начинает светиться постоянно. Во многих моделях генератора щетки меняются совместно с регулятором напряжения.

Замыкание обмоток генератора может привести к значительному изменению выходных параметров, перегреванию устройства.

Последовательность первоначальной проверки

Первоначальный контроль работоспособности можно произвести без демонтажа генератора. Для этого устанавливаюм переключатель мультиметра на режим «постоянное напряжение 20В». Далее подключить черный щуп к минусовой клемме АКБ, красный – к плюсовой. После этого необходимо запустить двигатель, дать выйти ему на режим стабильных холостых оборотов. Считаются нормальными показания мультиметра в пределах от 13,5 до 14,5 Вольт.

Если мультиметр показывает значение меньше 12,8 Вольт, процесс заряда, либо не идет вообще, либо ток заряда крайне мал. Генератор работает в нештатном режиме. При напряжении больше 14,8 Вольт идет перезаряд аккумуляторной батареи. Это может привести к закипанию электролита, увеличению концентрации кислоты, разрушению пластин АКБ.

Чтобы проконтролировать напряжение на выходе генератора, необходимо в разрыв цепи от клеммы 30 на генераторе (место контакта с толстым проводом, ведущим к положительной клемме аккумулятора либо стартеру) включить автомобильную лампу.


Далее подключить мультиметр в режиме «=20V» красным щупом к контакту 30 генератора, черным — к зачищенному контакту на двигателе или кузове. Завести двигатель. Показания на мультиметре не должны быть более 15,5 Вольт при любом нажатии на педаль акселератора. В противном случае дальнейшая эксплуатация генератора опасна для электрооборудования автомобиля.

При проверке следует оценить степень натяжения ремня генератора. По упрощенной методике это можно сделать, надавливая на ремень пальцем.

Величина прогиба должна находиться в пределах 0,5 – 1 сантиметр. Одновременно следует проверить степень износа ремня.
Для определения причин нештатной работы генератора, выполнения ремонтных работ требуется демонтаж генератора.

Проверка узлов генератора

Проверку начинают с контроля работоспособности регулятора напряжения. Для этого регулятор демонтируют из генератора и создают простейшую электрическую схему.

В качестве лампы накаливания используют любую лампочку салона автомобиля. При исправном регуляторе напряжения 3 лампа 6 должна светиться не на полную мощность. При подключении параллельно лампе (щеткам) мультиметра, его показания должны быть от 5,0 до 10,0 Вольт. Если показания мультиметра выходят за эти пределы, регулятор необходимо менять. Конструкция некоторых моделей генераторов предусматривает возможность замены регулятора без демонтажа устройства.

Долее проверяют возбуждающую обмотку генератора на пробой. Для этого мультиметр устанавливают в режим измерения сопротивлений на предел 200 килоОм. Щупы подключают: черный – к ламели коллектора, красный – к металлической части якоря. Сопротивление должно быть более 100 килоОм или выше верхнего предела измерений, как показано на фотографии.

Сопротивление между ламелями (обмотки ротора) обычно составляет 0,5 – 2 Ома.

Проверку статора начинают с контроля обмоток на пробой. Для этого красный щуп мультиметра подключают к металлической части статора, черный – последовательно к обмоткам.

Сопротивление должно находиться выше верхнего предела измерений. Затем выполняют измерение сопротивлений между контактами обмоток. Они должны отличаться не более, чем 5%. Предел измерений мультиметра устанавливают 200 Ом.

Если обмотка имеет электрический пробой, короткое замыкание витков или обрыв, она подлежит замене. Есть мастерские, которые выполняют перемотку статоров и роторов.

Для контроля исправности диодного моста режим измерения мультиметра переводят проверку «диод». Затем последовательно «прозванивают» диоды (их количество на подкове обычно 9) в прямом и обратном включении. В прямом направлении (черный щуп к катоду) сопротивление составляет 550 — 700 Ом, при обратном включении – больше максимального предела измерений.

При пробое диодов, сопротивление во всех направлениях будет практически нулевым. Такой диод следует менять. Трудность замены диода заключается в том, что диоды в генераторах не паяются, а привариваются точечной сваркой для обеспечения надежного контакта при разных температурных режимах.

Генератор автомобиля является значимой частью электрооборудования автомобиля. При первом проявлении признаков неработоспособности необходимо произвести его проверку с помощью мультиметра.

Как измерить напряжение в розетке мультиметром

Не каждый день пригодится такое умение, но как проверить напряжение в розетке мультиметром и что он должен при этом показывать, лучше узнать заранее. Кроме напряжения электронный тестер способен измерять силу тока и сопротивление проводов, для чего на приборе надо менять местами подключение штекеров. За их правильным подключением надо внимательно следить – если проводить измерения неправильно, то произойдет короткое замыкание.

Немного теории – как подключаются измерительные приборы

Электронный мультиметр объединяет в себе несколько различных устройств, которые по-разному подключаются к участку цепи. Чтобы им правильно пользоваться, надо знать чем измеряется напряжение, а чем сила тока и правильно производить подключение устройства.

Когда провода просто подключены к рабочему источнику питания, то на них появляется электрическое напряжение, которое можно померить между плюсом и минусом (фазой и нулем). Это значит, что напряжение можно измерить как при подключенной в сеть нагрузке (работающем приборе), так и без нее.

Электрический ток в проводах появляется только в том случае, когда цепь замкнута – только тогда он начинает течь от одного полюса к другому. При этом, измерения тока проводятся при подключении измерительного устройства последовательно. Это значит, что ток должен пройти через прибор и только в этом случае он сможет замерить его величину.

Разумеется, чтобы измерительный прибор не оказывал влияния на силу тока, которую он измеряет, сопротивление мультиметра должно быть как можно меньше. Соответственно, если прибор настроен на измерение силы тока, а по ошибке попробовать измерить им напряжение, то случится короткое замыкание. Правда и тут не все однозначно – измерение тока и напряжения современными электронными мультиметрами проводится с одинаковым подключением клемм к устройству.

Если вспоминать хотя бы поверхностные школьные знания про электрические цепи, то сформулировать правила измерения напряжения и силы тока можно следующим образом: напряжение одинаковое на параллельно подключенных участках цепи, а сила тока при последовательном соединении проводников.

Маркировка шкалы мультиметра

У различных моделей устройств есть свои особенности, но основные возможности у них примерно одинаковые, особенно у бюджетных моделей.

Самые простые приборы могут измерять:

  • ACV – переменное напряжение. Установка переключателя на это деление превращает мультиметр в тестер напряжения, обычно до 750 и 200 Вольт;
  • DCA – силу постоянного тока. Здесь надо быть внимательным – на шкале многих бюджетных приборов есть предельные значения измерений 2000µ (микроампер) и 200m (миллиампер) и штекер надо оставлять в той же клемме, что и при измерении напряжения, а если измеряется сила тока до 10 Ампер, то штекер переставляется в другую клемму с соответствующим обозначением.
  • 10A – сила постоянного тока от 200 миллиампер до 10 Ампер. Обычно на приборе нарисовано, что при включении этого режима надо переставить штекер.
  • hFe – проверка транзисторов.
  • >l – проверка целостности диодов, но чаще всего этой функцией пользуются как прозвонкой проводов.
  • Ω – измерение сопротивления проводов и резисторов. Чувствительность от 200 Ом до 2000 килоом.
  • DCV – постоянное напряжение. Чувствительность выставляется от 200 милливольт до 1000 Вольт.

К разъемам мультиметра обычно подключается два провода – черный и красный. Штекера на них одинаковые, а расцветка разная исключительно для удобства пользователя.

Измерение сопротивления провода

Это самый простой режим работы – по сути надо взять провод, для которого надо провести измерение сопротивления и прикоснуться щупами мультиметра к его концам.

Смотрите так же:  Принципиальные и монтажные электрические схемы конспект урока

Измерение сопротивления происходит благодаря источнику питания, который есть внутри мультиметра – прибор измеряет его напряжение и силу тока в цепи, а затем по закону Ома высчитывает сопротивление.

Нюансов при измерении сопротивления два:

  1. Мультиметр показывает сумму сопротивлений измеряемого провода вместе с щупами, которыми к нему прикасаются. Если нужны точные значения, то изначально должны измеряться провода щупов и потом полученный результат вычитаться из общего.
  2. Заранее сложно прикинуть примерное сопротивление провода, поэтому измерения желательно производить понижая чувствительность прибора.

Измерение напряжения

Обычно в таком случае стоит задача как измерить напряжение в розетке или просто проверить его наличие. Первым делам подготавливается сам тестер – черный провод вставляется в клемму в маркировкой COM – это минус или «земля». Красный вставляется в клемму, в обозначении которой есть буква «V»: зачастую она написана рядом с другими символами и выглядит это примерно так ֪– VΩmA. Возле колеса выбора режимов мультиметра показаны граничные значения – 750 и 200 Вольт (В разделе с маркировкой ACV). При измерении напряжения в розетке напряжение должно около 220 Вольт, поэтому переключатель ставится на деление 750.

На экране устройства появятся нули – прибор готов к работе. Теперь надо вставить щупы в розетку и узнать какое в ней сейчас напряжение и есть ли оно вообще. Так как надо измерить напряжение в сети переменного тока, то нет никакой разницы каким щупом касаться фазы, а каким нуля – результат на экране будет неизменным – 220 (+/-) Вольт, если напряжение в розетке есть или ноль, если его там нет. Во втором случае надо быть осторожным – если в розетке нет ноля, то устройство просто покажет, что розетка нерабочая, поэтому чтобы не получить удар током, дополнительно не помешает проверить контакты пробником напряжения.

Точно так же проводится измерение постоянного напряжения – с той только разницей, что щупом с черным проводом надо касаться минуса, а красным – плюса (если они правильно подключены к клеммам прибора). Колесо выбора режимов, разумеется, надо перевести в область DCV.

Здесь есть такая же приятная особенность, как и при измерении переменного напряжения: на самом деле определяя напряжение можно черным щупом касаться как минуса, так и плюса – просто если перепутать полярность, то на экране устройства будет отображаться правильный результат, но со знаком минуса.

Это все особенности, которые надо знать перед тем как измерить напряжение мультиметром – в каком-либо устройстве или розетке.

Измерение силы тока

Хорошо если в хозяйстве есть сравнительно неплохой мультиметр, на котором есть метка A

что показывает способность прибора измерять силу переменного тока. Если же используются бюджетные приборы для измерения, то, скорее всего, на его шкале будет только метка DCA (постоянный ток) и чтобы им воспользоваться нужно будет проводить дополнительные манипуляции, для которых придется вспоминать азы построения электроцепей.

Если прибор «умеет» мерять переменный ток «из коробки», то в целом все делается так же как и для измерения напряжения, но мультиметр подключается в цепь последовательно с нагрузкой, например, лампой накаливания. Т.е. от первого разъема розетки провод идет к первому щупу мультиметра – от второго щупа провод идет к первому контакту на цоколе лампы – от второго контакта цоколя провод идет ко второму разъему розетки. Когда цепь замкнута, то на экране мультиметра отобразится сила тока, которая протекает через лампу.

Подробно об измерении силы тока рассказано в этом видео:

Измерение силы переменного тока вольтметром

Если надо измерить силу переменного тока, но под рукой есть только бюджетный мультиметр, в котором нет такого функционала, то выйти из положения можно воспользовавшись методом измерения с помощью шунтирования. Его смысл отображается формулой I = U / R, Где I – сила тока, которую нужно найти, U – напряжение на локальном участке проводника, а R – сопротивление этого участка. Из формулы понятно, что если R будет равно единице, то сила тока на участке цепи будет равна напряжению.

Для измерения надо найти проводник с сопротивлением 1 Ом – это может быть достаточно длинный провод от трансформатора или кусок спирали от электропечки. Сопротивление провода, т.е. его длина, регулируются тестером в соответствующем режиме проверки.

В итоге получится следующая схема (в качестве нагрузки лампа накаливания):

  1. От первого разъема розетки провод идет к началу шунта, сюда же подключается один из щупов мультиметра.
  2. Второй щуп мультиметра подсоединяется к концу шунта и от этой точки провод идет к первому контакту цоколя лампы.
  3. От второго контакта цоколя лампы провод идет ко второму разъему розетки.

Мультиметр устанавливается в РЕЖИМ ИЗМЕРЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ. По отношению к шунту он подключен параллельно, так что все правила соблюдены. При включении питания он будет показывать напряжение, равное силе тока, проходящего через шунт, которая в свою очередь такая же, как и на нагрузке.

Наглядно про этот метод измерения на видео:

Даже бюджетный универсальный измерительный прибор – мультиметр позволяет проводить измерения в достаточно широких пределах, достаточных для домашнего использования. Но при покупке устройства надо хотя бы в общих чертах представлять себе для каких целей он будет использоваться – может будет правильнее немного переплатить но в результате иметь «на подхвате» тестер, способный выполнить любую поставленную перед ним задачу. Также перед его применением не помешает хотя бы в общих чертах освежить в памяти азы построения электрических цепей и использования в них электроизмерительных приборов.

Позистор: как проверить на исправность?

В кинескопах большинства телевизоров применяются системы размагничивания, в которые встроен позистор. Как проверить такую цепь при выходе из строя самостоятельно, нужно знать владельцам, желающим провести ремонт самостоятельно. Элемент имеет физические свойства, проверить которые можно обычным омметром.

Свойства элемента

Стоит изучить, что представляет собой позистор, как проверить его в цепи — станет ясно позже. Этот элемент способен менять свойства в зависимости от температуры. Измеряют его физическую величину сопротивление. При комнатной температуре значения омметра показывают единицы или десятки Ом.

При нагреве в работе начинает меняться сопротивление в большую сторону. Значения омметра уже показывают сотни килоом, что и говорит о нормальном состоянии элемента – исправен такой позистор. Как проверить, если есть подозрения на неисправную цепь? Пути решения такого вопроса приведем ниже.

Благодаря своим свойствам позисторы широко применяются в микроэлектронике для различных целей:

  • Защита цепей питания. При повышенном потреблении тока элемент греется и повышает сопротивление до максимума, когда наблюдается токовая отсечка.
  • В цепях обогрева. Благодаря позисторам реализуется автоматическая система управления нагревом.
  • В схемах термодатчиков.

Внутреннее устройство элемента

Резистор меняет свое сопротивление с нагревом, как и позистор. Как проверить первый элемент? С этим все просто. У резистора значения колеблются в незначительных пределах. Позистор же способен полностью блокировать проходящий по нему ток, как и темистор. Только у последнего наблюдается обратная зависимость от температуры.

Чтобы знать, как проверить исправность позистора, следует определить основные его рабочие характеристики. К ним относят:

  • сопротивление номинальное при нормальной температуре окружающей среды (чаще это 20-25 градусов);
  • сопротивление переключения определяется в точке характеристики зависимости сопротивления от температуры, когда первый параметр увеличивается в 2 раза по сравнению с номинальным значением;
  • максимальное напряжение, которое может выдержать элемент без выхода из строя;
  • значения токовых нагрузок: номинальное, переключения, максимально возможное и опрокидывания; для проверки эти параметры важны только в том случае, если позистор будет использоваться в схемах высокой точности.

Элемент в цепи размагничивания

Как проверить позистор в телевизоре? Ответ на вопрос следует из принципа его работы. Неисправность элемента проявляется искажением изображения от намагничивания. Для устранения этого дефекта в конструкции экранов используется сетка, включенная последовательно с позистором. Эта конструкция называется внешней петлей, охватывающей всю поверхность экрана с внутренней стороны.

Позистор часто запаян в цепь маски экрана, что усложняет его проверку на месте. Перед проведением замеров следует отпаяться хотя бы одним концом от сетки. Лучшим вариантом будет полное его извлечение из схемы.

Для нагрева элемента используют обычный или монтажный фен. Для проверки без внешнего нагрева потребуется собрать электрическую схему и определить по маркировке тип позистора. Исходя из паспортных данных устройства устанавливают ток срабатывания элемента и соответствующую температуру.

Исправность позистора можно условно установить при нагревании феном. Если сопротивление растет, значит элемент годный. Однако при таком варианте проверки остается вероятность ошибочного результата. Ведь сопротивление элементов схем с годами меняется, что приводит к нестабильности работы сборки.

Зачем нужна система в кинескопах?

На экранах телевизоров без системы размагничивания изображение искажалось бы при незначительном влиянии электромагнитного поля. Его излучают все бытовые приборы, поверхность Земли пронизана невидимыми волнами.

Так усилители, большие колонки, нагревательные элементы часто располагают рядом с телевизорами. Без маски экрана изображение было бы постоянно искажено. При начальной работе через позистор течет малый ток, не вызывающий его нагрева. При этом физически маска испытывает напряжение от возникающего поля.

Это приложенное магнитное поле и размагничивает маску в момент включения телевизора. Часто этот процесс сопровождается звуком, сравнимым с ударом о гонг. Чем больше диагональ экрана, тем выше тональность звука. Позистор в этот момент пропускает через себя ток высокой амплитуды, что приводит к его нагреву. Происходит увеличение сопротивления и элемент запирает цепь.

Смотрите так же:  Вибратор 380 вольт

Варианты неисправностей в кинескопах

Если при первом включении изображение искажено или наблюдается рябь и полосы, то с высокой долей вероятности виновен позистор. Как проверить мультиметром элемент в цепи? На холодной схеме это сделать легче, ведь сопротивление позистора минимальное.

Часто пайка контактов просто отваливается от длительной работы. Позистор относится к элементам схемы, которые постоянно работают в нагретом состоянии. Омметром проверяют соединение маски экрана с выводом второй ножки позистора. Если оно минимальное, это говорит о надежном соединении. Возможно, элемент не срабатывает на отсечку.

Если позистор неисправен и закорочен, то при первом включении перегорает предохранитель блока питания. При условии что это происходит без видимого короткого замыкания в цепи, проверить неисправность можно совсем отключив маску экрана и позистор.

Элемент в цепи охладителей

Если не греется задняя часть холодильника — радиатор, то для самостоятельного ремонта нужно ознакомиться с тем, как проверить позистор. В холодильнике могут применяться 2 вида пускателей: с позисторами и с электромагнитными реле. Первые тратят часть энергии на теплопотери в сопротивлении элемента, вторые менее надежные, но не греются.

Большинство позисторов в холодильниках должно иметь сопротивление около 20–30 Ом. В нагретом состоянии может быть несколько килоом. Если значения значительно превышают приведенные, то элемент подлежит замене. Важно дать позистору остыть до комнатной температуры перед проведением замеров.

Как проверить датчик АБС мультиметром

Исправность антиблокировочной системы тормозов – основа безопасной езды на автомобиле, особенно в условиях сложной дорожной обстановки. Если в процессе управления транспортным средством на приборной панели загорелся индикатор неисправности системы ABS, следует немедленно принять меры по ее устранению.

Даже, если один из датчиков АБС работает некорректно, это приводит к полному отказу антиблокировочной, противобуксовочной систем, неисправности системы курсовой устойчивости, если они установлены на автомобиле.

Диагностика системы ABS

Перед тем, как приступить к проверке датчика АБС, следует определить, какой из них не передает сигнал. Проще всего это сделать с помощью компьютерной диагностики.

Для автомобилей после 2000-х годов выпуска это не представляет труда. OBD-сканеры четко определяют какой из них не дает информации о состоянии вращательного движения колеса.

Но далеко не всегда эта информация свидетельствует о неисправности самого датчика. Наоборот, как правило, сам датчик АБС исправен, а неисправность заключается в проводке, идущей к нему либо считывающему устройству вращения колеса.

Принцип работы датчика АБС

Датчик ABS – электромагнитный. То есть в него встроены индуктивность и магнитный сердечник, которые реагируют на сигнал, поступающий при вращении колес.

Автолюбители со стажем знают, что при торможении на скользкой дороге на педаль тормоза следует нажимать прерывисто, чтобы исключить блокировку колес, следовательно, что может привести к неуправляемости автомобиля.

В принципе, такую функцию выполняет блок ABS. Он не дает заблокировать колеса. Если диагностика показала на неисправность датчика АБС, сначала следует убедиться в его работоспособности.

Конкретно компьютерная диагностика может показать неисправности «обрыв или короткое замыкание» или «отсутствие сигнала». И в том и в другом случае может быть виноват датчик ABS.

Как тестером проверить датчик АБС на работоспособность

Его работоспособность можно проверить с помощью мультиметра. Для этого необходимо перевести мультиметр в положение «диод». Почему? Большинство датчиков ABS в схеме имеют защиту в виде диода, последовательно включенного в цепь схемы. То есть обычная прозвонка может привести к неправильным сведениям.

Его необходимо «прозвонить» в обоих направлениях. Обычно сопротивление датчика АБС составляет от нескольких сотен Ом до 2 килоОм.

Однако, прозвонка датчика непосредственно от его разъема не дает полной информации о прохождении его сигнала до блока ABS.

Во многих случаях повреждение имеет кабель, соединяющий разъем датчика с блоком ABS. Особенно часто такие неисправности встречаются для датчиков ABS задних колес, так как длина кабеля может составлять более 3-х метров, и не всегда производители грамотно конструируют его трассировку.

В процессе ремонта систем ABS имеются случаи до трех переломов либо протираний кабелей датчиков антиблокировочной системы.

Для того, чтобы проверить датчик от блока управления ABS, необходимо найти в справочниках либо Интернете распиновку (подключение) разъема. Далее следует отсоединить разъем от блока и прозвонить датчики АБС непосредственно от контактов разъема, как показано на примере:

Еще раз напоминаем, вид разъема ABS и контакты датчиков для каждой модели автомобиля будет различен, следует пользоваться справочными данными. На блоках ABS (их легко найти под капотом по большому количеству подходящих к ним тормозным трубкам) обычно наносят их классификацию, например BOSCH 5.2.

Если в результате проверки мультиметром датчик АБС прозванивается в одном или обоих направлениях, это еще не свидетельство об его исправности.

Конструктивно он выполнен в виде катушки индуктивности, помещенной в магнитный сердечник. Катушка имеет большое количество (до нескольких тысяч) витков очень тонкого изолированного провода.

Часто внутрь датчика попадает влага, а это весьма вероятно, так как он расположен в наиболее подверженной коррозии зоне в непосредственной близости колес. Вода, особенно солевой раствор, могут вызвать межвитковые замыкания. В таком случае сопротивление обмотки изменится незначительно, а вот добротность падает в десятки раз. Это приводит к уменьшению уровня сигнала датчика АБС и его неработоспособности.

Очень часто в процессе эксплуатации, особенно после замены элементов ступицы, колес, начинает гореть лампочка неисправности ABS. Компьютерная диагностика показывает отсутствие сигнала датчика АБС, например, правого переднего колеса.

Владелец производит его замену, основываясь на показания диагностики, но система ABS остается все равно неисправной. Иногда после удаления ошибки сканером, лампочка неисправности потухает, но стоит проехать несколько сотен метров, произвести пару торможений, загорается вновь.

Здесь дело не в датчике, а в конструктивных особенностях формирования сигнала (индуцирования) датчика вращения колес.

Конструктивные особенности

На рисунке выше был показан случай, когда в качестве индуцирующего элемента используется гребенчатое кольцо, располагающееся на ступице. Торец датчика находится в непосредственной близости от гребенки из магнитомягкого материала. Расстояние зазора обычно от 0,2 до 0,8 миллиметров.

Иногда в зону зазора попадает грязь, мелкие камешки. Это может привести к тому, что зазор увеличится (датчик оттолкнется, либо разрушится его наконечник). Сигнал резко уменьшится. Иногда к этому приводит даже засорение гребенки.

Поэтому перед заменой датчика следует почистить гребенку, лучше с использованием растворителя или дизтоплива (но не бензина, это может привести к возгоранию).

Затем с помощью щупа проконтролировать величину зазора, она должна быть не более 1 мм. Если нет набора щупов, можно визуально проверить, нет ли видимых разрушений элементов его конструкции. Для большей точности можно сравнить с его элементами противоположного колеса.

Если имеются разрушения металлической конструкции гребенки колеса, следует ее заменить.

В некоторых автомобилях индуцирующий элемент выполнен в виде резинового кольца, в которое вмонтированы магнитные вставки.

В процессе ремонта неопытные механики, не осознавая назначение этих колец, просто их не одевают, что приводит к неисправности системы ABS .

В настоящее время часто используются ленты, состоящие из микромагнитных элементов.

В процессе ремонта ступицы эту ленту иногда повреждают, даже не замечая этого. В таком случае датчик АБС также будет работать некорректно.

При замене подшипников ступицы следует обратить внимание, нет ли на нем индуцирующего кольца. На рисунке изображен подшипник с полуразрушенным кольцом. На уцелевшей части видны сегменты магнитных элементов.

При самостоятельном ремонте ступиц колес следует обязательно обращать внимание на конструктивные элементы, расположенные вблизи датчиков ABS.

Чтобы неисправности датчиков АБС случались как можно реже, следует:

  • стараться избегать движения по местности с низкорослым кустарником, чтобы не повредить кабель ABS;
  • периодически чистить мягкой щеткой место зазора между ним и металлической гребенкой;
  • ремонт ступиц колес, рычагов подвески доверять механикам, имеющим представление о работе системы ABS.

Простая схема самодельного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора выручающего в крайних случаях.

Как проверить сопротивление высоковольтных проводов мультиметром.

Видео — как проверить какой датчик АБС не работает на BMW e32/34:

Похожие статьи:

  • Проверить высоковольтные провода мультиметром Как мультиметром прозванивают провода: пошаговая инструкция, способы и рекомендации При ремонте квартиры всегда следует уделять внимание электропроводке. Вызов специалиста для устранения неисправностей домашней электросети обойдется […]
  • Крепление провода сип на изоляторах Вязки спиральные для крепления изолированных проводов Вязки спиральные (ТУ 3349-033-27560230-99) предназначены для крепления изолированных проводов типа СИП-3 (ТУ 16.К71-272-98) на изоляторах. Вязки изготавливаются для одиночного и […]
  • Как 220 вольт преобразовать в 110 Как преобразовать 110 вольт (60герц) в 220 (50 герц) Всегда на связи Диктор 2 153 сообщений Столкнулся я с такой проблемой, доча заказала на новый год деду морозу железную дорогу, а хорошие железные дороги в России не […]
  • Уд провода Установочный провод ПуГВ (ПВ4) 1х4 медный Провод ПуГВ 1х4 с медными жилами с изоляцией из ПВХ пластиката для электрических установок по ТУ 16-705.501-2010 Конструкция гибкого установочного провода ПуГВ (ПВ4): Токопро в одящие жилы […]
  • Переходник 220 на 120 вольт трансформатор 220-110 вольт преобразователи для импортной техники трансформатор мощностью 50 Ватт Размеры: 9х6х5,5 см Вес: 0,4 кг Преобразование: с 220 на 110 В Страна-производитель: Украина Материал обмотки: медь Вид: […]
  • Ролик для раскатки провода сип Ролики раскаточные М1Р Купить раскаточные ролики М1Р для СИП от производителя со склада и под заказ. Ролики раскаточные для провода - цена и характеристики, гарантии, скидки. Ролики раскаточные М1Р предназначены для раскатки провода по […]