Как проверить провода на замыкание

Оглавление:

Неисправность электропроводки

Неисправность электрооборудования и неисправность электропроводки.

Неисправности электрооборудования автомобиля подразделяются на неисправность электроприбора и неисправность электропроводки. Как проверить тот или иной прибор описано на сайте довольно подробно, но как найти неисправность электропроводки упоминалось только вскользь. Сей час хочу попытаться исправить это упущение. Для поиска неисправности необходимо уметь читать схемы и иметь под рукой контрольную лампу. В некоторых случаях может потребоваться мультиметр или омметр.

Обрыв электропроводки.

Неисправностей электропроводки по сути всего две, обрыв в проводе или нескольких и короткое замыкание. Для обрыва характерно отказ электроприбора работать при его фактической исправности. Найти такое место обрыва не сложно, и не требует практически ни какого оборудования. Почти во всех случаях можно обойтись контрольной лампой, то есть лампой с прикрепленными к ней проводами. Для проверки исправности провода, на котором должен быть плюс надо соединить один провод контрольной лампы с корпусом автомобиля, а вторым коснуться проверяемого провода. Для проверки исправности минусового провода надо соединить один провод с любым плюсовым проводом, а вторым коснуться проверяемого провода или контакта. Если лампа при этом загорится, то провод исправен и плюс или минус на нём есть. Соответственно если лампа не загорит, то плюса на этом проводе нет. При проверке цепи таким способом можно найти место или участок цепи, где имеется обрыв или плохой контакт в разъёме. Так же для проверки целостности проводов можно используя мультиметр или омметр. Эти приборы имеют собственный источник питания, что удобно при проверке проводов, не имеющих питание, имеющих низкое питающее напряжение или переменное питание. Особенно это актуально при проверке соединительных проводов датчиков и исполнительных устройств блока управления двигателем.

Короткое замыкание.

Вторая неисправность электропроводки это короткое замыкание, то есть соединение провода, с корпусом так называемое «короткое замыкание», или замыкание (объединение) с другим проводом. Замыкание двух проводов между собой характерно одновременным включением нескольких потребителей. При поиске такой неисправности надо обратить внимание на оплавленные и перетёртые места. Это обычно следствие короткого замыкания плюсового провода на корпус автомобиля и применение не типовых или не качественных предохранителей.

Перегорание предохранителя говорит о замыкании плюсового провода на корпус автомобиля, коротком замыкании. Для поиска такой неисправности не стоит заменять предохранитель «гвоздём» и смотреть где задымятся провода, это чревато оплавлением проводов и замыканием их между собой, а так же возможен пожар. Поиск неисправности в этом случае зависит от конкретной модели автомобиля, а если точнее, то способа формирования жгута. В старых авто источники, коммутационные приборы и потребители соединялись целыми проводами, причём питающий провод от одного предохранителя соединяет сразу несколько потребителей. Собирались эти провода в жгуты, имеющие тряпочную или пластиковую изоляцию. В современных автомобилях проводка обычно разделена на несколько отдельных кусков, соединённых между собой разъёмами. Это обусловлено применением различных комплектаций. Эта особенность в большинстве случаях облегчает поиск неисправностей, особенно короткого замыкания.

Как найти короткое замыкание?

Существует два способа поиска такой неисправности. Первый способ с применением контрольной лампы или прибора (мультиметра или омметра). При поиске с помощью контрольной лампы, она устанавливается за место предохранителя. Если лампа горит, то провод соединён с массой. Если для поиска неисправности применяется омметр, то один щуп надо подключить к выводу предохранителя, с которого подаётся питание к проводу, идущему к потребителю, а второй к корпусу автомобиля. Значение равное нулю говорит о наличии короткого замыкания, соответственно значение равное единице говорит о его отсутствии. Применение мультиметра возможно как в режиме вольтметра, подключается как контрольная лампа, так и в режиме омметра. Если в приборе есть функция звукового сигнала, то он подключается как омметр и наличие звукового сигнала говорит о наличии короткого замыкания. Все перечисленные способы возможны только при полном отключении потребителей, в противном случае будет ложно показывать короткое замыкание.

Второй способ поиска короткого замыкания

Второй способ поиска короткого замыкания не требует ни каких приспособлений. Для проверки используется предохранитель меньшей, чем установленный штатный. Проще и дешевое использовать в качестве предохранителя «жучок», намотанную на сгоревший предохранитель ТОНКИЙ ПРОВОД. Для этого можно использовать одну — две жилки зачищенного автомобильного провода. Суть такого поиска разделить проводку на несколько частей, разъединив соединения, и определив в каком куске есть провод из-за которого сгорает предохранитель. На пример, во всех современных автомобилях проводку можно разделить на переднюю и заднюю. Если при отключении задней проводки предохранитель опять перегорит, то неисправность надо искать в передней, которую так же по возможности надо поделить. В качестве разделителя можно использовать выключатели, реле, переключатели. На пример, предохранитель сгорает при включении какого-то тумблера или какой-то клавиши, это говорит о коротком замыкании после него, но в цепи так же есть реле, которое включается при его нажатии. Если извлечь это реле и ещё раз проверить сгорит или нет предохранитель, мы узнаем, в какой части короткое. Если предохранитель сгорит, то КЗ в проводе от переключателя до реле. Такой способ поиска позволяет локализовать зону до небольшого участка, где найти короткое замыкание на много проще.

Как найти короткое замыкание в проводке квартиры

Возможные причины короткого замыкания

Прежде всего, отметим негативное воздействие тока короткого замыкания на электропроводку. Даже новая проводка, не защищенная автоматом, под воздействием к.з. теряется сопротивление изоляции, перегретые провода становятся ломкими, снижается проводимость за счёт появление окиси.

Определение короткого замыкания

В зависимости от продолжительности и величины тока к.з. электропроводка может прийти в полную негодность. Замена всей электропроводки в квартире может обойтись хозяину недешево. Поэтому монтажу электропроводки нужно уделять особое внимание. Причин короткого замыкания в проводах квартиры может быть несколько.

Старение электропроводки является основной причиной возникновения короткого замыкания. Со временем изоляция электропроводки разрушается, теряется сопротивление изоляции, особенно в местах, где периодически появляется сырость. При сырых стенах и нарушении изоляции проводов ощущается легкое пощипывание или удар током во время касания стен руками. От сырости провода нарушенной изоляцией начинают искрить, появляется нагар, который хорошо проводит ток. Как результат в сырой стене происходит короткое замыкание. Этот вид к.з. в стене самый трудоемкий в поиске его места нахождения.

Механическое нарушение электропроводки при ремонтных работах или иных действий хозяина. Такое замыкание электропроводки наиболее легкое в плане обнаружении места нахождения. Зная место поврежденных проводов нетрудно вскрыть стену и отремонтировать провода перемычкой с надежным соединением.

Если повреждена проводка грызунами под полом, то и в этом случае можно определить место нарушения изоляции проводов, хотя для этого нужно вскрывать пол. Когда у вас есть только единственный вариант монтажа проводки под полом, то и здесь нужно соблюдать правила монтажа электропроводки под полом и использовать бронированный кабель.

Короткое замыкание в розетке

Неверный выбор автоматического выключателя по номинальному току для данного сечения проводов. Подобная причина возникновения к.з. возможна при длительном перегреве электропроводки и постепенному ухудшению изоляции кабелей.

Короткое замыкание в проводке квартиры может возникнуть в плохом контакте розетки, вилки, распределительной коробке, электрощитке, освещении. В любом случае необходимо вызвать электрика или найти и устранить короткое замыкание в проводке квартиры своими руками.

Как найти место короткого замыкания в проводке квартиры

Самое трудное — это найти место короткого замыкания в проводке квартиры, если скрытый монтаж кабеля проводился в штробах. Для определения места к.з. электрики пользуются мегаомметром. У вас, вряд ли имеется такой прибор, поэтому для нахождения исправности в домашней сети используют такие приборы как мультиметр, стрелочный тестер, или лампочку с батарейкой.

Для таких целей мультиметр использовать не рекомендуется, так как режим измерения сопротивления проводится при малом токе (микроамперы), которого не хватает для пробоя нагара в месте замыкания. Лучше взять стрелочный тестер или лампочку с батарейкой. Поиск места неисправности нужно начинать с отключения вводного автомата. Все работы с электропроводкой проводятся только в отсутствие сетевого напряжения.

Прозвонка из батарейки и лампочки

Разберем случай, когда вы не знаете, где произошло короткое замыкание, то есть вы не обнаружили запаха горелой изоляции, не слышали искрения в проводах. Перед поиском неисправности необходимо отключить все выключатели освещения во всех комнатах, вынуть вилки из розеток всех потребителей электроэнергии.

Если вводной автомат находится в подъездном электрощите, открутите фазный провод с нижней клеммы автомата и проверьте на к.з. тестером в режиме самого низкого предела сопротивлений. Стрелка прибора не упала на ноль или близко к нему (нет замыкания), тогда по очереди подключаете освещение во всех комнатах, а затем включайте все бытовые приборы также по очереди.

Стрелочный тестер для прозвонки проводов

Если обнаружили источник замыканий, не включайте его пока не отремонтируйте. А если неисправность не обнаружена и тестер показывает ”0” при всех отключенных потребителях электроэнергии, переходим к следующему шагу. В случае, когда вводной автомат находится в подъездном щитке, прозванивают провода от вводного автомата до первой разветвительной коробки в квартире.

Смотрите так же:  Кнопка test на узо

Перед этим отсоединяют концы проводов, идущие от вводного автомата, в коробке. Если замыкание не обнаружено, подсоединяют тестер к проводам в коробке, но уже из квартиры и прозванивают с этой коробки всю оставшуюся проводку. Короткое замыкание есть. Тогда отсоединяют провода от распределительной коробки последней комнаты.

Если к.з. еще обнаруживается тестером, по очереди отключают провода, идущие в распределительные коробки других комнат, до тех пор, пока не будет обнаружена комната с неисправностью. В этой комнате сначала проверяют все розетки. Неисправную розетку заменяют на новую.

Если замыкание опять не нашли, откручивают по очереди все провода от розеток, освещения в разветкоробке. Допустим, нашли неисправность в проводах, ведущих к розетке. При скрытой электропроводкенужно выдернуть кабель из штробы, зачистить её и уложить новый отрезок кабеля.

Кабель нужно менять, т. к. его изоляция уже нарушена высокой температурой тока короткого замыкания. Если портить стену не желаете, тогда можно провести кабель от соседней розетки (если нагрузка неисправной розетки небольшая) по кабельному каналу вниз к плинтусу и поднять его до розетки. Когда неисправна сама розетка, ее нужно заменить.

Чистить розетку не желательно, т. к. нагар проникает глубоко в пластик, что может вызвать повторное замыкание. В проводке новых квартир укладывается кабель с жилой защитного заземления (цвет желто – зеленый). Его также прозванивают относительно фазы и нуля.

Как самостоятельно найти короткое замыкание

Одной из распространенных и в то же время самой опасной неисправностью электрической проводки является короткое замыкание, вследствие которого ток многократно увеличивается. Если автоматические выключатели отсутствуют или неисправны, это может стать причиной самых серьезных последствий.

Причины и последствия короткого замыкания

Давайте рассмотрим причины, по которым возникает ток короткого замыкания и какие могут быть последствия этого явления.

Физическая причина короткого замыкания – упавшее до недопустимого минимума сопротивление электрической проводки. Это возникает по ряду внешних факторов, которые и принято считать причиной КЗ. Рассмотрим основные явления и факторы:

  • Одна из основных причин: естественное старение изоляции. Во время эксплуатации изолирующий слой проводки изнашивается, в нем появляются микротрещины, через которые появляется ток утечки. Со временем это приводит к возникновению КЗ. Такая причина более характерна для скрытой проводки. Если в квартире установлено УЗО, этот прибор вовремя сработает и предупредит об утечках тока;
  • Воздействие воды, являющейся отличным проводником. Часто причиной КЗ становится потекшая крыша или затопившие соседи. Провода, проложенные в скрытой проводке, не предназначены для прокладки во влажной среде. Вода, попадая за оплетку, вызывает короткое замыкание, а влажные стены хорошо проводят ток, что может стать причиной поражения человека электричеством;
  • При сверлении стен или вбивании гвоздя, также следует соблюдать осторожность: если попасть по проводу, это вызовет КЗ и поражение человека током. Поэтому перед подобными работами в квартире, следует изучить электрическую схему;
  • В частном доме проложенный кабель могут повредить грызуны. Поэтому для частного дома рекомендуется отдавать предпочтение скрытой проводке, а под полом лучше проложить бронированный кабель;
  • Банальное расплавление изолирующего слоя проводки, вызванное продолжительными перегрузками сети – еще одна распространенная причина возникновения короткого замыкания. Поэтому важно правильно рассчитывать мощность потребителей и сечение подводящего провода;
  • Также причиной, по которой возник ток КЗ, может стать вышедший из строя электроприбор: такую причину легче всего найти и устранить.

Последствия

Что касается последствий, то здесь все более понятно:

  1. Выход из строя (возможно безвозвратный) электроприбора, в котором произошло КЗ;
  2. Поражение человека не только электротоком, травму могут вызвать расплавленные брызги металла и изоляции. После затопления мокрые стены долго будут бить током, поэтому нужно найти и устранить место пробоя оплетки;
  3. Самым печальным последствием короткого замыкания является пожар. Он возникает, если автоматическая защита отсутствует или вышла из строя. В таком случае многократно возросший ток вызывает открытое горение проводки, что приводит к возгоранию других предметов.

Именно для защиты квартиры и дома от пожара вследствие короткого замыкания, рекомендуется установка современных автоматов двойной защиты вместо старых пробок. Такие автоматические выключатели надежны и сработают, если возникнет ток КЗ, а также в случае продолжительных перегрузок (тепловая защита).

Как найти причину короткого замыкания

Заранее определить место, где может возникнуть ток КЗ практически невозможно. Единственное, что можно сделать, так это произвести испытание силовых линий. Такое исследование, как правило, производят при покупке недвижимости, чтобы определить состояние проводки, например, в квартире.

Поиском места, где произошло короткое замыкание, занимаются уже после того, как это случилось. Наиболее уязвимыми местами являются такие элементы электросети:

  • Электрические щитки;
  • Распределительные коробки;
  • Розетки и выключатели;
  • Открытые участки проводов;
  • Осветительные приборы;
  • Другие электрические потребители.

Идеальным вариантом, значительно облегчающим поиск, является правильно спроектированная и смонтированная проводка: когда отдельная комната, группа розеток и мощные потребители имеют свой автоматический выключатель.

В таком случае определить цепь, в которой возник ток КЗ, очень просто: по выбитому предохранителю. Так как цепь не очень продолжительная, выявить причину, а также место, не составляет труда.

На практике же такие схемы встречаются очень редко: чаще всего стоит один автомат на главном вводе. Поэтому рассмотрим некоторые способы, как можно найти место короткого замыкания в квартире.

Визуальный осмотр

Характерными признаками КЗ является запах горелой проводки и отключение света. В месте, где произошло короткое замыкание, будет черное, а иногда даже выгоревшее место. Поэтому первым делом нужно произвести визуальный осмотр всех внешних коммуникационных соединений и подключенных электроприборов.

Если при осмотре розеток и распределительных коробок вы не обнаружили место КЗ, осмотрите все светильники в квартире. Бывает так, что замкнула люстра или лампочка, а при закрытом плафоне визуально это не очень заметно.

Работа с мультиметром

Если осмотр внешних соединений не дал результатов, значит, короткое замыкание произошло в скрытой проводке. Такое место найти значительно сложнее: нужен специальный прибор – мультиметр. С его помощью нужно проверить сопротивление каждой цепи, проложенной в квартире. Это делается в такой последовательности:

  1. Обесточивается электрический щит (отключается основной рубильник);
  2. В проверяемой распределительной коробке нужно отсоединить все провода;
  3. В квартире отключаются все электроприборы (вынимается вилка из розетки), также нужно и выкрутить все лампочки из светильников;
  4. Каждая цепь проверяется по отдельности.

Если проверяемая линия не повреждена, мультиметр выдает звуковой сигнал и показывает цифровую величину измеренного сопротивления цепи. Если линия замкнута, прибор выводит на табло 1 или 0 (в зависимости от производителя и модели).

Устранение и профилактика

Рассмотрим методы устранения последствий короткого замыкания на различных участках цепи:

  • Поврежденный участок в проводке нужно заменить: удалить концы и сделать вставку, тщательно заизолировав соединения. Конечно, лучше заменить весь отрезок, но в скрытой проводке это проблематично: придется разбивать штробы;
  • Подгоревшую розетку, выключатель или патрон для лампы лучше заменить новым, а не пытаться починить;
  • Если ток КЗ возник в бытовом приборе, его необходимо отключить и сдать в мастерскую для устранения причины.

Меры профилактики

К профилактическим мерам по недопущению короткого замыкания в проводке относятся такие действия:

  • Если розетка или выключатель начали искрить, плавиться или греться, их необходимо заменить: именно такие изделия могут закоротить цепь;
  • При монтаже новой электропроводки необходимо правильно рассчитывать сечение провода по отношению к мощности потребителей;
  • Проводка не должна быть плотно прижата друг к другу, а должна иметь свободное пространство и напуски. Категорически запрещается перекручивать провода разной полярности: они должны идти параллельно;
  • Перед тем как сверлить стены, желательно ознакомиться со схемой проводки в квартире или проверить место сверления домашним металлоискателем;
  • Несколько раз в год (желательно каждый квартал) осматривать все розетки, распределительные коробки, мощные потребители на предмет подгоревшей проводки. В таких местах со временем может произойти короткое замыкание, поэтому оплавленные места нужно заменить.

Надежной защитой от возникновения короткого замыкания в проводке является установка УЗО. В совокупности с автоматическими выключателями такое устройство станет надежной защитой вашей квартиры от неприятных ситуаций в области электропроводки.

Подводим итоги

Рассмотренные способы помогут найти и устранить причину короткого замыкания в домашней сети самостоятельно, без вызова электриков. Однако следует помнить о мерах безопасности и работать только при отключенном напряжении!

Как найти короткое замыкание в автомобиле

Короткое замыкание в машине (или «коротыш» на сленге электриков) – вещь очень серьезная. Большинство самостоятельных возгораний автомобилей происходит именно из-за них. Как же найти короткое замыкание проводки в авто?

Узнать о коротком замыкании не сложно. Если все прошло штатно, то при возникновении замыкания сгорает предохранитель и перестает работать соответствующая электрическая цепь. Питать она может что угодно от фар до часов в салоне. В поисках неисправности обычно первым делом проверяют предохранитель и, если он перебит, вставляют новый, с таким же номиналом. Если новый предохранитель постигла та же участь – значит в машине короткое замыкание.

Поиск замыкания в проводке производится методом исключения и представляет собой весьма муторное занятие. Смысл его заключается в отключении разных потребителей электричества на соответствующей электролинии (узнать, что именно на ней запитано можно из электросхемы автомобиля) и в проверке целостности проводов. Проверить провода, проходящие, например, под торпедой, легко и просто не получится, поэтому начинать нужно именно с исключения потребителей. На провода же переходим, после того, как убедимся, что в «коротыше» не виноваты потребители.

Чтобы найти некое устройство (например, магнитолу), имеющее внутри себя короткое замыкание, нужно, чтобы электролиния была под напряжением. Как это сделать, ведь предохранитель тут же сгорает? В этом и есть весь секрет поиска коротких замыканий в автомобиле!

Смотрите так же:  Ограничитель мощности на 150 квт

Перед тем, как приступить к поиску, нужно включить в электролинию собственный мощный потребитель электричества. Это нужно для того, чтобы понизить высокий ток короткого замыкания и не допустить возгорания проводки.

Сделать это проще всего при помощи обычной лампы головного света на 55 Ватт, включенной вместо предохранителя. То есть нужно взять лампочку, подключить к ее выводам два провода с заранее обжатыми на них клеммами (Почитайте, как обжать клемму на проводе в автомобиле) и другие концы проводов включить вместо предохранителя. Подключаться нужно через клеммы, то есть надежно. Если предохранители современные «флажковые», то на проводе следует обжать клеммы типа «папа». В блоках предохранителей классических моделей АвтоВАЗа эти клеммы не подойдут, в них, подключаться проще прямо к «лапкам», удерживающим предохранитель, надевая на них клеммы типа «мама». Подключение должно быть последовательным, то есть ток должен проходить через лампочку.

Лампу нужно расположить так, чтобы ее было видно. В момент включения в электролинию с коротким замыканием, она зажжется на полную мощность, как в фаре. Яркое свечение подтверждает наличие «коротыша». И теперь, при отключении различных устройств, включенных в линию, нужно дождаться, чтобы лампочка «притухла». Это произойдет при исключении оборудования, вызвавшего замыкание, из линии и большого снижения силы тока до нормальных значений. Если, при отключении, скажем регулятора подсветки приборов лампа начала светиться еле-еле, значит, вы устранили причину «коротыша», который произошел внутри регулятора.

Другое дело, если уже все потребители исключены из линии, а лампа продолжает светиться в полный накал. Это означает, что короткое замыкание произошло не в каком-то потребителе, а в проводке. Например, из-за повреждения изоляции провода.

Такой расклад гораздо сложнее, потому что, чтобы просмотреть всю электролинию, скорее всего, придется разбирать салон, снимать различные панели, а то и торпеду. Однако если воспользоваться мультиметром, то можно промерять доступные участки электролинии на предмет большого тока, тем самым сужая круг поисков. Если вы не сильно владеете данным инструментом и не «на ты» с электричеством, лучше доверить это дело электрикам. Причем не обычным, а автоэлектрикам, потому что кроме непосредственно поиска замыкания, человек должен еще уметь разбирать и собирать разные части машины.

Найдя устройство, вызвавшее короткое замыкание, можно попробовать его починить. Но лучше заменить новым – с замыканиями шутки плохи. Если предохранитель по какой-то причине выдержит проходящий ток и не сгорит, произойдет возгорание проводки и сгорит весь автомобиль.

Как найти замыкание в проводке?

Короткое замыкание явление довольно неприятное и опасное, так как можно не только остаться без электроэнергии, но и без жилья, если автоматика не сработала и в результате нагрева произошло воспламенение изоляции.

Согласно определению – короткое замыкание, это когда положительный подающий и обратный провода замкнуты через очень малое сопротивление, то есть, накоротко.

При КЗ ток стремится к бесконечности, а напряжение падает к нулю, однако настоящую трудность представляет не столько процесс устранения, сколько поиска места пробоя.

Как найти КЗ в проводке

Для того чтобы поиск КЗ прошел как можно быстрее и принес результаты, поможет следующее:

  • · наличие действительной схемы прокладки линий;
  • · использование специального инструмента;
  • · знание схемы в натуре и наличие соответствующего опыта.

В большинстве случаев замыкание происходит в местах коммуникации, то есть, в распределительных коробках и щитках, розетках, выключателях или на участках, где проводка открыта и подвержена воздействию солнечных лучей, повышенной влажности или механическим нагрузкам.

Участки проложенные в каналах и внутри стен служат десятилетиями и могут выйти из строя только во время аварийной ситуации.

Если визуально не получается определить место, где закоротило, как правило, если это освещение, то перегоревшая лампа и обгоревшие подводящие провода, в розетке просто почернение с обугливанием проводов, то действуют методом исключения.

Идеальный вариант, когда блок комнат или линии разделены по группам, каждая со своим автоматом, или просто выводами на электрощит.

Постепенно отключая каждую из групп, обнаруживают место поломки и приступают к его ремонту, если же проводка не менялась и используется старая схема с одним автоматом на вводе и распределительными коробками со скрутками, тогда придется вскрывать каждую из них, опять же определять место поломки методом исключения.

Как найти ноль в проводке

Когда случается авария и перестает работать электрическая проводка, остается только одно – вскрывать распределительную коробку и тут ожидает легкий шок, от количества находящихся здесь проводов, при том что схема квартирной проводки, как правило отсутствует.

Естественно, перед тем, как начать ремонтировать следует определить, какой именно провод фазный, а какой нулевой, чтобы знать не только откуда приходит ток, но и где именно следует проявлять осторожность в работе.

Если на руках имеется схема, то первое, что следует сделать, это определить нахождение нейтрали по ней, уже потом с помощью тестера, убедиться в этом окончательно.

Согласно ПУЭ нулевой провод должен иметь изоляционную оболочку коричневого цвета, и если проводка выполнялась согласно нормативным требованиям поиски закончатся очень быстро.

К сожалению, это можно отнести к промышленным электроустановкам или современным бытовым электросетям, чего не скажешь о проводке советского стандарта, где зачастую, в быту использовались провода только с белым цветом изоляции.

Если отсутствует цветовая маркировка и какие-либо схематические обозначения, остается использовать аппаратные методы и работать при включенном напряжении.

С помощью отвертки-индикатора сперва определяют фазный провод, затем поочередно делают замер вольтметром между ним и остальными проводами, где индикатор не показал наличие потенциала, при этом, следует отключить все приборы из розеток, а выключатели освещения перевести в разомкнутое состояние.

Как найти обрыв в проводке

Когда проводка скрытая, то это и хорошо и плохо одновременно, поскольку с одной стороны не видно никаких проводов, эстетично и уютно, однако в случае поломки или обрыва, приходится проделать массу работы, чтобы устранить ее.

Обрывы почти не случаются в тех местах проводки, которые всегда закрыты толстым слоем штукатурки, за исключением тех случаев, когда это вызвано внешним вмешательством, например сверлением стены, с последующим попаданием сверла в кабель.

Аварию всегда следует искать в местах коммуникации – распределительных коробках, щитах и коммуникационной аппаратуре, либо возле них.

Наиболее распространенный случай, это когда происходит обгорание провода, вследствие перегрузки, и это может быть, как нейтраль, так и фаза, характерные признаки того, что обрыв произошел в нулевом проводе — в розетках и выключателях на всех полюсах индикатор показывает положительный потенциал.

Место обрыва следует искать до той коробки, после которой идентифицируется нормальный режим работы, если же это явление наблюдается везде, то проблема непосредственно на главном вводе.

Смотрите также:

Советы в статье «Как штробить стены под проводку.» здесь.

При обрыве фазы, наоборот, в проводах и коммутационной аппаратуре ни на одном из полюсов не будет фиксироваться положительный заряд, однако это же может свидетельствовать и обрыв сразу двух линий.

Для более точной идентификации, линии проверяют тестером на «прозвон», определяя таким образом конкретный провод.

Межвитковое замыкание якоря, статора, трансформатора. Как определить замыкание между витками.

Электродвигатели часто выходят из строя, и основной причиной для этого является межвитковое замыкание. Оно составляет около 40% всех поломок моторов. От чего возникает замыкание между витками? Для этого есть несколько причин.

Основная причина – излишняя нагрузка на электродвигатель, которая выше установленной нормы. Статорные обмотки нагреваются, разрушают изоляцию, происходит замыкание между витками обмоток. Неправильно эксплуатируя электрическую машину, работник создает чрезмерную нагрузку на электродвигатель.

Нормальную нагрузку можно узнать из паспорта на оборудование, либо на табличке мотора. Лишняя нагрузка может возникнуть из-за поломки механической части электромотора. Подшипники качения могут послужить этой причиной. Они могут заклинить от износа или отсутствия смазки, в результате этого возникнет замыкание витков катушки якоря.

Замыкание витков возникает и в процессе ремонта или изготовления двигателя, в результате брака, если двигатель изготавливали или ремонтировали в неприспособленной мастерской. Хранить и эксплуатировать электромотор необходимо по определенным правилам, иначе внутрь мотора может проникнуть влага, обмотки отсыреют, как следствие возникнет витковое замыкание.

С витковым замыканием электродвигатель работает неполноценно и недолго. Если вовремя не выявить межвитковое замыкание, то скоро придется покупать новый электродвигатель или полностью новую электрическую машину, например, электродрель.

При замыкании витков обмотки двигателя повышается ток возбуждения, обмотка перегревается, разрушает изоляцию, происходит замыкание других витков обмотки. Вследствие повышения тока может послужить причиной выхода из строя регулятора напряжения. Витковое замыкание выясняется сравнением обмоточного сопротивления с нормой по техусловиям. Если оно снизилось, обмотка подлежит перемотке, замене.

Как найти межвитковое замыкание

Замыкание витков легко определить, для этого есть несколько методов. Во время работы электродвигателя обратите внимание на неравномерный нагрев статора. Если одна его часть нагрелась больше, чем корпус двигателя, то необходимо остановить работу и провести точную диагностику мотора.

Существуют приборы для диагностики замыкания витков, можно проверить токовыми клещами. Нужно измерить нагрузку каждой фазы по очереди. При разнице нагрузок на фазах надо задуматься о наличии межвиткового замыкания. Можно перепутать витковое замыкание с перекосом фаз сети питания. Чтобы избежать неправильной диагностики, надо измерить приходящее напряжение питания.

Обмотки проверяют мультиметром путем прозвонки. Каждую обмотку проверяем прибором отдельно, сравниваем результаты. Если замкнуты оказались всего 2-3 витка, то разница будет незаметна, замыкание не выявится. С помощью мегомметра можно прозвонить электромотор, выявив наличие замыкания на корпус. Один контакт прибора соединяем с корпусом мотора, второй к выводам каждой обмотки.

Смотрите так же:  Провода для dvd проигрывателя

Если нет уверенности в исправности двигателя, то необходимо произвести разборку мотора. При разборе нужно осмотреть обмотки ротора, статора, наверняка будет видно место замыкания.

Наиболее точным методом проверки замыкания между витками обмоток является проверка понижающим трансформатором на трех фазах с шариком подшипника. Подключаем на статор электромотора в разобранном виде три фазы от трансформатора с пониженным напряжением. Кидаем шарик подшипника внутрь статора. Шарик бегает по кругу – это нормально, а если он примагнитился к одному месту, то в этом месте замыкание.

Можно вместо шарика применить пластинку от сердечника трансформатора. Ее также проводим внутри статора. В месте замыкания витков, она будет дребезжать, а где замыкания нет, она просто притянется к железу. При таких проверках нельзя забывать про заземление корпуса двигателя, трансформатор должен быть низковольтным. Опыты с пластинкой и шариком при 380 вольт запрещаются, это опасно для жизни.

Самодельный прибор для определения виткового замыкания

Сделаем дроссель своими руками для проверки межвиткового замыкания в обмотке двигателя. Нам понадобится П-образное трансформаторное железо. Его можно взять, например, от старого вибрационного насоса «Ручеек», «Малыш». Разбираем его нижнюю часть, хорошо нагреваем ее. Там имеются катушки, залитые эпоксидной смолой.


Эпоксидку разогреваем и выбиваем катушки с сердечником. С помощью наждака или болгарки срезаем губки сердечника.


Намотаны эти катушки как раз на П-образном трансформаторном железе.

Не нужно соблюдать углы. Нужно сделать место, в которое легко ляжет маленький и большой якорь.

При обработке необходимо учесть, что железо слоеное. Нельзя обрабатывать его так, чтобы камень его задирал. Нужно обрабатывать в таком направлении, чтобы слои лежали друг к другу, чтобы не было задиров. После обработки снимите все фаски и заусенцы, так как придется работать с эмалированным проводом, нежелательно его поцарапать.

Теперь нам надо сделать две катушки для этого сердечника, которые разместим с обеих сторон. Замеряем толщину и ширину сердечника в самых широких местах, по заклепкам. Берем плотный картон, размечаем его по размерам сердечника. Учитываем размер паза в сердечнике между катушками. Проводим неострым краем ножниц по местам сгиба, чтобы удобнее было сгибать картон. Вырезаем заготовку для каркаса катушек. Сгибаем по линиям сгиба. Получается каркас катушки.

Теперь делаем четыре крышки для каждой стороны катушек. Получаем два картонных каркаса для катушек.

Рассчитываем количество витков катушек по формуле для трансформаторов.

13200 делим на сечение сердечника в см 2 . Сечение нашего сердечника:

3,6 см х 2,1 см = 7,56 см 2 .

13200 : 7,56 = 1746 витков на две катушки. Это число не обязательное, отклонение 10% в обе стороны никакой роли не сыграет. Округляем в большую сторону, 1800 : 2 = 900 витков нужно намотать на каждую катушку. У нас есть провод 0,16 мм, он вполне подойдет для наших катушек. Наматывать можно как угодно. По 900 витков можно намотать и вручную. Если ошибетесь на 20-30 витков, то ничего страшного не будет. Лучше намотать больше. Перед намоткой шилом делаем отверстия по краям каркаса для вывода провода катушек.

На конец провода надеваем термоусадочный кембрик. Конец провода вставляем в отверстие, загибаем, и начинаем намотку катушки.

Заполнение получилось малым, поэтому можно мотать и проводом толще. На второй конец припаиваем проводок с кембриком и вставляем в отверстие. Не заматываем катушку, пока не провели испытание.

Обе катушки намотаны. Надеваем их на сердечник таким образом, чтобы провода шли вниз и были с одной стороны. Катушки абсолютно одинаково намотаны, направление витков в одну сторону, концы выведены одинаково. Теперь необходимо один конец с одной катушки и один с другой соединить, а на оставшиеся два конца подать напряжение 220 вольт. Главное не запутаться и соединить правильные провода. Чтобы понять порядок соединения, нужно мысленно разогнуть наш П-образный сердечник в одну линию, чтобы витки в катушках располагались в одном направлении, переходили от одной катушки во вторую. Соединяем два начала катушек. На два конца подаем напряжение.

Сравним дроссель фабричный и самодельный.

Проверяем заводской дроссель металлической пластинкой на вибрацию места витковых замыканий якоря двигателя и отмечаем их маркером. Теперь то же самое делаем на нашем самодельном дросселе. Результаты получились идентичные. Наш новый дроссель работает нормально.

Снимаем наши катушки с сердечника, обмотки фиксируем изолентой. Пайку также изолируем лентой. Одеваем готовые катушки на сердечник, припаиваем к концам проводов питание 220 В. Дроссель готов к эксплуатации.

Межвитковое замыкание якоря

Для проверки якоря воспользуемся специальным прибором, который представляет трансформатор с вырезанным сердечником. Когда мы кладем якорь в этот зазор, его обмотка начинает работать как вторичная обмотка трансформатора. При этом, если на якоре имеется межвитковое замыкание, от местного перенасыщения железом металлическая пластинка, которая будет находиться сверху якоря, будет вибрировать, либо примагничиваться к корпусу якоря.

Включаем прибор. Для наглядности мы специально замкнули две ламели на коллекторе, чтобы показать каким образом производится диагностика. Помещаем пластинку на якорь и сразу видим результат. Наша пластинка примагнитилась и начала вибрировать. Поворачиваем якорь, витки смещаются, и пластинка перестает вибрировать.

Теперь удалим замыкание ламелей для проверки. Повторяем проверку и видим, что обмотка якоря исправна, пластинка не вибрирует ни в каких местах.

Способ №2 проверки якоря на витковое замыкание

Этот способ подходит для тех, кто не занимается профессиональным ремонтом электроинструмента. Для точной диагностики межвиткового замыкания требуется скоба с катушкой.

Мультиметром можно выяснить лишь обрыв катушки якоря. Лучше для этой цели применять аналоговый тестер. Между каждыми двумя ламелями замеряем сопротивление.

Сопротивление должно быть везде одинаковое. Бывают случаи, когда обмотки не сгорели, коллектор нормальный. Тогда замыкание витков определяют только с помощью прибора со скобой от трансформатора. Теперь устанавливаем мультиметр на 200 кОм, один щуп замыкаем на массу, а другим касаемся каждой ламели коллектора, при условии, что нет обрыва катушек.

Если якорь не прозванивается на массу, то он исправный, либо может быть межвитковое замыкание.

Межвитковое замыкание трансформатора

У трансформаторов есть распространенная неисправность – замыкание витков между собой. Мультиметром не всегда можно выявить этот дефект. Необходимо внимательно осмотреть трансформатор. Провод обмоток имеет лаковую изоляцию, при ее пробое между витками обмотки есть сопротивление, которое не равно нулю. Оно и приводит к разогреву обмотки.

При осмотре трансформатора на нем не должно быть гари, обуглившейся бумаги, вздутия заливки, почернений. Если известен тип и марка трансформатора, можно узнать, какое должно быть сопротивление обмоток. Мультиметр переключают в режим сопротивления. Сравнивают измеренное сопротивление со справочными данными. Если отличие составляет больше 50%, то обмотки неисправны. Если данные сопротивления не удалось найти в справочнике, то наверняка известно количество витков, тип и сечение провода, можно вычислить сопротивление по формулам.

Чтобы проверить трансформатор блока питания с выходом низкого напряжения, подключаем к первичной обмотке напряжение 220 В. Если появился дым, запах, то сразу отключаем, обмотка неисправна. Если таких признаков нет, то измеряем напряжение тестером на вторичной обмотке. При заниженном на 20% напряжении есть риск выхода из строя вторичной обмотки.

Если есть второй исправный трансформатор, то путем сравнения сопротивлений выясняют исправность обмоток. Чтобы проверить более подробно, применяют осциллограф и генератор.

Межвитковое замыкание статора

Часто на неисправном двигателе имеется межвитковое замыкание. Сначала проверяют обмотку статора на сопротивление. Это ненадежный метод, так как мультиметр не всегда может точно показать результат замера. Это зависит и от технологии перемотки двигателя, от старости железа.

Клещами тоже можно измерить сопротивление и ток. Иногда проверяют по звуку работающего мотора, при условии, что подшипники исправны, смазаны, редуктор привода исправен. Еще проверяют межвитковое замыкание осциллографом, но они имеют большую стоимость, не у каждого имеется этот прибор.

Внешне осматривают двигатель. Не должно быть следов масла, подтеков, запаха. Измеренный по фазам ток, должен быть одинаковый. Хорошим тестером проверяют обмотки на сопротивление. При разнице в замерах более 10% есть вероятность замыкания витков обмоток.

Похожие статьи:

  • Провода на свечи бмв е34 БМВ 5 (Е34). Свечи зажигания Свеча зажигания состоит из центрального электрода, изолятора, корпуса и бокового электрода (электрода массы). Центральный электрод герметично закреплен в изоляторе, а изолятор жестко связан с корпусом. Между […]
  • Белый и черный провода где плюс какого цвета провод плюс и минус? в зарядном устройстве 2 провода черный и белый . где плюс где минус? какого цвета провод плюс и минус? в зарядном устройстве 2 провода черный и белый . где плюс где минус? можно определить с помощью […]
  • Электрические схемы микроволновых печей самсунг Электрические схемы микроволновых печей Микроволновые печи с электромеханическим управлением обычно имеют стандартную электрическую схему. Отличия между различными моделями незначительны и не носят принципиального характера. Силовая часть […]
  • Отличие провода пунп от ввг Чем отличается ВВГ от ПУНП? Чем отличается ВВГ от ПУНП? Вроде сечение одинаковое, изоляция двойная. Можно ли проводку делать ПУНПом, если она заштукатуривается? Сырьём для ПВХ, методикой испытаний. Этот кабель выпускается по ГОСТ, а […]
  • Физик заземление Физика для Детей: З - значит Заземление (6 выпуск) 8 комментариев это скорее для даунов, чтоле -_- смотреть вообще не приятно Чувырла уж прям вполне отталкивающая Глупо как-то рассказано. Да и татух у ведущей нет и в носу без кольца. А […]
  • Гибкие провода гост ПВС 4х4 провод гибкий ГОСТ ПВС-это гибкий провод с медными многопроволочными скрученными жилами в ПВХ изоляции и ПВХ оболочке. ПО последней букве в маркировке "С"-что обозначает соединительный, ясно что кабель в основном используется для […]