Как соединять провода лэп

Монтаж проводов воздушных линий. Способы соединения проводов

В высоковольтных воздушных линиях напряжение м до одного киловольта провода в основном применяются:

Способы соединения электрических проводов-на ЛЭП

Способы соединения проводов высоковольтной линии напряжением до одного киловольта применяются следующие:

  • Соединение проводов болтовым зажимом;
  • Сварку встык концов проводов и опрессовку их вместе с вставкой в овальной соединительной гильзе;
  • Соединение проводов внахлестку с опрессованием в соединительной гильзе;
  • Сварку встык концов проводов с последующей опрессовкой их вместе с шунтом в двух отдельных соединительных гильзах;
  • Соединение в овальном соединителе \гильзе\ с последующей опрессовкой и сва ркой концов проводов в петле;
  • Скрутка проводов;
  • Бандажирование.

Бандажирование проводов

Бандажирование применяется при соединении однопроволочных проводов. Концы пров одов загибают под прямым углом и накладывают один на другой на длине 80 — 120 мм. в зависимости от их сечения. Далее наматывают на один из соединяемых проводов 5 — 6 витков мягкой оцинкованной проволоки диаметром 1,5 мм. и переходят этой проволокой на бандажирование участка соединения

Покрыв витками проволоки весь участок соединения, делают 5 — 6 витков на втором из соединяемых проводов. Чтобы увеличить прочность соединения медных проводов при больших пролетах бандаж пропаивают припоем ПОС-30 или ПОС-40.

Скрутка проводов

Скрутка — наиболее простой способ соединения однопроволочных биметаллических и стальных проводов , при котором накладывают внахлестку концы проводов на длине 180 — 200 мм., далее, зажав их пассатижами в середине участка соединения, навертывают один провод на другой \слева и справа от пассатижей\, укладывая витки плотно друг к другу.

Соединение проводов в овальной гильзе путем предварительной сварки проводов встык и последующей опрессовки гильзы и проводов вместе с вставкой, — чаще применяется в середине большого пролета, когда необходимо выполнить монтаж многопроволочных проводов высоковольтной линии. Такое применение соединения проводов применяется для третьих и четвертых районов гололедности, при воздействии на линии проводов больших ветровых нагрузок.

Соединение проводов-с помощью гильзы

Соединение в овальной гильзе применяют для алюминиевых многопроволочных пров одов. При этом подбирается по сечению провода овальная гильза и два конца провода вводятся в гильзу. Два конца провода проталкиваются в гильзе навстречу друг к другу, вышедшие концы проводов из гильзы — сваривают, а саму гильзу опрессовывают опрессовочным механизмом.

Соединение проводов опрессовкой в двух гильзах вместе с шунтом,- применяется при монтаже алюминиевых многопроволочных проводов диаметром в сечении 70 мм. и выше, с последующей опрессовкой двух гильз.

Опрессовка проводов

Соединение проводов опрессовкой внахлестку в овальной гильзе, является наиболее простым способом. Такой способ соединения может использоваться в пролетах высоковольтной линии. Провода и гильзы при таком применении соединения должн ы быть из однородного металла.

Соединение проводов-болтовым зажимом

Соединение проводов болтовым зажимом допускается только на опорах, если провода при таком способе соединения не будут испытывать механической нагрузки. Количество болтов в таком зажиме будет зависеть от сечения провода. Болтовой зажим состоит из двух плашек с продольными канавками, двух-трех болтов с гайками. Диаметр отверстий образуемый при соединении плашек должен быть немного меньше диаметра сечения проводов для обеспечения необходимого контакта в болтовом зажиме. На практике широкое применение получило соединение воздушных проводов электрической сваркой угольным электродом.

Стрела провеса провода

Стрела провеса проводов при подвесе проводов разных сечений,- должна иметь одинаковую величину, то есть провес принимают по проводу имеющему наибольшее сечение. При установлении заданной стрелы провеса , на двух опорах укрепляют по рейке с делениями. Поднявшись на опору электромонтажник дает команду натягивать провод до момента, когда его нижняя точка совпадет с линией визирования. Стальные провода привязывают мягкой стальной оцинкованной проволокой диаметром 1,5 — 2 мм., алюминиевые и сталеалюминиевые провода в местах крепления предварительно обматывают алюминиевой лентой с целью предохранения их от повреждений.

На угловых опорах провод крепят на шейке, располагая его с внешней стороны угла линии. На промежуточных опорах провод крепят на голове изолятора двумя кусками вязальной проволоки. Проволоку закручивают вокруг изолятора так, чтобы концы ее разной длины находились с обеих сторон шейки изолятора, а затем два коротких конца обматывают 4 — 5 раз вокруг провода, а два длинных конца переносят через головку изолятора и тоже обматывают вокруг провода.

Крепление провода-к изолятору

При креплении провода на шейке изолятора вязальная проволока охватывает петлей провод и шейку изолятора, а затем один конец вязальной проволоки обматывают вокруг провода в одном направлении сверху вниз\, а другой конец — в противоположном направлении \снизу вверх\.

На анкерных и концевых опорах провод крепят заглушкой на шейке изолятора. В местах перехода высоковольтной линии через железные дороги и трамвайные пути, другие силовые линии и линии связи применяют двойное крепление проводов.

Монтер, выполняющий крепление проводов, должен быть в головном уборе, прочно стоять на монтерских когтях и быть надежно пристегнутым к опоре цепью монтерского пояса. Запрещается при креплении проводов на угловой опоре стоять внутри угла, образуемого проводами линии.

В сетях с заземленной нейтралью арматура железобетонных опор высоковольтной линии до одного киловольта должна быть надежно соединена с заземленным нулевым проводом.

Маркировка опор ЛЭП

При окончании монтажа опоры маркируются для указания каждого номера линии, где указывается год установки и порядковый номер опоры. Маркировка наносится черной краской на высоте 3 — 4 метра со стороны, доступной для их чтения.

При сдаче линии в эксплуатацию проверяются осмотром с земли все элементы линии:

  1. Прочность крепления траверс, подкосов пасынков, осмотром сверху проверяются провода и изоляторы;
  2. Выборочно проверяется глубина зарытия опор;
  3. Величина стрелы провеса проводов;
  4. Проверяется наименьшая величина провисания проводов от самой низкой точки провисания до земли; Проверяются габариты проводов в местах пересечений и сближений.

Электрический контакт – соединение проводов

Электрический контакт зависит от качества и надежности соединения проводов. При монтаже электропроводки не возможно обойтись без соединения проводов.

В местах соединения электрические контакты должны удовлетворять таким основным требованиям:

  • — надежный контакт, без дополнительного сопротивления. Сопротивление соединяющего контакта не должно быть больше сопротивления целого куска провода;
  • — механическая прочность, на случай растяжения. Если провод в местах соединения подвержен случайным растяжениям, то прочность контакты должна быть не меньше прочности самого проводника.

Способы соединения проводов

1. Соединения проводов скруткой. Из-за своей простоты, наиболее часто встречающийся способ. Для этого достаточно взять два провода, снять изоляцию (для надежной скрутки изоляция снимается не менее 5 см), затем оголенные жилы скручиваются между собой.

Изолируются скрученные оголенные жилы обычной изолирующей ПХВ лентой. В место изолирующей ленты можно использовать специальные «колпачки для скрутки». Колпачки для скрутки накручиваются на соединенные провода, тем самым изолируют оголенные части и дополнительно поджимают электрический контакт.

Не допустимо соединение скруткой проводов разнородных металлов, например медь и алюминий.

2. Соединение проводов пайкой. С помощью пайки монтаж соединений занимает чуть больше времени, однако этот способ белее надежный, чем обычной скруткой.

При скрутке контактов, на сколько бы она не была качественной, места соединения имеют некоторое сопротивление и при протекании тока скрученные контакты перегреваются.

Последствия не качественной скрутки это оплавление изоляции в местах соединений, короткое замыкание и пожар.

Пайка гарантирует надежный электрический контакт с малым сопротивлением и необходимой механической прочностью. Для пайки применяют обычный оловянно-свинцовый припой и канифоль.

3. Использование клеммных колодок. Сама клеммная колодка представляет собой изолирующую пластину с контактами. С помощью клеммных колодок можно соединять медные провода с алюминиевыми.

Клеммные колодки по способу закрепления в них проводов делятся на клеммники с затягивающим винтом и на клемники с прижимающими пластинами.

Клеммные колодки у которых провода прижимаются винтом имеют один недостаток. В них провод можно повредить самим витом при затягивании контакта. Особенно актуально при подсоединении алюминиевых или многожильных проводов.

Колодки с прижимающими пластинами более надежны по сравнению с винтовыми, так как при затягивании провод прижимается к клемме пластиной.

4. Пружинные клеммы. Наверное, самый быстрый и эффективный способ соединения проводов. Для этого с токопроводящей жилы снимается изоляция и вставляется в клемму. Отличаются от винтовых тем что провода фиксируются не винтом, а пружинным зажимом.

Смотрите так же:  Трехклавишный выключатель схема подключения

На сегодняшний день зажимов пружинного типа очень много, самые распространенные из них это клеммники фирмы «Wago».

Используются для соединения как мягких многожильных, так и одножильных проводов разного сечения.

С помощью таких клемм также можно производить соединение медных и алюминиевых проводов. Для этого используются специальные клеммники «Wago». В них используются контакты из биметаллической пластины покрытые специальной пастой, которая предотвращает окисление проводов.

5. Ответвительный сжим . Ответвительные сжимы или как их называют в народе «орешки» служат для подсоединения к магистрали линии без создания ее разрыва.

Сам сжим состоит из трех металлических пластин с винтами и изолирующей коробки в которой располагаются эти пластины. Ответвительный сжим часто применяют для соединения медных и алюминиевых проводов, например для присоединения к воздушной линии из алюминия.

Соединение медных и алюминиевых проводов в домашних условиях

Если требуется соединение медных и алюминиевых проводов, а клеммных зажимов и колодок нет под рукой, можно обойтись без них. Скрутка проводов в этом случае не является хорошим выходом из положения, потому что рано или поздно место скрутки меди и алюминия окислится и это приведет к потере контакта.

Эффективным решением данной проблемы является использование обычной гайки, болта и шайбы.

Надежность данного соединения ни чем не уступает описанным выше клеммникам. Единственный недостаток в громоздкости (например, при применении в распределительной коробке) и большого количества изолирующей ПХВ ленты для надежной изоляции.

Соединение проводов в пролетах — Соединение проводов воздушных линий электропередачи

3. СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДОВ В ПРОЛЕТАХ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Виды соединений проводов.

Соединения проводов и тросов в пролетах линий электропередачи разрешается выполнять только с помощью специальных зажимов, при этом в каждом пролете при монтаже линии должно быть не более одного соединения на каждый провод или трос. Соединения проводов воздушных линий выполняются либо с помощью овальных соединителей — способами обжатия или скручивания, либо фасонными соединителями — способом опрессования. Соединения проводов и тросов с помощью болтовых зажимов в пролетах линий не применяются. Однопроволочные стальные провода разрешается соединять способом сварки внахлестку, причем длина сварного шва должна быть не менее 10 диаметров провода. Место сварки после ее выполнения должно быть надежно защищено от коррозии путем тщательной зачистки и покрытия влагостойкой краской или смазкой ЗЭС.

Соединение проводов овальными соединителями.

Наиболее распространенным способом соединения проводов в пролетах линий является соединение с помощью овальных соединителей. При соединении проводов овальными соединителями электрический контакт получается как в результате непосредственного соприкосновения поверхности отдельных проволок внешних повивов концов соединяемых проводов, введенных в соединитель внахлестку, так и через корпус соединителя вследствие соприкосновения проволок внешних повивов концов проводов с внутренней поверхностью корпуса соединителя. При соединении сталеалюминиевых проводов между ними устанавливается алюминиевая распорка для выравнивания усилий обжатия, и соприкосновение поверхностей соединяемых концов проводов происходит через распорку. Таким образом, в соединениях проводов, выполненных овальными соединителями, ток проходит главным образом от провода к проводу и лишь частично через корпус соединителя и распорку, если она установлена. Овальный соединитель представляет собой трубку овального сечения, изготовленную из алюминия или стали. Трубка с обоих концов имеет развальцовку.
Для соединения проводов различных марок выпускаются следующие марки овальных соединителей:
СОАС — для соединения сталеалюминиевых проводов;
СОА — для соединения алюминиевых проводов;
СОС — для соединения стальных проводов.
На корпус каждого соединителя наносится на заводе марка, указывающая, для какого провода предназначен соединитель, например: СОАС-70 — соединитель овальный для сталеалюминиевого провода АС-70. Овальные соединители применяются для соединения сталеалюминиевых и алюминиевых проводов сечением до 185 мм 2 , медных проводов сечением до 150 мм 2 и многопроволочных стальных проводов сечением до 95 мм 2 .

Подготовка проводов и соединителей к монтажу.

Первой технологической операцией, выполняемой при соединении проводов любым способом, является подготовка проводов и соединителей. Перед монтажом соединителя должны быть подготовлены необходимые материалы и инструмент, а именно: ерш стальной, стальная кардощетка, пассатижи, напильник трехгранный, ножовка с полотнами или тросоруб, бандажная проволока, смазка ЗЭС или технический вазелин, бензин и чистые тряпки или ветошь. Эксплуатационная надежность соединения в весьма большой степени зависит от того, насколько тщательно произведена необходимая обработка и очистка соединяемых концов проводов и контактных поверхностей соединителя. Соединители должны быть очищены от грязи и смазки, внутреннюю поверхность их очищают ветошью, смоченной в бензине, а затем смазывают смазкой ЗЭС или техническим вазелином. После смазки внутреннюю поверхность соединителя обрабатывают стальным ершом до блеска для удаления слоя окиси, затем протирают чистой, сухой тряпкой и еще раз смазывают тонким слоем смазки. Концы соединяемых проводов должны быть оправлены так, чтобы их можно было свободно ввести в соединитель. Затем концы проводов очищают от грязи ветошью, смоченной в бензине, смазывают смазкой ЗЭС или техническим вазелином, зачищают кардощеткой до блеска, протирают сухой, чистой тряпкой и еще смазывают тонким слоем смазки. Этим заканчивается подготовка к соединению концов проводов и соединителя. Необходимо отметить, что смазка ЗЭС обеспечивает защиту соединения от коррозии на весьма значительное время, так как имеет температуру каплепадения выше 105° С и весьма слабую окисляемость, тогда как защитное действие технического вазелина ограничивается несколькими часами или сутками в зависимости от времени года и температуры соединения.
Приведенный порядок обработки проводов и соединителей надо строго соблюдать, особенно для алюминиевых соединителей и алюминиевых и сталеалюминиевых проводов, так как незаметная для глаза пленка окиси алюминия имеет очень большое электрическое сопротивление и наличие ее в соединении может затруднить получение нужных электрических характеристик контакта. Процесс окисления алюминия на воздухе протекает очень быстро, поэтому зачистку соединителей и проводов производят под слоем смазки до получения блеска на их поверхностях.
От оксидной пленки очищают не только наружные, но и внутренние повивы алюминиевых проволок, хотя они непосредственно не входят в соприкосновение с металлом соединителя, но при обжатии, опрессовании или скручивании они большим числом контактных точек соединяются между собой. Подготовку проводов и соединителей для монтажа следует производить непосредственно перед выполнением работ по соединению.

Монтаж и эксплуатация электрических сетей

Монтаж и эксплуатация воздушных линий электропередачи

Соединение проводов. Способ соединения проводов выбирают в зависимости от конструкции провода (одножильный, многожильный), требований, предъявляемых к механической прочности соединения, надежности электрического контакта, создаваемого в соединении, и т. д.

Соединение голых проводов производят следующими способами.

  • Опрессовкой с помощью зажимов типа САС. [Более подробно о соединении проводов ВЛ методом опрессовки в зажимах типа САС написано в разделе «Практикум»]
  • Скруткой в овальном соединителе типа СОАС.

Рисунок. Термитная сварка: а – термитный патрон типа ПАС; б – термитные спички.

Патрон состоит из кокиля (сплошная или с продольной щелью стальная трубка) и термитной массы (спрессованная механическая смесь железной окалины, алюминиевого порошка и мелких частиц железа называемая – муфель), которая нанесена на кокиль. При сварке провода выправляют, отторцовывают и зачищают стальной щеткой из кардоленты, далее провода заводятся в кокиль и закрепляются в специальных клещах. Термитную массу поджигают и происходит сварка. Для того чтобы воспользоваться термитными патронами необходимы специальные термитные спички. После того как сварка окончена (муфель термитного патрона потемнеет), удаляют со сварного соединения муфель термитного патрона и кокиль.

Согласно ПУЭ (2.4.14-2.4.16), соединение проводов на ВЛ до 1 кВ должно производиться при помощи соединительных зажимов или сваркой (в том числе термитной). Сварка встык однопроволочных проводов не допускается. Однопроволочные провода допускается соединять путем скрутки с последующей пайкой. Соединения, подверженные тяжению, должны иметь механическую прочность не менее 90 % предела прочности провода. Соединения проводов из разных металлов или разного сечения должны выполняться только на опорах с применением переходных зажимов. Переходные зажимы и участки проводов, на которых установлены такие зажимы, не должны испытывать механических усилий от тяжения проводов.

Читайте далее о регулировании стрелы провеса проводов воздушных линий! [Читать]

Монтаж проводов воздушных линий

Для воздушных линий напряжением до 1 кВ применяют преимущественно алюминиевые, сталеалюминиевые и стальные провода.

В комплекс работ по монтажу проводов воздушных линий входят: раскатка на трассе ВЛ и соединение проводов, подъем, регулирование стрелы провеса и крепление проводов на изоляторах.

Раскатку проводов производят по обеим сторонам установленных опор вдоль воздушной линии. Для раскатки бухт проводов служат конусные вертушки или переносные станки, а проводов, доставленных на трассу в барабанах, — разборный барабанный подъемник.

При длине линии не более 0,5 км и сечении проводов до 50 мм2 устанавливают вертушку, станок или барабан с проводом на барабано-подъемнике у первой опоры в начале линии и, захватив конец провода, протягивают его до последней опоры, т. е. до конца линии. При большой протяженности линии эти приспособления располагают в кузове автомашины с опущенным задним бортом и по мере продвижения машины вдоль опор разматывают провод, следя за тем, чтобы в проводе не образовались петли («барашки»).

Одновременно с раскаткой провода его внимательно осматривают, чтобы выявить в проводе дефекты в виде обрывов отдельных жил, больших вмятин и т. п. Обнаруженные в проводе дефекты отмечают краской, а затем устраняют до подъема проводов на опору.

Если провод доставлен к месту работ в барабане, установленном на домкратах, то его, не снимая с автомашины, раскатывают, предварительно подняв барабан на 10 — 15 см над настилом кузова при помощи домкратов и трубы, продетой сквозь осевое отверстие в барабане.

Конец сматываемого с барабана провода перед началом движения автомашины прикрепляют к анкерной опоре, от которой и производят раскатку провода к последующим по направлению трассы ВЛ опорам. Если длина раскатанного провода окажется недостаточной, то к нему присоединяют провод аналогичной конструкции, марки и сечения с другого барабана.

Для соединения проводов ВЛ до 1 кВ применяют: скрутку, бандажирование, соединение в овальном соединителе (гильзе) с последующей опрессовкой и сваркой концов проводов в петле, сварку встык концов проводов и последующей опрессовкой их вместе с шунтом в двух отдельных соединительных гильзах, сварку встык концов проводов и опрессовку их вместе с вставкой в овальной соединительной гильзе, соединение проводов внахлестку с спрессовыванием в соединительной гильзе, соединение проводов болтовым зажимом.

Рис. 1. Соединение проводов ВЛ до 1 кВ: а — скруткой, б — бандажированием, в — опрессовкой в гильзе и сваркой в петле, г — опрессовкой провода вместе с шунтом, д — сваркой встык и опрессовкой в гильзе, е — опрессовкой внахлестку в гильзе, ж — болтовым зажимом

Скрутка (рис. 1, а) является наиболее простым способом соединения однопроволочных стальных и биметаллических проводов, при котором накладывают внахлестку концы проводов на длине 180-200 мм, а затем, зажав их пассатижами в середине участка соединения, навертывают один провод на другой (слева и справа от пассатижей), укладывая витки плотно друг к другу.

Бандажирование (рис. 1, б) применяют при соединении однопроволочных проводов. Концы проводов загибают под прямым углом и накладывают один на другой на длине 80- 120 мм в зависимости от их сечения. Далее наматывают на один из соединяемых проводов — 5 — 6 витков мягкой оцинкованной проволоки диаметром 1,5 мм и переходят этой проволокой на бандажирование участка соединения. Покрыв витками проволоки весь участок соединения, делают 5 — 6 витков на втором из соединяемых проводов. Для увеличения прочности соединения медных проводов в больших пролетах бандаж пропаивают припоем ПОС-ЗО или ПОС-40.

Соединения в овальной гильзе (рис. 1, в) применяются для многопроволочных алюминиевых проводов. Для выполнения соединения вводят провода в овальную гильзу, подобранную по сечению проводов, и проталкивают их вперед навстречу друг другу так, чтобы концы проводов вышли из противоположных (выходных) отверстий гильзы. Затем гильзу опрессовывают, а свободные концы проводов сваривают встык в петле.

Соединение проводов опрессовкой в двух гильзах вместе с шунтом (рис. 1, г) применяют преимущественно при монтаже многопроволочных алюминиевых проводов сечением 70 мм2 и выше. Операция опрессовки гильз выполняется опрессовочными механизмами.

Соединение проводов в овальной гильзе путем предварительной сварки проводов встык и последующей опрессовки гильзы и проводов вместе с вставкой (рис. 1, д) применяют чаще всего в середине большого пролета при монтаже многопроволочных проводов ВЛ, находящейся в III или IV районе гололедности и при возможном воздействии на провода линии больших ветровых нагрузок.

Соединение проводов опрессовкой внахлестку в овальной гильзе (рис. 1, е) является наиболее простым по исполнению способом, применяемым при монтаже многопроволочных проводов сечением 16 — 50 мм2.

Приведенные на рис. 1, а, б, в, г, д, е способы могут использоваться для соединения проводов в пролете ВЛ. Гильзы и провода должны быть из одного и того же металла: медные (СОМ) — для медных проводов, алюминиевые (СОА) — для алюминиевых, стальные (СОС) — для стальных.

Соединение голых многожильных проводов может осуществляться также при помощи болтовых зажимов. Болтовым зажимом (рис. 1, ж) допускается соединять провода только на опорах и при условии, что провода не будут испытывать механических нагрузок. Болтовой зажим состоит из двух или трех (в зависимости от сечения проводов) оцинкованных болтов с гайками и двух плашек с продольными канавками.

Для обеспечения необходимого контакта в зажиме диаметры отверстий, образуемых при соединений плашек, должны быть несколько меньше диаметров проводов. При монтаже зажимов контактные поверхности плашек непосредственно перед соединением проводов промывают бензином и смазывают тонким слоем технического вазелина.

Поверхности зажимов для соединения алюминиевых проводов зачищают стальной щеткой по слою вазелина и также обрабатывают поверхности проводов. Затяжка болтов должна вестись ключом с усилием, не превышающем 25 кгс. Применять при этом какие-либо приспособления, увеличивающие силу затягивания, не допускается во избежание смятия соединяемых проводов или срыва резьбы болтов. Резьба болтов и гаек зажима должна быть смазана вазелином или солидолом. Применение контргаек обязательно.

После затяжки болтов между плашками должен оставаться зазор 3 — 5 мм. Полное примыкание плашек зажима будет свидетельствовать об отсутствии требуемого контакта и зажим необходимо сменить. Для предохранения контактных поверхностей от окисления наружные зазоры и места выхода проводов из зажима покрывают 1 — 3-миллиметровым слоем пасты — свинцового сурика, разведенного на натуральной олифе.

Через 8 — 10 дней после монтажа зажима рекомендуется дополнительно подтянуть его болты, так как вследствие уменьшения упругости проводов давление между плашками и проводами несколько снизится, что приведет к ухудшению контакта между ними и возможному нагреву участка соединения.

При раскатке проводов воздушной линии нередко возникает необходимость пересекать железнодорожные пути, шоссейные дороги с интенсивным движением автотранспорта, а также линии связи, работу которых нельзя прерывать даже на непродолжительное время. В таких случаях для раскатки проводов сооружают временные переходные устройства.

Вблизи действующих воздушных электрических сетей, контактных сетей, электрифицированного транспорта и открытых подстанций провода следует раскатывать с соблюдением особых мер предосторожности, исключающих возможность случайного прикосновения монтируемых проводов к токоведущим частям этих электроустановок.

Изоляция линий электропередачи

Издавна у энергетиков сложилась традиция называть устройства для передачи электроэнергии от источника (генератора) к потребителю термином «линия», хотя они имеют очень сложную техническую конструкцию и протяженность в отдельных случаях до нескольких сотен или тысяч километров.

Упрощенно любая линия электропередачи состоит всего из двух компонентов:

системы тоководов, обеспечивающих протекание электрических потоков;

диэлектрической среды, окружающей эти тоководы для исключения прохождения электроэнергии в ненужном направлении. Эту среду называют простым термином — изоляция.

По способу применяемых изоляционных материалов линии электропередач разделяют на:

Эти конструкции используют для изоляции тоководов диэлектрические свойства воздуха окружающей их атмосферы. При этом учитывается то, что его удельное сопротивление меняется в зависимости от погоды, температуры, влажности и других параметров. Чтобы исключить эти факторы выбирается оптимальное расстояние между проводами для каждого вида напряжения. С увеличением его значения возрастает безопасное удаление проводов друг от друга.

Поскольку потенциал каждого токовода может стекать на землю, то провода фаз также удаляются от поверхности земли. Однако, на практике их поднимают значительно выше потому, что под ними могут проходить или работать люди, передвигаться транспортные средства, размещаться хозяйственные постройки. Все это учитывается конструкцией опоры, на которой закрепляются провода.

Изоляция воздушных линий электропередачи

Кроме выбора воздушной дистанции между проводами и землей необходимо закрепить тоководы на мачтах так, чтобы не нарушить их электрическое сопротивление. Ведь материалы, используемые для опор (дерево и бетон при влажной погоде, а металлические конструкции при любых обстоятельствах), являются хорошими проводниками электрического тока.

Для закрепления открытых проводов на мачтах опор используются специальные конструкции, которые называют изоляторами . Их изготавливают из прочного диэлектрического материала. Чаще всего выбирают специальные сорта фарфора, стекла или реже — пластических масс.

Конструкция отдельного вида фарфоровых изоляторов показана на картинке.

Изолятор, показанный слева, выполнен из цельного куска фарфора. А правый — из двух составных частей.

По способу крепления к мачте изоляторы подразделяют на:

штыревые конструкции, которые крепят на металлическом штыре, установленном на траверсе в вертикальном положении;

подвесные устройства, подвешиваемые на мачте;

натяжные модели, закрепляемые в горизонтальной плоскости для противодействия силам натяжения.

Все они изготавливаются на работу при определенном классе напряжения на линии. В тот же время они воспринимают значительные механические усилия в вертикальном и горизонтальном направлениях, создаваемые прикрепленными к ним проводами при любых погодных условиях.

Шквальные порывы ветра, даже в сочетании со снежными наростами и наледью не должны нарушить механическую прочность изоляторов и проводов, а продолжительный дождь и даже ливень — не нарушить их электрическое сопротивление. Ибо, в противном случае, возникнет аварийный режим, ликвидация которого потребует огромных затрат.

На картинке ниже приведен пример закрепления открытых проводов однофазной линии 220 вольт на траверсе мачты опоры при подключении уличного осветительного прибора с помощью фарфоровых штыревых изоляторов.

Этот способ широко используется при освещении дорог, тротуаров, участков территории. Материал такого изолятора выдерживает механические усилия от:

натяжения проводов, действующие в горизонтальной плоскости по оси ЛЭП;

веса подвешенной на них конструкции, работающие на сжатие изолятора.

Такие же конструкции применяются на линиях 0,4 кВ.

На воздушных ЛЭП с напряжением до 35 кВ включительно сейчас идет замена открытых металлических проводов самонесущими изолированными конструкциями.

При их использовании применяются не фарфоровые или стеклянные изоляторы, а система крепления на тросах и растяжках, показанная на картинке.

На опорах, где соединяются открытые провода и самонесущие конструкции, используется оба вида крепления.

С увеличением напряжения, приложенного к воздушной ЛЭП, возрастают габариты изоляторов, их диэлектрические свойства. На ВЛ-10 кВ работают более мощные изоляторы.

Для восприятия горизонтальных усилий натяжения проводов в местах поворота линий, например, для обхода водоемов, применяются натяжные изоляторы, которые могут состоять из гирлянд.

На фотографии показано комбинированное использование опорных и натяжных изоляторов на усиленной поворотной опоре ВЛ-10 кВ.

Такие же конструкции устанавливают на опорах с разъединителями. Опорные изоляторы обеспечивают работу подвижных ножей и стационарно закрепленных контактов разъединителя, а натяжные — воспринимают тянущие усилия проводов.

Фотография документально подтверждает, что на ВЛ-25 кВ конструкция всех изоляторов усложнилась. Они увеличили расстояние между тоководами ЛЭП и материалом опоры.

Это хорошо заметно на ВЛ-110 кВ, где гирлянда изоляторов стала длиннее и используется уже их подвесная конструкция.

Концы воздушных линий соединяются с трансформаторными вводами, расположенными на подстанциях.

Места подключения проводов ЛЭП к оборудованию высоковольтного открытого распределительного устройства 110-кВ защищаются более сложными конструкциями опорных изоляторов, выдерживающих значительные электрические и механические нагрузки. Они удаляют тоководы от опор еще на большее расстояние.

Это же видно на фотографии воздушной опоры, изготовленной из металла для передачи высоковольтной энергии 330 кВ. На фото показано, что каждая фаза имеет расщепление тоководов, провода которого закрепляются на траверсе еще более усиленной гирляндой из стеклянных натяжных изоляторов.

Опорные изоляторы на подстанции 330 кВ отдаляют провода и шины от оборудования на еще большую высоту.

Кабельные линии электропередачи

В этих конструкциях токопроводящие жилы фаз отделяются друг от друга слоем твердого диэлектрика и защищаются от воздействия окружающей среды прочной, но эластичной оболочкой. Иногда вместо твердых веществ может использоваться жидкое кабельное масло, изготавливаемое из нефтепродуктов или газообразные вещества. Но такие диэлектрики находят практическое применение очень редко.

Кабельные линии по стоимости производства обходятся дороже воздушных ЛЭП. Поэтому их прокладывают в черте города, внутри жилых застроек, производственных участков, в местах пересечения с водными преградами, когда нельзя установить воздушные опоры.

Для прокладки кабелей создают кабельные лотки, каналы или обыкновенные заглубленные в земле траншеи, которые ограничивают доступ к действующим, подключенным под напряжение, цепям.

Изоляция кабельных линий электропередачи

Конструкция силового кабеля для ЛЭП зависит от величины передаваемой по нему мощности и приложенного напряжения.

Токопроводящие жилы кабеля обычно изготавливают из меди или алюминиевых сплавов, а тип применяемых диэлектрических материалов между ними зависит от величины приложенного напряжения.

В устройствах до 1000 вольт чаще всего применяются слои из полиэтиленовых составов или конструкции с бумажными наполнителями и жгутами, пропитанными кабельным маслом различной консистенции.

Примерное расположение слоев изоляции для нетипового четырехжильного кабеля показано на картинке.

Здесь металл каждой токопроводящей жилы покрыт изоляционным слоем, который соприкасается с бумажными жгутами и наполнителями, помещенными в поясную изоляцию. Внешняя защитная оболочка полностью герметизирует всю конструкцию.

Когда выполняют пропитку бумаги минеральными маслами с различными добавками для увеличения вязкости слоя, то одновременно повышаются диэлектрические характеристики. Такие пропитанные вязким маслом кабели с поясной изоляцией могут работать в высоковольтных схемах до 10 кВ включительно.

Технический прием выполнения освинцованных жил повышает эксплуатационные свойства диэлектрического слоя. Для этого каждую жилу выполняют в виде отдельного коаксиального кабеля с вязкой пропитой, размещенной внутри свинцовой оболочки.

Пространство между такими жилами заполняется джутовым наполнителем и помещается внутрь бронированного слоя из стальных оцинкованных проволок, окруженных наружным герметичным защитным слоем.

Подобные кабели с освинцованными металлическими жилами работают в высоковольтных схемах до 35 кВ включительно.

Для передачи по кабелю электроэнергии с более высокими напряжениями до 110 кВ и выше используют другие конструкции изоляционного слоя. Им может быть менее вязкое кабельное масло, инертные газы (чаще всего — азот). Давление масла в таких слоях может быть низким (до 1кг/см 2 ), средним (до 3÷5 кг/см 2 ) или высоким (до 10÷14 кг/см 2 ). Такие кабели работают в высоковольтных цепях до 500 кВ включительно.

Проверки изоляции линий электропередачи

Во время эксплуатации электрооборудования оценка состояния диэлектрических слоев производится:

Постоянный анализ качества изоляции в автоматическом режиме осуществляют специальные устройства контроля. Они настроены таким образом, что замеряют очень малую в нормальном режиме величину токов утечек. Когда возникает нарушение диэлектрического слоя, то эти токи возрастают, а момент их перехода через критическое значение фиксируется релейной токовой схемой с выдачей команды на сигнализацию для оповещения оперативного персонала.

Периодический контроль состояния изоляции электрооборудования, включая линии электропередач, возложен на специально сформированные электрические лаборатории, осуществляющие высоковольтные проверки в виде измерений и испытаний специализированными передвижными или стационарными установками.

Технический персонал таких лабораторий в энергосистеме выделен в отдельные подразделения, называемые службой изоляции. Она под руководством начальника занимается плановыми испытаниями действующего энергетического оборудования и линий электропередач и обязана перед каждым вводом любых устройств, на которых проводились профилактические работы с разборкой схемы, представлять письменное заключение о готовности вводимого участка к выдерживанию изоляцией высоковольтной нагрузки.

Похожие статьи:

  • Покупаю провода ФОРУМ RusCable.Ru п/п № Барабан № ед.изм. кол-во 1 41Б01970 м 80 2 41Б01982 м 75 3 41Б02899 м 75 4 41Б01976 м 75 5 В 44418 м 75 6 В 44524 м 125 7 В 44515 м 110 8 В 44417 м 80 9 В 44446 м 80 10 41Б03058 м 130 11 41Б02971 м 115 12 41Б03059 […]
  • Электропроводка авто ланос Электропроводка авто ланос Цветные электросхемы автомобиля Дэу Ланос. Все схемы разделены по модулям, для увеличения достаточно кликнуть на изображении. Представленны схемы таких узлов автомобиля, как генераторной установки и системы […]
  • Магнитный пускатель киров Магнитный пускатель ПМ12-250150 Магнитный пускатель ПМ12-250150 УХЛ4 В Магнитные пускатель серии ПМ в отличном состоянии, в наличии. Доставка до транспортной компании. Магнитный пускатель серии ПМ12 ООО ВВСК, Киров, на сайте с 2 […]
  • От трансформатора 3 провода От трансформатора 3 провода Калькулятор Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей заявки Прямо сейчас на почту […]
  • Ту 16-505221 провода ПНСВ ТУ 16.К71-013-88 1. Токопро в одящая жила - Однопро в олочная , изгото в лена из стальной оцинко в анной пров олоки . Допускается изгота в ли вать токопро в одящую жилу из стальной неоцинко в анной пров олоки (ПНСВ ( неоцинко в […]
  • Зажим плашечный для заземляющего провода 066 Зажим плашечный для заземляющего провода КС-066-1 Зажим плашечный для заземляющего провода КС-066-1 Арматура для СИП: Зажим "крокодил" ЗКИ 10А 56мм в изоляции красный (10шт) TDM Зажим "крокодил" ЗКИ 10А 56мм в изоляции красный/черный […]