Контур заземление крана

Заземление и молниезащита на строительных объектах (башенный кран, бытовки, контейнеры и пр.)

Текст вебинара. Страница 3

Быстрая навигация по слайдам:

Опасность временных заземлений

— Еще в большей степени они не защищены от времянок, которые могут быть устроены. Времянки такого сорта, поставили молниеприемник временный, от него ведут токоотвод, забили этот токоотвод в землю – вот вам временный заземлитель. Так вот, около такого временного заземлителя даже в хорошем грунте, в данном случае расчет делался для 200 Ом м – приличный очень грунт, и даже для среднего тока молнии 30 кА, напряжение прикосновения оказывается на уровне 10 кВ. Тот, кто попадет под это напряжение прикосновения, наверное, останется в живых, но вспоминать об этом он будет довольно долго.

Временные электрические коммуникации

— Есть еще один момент, о котором надо помнить. У вас есть электрические коммуникации, и эти электрические коммуникации во время стройки вряд ли будут хорошо защищены. Это значит, что на эти электрические коммуникации будут электромагнитные наводки. И электромагнитные наводки оказываются очень даже приличными. Например, такая ситуация: ток молнии ударяет в данном случае в башню башенного крана, а я считаю наводку на расстоянии D от этого башенного крана, имея в виду, что проходит двухпроводная линия, которая питает, электрический привод. И эта линия имеет габаритные размеры поперечные примерно всего 1 см. Оказывается, что на расстоянии 5 метров от башенного крана при длине линии в 100 метров, напряжение наводки оказывается на уровне 4000 В. Конечно, изоляция двигателя, который питается от этой времянки, будет выведен из строя и двигатель сгорит.

Наводка в металлической трубе

— Или еще другой пример. Вы подаете электрический сигнал в экранированной металлической трубе, например, на осветительную мачту, которая освещает стройплощадку. В этом случае наводка будет определяться погонным сопротивлением трубы и снова при токах порядка 100 кА, эта наводка будет находиться на уровне нескольких киловольт.

Фундамент строящегося здания

— То есть это все говорит о том, что если вы хотите сохранить оборудование работоспособным на стройплощадке, то вам ничего не остается делать кроме одного единственного, использовать УЗИПы для защиты всех этих элементов. УЗИПы стоят недорого, но применение их на стройплощадке сегодня это экзотика.

О локальной системе оперативного грозопредупреждения

— Тогда возникает вопрос. Как построить систему грозопредупреждения, которая прекратит работы на высоте строящегося объекта и даже прекратит работы в ближайших окрестностях этого строящего объекта? Можно идти по-всякому пути. У нас есть опыт такой системы оперативного грозопредупреждения на останкинской телебашне. Она работала много лет, успешно справлялась со своей задачей. И как вы понимаете, персонал не мог рассчитывать на гидрометеослужбу, потому что гидрометеослужба говорит о том, что сегодня будет гроза, но она не говорит о том, что эта будет гроза через час или через полчаса. А система оперативного грозопредупреждения должна говорить об этом, она должна подать сигнал на прекращение высотных монтажных работ и убрать людей из опасной зоны. На чем построить эту систему? Есть две вещи, на которых ее можно построить.

Блок вопросов и ответов

— Я готов ответить вопросы, которые у вас возникли. Я вижу вопрос: «Здравствуйте, Эдуард Меерович. Вы против химических заземлителей? В случае большого удельного сопротивления грунта (песок, скальный грунт) можно заменить на определенной площадке грунт и устроить обычный заземлитель, можно взять глубинный заземлитель или же вертикальный заземлитель из трубы большого диаметра, которая внутри заполнена грунтом с высокой проводимостью (не хим. заземлитель). Какой вариант вы бы посоветовали?». Я должен сказать следующее. Я не против химических активных заземлителей. Если у вас есть деньги и если у вас есть возможность приобрести химические активные заземлители, пожалуйста, покупайте их и применяйте. Помните, только о двух таких вещах. Вещь первая: химически активный заземлитель потребует замены реагентов через 3 – 4 года эксплуатации, и вы должны морально к этому быть готовы. Второй момент, второй момент связан вот с чем, у нас в России детальное обследование химически активных заземлителей было сделано только для средних по качеству грунтов. В средних по качеству грунтах удельным сопротивлением на уровне примерно 350 Ом м, химически активные электроды двух разных фирм эксплуатировались в течение почти двух лет, и показали следующую вещь. Благодаря этим химическим активным элементам сопротивление заземления того заземлителя, который был сделан, снизилось примерно в 2 – 2,5 раза. В какой степени снизится это сопротивление заземления при других условиях я, к сожалению, не знаю. Таких исследовательских работ в России не проводили. А что касается зарубежных фирм, которые торгуют этими заземлителями, то они очень часто выдают желательное за действительное и поэтому без предварительного обследования в наших российских условиях относиться к ним сложно.

— «Нельзя еще забывать, что заземлители должны обслуживаться. Если взять за аналог ВЛ, то инспекция заземлителей должна проводиться раз в 10 лет. Для зданий таких цифр не нашел. А если по контуру протекает ток, то материал контура будет подвергаться электрохимической коррозии, то есть инспекция обязательна».

— Вы знаете, такая цифра есть, она очень простая. Есть нормативный документ СО-153.34.21.122 – 2003 где сказано, что средства молниезащиты должны проверяться ежегодно перед каждым грозовым сезоном, а вовсе не раз в 10 лет.

— Эдуард Меерович, как я понял, вы уже ответили на некоторые вопросы. Давайте я по очереди задам те вопросы, которые у нас в чате поступали. Был вопрос про подключение заземления к арматуре фундамента. Задавал вопрос Илья: «Разрушение бетона не будет при таком роде подключения?»

— Совершенно официально во всех нормативных документах российских фундаменты разрешаются использовать в качестве заземляющих устройств системы молниезащиты и технологического заземления тоже.

— Спасибо, Эдуард Меерович. Следующий вопрос про заземление на минимальных свободных площадях. Виталий: «Двухлучевая схема запрещена для применения. Должна использоваться только однолучевая?»

— Никакие схемы не запрещены. Я предлагаю такую однолучевую схему измерения только потому, что она более рациональная. Она дает возможность получить более точный результат при ограниченном свободном пространстве, потому что если перейти в лоб по измерению сопротивления заземления, то нужно отступить токовым электродам и потенциальным электродам от контура, который вы измеряете, на расстояние не меньше трех его максимальных габарита. То есть на расстояние не меньше трех диагоналей контура заземления. Для большого производственного здания речь идет о расстояниях в полкилометра или больше. Так вот та схема, о которой я рассказываю, когда потенциальный и токовый электрод располагаются на одной прямой, а потенциальный электрод стоит точно посередине между токовым и тем токовым, который измеряется, дает возможность получить приемлемую точность не при расстоянии в три максимальных габарита, а при расстоянии в один максимальный габарит. Ничем другую схему я не запрещаю и не собираюсь запрещать, пожалуйста, используйте ее, если у вас есть свободное пространство. Но чаще всего такого свободного пространства нет, и тогда я рекомендую применить ту схему, о которой здесь шла речь.

— Следующий вопрос от Виктора из двух частей состоит. Это касается химического заземления и инспекции.

— Про химический я уже ответил.

— Хорошо, а про инспекцию?

— А про инспекцию я сказал, что есть документ СО-153.34.21.122 – 2003, где написано, что средства молниезащиты должны проверяться один раз в грозовой сезон, перед началом грозового сезона. Это относится к любым наземным объектам. На линии электропередач этот нормативный документ не распространяется.

— Эдуард Меерович, по поводу молниезащиты понятно, вопрос касался инспекции заземлителей.

— А я и говорю об инспекции заземлителей. Проводить измерения надо раз в год перед началом грозового сезона. А что касается других требований, там есть еще второе требование – это требование вот какое. Каждый год должно быть проверено состояние 1/6 части заземляющего устройства и проверка эта осуществляется методом раскапывания. Естественно, это относится только к таким заземляющим устройствам, которые сделаны отдельно от фундамента. Фундамент раскапывать никто не собирается, и никто ничего делать с ним не собирается. Единственное, что надо сделать с фундаментом – это перед началом грозового сезона измерить сопротивление заземления.

— Спасибо, Эдуард Меерович. Этот вопрос задавал Виктор. Виктор, если мы полностью ответили на вопрос, поставьте плюсик, пожалуйста. Виктор также написал комментарий: «Слышали ли вы про метеорадары? Вы негативно относитесь к активным молниеприемникам, а если создать установку, которая создает ионизированный проводящий канал и привлекает к себе молнию – должно же работать?»

— Я много раз говорил о возможности использования управления канала молнии. Эта задача не представляет собой наималейшей проблемы для современной исследовательской техники.

— Тема активной молниезащиты всегда вызывает множество споров, но напомню, что мы уже проводили вебинар на эту тему. Я сейчас отправил ссылку на видеозапись этого вебинара, который был полностью посвящен этой теме. Пожалуйста, заходите, смотрите.

— Вы понимаете, тут не надо спорить, надо оперировать фактами. Все факты говорят о том, что фирмы, которые этим делом занимаются, занимаются активным надувательством. Это совсем другое дело, это не спор. Извините, что я вмешался.

— Спасибо, Эдуард Меерович. Людмила Ивановна просила дать ссылку на вебинар о молниезащите кровли. Ссылку эту я в чат отправил. Вопрос по первым слайдам: «Молниеприемник можно делать только на высоте от 7-ми этажей?»

— Нет. Зачем? Это предписание РД-34, что молниезащита должна быть обязательно, начиная с высоты 20 метров. А если вы хотите делать, кто же вам запрещает делать с третьего этажа и даже со второго? Это ваше личное дело.

— «Правда ли, что последние случаи с ударами молнии, говорят о том, что они все меньше подчиняются законам? О чем это говорит? Может, влияют вышки сотовой связи?»

— Вышки сотовой связи влияют, безусловно, по очень простой причине и увеличивают высоту здания, и значит, удар молнии происходит чаще.

— Спасибо, Эдуард Меерович. Насколько я помню, вы всегда использовали фотографию удара молнию в останкинскую телебашню, когда молния ударяет не в самую верхнюю точку, а где-то несколько метров ниже.

Смотрите так же:  Куда спрятать провода и кабели

— Да, не несколько, а на 202 метра ниже.

— Даже так. Хорошо, идем дальше по вопросам. Про видеозапись этого вебинара вопрос поступил. Да, конечно, видеозапись будет. Опубликуется она в течение неделе на нашем сайте.

— Алексей, можно я еще раз вмешаюсь? Я очень вас прошу сказать следующее. Все, что рассказано о системе измерений и сопротивления заземления и состояние грунта на стройке описано в той книге, которая издана вашим издательством. Это глава шестая этой книги. Если бы вы сказали людям, как эту книжку можно получить, это было бы кстати, потому что эти измерения на укороченных расстояниях удобны и их стоит рекламировать. Скажите, пожалуйста, о книжке.

— Спасибо, Эдуард Меерович. Ссылку в чат на книгу я дам. Там можно ознакомиться с оглавлением, с первыми страницами и приобрести также можно. Вопрос по последнему слайду: «Какое значение тока короны считается опасным для проведения работ?»

— Уж очень бы не хотелось на этот вопрос отвечать, я как бы от него маленько ускользну, но правильно мне его задали, за дело.

— «Проектировщики заложили молниеприемную сетку в производственном цехе, из цеха идет большое количество металлических труб высотой по 25 метров, диаметром с 1 метра. Правомерно ли сетку использовать на всей крыше или только сетка нужна в местах, где зона защиты этих труб заканчивается? И требуется ли защита этих стальных труб?»

— Давайте начинать с сетки. Сетка ничего не защищает, об этом мы говорили очень много и не один раз. Она защитных функций, сетка не выполняет вообще. Но надо сказать и другое, что те железобетонные перекрытия на крыше, которые наверняка уложены, это железобетонные плиты, не нуждаются в такой защите. Сетка – это перестраховка от пожарников. Теперь на счет труб. Защищать трубы или не защищать – это определяется уже не специалистами по молниезащите, а хозяевами труб. Что они делают эти трубы? Если это трубы, например, просто выбрасывают малоприятный, но негорючий газ, то зачем его защищать тогда? Если же на этих трубах идет постоянный выброс горючих газов, тогда вопрос о защите этих труб тоже должен решать заказчик, но не специалисты по молниезащите. Поэтому, если этот вопрос будет конкретизирован, на него надо будет отвечать. Но сетка, положенная на кровлю железобетонную ни от чего не защищает. Это просто сетка в знак уважения к пожарникам. Единственное, что делает эта сетка, она симметрирует растекание тока по токоотводам, потому что она уравнивает токовую нагрузку токоотводов. В этом отношении у нее есть полезная функция, она уменьшает электромагнитные наводки во внутреннем объеме того цеха, на котором она лежит. Других функций за ней нет.

— «Давайте в личном порядке отправлю вам фотографии». Я сейчас дам электронный адрес в чат. Илья, вы может прислать нам фотографии и вопрос более подробно, мы его перешлем Эдуарду Мееровичу.

— Я обязательно на него постараюсь ответить.

— «Сильно ли геометрия молниеприемника будет влиять на его защитные свойства? Площадь приема древовидного приемника, например, больше чем штыревого?»

— Что такое древовидный приемник я не знаю, но догадываюсь, то есть это рагульки в разные стороны. Вы знаете, сегодня нет никаких оснований для того, чтобы считать, что площадь защиты у такого молниеприемника больше, чем у обычного штыревого.

— Спасибо, Эдуард Меерович. Следующий вопрос касается защиты одноэтажных жилых домов: «Необходимо ли их защищать?»

— У нас был специальный семинар на этот счет, и мы говорили о наших домах садовых или коттеджах, в которых нам очень хочется жить. Защиту такого дома я бы всегда начинал с одного – это защита той проводки, которая идет в ваш дом. Главную опасность для дома представляют индуцированные перенапряжения сети 220 В – 380 В, которые подходят к вашему дому. Особенно, если эта проводка сделана не новыми проводами СИП со сближенными фазами, а в обычном исполнении с голыми проводами. Наводка от удара молнии даже на расстоянии 200 м – 300 м от такой линии может оказаться опасной для того оборудования, которое стоит в вашем доме. У вас может сгореть это оборудование и молниезащиту дома начинать надо с установки УЗИПов на входе сети 220 В – 380 В. С этого надо начинать. Теперь дальше, что делать с защитой от прямых ударов молнии? Если у вас одноэтажный жилой дом высотой меньше чем 10 метров, молния в него ударит примерно в обычных наших российских условиях, один удар будет примерно за 30 – 50 лет. Мне мой дом было бы жалко. Я как раз в таком доме и живу. И поэтому нужно устроить молниеотводы на крыше этого здания. Я бы рекомендовал самый простой молниеотвод – это трос, поднятый на высоту примерно 2 метра вдоль конька, заземленный, естественно с одного, а лучше с двух концов. Молния прорвется в такой дом примерно одним ударом из 10, надежность защиты будет на уровне 0,9. Но если учесть, что один то удар происходит за 30 лет, то это будет один опасный удар за 300 лет, но, а так далеко, я бы рассчитывать не стал. Такую простую молниезащиту я бы наверняка бы рекомендовал всем кроме одного обстоятельства. Если у вас дом находится в лесной местности, сосны там стоят, елки там высокие стоят и они в раза 1,5 выше вашего дома, то, конечно, никакой молниезащиты делать не надо, потому что эти елки вполне выполняют роль естественных молниеприемников. А защиту сети 220 В, которая идет к дому или 380 В – это делать надо в обязательном порядке.

— Спасибо, Эдуард Меерович. На этом все вопросы окончены. Я бы хотел напомнить, что у нас также был вебинар про заземление и молниезащиту для частного дома. Найти видеозапись этого вебинара можно по той же ссылке, которую я давал выше, на страницу с вебинарами. Там же можно зарегистрироваться на следующий вебинар, который состоится 7-го декабря «Молниезащита и заземление объектов, распределение жидкого и газообразного топлива». Эдуард Меерович, не могли бы вы об этом пару слов рассказать, что на нем будет?

— Главный вопрос, который там есть о том, что сегодняшние здания от молнии почти никогда не горят.

— Спасибо, Эдуард Меерович. На этом я думаю, можем заканчивать, так как на все вопросы ответили. Дорогие участники, спасибо большое, что посетили наш сегодняшний вебинар. Регистрируйтесь, пожалуйста, на следующий вебинар, будем вас с удовольствием ждать. Эдуард Меерович, вам отдельное спасибо. До новых встреч!

— А я хочу поблагодарить слушателей. Для меня самое важное представляет ваши вопросы, потому что по вопросам я, во-первых, понимаю – то ли я говорил, а это далеко не всегда понятно мне самому. Второе самое главное – я понимаю, что вас волнует. И чем больше вы будете таких вопросов задавать, тем будет лучше. Вы знаете, проект «Заземления и молниезащиты на ZANDZ.ru» помещает анонс о семинаре. Если вы уже знаете что за вопросы будете задавать, отошлите их фирме. Фирма перешлет их мне, и я тогда смогу более осознанно подойти к ответам, потому что мне не нужно будет тогда импровизировать, а я буду давать более конкретные рекомендации. Я понимаю, что это не всегда возможно, но мне было бы очень здорово, если бы часть вопросов я получал до того. Еще раз большое спасибо за внимание! До свидания!

— До свидания! До новых встреч!

У вас остались вопросы? Задайте их нашим техническим специалистам и вы получите развернутые аргументированные ответы.

Расчет контура искусственного защитного заземления;

Устройство заземления.В качестве искусственных заземлителей используются переносные заземлители, стержни из стальных труб или угловой стали. Стержни забиваются в предварительно отрытый приямок глубиной 50 – 70 см, а выступающие из земли верхние концы соединяются сваркой полосой или прутком.

Стержни заземлителя можно располагать в ряд или по замкнутому контуру, т.е. в виде треугольника, квадрата, прямоугольника, в зависимости от удобства монтажа и используемой свободной площади. Совокупность стержней, соединенных между собой полосой или прутком, образует контур заземления.

На стройплощадках предусматривается заземление рельсовых путей башенных кранов. В соответствии с требованиями ПУЭ при установке крана на открытом воздухе рельсы кранового пути должны быть соединены между собой перемычками и заземлены, при этом необходимо предусматривать не менее двух заземлителей, присоединяемых к рельсам в разных местах.

При глухозаземленной нейтрали ТП заземление осуществляется путем соединения металлоконструкций крана и рельсового пути с заземленной нейтралью через нулевой провод линии, питающей кран.

При изолированной нейтрали ТП заземление осуществляется путем подсоединения рельсов к заземляющему контуру питающей подстанции или путем устройства заземления.

Расчет контура искусственного заземления.Расчет исскуственного заземления заключается в определении такого количества вертикальных стержней заземлителя, чтобы сопротивление заземлителя Rз.треб было:

— не более 4 Ом для заземлителя нейтрали ТП и заземлителя крана (если ТП не заземлена);

— не более 10 Ом для повторного заземления (ТП заземлена).

Задание.В разделе 4:

1. По учебнику Инженерные решения по технике безопасности в строительстве (стр. 83-90) по рассчитать заземлитель ТП (Rз.треб=4Ом) и башенного крана (Rз.треб=10Ом). Исходные данные принять из задания.

Контур заземление крана

ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
9.3.9. При техническом освидетельствовании крана должны быть осмотрены и проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, приборы и устройства безопасности. Проверка исправности действия ограничителя грузоподъемности крана стрелового типа должна проводиться с учетом его грузовой характеристики.
Кроме того, при техническом освидетельствовании крана должны быть проверены:
г) состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
Работы, предусмотренные ст. 9.3.9 настоящих Правил, могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии

В статье не указан вид ТО, значит это относится и к частичному ТО, следовательно, 1 раз в год.
Этот же срок есть и в «электрических правилах».
Замеры проводит электротехнический персонал с составлением актов.

Смотрите так же:  Узо трехфазное 100а

Замер сопротивления контура заземления и изоляции

Безопасная и надежная эксплуатация электрооборудования зависит от многих параметров. Ключевое значение здесь играют такие характеристики, как сопротивление заземляющего контура и изоляции проводов. Чтобы предотвратить несчастные случаи и аварийные ситуации на производстве, необходимо обеспечить периодический контроль этих характеристик.

АНО ДПО УСЦ «Гармония» осуществляет измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и контура заземления силами собственной аккредитованной электротехнической лаборатории, укомплектованной квалифицированными специалистами и оснащенной передовым измерительным оборудованием.

Измерение сопротивления заземления

Заземляющий контур выполняет функцию защиты персонала от поражения электрическим током в случае появления напряжения на нетоковедущих частях электрооборудования, например, на корпусе. В случае прикосновения человека к находящимся под напряжением нетоковедущим частям оборудования ток уходит в землю не через его тело, а через контур заземления. Это достигается за счет того, что контур обладает значительно меньшим электрическим сопротивлением. Таким образом, ключевым показателем является значение сопротивления. При его увеличении заземляющий контур перестает эффективно выполнять свои функции, что может приводить к поражению людей электротоком. Поэтому Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) предписывают регулярно проводить замеры заземления.

В соответствии с требованиями ПТЭЭП, замеры сопротивления заземления выполняются в засушливую погоду или в период сильного промерзания грунта. Это связано с тем, что в таких условиях сопротивление грунта имеет максимальное значение, что позволяет обеспечить оптимальную точность измерений. Сопротивление заземляющего устройства должно измеряться не реже чем один раз в 6 лет или при наличии любых подозрений в его работоспособности. Максимальные значения сопротивлений приводятся в ПТЭЭП. Переходное сопротивление металлосвязи (контакты соединения заземляемого оборудования с землей) должно измеряться ежегодно. Максимальное значение этого сопротивления не должно превышать 0,05 Ом.

Измерение сопротивление изоляции проводов и кабелей.

Важным видом услуг электролаборатории является измерение сопротивления изоляции. Данный вид работ предусматривает контроль степени изношенности изоляции электропроводки и дает возможность предотвратить короткое замыкание, которое может приводить к возникновению пожара и выходу из строя электрооборудования.

В соответствии с требованиями ПТЭЭП руководитель предприятия обязан обеспечить проведение измерений сопротивления изоляции проводов не реже чем один раз в 3 года. Выполнять замеры должны специальные сертифицированные организации, которые имеют в своем распоряжении необходимое лабораторное оборудование и квалифицированных специалистов.

Наши услуги

Учебно-сертификационный центр «Гармония» располагает собственной аккредитованной электротехнической лабораторией. Благодаря этому мы сможем оперативно выполнить замер сопротивления контура заземления или измерить сопротивление изоляции проводов и кабелей. Измерительные работы выполняются квалифицированными специалистами с применением современного оборудования. Стоимость выполнения работ приятно удивит наших клиентов!

По результатам измерений заказчику представляется типовой технический отчет, а также протоколы испытаний. На основании измерений выдаются рекомендации по устранению нарушений заземляющего контура, а также относительно дальнейшего использования электропроводки или необходимости ее замены.

Контур заземление крана

— подкладывать под дополнительные опоры случайные предметы;
— находиться машинисту или другим лицам в кабине крана-манипулятора при его установке на дополнительные опоры, а также при освобождении от опор.

Во избежание травмирования при выдвижении опор на линии их движения не должно быть людей.
3.2.5. После выдвижения опоры необходимо зафиксировать в раздвинутом состоянии с помощью фиксаторов.
Раскрывать стрелу следует после выравнивания крана-манипулятора и закрытия запорных кранов гидроцилиндров аутригеров.
По окончании работ аутригеры следует убирать после установки стрелы в транспортное положение. Перед началом передвижения крана-манипулятора аутригеры должны быть зафиксированы.
Запрещается:

— работать с невыставленными или не полностью выставленными опорами;
— полностью вывешивать кран-манипулятор на опорах.

3.2.6. Установка крана-манипулятора на краю откоса котлована (канавы) допускается при условии соблюдения расстояний от начала откоса котлована (канавы) до края опорного контура крана-манипулятора не менее, указанных в Таблице 2. При невозможности соблюдения этих расстояний откос должен быть укреплен. Условия установки крана-манипулятора на краю откоса котлована (канавы) должны быть указаны в проекте производства работ кранами-манипуляторами.

Минимальное расстояние от начала откоса котлована (канавы) до края опорного контура
крана-манипулятора при не насыпном грунте, м

Глубина котлована (канавы), м

песчаный и гравийный

3.3. Требования охраны труда при выполнении работ на электрифицированных участках железных дорог или в охранной зоне линии электропередачи

3.3.1. После установки крана-манипулятора в пределах охранной зоны контактной сети и ВЛ машинист обязан провести его заземление:

— при работе крана-манипулятора в охранной зоне контактной сети постоянного и переменного тока, проводов ДПР и ВЛ напряжением 6; 10; 35 кВ, расположенных на опорах контактной сети или самостоятельных опорах, заземление корпуса должно производиться на рельсы, на которые заземлены опоры контактной сети или к средней точке дросселя-трансформатора; при работе нескольких грузоподъемных машин в районе одной рельсовой цепи заземление машин должно подключаться к одному месту рельсовой цепи;
— при работах в охранной зоне ВЛ 6; 10; 35 кВ вблизи распределительных подстанций напряжением 6; 10; 35 кВ заземление следует производить на контур заземления подстанции;
— при работе крана-манипулятора в охранной зоне ВЛ напряжением 6; 10; 35 кВ вдали от рельсовых путей (более 50 м) он должен быть заземлен на один из следующих заземлителей на заземляющее устройство соседней железобетонной или металлической опоры ВЛ; на заземляющее устройство распределительной подстанции; на один из естественных заземлителей, определенных Правилами устройства электроустановок (металлические и железобетонные конструкции зданий и сооружений, находящиеся в соприкосновении с землей, металлические трубы водопровода, проложенные в земле, рельсовые пути магистральных неэлектрифицированных железных дорог и подъездные пути при наличии преднамеренного устройства перемычек между рельсами и др.).
— При отсутствии указанных заземлителей допускается производить заземление крана-манипулятора на два специальных заземлителя, забитых на глубину не менее 1 м с расстоянием между ними не менее 3 м. Рекомендуется подключать параллельно переносному заземлению рельсовые или железобетонные приставки опор;
— при работе крана-манипулятора вблизи ВЛ до 1 кВ их зануляют на повторный заземлитель нулевого провода либо заземляют на один из естественных заземлителей. Сечение медного заземляющего провода должно быть не менее 16 кв. мм; при заземлении крана-манипулятора, работающего в охранной зоне ВЛ 6; 10; 35 кВ, допускается использование стального каната диаметром не менее 8 мм.

Заземление выполняется стропальщиком, если их несколько, то по команде старшего. Стропальщик должен иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже II.
3.3.2. Граница допустимого расстояния от крана-манипулятора до проекции крайнего провода ВЛ 6; 10; 35 и 110 кВ и выше обозначается установкой шеста высотой 1,5 — 2,0 м с красным флажком, а в ночное время сигнальными прозрачно-белыми огнями.
3.3.3. В темное время суток работа с краном — манипулятором в охранной зоне контактной сети и ВЛ может производиться только на отключенной линии при достаточном освещении.

3.4. Требования охраны труда при перемещении грузов

3.4.1. При перемещении грузов краном-манипулятором на месте производства работ не допускается нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе.
3.4.2. Машинист должен начинать работу по перемещению грузов краном-манипулятором только по сигналу стропальщика. Обмен сигналами между стропальщиком и машинистом должен производиться по установленному в структурном подразделении порядку. Если стропальщик подает сигнал неправильно, машинист не должен его выполнять.
За повреждения, причиненные при работе крана-манипулятора вследствие подачи неправильного сигнала, ответственность несет как стропальщик, подавший неправильный сигнал, так и машинист, если он видел поднимаемый груз. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подает.
3.4.3. Машинист перед подъемом груза должен предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех находящихся около крана-манипулятора лиц о необходимости уйти из зоны перемещаемого груза, возможного падения груза и опускания стрелы. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки.
3.4.4. Загружать и разгружать автомашины и прицепы к ним, железнодорожные полувагоны и платформы допускается только при отсутствии людей на транспортном средстве или под ним, в чем машинист предварительно должен убедиться.
3.4.5. Машинист должен устанавливать крюк подъемного механизма над грузом так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового каната.
3.4.6. При подъеме груза машинист предварительно должен поднять его на высоту не более 200 — 300 мм, чтобы убедиться в устойчивости крана-манипулятора, в правильности строповки и действии тормозов.
3.4.7. При подъеме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм.
Перемещаемые в горизонтальном направлении грузы (грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.

Заземление гусеничных кранов.

Добрый день. Нужна помощь в вопросе заземления, но я не энергетик, а механик.

Имеются краны мостовые, козловые и один РДК на гусеничном ходу (работает как от дизеля, так и от внешней сети).
Приехали замерять сопротивления заземлений (1 раз в пол года), на мост. и козл. все норм, а на РДК есть место для подключения заземления, в инструкции по нему запись есть, а где в правилах написано именно про заземленя гусеничных кранов?

Контур заземление крана

2.9.24. Перемещение железобетонных шпал должно производиться при помощи крана, а деревянных шпал — с помощью специальных приспособлений для их переноски.

2.9.25. Стойки съемных кранов должны прочно и устойчиво стоять в гнездах платформы.

2.9.26. После перемещения лебедки на конец стрелы съемного крана она должна надежно закрепляться.

2.9.27. Магнитные захваты, не имеющие предохранительных приспособлений (на случай отключения тока), могут использоваться только при ограждении, исключающем проникновение в рабочую зону людей.

2.9.28. Грузоподъемные машины и механизмы (кроме машин на гусеничном ходу) при работах в пределах охранной зоны линий электропередачи [напряжением до 1 кВ — 2 м, свыше 1 до 20 кВ (а также провода контактной сети переменного тока напряжением 27,5 кВ) — 10 м, от 20 до 35 кВ — 15 м, от 35 до 110 кВ — 20 м] на расстоянии более 50 м от электрифицированных железнодорожных путей должны быть заземлены на один из следующих заземлителей: на заземляющее устройство соседней железобетонной или металлической опоры ВЛ; на заземляющее устройство распределительной подстанции; на один из естественных заземлителей, соответствующих Правилам устройства электроустановок.
При отсутствии указанных заземлителей ближе 50 м от электрифицированных железнодорожных путей допускается заземление грузоподъемных машин на два специальных заземлителя, забитых на глубину не менее 1 м с расстоянием между ними не менее 3 м.

2.9.29. При работе грузоподъемных машин и механизмов на резиновом ходу в охранной зоне контактной сети постоянного и переменного тока, проводов ДПР и воздушных линий электропередачи напряжением 6, 10, 35 кВ, расположенных на опорах контактной сети или самостоятельных опорах, заземление корпусов указанных машин и механизмов, в том числе и при наличии автономных источников электропитания, должно выполняться на рельсы, на которые заземлены опоры контактной сети, или к средней точке дросселей-трансформаторов.
При работе нескольких грузоподъемных машин в районе одной рельсовой цепи их заземление должно подключаться к одной точке рельсовой цепи.
Грузоподъемные машины и механизмы, питающиеся от внешней электрической сети, запрещается заземлять на среднюю точку дросселей-трансформаторов и на рельсовые нити как на электрифицированных, так и на неэлектрифицированных участках железных дорог.

Смотрите так же:  Что надо защищать узо

2.9.30. При работах в охранной зоне воздушных линий электропередачи напряжением 6 — 35 кВ, вблизи распределительных подстанций напряжением 6 — 35 кВ заземление грузоподъемных машин и механизмов следует выполнять на контур заземления подстанции.

2.9.31. Грузоподъемные машины и механизмы на гусеничном ходу, работающие в охранной зоне контактной сети постоянного и переменного тока, а также проводов ДПР, должны заземляться через искровой промежуток с пробивным напряжением 1200 В на рельсы, на которые заземлены опоры контактной сети или к средней точке дросселей-трансформаторов.

2.9.32. Строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне контактной сети и линий электропередачи следует производить под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения предприятия — владельца линии и наряда-допуска.
Не допускается работа грузоподъемных машин при ветре, вызывающем отклонение на опасное расстояние свободных (без груза) тросов и канатов, с помощью которых поднимается груз.

2.9.33. При случайном (аварийном) соприкосновении рабочего органа или металлоконструкции грузоподъемной машины с проводом ВЛ, находящимся под напряжением, или возникновении между ними электрического разряда запрещается до снятия напряжения с линии или отвода рабочего органа на безопасное расстояние прикасаться, стоя на земле, к машине, сходить с нее на землю или подниматься на нее; по возможности сообщить об этом поездному диспетчеру, энергодиспстчеру.

2.9.34. Стропальщики во время работы должны быть одеты в защитные каски.

2.9.35. При повреждении захватных приспособлений работа с ними должна быть прекращена до устранения повреждений.

2.9.36. Запрещается отрывать краном груз, примерзший к земле, подтаскивать груз поворотом стрелы или краном при косом натяжении каната, раскачивать или стремительно опускать груз для ударов, поднимать груз без проверки надежности строповки.

2.9.37. При подъеме груза, близкого по массе к грузоподъемности крана, он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200 — 300 мм для проверки надежности действия тормоза.

2.9.38. Стропальщик (зацепщик) не должен освобождать защемленные грузом стропы, канаты или цепи, не должен выравнивать поднимаемый краном груз и поправлять стропы на весу, оттягивать груз на весу и во время его подъема без применения специальных оттяжек (канатов, крючьев) соответствующей длины.

2.9.39. Запрещается проходить, стоять или работать под кранами или другими подъемными машинами во время перемещения ими груза. При опускании груза запрещается устанавливать под него прокладки. Необходимые прокладки должны быть установлены заблаговременно. При отлучке крановщика кабина крана должна быть заперта, а кран должен быть закреплен на подкрановом пути имеющимися на нем рельсовыми захватами.

2.9.40. При выгрузке материалов верхнего строения пути из вагонов требуется соблюдать следующие требования:

при обочине земляного полотна достаточной ширины разрешается выгружать материалы на обочину с соблюдением габарита приближения строений и ограждением подоткосной части насыпи;
при отсутствии обочины достаточной ширины можно выгружать материалы на специальные подмости, расположенные на откосе насыпи, с установкой ограждения площадки у подошвы насыпи.
Работникам запрещается располагаться на отдых у подошвы насыпи, на обочине которой находятся складированные материалы.

2.9.41. По окончании работ кран должен устанавливаться на место, предназначенное для стоянки, затормаживаться, крюк подниматься в верхнее положение. При этом стрела должна устанавливаться вдоль рельсового пути (в транспортное положение).

2.9.42. К работам по погрузке и выгрузке материалов верхнего строения пути на дрезинах, оборудованных краном, допускаются водители дрезин, имеющие право на управление грузоподъемными машинами.

2.9.43. Приступать к работе с краном на этих дрезинах разрешается только после приведения в действие автоматического и вспомогательного тормоза дрезины.

2.9.44. Руководитель работ должен проследить, чтобы машинист перед началом движения тележки, каретки с краном, а также перед началом грузовых операций крана предупредил об этом рабочих звуковым сигналом.

2.9.45. Перед пропуском поезда по соседнему пути поднятый груз должен быть опущен, и работа крана на дрезине прекращена.

2.9.46. При погрузке и выгрузке рельсов и стрелочных переводов с помощью крана на дрезине для удержания груза должны применяться гибкие чалочные приспособления.
Рельсы на дрезину следует укладывать между кабиной и бортом с каждой стороны в один ряд. Рельсы длиной 25 м следует грузить с помощью траверсы на дрезину с прицепленной к ней платформой. Рельсы должны быть надежно закреплены, борта дрезины и платформы закрыты.

2.9.47. При погрузке и выгрузке шпал и брусьев краном на дрезине стропальщикам необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

захватывать пакет так, чтобы исключить его смещение и развал;
поддерживать и направлять пакет специальными оттяжками, находясь от поднимаемого груза на расстоянии не ближе 2 м.

Пакеты шпал следует располагать на погрузочной площадке дрезины таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая видимость машинисту при движении дрезины. Пакеты шпал должны быть надежно увязаны и закреплены на дрезине.

2.9.48. Передвижение дрезин с грузом на крюке крана разрешается при скорости не более 5 км/ч.

2.9.49. Выгрузка балласта должна производиться под руководством дорожного мастера или производителя работ.
Выгрузка балласта на перегоне из хоппер-дозаторов может производиться при движении поезда со скоростью не свыше 5 км/ч.
О выгрузке балласта во время движения состава руководитель должен заблаговременно предупредить путевых рабочих, машиниста и работников, обслуживающих поезд, и идти рядом с составом на таком расстоянии от него, чтобы он был хорошо виден локомотивной бригаде и имел возможность подать сигнал об остановке поезда в случае надобности. В необходимых случаях использовать сигналистов.
Выгрузка балласта или грунта из полувагонов должна осуществляться только после остановки состава. Рабочий, открывающий люки полувагона, должен находиться на расстоянии не менее 0,5 м от открываемого люка. Для зачистки вагона залезать в него можно только по вагонной лестнице.
Руководитель работ несет ответственность за приведение подвижного состава в транспортное положение после выгрузки балласта.

2.9.50. При производстве погрузочно-разгрузочных работ с балластными материалами, создающими повышенное пылеобразование (асбест, мелкий щебень, песок), рабочие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания.

2.10. Требования безопасности при выполнении сварочно-наплавочных работ

2.10.1. При выполнении сварочных работ необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.3.003, ГОСТ 12.3.036, ГОСТ 12.1.019, ГОСТ 12.1.030, Санитарных правил при сварке, наплавке и резке металлов, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
Баллоны со сжатыми газами, их эксплуатация, транспортирование и хранение должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

2.10.2. Сварочные работы должны выполняться сварщиками, выдержавшими испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков и имеющими удостоверение установленного образца.
К работе по термитной сварке рельсов допускаются сварщики-термисты, имеющие удостоверения на производство работ и допуск к сварочным работам в соответствии с Руководством по подготовке и аттестации сварщиков на железнодорожном транспорте МПС.

2.10.3. Лица, допускаемые к эксплуатации электросварочных машин, должны иметь группу по электробезопасности не ниже второй, подтвержденную удостоверением.

2.10.4. При выполнении сварочных работ сварщики и их подручные должны применять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в зависимости от вида сварки и условий ее применения.

2.10.5. Не допускается производить сварочные работы вблизи легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов, в том числе вблизи свежеокрашенных мест не ближе 5 м.

2.10.6. Не допускается хранить на сварочном участке керосин, бензин и другие легковоспламеняющиеся материалы.

2.10.7. Сварочные провода от источника тока до рабочего места сварщика должны быть защищены от механических повреждений. Провода при троллейной проводке должны подвешиваться на высоте, обеспечивающей безопасность работающих, а при наземной прокладке — пропускаться под рельсами в промежутках между шпалами.

2.10.8. В ненастную погоду сварочные работы должны производиться под навесами или прикрытиями, обеспечивающими безопасность работ.

2.10.9. Корпус стационарной или передвижной сварочной машины или трансформатора, а также свариваемая деталь должны быть надежно заземлены или занулены во время выполнения сварочных работ.

2.10.10. Наличие жирных или масляных пятен на газосварочном оборудовании и инструменте не допускается. Замерзшие газогенераторы и редукторы должны отогреваться в теплом помещении или горячей водой. Применять для отогревания открытое пламя не допускается.

2.10.11. Не допускается проведение сварочных работ на путях перегонов и станций во время тумана, дождя, снегопада, а также в темное время суток без специального освещения.

2.10.12. Не допускаются ремонт и очистка сварочных машин и другого электрооборудования, находящегося под напряжением.

2.10.13. При обработке сварных швов должен применяться исправный абразивный инструмент, прошедший испытания в соответствии с правилами применения абразивных кругов.

Похожие статьи:

  • Методика измерения сопротивления цепи Измерение сопротивления петли фаза-нуль В соответствии с ПТЭЭП для контроля чувствительности защит к однофазным замыканиям на землю в установках до 1000 В с глухозаземленной нейтралью необходимо выполнять измерения сопротивления петли […]
  • Узо для душевых Помогите подобрать УЗО + автомат на парогенератор Ставим в душевую кабину парогенератор. У него три тэна, по 2 квт каждый. Они могут включаться последовательно. 2-4-6 кв. Штатно предусмотрено или по одной фазе или по трем. Подключаем по […]
  • Приборы для измерения емкости сопротивления Измерители RLC (сопротивления, индуктивности, емкости) A-М505А – Измеритель RC сопротивление до 30 МОм (±1,2%); ёмкость до 30 мФ (±3,0%); тестирование диодов, прозвонка цепи. Функции: автоматический / ручной диапазон измерений; режим […]
  • 3 фазное напряжение 220 вольт подскажите как подключить шиномонтаж 380в на 220в у меня автомойка и шиномонтаж но в съемном помещение вот и решился поставить все в своем помещение но нет документов на него(списано) и по этому не могу провезти 380в а есть только […]
  • Обжим высоковольтных проводов зажигания ФОРУМ МОТОРИСТОВ Часовой пояс: UTC + 3 часа Пресс для крепления наконечников высоковольтных проводов Вот такая проблема - нужна приспособа для обжатия латунных наконечников на высоковольтных проводах системы зажигания. […]
  • Схема преобразователя с 54 220 Схема преобразователя с 54 220 Подскажите хорошую и не сложную схему. питание от прикуривателя или аккамулятора. а моща какая нужна? примерно 30 Ват Обмотку по толще и транзисторы по мощнее. Ещё кручее нужно собирать на 494 и […]