Магнитный пускатель строение

Ремонт магнитных пускателей

Магнитные пускатели применяются в различных сферах, включая и бытовую сферу. Но, как и для любых других приборов, после определенного срока эксплуатации требуется проводить ремонт магнитных пускателей.

Изначально, магнитные пускатели создавались для запуска электродвигателей. Но благодаря своей конструкции, небольшим размерам и нетребовательности к условиям эксплуатации (для них не нужна установка специальных щитов или распределительного устройства), их зачастую стали применять в домашних условиях для включения мощных электроприборов (электрические котлы, нагреватели и пр.). И хоть эти устройства долговечны, для полноценной и стабильной работы необходимо делать ремонт магнитных пускателей.

Строение и технические характеристики магнитных пускателей

В практически всех магнитных пускателях применяется три силовых полюса (по количеству фаз), а также в нем используется реле перегрузки. Для включения и выключения предусмотрен специальных рычаг (иногда кнопки), который может становиться в два положения – включить и выключить.

Внутри магнитного пускателя, как правило размещается катушка с проволокой, обшитая лаковым изоляционным слоем и два типа контактов: подвижные и неподвижные.

1 — основание из термостойкой пластмассы, 2 — неподвижная часть магнитопровода, 3 — подвижная часть магнитопровода, 4 — электромагнитная катушка управления, 5 — контактные зажимы, 6 — металлическая платформа (для пускателей номиналом свыше 25 А) 7 — траверса с подвижными контактами, 8 — крепежный винт, 9 — возвратная пружина, 10 — алюминиевые кольца, 11 — неподвижный контакт, 12 — зажим с насечкой для фиксации проводников.

Также, в пускателях, где сила тока может превышать 20А предусмотрено дополнительные три пары силовых контактов, а также несколько пар слаботочных (количество этих контактов, в зависимости от строения пускателей может быть различным). Если же требуется присоединить дополнительные контакты для построения сложных схем, можно дополнительно подключить определенные контактные приставки.

Этапы проведения ремонта и технического обслуживания магнитных пускателей

  1. Внешнее состояние магнитного пускателя. Для начала, нужно убедиться, что на корпусе отсутствуют места разлома. Далее необходимо провести работу по очистке поверхности корпуса и сердечника электромагнита от пыли и грязи. Следует заметить, что места разлома корпуса могут быть абсолютно не связанны с механическим воздействием. Это может быть вызвано постоянными вибрациями, дефектами и сборкой самого устройства, а также допущенными ошибками при установке магнитного пускателя.
  2. Проверка механических деталей пускателя. В первую очередь, необходимо проверить пружину, которая осуществляет разъединение контактов. Подвергнув ее механическому воздействию, она должна быть достаточно жесткой, а также необходимо визуально просмотреть, не слишком ли витки пружины сближены друг к другу. Также, нужно обязательно убедиться в нормальном осуществлении хода якоря: он должен быть поступательным, а также должно отсутствовать заклинивание. Проверяя механическим способом ход якоря (нажатием руки), если подобные дефекты выявлены, необходимо тщательно смазать детали, которые осуществляют двигательный процесс якоря.
  3. Зачистка контактов. Этот шаг лучше пропустить, если магнитный пускатель находится в исправном состоянии. Это связанно с тем, что на них нанесен тоненький слой высокопроводного покрытия, при помощи которого и осуществляется замыкание контакта. И если его подвергать постоянному воздействию надфиля, этот слой исчезнет и магнитный пускатель придет в неисправное состояние. Эти работы необходимо проводить в случае наличия явного нагара или в случае, если эта часть была подвержена плавке. Категорически запрещается использовать для этого наждачную бумагу. Также, контакты должны прилегать плотно друг к другу и в случае наличия дефектов, необходимо механическим способом эти неточности устранить.
  4. Если корпус пускателя изготовлен с применением деталей из стали или он находится в специальном защитном корпусе, нужно убедиться в том, что никакие силовые контакты не соприкасаются с металлом и не создают электрической цепи. К тому же, необходимо тщательно проверить, что и между самими силовыми контактами отсутствуют замыкания. Для этого, в домашних условиях, можно воспользоваться обычным мультиметром. Для производственных же целен нужно использовать мегомметр, где сопротивление может достигать отметки более, чем 0,5 Мом.
  5. Осмотр катушки магнитного пускателя. Этот шаг необходимо выполнить тщательнейшим образом. В первую очередь, необходимо визуально просмотреть катушку на наличие трещин и повреждений изоляционного слоя, а также его оплавленных частей. Это может привести к печальным последствиям, поэтому, в подобной ситуации катушку необходимо заменить на новую. Нужно помнить, что стандартные межвитковые замыкания можно определить только в процессе работы магнитного пускателя, например, повышенный шум при эксплуатации пускателя. Однако, можно периодически проверять активное сопротивление, которое имеется на проводе катушки, и в случае резкого падения, по сравнению с предыдущими данными, можно утверждать, что катушка находится в неисправном состоянии. Для починки можно перемотать катушку заново, однако, лучше всего прибегнуть к замене.
  6. Выявление повышенного шума может быть связано не только с неисправностями катушки. Необходимо тщательно проверить монтаж катушки и убедиться в отсутствии ее перекошенного состояния. Также, причина возникновения гула может быть связан с пониженным напряжением в электросети, а также с сильно жесткой пружиной. Все это может побудить неплотное прилегание якоря к сердечнику, что впоследствии приводит к повышенному току катушки из-за отсутствия достаточного индуктивного сопротивления и, как следствие, будет происходить возгорание контактов. Для проверки плотности прилегания контактов можно воспользоваться обычным листом бумаги, и если отметина на листе будет не менее, чем 70% от общей площади контактной части, только в этом случае можно утверждать, что контакт пребывает в нормальном состоянии.
  7. Проверка установки теплового реле перегрузки. Если эта комплектующая часть входит в состав магнитного пускателя, необходимо перепроверять правильность ее установки. Эта процедура должна проводиться при помощи специального стенда, что в домашних условиях, к сожалению, практически невозможно совершить.

Ремонт магнитных пускателей осуществляется исходя из результатов вышеперечисленных пунктов и, как правило, сводится к замене вышедших из строя комплектующих: катушка, контакты, пружина и т.п.

Схемы подключения пускателя

Редуктора, насосы, вентиляторы и прочие механизмы объединяет использование приводных электродвигателей. Безопасная их работа возможна, если соблюдается правильная схема подключения пускателя – коммутирующего устройства релейного типа.

  • Что собой представляет пускатель?
  • Основные схемы подключения пускателей
    • Нереверсивная схема
    • Реверсивная схема
    • Схема комбинации звезды и треугольника
  • Специфические виды пускателей и схемы их работы
    • Тиристорные пускатели и схема их включения
    • Пускатели типа ПВР-125р и ПВИ-250 В
    • Подключение терморегуляторов посредством пусковых реле
    • Формирование АВР на пускателях

Что собой представляет пускатель?

С технической точки зрения, электромагнитный пускатель – это, по сути, не что иное, как контактор, но более совершенный (модифицированный), с более широким набором функций. Достигается это через комплектование различными дополнительными узлами, что переводит его в ранг комбинированных устройств, которые позволяют:

  • Подключать и отключать электродвигатель от цепи;
  • Осуществлять реверс (изменение направления вращения);
  • Обеспечивать защиту двигателя от перегрузок (срабатывает тепловое реле);
  • Осуществлять аварийное отключение при обрыве фаз;
  • Поддерживать работу цепей управления, в которых используются пусковые органы;
  • Контроль и оповещение о работе силовых цепей управления.

Строение электромагнитный пускателя

Практически любой пускатель состоит из следующих основных частей:

  • Электромагнитная часть. Это катушка, которая состоит из двух раздельных пластинчатых блоков: подвижного (якорь) и неподвижного (сердечник). Наборная схема магнитных элементов выбрана, чтобы снизить номиналы возникающих вихревых токов;
  • Система главных контактов. Одна пара контактов расположена на блоке с якорем, имя с ним механическую связь. Вторая – на корпусе. Эти контакты используются, когда необходимо коммутировать силовые мощные нагрузки;
  • Система блокировочных контактов. Дополнительная подпружиненная пара контактов для коммутации в управляющих сетях;
  • Система возврата. В большинстве случаев представляет собой пружину, которая возвращает якорь в исходное положение после обрыва питания, то есть, размыкает главные контакты.

Количество контактных силовых пар может варьироваться от 3 до 5. Катушка также может иметь различную конструкцию, в зависимости от напряжения включения: 220В и 380В. В корпусе клеммы электромагнита подключают между фазным и заземляющим контактами при напряжении 220В, или между фазными – при 380В.

Смотрите так же:  Как соединить электрические провода в автомобиле

Основные схемы подключения пускателей

На практике, используется три основных вида схем подключения пускателей: прямая, реверсивная и звезда-треугольник. Каждая из них в свою очередь может быть разделена на подвиды в зависимости от напряжения.

Нереверсивная схема

Эта методика применяется, если нет необходимости менять в процессе работы направление вращения двигателя. В базовом исполнении, для 220 вольтовых катушек подобные схемы будут иметь вид:

Та же схема, но для 380 вольтовых катушек:

В состав каждой из них входят следующие элементы:

  • Автомат включения (QF);
  • Магнитный пускатель (KM1);
  • Блокирующие контакты (БК);
  • Реле тепловой защиты (P);
  • Двигатель асинхронного типа (M);
  • Предохранительный элемент (ПР);
  • Органы управления или кнопки (Пуск, Стоп).

После подключения питания через автоматический выключатель QF, нажимается кнопка Пуск, которая замыкает контакты и подает напряжение на КМ1 Он осуществляет ввод в работу двигателя. После этого, кнопку Пуск можно отпустить, так как сработает блокировка на контактах БК. Отключение питания в автоматическом режиме происходит при падении напряжения (размыкаются удерживающие контакты БК) или перегрузке (срабатывает тепловое реле или предохранитель). Также можно остановить подачу напряжения вручную, через кнопку Стоп.

Реверсивная схема

Когда есть необходимость менять направление вращения электродвигателя, используют реверс, который базируется на блоке пускателей. Схемы подключения устройств для 220 и 380 вольт будут иметь следующий вид:

Реверсивная схема схема №1

Реверсивная схема схема №2

Как можно видеть, здесь присутствуют те же элементы, что и в нереверсивных схемах, но добавлен еще один пускатель (КМ2) и кнопка для его запуска (Пуск2). Изменение направления вращения происходит за счет смены фаз. Но необходимо учесть ряд ключевых моментов, в частности предотвращение одновременного включения двух коммутаторов во избежание короткого замыкания. При подаче напряжения через автомат QF, включается пусковая кнопка на первый контактор (Пуск1, КМ1). В это же время происходит расщепление нормально замкнутых контактов БК1 перед реверсной кнопкой. Обратный ход включается аналогично, через Пуск 2, но перед этим необходимо отключить питание – Стоп (С).

Схема комбинации звезды и треугольника

Схемы «звезда» и «треугольник» являются наиболее распространенными при подключении двигателя к электрической линии. В первом случае он будет работать плавно, но не сможет развить полную мощность. Соединение треугольником, в свою очередь, не дает столь ровных оборотов, но позволяет развить полную мощность, вплоть до полуторакратной паспортной.

В двигателях большой мощности часто используют интересный ход: первоначальный плавный ввод организовывается по звезде, а после выхода на необходимые обороты, автоматически переходят на треугольник. Это позволяет в том числе значительно снизить потребляемые пусковые токи. Примерная схема включения пускателя и реле времени в таком режиме будет иметь следующий вид:

Специфические виды пускателей и схемы их работы

Помимо типичных задач, эти устройства, в силу своего функционала, могут использоваться и в более специфических условиях. Рассмотрим их кратко на примере тиристорного пускателя, взрывозащищенных коммутаторов типа ПВР-125р и ПВИ-250 В, подключения через контакторы терморегуляторов и организация АВР.

Тиристорные пускатели и схема их включения

Особенность данного типа пусковых реле состоит в том, что в них не используется метод прямого физического разрыва цепи. То есть, они являются бесконтактными и в принципе лишены ключевых недостатков привычных устройств (механического износа контактов, образования дуги и т.д.). Правильно включить электродвигатель можно на тиристорных устройствах ПТ, схема подключения которых выглядит следующим образом:

В цепи задействованы следующие элементы:

  • L1, L2, L3 – фазные провода (полюса);
  • ТА1, ТА 2 – трансформаторы тока;
  • R1, R 2 – резисторы;
  • VD1, VD 2 – транзисторы;
  • VS1…VS6 – тиристоры;
  • БУ – блок управления;
  • SB1, SB2 – кнопки «Пуск» и «Стоп».

Пускатели типа ПВР-125р и ПВИ-250 В

Электродвигатели используются не только в более-менее привычных нам условиях: к примеру, на различных горнодобывающих предприятиях, шахтах и т.п., где сохраняется потенциальная взрывоопасная обстановка, запыленность и прочие негативные факторы. Следовательно, исполнение пусковых устройств должно предусматривать подобные ситуации. В таких условиях находят применение релейные модули ПВР-125р и ПВИ-250 В(БТ).

Пускатель типа ПВР является реверсивным модульным блоком, который монтируется во взрывозащищенном корпусе. Он используется для ввода в работу трехфазных электродвигателей различно горнодобывающей техники, работающей в выработке угольных шахт. К ПВР предъявляются особые требования в части противодействия метану и пыли.

Пускатель ПВИ-250 В (БТ, Д) используется в таких же условиях, как и ПВР, но исходя из маркировки обладает еще и искрозащитой. Предназначен для включения и выключения двигателей шахтной техники. Через ПВИ-250 обеспечивается дополнительная защита от возможных коротких замыканий или перегрузок в сети.

Пускатель ПВИ-250 В

Подключение терморегуляторов посредством пусковых реле

Теплый пол или обогреватель инфракрасного типа дополнительно комплектуются терморегуляторами, для поддержки необходимого температурного фона. Использовать их можно не только в бытовых, но и в промышленных масштабах. Примерная схема подключения такой системы, когда терморегулятор цепи подключают не напрямую, а через контактор, выглядит следующим образом:

Формирование АВР на пускателях

Еще одним случаем, когда востребовано использование коммутаторов, является обустройство систем АВР (аварийного ввода резерва). Таким образом повышается надежность электроснабжения, поскольку существует как минимум два его источника. Правильно организовать узел ввода на АВР можно по такой схеме:

Здесь можно видеть два источника питания (1 и 2), автоматические выключатели на каждой из линий (АВ1, АВ2), пускатели и их контактные узлы (ПМ1 и ПМ2). На случай, если источники электроэнергии не являются полностью независимыми (например, одна из линий идет от условного соседа), в схеме предусмотрено реле контроля напряжения РКН, которое выбирает гарантированную линию ввода.

Пусковые магнитные устройства являются одними из важнейших элементов для правильного ввода в работу электрооборудования, в частности, двигателей синхронного типа, в том числе и в опасных условиях шахт (речь идет о контакторах ПВР и ПВИ). Подключение может быть организовано по прямой, реверсивной и комбинированной схеме (звезда-треугольник). Кроме того, пускатели находят широкое применение и в других областях, где нет необходимости использования двигателей, например, для организации подвода питания к домовым сетям или к системам обогрева по терморегуляторам, по прямому или резервному источнику (АВР).

Для чего нужен магнитный пускатель.

Для начала давайте разберем, что же такое магнитный пускатель. Итак, магнитный пускатель это электромеханическое устройство, которое представляет собой блок контактов и электромагнитную катушку в корпусе. Контакты в нормальном состоянии разомкнуты. С помощью катушки контакты замыкаются. Происходит это следующим образом: на контакты катушки подается напряжение, при этом сердечник, закрепленный на подвижной части блока контактов, находящийся внутри катушки, под действием электродвижущей силы сдвигается, контакты замыкаются. После снятия напряжения, сердечник вместе с блоком контактов по действием возвратной пружины возвращается в исходное положение, блок контактов размыкается. Также, на блоке контактов, как правило, есть дополнительные нормально разомкнутые или нормально замкнутые контакты. Они могут быть использованы для расширения возможностей по управлению подключенными к магнитному пускателю устройствами. Например, подключение кнопок дистанционного управления или сигнальной арматуры. Для еще большего расширения возможностей на магнитный пускатель можно установить дополнительный блок контактов.

Итак, где же мы можем увидеть всю эту красоту? Как правило, магнитные пускатели применяют для коммутации электроустановок различной мощности. В основном, это подключение и управление электродвигателями, нагревательными элементами. Также, очень часто с помощью магнитных пускателей производят коммутацию сетей освещения.

Различаются магнитные пускатели по напряжению питания магнитной катушки. Оно может быть 24, 36, 42, 110, 220, 380 вольт переменного тока. Выпускают магнитные пускатели также с питанием катушки постоянным током. Такие магнитные пускатели подключаются в цепь переменного тока через выпрямитель.

По максимально возможному току главной цепи пускатели делятся на категории:

  • — пускатели нулевой величины — ток до 6,3 А;
  • — пускатели первой величины — ток до 10 А;
  • — пускатели второй величины — ток до 25А;
  • — пускатели третьей величины — ток до 40 А;
  • — пускатели четвертой величины — ток до 63 А;
  • — пускатели пятой величины — ток до 100 А;
  • — пускатели шестой величины — ток до 160 А.
Смотрите так же:  Как соединить алюминиевый провод с многожильным медным

Если через пускатель подключается электродвигатель, то для дополнительной защиты электродвигателя от перегрузок к пускателю может быть подключено тепловое реле.

Контакторы и пускатели

Содержание статьи о контакторах и пускателях:

Определения и различия контактора от пускателя

  • главную контактную систему, которая механически коммутирует основную нагруженную сеть (управляемая или подчинённая сеть);
  • электромагнитную систему, которая создаёт усилие для сведения главных контактов (управляющая сеть).
  • управляемую или главную;
  • управляющую.

Они могут иметь разный род тока (переменный или постоянный) и различное напряжение.

Пускатель – более сложное устройство чем контактор, которое специально изготовлено для управления электрическим двигателем (согласно определения 2.2.1 стандарта ГОСТ 50030 часть 4.1) и включает в свой состав:

  • контактор:
    • если один, то двигатель вращается в одну сторону;
    • если два, то двигатель:
      • поочерёдно вращается в одну и другую сторону (по часовой и против часовой стрелки);
      • тормозится противовключением (для ускоренной остановки);
      • при запуске и разгоне до номинальной частоты работает первый контактор, а для номинальной работы функционирует второй контактор (схема называется «звезда-треугольник» и применяется для снижения пусковых токов);
  • дополнительные устройства для расширения функций:
    • тепловое реле или реле перегрузки для защиты силовой установки от перегрузок и выпадения одной фазы (выполнено на основе биметаллической пластины, не защищает от коротких замыканий);
    • приставку выдержки времени для автоматизации процессов;
    • вспомогательные контакты для систем управления и сигнализации;
  • корпус:
    • который защищает собранное устройство от внешних климатических факторов (имеет определённую степень защиты от попадания влаги и пыли);
    • на котором размещаются управляющие кнопки и сигнальные лампы.

  • прямого действия – имеет один контактор и предназначен для пуска, номинальной работы и остановки электрического двигателя;
  • реверсивный (по определению 2.14 стандарта ГОСТ 2491-82) – собирается из двух контакторов как на фото слева, электрической и / или механической блокировки (не позволяет произвести единовременное срабатывание двух аппаратов), медных шин и предназначен для реверсирования электродвигателя (вращения в противоположные стороны) и его торможения противотоком;
  • схемы «звезда-треугольник» – собирается из двух контакторов с блокировкой и шинами; применяется для снижения пусковых токов (при соединении «звездой» пусковой ток снижается в 3 раза согласно определению 1.1.2.2.1 стандарта ГОСТ 50030 часть 4.1), что экономит ресурс (вращает двигатель только в одну сторону, изделие актуально для двигателей большой мощности).
  • контактор не содержит дополнительных устройств и корпуса, применяется для оперирования (имеет широкое применение):
    • неиндуктивными нагрузками – системами обогрева и антиобледенения, печами, ТЕНами, осветительными сетями;
    • высокоиндуктивными нагрузками – промышленными и транспортными электродвигателями, вентиляторами, насосами, подъёмными механизмами;
  • пускатель включает 1 или 2 контактора и специализирован на управлении электродвигателем.
  • управляют сетями переменного или постоянного тока;
  • управляются электромагнитной катушкой, на которую подаётся напряжение переменного либо постоянного тока.
  • 24, 36, 110. 220 и 380 вольт переменного тока;
  • 24, 110 и 220 вольт постоянного тока.

Функция контактора – включение и отключение электрической цепи посредством смыкания и размыкания главных контактов прямоходного либо поворотного типа. Не является устройством, которое гарантирует защиту от токов короткого замыкания (проводит кратковременно) и токов перегрузки (проводит ограниченно по времени). Данные функции принимает на себя автоматический выключатель либо другие устройства.

Функции пускателя:

  • прямой пуск и дальнейший разгон двигателя;
  • обеспечение устойчивой работы в заданном промежутке времени;
  • защита от перегрузок (посредством теплового реле);
  • реверсирование и торможение противотоком (при наличии 2 контакторов);
  • прямое отключения от питания.

Пускатели и контакторы обеспечивают нулевую защиту – в ситуации исчезновения питающего напряжения и его дальнейшего восстановления, выключаются и включаются только по команде оператора.

Устройство контактора и пускателя и принцип действия

  • электромагнитной системы;
  • контактной системы;
  • дугогасительной системы;
  • блок-контактов или вспомогательных контактов.

Электромагнитная система создаёт движущую силу (ЭДС), которая перемещают подвижные контакты к неподвижным и удерживают их в сцепленном положении. Не имеется механических приспособлений для их удерживания, при исчезновении тока в управляющей катушке, контакты размыкаются.
Система складывается из управляющей катушки, сердечника, якоря (подвижная часть) и возвратной пружины. Под действием электрического тока в катушке создаётся магнитное поле, которое перемещает якорь к неподвижной части сердечника, вследствие чего, главные контакты входят в соприкосновение. Пружина служит для возврата подвижных контактов в исходное положение (выключено).

Контактная система состоит из подвижных и неподвижных контактов (количество пар соответствует числу полюсов). Главные контакты изготавливаются прямоходного либо поворотного типа. В первом случае сцепление происходит прямолинейным перемещением, во втором – при вращении.
Материал должен отвечать требованиям высокой электрической износостойкости и низкого переходного сопротивления, которые противоречат друг другу. Контакты изготавливают:

  • медными, если за счёт частых коммутаций истирается оксидная плёнка, которая имеет высокое переходное сопротивление;
  • на основе металлокерамики с содержанием серебра, когда эксплуатация подразумевает продолжительный период включенного положения (серебро медленно окисляется при контакте с атмосферным озоном и кислородом).

Дугогасительная система представляет собой дугогасительную камеру, в которой дуга наталкивается на деионную решётку, разбивается на более мелкие части и погасает. В каждом полюсе устанавливается собственная камера.

Блок-контакты (аббревиатура БК) – вспомогательные контакты, которые сигнализируют о положении главных контактов и подают сигнал в управляющие системы.
По требованиям безопасности к ним подводят меньшее напряжение чем на главные контакты. Бывают нормально разомкнутыми (английская аббревиатура NO) и нормально замкнутыми (NC).

Классификация и подбор пускателя или контактора

  • по роду тока главной цепи и напряжению в ней – постоянный или переменный;
  • по роду тока в цепи управления и напряжению в ней – постоянный или переменный;
  • по количеству главных контактов – однополюсное, двухполюсное, трёхполюсные или четырёхполюсное исполнение;
  • по номинальному току главной цепи в амперах, от которого зависит мощность подключаемого двигателя;
  • по способности к защите от перегрузки (комплектация тепловым реле);
  • по способности к реверсированию;
  • по воздействию внешних факторов окружающей среды:
    • степень защиты от влаги и пыли IP по стандарту ГОСТ 14254-96;
    • климатическое исполнение и категория размещения по стандарту ГОСТ 15150-69.
  • 9, 10, 12, 16, 18, 20, 25, 32, 40, 50, 63, 65, 80, 95. 100 и 105 ампер;
  • 115, 125, 150, 160, 185, 225, 250, 265, 330, 400, 500 и 630 ампер.

С помощью представленных параметров выбирается изделие, отвечающее запросу.
Полная структура классификации представлена в нормативном документе ГОСТ 2491-82.

В видеоролике сравниваем пускатели производства IEK, General Electric и Этал (маркировки КМИ, КТИ, КМ, ПМЛ и CL):

Поставляются без теплового реле, нереверсивными, без корпуса.

Описание характеристик с комментариями

Высота эксплуатации
С увеличением высоты установки растёт разрежённость воздуха. При протекании электрического тока любые токопроводящие детали разогреваются. Так как представленные устройства с естественным воздушным охлаждением, то токоведущие элементы нагреваются сильнее допустимого значения при росте высоты установки. При эксплуатации на высоте до 2 км нагревания выше допустимой нормы не происходит. Изделия задействуют на высоте до 4300 метров, при этом вводятся поправочные коэффициенты для диапазона от 2 до 4,3 км. Коэффициенты снижают номинальный ток, номинальное напряжение главной цепи либо накладывается ограничение на температуру окружающей среды.

Влияние оболочки
Корпуса применяются для ограничения либо исключения влияния внешних факторов на аппарат в процессе эксплуатации. Оболочка снижает охлаждаемость (отведение излишков тепла воздушным пространством), поэтому занижают номинальный ток и / или наибольшее напряжение в сети. Система вентиляции корпуса устранит проблему.

Номинальный ток (In)
Завод-изготовитель указывает значение силы тока для аппарата, которая проводится в течении 8 часов без перегрева (согласно приложению на странице 23 стандарта ГОСТ 2491-82), при этом учитывается:

  • номинальные напряжение и частота главной электрической цепи;
  • режим эксплуатации (продолжительный, прерывисто-продолжительный, кратковременный и повторно-кратковременный);
  • категория применения.

Ток термической стойкости
Ток, который пропускается в течение 8 часов непрерывной работы без превышения предельного значения температуры.
Кратковременная нагрузка
Подразумевается кратковременный режим работы в зоне короткого замыкания, при котором перегрева не наблюдается.

Смотрите так же:  Заземление стальных каркасов

Номинальное напряжение (Un)
Значение напряжения, при котором осуществляются испытания в указанных ГОСТом режимах и категориях применения (при этих проверках принимается во внимание и номинальный ток). Для трёхфазных систем номинальным напряжением считается напряжение между фазами.
Номинальное напряжение управляющей катушки
Напряжение в управляющей цепи, на котором основываются рабочие показатели (напряжение должно меняться по синусоидальному закону с общим гармоническим искажением не выше 5%).
Номинальное напряжение изоляции (Ui)
Определяет изоляционные характеристики, приводится из соответствующих испытаний на пробой изоляции, в которых просчитывается путь утечки и его длина. Напряжение изоляции должно превышать или приравниваться максимальному рабочему напряжению.

Номинальная мощность
Мощность трёхфазного асинхронного электрического двигателя с короткозамкнутым ротором (измеряется в кВт), который запускают и останавливают описываемым контактором при определённом напряжении.

Коммутационная износостойкость или стойкость к износу под нагрузкой
Среднее число операций включения и отключения, которое производят главные контакты без обслуживания. На износостойкость оказывают влияние:

  • категория применения;
  • рабочий ток;
  • рабочее напряжение.

Механическая износостойкость или стойкость к износу без нагрузки
Среднее число операций включения и отключения, которое совершает контактор без поломки.

Категории применения

  • от типа двигателя (с фазным либо короткозамкнутым ротором);
  • от условий, в которых производится коммутация: остановленный, запускаемый или работающий двигатель, реверсирование, торможение противовключением.

Распространены категории применения:

Категория АС-1 – применима к слабоиндуктивным нагрузкам (коэффициент мощности Cosφ ≥ 0.95). Например, включение и отключение сетей с лампами накаливания или с нагревательными элементами.
Категория АС-3 – запуск и остановка асинхронного электрического двигателя с короткозамкнутым ротором. При включении через главные контакты протекает пусковой ток 5-7 In, при отключении – номинальный ток (In). Например, управление лифтами, эскалаторами, конвейерами, компрессорными и насосными установками, смесителями, кондиционерами.
Категория АС-4 – торможение противовключением либо толчковый режим. Смыкание цепи производится при пусковом токе (5-7·In), размыкание при той же нагрузке (5-7·In). При расхождении главных контактов напряжение тем выше, чем меньше скорость вращения ротора, но не более номинального. Отключение цепи является тяжёлым режимом для контактора, поэтому коммутационная износостойкость в АС-4 минимальная. Например, печатные либо волочильные машины, грузоподъёмные устройства, металлургическая отрасль.

Подробнее о режимах эксплуатации, частоте коммутаций и категориях применения смотрите здесь.

Список использованной литературы:

  • основополагающий международный стандарт ГОСТ 50030 часть 4.1;
  • основополагающий союзный стандарт ГОСТ 2491-82;
  • стандарт на модульные контакторы бытового применения ГОСТ 51731-01;
  • каталоги заводов-изготовителей;

Магнитный пускатель строение

Магнитный пускатель представляет собой простейший комплект аппаратов для дистанционного управления электродвигателями и кроме самого контактора часто имеет кнопочную станцию и аппараты защиты.

Схема подключения нереверсивного магнитного пускателя

На рис. 1, а, б показаны соответственно монтажная и принципиальная схемы включения нереверсивного магнитного пускателя для управления асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором. На монтажной схеме границы одного аппарата обводят штриховой линией. Она удобна для монтажа аппаратуры и поиска неисправностей. Читать эти схемы трудно, так как они содержат много пересекающихся линий.

Рис. 1. Схема включения нереверсивного магнитного пускателя: а — монтажная схема включения пускателя, электрическая принципиальная схема включения пускателя

На принципиальной схеме все элементы одного магнитного пускателя имеют одинаковые буквенно-цифровые обозначения. Это позволяет не связывать вместе условные изображения катушки контактора и контактов, добиваясь наибольшей простоты и наглядности схемы.

Нереверсивный магнитный пускатель имеет контактор КМ с тремя главными замыкающими контактами (Л1 — С1, Л2 — С2, Л3 — С3) и одним вспомогательным замыкающим контактом (3-5).

Главные цепи, по которым протекает ток электродвигателя, принято изображать жирными линиями, а цепи питания катушки пускателя (или цепи управления) с наибольшим током — тонкими линиями.

Принцип действия схемы включения нереверсивного магнитного пускателя

Для включения электродвигателя М необходимо кратковременно нажать кнопку SB2 «Пуск». При этом по цепи катушки магнитного пускателя, потечет ток, якорь притянется к сердечнику. Это приведет к замыканию главных контактов в цепи питания электродвигателя. Одновременно замкнется вспомогательный контакт 3 — 5, что создаст параллельную цепь питания катушки магнитного пускателя.

Если теперь кнопку «Пуск» отпустить, то катушка магнитного пускателя будет включена через собственный вспомогательный контакт. Такую схему называют схемой самоблокировки. Она обеспечивает так называемую нулевую защиту электродвигателя. Если в процессе работы электродвигателя напряжение в сети исчезнет или значительно снизится (обычно более чем на 40% от номинального значения), то магнитный пускатель отключается и его вспомогательный контакт размыкается.

После восстановления напряжения для включения электродвигателя необходимо повторно нажать кнопку «Пуск». Нулевая защита предотвращает непредвиденный, самопроизвольный пуск электродвигателя, который может привести к аварии.

Аппараты ручного управления (рубильники, конечные выключатели) нулевой защитой не обладают, поэтому в системах управления станочным приводом обычно применяют управление с использованием магнитных пускателей.

Для отключения электродвигателя достаточно нажать кнопку SB1 «Стоп». Это приводит к размыканию цепи самопитания и отключению катушки магнитного пускателя.

Схема подключения реверсивного магнитного пускателя

В том случае, когда необходимо использовать два направления вращения электродвигателя, применяют реверсивный магнитный пускатель, принципиальная схема которого изображена на рис. 2, а.

Рис. 2. Схемы включения реверсивного магнитного пускателя

Принцип действия схем включения реверсивного магнитного пускателя

Для изменения направления вращения асинхронного электродвигателя необходимо изменить порядок чередования фаз статорной обмотки.

В реверсивном магнитном пускателе используют два контактора: КМ1 и КМ2. Из схемы видно, что при случайном одновременном включении обоих контакторов в цепи главного тока произойдет короткое замыкание. Для исключения этого схема снабжена блокировкой.

Если после нажатия кнопки SB3 «Вперед» к включения контактора КМ1 нажать кнопку SB2 «Назад», то размыкающий контакт этой кнопки отключит катушку контактора КМ1, а замыкающий контакт подаст питание в катушку контактора КМ2. Произойдет реверсирование электродвигателя.

Электрическая схема цепи управления реверсивного пускателя с блокировкой на вспомогательных размыкающих контактах изображена на рис. 2, б.

В этой схеме включение одного из контакторов, например КМ1, приводит к размыканию цепи питания катушки другого контактора КМ2. Для реверса необходимо предварительно нажать кнопку SB1 «Стоп» и отключить контактор КМ1. Для надежной работы схемы необходимо, чтобы главные контакты контактора КМ1 разомкнулись раньше, чем произойдет замыкание размыкающих вспомогательных контактов в цепи контактора КМ2. Это достигается соответствующей регулировкой положения вспомогательных контактов по ходу якоря.

В серийных магнитных пускателях часто применяют двойную блокировку по приведенным выше принципам. Кроме того, реверсивные магнитные пускатели могут иметь механическую блокировку с перекидным рычагом, препятствующим одновременному срабатыванию электромагнитов контакторов. В этом случае оба контактора должны быть установлены на общем основании.

Похожие статьи:

  • Подключение трехфазного понижающего трансформатора Сварочный трансформатор из понижающего типа ТСЗ (ТСЗИ) Автор В. Сопот предлагает простую и малозатратную переделку понижающих трансформаторов типа ТСЗ (ТСЗИ)–УХЛ2–380 В (220)/36 В, которые широко используются в промышленности и […]
  • Электрика авто своими руками Советы по ремонту электрики автомобиля В статье размещены советы, которые пригодятся всем автомобилистам ремонтирующим электрику своего авто. СОВЕТ 1. При ремонте любого электрического узла автомобиля обязательно отсоединяйте провод […]
  • Схема электропроводка 2111 Схема электропроводка 2111 В данном бесплатном сборнике находится вся необходимая документация по электрооборудованию автомобиля ВАЗ-2111 - сама схема, система подогрева, очиститель фар, электронный модуль управления двигателем и блок […]
  • Узо на 4 квт помогите подобрать УЗО и автоматы (7кВт) санузел в санузле будут стоять: 1 накопительный нагреватель 1,5 кВт 2 теплый пол 1,5 кВт 3 стиралка и сушилка 3,4 кВт,если одновременно 4 розетка для фена и пр. 1,5 кВт 5 освещение, вентиляторы 0,5 […]
  • Электропроводка газ 2217 Электропроводка газ 2217 Газель Соболь. Электросхемы - часть 3 Схема электрооборудования автомобиля с двигателем ЗМЗ-4063 (панель приборов старого образца): 1 - боковой указатель поворота; 2 - указатель поворота; 3 - фара; 4 - лампа […]
  • Провода печки ваз 2105 Провода печки ваз 2105 Представлен бесплатный справочный материал по электрооборудованию отечественного автомобиля ВАЗ-2105. В том числе блок реле и предохранителей, а также схемы некоторых модификаций. Электрика выполнена по […]