Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети с конденсаторами

Запуск 3х фазного двигателя от 220 Вольт

Запуск 3х фазного двигателя от 220 Вольт

Часто возникает необходимость в подсобном хозяйстве подключать трехфазный электродвигатель, а есть только однофазная сеть (220 В). Ничего, дело поправимое. Только придется подключить к двигателю конденсатор, и он заработает.

Читаем подробно далее

Емкость применяемого конденсатора, зависит от мощности электродвигателя и рассчитывается по формуле

С = 66·Рном ,

где С — емкость конденсатора, мкФ, Рном — номинальная мощность электродвигателя, кВт.

То есть можно считать, что на каждые 100 Вт мощности трехфазного электродвигателя требуется около 7 мкФ электрической емкости.

Например, для электродвигателя мощностью 600 Вт нужен конденсатор емкостью 42 мкФ. Конденсатор такой емкости можно собрать из нескольких параллельно соединенных конденсаторов меньшей емкости:

Итак, суммарная емкость конденсаторов для двигателя мощностью 600 Вт должна быть не менее 42 мкФ. Необходимо помнить, что подойдут конденсаторы, рабочее напряжение которых в 1,5 раза больше напряжения в однофазной сети.

В качестве рабочих конденсаторов могут быть использованы конденсаторы типа КБГ, МБГЧ, БГТ. При отсутствии таких конденсаторов применяют и электролитические конденсаторы. В этом случае корпуса конденсаторов электролитических соединяются между собой и хорошо изолируются.

Отметим, что частота вращения трехфазного электродвигателя, работающего от однофазной сети, почти не изменяется по сравнению с частотой вращения двигателя в трехфазном режиме.

Большинство трехфазных электродвигателей подключают в однофазную сеть по схеме «треугольник» (рис. 1). Мощность, развиваемая трехфазным электродвигателем, включенным по схеме «треугольник», составляет 70-75% его номинальной мощности.

Рис 1. Принципиальная (а) и монтажная (б) схемы подсоединения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть по схеме «треугольник»

Трехфазный электродвигатель подключают так же по схеме «звезда» (рис. 2).

Рис. 2. Принципиальная (а) и монтажная (б) схемы подсоединения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть по схеме «звезда»

Чтобы произвести подключение по схеме «звезда», необходимо две фазные обмотки электродвигателя подключить непосредственно в однофазную сеть (220 В), а третью — через рабочий конденсатор (Ср) к любому из двух проводов сети.

Для пуска трехфазного электродвигателя небольшой мощности обычно достаточно только рабочего конденсатора, но при мощности больше 1,5 кВт электродвигатель либо не запускается, либо очень медленно набирает обороты, поэтому необходимо применять еще пусковой конденсатор (Сп). Емкость пускового конденсатора в 2,5-3 раза больше емкости рабочего конденсатора. В качестве пусковых конденсаторов лучше всего применяют электролитические конденсаторы типаЭП или такого же типа, как и рабочие конденсаторы.

Схема подключения трехфазного электродвигателя с пусковым конденсатором Сп показана на рис. 3.

Рис. 3. Схема подсоединения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть по схеме «треугольник» с пусковым конденсатором Сп

Нужно запомнить: пусковые конденсаторы включают только на время запуска трехфазного двигателя, подключенного к однофазной сети на 2-3 с, а затем пусковой конденсатор отключают и разряжают.

Обычно выводы статорных обмоток электродвигателей маркируют металлическими или картонными бирками с обозначением начал и концов обмоток. Если же бирок по каким-либо причинам не окажется, поступают следующим образом. Сначала определяют принадлежность проводов к отдельным фазам статорной обмотки. Для этого возьмите любой из 6 наружных выводов электродвигателя и присоедините его к какому-либо источнику питания, а второй вывод источника подсоедините к контрольной лампочке и вторым проводом от лампы поочередно прикоснитесь к оставшимся 5 выводам статорной обмотки, пока лампочка не загорится. Загорание лампочки означает, что 2 вывода принадлежат к одной фазе. Условно пометим бирками начало первого провода С1, а его конец — С4. Аналогично найдем начало и конец второй обмотки и обозначим их C2 и C5, а начало и конец третьей — СЗ и С6.

Следующим и основным этапом будет определение начала и конца статорных обмоток. Для этого воспользуемся способом подбора, который применяется для электродвигателей мощностью до 5 кВт. Соединим все начала фазных обмоток электродвигателя согласно ранее присоединенным биркам в одну точку (используя схему «звезда») и включим двигатель в однофазную сеть с использованием конденсаторов.

Если двигатель без сильного гудения сразу наберет номинальную частоту вращения, это означает, что в общую точку попали все начала или все концы обмотки. Если при включении двигатель сильно гудит и ротор не может набрать номинальную частоту вращения, то в первой обмотке поменяйте местами выводы С1 и С4. Если это не помогает, концы первой обмотки верните в первоначальное положение и теперь уже выводы C2 и С5 поменяйте местами. То же самое сделайте в отношении третьей пары, если двигатель продолжает гудеть.

При определении начал и концов фазных обмоток статора электродвигателя строго придерживайтесь правил техники безопасности. В частности, прикасаясь к зажимам статорной обмотки, провода держите только за изолированную часть. Это необходимо делать еще и потому, что электродвигатель имеет общий стальной магнитопровод и на зажимах других обмоток может появиться большое напряжение.

Для изменения направления вращения ротора трехфазного электродвигателя, включенного в однофазную сеть по схеме «треугольник» (см. рис. 1), достаточно третью фазную обмотку статора (W) подсоединить через конденсатор к зажиму второй фазной обмотки статора (V).

Чтобы изменить направление вращения трехфазного электродвигателя, включенного в однофазную сеть по схеме «звезда» (см. рис. 2, б), нужно третью фазную обмотку статора (W) подсоединить через конденсатор к зажиму второй обмотки (V). Направление вращения однофазного двигателя изменяют, поменяв подключение концов пусковой обмотки П1 и П2 (рис. 4).

При проверке технического состояния электродвигателей нередко можно с огорчением заметить, что после продолжительной работы появляются посторонний шум и вибрация, а ротор трудно повернуть вручную. Причиной этого может быть плохое состояние подшипников: беговые дорожки покрыты ржавчиной, глубокими царапинами и вмятинами, повреждены отдельные шарики и сепаратор. Во всех случаях необходимо детально осмотреть электродвигатель и устранить имеющиеся неисправности. При незначительном повреждении достаточно промыть подшипники бензином, смазать их, очистить корпус двигателя от грязи и пыли.

Чтобы заменить поврежденные подшипники, удалите их винтовым съемником с вала и промойте бензином место посадки подшипника. Новый подшипник нагрейте в масляной ванне до 80° С. Уприте металлическую трубу, внутренний диаметр которой немного превышает диаметр вала, во внутреннее кольцо подшипника и легкими ударами молотка по трубе насадите подшипник на вал электродвигателя. После этого заполните подшипник на 2/3 объема смазкой. Сборку производите в обратном порядке. В правильно собранном электродвигателе ротор должен вращаться без стука и вибрации.

Включение трехфазного электродвигателя в однофазную сеть

Многие любители мастерить нередко пытаются приспособить трехфазные электродвигатели для различных самодельных станков: заточных, сверлильных, деревообрабатывающих и других. Но вот беда — не каждый знает, как питать такой электродвигатель от однофазной сети.

Среди различных способов запуска трехфазных электродвигателей наиболее простой и эффективный — с подключением третьей обмотки через фазосдвигающий конденсатор. Полезная мощность, развиваемая при этом электромотором, составляет 50—60 % его мощности в трехфазном режиме. Однако не все трехфазные электродвигатели хорошо работают от однофазной сети. К ним относятся, например, электромоторы с двойной клеткой короткозамкнутого ротора серии МА. Поэтому предпочтение следует отдать трехфазным электродвигателям серий А, ДО, АО2, АОЛ, АПН, УАД и др.

Чтобы электромотор с конденсаторным пуском работал нормально, емкость конденсатора должна меняться в зависимости от числа оборотов. Поскольку на практике это условие выполнить трудно, двигателем обычно управляют двухступенчато — сначала включают с пусковым конденсатором, а после разгона его отсоединяют, оставляя только рабочий.

Если в паспорте электродвигателя указано напряжение 220/380 В, то включить мотор в однофазную сеть с напряжением 220 В можно по схеме, приведенной на рисунке 1. При нажатии на кнопку SB1 электродвигатель М1 начинает разгоняться, а когда он наберет обороты, кнопку отпускают — SB1.2 размыкается, a SB1.1 и SB1.3 остаются замкнутыми. Их размыкают для остановки электродвигателя.


Рис. 1. Электрическая схема включения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть.

При соединении обмоток электродвигателя в “треугольник” емкость рабочего конденсатора определяют по формуле:

где Ср — емкость конденсатора, мкФ; I — потребляемый электродвигателем ток, A; U — напряжение сети, В.
Если мощность электродвигателя известна, потребляемый им ток определяют по формуле:

где Р — мощность электродвигателя (указана в паспорте), Вт; U — напряжение сети,В; n КПД; cosф коэффициент мощности.

Емкость пускового конденсатора выбирают в 2—2,5 раза больше рабочего, а их допустимые напряжения должны не менее чем в 1,5 раза превышать напряжение сети. Для сети 220 В лучше применить конденсаторы марки МБГО, МБГП, МБГЧ с рабочим напряжением 500 В и выше. В качестве пусковых можно использовать и электролитические конденсаторы К50-3, ЭГЦ-М, КЭ-2 с рабочим напряжением не менее 450 В (при условии кратковременного включения). Для большей надежности их включают по схеме, показанной на рисунке 2. Общая емкость при этом равна C/2. Пусковые конденсаторы зашунтируйте резистором сопротивлением 200—500 кОм, через который будет “стекать” оставшийся электрический заряд.

Смотрите так же:  Обмоточные алюминиевые эмалированные провода


Рис. 2. Схема соединения электролитических конденсаторов.

Эксплуатация электродвигателя с конденсаторным пуском имеет некоторые особенности. При работе в режиме холостого хода по питаемой через конденсатор обмотке протекает ток, на 20—40 % превышающий номинальный. Поэтому, если электромотор будет часто использоваться в недогруженном режиме или вхолостую, емкость конденсатора Ср следует уменьшить. При перегрузке электродвигатель может остановиться, тогда для его запуска снова подключите пусковой конденсатор (сняв или снизив до минимума нагрузку на валу). На практике значения емкостей рабочих и пусковых конденсаторов в зависимости от мощности электродвигателя определяют из таблицы.

Для запуска электродвигателя на холостом ходу или с небольшой нагрузкой емкость конденсатора Сп можно уменьшить. Например, для включения электродвигателя АО2 мощностью 2,2 кВт на 1420 об/мин можно использовать в качестве рабочего конденсатор емкостью 230 мкф, пускового — 150 мкФ. При этом электродвигатель уверенно запускается при небольшой нагрузке на валу. Реверсирование электромотора осуществляют путем переключения фазы на его обмотке тумблером SA1 (рис. 1).


Рис. 3. Электрическая схема пускового устройства для трехфазного электродвигателя мощностью 0,5 кВт.

На рисунке 3 приведена электрическая схема переносного универсального блока для пуска трехфазных электродвигателей мощностью около 0,5 кВт от однофазной сети без реверсирования. При нажатии на кнопку SB1 срабатывает магнитный пускатель КМ1 (тумблер SA1 замкнут) и своей контактной системой КМ1.1, КМ1.2 подсоединяет электродвигатель M1 к сети 220 В. Одновременно третья контактная группа КМ1.3 блокирует кнопку SB1. После полного разгона электродвигателя пусковой конденсатор С1 отключают тумблером SA1. Останавливают электромотор нажатием на кнопку SB2. В устройстве применены магнитный пускатель типа ПМЛ, рассчитанный на переменный ток напряжением 220 В; SB1, SB2 — спаренные кнопки ПКЕ612, SA1—тумблер Т2-1; резисторы: R1 — проволочный ПЭ-20, R2 — МЛТ-2, С1, С2 — конденсаторы МБГЧ на напряжение 400 В (С2 составлен из двух параллельно соединенных конденсаторов по 20 мкФ X 400 В); HL1 — лампа КМ-24 (24 В, 100 мА). M1 — электродвигатель 4А71А4 (АО2-21-4) на 0,55 кВт, 1420 об/мин.

Пусковое устройство смонтировано в жестяном корпусе размером 170х140х70 мм (рис. 4). На верхней панели расположены кнопки “Пуск” и “Стоп”, сигнальная лампа и тумблер отключения пускового конденсатора. На передней боковой стенке установлен самодельный трехконтактный разъем, изготовленный из трех отрезков медной трубки и круглой электровилки, в которой добавлен третий штифт.


Рис. 4. Внешний вид пускового устройства: 1 — корпус, 2 — ручка для переноски, 3 — сигнальная лампа, 4 — тумблер отключения пускового конденсатора, 5 — кнопки “Пуск” и “Стоп”, 6 — доработанная электровилка, 7 — панель с гнездами разъема.

Пользоваться тумблером SA1 (рис. 3) не совсем удобно. Поэтому лучше, если пусковой конденсатор будет отключаться автоматически с помощью дополнительного реле К1 (рис. 5) типа МКУ-48. При нажатии на кнопку SB1 оно срабатывает и своей контактной парой К1.1 включает магнитный пускатель КМ1, а К1.2 — пусковой конденсатор Сп. В свою очередь, магнитный пускатель КМ1 самоблокируется с помощью своей контактной системы КМ1.1, а КМ1.2 и КМ1.3 подсоединяют электродвигатель к сети. Кнопку SB1 держат нажатой до полного разгона электромотора, а затем отпускают — реле К1 обесточивается и отключает пусковой конденсатор, который разряжается через резистор R2. В то же время магнитный пускатель КМ1 остается включенным, обеспечивая питание электродвигателя в рабочем режиме. Останавливают электромотор нажатием на кнопку SB2 “Стоп”.

Рис. 5. Электрическая схема пускового устройства с автоматическим отключением конденсатора Сп .

В заключение несколько слов об усовершенствованиях, расширяющих возможности пускового устройства. Конденсаторы Ср и Сп можно сделать составными со ступенями по 10—20 мкФ и подсоединять их многопозиционными переключателями (или двумя-четырьмя тумблерами) в зависимости от параметров запускаемых электродвигателей. Лампу накаливания HL1 с гасящим проволочным резистором рекомендуем заменить на неоновую с дополнительным резистором небольшой мощности; вместо спаренных кнопок ПКЕ612 применить две одиночные любого типа; плавкие предохранители можно заменить автоматическими на соответствующий ток отсечки.

Включение трехфазного двигателя в однофазную сеть и его реверс

Проблема подключения трехфазного двигателя к однофазной сети возникает достаточно часто, потому имеет смысл рассмотреть этот вопрос. Оказывается запустить такой двигатель от обычной розетки совсем несложно — достаточно лишь дополнить схему фазосдвигающим конденсатором:

На рисунках выше показано подключение трехфазных двигателей с обмотками, соединенными звездой и треугольником.

Правда в этой схеме есть один существенный недостаток: для получения максимального КПД емкость фазосдвигающего конденсатора (Сраб.) должна меняться в зависимости от числа оборотов якоря мотора. Простейший выход из этой ситуации — использование дополнительного конденсатора (Спуск.):

Он подключается только на время пуска двигателя, после чего сразу же отключается вручную.
Какой емкости конденсаторы нужно использовать? Расчет достаточно прост. Для схемы «Звезда» формула будет выглядеть так:

Где Сраб. в микрофарадах, I — ток потребления двигателем в амперах, U — напряжение питания в вольтах.

А для схемы «Треугольник» так:

Где Сраб. в микрофарадах, I — ток потребления двигателем в амперах, U — напряжение питания в вольтах.

Если вам известна мощность электродвигателя, то ток потребления несложно рассчитать, воспользовавшись формулой:

I = P/1.73 U η cosφ

Где I — ток потребления в амперах, Р — паспортная мощность двигателя в ваттах (указана на шильдике), U — напряжение сети в вольтах, η — КПД, cosφ — коэффициент мощности.

Пусковой конденсатор должен иметь в 1.5-2 большую емкость чем рабочий. Оба конденсатора должны быть обязательно бумажными (МБГО, МБГП) и рассчитаны на рабочее напряжение как минимум в 1.5 раза превышающее напряжение питания электродвигателя.

Как осуществить реверс двигателя при таком подключении? Схема реверсирования предельно проста — достаточно добавить схему переключатель В1:

И последний вопрос: если схема подключения трехфазного двигателя к одной фазе так проста, зачем вообще классическая схема с тремя фазами? Дело в том, что при использовании обычной сети для таких двигателей, мощности их составляет 50% от номинальной, но тут уже ничего не поделаешь.

Подключение трехфазного двигателя к сети 220 и 380

Для работы разнообразных электрических устройств используются асинхронные двигатели, которые просты и надежны в работе и монтаже – их легко можно установить своими руками. Подключение трехфазного двигателя к однофазной и трехфазной сети осуществляется звездой и треугольником.

Общая информация

Асинхронный трехфазный двигатель состоит из следующих основных частей: обмоток, подвижного ротора и неподвижного статора. Обмотки могут быть соединены межу собой, а к их открытым контактам подключается основное питание сети или последовательно, т. е. конец одной обмотки соединен с началом следующей.

Фото – схема звезда наглядно

Подключение может осуществляться к однофазной, двухфазной и трехфазной сети, при этом двигатели в основном рассчитаны на два напряжения – 220/380 В. Переключение типа соединения обмоток позволяет менять номинальное напряжение. Несмотря на то, что в принципе подключение двигателя возможно и к однофазной сети, оно редко используется, т. к. конденсатор снижает эффективность устройства. И от номинальной мощности потребитель получает приблизительно 60 %. Но если иного варианта нет, то нужно подключать схемой “треугольник”, тогда перегрузка мотора будет меньшей, чем при звезде.

Перед подсоединением обмоток в однофазной сети нужно обязательно проверить емкость конденсатора, который будет использоваться. Для этого нужна формула:

Если исходные параметры конденсатора неизвестны, то рекомендуется использовать пусковую модель, которая может «подстроиться» под работу двигателя и контролировать его обороты. Также часто для работы устройства с короткозамкнутым ротором используют реле тока или стандартный магнитный пускатель. Эта деталь схемы позволяет обеспечить полную автоматизацию рабочего процесса. Причем для бытовых моделей (с мощностью от 500 в до 1 кВт) можно использовать пускатель от стиралки или холодильника, в дальнейшем увеличивая емкость конденсатора или изменяя обмотку реле.

Видео: как подключать трехфазный двигатель в 220В

Способы подключения

При однофазной сети необходимо сдвигать фазу при помощи специальных деталей, чаще всего это конденсатор. Но в некоторых условиях его заменят тиристор. Если установить тиристорный ключ в корпус электродвигателя, то при закрытом положении он не только сдвигает фазы, но и значительно увеличивает пусковой момент. Это способствует повышению КПД до 70 %, что является прекрасным показателем для такого подсоединения. Используя только эту деталь можно отказаться от применения вентилятора и основных типов конденсаторов – пускового и рабочего.

Но и это подключение не является идеальным. При работе ЭД с тиристором потребляется на 30 % больше электрического тока, чем с конденсаторами. Поэтому такой вариант применяется только на производстве или при отсутствии выбора.

Рассмотрим, как производится подключение трехфазного асинхронного двигателя к трехфазной сети, если используется схема треугольник.

Фото – простой треугольник

На чертеже указаны два конденсатора – пусковой и рабочий, кнопка пуска, диод, сигнализирующий о начале работы и резисторная система торможения и полной остановки. Также в данном случае применяется переключатель, который имеет три позиции: «удержание», «старт», «стоп». При установке рукоятки в первом положении к контактам начинает поступать электрический ток. Здесь важно сразу же после того, как двигатель заведется перейти в режим «старт», иначе обмотки могут загореться из-за перегрузки. Во время окончания рабочего процесса рукоятка фиксируется в точке «стоп».

Фото – подключение при помощи конденсаторов электролитов

Иногда при подключении в фазу удобнее останавливать трехфазный двигатель за счет энергии, которая запасена в конденсаторе. Иногда вместо них используются электролиты, но это более сложный вариант установки устройства. В этом случае очень важны параметры конденсатора, в частности, его емкость – от неё зависит торможение и время полной остановки движущихся частей. Также в этой схеме используются выпрямляющие диоды и резисторы. Они помогут при необходимости ускорить остановку двигателя. Но их технические характеристики должны иметь следующий вид:

  1. У резистора сопротивление не должно превышать 7 кОм;
  2. Конденсатор должен выдерживать напряжение 350 вольт и выше (в зависимости от напряжения сети).
Смотрите так же:  Монтаж узо и автоматов схема

Имея под рукой схему с остановки мотора, при помощи конденсатора можно осуществить подключение с реверсом. Главным отличием от предыдущего чертежа является модернизация трехфазного двухскоростного двигателя за счет двойного переключателя и магнитного пускового реле. Переключатель также как и в предыдущих вариантах имеет несколько основных позиций, но фиксируется только на «старт» и «стоп» – это очень важно.

Фото – реверс при помощи пускателя

Реверсивное подключение двигателя возможно также через магнитный пускатель. В таком случае нужно изменить порядок очередности фаз статора, тогда можно будет обеспечить перемену направления вращения. Чтобы это сделать, нужно сразу после нажатия на кнопку пускателя «Вперед», нажать кнопку «Назад». После этого блокировочный контакт отключит катушку переднего хода и переведет питание на задний – направление вращения изменится. Но нужно быть внимательным при подключении пускателя – если перепутать местами контакты, то при переходе произойдет не реверсирование, а короткое замыкание.

Еще одним необычным способом, как можно подключить трехфазный двигатель, является вариант с использованием четырехполюсного УЗО. Её особенностью является возможность использования без нуля сети.

  1. В большинстве случаев, ЭД требуется только 3 фазы и 1 провод заземления, ноль необязателен, т. к. нагрузка симметрична;
  2. Принцип подключения таков: фазы питания отводим к автоматическому выключателю, а ноль соединяем прямо с клеммой УЗО – N, после этого её ни к чему не подключаем;
  3. От автомата кабели также аналогично подсоединяются к УЗО. Заземляем двигатель и все.

Трехфазный двигатель в однофазной сети

Можно ли использовать трехфазный двигатель в однофазной сети? Как показывает практика, такое решение вполне эффективно, если применять дополнительное оборудование (конденсаторы) и следовать правилам подключения.

Трехфазный двигатель в однофазной сети: выбор конденсатора

Чтобы включить трехфазный двигатель в однофазную сеть, вам потребуются:

  • асинхронный двигатель серии А, Д, АО, АПН, АОЛ, АО2, УАД (возможность подключения есть у любой модели, но перечисленные более эффективны);
  • конденсатор, предпочтительно бумажный — МБГО, МБГП и пр. (в качестве отключаемого пускового конденсатора можно выбрать более дешевый вариант).

Фазосдвигающий конденсатор подключают к началу третьей фазы. Для расчета емкости рабочего конденсаторного устройства (Ср), необходимой для номинальной нагрузки, воспользуйтесь следующими формулами:

  • 2800*I(мощность двигателя, то есть номинальный ток)/U(напряжение сети), если соединение обмоток проведено по схеме «звезда»;
  • 4800*I/U, когда применялся способ подключения «треугольник».

Как включить трехфазный двигатель в однофазную сеть — порядок действий

Чтобы конденсаторный пуск не препятствовал нормальной работе двигателя, показатели емкости конденсатора должны меняться в соответствии с числом оборотов. Задача решается с помощью двухступенчатого управления, последовательность операций при этом выглядит следующим образом:

  • приводим двигатель в действие, используя пусковую емкость конденсатора;
  • после полного разгона двигателя, пусковой конденсатор следует отключить, оставив рабочий (для этого предусмотрен ручной переключатель).

Чтобы выполнить реверсирование, сетевой провод достаточно перенести на другой зажим конденсатора. Важно, чтобы показатели емкости и напряжения пускового конденсатора соответствовали требованиям:

  • значение емкости должно превышать емкость рабочего конденсатора в 1,5-2 раза;
  • соотношение величин напряжения конденсатора и сети также должно составлять 1,5 к 1.

Конденсатор необходимо разряжать после отключения, а также в случае ремонта. В качестве источника разрядного сопротивления могут выступить несколько последовательно соединенных ламп.

Правильный выбор оборудования и соблюдение рекомендованного порядка запуска поможет вам осуществить подключение трехфазного электродвигателя в однофазную сеть без ущерба для агрегата.

Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети через конденсатор

Трёхфазное напряжение имеет максимум своего значения, который перемещается последовательно от одной фазы к другой. В трехфазном двигателе три обмотки статора подключены к трёхфазному напряжению. Поэтому максимум магнитного поля статора также перемещается от одной обмотки к другой, двигаясь вокруг оси вращения ротора. В зависимости от конструкции электродвигателя при этом ротор вращается с соответствующей скоростью.

Однако перемещение максимума напряжения можно достичь и при однофазном питающем напряжении. Для этого потребуется электрическая ёмкость. Изменение величины напряжения на электрической ёмкости отстаёт от изменения величины тока. Поэтому процесс формирования эффективного максимума перемещаемого магнитного поля статора с использованием конденсаторов становится возможным при правильно выбранных величинах их ёмкости.

В лучшем случае удаётся использовать двигатель на уровне 65 – 85 процентов от его номинальной мощности. При этом реактивная составляющая мощности, потребляемая от сети может быть близка к нулю, поскольку функцию источника реактивной мощности выполняет электрическая ёмкость. Но для наилучшей работы электродвигателя с трёхфазным статором от однофазной сети нужны конденсаторы, как для запуска, так и для рабочего режима.

А поскольку для большей электрической мощности требуется увеличение тока, потребуется также и увеличение ёмкости конденсаторов. Поэтому начиная с некоторой величины мощности электродвигателей, конденсаторная батарея получается слишком громоздкой и дорогостоящей. В таком случае преимущества включения трёхфазного двигателя в однофазную сеть утрачиваются. Обычно граничным значением величины мощности электродвигателя являются два киловатта.

Схемы включения

Схемы включения трёхфазного двигателя с использованием электрических ёмкостей приведены на изображении ниже:

Изменение соединений обмоток на изображениях а) и б) делается для реверса вращения ротора. Аналогично и для соединений обмоток на изображениях в) и г). На изображении ниже показано переключение соединений выводов обмоток в случае реверса для схемы г):

Для схем включения трёхфазных электродвигателей с конденсаторами в однофазную сеть в) и г) применяются два определения для обозначения обмоток:

  • конденсаторная фаза для обмотки соединённой с конденсатором;
  • главная фаза для обмоток соединённых с питающей сетью.

Величина номинального тока Iном существует для обмоток электродвигателя присоединённого к трёхфазной сети. При его подключении к однофазной сети на величину тока будет оказывать влияние ёмкость конденсатора. Можно получить ток как больше номинального, так и меньше номинального значения. Превышение номинального тока приводит к перегреву обмоток и к увеличению напряжения на конденсаторной фазе.

Расчёт конденсаторов

Особенно вредным могут быть резонансные явления, приводящие к существенному увеличению напряжения, которое может стать опасным как для целостности изоляции обмоток и конденсаторов, так и для обслуживающего персонала. Если ток меньше номинального значения двигатель будет использоваться не эффективно. Поэтому надо применять такие значения ёмкостей, при которых величины напряжений и токов для обмоток близки к номинальным значениям.

Для частоты питающего напряжения со значениями U Вольт и 50 Герц для каждой из схем, приведенных выше существует приближённый расчёт рабочей ёмкости Ср,ном:

а) — Ср,ном ≈2800Iном/U;

б) — Ср,ном ≈4800 /U;

в) — Ср,ном ≈1600Iном/U;

г) — Ср,ном ≈2740Iном/U.

Величина ёмкости при запуске электродвигателя выбирается в два – три раза больше чем величина Ср,ном. Для увеличения пускового момента надо выбирать схемы в) и г). Но при этом возможны перенапряжения на конденсаторной фазе. После переходного процесса часть конденсаторов отключается так, чтобы ёмкость оставшихся равнялась Ср,ном. С этой конденсаторной батареей электродвигатель может продолжать вращение.

Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети с конденсаторами

6.5.1. Включение трехфазных двигателей в однофазную сеть без перемотки

Не все трехфазные электродвигатели хорошо работают при подключении к однофазной сети. Проблемы возникают, например, у двигателей серии МА с двойной клеткой короткозамкнутого ротора. В связи с этим при выборе трехфазных электродвигателей для работы в однофазной сети следует отдать предпочтение двигателям серий А, АО, АО2, АПН, УАД и др. Заметим, что электродвигатели общего назначения серии АО и АО2 давно уже сняты с производства, но их еще можно встретить очень часто. На замену этих моделей двигателей пришли серии 4А, АИ (АИР, АИС). В последние годы появились серии RA и 5А. Мощность используемых асинхронных электродвигателей ограничивается величиной допустимых токов питающей сети.

Включить трехфазный асинхронный двигатель в однофазную сеть можно по трем основным схемам:

• с пусковым резистором;

• с одним пусковым конденсатором;

• с двумя конденсаторами (рабочим Ср и пусковым Сп).

Подключение третьей обмотки трехфазных асинхронных двигателей через фазосдвигающий конденсатор – наиболее эффективный способ пуска электродвигателя. Для нормальной работы двигателя с конденсаторным пуском необходимо, чтобы емкость конденсатора менялась в зависимости от числа оборотов. Выполнить это условие на практике довольно трудно, поэтому управление двигателем делают двухступенчатым. Такая схема включения содержит два параллельно соединенных конденсатора: один пусковой (Сп), а второй рабочий (Ср). Вначале к двигателю подключают пусковой конденсатор, а после его разгона этот конденсатор отключают, оставляя только рабочий. Отключают пусковой конденсатор вручную переключателем.

Рабочую емкость конденсатора (в микрофарадах) для трехфазного двигателя в зависимости от типа соединения обмоток можно определить по формулам, приведенным в табл. 6.3.

Таблица 6.3. Включение трехфазного асинхронного двигателя с пусковым и рабочим конденсатором в однофазную сеть

Емкость пускового конденсатора должна быть в 2,5–3 раза больше емкости рабочего. Рабочее напряжение обеих конденсаторов должно быть в 1,5 раза больше напряжения сети. Что касается типа конденсаторов, то предпочтительнее бумажные, например МБГО, МБГП и др. Однако еще лучше поставить конденсаторы, которые выпускаются специально для использования в качестве рабочих и пусковых конденсаторов для асинхронных двигателей (рис. 6.15). На рынке России присутствуют конденсаторы для запуска двигателей и других устройств переменного напряжения немецкой корпорации EPCOS AG (Electronic Parts and Components), американской компании VISHAY INTERTECNOLOGY, скандинавской корпорации Evox Rifa и отечественного производителя ЗАО «Электроинтер» из г. Серпухова.

Смотрите так же:  Узо 16 или 25

Рис. 6.15. Конденсатор типа B 32 328 с кабельным подключением для запуска асинхронных электродвигателей. Производитель – корпорация EPCOS AG. Кабель с двойной изоляцией (2×0,75 мм2) длиной 250 мм

На рис. 6.16 приведены механические характеристики трехфазного асинхронного электродвигателя при различных схемах включения [8]. При работе трехфазного асинхронного двигателя от однофазной сети без рабочего конденсатора, т. е. как однофазного, его номинальная мощность используется на 40–50 %, а с рабочим конденсатором – на 75–80 %.

Рис. 6.16. Механические характеристики трехфазного асинхронного электродвигателя при различных схемах включения в однофазную сеть: 1 – трехфазная сеть; 2 – с рабочим конденсатором; 3 – без фазосмещающего элемента (ФЭ); 4 – с рабочим и пусковым конденсаторами

Следует отметить, что у электродвигателя с конденсаторным пуском в режиме холостого хода по обмотке, питаемой через конденсатор, протекает ток, на 20…30 % превышающий номинальный. В связи с этим, если двигатель часто работает в недогруженном режиме или вхолостую, то емкость конденсатора Ср следует уменьшить. Может случиться, что во время перегрузки электродвигатель остановился, тогда для его запуска снова подключают пусковой конденсатор, сняв нагрузку вообще или снизив ее до минимума.

Необходимо знать, что при таком включении мощность, развиваемая электродвигателем, составляет 50 % от номинального значения. Если трехфазный электродвигатель включен в однофазную сеть по схеме «треугольника», то пусковой момент будет почти вдвое меньше, чем при включении по схеме «звезда». Для реверсирования электродвигателя, включенного по схеме звезда, необходимо поменять местами выводы С2 и С5 пусковой обмотки.

При отсутствии конденсаторов с нужными параметрами трехфазный двигатель можно включить по схеме с активным сопротивлением (рис. 6.17).

Рис. 6.17. Схемы включения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть при помощи активного сопротивления при соединении обмоток электродвигателя: а – в треугольник, б – в звезду

Перед пуском двигателя включают пусковое сопротивление, а затем двигатель подключают к однофазной сети. Когда двигатель достигнет частоты вращения, близкой к номинальной, пусковое сопротивление отключают. Двигатель продолжает работать, развивая мощность, равную 0,5–0,6 номинальной мощности в трехфазном режиме. Значение пусковых активных сопротивлений выбирают по табл. 6.4 в зависимости от мощности электродвигателя в трехфазном режиме.

Таблица 6.4. Величины пусковых сопротивлений

Пусковые активные сопротивления изготавливают, как правило, в производственных условиях. В качестве проводников используют фехраль (табл. 6.5), нихром, константан и другие материалы, а в качестве изолятора – цилиндр из керамиковых материалов или асбоцемента. Фехраль – сплав, состоящий из следующих элементов: Cr (12–15 %); Al (3,5–5,5 %); Si (1 %); Mn (0,7 %); остальное Fe.

Таблица 6.5. Величины пусковых сопротивлений из фехраля

При изготовлении активных пусковых сопротивлений следует иметь в виду, что во время пуска по сопротивлению кратковременно протекает ток, который в пять раз может превышать номинальный ток в трехфазном режиме. В связи с этим для проводников диаметром 0,1–0,5 мм, из указанных материалов допустимая плотность тока при пуске равна 10 А/мм2, для проводников диаметром более 1,5 мм – 8 А/мм2.

Сообщества › Электронные Поделки › Блог › Кто запускал трехфазный электродвигатель от однофазной сети без конденсаторов?

Всем доброго времени суток. Кто запускал трехфазный электродвигатель от однофазной сети без конденсаторов от

Комментарии 68

скорее всего ваш двигатель высоко оборотистый для этой схемы. бывают stroysvoy-dom.ru/trexfazn…j-seti-bez-kondensatorov/

Вот так у мня www.drive2.ru/b/1604719/
И токарник работает и бетономес, и компрессор.

проще простого
от руки раскручиваеш и подаеш напряжение))))

я вообще сделал преобразователь из 4 кв мотора с кондёром а от него запускаю 3.4 кв на такарном станке и всё работает.

Без конденсатора не пускал, но поделюсь опытом по конденсаторам: Для пуска под нагрузкой нужен пусковой конденсатор, который в 2 раза больше чем рабочий. Т.к. конденсаторы дорогие, мы с ребятами схитрили, использовали в качестве пускового конденсатора электролиты! Время их работы пол секунды, за это время нагреться не успевают.

Вы двигатель на треугольник переключили? Надо режим выбрать по лучшему запуску. Это фазовый регулятор можно его проверить включив последовательно лампочку накаливания. Можете использовать другой фазовый регулятор или диммер, но надо проверить какой мощности можно подключать к нему индуктивную нагрузку.

двигатель уже в треугольнике

А вы если не секрет, для чего это двигатель хотите применить и почему на кондерах не хотите сделать сдвиг фаз?

Ну вот тебе расчет на каждые 100Вт нужно 7мкф это сколько нужно кондеров? Одним словом дох…

Вы с электронной схемой запуска теряете половину мощности двигателя. С кондерами все зависит от емкости конденсатора но тоже будет мощность меньше. От емкости конденсатора зависитпусковой момент двигателя потому и спрашивал для чего хотите применить двигатель. У меня на компрессоре в гараже стоит асинхронник на 1.5квт, и кондеров 80мкф хватает для его пуска вполне. Надо больше бери www.chipdip.ru/product0/9000239391/

Я бы тебе посоветовал обратиться по этому вопросу к этому товарисчу churekov

хорошо спрошу его

ус-во на схеме тупо регулирует ток в обмотке. А надо смещать фазу.

Регулятор этим и занимается он сдвигает вектор

я вижу тут фазо-импульсный «диммер», который регулирует мощность. в обмотке.

не, теоретически, это работать может, т.к. фазоимпульсный «диммер» именно по такому принципу работает: регулируемая задержка подачи тока относительно начала полупериода

но я всё-таки склоняюсь к тому, что это — «удаление гланд через задницу»

Я С тобой тут соглашусь с гландами

Для запуска 3х фазника необходим сдвиг фаз в данной схеме не понятно каким образом это достигается. Так — как при включении через кондеры ток опережает напругу на 90 град и создается крутящий момент

при помощи реостата происходит сдвиг

реостат не может сдвигать фазу.

реостат не может сдвинуть фазу, а RL — цепочка состоящая из обмотки двигателя и резистора может

Да, тут будет дело в индуктивности — индуктивность может сдвинуть. Вот только нам надо на мотор подать сдвинутую фазу. А не из мотора ее взять и ему же подать.

у нас в уневере лаба была, где моторы трехфазные пускали от однофазной цепи, как на конденсаторах так и через резистор

вот это интересно — как было реализовано? Какого типа были мотори?

моторы маленькие 1,5-2kW, стандартная схема включения только вместо конденсаторов подключали реостат (мощу не помню) естественно размеры реостат превосходили размеры мотора. я первый раз о работе мотора через резистор тогда на лабе узнал.

помучал интернет — да, можно так включить, но я так понял что резистор выполняет роль пускового устройства и дальше должен быть отключен.

«Непосредственно перед подключением электродвигателя к однофазной сети следует включить пусковое сопротивление; отключают пусковое сопротивление только после того, как двигатель достигнет частоты вращения, близкой к номинальной. К сожалению, при использовании способов включения трехфазного двигателя в однофазную сеть с помощью активного сопротивления можно получить от двигателя мощность, не превышающую половины его номинальной.»

у нас в уневере лаба была, где моторы трехфазные пускали от однофазной цепи, как на конденсаторах так и через резистор

Может вспомнишь лабораторную и напишешь схему

не помню подробности, лет 12 прошло с того момента.

Собирал я эту схемку, правда на более мощных тиристорах, но с таким-же результатом. Так и лежит не заработавшая.

а какие ставил можешь написать

Тиристоры BTW69600 и диоды 30ETH06 (которые параллельно с ними)

Похожие статьи:

  • Лампочки 220 вольт 100 ватт Как выбрать светодиодную лампу В отличие от обычных ламп накаливания, различающихся только мощностью и качеством изготовления, светодиодные лампы имеют много параметров, влияющих на качество и безопасность освещения. Я расскажу об […]
  • Провода лэп до 10кв Active CIS Инженерно-техническое проектирование для ОАО «МОЭСК»: -Реконструкция ВЛ 110кВ Кудиново-Минеральная с отпайками; -Реконструкция ВЛ 110 кВ «Бакунино-Суворово»; Реконструкция ПС №335 «Чистая» яч. №№ 26,35». Разработка проекта […]
  • Трансформатор перемотать с 380 на 220 Трансформатор перемотать с 380 на 220 Или войдите с помощью этих сервисов Новые темы форума Вся активность Главная Вопрос-Ответ. Для начинающих Песочница (Q&A) Трансформатор на 380в в сеть 220в Объявления […]
  • Краскопульт 220 вольт Компрессор электрический краскопульт плиткорез прокат аренда во Владивостоке Заметка к объявлению Цена аренды (проката) в сутки может быть ниже в следующих случаях: 1) При сроке аренды от 3 до 7 суток минус 10% от стоимости суточной […]
  • Солнечная панель 220 вольт Солнечные панели для дома (1 кВт, 220 Вольт) Код товара: 0800014 Наличие: на удаленном складе в Москве по Москве — от 500 руб. по России — от 500 руб. самовывоз — по предзаказу Солнечная электростанция SA-1000 представляет […]
  • Трансформатор 380 220 5квт Трансформатор ТСЗИ. Цена на Трансформаторы ТСЗИ указана из расчета оптового или мелкооптового объема покупки. При розничных заказах возможно увеличение цены от 5% до 15%. Купить Трансформаторы ТСЗИ могут юридические лица путем запроса […]