Подкрановый путь мостового крана заземление

Заземление кранового пути нужно выполнять обязательно

Заземление кранового пути должно быть выполнено в полном соответствии с действующими нормами и требованиями ГОСТа сразу же после монтажа крановых путей и перед тем, как приступить к работе на кране.

Как делается заземление

Для этого рельсовые крановые пути необходимо соединить с естественными или искусственными заземляющими устройствами, состоящими из заземлителей (связанных с землей, перемычек, объединяющих рельсы и заземлители, стальных проводников.

Очаг заземления включает три стержня-заземлителя, расположенных по прямой линии или по треугольнику. В качестве заземлителя можно использовать уже имеющиеся металлоконструкции, соединенные с землей трубопроводы, действующие инвентарные заземлители, вбитые в землю, стальные трубы, искусственные заземлители для этой цели не допускается использование временных трубопроводов, чугунных трубопроводов с горючими газами и жидкостями.

В системе, где нейтраль глухо заземлена, заземление осуществляется посредством соединения рельсовых крановых путей и ответственных металлоконструкций с нулевым проводом электрической линии, служащей источником питания для крана.

Для выполнения такого заземления требуется:

  1. Проложить соединительный проводник между крановыми путями и подключательным участком, после чего концы проводника приварить к рельсам и подключательному шкафу. Корпус шкафа соединить с нулевым проводом питающей линии посредством болтов.
  2. Соединить сварным соединением нитки рельсов кранового пути, используя специальные перемычки, стыки рельсов.
  3. Выполнить еще раз заземление нулевого провода, после чего соединить его с рельсами.

Заземлители следует вбить в заранее вырытые траншеи, глубина которых составляет 30-50 сантиметров. Заземлители и крановые пути соединяют двумя проводниками – металлическими прутками диаметром до десяти миллиметров, либо металлической шиной толщиной не менее четыре миллиметра. Если нейтраль изолирована, крановые пути надо будет присоединить к заземляющему контуру, либо выполнить очаг заземления.

После устройства заземления надо будет обязательно проверить сопротивление растеканию заземляющей системы – если она изолированная, то сопротивление не должно превышать 4 Ом.

Повторное заземление кранового пути осуществляется в том случае, если питание крана идет по четырехжильному шланговому кабелю, а источником питания является передвижная электростанция, установленная на расстоянии до 50-ти метров. При этом у нее также должно быть собственное заземляющее устройство, тогда нулевой кабель нужно будет соединить с ниткой рельсов. Перемычки приваривают на расстоянии не меньше 50-миллиетров от нейтральной оси рельсов. Приварка соединительных проводников и перемычек к подошвам кранового пути запрещается.

Игумнов С.Г. Стропальщик – Защитное заземление крана

Скачать книгу с рисунками и таблицами — нажмите сюда

2.2. Сведения об устройстве кранов

Что такое защитное заземление? Как оно защищает человека?

Защитное заземление – это преднамеренное соединение корпуса электроустановки с заземляющим устройством. Заземление необходимо для защиты обслуживающего персонала, так как в случае нарушения изоляции частей электроустановки, находящихся под напряжением, корпус электроустановки также оказывается под напряжением.
В трехпроводных электрических сетях (рис. 2.15, а) корпус электроустановки 1 соединяют заземляющим проводником 2 с заземляющим устройством. Электрическое сопротивление тела человека R4 не менее 1 000 Ом. Электрическое сопротивление заземления RЗ должно быть не более 4 Ом. В таком случае человек, прикоснувшийся к корпусу электроустановки под напряжением, окажется присоединенным параллельно малому электрическому сопротивлению защитного заземления. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению, поэтому через тело будет протекать ток, не являющийся опасным для жизни и здоровья человека.

Рис. 2.15. Схемы устройства защитного заземления в трехпроводной (а) и четырехпроводной (б) электрических сетях: 1 – электроустановка; 2, 3 – проводники; 4 – нулевой провод (доступно при скачивании полной версии книги)

При включении электроустановки в четырехпроводную сеть (рис. 2.15, б) с заземленным нулевым проводом 4 корпус электроустановки соединяют с этим проводом проводником 3. Такой способ защитного заземления называют занулением. В этом случае пробой на корпус превращается в короткое замыкание, при котором срабатывает предохранитель, поврежденная цепь размыкается, предупреждая поражение человека.

Как выполняют заземление крана?

У рельсовых кранов заземляется крановый путь. Все рельсы соединяют стальными перемычками 3, 4 (рис. 2.16) с помощью сварки. Крановый путь соединяют с заземлителями 6 не менее чем двумя заземляющими проводниками 5. Заземлителями являются стальные трубы или уголки, вбитые в грунт. При подключении к четырехпроводной сети крановый путь также соединяют стальным проводником 7 с корпусом рубильника 1, подающего напряжение на кран.

Рис. 2.16. Защитное заземление крана: 1 – рубильник; 2 – кабель; 3, 4 – перемычки; 5, 7 – проводники; 6 – заземлитель (доступно при скачивании полной версии книги)

Стреловые краны с электроприводом должны быть заземлены в случае подключения к внешней электрической сети. Для этого нулевой провод питающего кабеля соединяют с корпусом крана.
ВНИМАНИЕ! При неисправности или отсутствии заземления стропальщик, прикоснувшись к любой части крана, может оказаться под действием электрического тока.

Почему стропальщик должен знать расположение рубильника, подающего напряжение на кран?

При возникновении на кране пожара стропальщик должен отключить источник электропитания. Также необходимо обесточить электрооборудование при попадании человека под действие электрического тока.
Рубильник (автоматический выключатель) 1 (см. рис. 2.16) расположен на пункте подключения крана к электрической сети.

Скачать книгу с рисунками и таблицами — нажмите сюда

Подкрановый путь мостового крана заземление

Все передвижные грузоподъемные краны с электроприводом механизмов должны быть заземлены. Заземление выполняют для предупреждения возможного поражения людей электрическим то­ком в случае прикосновения к металлическим частям крана, не яв­ляющимися деталями электрооборудования, но случайно оказав­шимися под напряжением в результате повреждения изоляции электроцепей. Заземление — специальная система электриче­ского соединения деталей крана с землей через различные зазем­ляющие устройства. Обязательному заземлению подлежат крано­вые металлоконструкции, корпуса электроаппаратов, металличе­ские оболочки и защитные трубы электропроводки и кабелей. В зависимости от напряжения и системы энергоснабжения питаю­щей сети применяют различные схемы заземления.

Заземление корпусов крановой электроппаратуры и двигателей осуществляют надежным электрическим соединением (контакт) с металлоконструкцией крана; для этого на контактирующих поверх­ностях оставляют зачищенные и неокрашенные места. В свою оче­редь, металлоконструкции кранов заземляют через крановый путь, стыки рельсов которого надежно соединяют между собой сваркой, приваркой соединительных перемычек или приваркой к стальным подкрановым балкам для обеспечения надежной непрерывной электрической цепи. Заземление крановых путей, расположенных в промышленных зданиях, выполняют соединением их с основным контуром заземления деталей строительной конструкции. Крановые пути, расположенные на открытом воздухе, заземляют соединением их со специальными заземлителями. Величина сопротивления цепи заземления растеканию тока, измеряемая любым прибором, не дол­жна превышать 10 Ом.

Краны, имеющие четырехжильный кабель, заземляют через ну­левой провод линии, что значительно проще и надежнее. С 1976 г. выпускают грузовые электромагниты, получающие питание с по­мощью трехжильного кабеля, одну жилу которого используют для заземления устройства.

Контроль состояния цепи заземления производят одновременно с выполнением работ по ремонту кранового электрооборудования, но не реже одного раза в год.

7.12. Заземление

Металлоконструции кранов с электрическим приводом при питании электродвигателей от внешней сети, а также все металлическое электрооборудование (корпуса электродвигателей, кожухи аппаратов, металлические оболочки проводов и кабелей, защитные трубы и т. п. ), которое не входит в электрическую цепь, но может оказаться под напряжением вследствие повреждения изоляции, должно быть заземлено в соответствии с требованиями гл. 1—7 Правил устройства электроустановок.

Заземление подкранового пути башенных строительных кранов должно выполняться в соответствии с «Инструкцией по заземлению передвижных строительных механизмов и электрофицированного инструмента СН 38-58»(изд. 2-е, испр.).

Заземление кранов, передвигающихся по наземным рельсовым путям (башенных, козловых), выполняется в зависимости от системы энергоснабжающей сети — с глухо заземленной или изолированной нейтралью трансформаторов (генераторов). При глухо заземленной нейтрали (глухое заземление нейтрали является обязательным в четырехпроводной сети переменного тока) заземление осуществляется путем соединения металлоконструкций крана и крановых путей с заземленной нетралью через нулевой провод линии, питающей кран.

Для этой цели необходимо:
а) заземляющую жилу четырехжильного кабеля, подающего питание на кран, одним концом присоединить к заземляющему зажиму (болту) подключательного пункта (например, распределительного силового шкафа, пускового ящика или щитка с рубильником и предохранителями и т. п. ), а другим концом — к заземляющему зажиму (болту) крана; таким присоединением осуществляется требуемая ПУЭ (1-7-19) металлическая связь корпусов электрооборудования с заземленной нейтралью установки;
б) проложить соединительный проводник между подключательным пунктом и рельсовыми путями крана; концы проводника приварить к корпусу подключательного пункта и ближайшему рельсу; корпус подключательного пункта должен быть присоединен к нулевому проводу питающей линии;
12* в) приварить электродуговой сваркой перемычки между всеми стыками рельсов, а также между двумя нитками рельсов в начале и конце пути; для перемычек между стыками рельсов, а также в качестве соединительных проводников следует применять круглую сталь диаметром 6—9 мм или полосовую сталь толщиной не менее 4 мм и сечением не менее 48 мм2; приварка перемычек производится по нейтральной оси рельсов на расстоянии 500 мм от их концов; запрещается приваривать перемычки и соединительные проводники к подошве рельсов;
г) соединить рельсы в разных местах с повторными заземлителями (естественными или искусственными) не менее чем двумя проводниками; соединение рельсов с заземлителями выполнить сваркой.

В качестве естественного повторного заземлителя в первую очередь следует использовать проложенную в земле водопроводную сеть или металлические конструкции зданий и сооружений, имеющие соединение с землей. При отсутствии естественных заземлителей применяются искусственные заземлители (забитые в землю стальные трубы, угловая сталь, металлические стержни и т. п. ). Таким соединением рельсов с заземлителями выполняется требование ПУЭ (1-7-39) об обязательном повторном заземлении нулевого провода.

Схемы присоединения крановых путей к искусственным очагам заземления приведены на рис. 7. 7 и 7, 8.

Рис. 7. 7. Схема заземления крановых путей:
а — расположение очагов заземления у торцов путей; б— расположение очагов заземления вдоль путей; 1 — очаг заземления: 2—крановый путь; 3 — распределительный щит; 4 — четырехжильный кабель: 5 — перемычка; 6 — соединительный проводник; 7 — башенный кран
Заземляющий контур выполняется в виде очага заземления, состоящего из трех соединенных между собой стержней длиной 2—3 м, вертикально расположенных в земле по треугольнику или в ряд па расстоянии 3 м друг от друга. Допускается также горизонтальное расположение стержней.

Смотрите так же:  Провода для аккумов

В качестве заземлителей следует применять некондиционные стальные трубы, сталь угловую 50X50 и 60X60 мм или стальные стержни диаметром 16—20 мм. Вертикальные заземлители забивают в предварительно вырытую траншею глубиной 600—700 мм таким образом, чтобы оставались концы длиной 100—200 мм, к которым приваривают соединительные проводники (см. рис. 7. 8, а, б). Соединение рельсов с очагом заземления необходимо выполнять двумя проводниками.

Повторное заземление должно иметь сопротивление растеканию тока не более 10 Ом. Сопротивление заземляющего устройства, к которому присоединены нейтрали генераторов и трансформаторов, не должно быть более 4 Ом (1-7-38 ПУЭ).

Рис . 7.8. Соединение вертикальных заземлителей между собой и крановыми путями:
а — в токопроводящем грунте; б — в истоко доводящем грунте; 1 — заземлитесь; 2 — соединительный проводник; 3— слой земли; 4 — слой соли

Применение: в электроустановках напряжением до 1000 В с глухо заземленной нейтралью местного заземляющего устройства (например, выполнять заземление башенного, козлового кранов только через подкрановый путь), не связанного с нулевым проводом сети, запрещается, так как оно не обеспечивает безопасности людей.

При изолированной нейтрали заземление осуществляется либо путем присоединения подкрановых путей к заземляющему контуру, либо путем выполнения местного очага заземления (с сопротивлением не более 4 Ом), к которому присоединяются с помощью сварки рельсы кранового пути. В этом случае также целесообразно использовать проложенную в земле водопроводную сеть. Соединение рельсов в стыках перемычками и обеих ниток путей между собой выполняется, как и в предыдущем случае.

Заземление металлоконструкций мостовых кранов и установленного на них электрооборудования можно выполнять через подкрановые пути. Заземление тележек на кранах и поворотных частей крана обеспечивается контактом через рельсы и ходовые колеса или опорно-поворотные устройства.

Присоединение заземляющего провода к рельсовым путям крана должно выполняться при помощи сварки, а присоединение к корпусам электродвигателей, аппаратов и т. п. — при помощи болтовых соединений, обеспечивающих надежность контакта (контргайки, контрящие шайбы).

В тех случаях, когда электрооборудование крана установлено на его заземленной металлоконструкции и между ними имеется надежный контакт, при котором замеренное сопротивление заземления не превышает установленной нормы, присоединение добавочных заземляющих проводников не обязательно. При управлении краном (электроталью) с пола корпуса кнопочных аппаратов управления, выполненные не нз изоляционного материала, должны быть заземлены не менее чем двумя проводниками: жилой гибкого кабеля и тросиком, прикрепленным с наружной стороны гибкого кабеля.

Если стреловой самоходный крап (автомобильный, пневмоколесный и т. п. ) имеет собственную электростанцию, расположенную на его раме, то устройство заземления для такого крана не требуется.

В электролизных установках мостовые краны обслуживают серию электролизеров (ванн), работающих под напряжением 500 В и выше. На этих кранах Правилами по кранам предусматривается устройство трехступенчатой изоляции грузозахватного органа от «земли». Необходимость такой изоляции вызывается рядом причин, одной из которых является возможность поражения током обслуживающего персонала при одновременном прикосновении к крюку крана и электролизеру во время работы. Изоляция также предохраняет от возникновения токов короткого замыкания, которые могут быть очень большими, что может привести к несчастным случаям и вызвать повреждение оборудования. Изоляция производится текстолитовыми пластинами, прокладками, втулками.

Обычно в мостовых кранах пути изолируют от железобетонных балок и колонн здания, подтележечные пути от крана, а механизм подъема от тележки. Изоляция осуществляется путем подкладывания под рельсы текстолитовых подкладок. Крепежные болты и шпильки изолируются текстолитовыми втулками и шайбами.

Сопротивление каждой ступени изоляции должно быть не менее 10 МОм. Изоляция электрооборудования, проводов и кабелей должна быть рассчитана на случай приложения к ним напряжения от груза при повреждении или перекрытии ступеней защитной изоляции.

Испытание заземляющих устройств по нормам и в объеме, предусмотренном Правилами устройства электроустановок, производится при сдаче устройства в эксплуатации и периодически не реже одного раза в год. Результаты измерения сопротивления должны оформляться протоколом.

В электроустановках напряжением до 1000 В с глухо заземленной нейтралью при приемке в эксплуатацию, а также периодически в процессе эксплуатации 1 раз в 5 лет должно производиться измерение полного сопротивления петли «фаза-нуль» для наиболее удаленных, а также наиболее мощных электроприемников, но не менее 10% от их общего количества.

Внеплановые проверки производятся при капитальных ремонтах и реконструкции сети (ЭП-13-28 ПТЭ).

Выполнение дополнительных контуров заземления подкрановых путей иногда вызывает определенные трудности в достижении нормируемого сопротивления току растекания. Трестом «Киевэлектромонтаж» разработано устройство для автоматического отключения башенных кранов при обрыве нулевого провода, пробоев изоляции, исчезновения одной фазы электропитания. Госгортехнадзором СССР (письмо №06-13-15г/531 от 29 апреля 1971 г. ) разрешена установка такого автомата безопасности на башенных кранах взамен заземления крановых путей.

Подкрановый путь мостового крана заземление

Федеральный горный и промышленный надзор

Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин

Часть I. Общие положения. Методические указания.

Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин: Руководящий нормативный документ РД-10-138-97 /Г.М. Банных, В.В. Зарудный, В.Н. Алексютин, И.Б. Зеленов, Е.Н. Ипполитов, А.С. Липатов

Руководящий документ Госгортехнадзора Российской Федерации по вопросам надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин всех типов передвигающихся по крановым путям, состоит из двух частей:

Часть 1. Общие положения. Методические указания.

Часть 2. Методика обследования крановых путей грузоподъемных машин.

В первой части настоящего руководящего нормативного документа по комплексному обследованию крановых путей грузоподъемных машин приведены методические указания и порядок выполнения работ при обследовании путей.

В приложениях даны образцы оформления результатов обследования.

Настоящий нормативный документ по комплексному обследованию крановых путей грузоподъемных машин вводится впервые.

Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор) Министерство строительства Российской Федерации

Руководящие нормативные документы

по вопросам надзора за подъемными сооружениями

1.1. В развитие требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ-10-14-92» (далее по тексту — «Правила»), утвержденных постановлением № 41 Коллегии Госгортехнадзора РФ, разработана и введена система мероприятий, предусматривающая комплексное обследование крановых путей с несущими конструкциями, воспринимающими и передающими на грунт нагрузки от грузоподъемных машин (далее по тексту — обследование), для повышения безопасности эксплуатации грузоподъемных машин всех типов, передвигающихся по крановым путям.

1.2. Настоящие методические указания служат руководством для владельцев грузоподъемных машин, специализированных организаций и органов надзора по проведению обследования крановых путей. Настоящий руководящий документ устанавливает цели и периодичность обследования, содержание и порядок выполнения работ, форму отчетности, что обеспечивает необходимую достоверность результатов проверки, технику безопасности при проведении указанных работ.

Разработаны и внесены, ИКЦ «КРАН», ВНИИПТМАШ, НППА «ИСТЕК». УПРАВЛЕНИЕМ Госгортехнадзора Российской Федерации по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями, ДЕПАРТАМЕНТОМ «Стройиндустрия» Минстроя Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Госгортехнадзора РФ

Минстроя РФ № 18-91 от 24.12.96

Срок введения в действие

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Настоящий документ устанавливает порядок и процедуру обследования крановых путей грузоподъемных машин всех типов (кроме железнодорожных), а также на строительные конструкции надземных и наземных крановых путей, воспринимающие и передающие нагрузки при эксплуатации грузоподъемных машин на грунтовые основания, для предприятий и организаций всех форм собственности.

2.2. Методические указания предназначены для специалистов и инженерно-технических работников, осуществляющих приемо-сдаточные работы, эксплуатацию грузоподъемных машин, выполняющих монтаж, ремонт и (или) оценку технического состояния крановых путей, а также осуществляющих надзор за ними, владельцев кранов и инспекторского состава органов Госгортехнадзора.

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Крановый путь — сооружение, состоящее из направляющих, их стыковых и промежуточных скреплений; опорных элементов (балки, фермы, колонны и другие строительные конструкции, а также балластная призма и земляное полотно для наземного кранового пути); путевого оборудования.

Направляющие — элемент кранового пути, обеспечивающий непосредственную опору для колес крана и определяющий направление их движения.

Скрепление стыковое — элемент для стыкового соединения направляющих кранового пути.

Скрепление промежуточное — элемент для соединения направляющих с опорами (балки, фермы и т.д.) кранового пути.

Опорный элемент — несущая конструкция, обеспечивающая опору (подвеску) направляющей кранового пути.

Балка кранового пути — элемент, на который опирается направляющая кранового пути.

Путевое оборудование — элементы кранового пути обеспечивающие безопасность эксплуатации крана (тупиковые упоры, ограничители передвижения, ограждения, предупредительные знаки).

Надземный крановый путь — крановый путь, опорные элементы которого опираются на несущие строительные конструкции (стены, колонны, фундаменты).

Наземный крановый путь — крановый путь, опорные элементы (шпалы, балки, плиты) которого опираются на грунт земляного полотна.

Рельсовый путь — крановый путь, где элементом направляющей служат железнодорожные или крановые рельсы.

Дефекты- каждое отдельное несоответствие крановых путей, их узлов и элементов требованиям, приведенным в рабочей или нормативной документации.

Исправное состояние — состояние крановых путей, при котором они соответствуют всем требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

Неисправное состояние — состояние крановых путей, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

Работоспособное состояние — состояние кранового пути при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Неработоспособное состояние — состояние кранового пути, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Нормальное состояние строительных несущих конструкций — исправное работоспособное состояние, при котором отсутствуют видимые повреждения, свидетельствующие о потере несущей способности.

Удовлетворительное состояние строительных несущих конструкций — исправное работоспособное состояние, при котором имеет место незначительное (до 10%) снижение несущей способности и долговечности конструкций.

Не совсем удовлетворительное состояние строительных несущих конструкций — неисправное, но работоспособное состояние, при котором существующие повреждения свидетельствуют о снижении несущей способности конструкции и требуется изменение условий эксплуатации и постоянное наблюдение за сооружением.

Неудовлетворительное состояние строительных несущих конструкций — неисправное и неработоспособное состояние, при котором существующие повреждения свидетельствуют о непригодности к эксплуатации конструкции.

Предельное состояние — состояние крановых путей, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление их работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Критерий предельного состояния — признак или совокупность признаков предельного состояния крановых путей, установленные нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией.

Смотрите так же:  Провода для psp 3008

Аварийное состояние строительных несущих конструкций — неисправное, неработоспособное и предельное состояние, при котором требуется немедленная разгрузка конструкции.

Документация эксплуатационная — техническая документация (часть общей конструкторской или проектной документации) на крановые пути, которая поставляется заводом-изготовителем вместе с грузоподъемной машиной или разработана специализированной организацией по договору с заказчиком. Техническая документация должна включать чертежи и основные рекомендации по устройству и эксплуатации кранового пути, акт сдачи-приемки кранового пути, акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные геодезические схемы положения элементов конструкций.

Комплексное обследование (экспертное обследование) — комплекс работ по техническому диагностированию состояния крановых путей, по проверке организации эксплуатации и состояния эксплуатационной документации на крановые пути с выдачей Акта (заключения) о возможности и условиях их дальнейшей эксплуатации на определенный период или рекомендации по их ремонту.

Обследование первичное — комплексное обследование крановых путей, выполняемое впервые в полном объеме, предусмотренном настоящим нормативным документом.

Обследование очередное — комплексное обследование, проводящееся по истечении срока, установленного первичным или предыдущим обследованием.

Обследование внеочередное — обследование при возникновении значительных дефектов или неисправностей (или признаков появления этих неисправностей), создающих угрозу для дальнейшей эксплуатации, проводящееся. по указанию органов Госгортехнадзора, либо по просьбе владельца крановых путей. Внеочередное обследование может проводиться не по полной программе комплексного обследования.

Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности крановых путей и (или) его элементов.

Эксплуатация крановых путей- стадия службы крановых путей от их установки до списания, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается их качество и которая включает использование крановых путей по назначению, техническое обслуживание, монтаж (демонтаж) и ремонт.

Организация эксплуатации- комплекс мер ( в том числе текущих наблюдений и технического обслуживания), в результате которых реализуется, поддерживается и восстанавливается качество крановых путей при использовании их по назначению.

4. ОБЪЕКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Объектом комплексного обследования являются крановые пути грузоподъемных машин. В состав работ включены следующие этапы.

1) Проверка системы организации эксплуатации сооружения.

2) Проверка комплектности и состояния технической документации на сооружение.

3) Поэлементное обследование кранового пути, включающее:

— направляющие, по которым перемещаются колеса грузоподъемного крана (металлопрокат в виде рельса, двутавра, квадрата и т.п.);

— стыковые и промежуточные скрепления;

— элементы, передающие нагрузку от направляющих и промежуточных соединений на грунтовое основание (балки, фермы, колонны, фундаменты, подрельсовые опорные элементы наземных крановых путей, грунтовое основание и т.п.);

— путевое оборудование (тупики, ограничители передвижения, ограждения, предупредительные знаки, заземление и др.):

4) Текущие наблюдения за техническим состоянием элементов крановых путей с несущими конструкциями.

5. ЦЕЛИ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Обследование крановых путей предусматривает следующие цели.

1) Выявить наличие:

— соответствующих государственных лицензий на производство работ;

— проектно-конструкторской документации на устройство и содержание крановых путей;

— актов и исполненных съемок на этапы выполненных работ (акты на скрытые работы и т.д.).

— оборудования (машин, механизмов, приборов) для контроля технического состояния в процессе эксплуатации крановых путей.

2) Установить соответствие:

— устройства крановых путей требованиям «Правил. «, РД-10-117-95, ГОСТам и другой нормативной документации (приложение 1);

— организации технического обслуживания крановых путей требованиям «Правил. «, РД-10-117-95, ГОСТам и другой нормативной документации (см. прил. 1);

— параметров эксплуатационных сред, климатических воздействий и динамических нагрузок величинам, принятым при проектировании или установленным в нормативных документах.

3) Провести оценку качества и полноту:

— выполнения профилактических работ при эксплуатации;

— устранения ранее выявленных дефектов и неисправностей;

— строительно-монтажных работ (при первичном обследовании).

6. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

6.1. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1) Период между повторными обследованиями (или между первичным и повторным) для крановых путей устанавливается по результатам предыдущего обследования и при исправном (или восстановленном до исправного) состоянии крановых путей принимается равным трем годам.

2) Первичное или повторное обследование крановых путей необходимо проводить в следующих случаях:

— при регистрации вновь устанавливаемых грузоподъемных машин как на вновь смонтированные, так и на ранее эксплуатировавшиеся крановые пути;

— при истечении срока эксплуатации крановых путей не менее 3-х лет;

— при истечении срока эксплуатации крановых путей, установленного предыдущим обследованием

3) Внеочередное обследование крановых путей проводится вне зависимости от срока ранее проведенного первичного или повторного обследования в следующих случаях:

— по требованию органов Госгортехнадзора при обнаружении признаков дефектов, угрожающих безопасной эксплуатации;

— после землетрясений, наводнений, пожаров и других стихийных бедствий, повлекших за собой изменение свойств и параметров конструкций;

— по запросу владельца крановых путей или грузоподъемного механизма.

4) Количество плановых обследований определяется типом и назначением крановых путей, а также условиями эксплуатации установленной на них грузоподъемной машины и может быть ограничено техническим состоянием крановых путей, либо экономическими факторами.

5) Допускается перенос на летний период обследований крановых путей грузоподъемных машин, находящихся на открытых площадках.

6.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1) Специализированные организации обследуют крановые пути по государственным лицензиям на соответствующие виды работ и аккредитованные в системе сертификации.

2) В случае переноса лицензионной деятельности из региона, где получена лицензия, в регионы, обслуживаемые другими органами Госгортехнадзора, следует руководствоваться п. 4.5 РД 10-49 (см. прил. 1).

3) Первичное, повторное или внеочередное обследования должны быть оформлены приказом по организации, являющейся владельцем крановых путей.

4) Организация, проводящая обследование, должна издать приказ о назначении персонального состава комиссии, которая будет проводить обследование крановых путей конкретного заказчика. В приказе следует указать председателя комиссии, одновременно отвечающего за технику безопасности при проведении обследования, и членов комиссии. Минимальный состав комиссии — 3 человека.

5) Владелец крановых путей должен подготовить к обследованию (приложение 2):

— участок крановых путей, подлежащий обследованию, свободный на время проведения обследования от перемещения грузоподъемных машин;

— вспомогательное подъемное оборудование для исследования крановых путей, расположенных на высоте (при необходимости);

— акт сдачи-приемки крановых путей в эксплуатацию;

— результаты последнего технического освидетельствования крановых путей;

— акт предыдущего комплексного обследования крановых путей (если оно проводилось) и информацию о результатах по устранению выявленных дефектов;

— эксплуатационную документацию на грузоподъемные машины, установленные на обследуемых крановых путях, в том числе акты об их обследованиях (если обследования проводились);

— журнал по техническому обслуживанию крановых путей во время эксплуатации;

— проектно-конструкторскую документацию на устройство и эксплуатацию кранового пути (при наличии);

— другую техническую документацию (проекты ремонтов и реконструкций, паспорта и сертификаты, результаты расчетов, если они выполнялись), имеющую отношение к обследуемым кранам,

7. ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ

Комплексное обследование крановых путей включает выполнение следующих видов работ.

1) Проверка наличия и состояния эксплуатационной документации.

2) Поэлементное обследование крановых путей, включающее оценку фактического состояния (приложение 3):

— отклонений элементов крановых путей от проектного положения в плане и профиле;

— направляющих (рельсов, двутавров, квадратов), по которым перемещаются колеса грузоподъемной машины;

— стыковых и промежуточных соединений (скреплений);

— элементов, передающих нагрузку от направляющих и промежуточных соединений на грунтовое основание (балок, ферм, колонн, фундаментов и т.д.);

— путевого оборудования (тупиков, ограничителей передвижения, ограждений, предупредительных знаков и т.п.);

— элементов заземления крановых путей;

— несущие конструкции электроподвода (лоток, троллеи и т.д.);

— проходных галерей и элементов обеспечения безопасности обслуживающего персонала.

3) Проверка организации эксплуатации (проверка организации наблюдений за техническим состоянием и выполнение технического обслуживания) крановых путей.

4) Подготовка итоговых документов по результатам обследования: акт комплексного обследования крановых путей (приложение 4), ведомость дефектов (приложение 5).

8. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБСЛЕДОВАНИЙ

8.1. ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ И СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Мероприятия по проверке эксплуатационной документации выполняются в полном объеме при любом комплексном обследовании.

Проверка наличия и состояния эксплуатационной документации на крановые пути включает выполнение следующих работ в соответствии с ГОСТ 2.601-98.

1) Проверка наличия в эксплуатационной документации грузоподъемных машин разделов об устройстве и требований по эксплуатации крановых путей, подвергаемых настоящему комплексному обследованию и требованиям «Правил».

2) Проверка наличия приемо-сдаточной .документации на крановые пути (см. прил. 2).

3) Анализ соответствия эксплуатационной и приемосдаточной документации по объему и форме требованиям «.Правил», РД-10-117-95, ГОСТам и другой нормативной документации (см. прил. 1).

4) Анализ соответствия требований к устройству крановых путей, заложенных в эксплуатационной документации грузоподъемной машины, характеристикам и параметрам приемо-сдаточной документации обследуемых крановых путей.

5) Проверка наличия справки о фактической группе классификации крана с учетом режима работы крана.

8.2. ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ.

Мероприятия по проверке организации, эксплуатации выполняются в полном объеме при любом комплексном обследовании.

Проверка организации эксплуатации (проверка организации наблюдений за техническим состоянием и выполнения технического обслуживания) крановых путей включает проведение следующих работ.

1) Анализ структуры подразделений и служб владельца, занимающихся вопросами надзора и эксплуатации крановых путей.

2) Проверка наличия аттестационных документов у обслуживающего персонала (состав и квалификация).

3) Наличие необходимых нормативных документов, оборудования и инструмента для организации и выполнения работ по наблюдению за техническим состоянием крановых путей.

4) Оценка качества выполнения работ по техническому обслуживанию крановых путей и ведению отчетной документации (журналов наблюдений за техническим состоянием крановых путей).Проверка выполнения предписаний, выданных ранее органами Госгортехнадзора.

8.3. ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ

Поэлементное обследование крановых путей с оценкой их фактического состояния включает выполнение следующих видов работ.

1) Внешний осмотр и выполнение необходимых измерений состояния, направляющих (рельсов, двутавров, квадратов), по которым перемещаются колеса грузоподъемной машины, для определения величин фактического износа направляющих, наличия трещин, выколов, вмятин и других недопустимых дефектов, приведенных в «Правилах» (приложение 15) и приложении 3 настоящего руководящего документа.

2) Внешний осмотр состояния стыковых и промежуточных соединений (скреплений) на соответствие их требованиям эксплуатационной и проектной документации.

3) Внешний осмотр и выполнение необходимых измерений, определение состояния элементов, передающих нагрузку от направляющих (рельсов, двутавров, квадратов), по которым перемещаются колеса грузоподъемной машины, на основание (балки, фермы, колонны, фундаменты, грунтовое основание) согласно приложению 2 для выявления скрытых трещин, недопустимых просадок и деформаций, а также других дефектов и отклонений от проектной и нормативной документации.

Смотрите так же:  Провода обмоточные пэл

4) Внешний осмотр состояния путевого оборудования (тупиков, ограничителей передвижения, ограждений, предупредительных знаков и т.п.) для выявления в них дефектов и несоответствий эксплуатационной и проектной документации.

5) Внешний осмотр состояния заземления крановых путей и выполнение измерений его электрического сопротивления.

6) Измерение отклонений элементов крановых путей от проектного положения в плане и профиле (планово-высотная съемка) с применением геодезических приборов осуществляется без нагрузки и под нагрузкой(см. прил. 3).

7) Обследование технического состояния и положения элементов кранового пути проводится ИТР не реже, чем:

для башенных кранов — один раз в 20-24 смены; для козловых портальных кранов — весной и осенью; для мостовых кранов один раз в год.

9. ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

ПРОВОДЯЩЕЙ ОБСЛЕДОВАНИЕ, И ЕЕ ПЕРСОНАЛУ

1) Специализированная организация, проводящая комплексное обследование крановых путей, должна:

— быть независимой по отношению к владельцу крановых путей или контролирующих органов;

— иметь государственные лицензии на соответствующие виды работ;

— обладать квалифицированным персоналом, способным оценить работоспособность крановых путей и уровень безопасности при их дальнейшей эксплуатации;

— обладать необходимыми техническими средствами для проведения обследования и оценки технического состояния крановых путей;

— иметь в пользовании настоящие учтенные РД и другие нормативные документы, относящиеся к обследованию крановых путей и грузоподъемных машин, эксплуатирующихся на крановых путях;

2) Специализированная организация, проводящая обследование, издает приказ, которым назначается председатель комиссии, ответственный за технику безопасности, члены комиссии.

3) В состав комиссии по обследованию путей должны обязательно входить не менее трех специалистов:

— инженер-строитель (путь и путевое хозяйство);

— инженер-строитель (строительные конструкции).

4) Все члены комиссии должны быть аттестованы учебным центром, имеющим соответствующие государственные лицензии, как специалисты по обследованию крановых путей в объеме утвержденных Госгортехнадзором и Минстроем Российской Федерации учебных программ ( индексы утверждения: УП-ОКП2(Г) / 030-001, УП-ОКП3(П) / 30-002, УПОКП4(С) / 30-003 от 31.01.97). Аттестация осуществляется по категориям.

Председатель комиссии должен быть аттестован как специалист по обследованию не ниже второй категории, имеющий знания и практический опыт работы по проектированию, устройству, эксплуатации, а также опыт по обследованию крановых путей не менее одного года.

5) Специалист по обследованию кранового пути первой категории должен знать конструктивные особенности и уметь определять дефекты элементов крановых путей в объеме своей специализации и требований нормативной документации.

6) Специалист по обследованию кранового пути второй категории должен отвечать знаниям и умениям первой категории и уметь принимать решения по вопросам дальнейшей эксплуатации.

7) Специалист по обследованию кранового пути третьей категории должен отвечать знаниям и умениям второй категории, должен уметь устанавливать причины несоответствия состояния крановых путей требованиям нормативной документации и давать рекомендации по их устранению.

8) Организация-владелец грузоподъемных машин обязана иметь специалиста из числа ИТР, на которого возлагаются обязанности по надзору за состоянием крановых путей с несущими конструкциями для обеспечения систематического наблюдения и текущих периодических освидетельствовании. Этот специалист должен пройти подготовку и быть аттестован согласно требований ПБ-10-14-92, раздел 7.4, в объеме утвержденных Госгортехнадзором и Минстроем Российской Федерации учебных программ (индекс утверждения УП-ОКП1(В) / 30-001 от 31.01.97).

10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1) При обследовании крановых путей следует руководствоваться требованиями безопасности, предусмотренными «Правилами», Инструкциями по эксплуатации грузоподъемных машин, а также нормативными документами по безопасности предприятия, на котором выполняется обследование.

2) Обследование крановых путей должно выполняться в присутствии назначенных владельцем лиц, отвечающих за соблюдение техники безопасности на обследуемой территории.

3) Запрещается выполнять работы по обследованию крановых путей на открытом воздухе в грозу, снегопад, гололед, туман, сильный дождь, в темное время суток, а также при ветре более 10 м/с.

4) Обследование крановых путей должно выполняться при обесточенном кране и токоподводящих элементов и устройств (троллей и др.).

11. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ

1) Результаты обследования крановых путей оформляются в виде акта (см. прил. 4), и ведомости дефектов (см. прил. 5) по итогам выполненных работ, в которых отражаются выявленные нарушения, даются рекомендации и сроки по их устранению. Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации, проводившей обследование.

При наличии отчетных документов по выполненным обследованиям отдельных элементов кранового пути специализированными организациями, имеющими соответствующие Государственные лицензии, организация, проводящая комплексное обследование, обязана руководствоваться такими документами без дополнительной экспертизы и учитывать выполненные предприятием мероприятия по результатам предыдущих обследований, в том числе при ранее установленном удовлетворительном состоянии строительных несущих конструкций — выполнение необходимых частичных ремонтных работ — антикоррозионные покрытия, затирка трещин и т.п., при ранее установленном не совсем удовлетворительном состоянии строительных несущих конструкций — выполнение необходимых текущих ремонтов, необходимых наблюдений за состоянием конструкций и др.

2) Акт и ведомость дефектов по результатам обследования крановых путей с приложением краткого отчета по произвольной форме и результатами произведенных измерений составляются в двух экземплярах, первые экземпляры которых передаются владельцу как документы постоянного хранения, вторые экземпляры хранятся три года в организации, проводившей обследование крановых путей.

3) Результаты обследования должны использоваться инспекторами Госгортехнадзора при принятии решений, а также при выдаче предписаний.

12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

1) Организация-владелец крана несет ответственность за соблюдение требований правильной эксплуатации крановых путей.

2) Исполнитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные нарушения настоящих методических указаний.

по устройству и эксплуатации (перечень)

ПБ-10-14-92 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.»

ГОСТ 25546-82 «Краны грузоподъемные. Режимы работы».

ГОСТ 23121-78 «Балки подкрановые стальные для мостовых электрических кранов общего назначения грузоподъемностью до 50т. Технические условия».

ГОСТ 24741-81 «Узел крепления крановых рельсов к стальным подкрановым балкам. Технические условия».

ГОСТ 2.601-96 ЕСКД «Эксплуатационные документы.»

ГОСТ 2.602-96 ЕСКД «Ремонтные документы.»

ГОСТ 5264-80 «Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.»

ГОСТ 11534-85 «Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы размеры».

ГОСТ 14782-86 «Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые».

ГОСТ 19425-74 «Балки двутавровые и швеллеры стальные специальные. Сортамент».

Правила устройств электроустановок.

РД-10-112-96 «Методические указания к обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы,» Часть 1. Общие положения.

РД-10-117-95 «Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов».

РД-10-49-94 «Методические указания по выдаче специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с обеспечением безопасности объектов котлонадзора и подъемных сооружений».

СНиП 2.09.03-85 «Сооружения промышленных предприятий».

СНиП 2.03.01-84 «Бетонные и железобетонные конструкции».

СНиП 2.01.07.85 «Нагрузки и воздействия». С разделом 10 «Прогибы и перемещения».

СНиП 2.02.01 — 83 «Основания зданий и сооружений».

СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии».

СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве».

СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства».

СНиП 3.03.01 — 87 «Несущие и ограждающие конструкции».

СНиП 3.04,03 — 85 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии».

СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».

СНиП 11-23-81* «Стальные конструкции».

СНиП III — 4 — 80* «Техника безопасности в строительстве».

СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы».

«Положение о проведении планово-предупредительного ремонта и технической эксплуатации производственных зданий и сооружений» Утверждено в 1973г. М.: Стройиздат, 1974.

Положение о порядке расследования причин аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов». Утверждено в 1986 году.

СНиП 3.08.01-85 «Механизация строительного производства. Рельсовые пути башенных кранов». С поправками 1987г. (До утверждения ГОСТа «Рельсовые пути башенных и козловых кранов. Общие технические требования»).

Перечень основных документов, предъявляемых Государственной комиссии при приемке сооружения в эксплуатацию, и в дальнейшем передаваемых эксплуатирующей организации для вновь вводимых объектов

1. Разрешение на производство работ управления Госархстройконтроля.

2. Акт рабочей комиссии о готовности к приемке законченного строительством объекта.

3.* ) Акты геодезической исполнительной разбивки основных осей сооружения с привязкой к красным линиям с указанием опорных осей и реперов.

4.* ) Исполнительная рабочая документация.

5. Акт проверки качества грунтов основания.

6. Акт приемки сборных конструкций.

7. Общие журналы работ.

8. Акты освидетельствования скрытых работ.

9. Акты промежуточной приемки ответственных конструкций.

10.* ) Паспорта, сертификаты на материалы и изделия.

11. Копия удостоверения сварщика.

12. Акт приемки систем противопожарного водопровода.

13. Акт приемки молниезащиты (при необходимости).

14.* ) Заключение о правильности выполненных в натуре конструкций.

15. Справка организации, принимающей сооружение в эксплуатацию, о выполнении. недоделок, выявленных комиссией по технической приемке объекта.

Нормативное основание перечня: СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства» и документы Управления Государственного Архитектурно-строительного контроля РФ (УГАСК).

* ) Документы, предъявляемые комиссии при комплексном обследовании крановых путей.

ДОПУСКИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

КРАНОВЫХ ПУТЕЙ С НЕСУЩИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

1. ОБЩИЕ ДОПУСКИ НА УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЮ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ

Похожие статьи:

  • Схема подключения гбо на 4062 двигатель Клуб Газелистов типовая схема ГБО на 406 инжектор Нравится Не нравится v2801218 16 июн 2013 Здравствуйте! Я конечно извиняюсь, наверняка тема есть- тогда буду благодарен за ссылку. Короче говоря- на карбюраторную машину пропановое […]
  • 220 вольт в химках Адреса магазинов «220 Вольт» в Химках Адреса, режим работы, телефоны Карта филиалов Магазины в других городах Другие электроинструменты Также в городе Химки есть такие электроинструменты: «Vseinstrumenti.ru». Подробнее о «220 […]
  • Кабель телефонный плоский 4 провода многожильный белый Кабель телефонный, 4 провода, категория 2, patch, плоский, PVC 1 - Внешняя оболочка2 - Многожильный проводник Организации телефонных линий внутри зданий и помещений. Содержит изолированные многопроволочные жилы без […]
  • Провода корень слова Разбор по составу слова «провода» Состав слова «провода»: приставка [про] + корень [вод] + окончание [а] Основа(ы) слова: провод Способ образования слова: префиксальный (приставочный) Если варианты разбора выше не подошли. про в од […]
  • Сечение провода предохранителя на 10а Изготовление предохранителя из проволоки на любой ток Наибольшее распространение получили плавкие предохранители. Они дешевы и просты в изготовлении и в случае короткого замыкания в сети надежно обеспечивает защиту проводки от […]
  • Провода сип 5 Провода сип 5 Элементы конструкции СИП-5 4 токопроводящих жилы из алюминия, многопроволочных, уплотненных, равного сечения, одна из которых может быть нулевой. Изоляция из светостабилизированного сшитого полиэтилена. Область […]