Принципиальные электрические схемы лифтов

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ СХЕМЫ ЛИФТОВ

Выявление неисправностей в электрических схемах лифтов я причин, вызвавших эти неисправности, возможно только при условии четкого знания электросхем и свободного чтения их.

В электрических схемах лифтов различают следующие основные цепи: силовые, управляющие непосредственно электроприводом, и цепи управления, включающие электроаппараты.

В настоящей книге приведены принципиальные электрические схемы управления пассажирскими лифтами наиболее распространенных типов.

При описании электрических схем приняты следующие допущения:

опускаются отдельные участки цепей в тех случаях, если они уже рассматривались;

в обозначениях н. з. (нормально закрытый) или н. о (нормально открытый) слово контакт опускают;

при срабатывании (включении) реле или контактора замыкаются их и.о. контакты и размыкаются н. з. При отпускании якоря реле или контактора (выключении), наоборот, размыкаются н. о. и замыкаются н. з. контакты;

реле времени при отключении катушки от источника питания отпускают свой якорь, предварительно отработав выдержку времени. Н. з. контакты таких реле замыкаются, а н. о. размыкаются по истечении установленной выдержки времени. Выдержка времени может регулироваться в заданных пределах;

реле, катушки которых шунтированы последовательно соединенными сопротивлением и емкостью, отпускают свой якорь при отключении катушки от источника питания после отработки выдержки времени. Выдержка времени зависит от параметров шунтирующей цепи, катушки реле и регулировке не подлежит;

для кнопок с удерживающими электромагнитами в описании под выражением «Кнопка залипает» следует понимать «Кнопка удерживается во включенном положении»;

попутными считают остановки, которые делают кабины при ее движении к ранее заданному этажу.

В табл. 2.1, 2.2 приведены буквенные и графические обозначения в электрических схемах.

Таблица 2.1
Перечень элементов электросхем, их обозначение, назначение н местонахождение

Блок-контакт замка две- ри

Контролирует запирание замка двери шахты

Конечный включатель переподъема

Выключает цепь управ­ления при прохожде­нии кабиной уровня точной остановки верх­него этажа свыше 150 мм

Конечный выключатель перепуска

Выключает цепь управле­ния при прохождении кабины уровня точной остановки нижней этажной площадки свыше 150 мм

Контроль положения кабины в шахте, вы­бор направления и по­дачи импульса на за­медление

Контроль положения ка­бины, выбор направле­ния и подачи импульса на замедление

Выключатель цепи уп­равления

Выключение цепи управ­ления при работах в приямке

Контакт натяжного устройства

Отключение цепи управ­ления при ослаблении или обрыве каната ог­раничителя скорости

Звонок вызова обслу­живающего персонала

Вызов обслуживающего персонала

Трехфазный асинхрон­ный электродвига­тель привода дверей, с короткозамкнутым ротором

Для привода открытия и закрьпия дверей

Датчик точной останов­ки

Дает импульс на останов­ку кабины при прохо­ждении его на малой скорости мимо шунта расположенного в шах- те

Отключает цепь управле­ния при срабатывании ловителей

Контакт слабины подъ­емных канатов

Предотвращение воз­можности работы лиф­та, если один или не­сколько канатов недо­пустимо ослабли или оборвались

Место- н а хождение

Остановка кабины из ее купе

Блокировочный кон­такт дверей кабины

Контроль закрытия кя- бинных дверей

Контролируют нахожде­ние пассажира в каби­не

Выключатель конеч­ный открытия дверей

Отключение приводного двигателя прииода две­рей в момент их полно­го открытия

Выключатель конечный закрытия дверей

Отключение двигателя привода дверей в мо­мент их полного за­крытия

Выключатель конеч­ный реверса дверей

При защемлении пасса­жира дверями в момент их закрытия, отклю­чает реле ЗД и вклю­чает реле ОД

Контакт точной оста­новки

Удержание во включен­ном состоянии контак­торов В или Н, при переключении элек­тродвигателя с боль­шой на малую скорость и для остановки каби­ны иа уровне точной остановки

Контакт ограничителя грузоподъемности

Исключает остановки ка­бины по попутным вы­зовам при полной ее загрузке

Контакт ограничителя грузоподъемности

Исключает закрытие две­рей и пуск лифта при перегрузке кабины

Штепсельные разъемы режимов работ

Перевод лифта g режим ревизии или нормаль­ной работы

Кнопки двухкнопочно­го поста управления

Управление лифтом с крыши кабины в режи­ме ревизии

Регистрация приказа, закрытия дверей и пус­ка лифта из купе каби­ны

Снижение рабочего тока иа катушке электро­магнита кнопки КП

Световой сигнал «Лифт перегружен»

Загорается в случае пе­регрузки кабины при нажатии кнопки при­каза

Лампа освещения ка­бины

Включается при откры­тии двери шахты или нахождении пассажи­ра в кабине

Лампа аварийного ос­вещения

Обеспечивает необходи­мую освещенность в купе кабины при вы­ключении лампы ОК

Кнопка вызова обслу­живающего персона­ла

Включение электриче­ского звонка ЗВП

Штепсельная розетка кабины

Выключатель цепи уп­равлении

Отключение цепи управ­ления с первого этажа

Лестничная площадка пер* вого этажа

Переключатель режима работ

Перевод лифта в погру­зочный режим

Кнопка включения и от­ключения

Включение и отключе­ние лифта с первого этажа

Световой указатель о местонахождении ка­бины

Вызов кабины и откры­тие дверей при нахо­ждении кабины иа том же этаже, где нажата кнопка

Снижение рабочего то­ка иа катушке электро­магнита кнопки КВ

Включаютси при движе­нии кабины, при от­крытии двери шахты и нахождении пассажи­ра в кабине

Световые сигналы «Вверх» и «Вниз»

Указывают направле­ние движения кабины

Таблице 2.2
Условные графические обозначения в электрических схемах в соответствии с действующими государственными стандартами

Принципиальные электрические схемы лифтов

3.14. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 кг с номинальной скоростью движения кабины 0,71 м/с и неподвижным полом

3.14.1. Краткая характеристика системы управления лифтом

Данный лифт оснащен одиночной, смешанной, несобирательной системой управления (рис. 3.10), которая обеспечивает работу лифта в трех режимах: «Нормальная работа», «Управление из машинного помещения» и «Ревизия».

Для управления электроприводом лифта применяется релейно-контакторное НКУ типа П10К5901. Регистрация в нем вызовов и приказов осуществляется при помощи электромагнитных или герконовых реле.

Наружное управление лифтом выполняется с помощью вызывных аппаратов, установленных на этажах. В состав вызывного аппарата входят кнопка с одним 3-контактом с самовозвратом и сигнальная лампа.

Внутреннее управление лифтом осуществляется при помощи приказного аппарата кабины. Каждая кнопка приказа имеет один 3-контакт с самовозвратом.

Кабина лифта выполнена с неподвижным полом, поэтому переключение работы лифта с наружного управления на внутреннее происходит по принципу времени при помощи двух электромагнитных или одного электронного реле времени. Узел определения местонахождения кабины, выбора направления движения и подачи сигнала на замедление построен на этажных переключателях ЭП.

Этажные переключатели установлены в шахте лифта, по одному на каждом этаже, а сбоку кабины закреплена комбинированная отводка. Отводка взаимодействует с роликом рычага этажного переключателя и переводит его в нулевое (среднее) положение при входе кабины в зону замедления (0,5. 0,7 м до точной остановки) этажа. При этом происходит переключение контактов этажного переключателя.

Узел точной остановки построен на реле РТО, которое управляется герконовым датчиком ДчТО.

Датчик ДчТО установлен на кабине, а в шахте на каждом этаже имеется металлический шунт, который воздействует на датчик ДчТО при входе кабины в зону точной остановки этажа. Контакт ДчТО при этом размыкается.

Обозначения, наименования и назначение контакторов и реле электрической схемы лифта приведены в табл. 3.3 —3.5.

Рис. 3.10. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта для жилых зданий грузоподъемностью 320 кг с номинальной скоростью движения кабины 0,71 м/с и неподвижным полом: а — цепи силовые, сигнализации и управления; б — цепи управления

Схемы управления электроприводами лифтов

В зависимости от быстроходности пассажирских лифтов приняты следующие разновидности силовых схем управления ими:

тихоходные лифты имеют двигатели с короткозамкнутым или с фазным ротором и кнопочное или рычажное управление,

быстроходные лифты — двух или односкоростные двигатели, управляемые магнитными станциями или тиристорными станциями управления (ТСУ-Р) с кнопочными командоаппаратами,

скоростные и высокоскоростные лифты — двигатели постоянного тока, управляемые по системе «генератор — двигатель» с различными схемами возбуждения или по системе «тиристорный преобразователь — двигатель» с кнопочными командоаппаратами,

могут использоваться также схемы асинхронно-вентильных каскадов (АВК), применение которых позволяет увеличить к.п.д. установки.

Пассажирские лифты в зависимости от пассажиропотока, высоты подъема и количества лифтов, обслуживающих пассажиров, разделяются на одиночные и с групповым управлением.

К одиночным относятся:

а) лифты, работающие по единичным приказам и вызовам без попутных остановок при спуске и подъеме пассажиров,

б) лифты с собиранием пассажиров при спуске, но с запрещением вызовов при подъеме,

в) то же, но с регистрацией вызовов на спуске с последующим их исполнением.

К лифтам с групповым управлением относятся:

а) лифты с одной вызывной кнопкой на посадочных площадках независимо от количества установленных лифтов (чаще используется парное управление) и с собиранием пассажиров при спуске,

б) то же, но с полным собиранием пассажиров на промежуточных этажах на подъем и спуск (обычно устанавливаются в административных, учебных и других зданиях).

Кроме того, очень часто используется диспетчеризация лифтов ряда домов и целых районов, когда с одного диспетчерского пульта осуществляется контроль состояния схем и производится управление несколькими лифтами.

Независимо от быстроходности лифтов, одиночного или группового управления ими необходимыми элементами большинства их схем являются следующие:

кнопки с самовозвратом, залипающие или западающие кнопки для вызова кабин и подачи приказа из кабины,

различные датчики селекции и точной остановки — позиционно согласующие устройства для регистрации места нахождения кабины и состояния электрических цепей,

датчики и блокировки состояния подъемных канатов, состояния дверей шахты и кабины (открыты или закрыты),

конечные выключатели ограничения скорости и степени загрузки кабины,

указатели направления движения кабины и в некоторых лифтах наличия груза в кабине.

Из названных элементов более подробно остановимся на позиционно-согласующих устройствах (ПСУ), которые определяют место, где должна остановиться кабина в шахте при появлении вызова или приказа, и движение ее вверх или вниз. Остальные же элементы обычно представляют собой различные модификации конечных выключателей, известных из других курсов.

Конструктивно позиционно-согласующие устройства выполняют в виде набора трехпозиционных электромеханических или индуктивных либо магнитных (герконовых) датчиков, размещенных в шахтах, с выводом сигналов на релейный или бесконтактный селектор в машинное помещение (ПСУ иногда выполняются в виде центральных этажных аппаратов, размещаемых в машинном помещении).

Датчики, размещаемые в шахте, взаимодействуют с установленными на кабине отводками (при электромеханических) или магнитными шунтами (при индуктивных или герконовых датчиках) и выдают сигналы в центральный этажный аппарат (шаговый копираппарат или релейный селектор), установленный в машинном помещении, а последний передает и схему управления сигнал на исполнение полученной команды.

Датчики сигналов о движении кабины вверх или вниз целесообразнее размещать на кабине (требуется меньше проводов), а магнитные шунты устанавливать в шахтах в требуемых точках. В этом случае при цифровом управлении число столбцов устанавливаемых шунтов по шахте равно числу разрядов передаваемого номера этажа в двоичном или ином коде.

Трехпозиционные электромеханические переключатели фигурной отводкой переводятся в одно из положений, соответствующее движению кабины вверх или вниз, либо ее остановке. В этом случае при движении кабины контакты переключателей пройденных этажей включаются в одно из крайних положений, подготавливая к действию цепи вызовов и приказов, а при остановке кабины переключатель переводится в среднее положение, отключая цепь управления от контакторов направления и исключая тем самым уход кабины с этажа при ошибочном нажатии кнопки приказа или вызова.

Смотрите так же:  Нужен ли узо для теплого пола

Для обеспечения относительно точной остановки кабины лифта в схемах управления ими в последнее время стали применять бесконтактные индуктивные или контактные герметизированные магнитоуправляемые (герконовые) датчики. Эти датчики устанавливают как в шахте, так и на кабине: в шахте — датчики селекции (замедления), а на кабине — датчик точной остановки. Для взаимодействия с датчиками на кабине размещают ферромагнитный шунт селекции, а в шахте (на каждом этаже) — ферромагнитные шунты точной остановки.

Индуктивные датчики состоят из разомкнутого П-образного магнитопровода с катушкой, заключенной в кожух. Последовательно с ней включается катушка исполнительного реле, и на них подается напряжение переменного тока (U).

При разомкнутом магнитопроводе магнитный поток, пересекающий катушку, мал. Поэтому э.д.с. и ток самоиндукции в проводниках катушки, а также обусловленное им индуктивное сопротивление (X) практически отсутствуют, так что сопротивление катушки носит активный характер (R). Ток в последовательно включенных катушках относительно большой, он как бы имитирует замыкание контактов в контактной системе (реле включается).

При замыкании шунтом П-образного магнитопровода магнитный поток, пересекающий его катушку, возрастает, в связи с чем увеличиваются э.д.с. самоиндукции, а также обусловленное им индуктивное сопротивление катушки. Вследствие этого ток в последовательно включенные катушках уменьшается, имитируя размыкание цепи в контактной системе (исполнительное реле отключается).

Герконовый датчик представляет собой П-образный корпус, в котором размещены с одной стороны от паза две герметизированные стеклянные колбы с вакуумом внутри и укрепленными на пружинящих пластинах контактами, подключенными к соответствующим цепям управления лифтом. С другой стороны от паза находится постоянный магнит. Рабочим элементом таких датчиков является ферромагнитный шунт, который проходит через П-образный разрез при движении кабины лифта.

Принцип работы этих датчиков следующий: пружинящие силы пластин контактов герконов направлены так, что если на них поле постоянного магнита не действует, то нормально разомкнутые контакты разомкнуты, а нормально замкнутые — замкнуты, т. е. цепи, к которым подключены эти контакты, будут разомкнуты или замкнуты.

Такое состояние геркона будет тогда, когда ферромагнитный шунт находится в пазе П-образного корпуса, поскольку магнитные силовые линии постоянного магнита замыкаются через шунт. После того как шунт выйдет из паза, магнитные силовые линии замыкаются через пластины, преодолевая их пружинящее действие, и контакты геркона, а следовательно, цепи к которым они подключены, переходят в противоположное состояние.

В качестве примера, отражающего основные особенности схем управления лифтами, рассмотрим схему управления одиночным лифтом без попутных остановок, показанную на рис. 1. Лифт обслуживает четыре этажа, в качестве исполнительного двигателя здесь использован двухскоростной асинхронный двигатель М.

Включение на малую (Мл) или большую (Б) частоту вращения двигателя производится соответствующими контакторами Мл и Б. Направление вращения двигателя определяется контакторами В и Н, замедление — дополнительным резистором Р, торможение — электромагнитным тормозом ЭТ.

В качестве этажных переключателей использованы бесконтактные индуктивные датчики (ДТС, ДТОВ и ДТОН), включенные последовательно с катушками реле (РИС, РИТОВ, РИТОН). Датчики ДТС служат для включения привода лифта на высокую частоту вращения и подачи импульса на его замедление, а датчики ДТОВ и ДТОН предусмотрены для точной остановки лиф га на уровне пола соответствующего этажа и размещены на кабине, магнитные шунты для них устанавливаются в стволе шахты.

Рис. 1. Принципиальная схема управления одиночным лифтом

Назначение остальных элементов схемы и ее работу рассмотрим на примере перемещения кабины с пассажиром с 1-го на 3-й этаж, полагая при этом, что автомат А, разъединитель Р и конечные выключатели KB, ограничивающие ход кабины вверх и вниз в аварийных режимах, замкнуты, а кабина находится на первом этаже. В этом случае катушки реле РИС, кроме реле первого этажа, обтекаются номинальным током.

При нажатии кнопки «3-й этаж» образуется следующая электрическая цепь: фаза сети — полюс разъединителя Р — предохранитель Пр — конечный включатель KB — кнопка «Стоп» — блокировки дверей шахты Дв1 — Дв4 — контакты натяжения каната КК — конечный выключатель ловителя КЛ — дверные выключатели кабины ДК — контакты кнопки «Стоп» — размыкающий блок-контакт Н — катушка реле РУВ — замыкающие контакты реле РИС4 и РИСЗ (катушки этих реле обтекаются током) — катушка этажного реле ЭРЗ — кнопка «3-й этаж» — размыкающие блок-контакты контакторов У, В, Н — конечный выключатель KB — предохранитель Пр — полюс разъединителя Р — фаза сети.

После срабатывания реле РУВ и ЭР3 включаются контактор движения вперед В, контактор быстрого движения Б (по цепи катушки Б — блок-контакт Мл — выключатель большой частоты вращения ВБ — контакты реле РИСЗ и ЭР3). При замыкании контактов В и Б двигатель подключается к сети, включаются контактор Т, растормаживающий канатоведущий шкив, и контактор отводки КО, включающий электромагнит отводки МО и подготавливающий к включению цепь катушки контактора малой частоты вращения Мл. Огводка втягивается, освобождая рычаг замка, и кабина приходит в движение.

При подходе кабины к третьему этажу ферромагнитный шунт замыкает катушку датчика ДТСЗ, ее сопротивление увеличивается и реле РИСЗ отпадает, отключая реле ЭР3 и РУВ. В результате этого контактор Б отпадает, замыкая свой контакт, включает контактор малой частоты вращения Мл, а контактор В остается включенным, так как при движении кабины еще не замкнута магнитная цепь датчика точной остановки вверх, поэтому и контакт РИТОВ еще не разомкнут. Двигатель тормозится до малой частоты вращения, работая в генераторном режиме с введенным в одну фазу статора резистором R. Выдержка времени торможения задается маятниковым реле РМ, работающим при включении контактора Мл.

Как только пол кабины выравняется с полом этажного перекрытия, магнитный шунт замыкает магнитную цепь катушки датчика точной остановки ДТОВ, реле РИТОВ отпадает и происходит отключение контакторов В, затем КО и, наконец, Мл. В результате двигатель и тормозной электромагнит отключаются от сети, накладывается механический тормоз и кабина останавливается.

Для того чтобы подучить собирательную схему управления лифтом с попутными остановками только при опускании кабины или полностью собирательную схему, т. е. при попутных остановках во время движения кабины вверх и вниз, необходимо в схему, подобную рассмотренной на рис. 1, ввести некоторые дополнения. Например, в схеме, с двухскоростными двигателем индуктивные датчики ИД, реле РИС и кнопки вызова и приказа на каждом этаже включаются так, как показано на рис. 2.

Рис. 2. Фрагменты дополнений к собирательным схемам управления лифтом (дли одного этажа)

В схеме с попутными остановками при опускании кабины (рис, 2, а) вызовы и приказы подаются раздельными залипающими кнопками и поэтому могут регистрироваться в любое время, а передаваться в схему сразу же, кроме периоде движения кабины с пассажирами вверх, когда шина питания контактов передачи вызовов в исполнительную схему отключается избирательными контактами от плюсовой шины.

В полной избирательней схеме управления (рис. 2, б) дополнительно имеются вызывные цепи для подъема (ШДВв) и опускания (ШДВн) кабины, контакты блокировочных реле направления РБВ и РБН соединены с контактами избирательной секционированной цепочки исполнительной схемы.

В схемах, изображенных на рис. 1 и 2, при отсутствии кабины на этаже катушки индуктивного датчика ИД и реле РИС возбуждены. Поэтому при нажатии кнопки приказа КП или вызова КВ (они удерживаются во включенном состоянии удерживающими магнитами УМ до тех пор, пока их не зашунтируют контакты дверей шахты данного этажа ДШ) образуется цепь (на рисунках не показана), включающая в себя реле управления вверх РУВ, если этаж назначения выше этажа стоянки кабины, или реле управления вниз РУН, если этаж назначения ниже стоянки кабины.

После прибытия кабины на этаж вызова обесточивается индуктивный датчик ИД, отключается реле РИС, размыкая свои контакты, которые отключают реле РУВ или РУН и лампу ЛС (кабина останавливается), а замыканием контакта РИС4 подготавливается цепь для выполнения приказа, поступающего из кабины.

В полной собирательной схеме секционированная контактами РИС1 н РИС2 цепочка на этаже стоянки кабины разрывается не только этими контактами, но еще и контактами реле блокировки вверх РБВ или вниз РБН (катушки их на схеме не показаны), а вызывные цепи подъема, спуска и цепи приказов отделяются друг от друга разделительными диодами Д1 — Д4.

Перед нажатием кнопки вызова или приказа, если направление движения кабины еще не выбрано, все контакты в цепочке выбора направления замкнуты, кроме контактов РИС4 на этаже стоянки кабины. Поэтому при нажатии одного из этих кнопок сигналы вызовов с этажей, расположенных выше этажа стоянки кабины, подключаются к катушке реле РУН, а сигналы вызовов с этажей ниже стоянки кабины включают реле РУВ. После выбора направления одновременно с реле РУВ или РУН включается одно из реле блокировки противоположного направления РБВ или РБН, разрывающее своими контактами выход через секционную цепочку сигналов вызова непопутного направления.

В схеме, показанной па рис. 2, а, для опускания пассажиров кабина без остановок проходит до наиболее высокого этажа вызова и затем опускается с попутными остановками, а в схеме, изображенной на рис. 2, б, при необходимости подъема пассажиров кабина проходит до наиболее низкого этажа вызова, после чего поднимается с попутными остановками.

В рассмотренных схемах селекторы выполнены на релейных элементах. Наряду с этим применяются и другие селекторы: кулачковые, фотоэлектрические, щеточные непрерывного слежения, шаговые, на статических элементах и т. д.

При больших пассажиропотоках в одном холле устанавливают несколько лифтов, которые для повышения комфортабельности и улучшения электроэнергетических показателей имеют объединенное парное или групповое управление. Количество лифтов, соединенных в группы, обычно не превышает четырех, а чаще трех, хотя известны системы, содержащие в группе до восьми лифтов.

При групповом управлении обычно различают три основных режима работы лифтов: пик подъема, пик спуска и уравновешенное движение в обоих направлениях. Включение лифтов на тот или иной режим осуществляется диспетчером или автоматически посредством программирующих часов, устанавливаемых на каждую группу лифтов.

В высотных зданиях каждая группа лифтов закрепляется для обслуживания определенной зоны этажей, другие этажи ею не обслуживаются. При наличии нескольких лифтов в группе, обслуживающих одну зону или невысокое здание, в целях повышения средней скорости движения путем сокращения числа остановок отдельные лифты могут выделяться для обслуживания четных и нечетных этажей.

Для осуществления парного или группового управления лифтами схемы управления ими должны быть собирательными, а вызовы каждого этажа в обоих направлениях должны регистрироваться раздельно в каждом направлении соответствующими запоминающими устройствами, содержащими реле, транзисторы и т. д.

В качестве примера, отражающего специфику работы при парном управлении лифтами с дополнительными реле стоянки первого лифта 1PC и второго лифта 2РС, рассмотрим фрагмент принципиальной схемы, показанный на рис. 3.

Рис. 3. Фрагмент принципиальной схемы парного управления лифтами: ЭР — этажное реле, РПК — реле переключения каналов, РВП реле автоматического пуска

Смотрите так же:  220 вольт в магнитогорске

В этом случае кабина, опустившаяся с пассажирами на первый этаж, не отвечает на вызовы с других этажей и ожидает пассажиров. Если же кабины на первом этаже нет, то поднявшаяся по приказу и освободившаяся кабина автоматически направляется на первый этаж, а при спуске другой кабины или ее стоянке последняя остается на этаже окончания рейса либо направляется к центру нагрузки и используется для работы по вызовам в основном в направлении опускания.

Реле стоянки кабины на первом этаже 1РС1 или 2РС1 включается после прибытия кабины на первый этаж от конечного выключателя 1КВН или 2КВН (устанавливаются в шахтах на копираппарате). Эти реле взаимно сблокированы. Поэтому включение одного из них указывает на то, что данная кабина прибыла на первый этаж раньше другой. В этом случае реле 1РС1 или 2РС1 своим замыкающим контактом включает сигнальную лампу ЛС, а размыкающим — разрывает вызывную цепь своего лифта, отключая вызов на время стоянки кабины на первом этаже.

При уходе кабины с первого этажа ее сигнальная лампа ЛС гаснет, питание вызываемых цепей этого лифта после освобождения кабины сразу же восстанавливается, а после прихода кабины другого лифта на первый этаж включается ее реле PC. Эта кабина остается стоять на первом этаже в ожидании пассажиров (о чем сигнализирует зажиганием ее сигнальная лампа ЛС). При освобождении поднявшейся по приказу кабины и отсутствии вызовов в схему подается сигнал, включающий размыкающими контактами конечного выключателя 1КВН или 2КВН реле 1РУН или 2РУВ катушки реле 1РУН или 2РУВ, и кабина направляется на первый этаж и т. д.

Аппаратура управления двигателями типовых лифтов при одиночном, парном и групповом управлениях обычно располагается на типовых панелях, станциях или блоках управления, устанавливаемых в машинных помещениях.

Принципиальные электрические схемы лифтов

Эта страничка создана в помощь электромеханикам, занимающимся обслуживанием старых лифтов.
Если у вас есть информация о типе станции управления и соответствующей ей схеме или файлы схем, просьба поделиться ими для помощи другим.
Информацию и файлы можно прислать на ящик [email protected]

320, 500 кг; 1 м/с; 12-16 ост. с залипающими кнопками

Раздельные ЦБ от 101. (схема аналогична ШОК-5906)

320, 500кг с залипающими кнопками и общей ЦБ, применяется с ЯОК9501

400кг 0,71 м/с до 10эт Реле ОШ W-K7, Четыре РКД

400-630 1м/с, 9,12,17 эт. Применяется в комплекте с ЯОК-9525 Реле ОШ W-K7

ЩЛЗ. Схема с этажными датчиками на трех герконах. Встроенное УБ и темп. защита

Шкаф управления пассажирским лифтом административного здания с расширенными функциональными возможностями г/п 450-1000 кг; V=1 м/с; 9-17 остановок.Это релейная станция (РПУ-4,РПГ-9,логика) с обозначениями элементов и реле латинскими буквами,1м/с подвижным полом,попутными вызовами вверх и вниз, пр-ва МЗЛ.

Принципиальная электрическая схема лифта

Одним из видов подъемных механизмов являются различные виды лифтов. Они предназначены для транспортировки людей или грузов, путем подъема или спуска. Для перемещения кабины используются неподвижные жесткие направляющие, установленные в шахте в вертикальном положении. Нормальная работа всех систем обеспечивается с помощью специального электрооборудования. Поэтому, для таких устройств разработана общая принципиальная электрическая схема лифта, обеспечивающая их надежное функционирование.

Кнопочное управление лифтом

Для привода используется асинхронный двигатель с конструкцией фазного ротора. Его пуск производится трехступенчатым способом. Электромагнитный тормоз подключается параллельно с обмоткой статора. При включении питания колодки тормоза поднимаются, давая возможность для движения. Для включения контакторов ускорения используется реле времени.

Находясь в кабине, пассажир производит пуск кнопкой КП. Если же необходимо вызвать лифт извне, используется кнопка вызова КВ. Аппаратура управления включает в себя этажные реле ЭР, расположенные на соответствующих этажах. Здесь же располагаются и этажные переключатели ЭП. Для всех этих приборов предусмотрена общая панель управления. Общее количество приборов управления должно совпадать с числом обслуживаемых этажей.

Дополнительные устройства, приборы и оборудование

Для связи электрического оборудования и панелей управления используется гибкий кабель. В статорной цепи электродвигателя находятся конечные выключатели КВ, с помощью которых ограничивается движение кабины при аварийных ситуациях. В системе управления располагаются различные блокировки, повышающие безопасность пассажиров. Благодаря этим устройствам, работа лифта блокируется при открытых дверях, при срабатывании ловителей и обрыве канатов.

Работа конечных выключателей пола позволяет осуществлять вызов лифта только при отсутствии в нем пассажиров.Существует множество других полезных функций, которые обеспечивает принципиальная электрическая схема лифта. Она отличается простотой и надежностью в эксплуатации, обеспечивает устойчивую работу всего оборудования. Для его нормального функционирования необходимо проводить регулярные осмотры и профилактические работы.

Грузовые лифты работают практически по такой же схеме, за исключением отдельных незначительных отличий. Например, для электрического привода практикуется использование асинхронных двухскоростных двигателей. В целом, все оборудование пассажирских и грузовых лифтов обеспечивает необходимый уровень безопасности при эксплуатации.

Энциклопедия по машиностроению XXL

Оборудование, материаловедение, механика и .

Электрические схемы лифтов

Электрическая схема лифта позволяет осуществлять следующие виды управления [c.16]

Электрические схемы лифтов состоят из отдельных электрических цепей. Каждая электрическая цепь в свою очередь состоит из последовательно (а в ряде случаев параллельно и последовательно) соединенных между собой проводами контактов и катушек электроаппаратов. Блокировочные контакты, контакты реле и контакторов подразделяются на замыкающие (3-контакты) и размыкающие (Р-контакты). При отсутствии силового воздействия на шток блок-контакта Р-контак-том считается тот, который замкнут, 3-контактом считается тот, который разомкнут. Точно так же в обесточенных реле и контакторах те контакты, которые замкнуты, называются Р-контактами, разомкнутые —3-контактами. [c.7]

В связи с этим имеется большое разнообразие электрических схем лифтов. При этом часто для одной конструкции лифта предусмотрено несколько электрических схем, имеющих существенные различия. Так, например, пассажирский лифт грузоподъемностью 320 кг (и = =0,71 м/с) с неподвижным полом имеет более пяти разновидностей электрических схем. Существуют случаи, когда электросхема, вывешенная в машинном помещении или вложенная в паспорт, не соответствует данному лифту или в нее не внесены изменения, связанные с модернизацией или установкой на лифте различных дополнительных блоков защиты электродвигателя главного привода, блокированной или парной работы, сигнализации и др. [c.22]

Все это значительно усложняет проведение работ по нахождению и устранению неисправностей и наладке электрической схемы лифта. Поэтому упомянутые работы следует начинать с проверки соответствия схемы, имеющейся в машинном помещении или находящейся в паспорте лифта, реальной схеме данного лифта. При необходимости нужно внести в схемы изменения и дополнения в соответствии с документацией, на основании которой проводилась модернизация лифта. [c.23]

ПОСТРОЕНИЕ (СТРУКТУРА) И ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ ЛИФТОВ [c.31]

НАЗНАЧЕНИЕ ДИОДОВ, РЕЗИСТОРОВ И ЕМКОСТЕЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМАХ ЛИФТОВ [c.37]

Глава 3. ОПИСАНИЯ ТИПОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ ЛИФТОВ И ИХ МОДЕРНИЗАЦИЯ [c.40]

Принцип действия электрической схемы. Лифт подготовляется к работе включением рубильника ВУ и выключателя автоматического ВА1. [c.42]

Рис. 12. Электрическая схема лифта грузоподъемностью 320 кг Смотреть страницы где упоминается термин Электрические схемы лифтов : [c.753] [c.31] [c.38] [c.40] [c.52] [c.77] [c.78] [c.99] [c.176] Смотреть главы в:

Принципиальные электрические схемы лифтов

В этой статье разговор пойдет о том, как выучить релейную схему лифта качественно и быстро. Знакомые с данным вопросом знают, что старые советские лифты, которые многие каждый день наблюдают у себя дома, работают по программе, которая сделана далеко не на C++, не на ассемблере и даже не вшита в интегральную микросхему.

Программа реализована электро-механически с помощью реле и переключателей, которые меняют свое состояние в зависимости от положения и состояния кабины, дверей кабины, дверей шахты лифта.

Разговор пойдет о том, как выучить эту схему, чтобы иметь возможность искать и устранять поломки в лифте.

Принципиальная схема лифта состоит из огромного количества «размыкающихся» и «замыкающихся» контактов, которые реагируют на состояние электро-магнитных катушек, кабины, дверей и так далее. Понять, как все это работает просто глядя на схему очень сложно и очень долго. Поэтому возникла идея создать интерактивную принципиальную схему лифта, которая сама бы рассказывала и показывала, что с ней происходит по мере эксплуатации, а также желательно позволяла вносить мелкие поломки и показывала, что в этом случае происходит в схеме лифта и как в таком случае ведет себя сам лифт.

Реализовать идею решил с помощью javascript.

На картинке видна ситуация, когда лифт едет вниз на девятый этаж и кто-то поломал кнопку вызова, поэтому она все время зажата. Вся схема на экран ноутбука не помещается, поэтому разделена на 7 вкладок. Исходник можно найти на GitHub.

Возможно, современным программистам будет интересно заглянуть под капот «древнейшей», но очень надежной программы, которая работает до сих пор во многих многоэтажках, а электронщикам — посмотреть на схему, которая может сама себя рассказать. Аналогов в интернете не нашел. Наверное, мне одному из всех электромехаников по лифтам было нечего делать, но результат получился интересным, мне понравился и я решил поделиться с сообществом энтузиастов и просто людей, которые интересуются техникой.

Немного пояснений. С кнопками приказов и вызовов знакомы все. Реверс — это то, что происходит, когда двери кабины сталкиваются с препятствием. Сверху слева переключатели режимов работы и кнопки управления, которые находятся в машинном помещении (над самым верхним этажом) и на пульте управления (на кабине лифта), который используется для передвижения по шахте при техническом обслуживании лифта.

За основу взята схема из книги » Устройство, техническое обслуживание и ремонт лифтов» (Манухин С.Б., Нелидов И.К.).

Лекция № 22 Схемы управления лифтами;

На рис. 6.1 приведена схема кнопочного управления лифтом. Привод осуществляется от асинхронного двигателя с фазным ротором. Пуск двигателя производится в три ступени. Параллельно обмотке статора двигателя включен электромагнитный тормоз, колодки которого поднимаются, как только на статор подается питание. Контакторы ускорения включаются по принципу независимой выдержки времени контактами реле времени.

Пуск двигателя производится пассажиром, из кабины кнопками приказа либо пассажирами, находящимися на любом из этажей, вызывными кнопками . Характерными для лифта аппаратами управления являются этажные реле , установленные на общей панели управления, и этажные переключатели , которые устанавливаются на каждом этаже. Количество этажных реле и этажных переключателей соответствует числу этажей, обслуживаемых лифтом.

Электрическое оборудование, находящееся в кабине, связано с панелями управления гибким кабелем. В статорную цепь двигателя включены контакты конечных выключателей , ограничивающих ход кабины вверх и вниз в аварийных случаях. В цепи управления предусмотрен ряд блокировок, предназначенных для повышения безопасности обслуживания пассажиров. Например, движение кабины недопустимо при открытых дверях шахты и кабины, что обеспечивается конечными выключателями и конечным выключателем , находящимся в цепи управления.

В цепи управления двигателем предусмотрены блокировки, обеспечивающие безопасную работу лифта. К ним относятся контакты конечного выключателя , открывающиеся при срабатывании ловителя, и контакты конечного выключателя , контролирующего натяжение канатов. Контакты и воздействуют на аппараты управления таким образом, что двигатель отключается от сети при работе ловителей и обрыве канатов.

В цепи управления имеются конечные выключатели пола и , которые находятся в открытом состоянии, когда кабина занята пассажирами, и закрываются после того, как кабина освобождается. Контакты дают возможность вызывать кабину с этажных площадок только в том случае, когда в ней нет пассажиров. Контакты шунтируют контакты выключателя и создают обходную цепь тока в том случае, когда пассажир вышел из кабины, а дверь осталась открытой.

Смотрите так же:  Электропроводка котеджа

Работа аппаратов управления пассажирским подъемником может быть проиллюстрирована примером, когда пассажир, находясь в кабине, со второго этажа хочет поехать на этаж. В этом случае он нажимает кнопку приказа . Через контакты дверей шахты, контакты конечных выключателей , и , кнопки , а также контакты на катушку этажного реле будет подано напряжение от сети переменного тока. Другой конец катушки реле подсоединен к сети. Этажное реле срабатывает, замыкает свои контакты и через этажный переключатель подает питание на катушку контактора .

Рис. 6.1. Схема кнопочного управления электроприводом тихоходного лифта

При включении контактора на статор двигателя подается напряжение. Одновременно оно подается и на катушку электромагнитного тормоза , который освобождает тормозной шкив. После того, как кнопка будет отпущена, катушки реле и контактора будут подключены к сети через контакты этажного реле и контакт .

К реверсирующим контакторам и , а также к контакторам ускорения и пристроены маятниковые реле времени, позволяющие управлять пуском двигателя по принципу времени. Поэтому вслед за контактором с некоторой выдержкой времени последовательно срабатывают контакторы ускорения , и , после чего двигатель будет работать на естественной характеристике. Блокировочные размыкающие контакты предотвращают операции пусковыми кнопками во время движения лифта и отключают катушки контакторов , от сети. Движение кабины прекратится тогда, когда она дойдет до заданного -го этажа. При этом установленная на кабине фасонная отводка переставит рычаг этажного переключателя в нейтральное положение, в связи с чем отключатся от сети катушки контактора и этажного реле .

Вызов кабины на любой этаж возможен в том случае, когда в кабине нет пассажиров. Если, например, нажать кнопку вызова , подается напряжение на катушку . При этом включается контактор , который остается включенным и при отпущенной кнопке, так как его катушка получает питание через контакты реле . Вслед за контактором срабатывает электромагнитный тормоз и контакторы ускорения. Кабина начнет движение вниз, которое прекратится при повороте в нейтральное положение.

Рассмотренная схема проста и надежна в эксплуатации, но имеет значительное количество этажных реле и переключателей, равное числу этажей. Этажные переключатели довольно громоздки и нуждаются в сравнительно частых осмотрах и подрегулировках. В схеме не показаны цепи сигнализации, которая применяется на подъемниках, сигнализирует о том, что кабина занята или свободна (аварийная сигнализация).

Грузовые лифты в большинстве своем работают с проводником при скорости движения 0,25–0,5 м/с. Электрическая схема управления таких лифтов выполнена аналогично вышерассмотренной, весьма проста, так как команда на пуск и торможение двигателя осуществляется одним рычажным переключателем. При пуске двигателя аппараты работают так же, как и в схеме кнопочного управления. Для вызова кабины имеется набор этажных кнопок. При воздействии на любую из них в кабине срабатывает указательное реле, включается звонок и загорается соответствующая сигнальная лампочка. Проводник видит номер этажа вызова. В случае неисправности лифта из кабины может быть подан звуковой сигнал в дежурное помещение. В электроприводах грузовых лифтов находят также широкое применение двухскоростные асинхронные двигатели. Схема управления такого привода подобна схемам, применяемым для аналогичных приводов пассажирских лифтов.

6.2. Схема управления асинхронным двигателем с фазным ротором в функции тока

На рис. 6.2 приведена схема управления асинхронным двигателем с фазным ротором в функции тока. Напряжение к статору двигателя подводится через линейные контакты контактора КЛ.

В цепь ротора двигателя введены пусковые резисторы, шунтируемые при пуске соответствующими контакторами ускорения. Кроме того, в цепь ротора включены катушки токовых реле ускорения. Настройка реле ускорения РУ1, РУ2 и РУ3 должна быть приведена таким образом, чтобы токи, при которых соответствующие реле отключаются, удовлетворяли следующему неравенству

.

Для пуска двигателя нажатием кнопки КнП включается контактор КЛ, который блокирует пусковую кнопку и подает питание на статор двигателя. Через блокировочный контакт КЛ получает питание реле РБ, контакт которого замыкается и присоединяет цепь катушек контакторов ускорения. Однако контакторы ускорения не включаются, так как размыкающий контакт РУ1 будет открыт до тех пор, пока пусковой ток в цепи не спадет до значения, соответствующего уставке отпускания реле РУ1. После того, как реле РУ1 закроется, сработает контактор ускорения КУ1 и зашунтирует своими силовыми контактами первую ступень резисторов в цепи ротора. Аналогично будут работать реле РУ2 и РУ3 при меньших уставках тока, и соответственно будут включаться контакторы ускорения КУ2 иКУ3, которые шунтируют вторую и третью ступени резисторов в цепи ротора, после чего двигатель будет работать с полной угловой скоростью на естественной характеристике.

В схеме управления предусмотрено шунтирование размыкающих контактов реле ускорения вспомогательными контактами КУ1, КУ2 и КУ3, что вызвано возможностью вибраций контактов реле ускорения при значениях токов в катушках реле, близким к токам уставке.

6.3. Пример принципиальной электрической схемы силовой части электропривода и цепей управления
тихоходным лифтом на два этажа

На рис. 6.3 приведена схема кнопочного управления тихоходным лифтом со скоростью движения кабины 0,75 м/с для двухэтажного здания. Привод осуществляется от асинхронного двигателя с фазным ротором. Пуск двигателя производится в две ступени. Параллельно обмотке статора двигателя включен электромагнитный тормоз YB, колодки которого поднимаются как только на статор подается питание. Контакторы ускорения включаются по принципу независимой выдержки времени контактами реле времени.

Пуск двигателя производится пассажиром, из кабины лифта кнопками приказа КП либо пассажирами, находящимися на любом из этажей, вызывными кнопками КВ. Характерными для лифта аппаратами управления являются этажные реле ЭР, установленные на общей панели управления, и этажные переключатели ЭП, которые устанавливаются на каждом этаже. Количество этажных реле и этажных переключателей соответствует числу этажей, обслуживаемых лифтом.

Электрическое оборудование, находящееся в кабине, связано с панелями управления гибким кабелем. В статорную цепь двигателя включены контакты конечных выключателей КВ1 и КВ2, ограничивающих ход кабины вверх и вниз в аварийных случаях. В цепи управления предусмотрен ряд блокировок, предназначенных для повышения безопасности обслуживания пассажиров. Например, движение кабины недопустимо при открытых дверях шахты и кабины, что обеспечивается конечными выключателями SQ1–SQ2 и конечными выключателями SQ5, находящимися в цепи управления.

В цепи управления двигателем предусмотрены блокировки, обеспечивающие безопасную работу лифта. К ним относятся контакты конечного выключателя SQ3, открывающего при срабатывании ловителя, и контакты конечного выключателя SQ4, контролирующего натяжение контактов. Контакты SQ3 и SQ4 воздействуют на аппараты управления таким образом, что двигатель отключается от сети при работе ловителей и обрыве канатов.

В цепи управления имеются конечные выключатели пола SQ6 и SQ7, которые находятся в открытом состоянии, когда кабина заполняется пассажирами, и закрывается после того, как кабина освобождается. Контакты SQ6 дают возможность вызывать кабину с этажных площадок только в том случае, если в ней нет пассажиров. Контакты SQ7 шунтируют контакты выключателя SQ5 и создают обходную цепь тока в том случае, когда пассажир вышел из кабины, а дверь ее осталась открытой.

Работа аппаратов управления пассажирским подъемником может быть проиллюстрирована примером, когда пассажир, находясь в кабине, со второго этажа хочет поехать на первый этаж. В том случае он нажимает кнопку приказа КП1. Через контакты дверей шахты, контакты конечных выключателей SQ3, SQ4 и SQ5, кнопки «Стоп», а также контакты 2У на катушку режимного реле ЭР1 будет подано напряжение от сети переменного тока. Другой конец катушки реле ЭР1 подсоединен к сети. Этажное реле ЭР1 срабатывает, замыкает свои контакты и через этажный переключатель ЭП1 подает питание на катушку контактора Н. При включении контактора Н на статор двигателя подается напряжение. Одновременно оно подается и на катушку электромагнитного тормоза YB, который освобождает тормозной шкив. После того, как кнопка КП1 будет отпущена, катушка реле ЭР1 и контактора Н будут подключены к сети через контакты этажного реле и контакт Н.

К реверсирующим контакторам В и Н, а также к контакторам ускорения 1У и 2У пристроены маятниковые реле времени, позволяющие управлять пуском двигателя по принципу времени. Поэтому вслед за контактором Н с некоторой выдержкой времени последовательно срабатывают контакторы ускорения 1У и 2У, после чего двигатель будет работать на естественной характеристике. Блокировочные размыкающие контакты 2У предотвращают операции пусковыми кнопками во время движения лифта и отключают катушку контактора 1У от сети. Движение кабины прекратится тогда, когда она дойдет до заданного этажа. При этом установленная на кабине фасонная отводка переставит рычаг этажного переключателя ЭП1 в нейтральное положение, в связи с чем отключается от сети катушки контактора Н и этажного реле ЭР1.

Вызов кабины на любой этаж возможен в том случае, когда в кабине нет пассажиров. Если, например, нажать кнопку КВ1, подается напряжение на катушку ЭР1. При этом включается контактор Н, который остается включенным и при отпущенной кнопке, так как его катушка получает питание через контакты реле ЭР1. Вслед за контактором Н срабатывают электромагнитный тормоз и контакторы ускорения. Кабина начнет движение вниз, которое прекратится при повороте ЭП1 в нейтральное положение.

Рассмотренная схема проста и надежна в эксплуатации, но имеет значительное количество этажных реле и переключателей, равное числу этажей. Этажные переключатели довольно громоздки и нуждаются в сравнительно частом осмотре и регулировке. В схеме не показаны цепи сигнализации (сигнализация о том, что кабина занята или свободна, аварийная сигнализация).

Похожие статьи:

  • Белый и черный провода где плюс какого цвета провод плюс и минус? в зарядном устройстве 2 провода черный и белый . где плюс где минус? какого цвета провод плюс и минус? в зарядном устройстве 2 провода черный и белый . где плюс где минус? можно определить с помощью […]
  • Заземление гру Заземление гру п. 2.2.19 ПБ 12-529-03: 2.2.19. Надземные газопроводы при пересечении высоковольтных линий электропередачи, должны иметь защитные устройства, предотвращающее падение на газопровод электропроводов в случае их обрыва. […]
  • Отличие провода пунп от ввг Чем отличается ВВГ от ПУНП? Чем отличается ВВГ от ПУНП? Вроде сечение одинаковое, изоляция двойная. Можно ли проводку делать ПУНПом, если она заштукатуривается? Сырьём для ПВХ, методикой испытаний. Этот кабель выпускается по ГОСТ, а […]
  • Можно ли подключить узо без заземления Подключение УЗО без заземления Специальные устройства защитного отключения (УЗО) рекомендуют устанавливать там, где существует высокая вероятность поражения током. Задачей устройства является оперативное отключение всего электрического […]
  • Резисторы на 220 вольт Резистор металлокерамический 30W/R50K (0.5 OM) (9) INMIG150, 180 WESTER Самовывоз (8) Рязань г, Яблочкова проезд д.6, пункт выдачи «220 Вольт», оплата при получении Рязань г, Яблочкова проезд д.6, пункт выдачи «220 Вольт», по […]
  • Помещение с 380 вольт Офис склад в Находке Заметка к объявлению Собственность 380 вольт городской телефон интернет в помещение имеется три отдельных входа парковка назначение производственное высота потолка в складе 3метра расмотривается аренда Объявление […]