Прокладка провода в автомобиле

Elsheep-Team

Проводка в автомобиле. FAQ

By admin on 27 Июль 2011

Проводка для аудиосистемы.
Ответы на часто задаваемые вопросы.
Исправление часто совершаемых ошибок.

1. причина написания данной статьи
2. широко распространенные ошибки
3. стандарты силовой и акустической проводки.
4. проводка «обычная» или «для соревнований». Что выбрать?
5. производители кабеля. Что купить?
6. силовая проводка.
7. акустическая проводка.
8. межблочные кабели. Как проложить? Что из производителей выбрать?
9. расходные материалы для проводки.
10. аккумуляторы, генераторы, распределители питания.
11. чего не стоит делать при прокладке кабелей?
12. рекомендуемые размеры проводки для распространенных схем аудиосистем.
13. полезные ссылки

1. причина написания данной статьи

Поводом для написания данной статьи послужило то, что мне достаточно часто приходится сталкиваться с неправильной установкой аудиосистем в автомобилях.

Мы опустим то, как устанавливается само оборудование (усилители, акустика, сабвуферы, магнитолы), а подробно остановимся на «венах» и «нервах» современной автомобильной аудиосистемы – проводах и кабелях.
Хочется надеяться, что после прочтения данной статьи человек, который решит поставить звук в автомобиль своими руками, не допустит стандартные ошибки и все сделает правильно.

2. широко распространенные ошибки
перечислим основные из них
— неправильно выбранный диаметр силовой проводки
— неправильная коммутация силовой и акустической проводки
— несоблюдение основ безопасности при прокладке кабеля
— использование дешевой проводки при установке дорогостоящих компонентов (что негативно влияет на итоговое качество всей системы)
Но чаще всего встречается другое – проводка просто «пробрасывается» по салону автомобиля до необходимого места (например, до усилителя), никак не защищается, никак не крепится.
Эти, так называемые «сопли», портят не только весь внешний вид системы, но могут привести и к весьма плачевным последствиям, например к короткому замыканию, от которого машина может и сгореть.

3. стандарты силовой и акустической проводки
в метрической системе (Россия) чаще всего используется понятие – «мм.кв» – т.е. квадратный миллиметр.
В Америке, да и во всей Европе, используют маркировку в Гейджах (American Wire Gauge/ сокращенно AWG)

Ниже приведена таблица соответствия размеров

PS в экстремальных аудиосистемах используется иногда кабель размером 0 AWG, так называемая «нулевка». Это кабель в 53 мм.кв. используется, в основном, в системах, предназначенных для соревнований по SPL (Sound Pressure Level)

4. проводка «обычная» или «для соревнований». Что выбрать?
При создании системы нужно четко понимать для чего эта система строится.

Если вы устанавливаете аудиосистему для повседневной эксплуатации, то нет смысла прокладывать кабели таким образом как того требует регламент соревнований по автозвуку.
Конечно же, это предпочтительно, но необязательно.
Профессиональные установщики обычно пользуются некоторыми «соревновательными» наработками при установке обычных систем, но это скорее, показывает на качество самой студии и на профессионализм установщиков.
К ним, например, относится крепеж силового провода по всей его длине через каждые 20 см.
Укладка всей проводки в гофрированную трубку и т.п.

Для участия в соревнованиях есть четко разработанный регламент по всем видам проводки в автомобиле (силовая, акустическая, межблочные кабели). Если не следовать данному регламенту, то при судействе качества инсталляции, участнику начислят штрафные балы, что может привезти к поражению на соревнованиях.

Нужно понимать, что «обычная» и «соревновательная» проводка – это совершенно разные вещи именно в плане инсталляции.
В качестве основы могут использоваться одни и те же провода.

В связи с этим, также нужно понимать, что если вы захотите у себя в автомобиле сделать проводку по регламенту соревнований, то вам будет необходимо потратить дополнительные средства.
Чем сложнее проводка, тем больше денег вы заплатите за ее инсталляцию.

Также на стоимость влияет бренд кабелей. Об этом рассказано в следующей главе.

5. производители кабеля. Что купить?
На сегодняшний момент в Москве можно купить провода и кабели многих стран-производетелей.
Основу caraudio рынка, разумеется, составляет продукция из Китая и Кореи.
Практически любой бюджетный кабель, который вы сможете найти в магазине, сделан в Китае.
Здесь все также как и в любой другой сфере, связанной с бытовой техникой или техникой для человека.

Также есть несколько российских брендов, которые заказывают производство под своими брендами в Китае. Качество их продукции весьма высокое, что отражается на цене.
Есть неплохие кабели немецкого производства, но в широкой продаже их не найдешь. Их используют, в основном, в автозвуковых студиях. В дорогостоящих проектах.

Есть кабели, предназначенные для домашнего аудио. Бывает, что такие кабели используются и в автомобильных системах. Но у такого подхода есть минусы.
Все же, проводка, специально рассчитанная на эксплуатацию в сложных условиях автомобиля разительно отличается по своим ТТХ от проводки для дома.
Это касается и характеристик изоляционного слоя и характеристик пропускающей способности кабеля.

При выборе кабелей нужно опираться на объективную необходимость.
Если вы обладаете ограниченным бюджетом, то не стоит рассматривать покупку акустического кабеля стоимостью 1500 руб. за погонный метр. Вполне сойдет кабель хорошего производителя, произведенный в Китае, по цене 150-200 руб за метр.

Не рекомендую покупать готовые комплекты для установки.
Обычно такие комплекты рассчитаны на установку 2-х или 4-х канальных усилителей.
Стоимость их колеблется от 1000 руб. и выше.
В такую цену невозможно поместить кабели и расходники хорошего качества.

Я рекомендую вам подбирать все компоненты системы отдельно.
Получится дороже, но на порядок качественней.

Если вы все же хотите установить усилитель «малой кровью», то присмотритесь к комплектам именитых производителей Stinger и DAXX. Они вполне неплохого качества.

Можно привести общее правило, которым пользуются установщики:
Цена расходных материалов на конкретную установку, составляет 10% от стоимости всего оборудования.

Бренды, которые можно посоветовать для покупки:
Stinger, Чернов Аудио, DAXX, Monster Cable, Phoenix Gold – премиум-сегмент
Pro-link, Wave, Mystery, Boschmann – бюджетный сегмент.

6. силовая проводка
под этим термином подразумевается кабельная продукция, которая используется для подключения питания усилителей и, иногда, магнитол.


Сюда же можно отнести и так называемое «золото» или «железо». Об этом я отдельно напишу в главе 9.
Размеры силовых кабелей начинаются с 10 AWG и заканчиваются огромным 0 AWG.
Силовые кабели, обычно, бываю красного и черного цветов («плюс» и «минус» соответственно). Это сделано для удобства установщика, т.к. перепутать красный с черным очень сложно даже в условиях плохой освещенности.
Но, бывают и исключения. Например, Stinger и DAXX делают силовую проводку синего и прозрачно-белого цветов.

Многое зависит от материала из которого сделан кабель.
Дешевые кабели делаются из алюминиевой проволоки, которая сверху покрывается слоем меди. Если такой кабель «распушить», то вы увидите в центре блестящий алюминий.
Такой кабель плохо гнется. Часто, имеет очень толстую оболочку из ПВХ, что делается также для того, чтобы визуально сделать кабель толще.
Такие кабели чаще всего выпускаются под бюджетными брендами.

Хороший кабель не нужно гнуть. Когда вы берете его в руку, он сам гнется. Оболочка такого кабеля мягкая, легко снимается с жил.
Такой кабель делается из безкислородной меди, что очень положительно сказывается на его технических характеристиках.

Силовой кабель, обычно, продается на отрез. В любом автозвуковом магазине вам отрежут необходимую длину.

Для того, чтобы купить кабель необходимой длины и толщины, нужно знать несколько вещей:
А) общая номинальная мощность вашей аудиосистемы (для расчета силы тока)
Б) примерная длина кабеля от клеммы аккумулятора до усилителя или до дистрибьютора питания (если в вашей системе несколько усилителей)

Далее, вы все можете самостоятельно рассчитать используя вот эту таблицу по ссылке:
Расчет длины силового кабеля

7. акустическая проводка
под этим термином понимается тот кабель, который связывает усилитель и акустические системы. Или усилитель и кроссовер акустических систем.

Купив комплект колонок вы можете найти в коробке некий провод сечением 20AWG , который многие считают проводом для установки. Это не совсем так.
Изначально, именитые производители вкладывали этот провод в коробки только для того, чтобы инсталлятор мог протестировать работоспособность акустики сразу после покупки.
Хитрые китайцы тоже начали вкладывать дешевый кабель в свои коробки, но стали позиционировать это по другому – «полный комплект для установки».
Сейчас в коробке вы найдете не только провода, но и кучу саморезов для прикручивания акустики к металлу.

Смотрите так же:  Схема подключения карбюратора 406 двигатель

Крайне настоятельно я рекомендую вам купить специальный акустический провод для подсоединения акустики. Даже в том случае, если у вас в системе нет усилителя.

Часто используемый прием установщиков в современных автомобилях – использование штатной проводки для облегчения своей работы.
Суть в том, что во многих автомобилях есть так называемая «аудиоподготовка» или стоит какая-нибудь простенькая аудиосистема.
Это значит, что к местам установки акустики уже подведена штатная проводка.
(Надо отдать должное производителям автомобилей, эта проводка обычно бывает вполне сносной толщины (примерно 16-18Ga)).
Установщик прокладывает акустический кабель от усилителя до стойки двери, дальше врезается в штатную проводку. А в самой двери новый динамик подключается на старую проводку.
Таким образом, установщик экономит очень много своего времени, т.к. во многих современных автомобилях (особенно в немцах) проводка в дверь проходит через специальный пластиковый разъем. Через него протянуть новый акустический провод – целая история.

Акустические провода делятся на бюджетные и дорогие.
Бюджетный кабель делается, как и силовой кабель, из алюминиевой проволоки. Он жесткий, ПВХ изоляция счищается с него с трудом. Маркировка трудно различима.

Дорогой кабель – мягкий. С хорошей маркировкой. Сделан из безкислородной меди.

8 . межблочные кабели. Как проложить? Что из производителей выбрать?
Межблочный кабель (кабель между источником сигнала и усилителем) – основной «звуковой» кабель в машине.


В зависимости от сложности системы и возможностей головного ус-ва, в автомобиле может быть от одного до нескольких межблочных кабелей.
Существует одно «золотое» правило установщика – не экономить на межблочниках!
Это правило придумано не просто так.
Если у вас ограничен бюджет, то нельзя экономить на двух вещах – передняя акустика и межблочные кабели.
Современные автомобили содержат в себе кучу сложных электрических схем и блоков, которые могут выдавать в аудиотракт серьезные наводки.
Поверьте, что гораздо проще сразу купить и проложить качественный межблочный кабель, чем после полной инсталляции «поймать помеху» и длительное время искать в каком месте вы ее поймали. Скорее всего, этим местом будет межблочный кабель.

Также, золотое правило прокладки межблочных кабелей гласит – «по возможности, используй межблочный кабель необходимой длины. Не больше»
Производители предлагают установщикам кабели стандартных длин: 1.5, 3 и 5 метров.
В простых инсталляциях, большинство установщиков используют 5-метровые кабели, излишки которых сматываются в бухту и размещаются под задним сидением. Эта бухта – замечательный «ловец» помех от бензонасоса, к примеру.
Профессиональные инсталляторы всегда паяют кабели под конкретную систему.

Бюджетные бренды кабелей: Prolink, Prology, Mystery и т.д.
Дорогие, хорошие кабели: Чернов аудио, Stinger, DAXX

9. расходные материалы для проводки
Второе название этих расходных материалов : «железо» или «золото».
Это: аккумуляторные клеммы,

клеммы для подключения силового провода к усилителям

клеммы, для подключения проводки к конденсаторам

Одним словом, эта часть расходников, без которой невозможно качественно и красиво подключить проводку к основным блокам схемы – усилителям, аккумулятору, акустике.

Известные и качественные бренды: Stinger, DAXX, Phoenix Gold, Monster Cable
Бюджетные бренды: Prolink, Prology, Mystery и т.д.

Качество расходников известных брендов становится понятным после эксплуатации системы на протяжении года и больше. Позолота не отваливается, контакт сохраняется, проблем не возникает.

С китайским «ширпотребом» все хуже. Часто встречающаяся ситуация – в системе проблемы по питанию, но внешне все нормально. Все клеммы на месте, все блестит.
Когда начинаешь проверять все места сочленений, находишь окислившийся провод на усилителе (в месте контакта клеммы и колодки усилителя) или что-то в этом роде.

Если вы «строите» серьезную систему, в которой присутствует несколько усилителей, не экономьте на «золоте». Объясните Клиенту необходимость затрат. Это лучше, чем через несколько месяцев искать в этой машине источник проблем.

Также, красота в системе наводится использованием гофрированных трубок (гофра) различного диаметра

и «змеиной кожи» – специального «рукава» из синтетического материала. Через него, обычно, пропускают силовые и межблочные кабели в тех местах, которые можно увидеть простым глазом. Получается очень красиво.

10. аккумуляторы, генераторы, распределители питания.
Если мы говорим о серьезных инсталляциях, рассчитанных на участие в соревнованиях, то необходимо упомянуть и о таких немаловажных составляющих систем питания автомобиля, как генератор и аккумулятор.


Достаточно часто любители автозвука меняют обычный аккумулятор на специальные «автозвуковые».
Особенностью такого аккумулятора является огромное количество циклов разряда\заряда. Обычные аккумуляторы не предназначены к таким условиям.
Замена аккумулятора обусловлена тем, что штатный аккумулятор не справляется с питанием серьезной аудиосистемы. Очень много мощных потребителей (усилители). Штатный аккумулятор не успевает питать их и всех остальных потребителей. Специальный аккумулятор успевает все это сделать.
Специальные генераторы устанавливают на автомобили очень редко. Это достаточно дорогие устройства и к тому же их установка требует серьезного вмешательства в конструкцию автомобиля (переустановка приводных ремней и т.д.). Такая установка может вам встретиться только на соревновательном автомобиле.
Распределители питания используются в том случае, когда на борту одного автомобиля есть два аккумулятора. Один используется как стартерный и работает со штатными системами, а второй питает только звуковую систему.


Распределитель нужен для того, чтобы генератор заряжал оба аккумулятора, а в момент воспроизведения музыки систему питал только «музыкальный» аккумулятор, не разряжая стартерный.

11.чего не стоит делать при прокладке кабелей

А) межблочные кабели и силовой провод необходимо максимально «развести» друг от друга и от штатной проводки автомобиля. Чаще всего, межблочники прокладывают посередине салона, а силовой кабель – вдоль одного из порогов.
Б) чем короче межблочный кабель – тем лучше. Никаких «бухт» под задним сидением. Это лишний шанс – «поймать» наводку.
В) По возможности, заземляйте компоненты своей системы в одной точке. Если у вас в багажнике стоит два усилителя, то «минусы» обоих усилителей должны заземляться или на «минусовой» клемме конденсатора или на одном болту, который хорошо контактирует с кузовом автомобиля.
Г) лучше всего, чтобы длина «минусового» провода не превышала 45 см.
Д) на расстоянии не более 40 см от «плюсовой» клеммы аккумулятора обязательно должна быть установлена колба с предохранителем.
Е) Сечение силового кабеля должно соответствовать или превышать рекомендуемую для вашей системы (см. таблицу в главе 3)
Ж) при пересечении силовой проводки с акустической, провода должны лежать перпендикулярно друг другу.
З) при прокладывании силовой проводки через моторный щит используйте штатные отверстия, закрытые резиновыми заглушками. Если нет такой возможности, просверлите необходимое отверстие и обязательно заизолируйте его острые края, используя резиновые кольцевые прокладки.
И) на конце любого кабеля должна быть клемма. Или кабель должен состыковываться с дистрибьтором. Это улучшает контакт.

Советы из жизни
Часто, при прокладке проводки возникает ситуация, когда проложить отдельно силовой кабель и акустический невозможно (вариант другой: силовой кабель и межблочный, акустический и межблочный).
На самом деле не все так катастрофично. Практика показывает следующие факты:
— в большинстве машин среднего ценового диапазона (если эта машина не старше 5 лет) штатная электрика не очень «шумная». Поэтому, если вам придется проложить межблочный кабель вдоль какого-либо штатного провода – ничего особо страшного в этом нет. Просто старайтесь избегать таких мест как бензонасос и основной компьютер.
— проложить межблочный кабель параллельно силовому на небольшом отрезке вполне возможно. Скорее всего, наводок не будет.
— пойманная наводка, чаще всего бывает или из-за плохого качества межблочного кабеля, или из-за его прокладывания в непосредственной близости от генератора сильных помех в бортовой сети (бензонасос, компьютер)
— питание на магнитолу желательно подать непосредственно с аккумулятора. В некоторых случаях это помогает избежать лишних помех (например, в случае с использованием магнитол Пионер).

12. рекомендуемые размеры проводки для распространенных схем аудиосистем
Рассмотрим несколько часто встречающихся схем построения аудиосистем в автомобиле.

Схема№1.
Магнитола и 4 колонки. В автомобиле есть штатная аудиоподготовка.

Простой вариант.
Подключение магнитолы к штатной проводке (плюс, минус, акустика, управление антенной)
Подключение акустики к штатным проводам, которые выведены в дверях.
Сложный вариант.
Подключение «плюса» магнитолы от клеммы аккумулятора проводом 10-12Ga
Прокладка новых акустических проводов от магнитолы до акустики (через разъемы дверей) 20-22 Ga.

Смотрите так же:  Рассчитать сечение высоковольтного кабеля

Схема№2
Магнитола, 5-ти канальный усилитель, 4 колонки и корпусной сабвуфер.

Простой вариант.
Прокладка силового провода 4Ga от аккумулятора к усилителю
Подключение «плюса» магнитолы от клеммы аккумулятора проводом 10-12Ga
Прокладка межблочных кабелей (2 или 3)
Прокладка новых акустических проводов от усилителя до стоек дверей и подключение к штатной акустической проводке.
Прокладка кабеля до сабвуфера (14-16Ga)
Сложный вариант.
Прокладка силового провода 4Ga от аккумулятора к усилителю
Подключение «плюса» магнитолы от клеммы аккумулятора проводом 10-12Ga
Прокладка межблочных кабелей (2 или 3)
Прокладка новых акустических проводов от усилителя до акустики (через разъемы дверей) (16-18Ga)
Прокладка кабеля до сабвуфера (14-16Ga)

Схема№3
Магнитола, 4-х канальный акустический усилитель, монобочный сабвуферный усилитель, 4 колонки, сабвуфер, конденсатор.

Сложный вариант.
Прокладка силового провода 4Ga от аккумулятора к дистрибьютору или к клемме конденсатора
Разводка питания между усилителями проводом 8Ga
Заземление усилителей на корпус автомобиля или на «минусовую» клемму конденсатора проводом 8Ga
Подключение «плюса» магнитолы от клеммы аккумулятора проводом 10-12Ga
Прокладка межблочных кабелей (2 или 3)
Прокладка новых акустических проводов от усилителя до акустики (через разъемы дверей) (16-18Ga)
Прокладка кабеля до сабвуфера (14-16Ga)

13.полезные ссылки
Кабельная продукция DAXX. С хорошим описанием товара и его ТТХ.

Кабели, аккумуляторы, генераторы, клеммы, дистрибьюторы питания. Все, что только можно придумать для правильного подключения всех компонентов – это Stinger.

в заключение статьи хотелось бы сказать, что все работы, которые вы проводите в своем автомобиле, вы делаете для себя самого. А для себя самого всегда хочется сделать лучше.

Стремитесь к совершенству и тогда вам будет не страшно выехать на своем автомобиле на соревнования и самоутвердиться по полной программе. Удачи!

Прокладка провода под заднюю полку

Каждый новоиспеченный владелец автомобиля рено Логан после традиционного обмывания занимает себя приятными хлопотами: покупкой ковриков в салон и багажник, установкой охранного комплекса и, конечно же, музыки.
Некоторые предпочитают не вникать в технические моменты, предоставив это дилеру – так и время можно сэкономить, да и гарантия целее будет.
Однако многие считают, что выкладывать несколько тысяч за работу, которую можно сделать самостоятельно и быстро – дело неразумное.

«Война преходяща, а музыка вечна!» – говорил Леонид Быков, очевидно, предполагая установку музыки в новый автомобиль. Чем может порадовать нас ненаглядный Logan с точки зрения простоты установки акустики? Рассмотрим самую распространенную комплектацию Expression: имеется ISO-разъем для магнитолы, проводка в передние двери и… всё! А как же тыл? Всё, хорошего звука не будет, придется довольствоваться лишь передними 13-сантиметровыми динамиками, кстати, не входящими в комплект.

Оказывается, провести провода от ISO-разъема до задней полки не представляет никакой сложности. Cамое сложное – это купить еще один разъем, вынуть из него недостающие контакты и вставить их в имеющийся ISO-разъем магнитолы по схеме:

А в задней полке нужно просто вырезать ткань в местах, предназначенных для установки динамиков, привинтить их туда. Небольшая хитрость: между кузовом и динамиком можно сделать проставки из дерева или фанеры толщиной 5-10 мм – таким образом улучшится качество звука.
Теперь осталось дело за малым, то есть непосредственно протяжкой проводов. Есть несколько способов, рассмотрим некоторые из них.
Способ первый: над дверями. Для этого нужно лишь снять накладку стойки у лобового стекла, потянув ее на себя, преодолевая упругое сопротивление фиксаторов, и накладку стойки между дверями, для чего нужно снять ремни безопасности и отвернуть верхний и нижний болты крепления накладки. Провода нужно протянуть снизу по стойке, затем под обивкой потолка и до самой задней полки.

Потолок без обивки в местах прокладки провода:

Способ второй: вдоль центрального тоннеля. Для начала центральный тоннель, состоящий из двух частей, нужно снять, открутив в нем четыре болта. Затем через отверстие у стояночного тормоза проложить провода под ковром сбоку тоннеля и протянуть их проволокой до заднего сиденья, делая промежуточные дырочки в ковре для протяжки. Проложив провода под сиденьем, нужно подвести их к динамикам с правой или левой стороны. Можно и по центру спинки заднего сиденья.

Центральный тоннель без обивки в местах прокладки проводов:

Способ третий, самый распространенный: по полу вдоль порога. Рассмотрим протяжку со стороны правого порога, поскольку там нет других проводов. Итак, провода тянем от магнитолы над перчаточным ящиком, можно и без этого, но тогда провода будут под ногами пассажира, и под ним пропускаем под ковер, приподняв резиновый уплотнитель двери, откуда их ведем вдоль порога до заднего сиденья и к полке, через багажник. В районе средней стойки можно, не снимая пластиковую накладку, протянуть провода с помощью твердой проволоки. Данную операцию удобнее выполнять снаружи автомобиля, открыв двери, а провода крепить к порогу хорошим скотчем или стяжками.

Салон без обивки в местах прокладки проводов у передней двери:

В данной операции нет абсолютно никакой сложности. Длина проводов, необходимая для протяжки, должна составлять 10 метров, чтобы не пришлось их наращивать, а сечение – от 1,5 до 2,5 мм, при наличии усилителя.

Вот такие провода, например:

… из такой катушки:

… или искать альтернативу в стройтоварах. Желательно, чтобы жилы в проводе были разного цвета, чтобы не пришлось его «прозванивать» или случайно не перепутать полярность.

Время проводки займет не более часа.

Таким образом, мы достигли сразу нескольких целей: сэкономили свои кровные, познакомились поближе с автомобилем, научились, наконец, снимать спинку заднего сиденья, и, конечно же, наполнили салон самым лучшим в мире звуком!

Технология прокладки кабеля в траншее

Прокладка кабеля в траншее — это дешевый и доступный метод, который позволяет использовать меньшее сечение проводов, за счет эффективного естественного охлаждения. В то же время траншейный способ имеет ряд недостатков: линии сложно обслуживать и ремонтировать, земля негативно влияет на целостность материалов. Этот способ уместно использовать на не асфальтированных площадях, где низка вероятность повреждения.

Технология прокладки кабеля в траншее

Подготовительные работы

Инструменты для рытья подбирают в зависимости от рельефа местности. Если площадь достаточно ровная, то применяют экскаваторы, при этом труднодоступные участки копаются вручную. Перед началом работ нужно изучить местность на наличие опасных зон с блуждающими токами избыточных величин. При наличии таковых, следует изменить маршрут линии, либо, при невозможности обхода опасного участка, принять меры предосторожности:

  • использовать более устойчивые к воздействию ржавчины электропровода;
  • защитить кабели от воздействия электро-коррозии.

Рекомендации к выполнению подготовительных земельных работ:

  • при рытье землю нужно отбрасывать на одну сторону траншеи, чтобы она не мешала при дальнейших работах
  • кривые и изогнутые участки роются под небольшим углом (предельный радиус изгиба указан в документации проводов), чтобы кабель гнулся без ущерба для изоляции;
  • при подземной прокладке рекомендуется использовать бронированный кабель с защитой от коррозии и повышенной устойчивостью к механическому воздействию.

На местности, где рельеф не позволяет использовать технику, не рекомендуется использовать этот способ прокладки электрического кабеля в грунт. Если участок небольшой, то копают вручную.

Глубина траншеи

Глубина закладки не должна быть ниже:

  • для электропроводов мощностью до 20000 Вт — 70 сантиметров;
  • 35000 Вт — 100 сантиметров;
  • на оживленных площадях и пересечениях трасс — не менее 100 см, вне зависимости от мощности проводки.

Ширина траншеи определяется в зависимости от типа траншеи, а также от вида и количества проводов, опускаемых на дно. В стесненных условиях параметры могут быть скорректированы.

Типы траншей для прокладки кабеля

Существует пятнадцать типов траншей. Они отличаются друг от друга шириной. Также следует учитывать особенности почвы, для формирования подходящего скоса и подбора высоты. Тип траншеи определяет объемы земляных работ и количество материалов, требуемых для выполнения задачи.

Для кабелей напряжением 35 kB

Тип подбирается в зависимости от количества и диаметра кабелей, как показано в таблице ниже.

Создание подушки из песка или земли

Перед укладкой засыпьте дно десяти сантиметровым слоем песка или земли, без примесей камней и других инородных предметов, способных повредить изоляцию. Аналогичный слой накладывается поверх кабеля после прокладки.

Защита проводки

Если мощность превышает 1000 Вт, то следует положить поверх подушки из песка дополнительный защитный слой из красного кирпича (он лучше сохраняется в земле). Вместо кирпича можно использовать бетонные плиты.

Смотрите так же:  Как пробивают вв провода

Если глубина усадки кабеля превышает 100 см, а мощность не более 10000 Вт, то использовать защитный слой не обязательно.

В соответствии с нормами СНиП, не следует укладывать более 6 кабелей в одну траншею.

При прокладке силовых кабелей нужно располагать их в траншее на расстоянии не менее 10 сантиметров друг от друга. Контрольные провода менее требовательны в этом плане, их можно укладывать рядом, так как они не нуждаются в дополнительном охлаждении. Можно поместить контрольные и силовые провода в одну траншею, но в отдельные связки, расстояние между которыми должно быть 10 и более сантиметров.

Соблюдайте требования безопасности! Если ситуация вынуждает провести две пересекающиеся линии, то провода должны быть отделены друг от друга слоем грунта на расстоянии не менее 50 сантиметров. При этом всегда следует располагать провода связи над силовыми.

Раскатка кабеля

Место раскатки определяется заранее и обычно прописывается в плане потому, что от правильного его определения зависит удобство и скорость выполнения электромонтажных работ. Также нужно заранее определиться с местами установки соединительных муфт, там не должно быть крутых участков с наклонами, трасс и дорог.

Инструменты, необходимые материала, а также земля и песок (если таковые отсутствуют в месте укладки), должны быть подготовлены и вынесены на рабочий участок заранее.

После подготовки рабочей площадки нужно снять обшивку с кабеля, произвести осмотр барабана на наличие трещин и повреждений. Если барабан цел, то его ставят на домкраты и транспортеры.

Правила установки барабана:

  • провод должен скручиваться с верхней части барабана;
  • барабан должен быть установлен таким образом, чтобы он вращался против стрелки-указателя, нарисованной на его торцевой части;
  • барабан должен быть надежно зафиксирован.

Рекомендуется укладывать кабель по мере раскатки. Также допустима раскатка лебедкой или с помощью авто-техники на небольшой скорости (полтора километра в час). Если нужно уложить проводку в защитную трубу, то применяют специальный тяговый трос. Трос пропускается сквозь трубу и к нему крепится кабель. Затем с помощью технических средств (лебедка, авто, механизмы вращения барабана) трос протягивается через трубу вместе с проводкой.

Также используют ручной метод укладки. В таком случае электропровод раскатывают рабочие и разносят вдоль рва, положив на плечо. Этот способ применим на небольших объектах, при небольшом диаметре и массе электропровода.

Укладка кабеля

Правила укладки кабеля:

  • Нужно класть электропровод с запасом, обычно это делают «змейкой», в таком случае можно гарантировать отсутствие повреждений вследствие движения и изменения формы почвы.
  • Если кабель не цельный, то концы соединяемых проводов берутся с запасом, не менее 1 метра с обеих сторон. Также в этих местах увеличивают ширину траншеи на 30–50 % для удобного размещения запасной петли и обеспечения доступа к муфтам.
  • Концы электропровода, которые будут вводиться в помещение, берутся с запасом не менее 1 метра.
  • Нельзя превышать предельный изгиб на поворотах, радиус кривой изгиба (R) по отношению к внешнему диаметру электропровода не должен превышать коэффициент в 25 (для кабелей мощностью до 10 000 Вт с алюминиевым защитным слоем). Для проводов в свинцовой обертке коэффициент равен 15, а для бронированных кабелей до 1000Вт — 10; максимальный изгиб показан на рисунке ниже.

В процессе протяжки рекомендуется контролировать усилия тяги. Дозволенные усилия определяются в зависимости от типа и марки электропровода и измеряются с помощью динамометра.

Важно: Не рекомендуется прокладка кабелей при отрицательных температурах. При температуре ниже нуля без предварительного подогрева можно использовать только провода с пластиковой изоляцией.

После укладки линии и создания песочной подушки нужно положить сигнальную ленту на высоте не менее 40 сантиметров от дна. По стандарту толщина ленты должна составлять от 0.5 до 1 миллиметра, а ширина — как минимум 15 сантиметров. Лента обезопасит проводку от непредвиденных посторонних вторжений.

Не рекомендуется: Укладывать взаиморезервирующие кабели в одной траншее. За исключением случаев, когда работы проводятся в стесненных условиях и иной способ не доступен. В таком случае прокладку следует выполнять согласно пункту 2.3.86 ПУЭ. При этом должна быть обеспечена дополнительная защита электропроводов от короткого замыкания.

Как правило, траншею засыпают выкопанным из нее грунтом. При этом нужно следить, чтобы земля была достаточно чистая, без большого количества камней, железа, стекла и других примесей.

В городских условиях, особенно на оживленных улицах и трассах вероятность просадки грунта значительно выше. В таких случаях для засыпки следует использовать песок.

Засыпка производится поэтапно, небольшими слоями. Каждый слой, толщина которого не должна превышать 20-ти сантиметров, увлажняют и тщательно утрамбовывают. Если в процессе использовались деревянные распорки, опоры и другие приспособления, то следует их вынуть перед засыпкой.

Верхнюю часть траншеи лучше всего закапывать с использованием тяжелой техники. Также после засыпки с помощью бульдозера следует выровнять площадку и убрать производственный мусор.

После засыпки делают финальную утрамбовку с помощью специальной техники — катков и приводных трамбовок.

Проводка под землей на даче

В случае, если провода идут внутрь построек, то вам потребуется траншея глубиной около 75 сантиметров. Для внешнего освещения глубину можно уменьшить на 20–25 сантиметров. В месте прокладки не должно быть предметов, способных нарушить изоляцию проводов. На дне нужно сделать специальную «подушку» из песка, глубиной в четверть штыка лопаты.

На даче лучше всего использовать силовые кабели ВВГ. Так как они не требуют дополнительной защиты от влаги. Толщина сечения не менее 4 миллиметров.

По возможности рекомендуется укладывать провода в полиэтиленовые трубы.

Перед началом работ проверьте качество изоляции на предмет трещин и проколов. Если оболочка цела, то можно приступить к укладке. Внутри трубы провода должны лежать свободно, без натяжения.

После того, как укладка кабеля в траншею будет выполнена, засыпьте его песком так, чтобы он полностью скрылся. Далее положите небольшой слой грунта и поместите поверх него сигнальную ленту. Затем можно засыпать яму полностью.

Соблюдайте ПУЭ

Кабель должен быть уложен в соответствии с Правилами Устройства Электроустановок. В документе описываются основные требования к характеристикам проводов, траншей их устройству и оборудованию. Подробно описываются все важные нюансы укладки кабелей в зависимости от их параметров, условий применения и свойств почвы.

Помимо ПУЭ существует типовой проект А5-92 о прокладке кабелей до 35000 Вт, который содержит дополнительные требования по укладке линий. Также следует соблюдать нормы и правила СНИП.

  • получение разрешения на проведение земельных работ;
  • подготовка грунта, выкапывание траншеи;
  • подготовка и закладка кабелей;
  • создание подушки (при необходимости);
  • монтаж муфт (если они используются в работе);
  • подготовка отверстий для кабеля;
  • ввод провода в постройку;
  • испытание проводки;
  • создание дополнительных слоев для укрепления и продления срока службы;
  • обратная засыпка земли;
  • финальная трамбовка грунта с использованием тяжелой техники;
  • оплата услуг трассировщиков.

Конкретная стоимость работ всегда индивидуальна и зависит от многих факторов.

Видео по теме

Похожие статьи:

  • Провода на печку ваз 2105 Как правильно подключить вентилятор печки ваз 2105 Снятие и установка Для того, чтобы снять отопитель с автомобиля ВАЗ-2105, необходимо отсоединить провод масса от аккумуляторной батареи автомобиля. Снять щиток приборов, корпус вещевого […]
  • Т-16 электропроводка Т-16 электропроводка Трактор Т-16. Электросхема трактора Трактор Т-16 оснащен электрическим оборудованием, согласно схеме, предназначенным для пуска дизеля, питания электрических приборов и устройств, обеспечения возможности работы в […]
  • Провода от эбу ваз 21124 схема Провода от эбу ваз 21124 схема Версия 24.10.16 beta Переезд сайта на новый домен . Электросхемы ЭСУД автомобилей ВАЗ. Номер блока ЭБУ : 21124-1411020-30 , 21124-1411020-31,32 1 - колодка […]
  • Электрические схемы бмв 19. Принципиальные электрические схемы Поскольку невозможно в данном Руководстве привести все принципиальные схемы за каждый год выпуска, ниже приводятся наиболее типичные схемы и те, которые бывают необходимы чаще всего. Прежде чем […]
  • Электропроводка matiz 41.1.2 Схема электропроводки A — автомобиль, оборудованный системой «Дневной свет» 1 — блок управления электроникой кузова 2 — приборная панель 3 — блок управления системы отопления, вентиляции и кондиционирования 4 — функциональный […]
  • Электрические схемы автомобилей ваз 2114 Схема ваз 2114 Для ваз 2114 предусмотрено огромное количество схем. Все они предназначены для того, чтобы провести тюнинг своими руками как можно быстрее и безболезненно. Водители – народ прямой: если дело дрянь, то вы никогда не […]