Провода к коленчатому валу

Оглавление:

Признаки неисправности датчика распредвала

Что происходит, если изнашивается датчик положения распределительного вала.

Это может произойти в любое время без предупреждения. Представьте, Вы едете по шоссе, двигаясь на большой скорости, и тут внезапно двигатель машины выключается. После того как вы испытаете неприятные мгновения, связанные с отключением усилителя рулевого управления и ухудшения эффективности тормозной системы, вы, припарковавшись на обочине, будете гадать, что произошло с автомобилем. Частой причиной неожиданного выключения двигателя во время движения является неисправность датчика распредвала (датчик положения распределительного вала).

Иногда датчик распредвала (CMP) может выйти из строя без предупреждения, в результате чего двигатель глохнет. В некоторых случаях водитель может не догадываться о проблемах с датчиком до тех пор, пока при пуске двигатель отказывается запускаться.

В статье мы рассмотрим основные признаки неисправности датчика положения распределительного вала, а также расскажем вам что делать, чтобы устранить неисправность. Но для начала давайте узнаем, что делает этот датчик в автомобиле.

Что такое Датчик положения распределительного вала (CMP)?

Распределительный вал управляет открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов

В головке блока цилиндров двигателя вашего автомобиля находится один или два распределительных вала, которые оснащены лепестками, необходимые для работы впускных и выпускных клапанов. Коленчатый вал находится в блоке цилиндров, который, получая крутящий момент от движения поршней в блоке, передает его с помощью шестерней, цепи ГРМ (или ремня ГРМ) на распределительный вал.

Распредвал

Для того чтобы определить, какой цилиндр двигателя находится в такте, компьютер вашего автомобиля контролирует положение поворота распределительного вала относительно положения коленчатого вала с помощью датчика распредвала (СМР). Получаемая информация с датчика СМР, необходима для настройки синхронизации подачи искры в камеру сгорания и работы топливных форсунок. Таким образом, датчик распредвала напрямую влияет на расход топлива машины и на количество выбросов в выхлопе.

Наиболее распространенные датчики распредвала: магнитные и основанные на эффекте Холла. Оба типа датчиков передают сигнал напряжения к электронном блоку управления двигателем или на бортовой компьютер машины.

Магнитный тип датчика распредвала производит собственный переменный ток (синусоидальная волна). Обычно этот датчик имеет два провода. Датчик основанный на эффекте Холла использует внешний источник питания для получения цифрового сигнала, и как правило, имеет три провода.

Датчик положения распределительного вала

В зависимости от марки и типа вашего автомобиля ваш двигатель может иметь один или несколько датчиков распределительного вала. Также в вашей машине могут использоваться два вида датчиков CMP.

Симптомы неисправности датчика распредвала

Так же как и любая часть или компонент вашего автомобиля, датчик CMP в конечном итоге рано или поздно перестанет работать из-за износа. Это произойдет в любом случае, как только истек его максимальный срок службы. Обычно это происходит из-за износа внутренней обмотки проволоки или связанного с ней компонента.

Обычно в этом случае ваш двигатель может начать работать с перебоями, а признаки неисправности могут варьироваться в зависимости от типа износа датчика. Например в датчике может износится разъем, внутренняя цепь датчика или выйти из строя связанный компонент.

На некоторых автомобилях при неисправности датчика положения распределительного вала, коробка передач может заблокироваться на одной передачи, до тех пор, пока вы не выключите двигатель и снова его не запустите. Это может повторяться с определенной цикличностью.

Если датчик распредвала во время движения автомобиля начинает некорректно работать, вы можете почувствовать, что машина начала двигается рывками, теряя скорость.

При неисправности датчика распредвала вы можете столкнуться с заметной потерей мощности двигателя. Например, ваша машина не сможет разогнаться выше 60 км/час.

Двигатель может глохнуть с перерывами из-за неисправности датчика СМР

При выходе из строя датчика вы заметите плохую работу двигателя: потеря динамичности, осечки при включении зажигания, толчки при разгоне, хлопки в системе выхлопа и т.п.

На некоторых моделях автомобиля при неисправности датчика распредвала может полностью исчезнуть искра зажигания, что в итоге приведет к отказу запуска двигателя.

После того как компьютер вашего автомобиля обнаружит неисправность датчика положения распределительного вала, это, как правило, приведет к появлению на приборной панели индикатора «Чек двигателя» (Check Engine). Сразу после обнаружения плохой работы датчика СМР компьютер запишет в свою память код ошибки датчика. Для того чтобы точно определить причину неисправности датчика распредвала, необходимо провести компьютерную диагностику автомобиля, подключив специальное оборудование к диагностическому разъему машины. Далее с помощью специальной компьютерной программы прочитать код ошибки. Ниже представляем вам таблицу диагностических кодов ошибок, которые связаны с износом датчика распредвала.

Коды ошибок датчика положения распределительного вала CMP

Общие коды неисправности CMP

Причина ошибки датчика распредвала

Нет сигнала с датчика распредвала

Неправильная фаза газораспределения

Низкий уровень сигнала цепи датчика распредвала

Высокий уровень сигнала цепи датчика распредвала

Неустойчивый сигнал с датчика распредвала (прерывистый сигнал)

Расположение датчика распредвала в автомобиле

Как вы, наверное, догадываетесь конкретное расположение датчика положения распределительного вала варьируется в зависимости от марки и модели транспортного средства. В большинстве автомобилей вы можете найти датчик где-то вокруг головки блока цилиндров. Ищите датчик вокруг верхней части расположения зубчатого ремня или в защищенных частях электропроводки в передней части двигателя.

Также датчик может быть расположен в задней части головки блока цилиндров.

Некоторые модели автомобилей могут иметь специальный отсек под капотом, в котором установлен датчик распредвала (например, в некоторых автомобилях, которые производит компания General Motors).

Кроме того в некоторых моделях автомобилей датчик распредвала может находится внутри головки блока цилиндров.

При необходимости проверьте руководство по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы точно узнать, где расположен датчик СМР. Если у вас нет руководства по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля, то вы сможете найти его в интернете или приобрести в автомагазине, где представлен большой выбор подобной авто литературы.

Мы настоятельно рекомендуем всем владельцам автомобилей приобрести подобную книгу (руководство по ремонту и обслуживанию) конкретно на вашу модификацию и модель автомобиля. Руководство на автомобиль поможет вам в случае поломок и неисправностей, и станет для вас ценным справочником для выполнения планового технического обслуживания транспортного средства и для его мелкого ремонта.

Устранение неисправностей датчика распределительного вала (CMP)

Если компьютер вашего автомобиля обнаружил ошибку датчика и уже включил на приборной панели значок «Чек двигателя», то вы легко сможете узнать самостоятельно код ошибки, которая привела к появлению индикации на приборке. Для этого советуем каждому водителю приобрести недорогой комплект диагностирующего оборудования для компьютерной диагностики. Если вы не можете позволить себе приобрести диагностирующий сканер для автомобиля, то обратитесь в любой недорогой автосервис, где вам считают ошибки в компьютере автомобиля.

После того как вы по коду ошибки узнали, что в вашей машине существует неисправность датчика распредвала или связанных с ним компонентов, вы должны сделать несколько простых тестов. Помните, что код неисправности, указывающий на потенциальный отказ датчика положения распределительного вала, не обязательно означает, что вышел из строя непосредственно сам датчик СМР. Ведь возможно причина неисправности не в датчике, а в разъеме датчика или есть повреждение проводов подключенных к нему. Или возможно вышли из строя связанные с ним компоненты автомобиля.

Правда, для того чтобы точно установить функционирует ли нормально датчик распредвала, вам может понадобиться провести не малый объем диагностики. Особенно надо учесть, что в некоторых случаях, для того чтобы проверить эффективность сигнала датчика СМР может понадобиться специальное оборудование, без которого трудно установить причину неисправности.

Тем не менее, вы можете сделать несколько простых проверок самостоятельно, используя цифровой мультиметр (DMM):

Во-первых, проверьте у датчика распредвала электрический разъем и состояние проводов. Отсоедините разъем и проверьте, нет ли на нем признаков ржавчины или загрязнений. Например, топлива. Все это может мешать хорошему контакту для передачи электричества.

Затем проверьте наличие повреждений проводов: порванные провода, признаки плавления проводов от близлежащих горячих поверхностей.

Кроме того убедитесь, что провода датчика распредвала не касаются свечей зажигания или катушек зажигания, которые могут давать помехи и мешать датчику передавать правильный сигнал.

После вышеописанных проверок используйте цифровой мультиметр, который может тестировать переменный ток (АС) напряжения или постоянный ток (DC) — в зависимости от конкретного типа датчика распредвала, который используется в вашем автомобиле.

Также перед тестированием вам нужно выставить на мультиметре правильные электрические параметры для конкретного типа датчика СРМ. Обычно подобная информация указывается в руководстве по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Некоторые датчики распредвала позволяют вам создать разветвитель электрической цепи датчика СМР для того чтобы считать сигнал с датчика во время его работы в автомобиле.

Если тип вашего датчика не позволяет подсоединить к нему провода мультиметра, то вы можете, отсоединив разъем с датчика, прикрепить к нему медную проволоку, вставив ее в каждый разъем датчика.

Затем подключите разъем обратно к датчику, соблюдая осторожность, чтобы не замкнуть провода во время тестирования. Если вы используйте этот метод, заизолируйте провода изолентой.

Тестирование двухпроводного датчика распредвала

— Если в вашей машине датчик распредвала имеет два провода, то это означает, что автопроизводитель установил на машину магнитный тип датчика СМР. В этом случае установите на мультиметре «переменное напряжение«.

Смотрите так же:  Схема электропроводка мтз 82 цветная

— Попросите помощника повернуть ключ зажигания без запуска двигателя.

— Теперь проверим наличие электричества, которое должно протекать через контур датчика. Возьмите один контакт мультиметра и прислоните его к «земле» (любой металлической части на двигателе). Другой контакт мультиметра вы должны прислонить к каждому проводу, которые вы подсоединили к разъему датчика распредвала. Если ни на одном проводе нет электрического тока, то датчик полностью неисправен.

— Попросите вашего помощника запустить двигатель

— Прислоните один контакт мультиметра к одному проводу датчика распредвала, другой контакт измерительного оборудования ко второму проводу датчика. Посмотрите на дисплей мультиметра. Сверьте показатель со спецификацией указанной в руководстве по ремонту автомобиля. В большинстве случаев вы уведите колеблющийся сигнал от 0,3 до 1 вольта.

— Если нет сигнала, то датчик положения распределительного вала неисправен

Тестирование трехпроводного датчика распредвала

— После того как вы проверили провода датчика распредвала, состояние его разъема и т.п., и определили, что в вашей машине установлен трехпроводной датчик СРМ, пришло время проверить его работоспособность мультиметром. Для этого установите мультиметр в режим «постоянного тока«.

— Попросите помощника повернуть ключ в зажигании, но без запуска двигателя.

— Один проводов мультиметра прислоните к «земле» (к металлическому кронштейну, к болту или к металлической части двигателя). Другой провод мультиметра подсоедините к проводу питания датчика. Сравните показатели мультиметра со спецификацией указанной в руководстве по ремонту машины.

— Попросите вашего помощника запустить двигатель

— Подсоедините красный провод мультиметра к красному проводу датчика, а черный провод мультиметра к черному проводу датчика. Сравните показатели мультиметра со спецификацией, которая указана в руководстве по ремонту вашего автомобиля. Если показатель на мультиметре ниже чем указан в руководстве по ремонту или данные полностью отсутствуют, то, скорее всего, датчик распредвала вышел из строя.

— Снимите датчик распредвала и проверьте его на наличие признаков физического повреждения или загрязнения.

Если после самостоятельной диагностики датчика положения распределительного вала вы установили, что он полностью исправен, то возможно существует поломка или сбой в связанных с датчиком компонентах автомобиля.

Например, цепь ГРМ (или ремень ГРМ) может иметь недостаточную натяжку или перетянута. Также возможно износился натяжитель ремня или цепи ГРМ . Будьте внимательны.

При подобных проблемах с машиной также причиной может неисправности может быть сильно изношенный ремень ГРМ. Из-за этого распределительный вал и коленчатый вал могут потерять синхронизацию. В итоге датчик распредвала может посылать неправильный сигнал в компьютер машины. В итоге это приведет к неправильному зажиганию и впрыску топлива.

Ford Orion серый металик 1.4 моно › Бортжурнал › Как проверить Датчик Положения Колленчатого Вала (ДПКВ)

Датчик положения коленчатого вала – всё про датчик коленвала

Современное чудо инженерной мысли – автомобиль, очень сложно представить себе без обилия электронных систем. Электронные системы по своей функциональности можно разделить на следующие системы управления: двигателем, ходовой частью и трансмиссией и салоном (безопасность и комфорт).

Вот именно об одной из таких систем, которая контролирует работу системы впрыска топлива, по сути движения автомобиля. Это датчик положения коленчатого вала.
Что собой представляет датчик коленвала

Датчик коленвала в разных источниках (книгах, инструкциях, описаниях или каталогах) может иметь несколько равноправных наименований. ДПКВ – датчик положения коленчатого вала, датчик синхронизации. Чуть реже встречается название «датчик ВМТ».

Датчик оборотов коленвала, без оговорок можно назвать единственным датчиком, неисправность которого приводит к остановке двигателя.

Почему так? Дело в том, что датчик коленвала, задача которого выполнять синхронизацию работы топливных форсунок или системы зажигания. То есть сбой в его работе приводит к сбою, соответственно системы впрыска топлива.

Датчик коленчатого вала в процессе работы подаёт сигналы (сообщает) ЭБУ о положении коленвала, частоте и направлении вращения коленвала. Принцип работы датчика коленвала может отличаться в зависимости от типа применяемого датчика на конкретной модели автомобиля.
Типы датчика оборотов коленвала

Магнитные (индуктивного типа). Датчики коленвала этого типа не требуют для себя отдельного источника питания. Для сигнала ЭБУ напряжение индуцируется в тот момент, когда зуб синхронизации проходит сквозь магнитное поле, образованное вокруг датчика. Помимо контроля за оборотами коленвала, датчик коленвала используется и как датчик скорости.
Датчик Холла (в основе эффект Холла). Движение тока начинается в момент приближения к датчику изменяющегося магнитного поля. Диск синхронизации перекрывает магнитное поле, и его зубья взаимодействуют с магнитным полем датчика. Датчик оборотов коленвала этого типа применяется ещё и как датчик распределителя зажигания.
Оптический датчик. В датчиках этого типа диск синхронизации выполнен с пазами (зубьями) или отверстиями. Диск прерывает световой поток между приёмником и светодиодом. Приёмник, перерабатывая полученный световой поток в импульс напряжения, передаёт его в ЭБУ.

Электронный блок управления (ЭБУ), принимая сигналы, которые генерирует датчик частоты вращения коленчатого вала, определяет: положение коленвала относительно верхней мёртвой точки (ВМТ) в 1 и 4 цилиндрах двигателя, частоту вращения коленвала и направление его вращения.

Благодаря полученным результатам ЭБУ создаёт сигналы для управления: форсунками, моментом зажигания, включением (выключением) электробензонасоса, работой тахометра (показаниями).
Где находится датчик коленвала

Датчик синхронизации имеет такой же корпус, как и другие датчики, например, датчик распредвала. А отличает его от других датчиков длинный провод с разъёмом, которым он подключается к бортовой цепи.

Место расположения датчика коленвала является очень неудобным по расположению, именно поэтому к нему подключён длинный (до 70 см.) провод с разъёмом. Датчик крепится на кронштейне вблизи шкива привода генератора.

При установке датчика коленвала выставляется зазор между самим датчиком и зубчатым шкивом. Правильным считается положение датчика, когда зазор между его сердечником и диском синхронизации составляет 0,5-1,5 мм. расстояние зазора регулируется при помощи шайб (прокладок) между посадочным гнездом датчика и самим датчиком.

В процессе эксплуатации, могут наблюдаться неисправности датчика оборотов коленвала, хотя это довольно редкое явление. При неисправности датчика, шкива привода генератора, загорается сигнал “CHECK ENGINE”. В буфере ошибок контроллера могут появится либо код 35 либо 19.

Проверка исправности датчика положения коленвала производится при помощи тестера. Просто измеряется сопротивление обмотки датчика омметром. Сопротивление должно находиться в пределах 800-900 ом.

Механические повреждения датчика могут происходить при выполнении каких-либо ремонтных работ в подкапотном пространстве, либо если между датчиком и зубьями шкива попадают посторонние предметы.

А вообще-то, умудрённые опытом автомобилисты рекомендуют всегда иметь в багажнике запасной датчик оборотов коленвала. Стоимость его невелика, а значение для работы двигателя, просто неоценимо.1 Неисправность датчика коленвала

Если ещё не знаете, то откроем вам секрет из руководства по эксплуатации: неисправность датчика коленвала может привести: либо к невозможности запуска двигателя авто, либо к потере мощности, сбою в оборотах, и в итоге, опять же, к остановке двигателя.

Всё дело в том, что именно датчик оборотов коленвала синхронизирует подачу топлива и момент зажигания, путем передачи импульсов в ЭБУ вашего автомобиля.
2 Признаки неисправности датчика коленвала

Первым признаком неисправности двигателя, вообще, является ощутимое снижение его динамики во время движения. Это может, конечно же, свидетельствовать о любой неисправности, произошедшей в двигателе. Но, контроллер зафиксирует её и зажжёт индикатор «CHECK ENGINE» на приборной доске.

Такие симптомы в работе двигателя, как:

на холостом ходу у двигателя неустойчивые обороты;
у двигателя происходит самопроизвольное понижение или повышение оборотов;
ощутимое, даже без приборов, снижение мощности двигателя;
при динамической нагрузке возникает детонация в двигателе;
наконец, элементарная невозможность запустить двигатель.

Это самые характерные признаки того, что неисправен датчик оборотов коленвала, шкив привода ГРМ или генератора.

В-первую очередь обратим внимание на датчик положения коленвала, как проверить его, чтобы результат теста с точностью показал, что неисправен именно датчик. Почему проверка датчика положения коленвала проводится в первую очередь?

Всё просто. Хотя датчик синхронизации и располагается, как правило, в неудобном месте на двигателе, его диагностика займёт меньше всего вашего времени и ресурсов. И диагностика же и покажет, исправен датчик или нужна замена датчика оборотов коленвала.
3 Как проверить датчик коленвала

Существует несколько вариантов проверки исправности датчика. Каждый из них проводится с применением определенных приборов. Рассмотрим два, чаще всего применяемых метода проверки датчика коленвала.

Специалисты рекомендуют в любом случае снимать датчик коленвала. При этом необходимо зафиксировать метками его первоначальное положение на двигателе. Снятие датчика сопровождается его внешним осмотром.

Визуальная проверка датчика коленвала позволяет определить наличие повреждений на корпусе датчика, состояние сердечника, контактной колодки и, естественно, самих контактов. Все имеющиеся загрязнения на контактах или сердечнике убираются при помощи спирта (можно бензина). Контакты датчика должны быть чистыми

При демонтаже обратите внимание на расстояние между диском синхронизации и сердечником датчика. Оно должно быть в пределах 0,6-1,5 мм. Если визуальный осмотр не показал на наличие видимых неисправностей, приступаем к поиску «скрытых угроз» в электрической схеме датчика оборотов коленвала.

Смотрите так же:  Розетки lezard заземление

Диагностика датчика при помощи омметра. Омметром мы замеряем сопротивление обмотки датчика синхронизации. Исправный датчик должен показывать параметры в пределах 550-750 ом.

Для успокоения своих внутренних сомнений, перед началом замеров, уточните в Инструкции по эксплуатации вашего авто точные параметры, указанные производителем. Цифры, выходящие за пределы указанных параметров, свидетельствуют о неисправности датчика коленвала, а значит, требуется замена датчика.

Второй вариант проверки датчика коленвала, более объёмный. Для этого вам понадобится:

вольтметр, желательно цифровой;
мегаомметр;
измеритель индуктивности;
сетевой трансформатор.

Для корректности показателей при измерении датчика, рекомендуемая температура воздуха 20-220С. Сопротивление обмотки измеряем омметром и способом, указанным выше.

Для измерения индуктивности обмотки датчика оборотов коленвала, применяется измеритель индуктивности (индуктивная катушка, ёмкость и сопротивление). Индуктивность должна быть в пределах 200-400 мГц.

При помощи мегаомметра проверяется сопротивление изоляции. Этот параметр при напряжении 500В, не должен быть выше 20 МОм.

Если в процессе ремонта датчика произойдёт неосторожное намагничивание диска синхронизации, то размагничивание проводится при помощи сетевого трансформатора.

Исходя из результатов, полученных при тестовых измерениях, вы получаете данные о неисправности датчика, или, наоборот, его исправности. При монтаже старого или нового датчика, внимательно устанавливайте его в посадочное место по меткам. Не забывайте о том расстоянии, которое должно быть между диском синхронизации и сердечником (0,5-1,5 мм).

1 Замена датчика положения коленвала

Сегодня речь пойдёт о том, как проводится замена датчика положения коленвала своими руками. По оценкам специалистов, датчик коленвала является чуть ли не единственным из датчиков автомобиля, неисправность которого приводит к остановке двигателя.

Почему так происходит? Основная функция датчика коленвала – синхронизировать работу форсунок или системы зажигания, и его неисправность автоматически приводит к сбою в работе всей системы зажигания и подачи топлива.

Нужно отдать должное тому, что датчик коленвала не так уж и часто выходит из строя. Как правило, это происходит по нескольким причинам.
2 Причины выхода из строя датчика оборотов коленвала

Причины, которые приводят к необходимости замены датчика коленвала, могут возникнуть в любое время и в любом месте вашего маршрута. Поэтому, совершенно нелишним будет наличие в багажнике запасного датчика.

Если у вас не будет возможности своими руками произвести замену датчика коленвала, то на любом автосервисе вам это сделают за полчаса. Главное то, что вы должны помнить и знать: замена датчика оборотов коленвала не требует разборки двигателя или снятия защиты поддона картера. Всего лишь нужен демонтаж колеса.

Итак, причины замены датчика коленвала:

механические повреждения корпуса датчика оборотов коленвала, происходящие по разным причинам. В данном случае требуется замена датчика коленвала;
межвитковое замыкание внутри обмотки, из-за которого происходит сбой генерации импульсов к ЭБУ на определенных оборотах. Это для импульсных датчиков, а именно они наиболее распространены на нынешних автомобилях. В связи со сложностью определения данной неисправности, когда происходит ограничение числа оборотов на 3-4 тысячах, оптимальным решением является замена датчика положения коленчатого вала;
ещё одна неисправность, которая не относится к самому датчику, но влияет на его функциональность – это обламывание зубьев задающего венца. Причины могут быть разные, но последствия таковы, что происходит потеря мощности двигателя, нестабильность в работе двигателя и перерасход топлива.

3 Технология замены датчика коленвала своими руками

Первое, что вам необходимо сделать, при признаках неисправности датчика – провести его диагностику. Предварительно ознакомившись с инструкцией об устройстве датчика вашей модели.

Датчик коленвала проверяется обычным омметром либо тестером в режиме омметра. В инструкции к датчику должно быть указано его рабочее сопротивление. Именно на эту цифру нужно ориентироваться при проведении замера сопротивления. Если сопротивление ниже, указанного в руководстве для типа датчика, то однозначно необходима замена датчика коленвала.

Замена датчика положения коленчатого вала требует особого внимания на расстояние зазора между сердечником датчика и диском синхронизации. У каждого типа датчиков и моделей двигателя он свой, поэтому вновь направляемся к инструкции именно для вашего автомобиля.

Перед тем, как снимать датчик сделайте метки по отношению болтов крепления к корпусу и положению датчика. Установку нового датчика желательно проводить, используя старые болты крепления.

Демонтаж неисправного датчика коленвала не составит особого труда. Процесс его описывать нет смысла, так как существуют определенные конструктивные особенности у автомобилей разных моделей. Не поленитесь и при съёме старого датчика промаркируйте: его положение, провода. При установке нового датчика, эта схема вам поможет.

При установке нового датчика оборотов коленвала, глубина установки регулируется при помощи шайбы (прокладки), которая идёт в комплекте с датчиком. Монтаж датчика осуществляется в обратном порядке процесса снятия.
Успехов вам при проверке датчика оборотов коленвала.

Как установить систему бесконтактного зажигания на автомобиле ВАЗ 2106 своими руками?

Несмотря на то что «классика» ВАЗ 2106 давно снята с производства, на российских просторах эксплуатируется немалое количество этих машин. Поскольку их конструкция устарела, то желание владельцев шестой модели Жигулей усовершенствовать её любыми способами вполне понятно. Один из эффективных вариантов — поставить вместо штатной системы зажигания бесконтактную (сокращённо — БСЗ), где искрообразованием ведает электроника. Процедура замены довольно проста и доступна каждому, кто пожелает улучшить работу двигателя своей «шестёрки».

Что собой представляет БСЗ и как она работает?

Чтобы успешно установить и настроить бесконтактное зажигание, желательно понять принцип действия системы, состоящей из следующих элементов:

  1. Главный распределитель зажигания (иначе — трамблёр). Внутри него установлен фотоэлектрический датчик Холла, вакуумный привод корректировки угла опережения и так называемый бегунок с подвижным контактом.
  2. Катушка, создающая импульс высокого напряжения. Имеет 2 обмотки: первичную, состоящую из малого числа витков толстого провода, и вторичную, намотанную тонкой проволокой с большим количеством витков.
  3. Электронный блок — коммутатор, оборудованный алюминиевым радиатором охлаждения. Последний играет роль крепёжного элемента.
  4. Свечи зажигания, соединённые высоковольтными проводами с трамблёром.
  5. Провода для соединения элементов между собой.

Для справки. В штатных устаревших системах ВАЗ 2106 внутри распределителя вместо датчика Холла стояла контактная группа, а коммутатора не было вовсе.

Первый контакт катушки соединяется через реле замка зажигания с генератором, а второй — с блоком управления. Также от неё к трамблёру идёт высоковольтный провод большого сечения. Из распределителя выходит 2 пучка проводов, соединяющих его с коммутатором и свечами зажигания. Система функционирует по такому алгоритму:

  1. После включения зажигания поворотом ключа в замке на первичную обмотку катушки подаётся напряжение 12 В, отчего возникает электромагнитное поле.
  2. Когда происходит вращение коленчатого вала и один из поршней выходит в верхнюю мёртвую точку (ВМТ), фотоэлектрический датчик посылает сигнал коммутатору, а тот кратковременно разрывает связь катушки с источником напряжения — генератором либо аккумуляторной батареей.
  3. Во время разрыва цепи во вторичной обмотке катушки образуется импульс напряжением от 20 до 24 кВ, передаваемый по проводу большого сечения на бегунок трамблёра.
  4. Подвижный контакт бегунка направляет импульс к той свече зажигания, где поршень вышел в ВМТ. Между её контактами проскакивает мощная искра, воспламеняющая смесь топлива с воздухом в камере сгорания.
  5. Вал распределителя приводится в действие шестерёнчатой передачей, связанной с коленчатым валом. Когда очередной поршень движется к ВМТ, вал поворачивается и подвижный контакт соединяется с другой свечой, а датчик Холла посылает следующий сигнал и цикл искрообразования повторяется.

Справка. В старых системах разрыв цепи производился механическим способом с помощью кулачка на валу трамблёра, нажимающего на контактную группу.

Преимущества бесконтактных систем

Для несведущего автолюбителя главным аргументом в пользу БСЗ является тот факт, что на данный момент ни один производитель не выпускает автомобилей с контактно-кулачковой системой искрообразования. Зарубежные бренды отказались от неё в далёких 80-х годах прошлого столетия, а в Российской Федерации механическое зажигание продержалось вплоть до 90-х. Причины отказа вполне понятны:

  • на контактах постоянно проскакивала искра, отчего они подгорали и требовали частой зачистки;
  • контактная группа изнашивалась достаточно быстро, в среднем её хватало на 15—20 тыс. км пробега, после чего элемент приходилось менять;
  • давал о себе знать износ подшипника, на котором размещались контакты, что вызывало нестабильную работу силового агрегата;
  • растягивались пружины грузиков — балансиров.

Все перечисленные неисправности проявлялись поочерёдно, не давая покоя хозяину «классики» Жигулей. Из-за несовершенной конструкции мощность искры на свечах постоянно снижалась, работа двигателя ухудшалась, а расход топлива увеличивался. Новые системы БСЗ лишены подобных недостатков, они отличаются долговечностью и стабильным искрообразованием. Повысилась и мощность искры, поскольку напряжение выходного импульса возросло от 16—18 кВ до 24 кВ, что способствует лучшему воспламенению топлива.

Примечание. В первое время слабым местом отечественных бесконтактных систем считался коммутатор, быстро выходящий из строя и не подлежащий ремонту. Но позже он был усовершенствован и надёжность работы БСЗ повысилась.

Выбор комплекта электронного зажигания

Поскольку «шестёрки» комплектовались тремя разновидностями двигателей (объёмом 1,3, 1,5 и 1,6 л.), то и комплекты БСЗ для них отличаются по конструкции трамблёра. В моторе 1,3 л. (модель ВАЗ 21063) стоит распределитель с укороченным валом, а в двигателях 1,5 и 1,6 л. (ВАЗ 21061 и 2106 соответственно) этот вал одинаково длинный. Состав комплекта электронного зажигания такой:

  • трамблёр с каталожным номером 38.3706–01 для силового агрегата объёмом 1,3 л. либо 38.37061 — для двигателей 1,5 и 1,6 л.;
  • катушка высокого напряжения с маркировкой 27.3705;
  • электронный блок управления, маркировка — 36.3734 или 3620.3734;
  • провода соединительные.
Смотрите так же:  Заземление кабеля с одной стороны

Внимание! Покупая бесконтактный комплект на «классику» Жигулей, не перепутайте его с изделиями, предназначенными для Нивы ВАЗ 2121, трамблёры внешне очень похожи. Но «нивовская» деталь отличается по техническим характеристикам и маркируется так: 3810.3706, 38.3706–10 или 038.3706–10. Ставить её на «шестёрку» категорически не рекомендуется.

Из производителей, продающих свои комплекты зажигания на территории Российской Федерации, наибольшую популярность среди автомобилистов снискали запчасти от фирмы СОАТЭ из г. Старый Оскол. Стоит отметить, что новые свечи марки А-17ДВР, устанавливающиеся на классические ВАЗы с электроникой, в комплект поставки не входят, их придётся приобрести отдельно. Чтобы ощутить результаты замены в полной мере, также рекомендуется поставить новые высоковольтные провода, если вы не меняли их в недавнем прошлом.

Несмотря на то, что масляный насос является одним из самых надёжных узлов в автомобилях ВАЗ 2106-2107, иногда и он выходит из строя. Для того чтобы произвести его замену, рекомендуется изучить данный материал: https://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/zamena-maslyanogo-nasosa-vaz-2107.html

Подготовка к замене БСЗ

Работа по снятию старого зажигания и монтажу нового не требует никаких специальных инструментов, приспособлений или приборов. Не нужна и смотровая канава, а всю операцию можно провести на улице при хорошем дневном освещении. Достаточно располагать таким инструментарием:

  • рожковый ключ размером 13 мм для откручивания гайки крепления распределителя;
  • с помощью ключей на 10 и 8 мм снимается катушка;
  • отвёртка плоская и крестообразная;
  • пассатижи;
  • дрель электрическая или ручная со сверлом под диаметры саморезов крепления коммутатора.

Совет. Для удобства выполнения работ возьмите напрокат или у знакомых накидной ключ с длинной рукояткой, надевающийся на гайку храповика и применяющийся для вращения коленчатого вала вручную.

Для начала выполните несколько этапов предварительной разборки:

  1. Откройте капот и отсоедините минусовую клемму аккумулятора.
  2. Снимите со свечей и крышки распределителя высоковольтные провода.
  3. Выкрутите свечи.
  4. Опустите отвёртку в свечное отверстие 1 цилиндра и поворачивайте коленвал до тех пор, пока поршень в нём не достигнет ВМТ. При этом метка на шкиве вала встанет напротив самой длинной риски, нанесённой на блоке цилиндров.

Совет. Если ключа под гайку храповика у вас не нашлось, коленчатый вал можно поворачивать, вращая вывешенное заднее колесо автомобиля. Не забудьте зафиксировать машину противооткатными средствами, снять с ручного тормоза и включить 4 или 5 передачу.

Сопоставив метки и приготовив новые детали, можно приступать к основному этапу работ.

Порядок установки электронного зажигания

Первым делом необходимо демонтировать старую систему, выполняя операции в такой последовательности:

  1. Отключите высоковольтный провод, идущий от катушки, снимите крышку трамблёра и запомните положение бегунка. Для удобства направление можно отметить мелом на клапанной крышке двигателя.
  2. Отсоедините от распределителя провода и вакуумную трубку, идущую от карбюратора. Открутите гайку крепления ключом на 13 мм и снимите элемент с блока цилиндров.
  3. Отверните гайки контактов высоковольтной катушки и снимите провода, запомнив, куда были подключены жилы от реле замка зажигания и тахометра.
  4. Демонтируйте катушку и уберите её в сторону.

Совет. Между трамблёром и посадочным местом блока цилиндров стоит прокладка, не потеряйте её при снятии детали с авто.

Выполнив разборку, приступайте к монтажу БСЗ, соблюдая следующий порядок действий:

  1. Переставьте прокладку со старого распределителя на новый и снимите с него крышку. Повернув бегунок в нужном направлении, которое вы наметили мелом, вставьте вал трамблёра в гнездо и зафиксируйте его положение гайкой. Сильно её затягивать не стоит, поскольку ещё придётся регулировать зажигание и отпускать гайку снова.
  2. Вкрутите свечи зажигания, предварительно установив зазор между электродами 0,8—0,9 мм. Поставьте крышку распределителя на место и присоедините высоковольтные провода, соблюдая номера цилиндров (выбиты сверху на крышке).
  3. На место старой катушки закрепите новую. Если контакты на ней расположены наоборот, то сначала ослабьте крепёжный хомут, проверните корпус на 180° и установите деталь на авто.
  4. Прикрепите неподалёку от катушки коммутатор. Сняв бачок омывателя, предварительно просверлите в лонжероне кузова 2 отверстия и прикрутите блок саморезами. Обратите внимание: электронный элемент не должен стоять ниже бачка, чтоб его не залило водой в случае протечки.
  5. Возьмите соединительные провода и подключите электронный блок, трамблёр и катушку согласно схеме (прилагается к комплекту БСЗ). Разобраться в ней несложно: разъем от коммутатора подключается к колодке распределителя, а провода — к контактам «Б» и «К» высоковольтной катушки. Не забывайте о жилах, подключённых ранее к старой катушке (в том числе от тахометра), их нужно присоединить к новому элементу таким же образом.
  6. Наденьте на штуцер мембранного узла трамблёра вакуумную трубку, идущую от карбюратора. На этом установка бесконтактной системы закончена.

Справка. В моделях ВАЗ 2106 последних выпусков уже сделаны отверстия, рассчитанные на монтаж коммутатора. Посмотрите внимательно на лонжероне с левой стороны (по ходу движения машины).

Инструкция по монтажу в фотографиях

Видеоролик о монтаже электронной системы на «классику»

Запуск двигателя и настройка зажигания

Если в процессе замены элементов вы не сдвинули метки, а проводку подключили правильно, то «шестёрка» заведётся сразу же. Дайте ей прогреться минуту-другую, манипулируя педалью акселератора, после чего переходите к настройке зажигания. Её выполняют двумя способами:

  • наиболее распространённая методика – «на слух»;
  • с помощью специального прибора — стробоскопа.

Совет. Если двигатель автомобиля не завёлся и при вращении стартера не подаёт признаков жизни, то следует проверить правильность подключения высоковольтных проводов. Причина вторая: во время монтажа вы повернули крышку распределителя на 180°, отчего бегунок стал передавать импульс на 4-й цилиндр вместо первого и наоборот.

Регулировка зажигания «на слух» производится так:

  1. При работающем двигателе ослабьте гайку крепления трамблёра.
  2. Потихоньку поворачивайте его за и против часовой стрелки, добиваясь наиболее стабильной работы силового агрегата. Угол поворота не должен превышать 15°.
  3. Уловив положение чёткой работы двигателя, окончательно затяните гайку распределителя.

С помощью стробоскопа угол опережения зажигания устанавливается не в пример точнее. Если вам удалось раздобыть этот прибор или взять где-то на время, то подключите его к клеммам аккумулятора и высоковольтному проводу первого цилиндра. Запустите мотор и аккуратно поднесите мигающую лампу к меткам на блоке. Стробоскоп поможет увидеть положение риски, выбитой на шкиве, при работающем двигателе. Теперь вы можете ослабить гайку трамблёра и поворотом корпуса добиться совмещения этой риски с последней, самой короткой меткой.

Произвести ремонт карбюратора не сложно, если знать все тонкости проведения процедуры: https://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/remont-karbyuratora-vaz-2107.html

После регулировки прогрейте машину до рабочей температуры и попробуйте проехать на ней в разных режимах. Если при резком нажатии на педаль газа слышен стук поршневых пальцев, то вы имеете дело с детонацией, вызванной слишком ранним зажиганием. Ослабьте крепление трамблёра и поверните его по часовой стрелке на 1—2°, не более. Стук должен исчезнуть.

Совет. После монтажа БСЗ нередко случается, что обороты двигателя на холостом ходу возрастают из-за лучшего искрообразования. Частота оборотов уменьшается до значения 850—900 об/мин винтом количества топлива. В карбюраторах типа «Озон» это винт больших размеров, находящийся справа (по ходу движения) в нижней части агрегата. В карбюраторах «Солекс» это пластиковая рукоятка, выглядывающая из задней части и упирающаяся в ось заслонки. Винт «качества» без знания дела трогать не допускается!

Видео о настройке бесконтактного зажигания

Если вы сняли распределитель и высоковольтные провода с крышкой без совмещения меток, то правильно выставить зажигание по новой вам поможет представленный видеоматериал:

Эксплуатация автомобиля с электронной системой разительно отличается от езды на старом зажигании. Двигатель работает гораздо ровнее и стабильнее, а очистка контактной группы уходит в прошлое. Но владельцу ВАЗ 2106 не помешает возить в запасе датчик Холла на случай поломки штатного. Эта деталь ремонту не поддаётся, хотя и ломается достаточно редко.

Похожие статьи:

  • Как соединить провода интернета обжать Как обжать витую пару В сегодняшней статье я расскажу о том, как правильно обжать сетевой кабель “витая пара” и какие инструменты и аксессуары для этого понадобятся. Конечно, до сих пор встречаются умельцы, которые могут это сделать с […]
  • Высоковольтные провода на лачетти 14 Высоковольтные провода Chevrolet Lacetti 1.6 (оригинал, GM) , Днепропетровск Оплата и доставка График работы +38 (068) 850-43-22 Перезвоните мне ж/м Левобережный-3 , Днепропетровск Отзывы Комплект высоковольтных проводов […]
  • Обрыв телефонного кабеля куда звонить Не работает стационарный телефон Ростелеком, что делать? Городской телефон, хоть давно и пережил себя, но все равно остается на дежурстве у многих абонентов. А вот проблемы, связанные с отсутствием связи или качеством работы городской […]
  • Какого цвета нулевой провод в электропроводке Маркировка проводов (N, PE, L) Маркировка провода домашней электросети Библия электрика ПУЭ (Правила устройства электроустановок) гласит: электропроводка по всей длине должна обеспечить возможность легко распознавать изоляцию по ее […]
  • Схема подключения выключатель legrand Схема для подключения двухклавишного проходного выключателя legrand Когда человек оказывается в помещении, в котором уровень освещенности доставляет дискомфорт, он пытается включить свет. Для этого существует специальное устройство, […]
  • Защита от перенапряжения на стабилитроне Защита от перенапряжения: что выбрать? Защита от коммутационных выбросов напряжения схем на основе тиристоров или транзисторов с полевым управлением – рядовая задача в проектировании практически любого преобразователя. Для выполнения […]