Провода клавиатуры ремонт в рисунках гениус

Genius — клавиатуры: обзоры, разборка. Часть 1

1 — клавиатуры Genius GK-050010 SlimStar 310, GK-050008 SlimStar 100 и KB 110

Описывать клавиатуры каждую по отдельности нет интереса — пустое дело! Но не описывать клавиатуры вообще, тоже как-то не очень. Поэтому я решил описывать их сериями — краткий внешний обзор, разборка и описание внутреннего устройства, если они представляет интерес, платы электроники. Эта серия клавиатур от широко известной торговой марки Genius, которая принадлежит тайваньской корпорации KYE Systems Corp. Надо сказать, что определить, КТО именно изготовил ту или иную продукцию под этим брендом, довольно сложно. компания широко использует ОЕМ поставщиков. Итак, представляем:

Genius GK-050010 SlimStar 310

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

Стильная тонка и компактная клавиатура с интерфейсом подключения PS/2, к тому же мультимедийная. Что это значит — мультимедийная? А это означает, что на клавиатуре помимо стандартного набора клавиш присутствуют дополнительные, которые, к слову сказать, управляют не только мультимедией ПК, но и многими другими функциями.

В этой модели мы видим стандартный набор клавиш, а выше их идут 14 дополнительных. Там же рельефный логотип Genius и индикаторы режимов работы.

На нижней стороне все обычно — ножки, в т.ч. и выдвижные. Посередине наклеена этикетка, на ней: номер модели GK-050010, имя продукта SlimStar 310, производитель KYE Systems Corp. Питание DC5V 60mA. Сделано в Китае.

Ниже этикетки стикер со штрих кодом и серийным номером изделия.

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

Выкручиваем обычные винты на днище, их много, снимаем нижнюю часть корпуса. Здесь видим — стандарт. Матрица кнопок, к ее разъемам прижата плата электроники. В плату впаяны провода соединительного кабеля, на нем видим ферритовый цилиндр — фильтр.

Плата электроники, односторонний текстолит, на нем маркировка: JME-2802P ver:A. Три маленьких зеленых светодиода — индикаторы.

На обратной стороне платы микросхема залитая компаундом, некоторое количество деталей SMD монтажа.

С этой платой закончили, переходим ко второй.

Genius GK-050008 SlimStar 100

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

Эта клавиатура также тонкая и компактная, тот же PS/2 интерфейс подключения. Корпус черная пластмасса, сверху серебристая накладка и черные клавиши. На этот раз мультимедийных клавиш нет.

Этикетка на нижней стороне выштампована в пластмассе, на ней ничего оригинального: название модели GK-050008, имя продукта SlimStar 100. Сделано в Китае. Ниже этой этикетки бумажный стикер, на нем штрих код и серийный номер.

Корпус стянут 13 винтами, два из них прижимают заодно и контактную группу на плате. Кроме этих винтов есть еще и защелки. Снимается не нижняя, а верхняя часть, вместе с набором клавиш. А ниже резиновый «коврик» кнопок, под ним матрица кнопок, плата электроники.

Матрица кнопок имеет маркировку SOE-KMN584

Плата электроники обычная, на ней маркировка: 31-16706-M100 V1.0. Здесь три зеленых светодиода, один резистор, два конденсатора — один электролитический, другой керамический.

На обратной стороне дорожки, обычная для плат клавиатур бескорпусная микросхема, залитая эпоксидной смолой, группа контактных площадок, припаянные провода интерфейсного кабеля.

И с этой клавиатурой все. Теперь третья, и на сегодня хватит.

Genius KB 110

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

Большая PS/2 клавиатура, в смысле по размерам, да и «толстая». Стандартное количество клавиш, дополнительных нет. Латинская маркировка каждой клавиши нанесена заводским методом, а вот кириллица и казахский шрифт (он тоже имеется), нанесены с помощью «переводки». Хотя и вполне качественно. Корпус и клавиши из черной пластмассы, матовые, шершавые.

На обратной стороне обычная картина: две резиновые ножки впереди, выступ с пластмассовыми ножками на противоположной стороне, плюс две складные ножки. Этикетка клавиатуры — выдавлена на пластмассе корпуса, здесь: логотип Genius, название модели KB 110. M/N:1060C186. питание DC5V 100mA(VAX). Сделано в Китае.

Отдельная наклейка, на которой штрих код и серийный номер, еще наклейка — тест на качество пройден.

Нижняя половинка корпуса держится на 14 винтах, выкручиваем их и снимаем ее. Пленка кнопочной матрицы имеет маркировку SBZ-825 US IE104. резиновые площадки отдельными элементами. Плата электроники необычно расположена под пластинами пленки, к контактам прижата стальной пластинкой через прокладку.

Плата маленькая, маркировка: EPC-0V182000 SBZ-V18/PS2 Ver.1.1. На плате обычные три светодиода, один резистор и один электролитический конденсатор.

На обратной стороне микросхема, залитая эпоксидкой. Черные площадки контактов. Провода интерфейсного кабеля припаяны прямо к дорожкам.

С этой клавиатурой закончили. Продолжение во Второй части (у меня клавиатур этого производителя много валяется).

черным по белому

in black and white

Как отремонтировать залитую кофе, чаем или пивом клавиатуру Genius K639

Первым делом хочу сказать следующее: если уже так произошло, что Вы пролили на клавиатуру кофе, пиво или чай, то не стоит паниковать. Для начала нужно выключить компьютер и отсоединить клавиатуру на задней панеле Вашего ПК. Следующим шагом клавиатуру необходимо разобрать. И просушить

А тут описано что делать, если Вы пролили на клавиатуру кефир, йогурт или ряженку.

На этом рисунки показано «дно» клавиатуры. Красным маркером помечены те шурупы которые нужно выкрутить, для того чтоб разобрать Вашу клавиатуру. Безусловно, расположение шурупов для разных марок и моделей клавиатур — различное. Выкрутив все шурупы, аккуратно снимайте нижнюю крышку, не переварачивая клавиатуру. ВНИМАНИЕ! Разбирать клавиатуру необходимо либо на большом чистом столе либо на полу, т.к. во время убирания нижней крышки могут выскочить резиновые амортизаторы кнопок.

На данном рисунке зеленым маркерои показаны некоторые следы «работы» вышеупомянутых напитков. Есть и еще одна проблема. До меня клавиатуру уже разбирали и несколько амортизаторов было утерянно (отмечены красным маркером). В дальнейшем мы займем эти «резинки» у дублирующей клавиатуры.

На рисунке показаны слои печатной платы клавиатуры. Имеем 2 проводящих слоя и один озоляционный. Их нужно аакуратно разъединить и протереть спиртом. Не жалейте спирта на электронику! Ни в коем случае не протирайте электронику водкой или жидкостью для снятия лака! Пользуйтесь только спиртом и ватой! Никаких тряпочек и воды! Обычно слои спаяны между собой в одном или 2х местах. Если Ваша клавиатура «подвальной сборки», то такой спайки может и не быть! Поэтому, разъединив слои платы, тщательно подгоните их при сборке после чистки!
Сборка производится в обратном порядке разборке. Следите чтоб все аммортизаторы располагались вершинами к самой кнопке (вниз). Пятачки слоев печатной платы точно совпадали и располагались по центру кнопки.


Вот собранная и чистая клавиатура! Синим маркером омечены кнопки без амортизаторов — они «просевшие». Вы можете попросить необходимые аммортизаторы в сервисном центре по ремонту ПК или спросить у друзей неработоспособную клавиатуру. Кстати, может у него такая же проблема, как была у Вас! Но Вы теперь спец в этом деле!

Последнее, что хочу сказать: если Вы некоторое время не былм у своего ПК, а сев за него клавиатура ведет себя неадекватно — скорее всего на нее кто-то пролил чай или др.
Симптомы:
Не работают некоторые кнопки.
При нажатии одной кнопки — печатается другая.
Сама по себе постоянно печатается какая либо буква или «сама нажимается» кнопка.

Отказала клавиатура компьютера. Советы.

Представим ситуацию, вы включили компьютер, он загрузился, а клавиатура не работает. И почему перестала работать клавиатура, не понятно.

Согласитесь, у многих пользователей, это вызовет замешательство, а некоторые даже решат отдать клавиатуру в ремонт

Опишем несколько простых шагов, которые возможно помогут вам починить клавиатуру:

1. Разъем клавиатуры отсоединен от компьютера

Эта причина самая тривиальная — нарушен контакт в соединении системного блока компьютера и клавиатуры. Разъем для клавиатуры обычно расположен на задней панели корпуса системного блока компьютера. Вы можете легко найти его — по форме он напоминает магнитофонный разъем отечественного стандарта.

Для устранения этой неполадки вам достаточно надежно закрепить разъем кабеля клавиатуры в ответном разъеме на системном блоке компьютера.

В случае необходимости (например при ненадежном контакте) вы можете протереть контакты на разъемах клавиатуры спиртом.
Убедитесь, что провод клавиатуры не поврежден.

Выключите компьютер, отсоедините и подсоедините клавиатуру обратно.

2. Клавиатура подсоединена не к тому разъёму

3. Проверка работоспособности порта PS/2

Работоспособность PS/2 порта можно проверить другой клавиатурой

4. Проверка работоспособности разъёма PS/2

Стрелкой показано, где находятся тонкие усики-контакты штекера, которые легче всего гнутся и ломаются.

Только обратите внимание, что сам разъем обычно фиолетового цвета :о).

Если ножки у разъема погнуты, выпрямите их, чем-нибудь тонким, например пинцетом или спицей.

5.Клавиатура с интерфейсом USB

Я понимаю что не хочется лезть в BIOS, но это нужно. Необходимо зайти в BIOS и проверить, может быть и сам контроллер USB отключен и вам нужно будет выставить напротив USB Controller значение Enabled.

Помочь в этом случае, может только клавиатура PS-2, подключив её, вы сможете вносить свои изменения в BIOS и переключить например, опцию USB Keyboard Support, отвечающий за работу USB клавиатуры из положения Disabled в положение Enabled только после этого, сохранив свои изменения и перезагрузившись, вы сможете работать с клавиатурой интерфейса USB. Также обратите внимание и на параметр USB Controller включен ли он.

Затем нужно переустановить драйвера на клавиатуру. В диспетчере устройств надо удалить клавиатуру из списка оборудования и запустить поиск нового оборудования в панели управления

6. Не установлены драйвера

Если при покупке клавиатуры к ней прилагались драйверы нужно найти и установить их, опять же после того как удалите старые драйвера.

Ну и, конечно, если у вас отказала беспроводная клавиатура нужно проверить состояние батареек или аккумуляторов.

Все указанные проблемы с клавиатурой, являются типовыми. Теперь, рассмотрим частные случаи, когда клавиатура не работает.

  • клавиатура заблокирована с помощью ключа (замка) на системном блоке;
  • неправильно установлен переключатель XT/AT на задней панели клавиатуры;
  • возникла аппаратная неисправность клавиатуры.

Клавиатура заблокирована с помощью ключа (замка) на системном блоке

Для устранения возможности несанкционированного доступа к компьютеру, на передней панели системного блока располагается специальный замок.

С помощью ключа, входящего в комплект компьютера, вы можете полностью заблокировать клавиатуру. При этом любые нажатия на клавиши клавиатуры будут игнорироваться клавиатурным контроллером, а при загрузке компьютер выдаст сообщение о том, что клавиатура заблокирована и необходимо ее разблокировать:

Следует отметить, что использование блокировки клавиатуры с помощью замка само по себе не является достаточным средством защиты от несанкционированного доступа. Для получения более подробной информации о распределении доступа к компьютеру обратитесь к разделу «Как защитить данные, хранимые в вашем компьютере».

На клавиатуре неправильно установлен переключатель XT/AT

Если вы подключаете клавиатуру к компьютеру IBM PC/XT, то данный переключатель должен находится в положении XT, а если клавиатура подключается к компьютеру IBM PC/AT, то переключатель должен быть в
положении AT.

В случае, когда переключатель находится в неправильном положении, клавиатура может не работать.

«Залипание» клавиш клавиатуры

является залипание одной из клавиш клавиатуры. Залипание некоторых клавиш может привести к непредсказуемым последствиям. Например, если на клавиатуре залипнет клавиша Del, то срезу после включения питания произойдет запуск программы SETUP.

После длительного использования клавиатуры компьютера происходит ее загрязнение. В результате этого отдельные клавиши на клавиатуре могут залипать, то есть после нажетия и отпускания клавиши контакты клавиши остаются замкнутыми. Так как контакты остаются замкнутыми, то контроллер клавиатуры включает режим автоповтора, как будто вы не отпустили клавишу.

Результатом такого залипания может стать автогенерация символа залипшей клавиши и переполненеие буфера клавиатуры. Например, если залипнет клавиша ‘q’ и вы работаете с редактором текста, то на экране появится очень длинная строка «qqqqqqqqqqqqqqqqqq. «, которая вдобавок будет расти с катастрофической скоростью.

  1. Посмотрите, не зажата чем-нибудь одна или несколько клавиш вашей клавиатуры.
  2. Попробуйте понажимать на все клавиши подряд.
  3. После длительного использования компьютера происходит загрязнение,
    чтобы избавиться от грязи, надо осторожно разобрать клавиатуру, очистить
    ее от мусора и протереть контакты спиртом только дело это очень
    муторное, запомните что разобрать клаву намного легче, чем собрать.
  4. Попробуйте отсоединить клавиатуру от системного блока на непродолжительное время и подсоедините опять.
Смотрите так же:  Как проверить предохранитель на плате мультиметром

Провода клавиатуры ремонт в рисунках гениус

Для тем «Помогите отремонтировать» или информация для начинающих 02.09.2016

У вас сломался телевизор, магнитола, мобильник или чайник? И вы хотите создать об этом новую тему на данном форуме?

Прежде всего подумайте вот над чем: представьте, что у вашего отца/сына/брата разболелся аппендицит и вы по симптомам знаете, что это именно аппендицит, но опыта его вырезания, равно как и инструмента никакого нет. И вы включаете компьютер, залезаете в интернет на медицинский сайта с вопросом: «Помогите вырезать аппендицит». Понимаете абсурдность всей ситуации? Даже если вам ответят, то стоит учесть такие факторы как наличие диабета у пациента, аллергии на анестезию и другие медицинские нюансы. Думаю никто так не поступает в реальной жизни и рискнет доверять жизнь своих близких советами из интернета.

То же самое и в ремонте радиоаппаратуры, хотя конечно это все материальные блага современной цивилизации и в случае неудачного ремонта всегда можно купить новый ЖК-телевизор, сотовый телефон, iPAD или компьютер. А для ремонта такой аппаратуры как минимум необходимо иметь соответствующее измерительное (осциллограф, мультиметр, генератор и т.п.) и паяльное оборудование (фен, SMD-термопинцет и т.п.), принципиальную схему, не говоря уже о необходимом багаже знаний и опыте ремонта.

Давайте рассмотрим ситуацию если вы начинающий/продолжающий радиолюбитель паяющий всякие электронные штучки и имеющий часть необходимых инструментов. Вы создаете соответствующую тему на форуме для ремонта с кратким описанием «симптомами болезни пациента», т.е. к примеру «Не включается телевизор Samsung LE40R81B». И что? Да причин не включения может быть масса — от неполадок в системе питания, проблем с процессором или слетающей прошивки в EEPROM-памяти.
Более продвинутые пользователи могут найти на плате почерневший элемент и прикрепить фотографию к посту. Однако учтите, то что вы замените этот радиоэлемент на такой же — еще не факт, что ваша аппаратура заработает. Как правило, что-то стало причиной сгорания этого элемента и он мог «потянуть» за собой еще пару-тройку других элементов, не говоря уже о том, что найти сгоревшую м/с довольно такое непросто не профессионалу. Плюс в современной аппаратуре практически повсеместно применяются SMD-радиоэлементы, выпаивая которые паяльником ЭСПН-40 или китайским 60-Ваттным паяльником вы рискуете перегреть плату, отслоить дорожки и т.п. Последующее восстановление которых будет очень и очень проблематичным.

Целью данного поста не является какой-либо пиар ремонтных мастерских, а я хочу донести до Вас, что иногда самостоятельный ремонт может обойтись дороже чем отнести его в мастерскую профессионалам. Хотя конечно это ваши деньги и что лучше или рискованнее решать только Вам.

Если вы все же решили, что в состоянии самостоятельно отремонтировать радиоаппаратуру, то при создании поста обязательно укажите полное наименование прибора, модификацию, год выпуска, страну происхождения и другую подробную информацию. Если есть схема, то прикрепите ее к посту или дайте ссылку на источник. Напишите как давно проявляются симптомы, были ли скачки в сети напряжения питания, был ли до этого ремонт, что делалось, что проверялось, замеры напряжения, осциллограммы и т.п. От фотографии платы как правило толку мало, от фотографии платы снятой на мобильный телефон толку нет вообще. Телепаты обитают на других форумах.
Перед созданием поста обязательно воспользуйтесь поиском по форуму и в интернете. Почитайте соответствующие темы в подразделах, возможно ваша проблема типовая и уже обсуждалась. Обязательно прочитайте статью Стратегия ремонта

Формат Вашего поста должен быть следующим:

Темы с названием «Помогите починить телевизор Sony» с содержанием «сломался» и парой смазанных фото открученной задней крышки, снятых на 7-ой айфон, ночью, с разрешением 8000х6000 пикселей сразу удаляется. Чем больше информации касательно поломки вы выложите в посте, тем больше шансов на компетентный ответ вы получите. Поймите, что форум — это система безвозмездной взаимопомощи по решению проблем и если вы будете пренебрежительно относиться к написанию своего поста и не следовать вышеприведенным советам, то и ответы на него будут соответствующие, если кто-то вообще захочет отвечать. Также учтите, что никто не должен отвечать мгновенно или в течении скажем дня, не нужно писать через 2 часа «Что никто не может помочь» и т.п. В этом случае тема сразу же будет удалена. Для своевременного информирования об ответах в теме, при создании или после создания темы, подпишитесь на нее и вы будете получать E-Mail уведомления если кто-то ответит.
Вы должны приложить все усилия к самостоятельному поиску поломки, перед тем, как вы зашли в тупик и решили обратиться на форум. Если вы весь процесс поиска поломки изложите в своей теме, то шанс на получение помощи от высококвалифицированного специалиста будет очень велик.

Если Вы решили отнести вашу сломавшеюся аппаратуру в ближайшую мастерскую, но не знаете куда, то возможно вам поможет наш картографический онлайн сервис: мастерские на карте (слева отожмите все кнопки кроме «Мастерские»). К мастерским можно оставлять и просматривать отзывы от пользователей.

Для ремонтников и мастерских: вы можете добавить свои услуги на карту. На карте находите ваш объект со спутника и щелкаете по нему левой кнопкой мыши. В поле «Тип обьекта:» не забывайте сменить на «Ремонт техники». Добавление абсолютно бесплатное! Все объекты проверяются и модерируются. Обсуждение сервиса здесь.

Порт PS/2. Распайка шнуров мышей и клавиатур.

С удивлением узнал, что многие до сих пор с удовольствием пользуются устройствами PS/2. Что называется, руки привыкли к клавиатуре и не хочется её менять, даже если шнур у неё откушен или истрепался со временем. Надеюсь, этот пост поможет ценителям старины в ремонте их «любимцев». Каюсь, некоторые схемы отсюда уже публиковались в нетематическом посте.

Распайка разъёмов показана с внешней стороны штекера, кроме одной схемы, где это оговаривается особо.

Классическая распайка клавиатур и мышей PS/2:

V (VCC, +5 вольт) — Голубой

D (Data) — Оранжевый

G (Gnd, «земля») — Зелёный

На плате устройства назначение проводов обычно промаркировано. Если в оторванном от платы шнуре стандартные цвета проводов, то ремонт не затруднит даже новичка.

В шнурах более-менее «новых» клавиатур PS/2 часто можно встретить цветовой набор, характерный для устройств USB:

Цвета в шнуре устройства PS/2 очень часто не соответствуют какому-либо стандарту. В этом случае шнур придётся прозванивать. Хотя, есть шанс, что вы найдёте распиновку своего устройства в таблице.

Если место пайки шнура никак не промаркировано на плате, понять назначение точек пайки поможет ряд характерных признаков:

• Полярность электролитических конденсаторов

• Дорожки Data и Clock практически одинаковы и без лишних фокусов идут на микросхему контроллера.

Если к шнуру нужно припаять новый штекер PS/2, обратитесь к схеме↓. Штекер показан с внутренней стороны, то есть, со стороны пайки.

У многих пользователей возникает желание модернизировать мышь/клаву, перепаяв её на USB. Увы, шансы, что после этого устройство заработает весьма невелики! Лучше купить адаптер «PS/2 to USB».

Гораздо проще устроен обратный переходник — USB to PS/2. В принципе, можно тупо отрезать штекер USB и припаять PS/2 по такой схеме:

Спасибо за внимание.

TECHNO BROTHER

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

77 комментариев

А насколько пидоры те производители, которые делают «землю» красным проводом?

«Пидоры» — мягко сказано. И таких вот «меньшинств» среди наших узкоглазых друзей по ходу дела большинство.

К примеру, в домофонах Hyundai Telecom по жёлтому проводу идёт +12 В, по чёрному — внезапно видео, а по красному — угадайте, что? Правильно — «земля»!

в каждом домофоне? совпадений не должно же быть

просто ибо нёх :p

В старых вызывных панелях (300 и 500 серии) почему-то плюс красный, а «земля» — чёрный провод. А в остальных моделях всё вот по такому идиотскому «стандарту».

Не каждая USB мышь/клава умеет работать в PS/2. Так-что «тупо отрезать» прокатит только с двухстандартной, но у них в комплекте и так есть переходник.

@Rones , а ElectroDroid не пользовались? Очень помогает, содержит: расчет, цоколевки и справочник.

Да, очень хороший справочник. Несколько напрягает американское УГО резистора — в виде пружины, но это уже придирки.

«Мозги» есть у USB мыши/клавы. Эти USB устройства способны эмулировать PS/2.

@Rones , а вот вопрос — если таки отрезать USB и впендюрить PS/2 — будет ли работать фича с неограниченным количеством клавиш, или это где-то на стороне контроллера в самой клаве?

долго же ты писал.

Материал-то давно готов. Просто считаю, что не стоит заваливать сообщество своими телегами.

Мужик, ты, я вижу, шаришь, можешь рассказать про спайку usb-коннектора с проводом. Мой хороший друг и его кривая нога с корнем вырвали usbшник из провода геймпада, пытался оживить при помощи гугла — не смог. Можешь, если не затруднит, рассказать что и куда?

Какие там цвета проводов? У меня пока есть данные только по Gamepad Defender Game Racer Turbo.

У меня геймпад от х-коробки 360, по цветам сейчас гляну

Белый, красный, черный, зеленый, желтый, пять контактов получается

Тогда распайка стандартная. Жёлтый провод не используется вообще.

Спасибо, пошел пилить

А разве есть варианты?

Всю жизнь его так называл. А ты как? Пиэс слеш два или пиэс делить на два? или половина пиэс?

Людям, которые называют этот разъём «пэ (пи) эс два»: правильно говорить «пэ (пи) эс пополам».

На картирнке какаято дичь. Чтобы PS/2 работал в USB там нужен контроллер насколько я понял, чтобы перекодировать сигналы. На картинке только какие-то кондеры и резюки, контроллера там не вижу в упор. есть схема хоть одного подобного девайса?

от оно че. а как называется(плата) переходник PS/2-USB или как-то иначе?

Да так и называется — адаптер или конвертор PS/2 to USB.

а современный порт клавиатура-мышь (один порт универсальный) как устроен? По типу юзб?

была материнка. только 3.0 разъемы. пока по биусу шляешься, начинаешь установку-все ок. как только пошла грузиться ОС-нет контакта. Дрова конечно в комплекте на диске. вот тогда и выручила очень старая пс пополам клавиатура.

У меня кстати призабавнейший случай был. Закупила контора компы. Компы хоть и печатные машинки по сути, но чуть ли не самые новые HP с памятью ддр4, супер крутым.. хехе пентиумом (g4400 что ли). Комп по дефолту с фридосом. Поставили винду. Материнка без ps/2. Мышко-клавы usb работают, но флешки и проч не пашет в виду отсутствия драйверов на «неизвестное устройство» и вообще половину устройств. Каким то неведомым образом оно пахало в любом виде, чуть криво с лагами, но пахало. По ходу где то там в дебрях контроллера usb стоит эмулятор ps/2

Провода клавиатуры ремонт в рисунках гениус

Это — первый пост из серии, посвящённой клавиатурам; надеюсь, он не будет последним. Хочется, чтобы в итоге получился курс по изготовлению клавиатуры с нуля. Сегодня я расскажу о цифровом вводе-выводе и о клавиатурных матрицах. Вооружитесь элементарными школьными знаниями из области электроники — и поехали.

Почему матрица?

И как же мы собираемся делать матрицу? А самое главное — зачем она вообще нужна? Ну, виной тому, в основном, физические ограничения микроконтроллеров, на базе которых строятся клавиатуры. Дело в том, что с увеличением количества выводов у микроконтроллеров и программируемых логических микросхем растёт и их размер, что, в свою очередь, влечёт за собой рост энергопотребления, возможностей, но главное — цены. В итоге, вы можете выбрать либо дешёвый чип с небольшой производительностью (которая вас вполне устраивает), но с малым количеством входов и выходов, либо более мощную микросхему, производительность которой, однако, сильно превышает ваши требования. Но только этот мощный чип будет обладать достаточным количеством выводов, чтобы подключить каждую кнопку клавиатуры.

За десятилетия в электронике сложилась практика при помощи различных ухищрений искусственно расширять встроенные коммуникационные возможности процессоров и контроллеров. Одним из таких способов, который хорошо подходит для механических контактов (кнопок), и является создание матрицы. Чтобы понять, как она работает, требуются некоторые базовые знания. Прежде, чем мы продолжим, пожалуйста, освежите в памяти закон Ома.

Немного теории

Чтобы разобраться, как работает цифровая электроника, надо усвоить два базовых принципа.

Принцип первый гласит, что процесс коммуникации внутри схемы — это не передача или получение чего-то там. Чтобы обеспечить коммуникацию между двумя устройствами, вы просто соединяете между собой их выводы электропроводящим материалом. После этого предполагается, что состояние материала (напряжение и ток) на обоих его концах будет одинаковым. В реальности это, конечно, не так, но для медленных коммуникаций и коротких проводников наше предположение работает отлично. Выходит, что посылка и получение информации на самом деле является её совместным использованием.

Смотрите так же:  Выбор провода по пуэ

Со стороны передатчика вы просто изменяете электрическое состояние проводника (запуская в него постоянный ток, изменяя его потенциал), рассчитывая на то, что приёмник сможет определить это изменение и правильно его понять.

Из этого принципа также следует, что между направлением коммуникации и направлением электрического тока нет никакой зависимости. Многие люди ошибочно предполагают обратное, и это мешает им понять, как работает электроника.

Если нужно послать логический уровень «0», то обычно для этого напряжение на выводе передатчика понижают до 0 В, и из приёмника в передатчик начинает течь ток, чтобы приёмник смог определить, что логический уровень соответствует «0». (Тогда как обратное направление тока означало бы, что где-то в схеме присутствует отрицательный потенциал — а этого, как правило, в цифровой электронике не бывает.) С другой стороны, для передачи логического уровня «1» прикладывают напряжение, равное напряжению питания, а так как это, чаще всего, самое высокое напряжение в схеме, то электрическому току не останется ничего другого, как потечь из передатчика в приёмник.

Принцип номер два заключается в том, что невозможно определить состояние проводника, не изменив это состояние. Неважно, собрались ли вы измерять напряжение или ток — в любом случае, для этого необходимо, чтобы через ваш измерительный прибор потекли электроны. Поток электронов — это и есть электрический ток, а раз он течёт, то значит, что в узле, к которому вы подключились для измерения, токи и напряжение уже изменились (см. законы Кирхгофа). Из этого следует, что если вам нужно «передать» информацию, изменив состояние вывода, электрически связанного с другим выводом, то для этого требуется поддерживать данное состояние, а значит, соблюдать все требования, налагаемые приёмником.

Механическая кнопка (а в данном контексте слово «механическая» не связано со словосочетанием «механическая клавиатура») — это просто пара металлических контактов, которые, соприкасаясь, электрически соединяют два вывода. Конечно, бывают и другие типы переключателей, конструктивно более сложные и имеющие большее количество выводов, но нам они не интересны, потому что в клавиатурах не используются.


Кнопка Cherry MX. Источник изображения: Deskthority wiki

Ну, и как мы будем подключать кнопку ко входу микроконтроллера? Принципиально, любой вход может оперировать двумя возможными логическими уровнями: «0» и «1». Обычной практикой является принятие напряжений, близких к 0 В, за логический ноль, а напряжений, близких к напряжению питания (как правило, 5 В или 3,3 В) — за логическую единицу. Но проблема состоит в том, что управлять напряжением механическая кнопка сама по себе не может. Она управляет током — то есть, если мы соединим два узла с разным электрическим потенциалом через кнопку, то ток между этими узлами потечёт тогда и только тогда, когда кнопка будет нажата.

Но если мы добавим резистор, то очень просто сможем преобразовать ток в напряжение.


Кнопка с подтягивающим резистором

Взгляните на эту схему. Когда кнопка не нажата (цепь разорвана), ток через неё не течёт, поэтому напряжение в узле «A» будет близким к напряжению питания VCC (на самом деле, меньше VCC на величину падения напряжения на резисторе, равную R•I). Когда кнопка нажата (цепь замкнута), ток течёт через резистор на землю. С учётом того, что сопротивление замкнутой кнопки очень мало (порядка сотен миллиом), напряжение в узле «A» будет близким к «0».

В данной конфигурации резистор называют подтягивающим, потому что он «подтягивает напряжение вверх» до уровня VCC. А без подключения к питанию через резистор никакого напряжения в узле «A» вообще бы не было (в таком случае вывод микросхемы называют «висящим в воздухе» или находящимся в высокоимпедансном состоянии).

Необходимо отметить, что внутри у большинства современных микроконтроллеров уже присутствуют подтягивающие резисторы, которые можно оперативно подключать или отключать при помощи программы. Так что, основным способом соединения кнопки с микроконтроллером является следующий: один вывод кнопки — ко входу микроконтроллера, другой вывод кнопки — к земле. В таком случае, если кнопка не нажата, то на микроконтроллер подаётся «1», а если нажата, то «0». Возможно, это и противоречит интуиции, но данный способ подключения — самый популярный.

Обратите внимание, что если мы оставим один из выводов кнопки висящим в воздухе, то есть никуда его не подключим, то эта кнопка работать не будет вообще: сколько её не нажимай, она никак не повлияет на электрическое состояние вывода микроконтроллера. Мы ещё воспользуемся этим свойством, когда будем составлять матрицу.

Принцип матрицы

Основным принципом клавиатурной матрицы является возможность подключать к одному входу микроконтроллера более одной кнопки.

При помощи транзисторов или правильно сконфигурированных выходов микроконтроллера мы можем сделать так, что кнопки к земле будут подключаться по одной, в то время как остальные будут висеть в воздухе. Оставшиеся выводы каждой из кнопок объединены в один узел и подключены ко входу микроконтроллера. Я опустил подтягивающий резистор, так как мы знаем, что он уже присутствует внутри микроконтроллера, в его входном каскаде. Мы по очереди «включаем» каждую кнопку, соединяя её вывод номер 1 с землёй через соответствующий выход микроконтроллера, после чего на входе мы можем прочесть состояние кнопки, сняв напряжение с её вывода номер 2. Другие кнопки, подключённые к этому же входу, не влияют на его состояние, потому что их выводы номер 1 в данный момент времени висят в воздухе. Следующая схема иллюстрирует эту идею.


Много кнопок, один вход (узел «A»)

«A» — это единственный вход микроконтроллера, а «C1»..«Cn» — его выходы. На одном из выходов установлен логический «0», то есть внутри микросхемы этот контакт каким-то образом соединён с землёй — следовательно, ток всегда будет течь к этому контакту (в соответствии с первым базовым принципом). Теперь, когда нажмётся кнопка, подключённая к данному выходу, то через неё вход «A» сразу же «придавится» к земле, и он установится в «0». Нажатия на другие кнопки ничего не изменят, потому что их земляные выводы в данный момент времени никуда не подключены. Когда нам потребуется опросить следующую кнопку, мы убираем с текущего выхода логический «0» и устанавливаем этот уровень на следующий выход, так что в любой момент времени будет задействован только один из выходов микроконтроллера.

Такая конфигурация (когда выход либо подключён к земле, либо вообще отключён) называется выходом с открытым стоком (ОС) (исторически — с открытым коллектором (ОК)). Здесь я допустил некоторое упрощение — на самом деле, контакт не может быть полностью отключён от схемы, если только он физически от неё не отрезан. Но для простого цифрового ввода-вывода такое упрощение вполне подходит. Большинство микроконтроллеров предоставляют возможность программной конфигурации своих выходных контактов для работы в режиме ОС. Но что, если у нас нет такой возможности? Существует и другая конфигурация — двухтактный режим; на сегодняшний день этот вариант — один из самых популярных. Работает такая конфигурация немного по-другому. В состоянии «0» выход всё так же придавлен к земле, но когда наступает состояние «1», он подтягивается к напряжению питания VCC, так что выход в воздухе больше не висит, теперь он сам может стать источником тока.

Какие изменения это повлечёт в конструкции матрицы? Если мы не собираемся нажимать несколько кнопок одновременно, то никаких. Но если собираемся, то взгляните на рисунок и представьте на секунду, что тогда произойдёт. Нажимая на две кнопки, мы соединяем два нижних выхода в замкнутый контур. Если при этом один из них в состоянии «0», а другой — в состоянии «1», то от выхода, установленного в «1», к выходу, установленному в «0», потечёт электрический ток. А так как этот ток ничем не ограничен (нет резисторов), то мало того, что схема станет нестабильной, так ещё и чип может вылететь. Ну и, само собой, вряд ли получится нормально считать логическое состояние.

Добавление строк

Можете рассматривать предыдущий пример как матрицу, состоящую из одной строки. А теперь давайте увеличим её, нарастив дополнительные строки. В самом деле, если мы можем повесить на один вход целую строку, то почему мы не можем повесить на один выход целый столбец кнопок? Правда, есть обязательное условие — каждая кнопка столбца должна подключаться к отдельному входу микроконтроллера.

Если мы расположим кнопки в форме обычной матрицы, то это условие выполнится автоматически. А на следующем рисунке показано, как будет выглядеть матрица кнопок, состоящая из n столбцов и m строк (на зелёные фигуры внимания пока не обращайте).


Простая клавиатурная матрица

Считывать эту матрицу очень просто. Мы опрашиваем по одному столбцу за раз. Столбец для считывания выбирается путём соединения одного из выходов «C1»..«Cn» с землёй (выход в режиме ОС переводится в «0»). Теперь, поочерёдно опрашивая строки «R1»..«Rm», мы можем определить состояние каждой кнопки выбранного столбца. Кнопки из других столбцов ни на что не влияют, даже если они нажаты, потому что в данный момент их земляные выводы висят в воздухе (или, как говорят в электронике, находятся в состоянии Hi-Z).

После того, как будет опрошен весь столбец, мы переходим к следующему, отпустив текущий выход и придавив к нулю очередной. Сканирование матрицы считается оконченным, когда будут опрошены все столбцы. Если всё делать достаточно быстро, то интервалы между опросами столбцов не заметит и самый быстрый наборщик. Даже имея микроконтроллер 16 МГц, мы легко сможем сканировать всю матрицу тысячи раз в секунду, тогда как самый быстрый наборщик в тесте на hi-games.net добился скорости 203 слова в минуту (wpm) — то есть, чуть меньше, чем 17 нажатий в секунду.

Проектируя клавиатуру с использованием матрицы, мы уменьшаем количество выводов, требуемых для подключения всех клавиш. Но для того, чтобы свести число выводов к минимально возможному, нам надо составить матрицу таким образом, чтобы количество столбцов было как можно ближе к количеству строк. В идеальной ситуации, если количество кнопок равно , то лучшее, чего мы сможем добиться при помощи матрицы — это 2n занятых выводов микроконтроллера. Однако сегодня при составлении матриц редко кто стремится максимально уменьшить количество задействованных ног, ведь современные микроконтроллеры, как правило, обладают достаточным количеством свободных выводов. Вдобавок, максимальная оптимизация матрицы может впоследствии привести к неудобствам — заметно усложнится разводка платы или распределение проводов в конечном устройстве. Поэтому стоит пойти более удобным путём: при составлении матрицы пытаться следовать физическому расположению кнопок. В таком случае, для стандартной компьютерной клавиатуры самая простая матрица будет иметь всего 6 строк и некоторое количество столбцов, в зависимости от желаемой компоновки. Конечно, с точки зрения количества задействованных выводов это решение — не самое оптимальное, но зато в дальнейшем хотя бы упростится разводка.

А что, если выходов с открытым стоком у нас нет?

Вы можете спросить: а как нам быть, если в выбранном микроконтроллере всё-таки нет режима ОС? Ну, мы уже выяснили, какая неприятность может случиться, и что подтягивать выходы к VCC (то есть, «соединять» их с питанием) — не самая лучшая идея. Существует множество способов решения этой проблемы; среди них встречаются не только специальные выходные буферы ОС, но даже сдвиговые регистры с ОС-выходами — для ещё большей минимизации количества задействованных ног. Но есть и ещё один очень популярный приём, который довольно часто применяется в конструкциях компьютерных клавиатур (на самом деле, широко он применялся в былые времена).

Проблема подключённых к двухтактным выходам столбцов проявляется в тот момент, когда вместе нажимаются две кнопки, находящиеся в одной строке, причём одновременно с этим нажатием происходит опрос столбца, в котором расположена одна из кнопок.


Проблема двухтактных выходов

Из выхода, который подтянут к «1» (а не висит в состоянии Hi-Z), начинает течь ток. Он проходит через ближайшую замкнутую кнопку, затем — через замкнутую кнопку в опрашиваемом столбце, и, наконец, втекает прямиком в выход, установленный в «0». Это может привести к чему угодно — начиная с невозможности надёжного считывания состояния клавиатуры и заканчивая выходом из строя самого микроконтроллера.

Смотрите так же:  Как соединить телефон с компьютером без провода

Но раз уж мы вынуждены как-то бороться с этой проблемой, то можем применить отличный трюк: превратить двухтактный выход в подобие выхода с открытым стоком. Я часто сталкивался с этим решением в конструкциях старых клавиатур. Учитывая, что ток должен только втекать в выходы (подключённые к столбцам), но никогда не вытекать из них, мы можем ограничить направление тока при помощи диодов. Диод — это простое устройство, которое позволяет току течь только в одном направлении. В изображении диода на электрической схеме треугольник символизирует стрелку, которая указывает это направление. Если поставить по диоду между каждым выходом микроконтроллера и проводником соответствующего столбца матрицы, то мы добьёмся поставленной цели — теперь ток может только втекать в выходы, ведь указанные проводники дотягиваются до каждой кнопки своего столбца. Получается, что из выхода, установленного в «1», ток никуда не потечёт, а это почти что превращает его в выход с открытым стоком. Конечно, до настоящего ОС он не дотягивает, но зато решает нашу проблему замкнутого токового контура в клавиатурной матрице. Вернитесь к предпоследнему рисунку матрицы, но на этот раз примите во внимание зелёные диоды, чтобы понять, как работает этот трюк.

Естественно, имеет смысл минимизировать количество диодов. Для этого можно уменьшить число столбцов, увеличив количество строк. А если получившийся результат плохо вписывается в реальную компоновку клавиатуры, то можно «развернуть» матрицу на 90° (поменять местами строки со столбцами). Возможности безграничны. Но в наши дни появилось огромное количество микроконтроллеров, которые просты в использовании и удобны для хоббистов, поэтому сегодня в проектах доморощенных клавиатур описанный приём уже практически не используется. К счастью.

Фантомные нажатия (Ghosting)

Если вы интересуетесь клавами, то, должно быть, уже встречались с этим термином. К сожалению, в мире клавиатур его часто интерпретируют неправильно.

Мы уже знакомы с ситуацией, когда одновременное нажатие нескольких кнопок, находящихся в одной строке, может помешать нормальному считыванию матрицы. И эта проблема, можно сказать, нами решена. А теперь давайте посмотрим, что случится, если нажать несколько кнопок, находящихся одновременно в одной строке и в одном столбце.


Пример фантомного нажатия

На рисунке три кнопки нажаты одновременно. Две из них находятся в столбце «C2», и две — в строке «Rm». Это значит, что одна из нажатых кнопок делит строку с другой нажатой кнопкой, а столбец — с третьей нажатой кнопкой. Именно в такой ситуации и происходит фантомное нажатие. Представьте, что в данный момент мы опрашиваем столбец «C1» (то есть, он придавлен к земле — находится в состоянии «0»). Такой характерный аккорд нажатых кнопок приводит к следующему: даже несмотря на то, что левая верхняя кнопка не нажата, строка «R2» находится в состоянии «0», потому что она придавлена к земле столбцом «C1» (находящемся в «0») через три нажатые кнопки. В результате клавиатурный контроллер считывает левую верхнюю кнопку, как «нажатую», вне зависимости от того, нажата она на самом деле или нет. Описанная ситуация называется фантомным нажатием (ghosting), потому что некоторые комбинации одновременно нажатых кнопок вызывают фантомные срабатывания других кнопок (ghost keypresses), хотя физически эти другие кнопки и не нажаты.

Конечно, существуют способы оградить наборщиков и геймеров от фантомных срабатываний, и эти способы широко применяются в современных компьютерных клавиатурах. Можно поймать момент возникновения фантомного нажатия и заблокировать его. Обычный человек не в состоянии одновременно нажать или отпустить две клавиши с идеальной точностью. Поэтому, сканируя матрицу достаточно быстро, мы можем предположить, что между двумя проходами по матрице изменить своё состояние может не больше одной кнопки. В таком случае, контроллер принимает одиночные нажатия и следит за возникновением ситуаций, когда между проходами матрицы оказываются нажатыми две кнопки или более. Учитывая, что сканирование матрицы происходит со скоростью, при которой штатное возникновение таких ситуаций крайне маловероятно, можно заключить, что одна из только что нажатых кнопок — фантом. Поэтому контроллер должен проигнорировать все эти нажатия. Кроме того, безопаснее сразу не сообщать компьютеру об изменениях статуса клавиатуры — сначала имеет смысл подождать, пока все эти срабатывания не пропадут.

Есть и другой подход. Можно выявить ситуацию, когда срабатывает «третья» кнопка, и заблокировать как это нажатие, так и все последующие. Блокировку не снимать до тех пор, пока фантомное срабатывание не пропадёт, и ситуация опять не станет нормальной. Для реализации этого подхода программа должна помнить, какие именно кнопки сейчас нажаты (а обычно она это помнит и так), чтобы отклонять последующие срабатывания кнопок, в строках и в столбцах которых уже зафиксированы одновременные нажатия. Если написать программу с умом, то блокироваться будут только проблемные срабатывания, а все последующие будут приниматься как обычно — кроме тех, что снова нарушат правила. Раз контроллер отвергает нажатие каждой кнопки, уже имеющей одновременные срабатывания в своей строке и столбце, то выходит, что в зависимости от статуса одних кнопок, другие могут не регистрироваться вообще. Эта ситуация широко известна как блокирование (jamming). То есть кнопки, которые препятствуют одновременным срабатываниям других кнопок, получается, «блокируют» часть клавиатуры.

С точки зрения пользователя, можно одновременно нажать все кнопки из одного столбца (не нажимая кнопок из другого), но одновременно нажать все кнопки из одной строки можно только в том случае, если в столбце у каждой из этих кнопок зафиксировано не более одного срабатывания. То же самое относится и к нажатию кнопок из одного столбца — дополнительные срабатывания фиксируются только в том случае, если кнопки находятся в строках, которые «не заняты».

Люди часто путают «фантомное срабатывание» и «блокирование срабатывания» («ghosting» и «jamming»), что лично для меня является загадкой — по-моему, эти термины вполне интуитивны.

В клавиатурах с использованием таких матриц, как мы только что рассмотрели, невозможно избежать ни фантомных срабатываний, ни блокирования. Поскольку фантомные срабатывания в повседневной работе недопустимы, то для борьбы с ними практически все производители резинокупольных клавиатур пускают в ход различные ухищрения, и в игру вступает блокирование. Вопрос: как составить матрицу таким образом, чтобы блокирование возникало как можно реже и не вызывалось бы распространёнными клавиатурными комбинациями? На самом деле, это — хорошая тема для целой книги; именно поэтому матрицы ширпотребовских клавиатур такие запутанные и всегда блокируют хорошее настроение (типа, каламбур).

Диоды на все кнопки — кардинальное решение

Если вы ещё раз взглянете на картинку про фантомные нажатия, то сможете заметить, что во всём виновата правая нижняя кнопка.
А ведь эта кнопка — единственная, через которую ток в данной ситуации течёт «вверх». Так что, если мы не хотим, чтобы текущие «вверх» токи мешали нам нормально считывать матрицу, то давайте введём диоды, чтобы ток мог идти по столбцам строго сверху вниз, втекая в выходы микроконтроллера.

К сожалению, сэкономить тут не получится — придётся ставить по диоду на каждую кнопку. Если же говорить о полярности, то вы уже должны были разобраться, что в данном конкретном случае диоды должны пропускать ток «сверху вниз», то есть их катоды («кончики стрелок») должны смотреть на выходы микроконтроллера (столбцы), тогда как аноды должны быть обращены ко входам (строкам).


Итоговая матрица

Не имеет значения, с какой стороны кнопки располагать диод; главное — соблюсти верную полярность. Просто запомните, что в данном случае ток всегда будет течь от входов к выходам. К слову, если входы подтянуты к питанию, а выходы — в режиме ОС, то так происходить будет всегда.

При данном подходе получается, что ток всегда будет течь «вправо вниз», и это исключает появление замкнутых токовых контуров при одновременном нажатии нескольких кнопок. Кроме того, эта конструкция — единственная, которая может обеспечить клавиатуре полный NKRO. Вдобавок, нелишним будет упомянуть (хотя это и кажется очевидным), что проблема отсутствия у выходов микроконтроллера режима ОС решается теперь автоматически. Диоды, установленные последовательно с каждой кнопкой, избавляют выходы от замыкания не хуже рассмотренного ранее варианта, где предполагалось дополнительно ставить по диоду на каждый столбец.

Ролловер (Rollover)

Да, я знаю, что текст и так уже слишком длинный. Но я всё-таки добавлю эту последнюю главу, потому что, по-моему, без неё статья будет неполной. Так вот, ролловер — это способность клавиатуры воспринимать несколько нажатий одновременно.

KRO означает клавишный ролловер (key rollover), и обычно эта аббревиатура озаглавлена каким-то числом. Например, 2KRO означает двухклавишный ролловер. Клавиатура обладает x-клавишным ролловером тогда и только тогда, когда она способна зарегистрировать x одновременных нажатий, причём — вне зависимости от того, какие кнопки и в какой последовательности были задействованы. Большинство современных резинокупольных клавиатур обладают 2KRO. Из этого, однако, не следует, что допустимое количество нажатий у этих клавиатур всегда будет ограничено числом x. На самом деле это означает, что поддержка x одновременных нажатий гарантируется точно.

В зависимости от конструкции матрицы и от типа контроллера, две клавиатуры 2KRO от разных производителей могут вести себя совершенно по-разному. Одна может всегда воспринимать только два одновременных нажатия, а другая с лёгкостью переварит и больше. Думается, последняя клавиатура была заявлена 2KRO потому, что некоторые комбинации клавиш (скорее всего, маловероятные) всё-таки будут вызывать у неё блокирование нажатий других кнопок. А так как это означает, что при работе с данной клавиатурой определённые комбинации из трёх клавиш и более срабатывать не будут, то компания и объявила её 2KRO.

Термин NKRO означает N-клавишный ролловер, и его используют для обозначения клавиатур, поддерживающих, несмотря ни на что, любую комбинацию одновременно нажатых клавиш. Но имейте в виду, что NKRO матрицы и NKRO клавиатуры — это две большие разницы. К примеру, если итоговая реализация матрицы, рассмотренная нами в статье, поддерживает NKRO (с учётом корректно написанной прошивки), то из этого совсем не следует, что клавиатура, использующая данную матрицу, тоже будет поддерживать NKRO. Это может происходить из-за ограничений, накладываемых коммуникационными портами, к которым подключается клавиатура; другой причиной может стать бережливость производителей, вечно экономящих то здесь, то там. Проблему NKRO при соединении с PS/2 и USB я попытаюсь разъяснить в следующих частях.

Конечно, простыня вышла изрядная, но ведь концепция не такая уж и простая — особенно для читателя, который не является инженером-электронщиком. Надеюсь, мне удалось всё объяснить; как бы то ни было, писать я старался как можно понятнее. Поэтому кому-то из вас статья могла показаться довольно скучной. Ну, а если вы шарите в электронике, то, скорее всего, читать вам её вообще не стоило 😉
В любом случае, пожалуйста, дайте мне знать, оказалась ли статья для вас полезной и стоит ли писать продолжение. Если да, то засяду за следующую «серию».

Michał Trybus
2 сентября 2013

Похожие статьи:

  • Провода к свечам зажигания логан Схема подключения свечных проводов Рено Логан, Сандеро, Ларгус Подключение высоковольтных проводов к модулю и свечам зажигания Логан, Сандеро, Ларгус. Автомобили с системой зажигания DIS (Double Ignition System). Искра возникает […]
  • Провода диполя 3.5. Однодиапазонные ненаправленные антенны Простейшим излучателем для KB диапазона радиоволн является горизонтальный диполь (рис. 3.16). У симметричного горизонтального диполя длины l1 и l2 равны. Если он удален от проводящих […]
  • Схема для подбора ламп Схема для подбора ламп По Вашему желанию и при наличии достаточного количества ламп на складе мы можем осуществить подбор ламп в пары и квартеты по анодному току покоя в рабочей точке при справочных значениях параметров. Цена такого […]
  • Мостовая схема соединения 8. Мостовые схемы ЭКСПЕРИМЕНТ 8 Мостовые схемы После проведения данного эксперимента Вы сможете распознавать, собирать и уравновешивать мостовую схему. * Источник постоянного напряжения * Один потенциометр 10 кОм * Резисторы — 1/4 Вт, […]
  • Преобразователь из 220 в 36 вольт Преобразователь с 36 вольт на 220 ! Если ты хочешь научиться-тогда это тема не для Флейма,организовывай вопрос в соответствующем разделе. ДОБАВЛЕНО 08/03/2011 16:45 А ,во ,уже перекинули. ДОБАВЛЕНО 08/03/2011 16:57 К 220 собрался […]
  • Регулятор 220 вольт схема Простой регулятор напряжения на тиристоре Устройство, схема которого приведена на рисунке, можно использовать для регулировки напряжения на нагрузке активного и индуктивного характера, питаемой от сети переменного тока напряжением 127 и […]