Провода на промежуточных опорах закрепляются на

Виды и типы опор воздушных линий электропередачи

В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий (ВЛ) делятся на две основные группы:

а) опоры промежуточные , на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах,

б) опоры анкерного типа , служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

Расстояние между опорами воздушных линий электропередачи (ЛЭП) называется пролетом , а расстояние между опорами анкерного типа — анкерованным участком (рис. 1).

В соответствии с требованиями ПУЭ пересечения некоторых инженерных сооружений, например железных дорог общего пользования, необходимо выполнять на опорах анкерного типа. На углах поворота линии устанавливаются угловые опоры, на которых провода могут быть подвешены в поддерживающих или натяжных зажимах. Таким образом, две основные группы опор — промежуточные и анкерные — разбиваются на типы, имеющие специальное назначение.

Рис. 1. Схема анкерованного участка воздушной линии

Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально, на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и на опору и вертикальные — от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.

При необорванных проводах и тросах промежуточные опоры, как правило, не воспринимают горизонтальной нагрузки от тяжения проводов и тросов в направлении линии и поэтому могут быть выполнены более легкой конструкции, чем опоры других типов, например концевые, воспринимающие тяжение проводов и тросов. Однако для обеспечения надежной работы линии промежуточные опоры должны выдерживать некоторые нагрузки в направлении линии.

Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерные угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

При углах поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает. Поэтому промежуточные угловые опоры применяются для углов до 10 — 20°. При больших углах поворота устанавливаются анкерные угловые опоры .

Рис. 2. Промежуточные опоры ВЛ

Анкерные опоры . На линиях с подвесными изоляторами провода закрепляются в зажимах натяжных гирлянд. Эти гирлянды являются как бы продолжением провода и передают его тяжение на опору. На линиях со штыревыми изоляторами провода закрепляются на анкерных опорах усиленной вязкой или специальными зажимами, обеспечивающими передачу полного тяжения провода на опору через штыревые изоляторы.

При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, т. е. воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки.

Рис. 3. Опоры ВЛ анкерного типа

В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от анкерной опоры можно натягивать с различным тяжением, тогда анкерная опора будет воспринимать разность тяжения проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет также воздействовать горизонтальная продольная нагрузка. При установке анкерных опор на углах (в точках поворота линии) анкерные угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций. При подвеске проводов на линии до окончания сооружения подстанции концевые опоры воспринимают полное одностороннее тяжение проводов и тросов ВЛ.

Помимо перечисленных типов опор, на линиях применяются также специальные опоры: транспозиционные , служащие для изменения порядка расположения проводов на опорах, ответвительные — для выполнения ответвлений от основной линии, опоры больших переходов через реки и водные пространства и др.

Основным типом опор на воздушных линиях являются промежуточные, число которых обычно составляет 85 -90% общего числа опор.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках . Оттяжки обычно выполняются из стальных тросов. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры. Разработаны также конструкции опор из алюминиевых сплавов.
Конструкции опор ВЛ

  1. Деревянная опора ЛОП 6 кВ (рис. 4) — одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35—110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры. Дополнительные элементы конструкции опоры: подвесная гирлянда с подвесным зажимом, траверса, раскосы.
  2. Железобетонные опоры выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из центрифугированного железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземллителем на каждой опоре (для молниезащиты линии). С помощью заземляющего штыря трос связан с заземлителем (проводник в виде трубы, забитой в землю рядом с опорой). Трос служит для защиты линий от прямых ударов молнии. Другие элементы: стойка (ствол), тяга, траверса, тросостойка.
  3. Металлические (стальные) опоры (рис. 5) применяются при напряжении 220 кВ и более.

Рис. 4. Деревянная одностоечная промежуточная опора ЛЭП 6 кВ: 1 — опоры, 2 — пасынок, 3 — бандажа, 4 — крюка, 5 — штыревых изоляторов, 6 — провода

Рис. 5. Металлическая опора ЛЭП 220-330 кВ: 1 — стойка (ствол) опоры, 2 — фундамент сборный железобетонный иди монолитный, 3 — раскосы, 4 — пояс опоры, 5 — траверса (тяга и пояс траверсы), 6 — гирлянда изоляторов натяжная или подвесная в зависимости от назначения опоры, 7 — провод, S — тросостойка, 9 — трос грозозащитный, 10 — заземлитель, 11 — заземляющий стержень

Закрепление проводов — Соединение, визирование и закрепление проводов ВЛ

Тип крепления провода к изолятору указывается в проекте. До настоящего времени широко применялась проволочная вязка, которая может быть головной (на головке изолятора) или боковой (на шейке изолятора). Однако опыт строительства и эксплуатации ВЛ 0,4—10 кВ показал, что проволочная вязка является трудоемкой операцией, качество которой зависит от опыта и квалификации электромонтера. Во многих случаях такая вязка не обеспечивает необходимую надежность работы линии, а ослабленные вязки вызывают большие помехи радио- и телеприему.

Для устранения недостатков проволочных вязок и снижения трудозатрат при монтаже и эксплуатации в институте «Сельэнергопроект» разработаны и испытаны зажимы для крепления проводов, заменяющие вязку.
Зажим ЗАК-10-1 уже применен на BЛ 10 кВ. На изоляторах ШФ-10Г и ШС-10А им закрепляют алюминиевые провода сечением 35—70 мм 2 и сталеалюминиевые 25—50 мм 2 в I—IV климатических районах по гололеду и в I—IV районах по ветру. Зажимы допускают скольжение провода при усилии не более 1,7 кН (даже при обледенении), что позволяет избежать падения промежуточных опор при обрывах проводов. Конкретное применение зажимов указывается в проектах.
В условиях эксплуатации время работы зажима ЗАК-10-1 в несколько раз превышает время работы лучших образцов проволочных вязок на шейке изолятора или в десятки раз — вязок на головке изолятора, поэтому по мере обеспечения зажимами их устанавливают вначале на железобетонных опорах в районах со стенкой гололеда толщиной 10 мм и более, а затем и на деревянных опорах.
Монтаж зажимов имеет свои особенности. Если при закреплении проводов вязкой предусматривается перетяжка проводов на 10—15% сверх нормы при монтаже, то при применении зажимов нужно следить за тем, чтобы провода монтировались без перетяжки. Монтаж зажима выполняется следующим образом. Один из захватов (левый по рис. 3, а) надевается на провод ВЛ, и средняя часть скобы упирается в шейку изолятора. При приложении усилия Р к свободному концу скобы и к проводу ВЛ на провод надевается и второй захват.

Рис. 3. Приспособления для закрепления проводов.
а — зажим для провода ВЛ 10 кВ; б — зажим для провода BЛ 0,4 кВ: в — установка зажима на изолятор; г — закрепление провода ВЛ 0,4 кВ; д — то же, вид сверху; е — рычаг для монтажа зажима; 1— захват; 2 —скоба; 3 — изолятор; 4 — провод ВЛ; 5 — язычок зажима; 6 —деревянная ручка; 7 — трубка наружным диаметром 10 мм; 8 — труба (надета на ручку и закреплена шурупом).

При нанесении отметки на провод при визировании стрелы провеса для закрепления на анкерной опоре следует учитывать еще одну особенность. Ввиду того что провод при монтаже зажима немного изогнется, его длина должна быть несколько больше отмеренной при визировании. Это значит, что при нанесении отметки ее нужно отнести в сторону увеличения длины провода на анкерном участке из расчета:
А = k*n,
где А — общее увеличение длины провода, мм; k — увеличение длины провода на каждом изоляторе; n — количество промежуточных опор на анкерном участке.
Значение k принимается: 2 мм для изолятора ШС-10А и 4 мм для изолятора ШФ-10Г.
Зажим для бокового крепления проводов ВЛ 0,4 кВ к штыревому изолятору (рис. 3, б) изготовляют из стальной ленты толщиной 1,6 мм. Ширина средней части зажима выбирается соответственно размеру шейки изолятора. В более широких концевых частях зажима с помощью штамповки высекаются отверстия, и при этом образуются язычки. Концевые части ленты разворачивают на 90° относительно ее средней части, после чего зажим готов к использованию.
При закреплении провода зажим изгибают по дуге шейки изолятора так, что провод укладывается на горизонтально расположенные концевые части зажима и примыкает к язычкам, расположенным вертикально вверх (рис. 3,в). Затем с помощью простейшего рычага-вилки, вставляемого в отверстие, каждую концевую часть зажима поворачивают вокруг провода на 180°, закрепляя этим провод на изоляторе. Так можно крепить алюминиевые провода сечением от 16 до 50 мм 2 в любых районах на изоляторах типов ТФ, ШФН, НС (авт. свид. № 499590, Б. И. № 2).

Таблица 1 Рамки для крепления проводов BЛ 10 кВ к штыревым изоляторам

Подъем, визирование, закрепление проводов

После раскатки и подъема на опоры (рис. 12) провода нужно натянуть так, чтобы они заняли проектное положение, т. е. имели проектную стрелу провеса. Для натяжения применяют тяговые механизмы, а для визирования — рейки, укрепляемые на опорах, или геодезические инструменты, позволяющие визировать с земли. После визирования закрепляют провода монтируемого участка за анкерные (концевые) опоры с помощью натяжных зажимов, гирлянд изоляторов и линейной арматуры. Затем провода на промежуточных опорах, находящиеся в раскаточных роликах, перекладывают в зажимы, а ролики снимают. Тяжелые провода больших сечений для этого приходится опускать на землю и после установки зажима вновь поднимать на опоры. Работы завершаются установкой (если предусмотрено проектом) дистанционных распорок, обеспечивающих нужное расстояние между проводами расщепленных фаз, соединением проводов в шлейфах, монтажом защитной арматуры.


Рис. 12. Электролинейщики наблюдают за подъемом проводов (справа) и подъемом грозозащитного троса (левее). Подъем осуществляется наземными механизмами тяжением канатов, запасованных в блоки, укрепленные на траверсе и тросостойке опоры

В производстве работ постоянно внедряется новая техника и все более усовершенствованная технология. Так, провода соединяют с помощью мощных прессов или термитной сварки, а в последние годы распространяется новый, более производительный способ опрессования соединений проводов с использованием энергии взрыва.

Монтаж воздушных линий электропередачи

Воздушные линии электропередачи свыше 1 кВ — устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).
Провода и защитные тросы через изоляторы или гирлянды изоляторов подвешивают на опорах: промежуточных, анкерных, угловых, концевых, транспозиционных, усиленных (противоветровых и опор больших переходов). Их выполняют свободностоящими или с оттяжками— деревянными, железобетонными или металлическими, одноцепными, двухцепными и т.п. (рис. 1, а, б, в, г, д).
Для монтажа ВЛ применяют неизолированные одно- и многопроволочные провода из одного и двух металлов (комбинированные) (рис. 2, а, б, в, г).

Смотрите так же:  Как выбрать сечение вводного кабеля


Рис. 1. Типы промежуточных опор: а — П-образная деревянная опора ВЛ напряжением 35—110 кВ: 1 — пасынок; 2 — стойка; 3 — траверса; 4—раскосы; 5—ригель; б — железобетонная опора ВЛ напряжением 25—220 кВ: / — стойка; 2 — траверса; 3 — тросостойка; в — железобетонная двухцепная опора ВЛ напряжением 35—110 кВ; г,д—двухцепная и одноцепная металлические опоры: 1 —ствол; 2 — траверса; 3 — тросостойка; 4—оттяжка; 5 — анкерная плита

Рис. 2. Конструкция неизолированных проводов: а — однопроволочного; б — однопроволочного биметаллического; в — многопроволочного; г — многопроволочного комбинированного
Например, сталеалюминиевые провода марок АС, АСУ. В последнее время стали использовать самонесущие изолированные провода (СИП), что позволяет уменьшить расстояние между проводами ВЛ, а провода СИП-2 на ВЛ- 0,4 кВ прокладывать пучком. Для изоляции проводов и тросов от земли и крепления их к опорам служат изоляторы, изготавливаемые из фарфора и стекла.
На ВЛ 110 кВ и выше должны применяться подвесные изоляторы, допускается применение стержневых и опорно-стержневых изоляторов.
На ВЛ 35 кВ и ниже применяются подвесные или стержневые изоляторы. Допускается применение штыревых изоляторов.
Ha BЛ 20 кВ и ниже должны применяться:

  1. на промежуточных опорах—любые тины изоляторов;
  2. на опорах анкерного типа—подвесные изоляторы; допускается применение штыревых изоляторов в I районе по гололеду и в ненаселенной местности.

Выбор типа и материала (стекло, фарфор, полимерные материалы) изоляторов производится с учетом климатических условий (температуры и увлажнения) и условий загрязнения.
На ВЛ 35—220 кВ рекомендуется применять стеклянные, полимерные и фарфоровые изоляторы, преимущество должно отдаваться стеклянным или полимерным.
На ВЛ, проходящих в особо сложных для эксплуатации условиях (горы, болота, районы Крайнего Севера и т.п.), на ВЛ, сооружаемых на двухцепных и многоцепных опорах, на ВЛ, питающих тяговые подстанции электрифицированных железных дорог, и на больших переходах независимо от напряжения следует применять стеклянные изоляторы или (при наличии соответствующего обоснования) полимерные.

Трасса ВЛ, т.е. полоса местности, где она проходит, после изысканий и согласований с организациями, интересы которых затрагиваются сооружением ВЛ, окончательно устанавливается проектом.

Перед монтажом оформляются документы на отчуждение и отвод земельных участков, снос сооружений, а также на право потрав посевов и порубки леса. Выполняется производственный пикетаж, т.е. разбивка центров установки опор на месте монтажа ВЛ.
Комплекс работ по сооружению ВЛ включает в себя подготовительные, строительные, монтажные и пусковые работы, а также сдачу линии в эксплуатацию.
Работы непосредственно на трассе начинают с приемки от проектной организации и заказчика производственного пикетажа трассы ВЛ. Затем прорубают просеку (если ВЛ или отдельные ее участки проходят по лесной местности). Ширину просеки между кронами деревьев в лесных массивах и зеленых насаждениях принимают в зависимости от высоты деревьев, напряжения ВЛ, рельефа местности. Минимальная ширина просеки определяется расстоянием от проводов при их наибольшем отклонении до кроны деревьев. Это расстояние должно составлять не менее 2 м для ВЛ напряжением до 20 кВ и 3 м — для ВЛ напряжением 35—110 кВ.
Все деревья, находящиеся внутри просеки, вырубают так, чтобы высота пня была не более 1/3 его диаметра. Для проезда транспорта и механизмов по середине просеки на ширине не менее 2,5 м деревья вырубают вровень с землей. Зимой при рубке леса снег вокруг каждого дерева расчищают до уровня земли. Древесину, получаемую при рубке деревьев, сортируют, разделывают и укладывают в штабеля вдоль просеки; сучья складывают в кучи для вывоза.
Основные СМР включают в себя изготовление деревянных опор, развозку опор или их деталей на трассе, разбивку мест рытья котлованов под опоры, рытье котлованов, сборку и установку опор, развозку проводов и других материалов по трассе, монтаж проводов и защитного заземления, фазировку и нумерацию опор.

Для анкерной А-образной опоры разбивают два котлована, оси которых размещают от центра пикетного столбика опоры в обе стороны вдоль оси трассы. Котлованы под угловую А-образную опору размещают по биссектрисе угла поворота линии и перпендикуляра к ней (рис. 4, б). Разметка под опоры с оттяжками и подкосами, а также под узкобазные и широкобазные металлические опоры производится аналогично (рис. 4, в, г). Если рытье котлованов проводится бурильными машинами, то производят разбивку только центров котлованов.


Рис. 4. Схема разбивки котлованов под установку опор: а — одиночный котлован; б—под А-образную угловую опору; в — под фундаменты четырехстоечной опоры; г — то же — угловой опоры
Рытье котлованов вручную производится в исключительных случаях, если землеройные машины не могут подойти на пикет по условиям местности. Рытье котлованов должно быть максимально механизировано. Для этой цели используют буровые машины (ямобуры), экскаваторы, бульдозеры. Земельные работы должны проводиться с максимальным уплотнением стенок котлована, что обеспечивает в дальнейшем надежное крепление опор. Глубина котлованов для установки опор в зависимости от грунта и механических нагрузок на опоры определяется проектом.

Сборка опор.

Элементы опор изготавливают, как правило, на специальных заводах и транспортируют частично собранными.
Последнюю сборку элементов в опоры производят на специализированных участках (полигонах) или непосредственно на пикетах трассы ВЛ. Место сборки опор выбирают в зависимости от их типа, транспортных возможностей, характеристики трассы и т.д., оно определяется в ППР. Окончательную (полную) сборку сложных опор, как правило, выполняют на пикетах трассы ВЛ. Сборку производят на специальных площадках, очищенных от мешающих предметов. Это обеспечивает удобство выкладки деталей опоры. Кроме того, для последующего подъема опоры расчищают путь для свободного прохождения кранов и тягового транспорта, надежно крепят анкеры, удаляют такелажные тросы на необходимое расстояние от действующих ВЛ сильного тока или линий связи.
Как правило, опоры выкладывают и собирают в направлении оси линии, вблизи фундаментов или котлованов с таким расчетом, чтобы собранные опоры не нужно было подтаскивать при подъеме. В состав работ по сборке опор ВЛ входит установка штыревых изоляторов, монтируемых на крючках и штырях с помощью полиэтиленовых колпачков.
Качество и исправность деталей опор проверяют дважды: сначала перед сборкой, затем на пикете трассы, так как есть возможность повреждения опор при перевозке.
На каждую сборную опору ВЛ 35 кВ и выше заполняют паспорт или делают запись в журнале сборки опор.
Для подъема и установки опор лучшим средством является гусеничный кран (рис. 5), который требует минимума такелажных средств. Крановый крюк должен захватывать опору несколько выше ее центра тяжести, иначе она может перевернуться.
При отсутствии гусеничного крана необходимой грузоподъемности или при недостаточном вылете стрелы крана может быть применен автокран грузоподъемностью 5—7 т совместно с трактором. Опору поднимают вначале автокраном до достижения ею угла 35—40° по отношению к горизонтальной поверхности земли. Дальнейший подъем опоры выполняется трактором, натягивающим трос, закрепленный за опору. Для предотвращения опрокидывания опоры в сторону трактора к верхушке опоры до начала подъема прикрепляется тормозной трос (рис. 6, а).
При отсутствии кранов опоры устанавливают способом падающей стрелы с использованием трактора (рис. 6, б, в). Падающую стрелу предварительно поднимают вручную или с помощью небольшого крана. Для предотвращения перехода опоры через вертикальное положение предусматривают тормозной трос. Существует также способ установки опор наращиванием: опору поднимают отдельными секциями, соединяя их в вертикальном положении. Этот способ применяют при транспортировке высоких опор через реки или при установке тяжелых опор.

Рис. 5. Установка железобетонной опоры гусеничным краном:
I—трактор С-100 с удаленной боковой частью; 2 — двухбарабанная лебедка; 3 — противовес; 4 — механизм для укладки строп; 5 — выносные опоры; 6 — опорная стрела; 7—телескопическая стрела; 8 — тросовый захват
После установки опор в котлован или на фундаменты их положение выверяют в соответствии с нормативными указаниями. Например, отклонение железобетонных опор от вертикальной оси вдоль и поперек линии (отношение отклонения верхнего конца стойки опоры к ее высоте) должно быть 1:150. Вертикальное положение опор ВЛ 35—110 кВ проверяют теодолитом.
Выверенные опоры прочно закрепляют: в грунте—тщательной послойной трамбовкой; на фундаментах и железобетонных сваях—навертыванием гаек на анкерные болты.
После выверки и закрепления опор на них наносят постоянные знаки— порядковые номера, год установки, условное обозначение названия ВЛ и т.д. Правильность установки опоры подтверждается паспортом, в котором оформляется разрешение на производство работ по монтажу проводов и тросов.


Рис. 6. Варианты способов установки опор: а — установка сложной деревянной опоры с помощью крана и трактора; 6 — установка одностоечной опоры с помощью падающей стрелы и трактора; в — шарнир для установки свободно стоящей металлической опоры; 1 — подножник; 2 — анкерный болт; 3 и 5 — нижняя и верхняя пластины шарнира; 4 — ось шарнира; 6 — плита опоры; 7 — болты крепления опоры к шарниру

При монтажных работах по ВЛ выполняют следующие основные операции:

  1. раскатку проводов и тросов, включая их соединение, и подъем на опоры поддерживающих гирлянд. Установку штыревых изоляторов на опорах производят, как правило, в процессе сборки опор, т.е. до начала монтажных работ;
  2. натяжку проводов и тросов, включая визирование, и регулировку стрел провеса, крепление проводов и тросов к опорам анкерного типа;
  3. крепление (перекладку из раскаточных роликов в зажимы) проводов и тросов на промежуточных опорах.

Многолетняя практика строительства ВЛ выявила наиболее целесообразную организацию ведения работ, получившую название поточного метода. Каждый вид работ поручают специализированной бригаде. Так, если в первом анкерном пролете, где начинается монтаж, выполняют крепление проводов на промежуточных опорах, то во втором производят натяжку проводов и тросов, в третьем—их раскатку и т.д.
После завершения всех подготовительных работ и осмотра подготовленной к монтажу трассы приступают непосредственно к раскатке проводов. Как правило, раскатку выполняют двумя способами: с неподвижных раскаточных устройств, установленных в начале монтируемого участка, или с помощью подвижных раскаточных устройств (тележек, саней, кабельных транспортеров и т.п.), перемещаемых по трассе тяговым механизмом.
Первый способ (рис. 7) не требует изготовления специальных передвижных раскаточных приспособлений (тележек), но во время перемещения по земле возможны повреждения троса и верхних повивов алюминиевых проводов. Барабаны с проводом устанавливают в 15—20 м от первой анкерной опоры в направлении раскатки. Отмотанный с каждого барабана на длину 15—20 м провод или трос с установленным на конце монтажным зажимом крепят к тяговому механизму. Он движется вдоль трассы и после захода на первую промежуточную опору на 30— 40 м останавливается. Провода отцепляют и раскладывают в положении, исходном для подъема на опору.
Убедившись в правильности сборки гирлянды изоляторов, их поднимают на опору.
Этот способ применяют при монтаже коротких линий, а также на участках, где при раскатке проводов возможность их повреждения маловероятна (при хорошем снежном или травяном покрове).
При втором способе раскатки сначала выполняют анкеровку проводов и тросов на первой анкерной опоре (рис. 8). Затем тяговый механизм вместе с раскаточной тележкой передвигают к первой промежуточной опоре. До перемещения ко второй промежуточной опоре с барабана отматывают 5—10 витков провода или троса и раскладывают его в исходное положение. Последующие операции проводят так же, как и при первом способе. Раскатка проводов и тросов проводится только по раскаточным роликам, подвешенным на опорах (рис. 9, а, б). При раскатке принимают меры по предохранению проводов от повреждений при трении о землю, особенно о твердые грунты.

Рис. 7. Одновременная раскатка трех проводов с применением раскаточных станков и подъем проводов на опоры:
1 — раскаточный станок; 2—барабан с проводом; 3 — провод; 4—такелажный трос; 5 — однороликовый блок; 6 — поддерживающая гирлянда с раскаточным роликом; 7—тяговый трос; 8 — монтажный клиновой зажим


Рис. 8. Одновременная раскатка двух проводов с применением раскаточных саней и подъем проводов на опоры:
1 — натяжная гирлянда; 2 — провод; 3 — барабаны с проводом; 4 — раскаточиые сани; 5 — однороликовый блок; 6—такелажный трос; 7—поддерживающая гирлянда с раскаточным роликом

Смотрите так же:  Время отключения узо типа ас


Рис. 9. Раскаточных ролик: а—для проводов малых сечений; б—для проводов средних и крупных сечений; 1 — ролик; 2 — откидная щека; 3 — подвеска

Рис. 10. Овальный соединитель, монтируемый скручиванием: а — соединитель; б — смонтированный соединитель
Соединение сталеалюминиевых проводов сечением до 185 мм2 в пролетах ВЛ выше 1000 В выполняют овальными соединителями, монтируемыми скручиванием (рис. 10, а, б), а сечением до 240 мм2 — соединительными зажимами, монтируемыми сплошным опрессованием. В петлях анкерных и узловых опор соединение выполняют термитной сваркой для сталеалюминиевых проводов сечением до 240 мм2. Провода сечением 300 мм2 соединяют прессуемыми соединителями, а при соединении проводов разных марок используют болтовые зажимы.
При монтаже натяжного зажима, монтируемого с перерезанием провода (рис. 11), на конец провода 3, образующего петлю (шлейф), и провода 4, уходящего в пролет, накладывают проволочные бандажи. Концы проводов обрезают и очищают от грязи салфеткой, смоченной в бензине. Внутреннюю поверхность алюминиевого корпуса 1 очищают стальным ершом, подпиливают алюминиевые проволоки провода (влево от бандажа Б) и высвобождают стальной сердечник провода. Протерев сердечник бензином и смазав тонким слоем технического вазелина, вдвигают его в отверстие анкера 2 до упора. Опрессование натяжного зажима ведут в направлении от проушины к проводу, а опрессование алюминиевого корпуса 1—от середины зажима к его концу.

Рис. 11. Монтаж натяжного зажима:
1 — корпус зажима; 2 — анкер зажима; 3 — шлейфовый провод; 4 — основной провод
Если в шлейфах необходимо разъемное соединение, применяют болтовые и плашечные зажимы, но такое соединение не дает полностью устойчивого и надежного электрического контакта.
Нормами установлены требования к механической прочности соединения в пролетах, которая должна составлять не менее 90 % прочности целого провода. В петлях (шлейфах) допускается меньший запас прочности (30—50 % прочности целого провода). В инструкции по монтажу воздушных линий электропередачи приводятся данные о нагрузках, которые должны выдерживать сварные соединения для каждой марки провода.
Для сварки проводов пропано-кислородным пламенем требуются кислород, пропан и специальная горелка, данная сварка дает хорошее качество стыка.
Надежность электрического контакта сварного соединения определяется коэффициентом, выражающим отношение омического сопротивления участка проводов со сварным соединением к сопротивлению такого же участка целого провода. Этот коэффициент не должен превышать 1,2. Омическое сопротивление коротких участков провода измеряют микроомметром.
Необходимость соединения проводов из неоднородных материалов или проводов разных сечений возникает при ответственных переходах через реки, озера и железнодорожные магистрали. Такого рода соединения выполняют специальными переходными петлевыми зажимами ПП, представляющими собой две гильзы с лапами, соединенными на болтах.
Натяжение проводов ведут, как правило, в пролетах между анкерными или анкерно-угловыми опорами, к которым раскатанные и соединенные провода прикрепляют с помощью натяжных зажимов и натяжных изоляторных гирлянд. Натяжную гирлянду и натяжной зажим поднимают на опору блоком, имеющим трос и монтажный хомут. Для подъема гирлянды используют автомашину, трактор или лебедку.
При подъеме натяжкой гирлянды с проводом на первую по ходу монтажа анкерную опору эта опора не испытывает усилий тяжения. Но при натягивании и закреплении гирлянды на второй анкерной опоре усилия тяжения испытывают обе анкерные опоры, в связи с чем в этот период их укрепляют растяжками.
До начала тяжения проводов должны быть закончены все работы по раскатке и соединению проводов и тросов.
В качестве тягового механизма используют тракторы, автомобили, лебедки. Выбор механизма зависит от реальных условий монтажа (тяговых усилий, трассы, и.д.). При натяжении наблюдают за подъемом проводов и тросов в пролетах и удалением с них зацепившихся предметов и грязи; за прохождением ремонтных муфт и соединительных зажимов через раскаточные ролики; за проезжими дорогами и другими препятствиями в зоне производства работ.
Процесс натяжения одного и трех проводов на деревянных опорах показан на рис. 12 и 13. Натяжение проводов на металлических опорах выполняют аналогично.
При натягивании проводов и троса пользуются данными проекта ВЛ, в таблицах которого указаны величины стрел провеса в зависимости от расстояния между опорами и температуры воздуха в период монтажа. Надо иметь в виду, что весной и осенью температура воздуха по утрам может значительно превышать температуру провода, лежащего на земле. В этом случае провод приподнимают от земли автомашиной или трактором и держат в таком положении до тех пор, пока он не примет температуру окружающего воздуха.
Обычно величины стрел провеса даются в монтажных таблицах проекта или в кривых для промежуточного пролета анкерного участка. Когда же анкерный участок имеет неровные пролеты, стрела провеса дается для так называемого приведенного пролета, длина которого указывается в таблицах или кривых проекта ВЛ.


Рис. 12. Натяжка одного провода:
1 — раскаточный ролик; 2—монтажный зажим; 3—провод; 4—такелажный трос


Рис. 13. Натяжка трех проводов:
1 — раскаточный ролик; 2 — монтажный зажим; 3 — провод; 4—такелажный трос; 5 — приспособление для натяжки трех проводов; 6 — строп
Длина приведенного пролета определяется из выражения

где /], /2, /3. /„—длина отдельных пролетов анкерного участка, м.
Если в монтируемом анкерном участке не окажется пролета, равного по длине приведенному, то величину стрелы провеса в таком пролете можно определить, пользуясь формулой:

где 1Х—длина рассматриваемого пролета, м;
lприв/lПрив —длина и стрела провеса приведенного пролета, м.
Величина/прив определяется по таблицам стрел провеса и кривых для приведенного пролета.
При натягивании проводов на переходах рек и дорог для сокращения времени производства работ, которое в таких случаях обычно ограничено, целесообразно заранее вычислить длину провода в пролете. Это можно сделать с достаточной для практических целей точностью по формуле:


где L—длина провода в пролете, м;
/—длина пролета, м;
/ — заданная величина стрелы провеса провода в пролете, м.

Рис. 14. Схема визирования проводов:
аЪ — линия визирования; АВ — прямая, соединяющая точки подвеса гирлянд изоляторов;/ — стрела провеса провода; 1,2 — визирные рейки, укрепленные на опорах
Визирование стрелы провеса при натягивании провода выполняется с помощью визирных реек (рис. 14), которые устанавливаются на промежуточных опорах при подготовке к натягиванию проводов.
При плохой видимости прием стрелы провеса проводят с помощью динамометра.
Тяжение Т при известной стреле провеса определяют по формуле:

где I—длина пролета, м;
5—площадь поперечного сечения провода (или троса), мм2;
/— заданное значение стрелы провеса, м;
К — коэффициент, зависящий от материала провода и принимаемый для алюминиевых проводов 0,0337, для сталеалюминиевых — 0,044, для стальных проводов и тросов — 0,1.
Перед натягиванием проводов следует подготовить надежную связь (сигнализацию) между всеми людьми, участвующими в этой работе: монтером, производящим визирование стрелы провеса, наблюдающим в промежуточном пролете и водителем автомашины или трактора, с помощью которых осуществляется натягивание проводов.
Прием стрелы провеса при непосредственном визировании начинают со среднего провода при горизонтальном расположении проводов и с верхнего — при вертикальном.
При визировании провод (или трос) подводят к линии визирования сверху, для чего провод вначале несколько перетягивают (на 0,3—0,5 м), а затем отпускают до заданной стрелы провеса. При длинных анкерных пролетах (более 3 км) визирование производят в двух пролетах, расположенных в каждой трети анкерного участка. При длине анкерного пролета менее 3 км визирование производят в двух пролетах: наиболее удаленном от тягового механизма (в первую очередь) и более близком (во вторую очередь) к нему.
При натяжении и визировании проводов и тросов строго выдерживают заданное значение стрелы провеса при соответствующей температуре воздуха. Фактическая стрела провеса не должна отличаться от проектной более чем на ±5 % при обязательном соблюдении нормируемых расстояний до земли и инженерных сооружений. Величина разрегулировки провода или троса по отношению к другому не должна быть более 10 % проектной стрелы провеса.
По окончании визирования на проводе у анкерной опоры, расположенной со стороны, противоположной тяговому механизму, наносится метка (бандажом или несмываемой краской). Затем, если натяжной зажим монтируют на земле, провод опускают на землю.
Крепление проводов и тросов к опорам анкерного типа на ВЛ35—100 кВ с подвесными изоляторами проводят с помощью натяжных зажимов: клиновых типа «клин-коуш», болтовых и прессуемых (рис. 15, а, б, в, г).
На ВЛ до 10 кВ, где в основном применяют штыревые изоляторы, анкерное крепление осуществляют с использованием шишечных зажимов. Тип крепления проводов на штыревых изоляторах (одинарное или двойное) зависит от характеристики ВЛ (условий трассы, марки проводов и др.) и определяется проектом (рис. 16, а, б, в, г, д, е).

Рис. 15. Подвеска провода и троса на ВЛ 35-110 кВ: а — поддерживающая гирлянда для проводов; 6—натяжная гирлянда для проводов; в — поддерживающее крепление троса; г — натяжное крепление троса

Перед монтажом концы проводов и контактные поверхности натяжных зажимов тщательно протирают тряпкой, смоченной в растворителе (бензине, ацетоне и т.п.), а затем зачищают кардощеткой или стальным ершом под слоем нейтрального технического вазелина.
Для обнажения стального сердечника сталеалюминиевого провода алюминиевые жилы нижнего повива подпиливают только до половины их диаметра во избежание повреждения сердечника. Обнаженные концы сердечника промывают в растворителе, насухо вытирают тряпкой и смазывают вазелином. Процесс опрессования натяжных и соединительных зажимов аналогичен.

Рис. 16. Крепление проводов на штыревых изоляторах анкерных опор: а — одинарное; б — одинарное усиленное; в — полуторное; г — двойное; д — одинарное усиленное угловое; е — двойное усиленное угловое
Монтаж проводов и тросов следует выполнять, как правило, без разрыва их в петлях (шлейфах). Разрезание петель (шлейфов) допускается
лишь в исключительных случаях, например во избежание установки соединительного зажима в пролете или на опорах, ограничивающих пролет пересечения с инженерными сооружениями. Монтаж клиновых и болтовых зажимов при неразрезанных петлях производят одновременно в стороны монтируемого анкерного пролета и в сторону пролета по ходу раскатки проводов.
Крепление проводов и тросов на промежуточных опорах на ВЛ до 35 кВ на штыревых изоляторах (рис. 17) и в поддерживающих зажимах гирлянд изоляторов ВЛ 35—110 кВ (см. рис. 15, а, б) производят только после окончательного закрепления проводов на анкерных опорах, ограничивающих монтируемый участок ВЛ.
Перекладку проводов ВЛ из раскаточных роликов и их крепление производят без опускания их на землю. На ВЛ 35—110 кВ перекладка проводов производится с телескопических вышек, а в случае отсутствия механизмов используют подвесные лестницы (люльки).
На ВЛ до 35 кВ с применением штыревых изоляторов перекладку и крепление проводов проводят непосредственно с опоры.
На ВЛ 6—35 кВ алюминиевые и сталеалюминиевые провода закрепляют боковой вязкой с плотной оболочкой провода алюминиевой проволокой в зоне его соприкосновения с шейкой изолятора. Вязку провода начинают с точки 0 (см. рис. 17, а), куда накладывают середину вязальной проволоки. Правый конец проволоки следует по линии я, его закрепляют тремя витками на проводе, затем направляют по линии а \. Левый конец проволоки следует по линии Ь, его также крепят тремя витками на проводе и направляют по линии b,, после чего оба конца проволоки закрепляют на проводе. Алюминиевую проволоку для подмотки и вязки берут того же диаметра, что и проволоку монтируемого провода, но не меньше 2,5 и не больше 4 мм. Длина вязальной проволоки на одно крепление — 1,4 м, длина проволоки для подмотки — около 0,8м.
На ВЛ напряжением до 1000 В крепление проводов к штыревым изоляторам выполняют вязкой на шейке изолятора («боковая вязка») или на головке изолятора (см. рис. 17, б, в, г).
Перед монтажом проводов и тросов в пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями (на переходах) проверяют обеспечение безопасности производства работ, а также сохранности проводов и тросов. Работы по монтажу производят с разрешения организации — владельца инженерного сооружения в согласованное с ним время, в присутствии его представителя.

Рис. 17. Крепление проводов на штыревых изоляторах промежуточных опор: а — вязка проводов на ВЛ выше 1 кВ; 1 — плотная подмотка; 2 — три витка вязки; 3 — окончание вязки (около десяти витков); б — одиночная вязка на шейке изолятора («боковая вязка») на ВЛ до 1 000 В; в—двойная вязка на шейке изолятора на ВЛ до 1 000 В; г — вязка на головке изолятора
Монтаж выполняют в зависимости от местных условий с отключением пересекаемых линий, их заземлением и прекращением движения по дорогам, каналам или без отключения и прекращения движения. Во втором случае сооружают защиту перехода в виде временных стоек или П-образных опор (с натянутым тросом), на которые укладывают разматываемый провод, не касаясь пересекаемых ВЛ и не препятствуя движению транспорта.
Также на пересечениях сооружаемой ВЛ с другими, расположенными выше действующими линиями высокого напряжения, монтаж проводов, как исключение, допускается производить без снятия напряжения, под наблюдением представителя эксплуатирующей организации.
В некоторых случаях монтаж проводов ВЛ над инженерными сооружениями, не допускающими перерывов в работе, разрешается производить и без сооружения специальных защит — с помощью легких стальных, а лучше нейлоновых или иных непроводящих канатов или веревок.
Провода контактной сети электрифицированных железных дорог, трамвайные и троллейбусные линии при монтаже переходов должны быть обесточены. Сроки монтажа переходов очень короткие, поэтому важно, чтобы организация работ была хорошо продумана.
Монтаж проводов и тросов на переходах выполняют в той же последовательности и порядке, что и при монтаже их между анкерными опорами. По окончании монтажа проводов и тросов переход сдают организации-владельцу по акту. Если монтаж выполнен с отступлениями от проекта, в акте приводят перечень этих отступлений и указывают, кем они разрешены.
Изоляция воздушных электрических сетей подвергается воздействию различного рода перенапряжений. Эти перенапряжения (особенно атмосферные) могут вызвать перекрытия наружной изоляции, перебои внутренней изоляции, электрическую дугу короткого замыкания, аварийное отключение и нарушить бесперебойность электроснабжения.

Смотрите так же:  Преобразователь 12 в 220 2000вт схема

Воздушные линии напряжением 110 кВ на металлических железобетонных опорах, как правило, защищают от прямых попаданий ударов молний тросами по всей длине. ВЛ напряжением 110 кВ на деревянных опорах и ВЛ напряжением до 35 кВ такой защиты не требуют. Единичные металлические и железобетонные опоры и другие места с ослабленной изоляцией на ВЛ напряжением 35 кВ с деревянными опорами защищают трубчатыми разрядниками или при наличии АПВ—защитными промежутками, а на ВЛ напряжением 110—220 кВ—трубчатыми разрядниками.

Опыт эксплуатации трубчатых разрядников показал, что применение их с целью повышения грозоупорности воздушных линий не дает должного эффекта. Дело в том, что вероятность повреждения трубчатых разрядников в течение грозового сезона имеет порядок 0,001, что при их большом числе снижает показатель грозоупорности. Кроме того, трубчатые разрядники имеют верхний и нижний пределы по току короткого замыкания, а это требует систематических ревизий и затягивает гашение электрической дуги при многократном разряде молнии и параллельном срабатывании нескольких трубчатых разрядников. Поэтому в настоящее время трубчатые разрядники устанавливаются только для защиты точек с ослабленной изоляцией. К их числу относятся: места пересечения ЛЭП, а также пересечения воздушной линии с линией связи. На линиях с деревянными опорами трубчатые разрядники устанавливают на первой тросовой опоре подхода к подстанции и на отдельных угловых металлических опорах. На высоких переходных опорах из-за повышенных индуктированных составляющих перенапряжений при прямом ударе молнии в опору рекомендуется устанавливать трубчатые или вентильные разрядники или грозозащитный трос.
Перед установкой на опору трубчатые разрядники осматривают, не снимая бумажной обертки до окончания монтажа.
Разрядники устанавливают на переходах с таким расчетом, чтобы при повреждении разрядника и перегорании провода последний падал не в переходном, а в соседнем пролете. Установка разрядника должна обеспечивать стабильность внешнего искрового промежутка и исключать возможность перекрытия его струей воды, которая может стекать с верхнего электрода. Разрядник надежно закрепляют на опоре и заземляют. Размеры внешнего искрового промежутка не должны отличаться от проектных более чем на ± 10 %.
Установка разрядников на опорах ВЛ 35—110 кВ производится так, чтобы обеспечить возможность монтажа и демонтажа разрядников без отключения линии (рис. 18). Зоны выхлопа газов разрядников соседних фаз не должны пересекаться, и в них не должно быть элементов конструкций опор, проводов и пр.
Опоры, имеющие грозозащитный трос или другие устройства, грозозащитные, железобетонные и металлические опоры напряжением 3— 35 кВ, опоры, на которых установлены силовые или измерительные трансформаторы, разъединители, предохранители или другие аппараты, а также металлические и железобетонные опоры ВЛ напряжением 110—500 кВ без тросов и других устройств грозозащиты, если это необходимо по условиям обеспечения надежной работы релейной защиты и автоматики, должны быть заземлены. При этом величину сопротивления заземляющих устройств принимают в соответствии с ПУЭ.

Рис. 18. Установка трубчатых разрядников на BЛ35 кВ:
7 — разрядник; 2 — рог разрядника; 3 — промежуточный поворачивающийся рог; 4 — рог на проводе; 5 — заземляющий спуск
Для заземления железобетонных опор в качестве заземляющих проводников используют элементы продольной арматуры стоек, которые металлически соединены между собой и могут быть присоединены к заземлению.
Искусственные заземлители в устройствах молниезащиты применяют в тех случаях, когда сопротивление естественных заземлителей превышает нормируемую величину. Их укладывают в грунт в процессе СМР.
Тросы и детали крепления изоляторов к траверсе железобетонных опор металлически соединяют с заземляющим спуском или заземленной аппаратурой. Сечение каждого из заземляющих спусков на опоре ВЛ принимают не менее 35 мм2, а для однопроволочных—диаметр не менее 10 мм. Допускается применение стальных оцинкованных однопроволочных спусков диаметром не менее 6 мм.
На ВЛ с деревянными опорами рекомендуется болтовое соединение заземляющих спусков; на металлических и железобетонных опорах соединение заземляющих спусков может быть как сварным, так и болтовым.
Заземлители ВЛ, как правило, заглубляют на глубину, указанную в проекте.
Для монтажа ВЛ напряжением до 1000 В применяют деревянные, преимущественно с железобетонными приставками (пасынками) и железобетонные опоры. Для изготовления деревянных опор используются пропитанные антисептиком бревна из леса III сорта (сосна, ель, пихта), а для траверс — только сосна или лиственница. Пропитка древесины антисептиком значительно удлиняет срок службы деревянных опор.
Вертикальные и горизонтальные расстояния от проводов ВЛ до деревьев и кустов должны быть не менее 1 м. Вырубка просеки по лесным массивам и зеленым насаждениям, где проходит трасса ВЛ, не является обязательной.
В населенной местности с одно- и двухэтажной застройкой ВЛ должны иметь заземляющие устройства, предназначенные для защиты от атмосферных перенапряжений. Сопротивления этих заземляющих устройств должны быть не менее 30 Ом, а расстояния между ними — не менее 200 м для районов с числом грозовых часов в году до 40,100 м — для районов с числом грозовых часов в году более 40.
Кроме того, заземляющие устройства должны быть выполнены:

  1. на опорах с ответвлениями к вводам в здания, в которых может быть сосредоточено большое количество людей (школы, ясли, больницы) или которые представляют большую материальную ценность (животноводческие и птицеводческие помещения, склады);
  2. на концевых опорах линий, имеющих ответвления.

Котлованы под одностоечные промежуточные опоры, как правило,
разрабатывают с помощью ямобуров с разметкой точно по оси трассы во избежание выхода опоры из створа линии. В местах прохождения подземных коммуникаций (например, кабелей) выемку грунта производят вручную.
Для ВЛ до 1000 В применяются одно- и многопроволочные провода; по условиям механической прочности сечением не менее: алюминиевые — 16 мм2, сталеалюминиевые и биметаллические — 10 мм2, стальные много проволочные — 25 мм2, стальные однопроволочные—диаметром 4 мм.
Соединение проводов в пролетах ВЛ следует производить при помощи соединительных зажимов, обеспечивающих механическую прочность не менее 90 % разрывного усилия повода.
В одном пролете ВЛ допускается не более одного соединения на каждый провод.
В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями соединение проводов ВЛ не допускается.
Соединение проводов в петлях анкерных опор должно производиться при помощи зажимов или сваркой.
Провода разных марок или сечений должны соединяться только в петлях анкерных опор.
Крепление неизолированных проводов к изоляторам и изолирующим траверсам на опорах ВЛ, за исключением опор для пересечений, рекомендуется выполнять одинарным.
На ВЛ выше 1 000 В двойное крепление проводов выполняют на анкерных опорах, опорах пересечений и в населенной местности.
Расположение фазных проводов на опоре может быть любым, а нулевой провод, как правило, располагают ниже фазных проводов.
Безопасность при проведении СМР и электромонтажных работ обеспечивается непрерывным надзором за работой бригады, который ведет бригадир, обязанный следить за соблюдением работающими правил безопасности производства работ, исправностью инструмента и защитных приспособлений, правильной расстановкой людей.
Кроме общих правил техники безопасности, при монтаже ВЛ надо соблюдать следующие правила:

  1. При приближении грозы все работы на ВЛ должны быть прекращены, а люди выведены за пределы трассы. При монтаже воздушных линий большой протяженности для отвода отдельных разрядов молнии требуется обязательное заземление всех монтируемых проводов на участках длиной 3—5 км.
  2. Защита персонала от воздействия электрических потенциалов, наведенных в проводах и тросах (особенно в жаркое время года и при грозе), должна осуществляться путем устройства защитного заземления и закорачивания поводов и тросов на всех анкерных опорах монтируемого участка.
  3. Подъем опор производят подъемными и тяговыми механизмами и приспособлениями. Во избежание отклонения и падения опоры в сторону должна быть обеспечена надлежащая регулировка ее положения оттяжками и расчалками.
  4. При подъеме опоры не разрешается стоять или проходить под тросами и стрелами механизмов, а также вблизи них и в зоне возможного падения опоры или монтажной стрелы. Из зоны производства работ должны быть удалены все лица, не принимающие непосредственного участия в подъеме опоры. При подъеме опоры методом монтажной стрелы ее следует сначала поднять от земли на 0,5 м и проверить все механизмы и крепления, после чего продолжать подъем. При подъеме опоры на переходах через инженерные сооружения или в сложных условиях (например, в коридоре между двумя линиями, находящимися под напряжением) обязательно присутствие руководителя работ. При подъеме опоры вблизи действующей ВЛ, когда возможно задевание проводов, они должны быть отключены.
  5. При монтаже проводов запрещается:
  6. влезать на анкерные, угловые, а также плохо закрепленные или качающиеся опоры;
  7. работать без предохранительного пояса;
  8. находиться под проводами во время их монтажа.

Похожие статьи:

  • Экономическое сечение провода определение ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7 Раздел 1. Общие правила Глава 1.3. Выбор проводников по нагреву, экономической плотности тока и по условиям короны Выбор сечения проводников по экономической плотности тока 1.3.25. […]
  • Автомат выключатель освещения схема Автомат выключатель освещения схема Простая система автоматически включает свет в прихожей при открывании входной двери. Свет горит примерно 1,5 минуты, за которые вполне успеваешь войти и раздеться-разуться, а потом свет автоматически […]
  • Провода трещат Почему ЛЭП трещат? 4 Причины. Причин появления треска на линиях электропередач может быть множество. Стоит разобраться в самых распространенных из них. Причина №1: атмосферное перенапряжение. Чаще всего такие явления возникают из-за […]
  • Кабель и провода журнал Онлайн журнал электрика Статьи по электроремонту и электромонтажу Навигация по записям Провода и кабели в системах автоматики В системах автоматики используют огромное количество кабелей и проводов различных по предназначению и […]
  • Схема электрического щита с узо Схема сборки распределительного щитка в квартире и частном доме Чтобы электропроводка была безопасной, удобной в обслуживании и к тому же способной выдержать нагрузку от всех электроприборов жилья, необходимо правильно подойти к […]
  • Две фазы на выключатель Как подключить двухклавишный выключатель? Не ругайте сильно если тема уже сто первая. Снимаю квартиру, там в большой комнате сломался веревочный выключатель. Люстра двух режимная, из потолка там где была коробка выключателя, торчат три […]