Рассказ обрывок провода воробьев

Портал педагога

Автор: Торгашина Марина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №4 «Ручеёк»
Населённый пункт: Кемеровская область, г Мариинск
Наименование материала: Занятие по развитию речи
Тема: Чтение рассказа Е.Воробьёва «Обрывок провода.»
Дата публикации: 16.02.2019
Раздел: дошкольное образование

Развитие речи. Чтение рассказа Е. Воробьева

«Обрывок провода». НОД для детей

подготовительной к школе группы

Задачи: обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать

необычность описанной в рассказе ситуации; пробуждать интерес к

истории, желание знакомиться с художественными произведениями;

воспитывать уважение к героям войны, вызывать восхищение силой духа,

мужеством, бесстрашием защитников Отечества.

1. Словарная работа: блиндаж, мембрана, ушанка, сращивать провод;

2. Заучивание стихотворений о войне;

3. Рассматривание репродукций картин о ВОВ, иллюстраций к былинам,

фотографий военных лет, фотографий памятников героям войны, скверов и

4. Чтение произведений о ВОВ;

— информационно-коммуникационные – демонстрация изображений на

мультимедийном экране и воспроизведение музыкальных произведений;

— Богатыри земли Русской: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша

Попович – жили давным-давно. Они совершали подвиги, защищая родную

землю от врагов лютых. Как вы думаете, ребята, какими они были?

Дети: — Сильными, смелыми, могучими, стойкими, надежными…

Ведущий: — А откуда мы узнаем о богатырях и их славных подвигах?

Дети: — Из книг, рассказов, кино.

Ведущий: — Как вы думаете, есть ли богатыри в наше время? Я нашла

рассказ, в котором есть ответ на этот вопрос! Хотите, прочитаю?

Чтение рассказа «Обрывок провода»

Ведущий: — Понравился ли вам рассказ? Почему?

(Дети дают оценку прослушанному отрывку рассказа)

Ведущий: — Интересно, сколько времени мы сможем простоять вот так,

как солдат? На прогулке попробуем. А герой Великой Отечественной войны

Николай Устюшин несколько часов простоял на снегу, без рукавиц, а рядом

пули свистели, мины рвались…Было очень страшно, но он выдержал. Так

не перевелись богатыри на земле Русской?

Дети: — Нет, многие и в наше время совершают храбрые поступки.

Ведущий: — Богатыри были сильными и здоровыми. Чтобы и у нас было

здоровье, нам поможет зарядка:

Аты-баты, аты-баты, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Мы шагаем дружно в ряд (Ходьба на месте)

Все мы бравые солдаты (Повороты туловища влево-вправо)

Ты солдат, и я солдат (Наклоны вперед, руки на поясе)

Мы умеем быстро бегать (Бег на месте)

Быть сильнее всех должны! (Приседания)

Ведь солдаты днем и ночью (Хлопки)

Берегут покой страны! (Наклон туловища вперед с поворотом слева

направо, рука у лба)

Ведущий: — Люди совершали и продолжают совершать подвиги для своей

Родины. Только называться они стали по-другому: герои.

Ведущий: — Они защищали небо, чтобы оно было чистым, мирным,

проходили пешком многие километры, прогоняя врага с родной земли,

охраняли морские границы.

Ведущий: — Не всегда они были телом могучи, как богатыри, но у них был

богатырский характер, богатырская выдержка.

— Но герои не только те, кто защищает землю свою от врагов… Но и те,

кто защищает ее честь, демонстрируя силу, волю и выдержку.

— Ребята, какое важное (спортивное) мероприятие проводилось в нашей

стране зимой 2014 года?

Ведущий: — Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы

участвовать в олимпиаде, побеждать, защищать честь своей Родины?

Дети: — Нужно обладать богатырским характером, силой, стойкостью,

Ведущий: — И это тоже наши герои, наши богатыри.

Ведущий: — Скажите, ребята, так что же общего между богатырями,

героями войны и олимпийцами?

Дети: — Все они проявляли мужество, выносливость, силу духа,

храбрость, защищали свою Родину, ее честь.

Ведущий: — Все вы достойно держались на сегодняшнем мероприятии,

были активными, много обсуждали, отвечали на вопросы. Я уверена, что в

будущем вы станете достойными гражданами своей страны, настоящими

Ведущий: — Ребята, расскажите дома родителям о героях, которые вам

больше всего запомнились (ответы детей). Когда вечером придете домой,

спросите ваши родителей, каких героев знают они и почему считают их

героями. А завтра принесите портреты героев, которые больше всего

нравятся вам и вашим родителям, и мы вместе заполним альбом, который

Занятие 7. Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

Цель.Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Ход занятия

«Богатыри земли Русской Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович жили давным-давно. А встречаются ли богатыри в наше время?» – начинает занятие педагог.

Выслушав ответы детей и не обобщая их, воспитатель предлагает послушать рассказ Е. Воробьева «Обрывок провода». Прочитав рассказ, предоставляет детям возможность обменяться впечатлениями.

«Интересно, сколько времени мы можем простоять вот так, как солдат? (Показывает.) На прогулке попробуем. А Устюшин несколько часов простоял на снегу, без рукавиц, а рядом пули свистели, мины рвались», – напоминает педагог и читает концовку рассказа со слов: «И до поздней ночи, пока не отгремел бой…»

«Так не перевелись богатыри на земле Русской? – повторяет педагог вопрос, заданный в начале беседы. – Богатырский характер оказался у солдата, богатырская выдержка».

Занятие 8. Повторение пройденного материала

Занятие проводится по выбору воспитателя.

Март

Занятие 1. Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»[22]

Цель.Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

Ход занятия

Педагог интересуется, не забыли ли дети былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике и помнят ли они имена двух других богатырей, изображенных на картине В. Васнецова.

«Алеша Попович, – говорит воспитатель, – самый молодой из богатырей, красивый, горячий. Что это значит – горячий человек?»

Предлагает послушать былину «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Обращает внимание на отчество Тугарина и заслушивает предположения детей.

Завершая занятие, воспитатель подтверждает мысль о том, что богатырь был молод и горяч: «Он прямо на обеде у великого князя стал ему замечания делать, над Тугариным насмехаться. Тугарин вежливее был, драку в княжеских хоромах не затеял, хотя и мог бы, силушку свою зная: огромен он был, из пасти пламя изрыгал».

Воспитатель уточняет, нравятся ли детям былины, корректирует их ответы.

Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель.Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.

Ход занятия

«На одном из занятий мы выяснили, что звуки в словах звучат по-разному – мягко и твердо, – начинает беседу воспитатель. – Звук з тоже может быть мягким и твердым: за-за-за, зя-зя-зя. В чем разница? (2–3 индивидуальных ответа.)

Поиграем? Услышав в слове мягкий звук зь, хлопните в ладоши и сразу же положите руки на стол: зайка – зяблик – зонт – зебра – зима – земля – зернышко – зубки – зычный. А что обозначает слово зычный (голос)?»

Педагог берет на заметку детей, которые часто ошибаются или не выдерживают заданный темп работы. Позже с ними следует поработать индивидуально.

Далее воспитатель просит детей нарисовать на листах бумаги решетки, состоящие из четырех ячеек, и определить позицию звука с в словах: снег – обсыпал – кисти – распустились. (Определив место звука в слове, дети снимают фишки с решетки.)

Педагог сообщает, что эти слова из очень красивого стихотворения С. Есенина «Береза». Читает его полностью или в сокращении:


Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Воспитатель сообщает детям, что им предстоит выполнить очень трудное задание – догадаться, что случилось со словом: соль – моль, кот – рот, сел – мел, рок – скок.

Педагог произносит слог ра и выясняет у детей, что это такое. (Часть слова.)Воспитатель предлагает детям вспомнить слова, начинающиеся на ра-. (Рама, ракета, ракушка…)

Затем открывает словарь и зачитывает следующие слова: радио – работа – радуга – раджа – развизжался – раздор. Уточняет, все ли слова знакомы детям. Выясняет, кто такой раджа, что такое раздор, какими словами можно заменить слово развизжался. (Раскричался, расшумелся.) Просит определить позицию звука з в слове развизжался и место звука ж в слове жужжит.

«Вы уже умеете делить слова на части и знаете, как играть в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит педагог. – Сейчас я буду произносить слова, а вы откладывайте карточки с нужным количеством геометрических фигур или фишки: луна – река – машина – шары – Валюша».

Затем дети предлагают педагогу слова, а он делит их на части.

Занятие 3. Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»[23]

Цель.Совершенствовать диалогическую речь детей.

Ход занятия

Педагог интересуется у детей, знают ли они новые загадки. Заслушивает 4–5 детей.

«Моя загадка посложнее, потому что это сказка-загадка, сочиненная Владимиром Далем. Эту фамилию вы еще не раз услышите, так как Владимир Даль составил словарь, которым люди пользуются до сих пор, хотя позже появилось много других словарей», – рассказывает воспитатель.

Педагог читает сказку В. Даля «Старик-годовик» и предлагает вслушаться в слово годовик, которое поможет разгадать загадки.

Дети высказывают свои предположения. Воспитатель, оценивая ответы, следит за их речевым оформлением.

Разобравшись с первой загадкой, педагог подсказывает детям ответ на вторую загадку: четыре крыла у каждой птицы – четыре недели в каждом месяце. Предлагает дошкольникам после занятия рассмотреть календарь и посчитать количество недель в разных месяцах.

«Я знаю, что вы можете назвать дни недели, – говорит педагог. – Называйте, а я буду считать. Итак, в каждой неделе семь дней. О каких же семи перьях в каждом крыле птицы идет речь в сказке?

Остается последняя загадка: одна половина каждого крыла белая, вторая – черная. Что это значит?

Вот какая необычная сказка-загадка вам теперь известна. Сейчас я прочитаю ее еще раз, а вы запоминайте. Потом загадаете загадки родителям, удивите их».

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Занятие по ознокомлению с художественной литературой

Чтение рассказа С. П. Алексеева “Измаил” из цикла рассказов “Рассказы о Суворове”.

Воспитательная: воспитывать в детях патриотические чувства к своему Отечеству, чувства гордости за свой народ.

Развивающая: развивать мышление, память, воображение.

Образовательная: закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества; о героизме русских солдат возглавляемых полководцем А.В.Суворовым, познакомить с творчеством С.П.Алексеева, его рассказами о Суворове.

Предварительная работа: беседы о богатырях, о князьях-воинах, о полководцах; заучивание пословиц и стихов о солдатах, Родине.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение

Родина
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это Родина моя!

Смотрите так же:  Ваз 2114 обрыв провода к линии

Когда мы произносим слово “Родина”, что мы себе представляем? (ответы детей)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит то место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми живёт, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги… Без Родины и без своего народа человек не может жить.

Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Велико наше Отечество – Русская земля, но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Русь. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины. Кто такие защитники Отечества? (ответы детей)

Воспитатель: Да, военные это люди, которые первыми встают на защиту Родины, когда на неё нападает враг. А кто стоит во главе армии? (ответы детей)

Воспитатель: А ещё тех, кто возглавляет армию, называют полководцами. Вслушайтесь, в это слово и вы услышите в нём два слова: полк и водить, т.е. полководец – это человек, который ведёт за собой полки во время боя. А каких полководцев вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы вспомним одного из великих русских полководцев, который не проиграл ни одного сражения. Это Александр Васильевич Суворов (вносится портрет Суворова).

А.В. Суворов родился в Москве давным-давно, когда ещё в России правили цари. Отец его был военным и очень хотел, чтобы его сын тоже был военным. Саша был маленького роста, часто болел и физически был очень слабым. Но он сам очень хотел быть военным и понимал, что солдат не может быть таким слабым.

И тогда он стал закаляться: обливался холодной водой, делал зарядку, в любую погоду ездил верхом на лошади, спал на очень жёсткой постели, готовя себя к будущим военным походам.

Когда Саша вырос, он пошёл служить в армию. Сначала простым солдатом. Он испытал все трудности солдатской жизни: надо было и в дождь, и в снег, и в жару стоять на посту, долго идти пешком по плохим дорогам, драться с врагами.

А когда он стал полководцем, он берёг солдат и понимал их нужды. Суворов был умным и хитрым полководцем и часто говорил, что армия должна побеждать не числом, а умением. За всю свою жизнь он участвовал в семи войнах и не проиграл ни одного сражения. Даже, когда казалось, что победить невозможно, он находил выход и побеждал. Однажды во время войны с Турцией наша армия никак не могла взять очень сильную крепость Измаил. И о том, как русские солдаты всё-таки одержали победу над турками и взяли Измаил написал Сергей Петрович Алексеев. Он написал много рассказов о Суворове и один из них называется “Измаил”. Послушайте его. (чтение рассказа С.П.Алексеева “Измаил”)

После прочтения – беседа:

– С чего начинается рассказ “Измаил”?

– Что ответил А.Суворов русским генералам, которые сказали, что “надобно отступать”?

– Как готовил Суворов солдат к взятию турецкой крепости Измаил?

– Что ответил турецкий генерал русским послам на предложение сдаться?

– Что сказал выживший турецкий солдат?

– Чему учит вас этот рассказ?

Воспитатель: Ребята, а какими качествами должен обладать солдат? (ответы детей)

Воспитатель: А чтобы быть физически сильными, что надо делать? Что делал А.В.Суворов? (зарядку). Давайте и мы с вами последуем примеру великого полководца.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку, (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по-порядку:
Весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, (руки вверх)
Руки опускать, (руки вниз)
Приседать и вставать, (4-6 раз)
Прыгать и скакать (10 прыжков).

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем много пословиц о солдатах, о храбрости. Давайте поиграем в игру, я буду начинать говорить пословицу, а вы заканчивать.

Игра “Вспомни пословицу”

“Солдата к славе ведут (ученье и труд)”

“Враг боек, да наш народ (стоек)”

“Как русский солдат за штык берётся, так враг (трясётся)”

“Умелого, смелого страх не возьмёт и враг (не побьёт)”

“Умный боец везде (молодец)”

Воспитатель: В центре Москвы установлен памятник А.В.Суворову (рисунок 1).

Создано военное училище, которое носит имя Суворова – Суворовское училище (рисунок 2).

Там учатся будущие защитники нашей Родины, будущие командиры, которые мечтают быть похожими на великого русского полководца. Есть даже орден Суворова, которым награждают за успехи в военном деле (рисунок 3).

Воспитатель: Сегодня вы узнали о великом полководце, прославившим Россию, который добился своего, преодолевая трудности. Поэтому, если вам что-то трудно даётся, вспомните слова А.Суворова: “Тяжело в ученье – легко в бою”, и вы своего добьётесь. А сейчас портрет А.В.Суворова поставим к нашей галерее славы в книжном уголке.

Чтение рассказа Е.Воробьёва “Обрывок провода”

Предварительная работа: чтение рассказов о ВОВ, заучивание стихов о войне, рассматривание иллюстраций о войне, фотографии памятников посвященных солдатам павшим в ВОВ.

Образовательная: познакомить детей с рассказом Е.Воробьёва “Обрывок провода”, побуждать детей рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного героя.

Развивающая: развивать мышление, память, воображение.

Воспитательная: воспитывать уважение к защитникам отечества, к памяти павших и живущих солдат ветеранов.

Ход занятия

(Звучит тихо школьный вальс)

Воспитатель: Летняя ночь была наполнена запахом трав, пением птиц и весёлой музыкой. 22 июня – самая короткая ночь в году. 22 июня во всех школах страны отмечали выпускной бал.

Под утро выпускники заполнили улицы городов. Они пели и смеялись, они надеялись и мечтали о будущем, они шли встречать рассвет. Это было 22 июня 1941 года.

Воспитатель читает стихотворение

22 июня 1941 года

Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в то миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чём,
А славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу.

Воспитатель: 22 июня в 4 часа утра войска гитлеровской Германии, перейдя на протяжении шестисот километров, вторглись на территорию СССР. Армия фашистов насчитывала пять миллионов пятьсот тысяч человек, четыре тысячи шестьсот самолётов, три тысячи восемьсот танков.

Воспитатель: Согласно плану “Барбаросса” разгром Советской Армии должен был завершиться через десять недель.

Удары наносились по трём основным направлениям: группа армий “Север” наступала на Ленинград, группа армий “Юг” наступала на Киев. Решающий удар наносила группа армий “Центр” – через Минск и Смоленск – на Москву.

(Звучит музыка песня “Священная война”)

Воспитатель: 22 июня была объявлена всеобщая мобилизация. Миллионы людей надели шинели. Из каждой сотни мужчин, ушедших в годы войны на фронт, в живых осталось трое. Всего три человека из ста дожили до Победы.

В первые дни войны наша Армия терпела сокрушительное поражение. Войска приграничных округов были полностью разгромлены. Но с каждым днём войны сопротивление возрастало.

Советские войска, показывали чудеса героизма и стойкости, дрались за каждый город, деревню, за каждый метр русской земли.

Много стихов и рассказов написано поэтами и писателями о той страшной войне. О мужестве, храбрости наших солдат и генералов, о их подвигах, которые они совершили, выполняя свой солдатский долг. Имена не всех солдат – героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи, песни, рассказы, повести.

Один из таких солдатских подвигов описал в своём рассказе Е.Воробьёв, который называется “Обрывок провода”.

(Чтение рассказа Е.Воробьёва “Обрывок провода”)

Воспитатель: беседа по прочитанному

– Какой подвиг совершил связист Устюшин?

– Почему он его совершил?

– Как всё происходило?

– Что чувствовал солдат-связист, когда стоял, держа провод в руках?

– Ребята, как вы считаете, думал ли он, что совершает подвиг?

– А, о чём он думал, по-вашему?

Воспитатель: Какими словами можно охарактеризовать наших солдат. Какими они были в бою? (ответы детей – храбрыми, отважными, бесстрашными, решительными, неустрашимыми)

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру. Я буду вам говорить фразу, а вы будете её заканчивать.

То Россия голова,
Наша матушка родная,
Златоглавая … (Москва).

Отстояли ваши деды
Труд и счастье на земле,
Ярче светят в честь … (победы)

Звёзды мира на Кремле.
Небо вспыхнуло над нами,
Засияло огоньками.
Как цветы они цветут –
Это праздничный …(салют).

Воспитатель: Война – жестокая, страшная. Без малого четыре года гремела она. И вот настал долгожданный день Победы. (Выставить иллюстрацию установления знамя над Рейхстагом)

Чтение стихотворения (можно детьми)

Великий день! Мы так его назвали,
Пред ним стеною дым пороховой,
Над пеплом, гарью, грудами развалин
Им поднят стяг победы боевой.

Воспитатель: Сейчас ещё живы те, кто много лет назад воевал. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно даже ходить.

Их называют ветеранами. В день Победы они надевают все свои военные награды. Собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы.

Ребенок читает стихотворение:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.

Ребята, если вы 9 Мая увидите человека с орденами и медалями, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему “спасибо”, за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы всё помним о той трудной и замечательной Победе.

Текст книги «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий — Валентина Гербова»

Текущая страница: 5 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

«Прошли новогодние праздники, самые красивые и веселые январские дни, – начинает разговор педагог. – Кто-то встретился с Дедом Морозом, кто-то ездил в гости, кто-то путешествовал с родителями, и все, естественно, получили подарки. Расскажите, где вы были, что видели, что особенно запомнилось. А я помогу вам, если в этом будет необходимость, сделать рассказы грамотными и интересными».

Педагог заслушивает рассказы детей, задает уточняющие вопросы. Если первые два рассказа будут о посещении елки, следует спросить детей, не был ли кто-нибудь из них в театре и если был, то на каком спектакле; кто вместе с родителями ездил отдыхать; кто принимал гостей и т. д.

В заключение педагог загадывает детям загадку, намекнув, что этого часа все ждали в новогоднюю ночь:

Сколько раз пробьют часы,
Если сдвинуты усы?
(Двенадцать)

Воспитатель помогает детям запомнить загадку и предлагает загадать ее родителям.

Занятие 2. Произведения Н. Носова

Цель. Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей».

«Сегодня у нас будет очень веселое занятие, – начинает разговор воспитатель, – потому что мы будем говорить о писателе Николае Носове и о его веселых произведениях. Можете ли вы назвать его рассказы? И даже помните, кто такие затейники и чем кончилась их игра в „Трех поросят“? А что за оказия приключилась в рассказе „Заплатка“? И, естественно, ваш любимый рассказ – это… (Ответы детей.)

„Приключения Незнайки и его друзей“ – это большая книга, состоящая из глав.

„Живая шляпа“, „Затейники“, „Ступеньки“, „Заплатка“ – это рассказы, а „Приключения Незнайки…“ – сказка. Права ли я?»

Воспитатель заслушивает и корректирует ответы детей. Затем спрашивает, какой отрывок из сказки Н. Носова они хотели бы послушать. Помогает грамотно сформулировать заявку и читает отрывок.

Занятие 3. Творческие рассказы детей

Цель. Активизировать фантазию и речь детей.

Воспитатель рассказывает детям о зайчике, на домике которого было крупно написано его имя: БОЯКА. [16]

Вместе с детьми педагог сочиняет истории из жизни зайчишки, который вздрагивал от каждого шороха и всего боялся: взлетевшей с дерева вороны, огородного чучела, волка и т. п.: «Зайка так устал от своей беспокойной жизни, что решил умереть. Но кто-то (кто бы это мог быть?) посоветовал ему сменить имя. Ведь если у зайца имя БОЯКА, то что же ему остается делать, как не вздрагивать от малейшего шороха?!

Долго думал зайчишка. Наконец решился и сменил надпись на своем домике. Теперь в знакомом нам домике стал жить заяц по имени… Может быть, вы сумеете отгадать новое имя зайца самостоятельно? (БЯКА.)

Зайка Бяка стал вести себя иначе.

Воспитатель предлагает детям представить себе, как тот же заяц, но уже наделенный другими качествами, стал вести себя с вороной, огородным чучелом и волком.

«Скоро зайка устал быть Бякой, – продолжает рассказ педагог, – потому что по характеру он был добрым и приветливым, а развязным и драчливым ему не нравилось быть. Зайка решил еще раз поменять имя. Теперь его новое имя: ЗАБИЯКА.

И тут начались совсем страшные истории».

Воспитатель предлагает детям придумать эти истории.

«В конце концов зайка снова стал Боякой, но теперь его все стали любить, как и прежде, и старались не обижать», – завершает занятие педагог.

Занятие 4. Здравствуй, гостья-зима!

Цель. Познакомить детей со стихотворениями о зиме. [17]

Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц называют серединой зимы.

«Чем нас порадовали зимние месяцы?» – спрашивает воспитатель и заслушивает ответы детей. Затем выясняет: «Как вы думаете, сбылась ли мечта ребенка: „Уж теперь не будет спору: за салазки да и в гору…“ И откуда мы узнали о нем?» (Из стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка».)

Воспитатель просит кого-нибудь из детей прочитать стихотворение А. Фета.

«Зимой, когда кругом белым-бело, на деревьях кружева из инея или сказочные шубы, сердце замирает от такой красоты, – продолжает разговор педагог. – Стихи о начале зимы, о ее царствовании тоже очень и очень хороши. Послушаем?»

Педагог читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы». Спрашивает у детей, запомнились ли им какие-нибудь строчки, и зачитывает их.

Затем уместно прочитать отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» «Зима. Крестьянин, торжествуя…», стихотворения С. Есенина «Поет зима, аукает…» и А. Фета «Кот поет, глаза прищуря…».

Педагог интересуется, кому какое стихотворение запомнилось, и читает произведение, понравившееся большинству детей.

Затем педагог может попросить детей прочитать любимые стихотворения о зиме.

В конце занятия воспитатель вручает детям книгу «Зимние стихи» и просит их повнимательнее рассмотреть рисунки художника В. Белоусова. «Потом, когда захотите, расскажете мне, какой зимний пейзаж вам особенно понравился, а я расскажу, что понравилось мне», – говорит воспитатель.

Занятие 5. Лексические игры и упражнения

Цель. Активизировать словарный запас детей.

«Сегодня мы опять будем учиться слушать, слышать и думать. Я приготовила для вас сюрприз, – начинает разговор воспитатель, – новую игру. Она называется „И я тоже!“ Правила игры очень простые: я скажу что-нибудь о Сереже, а вы добавите: „И я тоже!“

Вышел с удочкой Сережа.
….!
Стал удить на речке Вожже.
…!
Он сидел и улыбался.
….!
Лещ на удочку попался.
….!
Кто на удочку попался?
Б. Сыров

И сколько же детей попало на удочку?

Вы знаете, кто такой барсук? У слова барсук тоже есть родственники. Назовите их. (Барсучата, барсучий (жир, нос, хвост), барсучиха…)

Барсучок. Слышите в конце слова четкое -чок? Чок-чок – барсучок. Чок-чок… (паучок, старичок, сучок, сундучок, каблучок, мужичок…)

А теперь поиграем в игру „Скажи по-другому“».

– Мальчик бежал очень быстро. Мальчик бежал… (он мчался, бежал, что было сил; мчался с большой скоростью…)

– Установилась плохая погода… (дождливая, пасмурная, с сильным ветром…)

– Актер хорошо играл свою роль… (с выдумкой, с вдохновением, играл прекрасно, превосходно, играл на бис…)

– Это был не очень воспитанный человек. Он… (говорил очень громко, дергал собеседника за рукав, громко хохотал, не извинялся за грубость…)

Дети, которые отвечают невпопад или отмалчиваются, получают штрафную фишку.

Далее педагог предлагает дошкольникам следующее задание. Он называет обобщающее слово и бросает кому-нибудь из детей мяч (кладет перед ним камешек или фишку), ребенок возвращает мяч и конкретизирует слово. Например: «Ягода – это…?» (Малина, черника, земляника…) При этом дети должны быстро отвечать на вопросы воспитателя.

Педагог может предложить детям следующие слова: головной убор, инструмент, растение, кресло, сковорода, свекла.

Заканчивая занятие, педагог интересуется у детей, чему они сегодня учились.

Занятие 6. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель. Познакомить детей со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев».

«Я очень люблю сказку С. Маршака „Двенадцать месяцев“, – начинает беседу педагог. – Не забыли, какой сейчас месяц? Январь – середина зимы. Весной еще не пахнет. Чтобы до весны дожить, надо…? Февраль пережить. А потом первый месяц весны наступит. Какой? Правильно, март. Я недаром этот разговор затеяла. Хочу, чтобы вы, слушая сказку, все правильно поняли».

Воспитатель читает произведение. Затем просит детей поделиться впечатлениями от прочитанного.

«Как вы думаете, – интересуется педагог, – почему месяцы, которые не могут, не должны меняться местами, ради девчушки нарушили уклад жизни?»

Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает отрывок из сказки «Двенадцать месяцев»: «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».

И заключает: «Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надежных приобретешь».

Занятие 1. Чтение русской народной сказки

«Никита Кожемяка» [18]

Цель. Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

«Мы так много с вами читаем, что боюсь, не забыли ли вы русские народные сказки, не путаете ли сказки с рассказами», – начинает беседу воспитатель.

Дети называют сказки. Если ребенок ошибается и вспоминает авторскую литературную сказку, его надо похвалить, но ответ не засчитывать.

Затем педагог называет произведения, с которыми дети познакомились в этом учебном году.

Воспитатель читает новую сказку. Говорит, что это русская народная сказка. И уточняет, что народная сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик. Поясняет, что сказка «Никита Кожемяка» опубликована в сборнике А. Афанасьева.

Педагог просит детей объяснить, почему это сказочное произведение.

Завершая занятие говорит: «Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».

Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.

«Хотите подготовиться к школе? – спрашивает у детей педагог. – Тогда будьте повнимательнее и поактивнее. Морская волна высока и сильна. Как думаете, что я произнесла? Можете повторить предложение? А назвать слова со звуком л? В словах волна и сильна звук л стоит? (В середине слова.) Теперь негромко повторите эти слова. В них один и тот же звук л звучит по-разному. Услышали?

Сейчас очень трудное задание. Услышав в слове мягкий звук ль, надо хлопнуть в ладоши и сразу же положить руки на стол. Работайте самостоятельно.

Итак: Юла – Юля – кальмар – ладошка – легонькая – Любушка – голубушка.

Мы с вами умеем играть в игру „Я – вам, вы – мне“, не так ли? Но сегодня мы будем считать не слова в предложении, а части слова. Итак, слово луна (дети выкладывают на стол нужную карточку из математического набора или две фишки). Назовите части слова. (Лу-, -на.)».

Педагог обращает внимание детей на картинки (одна на двоих) с изображением жука, лисы, раков, розы, вазы, гусей и др. Дети называют изображения, а потом определяют, из скольких частей состоит слово – название предмета.

Воспитатель просит детей сосчитать и назвать части в словах коты, мыши.

«А теперь вы можете дать мне задание, сказав: „Валентина Викторовна, сосчитайте части в моем слове“, – говорит педагог. – А слово – название картинки перед вами. Итак, я называю слово малина. (Дети кладут на столы соответствующие карточки или фишки.) А теперь задание мне дает (называет имя ребенка)».

Упражнение повторяется 3–4 раза.

«Давайте немного пошалим», – предлагает воспитатель и просит дополнить услышанное слово «неправильным» глаголом.

«Будьте внимательны, – объясняет воспитатель. – Слово, которое уже прозвучало, повторять нельзя. За это вы получите штрафную фишку.

Итак, оказались мы в сказочной стране. Там кошки квакают, лягушки рычат, медведи…, мыши…, рыбы…, тигры…, волки…».

Завершая занятие, педагог напоминает, что сегодня дети учились быть внимательными и осваивали новое сложное умение – делить слова на части.

Занятие 3. Работа по сюжетной картине

Цель. Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.

Педагог выбирает для занятия любую сюжетную картину и предлагает ее вниманию детей. Спрашивает, о чем картина, как лучше ее назвать.

Воспитатель напоминает детям о том, что они уже знают, как составлять план рассказа по картине. Интересуется, зачем нужен план. (Чтобы избежать повторов, чтобы рассказ был логичным.)

Дети предлагают первый пункт плана. Если вариантов несколько, выбирается один из них. Затем дети формулируют остальные пункты плана.

«Мы составили хороший план рассказа по картине, – продолжает беседу воспитатель. – Теперь очень важно удачно начать рассказ. Какие будут предложения?»

Воспитатель вместе с детьми оценивает наиболее интересные вступления к рассказу.

Затем дети выбирают фразу, завершающую рассказ, и 2–3 ребенка составляют рассказ по картине.

По ходу рассказа желательно делать пометки в тетради, если дети допускают ошибки в построении предложений. Позже нужно выяснить у детей, как должно звучать предложение (или слово), произнесенное сверстником.

Занятие 4. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» [19]

Цель. Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Педагог предлагает детям послушать былину про русского богатыря Илью Муромца. Уточняет, слышали ли они что-нибудь об этом богатыре и как они его себе представляют.

Воспитатель читает отрывок из былины (в записи А. Гильфердинга). Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Соглашается, что былина написана совсем не так, как привычные, легкие и понятные стихи: «Так народ давным-давно рассказывал о своих героях, и рассказы эти называли былинами. В былинах говорилось о героях, которые жили на русской земле, защищали ее от врагов и нечисти, например, от Соловья-разбойника, в страхе державшего простых людей».

Педагог зачитывает соответствующий отрывок из былины.

«Только подвиги этих былинных героев были иногда преувеличены, – продолжает воспитатель, – поэтому былины – необычные литературные произведения. В них реальные герои и события иногда описаны так, что они воспринимаются как сказочные. Мог ли, например, один человек, даже если он силы необыкновенной, победить целое войско?»

Воспитатель читает следующий отрывок:

У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно…
А подъехал как ко силушке великой,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
Ай побил он ту силу всю великую.

Заканчивая занятие, педагог предлагает вниманию детей репродукцию картины В. Васнецова «Три богатыря».

Если у детей появится желание узнать о двух других богатырях, следует пообещать им найти былины о них.

Занятие 5. Лексические игры и упражнения

Цель. Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

«Ох и трудное задание вы сегодня будете выполнять, – начинает занятие педагог. – Проговорите про себя слова день – лень. Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Не надо объяснять, что обозначают эти слова. Обратите внимание на звуки. (В слове „день“ был звук дь, а в слове „лень“ появился звук ль.)

Произнесите еще два слова: кот – кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова? И еще два слова: сын – сон».

Педагог формулирует новое задание. «Что такое коса? (Особым образом заплетенные волосы, рабочий инструмент, песчаная отмель.) Получается, что слово одно, а значений много. Это многозначное слово.

Многозначными также являются слова: ключ, листок, кран. Попробуйте объяснить значения этих слов. (Ключ (к замку, родничок), листок (с дерева, бумажный), кран (подъемный, кран у самовара, водопроводный кран).) [20]

Воспитатель напоминает детям о том, как друзья обиделись на Незнайку – сочинителя стихов. И уточняет: «Что их обидело? Надеюсь, что мы с вами будем удачливее Незнайки и наши рифмовки будут приятными для слуха».

Педагог предлагает детям закончить четверостишия:

Говорит котенку «кыш!»
Неприветливая мышь,
А котенок сладко спит
…….

Кот на завтрак съел омлет,
Следом – несколько котлет,
Ну а после бутерброд
…….
Е. Лаврентьева

Затем педагог просит дошкольников подобрать слова с противоположными значениями:

«А теперь угадайте предмет, который я задумала», – формулирует воспитатель последнее задание. Дети задают уточняющие вопросы, постепенно сужая круг поиска.

Занятие 6. Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» [21]

Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Воспитатель интересуется у детей: «Знакомо ли вам слово музыкант? А бывают ли звери-музыканты и не в цирке, а в дикой природе?»

Педагог читает рассказ В. Бианки «Музыкант». Затем дает детям возможность обменяться впечатлениями и предлагает пересказать произведение. Вызвав ребенка, воспитатель советует ему пригласить сверстника, с которым они вместе будут пересказывать рассказ.

Пересказ начинает педагог (до слов: «Старик отложил скрипку…»). Затем просит ребенка продолжить рассказ (до фразы: «Звук слышался с опушки»). Далее пересказывает второй ребенок (оставшуюся часть произведения или только его часть, концовку может рассказать педагог).

Потом текст пересказывают другие дети. Их может быть двое или трое – те части рассказа, которые пересказывал педагог, теперь может рассказать ребенок.

Занятие 7. Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

Цель. Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

«Богатыри земли Русской Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович жили давным-давно. А встречаются ли богатыри в наше время?» – начинает занятие педагог.

Выслушав ответы детей и не обобщая их, воспитатель предлагает послушать рассказ Е. Воробьева «Обрывок провода». Прочитав рассказ, предоставляет детям возможность обменяться впечатлениями.

«Интересно, сколько времени мы можем простоять вот так, как солдат? (Показывает.) На прогулке попробуем. А Устюшин несколько часов простоял на снегу, без рукавиц, а рядом пули свистели, мины рвались», – напоминает педагог и читает концовку рассказа со слов: «И до поздней ночи, пока не отгремел бой…»

«Так не перевелись богатыри на земле Русской? – повторяет педагог вопрос, заданный в начале беседы. – Богатырский характер оказался у солдата, богатырская выдержка».

Занятие 8. Повторение пройденного материала

Занятие проводится по выбору воспитателя.

Занятие 1. Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» [22]

Цель. Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

Педагог интересуется, не забыли ли дети былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике и помнят ли они имена двух других богатырей, изображенных на картине В. Васнецова.

«Алеша Попович, – говорит воспитатель, – самый молодой из богатырей, красивый, горячий. Что это значит – горячий человек?»

Предлагает послушать былину «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Обращает внимание на отчество Тугарина и заслушивает предположения детей.

Завершая занятие, воспитатель подтверждает мысль о том, что богатырь был молод и горяч: «Он прямо на обеде у великого князя стал ему замечания делать, над Тугариным насмехаться. Тугарин вежливее был, драку в княжеских хоромах не затеял, хотя и мог бы, силушку свою зная: огромен он был, из пасти пламя изрыгал».

Воспитатель уточняет, нравятся ли детям былины, корректирует их ответы.

Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.

«На одном из занятий мы выяснили, что звуки в словах звучат по-разному – мягко и твердо, – начинает беседу воспитатель. – Звук з тоже может быть мягким и твердым: за-за-за, зя-зя-зя. В чем разница? (2–3 индивидуальных ответа.)

Поиграем? Услышав в слове мягкий звук зь, хлопните в ладоши и сразу же положите руки на стол: зайка – зяблик – зонт – зебра – зима – земля – зернышко – зубки – зычный. А что обозначает слово зычный (голос)?»

Педагог берет на заметку детей, которые часто ошибаются или не выдерживают заданный темп работы. Позже с ними следует поработать индивидуально.

Далее воспитатель просит детей нарисовать на листах бумаги решетки, состоящие из четырех ячеек, и определить позицию звука с в словах: снег – обсыпал – кисти – распустились. (Определив место звука в слове, дети снимают фишки с решетки.)

Педагог сообщает, что эти слова из очень красивого стихотворения С. Есенина «Береза». Читает его полностью или в сокращении:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Воспитатель сообщает детям, что им предстоит выполнить очень трудное задание – догадаться, что случилось со словом: соль – моль, кот – рот, сел – мел, рок – скок.

Педагог произносит слог ра и выясняет у детей, что это такое. (Часть слова.) Воспитатель предлагает детям вспомнить слова, начинающиеся на ра-. (Рама, ракета, ракушка…)

Затем открывает словарь и зачитывает следующие слова: радио – работа – радуга – раджа – развизжался – раздор. Уточняет, все ли слова знакомы детям. Выясняет, кто такой раджа, что такое раздор, какими словами можно заменить слово развизжался. (Раскричался, расшумелся.) Просит определить позицию звука з в слове развизжался и место звука ж в слове жужжит.

«Вы уже умеете делить слова на части и знаете, как играть в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит педагог. – Сейчас я буду произносить слова, а вы откладывайте карточки с нужным количеством геометрических фигур или фишки: луна – река – машина – шары – Валюша».

Затем дети предлагают педагогу слова, а он делит их на части.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Похожие статьи:

  • Провода в резиновой оболочке КАБЕЛИ МЕДНЫЕ В РЕЗИНОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ (кабель КГ (КРПТ), кабель РПШ, РПШэ) Кабели для радиоустановок: кабель РПШ, РПШМ, РПШ-Т, РПШМ-Т, РПШЭ, РПШЭМ, РПШЭ-Т, РПШЭМ-Т предназначены для присоединения установок в электрических сетях на […]
  • Зажим анкерный для провода сип 2х16 Зажим анкерный DN-123 для кабеля СИП 2х16-25, 4х16-25 Анкерный зажим DN-123 фирмы Нилед Анкерный зажим DN-123 используются для абонентских ответвлений двумя или четырьмя проводами одинакового сечения. Конструкция: термопластик, усиленый […]
  • Устройства защитного отключения узо вд1-63 УЗО ВД1-63 4Р 50А 300мА ИЭК MDV10-4-050-300 УЗО ИЭК Cертификат IEK Дифференциальный выключатель ИЕК ВД1-63 (УЗО) 4Р 50А 300мА Назначение и область применения устройства защитного отключения IEK Быстродействующий защитный […]
  • Схема катушки тесла 220 Транзисторная Катушка Тесла В последнее время интерес к Катушкам Тесла все больше, а редкие детали, необходимые для сборки становятся все доступнее широкому кругу людей. В этой статье я хочу подробно описать процесс сборки Транзисторной […]
  • Узо вд1 63 300ма УЗО ВД1-63 4Р100А 300мА ИЭК MDV10-4-100-300 УЗО ИЭК Cертификат IEK Дифференциальный выключатель ИЕК ВД1-63 (УЗО) 4Р 100А 300мА Назначение и область применения устройства защитного отключения IEK Быстродействующий защитный […]
  • Термостойкие провода прка Термостойкий провод ПРКА Термостойкий монтажный провод ПРКА — провод с медной многопроволочной жилой, с изоляцией из кремний органической резины повышенной твердости. Провод ПРКА применяется в осветительных и тепловых приборах повышенной […]