Реле тока пусковое

Включение пускового конденсатора при помощи реле тока.

Из теории известно, что пусковой ток в несколько раз превышает номинальный ток рабочего двигателя, поэтому включение пускового конденсатора при включении трехфазного двигателя в однофазную сеть, можно осуществить автоматически, — при помощи реле тока.
Для двигателей до 0,5 кВт подойдёт пусковое реле от холодильника, стиральной машины типа РП-1, с небольшой переделкой. Подвижные контакты надо заменить на графитовую или угольную пластинку, выточенную из щётки коллекторного двигателя, по размерам оригинала. Т. к. при повторном включении, ток заряженного конденсатора даёт большую искру на контактах, и стандартные контакты свариваются между собой. При применении графита, такого явления не наблюдалось. (Кроме того, следует отключить термореле).
Для двигателей до 1 кВт можно перемотать РП-1 проводом Ф1,2мм до заполнения катушки 40-45 витков.

Для более мощных двигателей следует изготовить реле тока по аналогии с РП-1, большего размера.
Моточный провод реле должен соответствовать номинальному току двигателя, из расчёта 5А / 1мм?.
Колличество витков следует подобрать экспериментально, для чёткого включения реле при запуске и отключения после запуска. Лучше намотать больше витков и отматывать до достижения четкого отключения после пуска.

1- медные стержни из проволоки Ф2-2,5мм
запрессованы в чуть меньшие отверстия
или на клею провода к ним просто припаяны
2-диск из графитовой щетки Ф на 1,5мм меньше
Ф корпуса, толщина 1,5-2мм
3- корпус
4- обмотка
5- якорек

Корпус реле можно изготовить из текстолита, гетинакса, эбонита и т. п. Стержень — алюминиевая проволока, магнитный якорь — циллиндр из малоуглеродистой стали выточен в форме стакана.
Чтобы понятнее была конструкция самодельного реле, можно разобрать реле РП-1 и изготовить аналог, пропорционально увеличив детали. Примерный размер корпуса Ф30мм h 60мм. Якорек и контактный диск должны свободно перемещаться по стержню. Пружина не должна быть слишком сильной.

Реле тока пусковое

Пусковое реле предназначено для выключения пусковой цепи, когда двигатель достигает приблизительно 75 % от нормальной рабочей частоты вращения. Его назначение почти совпадает с функцией центробежного размыкателя, рассмотренного ранее. В настоящее время используют четыре типа пусковых реле: токовое, тепловое, реле напряжения и полупроводниковое реле.

Токовое пусковое реле. Токовое пусковое электромагнитное реле ( 221, а) обычно используют в двигателях мощностью 370 Вт и менее. Катушка реле последовательно соединена с рабочей обмоткой двигателя. В связи с этим проволока катушки должна иметь достаточное сечение для подачи тока в данный двигатель. Реле имеет нормально разомкнутые контакты. Токовое реле следует монтировать таким образом, чтобы якорь с контактами функционировал под действием силы тяжести.

Во время работы, когда регулятор замыкает электрическую цепь к двигателю, величина тока, протекающего через катушку реле, максимальная. Контакты замыкаются под действием электромагнитного поля, создаваемого катушкой реле ( 221, б). Когда контакты замкнуты, ток подается в пусковую обмотку двигателя, в результате чего образуется сдвиг фаз, требуемый для пуска двигателя. Когда частота вращения двигателя достигает приблизительно 75 % от номинального значения, противоэлектродвижущая сила в пусковой обмотке противодействует подаваемому току и потребляемая мощность уменьшается. При снижении мощности уменьшается величина магнитного поля, создаваемого катушкой пускового реле, и контакты размыкаются под действием массы якоря, отключая пусковую обмотку двигателя. Двигатель теперь работает в нормальных условиях. Когда регулятор прерывает подачу питания к двигателю, он останавливается и контакты реле остаются разомкнутыми до тех пор, пока не возобновится подвод энергии к двигателю.

Токовые реле должны соответствовать мощности двигателя и силе ,тока. Если характеристики реле слишком низкие для данного двигателя, контакты реле могут не замкнуться, в результате чего не включается столь необходимая пусковая цепь. При таких условиях двигатель не будет работать. Если реле слишком велико для данного компрессора, то контакты могут оставаться замкнутыми все то время, когда подается энергия. Поэтому пусковая цепь будет включена постоянно, что может привести к ее повреждению. При работе с реле такого типа необходимо использовать защиту двигателя от перегрузки.

Тепловое реле. Это реле является вариантом токового реле, но оно не приводится в действие электромагнитной катушкой. Для работы реле используют тепло, выделяемое при прохождении электрического тока. При протекании тока через провод он нагревается и передает тепло биметаллической пластине, которая воздействует на контакты ( 222, а). В данном реле имеются две пары нормально замкнутых контактов для пуска и работы двигателя.

Во время работы, когда регулятор замыкает цепь к двигателю, ток подается к его рабочей и пусковой обмоткам ( 222,6). Ток, проходящий через рабочую обмотку, которая имеет высокое электрическое сопротивление, нагревает провод реле. Под воздействием тепла биметаллическая пластина реле деформируется, поэтому его пусковые контакты размыкаются, выключая пусковую обмотку двигателя. Рабочие контакты остаются замкнутыми, и реле находится в нормальном рабочем положении. Если через двигатель продолжает проходить большой ток, то из нагреваемого провода реле выделяется количество тепла, достаточное для дальнейшей деформации биметаллической пластины, в результате чего размыкаются рабочие контакты. Электрическая цепь к рабочей и пусковой обмоткам размыкается. Контакты реле остаются разомкнутыми до тех пор, пока биметаллическая пластина не охладится. Рабочие и пусковые контакты реле замыкаются одновременно, и двигатель снова начинает работать.

Когда используют этот тип пускового реле, другая защита двигателя от перегрузки не нужна. Однако некоторые заводы-изготовители монтируют внутреннюю защиту двигателей от перегрузки совместно с тепловым реле. Характеристики реле должны соответствовать характеристикам двигателя. Если реле слишком большое, то пусковые контакты могут остаться замкнутыми в течение длительного времени или не разомкнуться вообще, в результате чего обмотки двигателя могут быть повреждены. Если реле недостаточно большое, оно может остановить двигатель во время его нормальной работы.

Пусковое реле напряжения. Пусковое реле напряжения ( 223) работает как электромагнит. Оно содержит катушку из очень тонкой проволоки, навитой вокруг сердечника. Такие пусковые реле применяют для двигателей почти любого размера. Контакты этого реле нормально закрыты и открываются тогда, когда сердечник втягивается в катушку реле. Внутренние соединения реле выполнены с помощью клемм 125′. Клеммы 4′ и 6′ используют иногда как вспомогательные. Когда реле смонтировано, клемму 5′ соединяют с общей клеммой двигателя, клемму 2′ — с клеммой пусковой обмотки двигателя, клемму

Во время работы регулятор замыкает электрическую цепь к двигателю. Энергия подается также на пусковую обмотку через контакты реле между клеммами 1′ и 2′. Когда частота

вращения двигателя достигает приблизительно 75 % от номинальной, противоэлектродвижущая сила в пусковой обмотке увеличивается настолько, что реле срабатывает и размыкает контакты, выключая тем самым пусковую обмотку двигателя. Реле находится теперь в нормальном рабочем положении. Когда регулятор прерывает подачу тока к двигателю, его частота вращения снижается. Противоэлектродвижущая сила в пусковой обмотке двигателя уменьшается, реле выключается, и его контакты замыкаются. Реле таким образом подготовлено для пуска двигателя.

Требуемый размер реле можно определить при ручном пуске двигателя и замере напряжения между пусковой и общей клеммами, когда двигатель работает при номинальной частоте вращения. Полученную величину напряжения необходимо умножить на 0,75. Результат будет выражать напряжение срабатывания требуемого реле.

Полупроводниковое пусковое реле. В этом реле используют саморегулирующийся проводящий керамический элемент, разработанный фирмой «Тексас инструменте инк». При пуске компрессора сопротивление керамического элемента повышается, а сила тока в пусковой обмотке снижается до уровня миллиампер. Реле срабатывает приблизительно через 0,35 с. Это позволяет использовать данный тип реле в компрессорах холодильников без обязательного соответствия его ограниченному диапазону силы тока. Реле можно использовать практически для пуска всех двигателей с расщепленной фазой, встроенных в герметичный компрессор производительностью до 210 Вт. Это реле монтируют на проходных контактах компрессора

Реле присоединено к Цепи двигателя, а его керамический элемент размещен в линии к пусковой клемме 5 компрессора ( 224, б), т. е. реле соединено последовательно с пусковой обмоткой. Когда электрическая энергия подается к реле, керамический элемент нагревается и отключает реле приблизительно через 0,35 с. В результате величина тока, проходящего через пусковую обмотку, уменьшается до уровня миллиампер. После отключения двигателя требуется несколько секунд для охлаждения керамического элемента реле до следующего цикла пуска.

Полупроводниковое реле нельзя использовать для компрессоров с конденсаторным пуском или для агрегатов с очень высокой частотой циклов.

Полупроводниковое устройство для пуска компрессора в тяжелых условиях. Это устройство обеспечивает дополнительный момент, -требуемый для пуска конденсаторного двигателя с постоянно расщепленной фазой. В данном устройстве ( 225, а) используют специальный керамический элемент, сопротивление которого увеличивается с повышением температуры.

Одна из функций этого полупроводникового устройства заключается в создании пиковой величины тока, который существовал бы достаточное время для пуска компрессора. Сила тока затем уменьшается, и двигатель работает, как конденсаторный двигатель с постоянно расщепленной фазой. Когда к двигателю подается электрическая энергия, ток течет через пусковую обмотку и через параллельно соединенные рабочий конденсатор и керамический элемент, имеющий низкое сопротивление ( 225,6).

Смотрите так же:  Провода ввг пвс

Низкое сопротивление во время пуска не только увеличивает силу тока в пусковой обмотке двигателя, но и снижает его угловое смещение относительно тока в рабочей обмотке. В большинстве конденсаторных двигателей с постоянно расщепленной фазой это является положительным фактором, так как угол между двумя потоками тока обычно превышает 90°.

Пиковый ток увеличивает пусковой момент двигателя. Одновременно ток проходит через керамический элемент и нагревает его до тех пор, пока сопротивление не станет высоким.

Время, требуемое для нагревания керамического элемента в этом реле до состояния высокого сопротивления в отличие от работы реле напряжения, не зависит от того, когда начинает работать двигатель. Время является функцией массы керамического элемента, температуры, сопротивления и напряжения. Если компрессор на 230 В снабжен полупроводниковым устройством и первично включается при номинальном напряжении, то время срабатывания устройства равно 16 электрическим циклам. Пуск того же компрессора при напряжении, меньшем на 25%, увеличивает время срабатывания того же устройства до 32 циклов. Это обеспечивает большие возможности при более трудных условиях пуска.

Указанное выше время срабатывания идеально для пуска конденсаторных двигателей с постоянно расщепленной фазой. Это обусловлено тем, что керамический элемент будет иметь низкое сопротивление достаточно долгое время, необходимое для преодоления начальной инерции мотор-компрессора. Если время срабатывания данного устройства превышает нормальное время пуска двигателя, то низкое сопротивление керамического материала эффективно шунтирует рабочий конденсатор. При избыточном времени работы .частота вращения двигателя замедляется, когда он пытается преодолеть растущую нагрузку.

Когда керамический элемент нагревается и достигает аномальной температуры, его сопротивление резко возрастает до 80 000 Ом и он выключается из цепи без электромеханического реле. Пока двигатель работает, полупроводниковое устройство потребляет только 6 мА, что составляет менее 0,1 % от величины пикового тока, обеспечиваемого этим устройством во время пуска двигателя. Эта низкая сила тока не оказывает никакого влияния на пусковую обмотку или на рабочий КПД двигателя.

При выключенном двигателе полупроводниковое устройство также обесточено и керамический элемент охлаждается до температуры окружающей среды. Если двигатель включается, а керамический элемент еще не охладился до температуры ниже аномальной, то двигатель будет запускаться в режиме, стандартном для конденсаторных двигателей с постоянно расщепленной фазой. Для охлаждения керамического ‘элемента ниже аномальной температуры обычно достаточно одной минуты, и поэтому устройство участвует в процессе пуска двигателя.

Полупроводниковое устройство рекомендуется использовать для компрессоров производительностью до 14 000 Вт или двигателей мощностью до 300 Вт. Однако применение рассмотренного полупроводникового устройства не ограничивается данным диапазоном.

Пусковые и защитные реле. Пусковое и защитное реле, несмотря на различное назначение, очень часто конструктивно совмещают в одном корпусе.
Устройство пускового реле аналогично устройству реле РТК-Х. Защитное реле схоже с реле РТП, но отличается.

Реле , срабатывающее при одних и тех же условиях, но при меньшей величине ампер-витков, будет более чувствительным, чем реле, срабатывающее при большой величине ампервитков. Однако чувствительность реле зависит ‘и от конструкции всего реле — ярма, сердечника, якоря.

При отсутствии нового реле запуск мотор-компрессора можно проверить включением двигателя в сеть напрямую, без реле или только без пускового реле,’ но с защитным реле в цепи двигателя.

Срабатывание пускового реле прослушивается, но неодинаково, что зависит от типа реле.
Поэтому по тепловому состоянию отдельных частей агрегата можно в определенной мере судить о его нормальной работе ри имеющейся неисправности.

Электрическая схема холодильника доказана на рис. 132, 6. При установке ручки датчика-реле температуры ТН2 типа Т 130-2 в заданное положение мотор-компрессор включается в электросеть через пускозащитное реле R. Пусковое реле после запуска.

Это комбинированное реле (пусковое и защитное) смонтировано в одном корпусе 1 (рис. 119). Пусковое реле электромагнитного (соленоидного) типа с двойным разрывом контактов.

Пусковое реле для асинхронного электродвигателя

Хочу поделиться своим опытом по изготовлению пускового реле для асинхронных электродвигателей, в том числе трёхфазных, питаемых от однофазной сети. Надеюсь, это кому-нибудь пригодится.

Чтобы обеспечить работу такого двигателя, используют фазосдвигающий конденсатор. Причём его ёмкость при пуске двигателя должна быть в четыре раза больше, чем во время работы. Поэтому на время запуска (1. 3 с) параллельно рабочему конденсатору подключают пусковой соответствующей ёмкости.

Самый простой способ подключать пусковой конденсатор — применить кнопочный выключатель с дополнительными контактами, которые замкнуты только во время удержания кнопки «Пуск» нажатой. Основные контакты выключателя также замыкаются в момент нажатия на кнопку «Пуск», а чтобы разомкнуть их, требуется нажать на кнопку «Стоп».

Такое решение (оно использовалось в старых стиральных машинах) возможно лишь при ручном управлении двигателем. Но иногда его необходимо запускать дистанционно, лишь подавая питающее напряжение. В таких случаях не обойтись без пускового реле, подключающего дополнительный конденсатор при подаче сетевого напряжения, а через заданное время отключающее его.

Возможная схема включения двигателя с таким реле показана на рис. 1. При подключении его к сети 220 В на выходе выпрямителя, собранного на диодном мосте VD1, появляется постоянное напряжение. Начинается зарядка конденсатора С4. Его зарядного тока достаточно для срабатывания электромагнитного реле К1. Своими замкнувшимися контактами оно подключает параллельно рабочему фазосдвигающему конденсатору Сраб электродвигателя М1 пусковой конденсатор СпуСк. Конденсатор СЗ — искрогасящий.

По мере зарядки конденсатора С4 ток через обмотку реле К1 уменьшается и через некоторое время достигает тока отпускания. Контакты реле размыкаются и отключают от двигателя пусковой конденсатор. Таким образом, время, на которое подключается пусковой конденсатор, зависит от свойств реле К1 и тем больше, чем больше ёмкость конденсатора С4. Повторный пуск двигателя возможен после отключения устройства от сети на время, достаточное для разрядки конденсаторов С2 и С4 через резистор R2.

Ёмкость конденсатора С1 выбирают исходя из тока срабатывания реле, с некоторым запасом. Ориентировочно — 1 мкФ ёмкости на каждые 50 мА тока. Конденсатор должен быть рассчитан на продолжительную работу при переменном напряжении 220 В, 50 Гц. Подойдёт, например, К73-17 на постоянное напряжение 630 В. Нужную ёмкость можно получить параллельным соединением нескольких конденсаторов.

Реле К1 должно иметь напряжение срабатывания, не превышающее напряжение стабилизации стабилитрона VD2 (27 В для указанного на схеме Д816Б). Его контакты должны быть рассчитаны на коммутацию напряжения не менее 350 В и тока, в два раза превышающего пусковой ток двигателя. Если имеется несколько подходящих реле, выбирайте то, у которого разность значений напряжения (тока) срабатывания и отпускания больше.

Если контакты имеющегося реле недостаточно мощные, подключать пусковой конденсатор к двигателю можно с помощью симисторного узла, собранного по схеме, изображённой на рис. 2. Его подключают к точкам А и Б исходной схемы вместо показанных там контактов реле и конденсатора СЗ. Симистор VS1 выбирают исходя из коммутируемого напряжения и тока. Контакты К1.1 теперь включены в цепь управляющего электрода симистора, где ток очень мал.

Чтобы вообще отказаться от электромагнитного реле, его можно заменить симисторным оптроном по схеме, приведённой на рис. 3. Входную цепь оптрона подключают к точкам В и Г (см. рис. 1) вместо обмотки реле К1 с обязательным соблюдением полярности, а выходную — к точкам Д и Е (см. рис. 2) вместо контактов К1.1. Диод VD3 защищает излучающий диод оптрона от обратного напряжения, приложенного к нему при разрядке конденсатора С4.

Можно обойтись и без показанного на рис. 2 симистора, если воспользоваться не маломощным оптроном, а оптосимистором, либо специальным электронным реле достаточной для непосредственной коммутации конденсаторов мощности. К сожалению, такие приборы довольно дороги.

Последовательно с конденсатором С1 целесообразно включить ‘ резистор сопротивлением 51. 82 Ом мощностью 0,5 Вт. Он ограничит импульс тока , через диоды выпрямителя при подключении устройства к сети.

Автор: К. Субботин, г. Кузнецк Пензенской обл.

Мнения читателей
  • Геннадий / 07.05.2017 — 11:30
    Ребятки внимательно пррверяем то что паяем.всё работает на ура.автору большое спасибо.
  • ВАдим / 25.07.2012 — 18:52
    Схему спаял , ни хрена не работает, реле срабатывает несколько раз без конденсатора С4, а с ним мертво как в танке.
  • Жека / 14.01.2012 — 14:18
    реле пуска
  • Иван / 13.01.2012 — 22:45
    В момент пуска R3 на рис.2 сгорит там должно быть 510кОм.

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:

Реле ограничения пускового тока

РОПТ-20-1 Реле ограничения пускового тока

РОПТ-20-3 Реле ограничения пускового тока

РОПТ-20-LED Реле ограничения пускового тока

  • Назад
  • 1
  • Вперед
  • Все

В интернет-магазине компании РусТрестЭнерго имеются реле ограничения пускового тока моделей РОПТ-20-1 и РОПТ-20-3. Первое используется для снижения стартового тока посредством специальных резисторов при работе в однофазной электросети (220В 50Гц). Второе гасит пусковой ток таким же образом в сети трехфазной (380В 50Гц или 220В 50Гц).

Пусковой ток

Пусковой, это такой ток, который необходим при включении двигателя или другого устройства. Величина его может превышать номинальное значение в несколько раз. Таким образом, чтобы включить лампу, электромагнит, раскрутить ротор двигателя требуется гораздо больше энергии, чем для постоянной работы.

Чтобы осуществить уменьшение начальных токов, разработаны модули плавного пуска.

Пусковое реле

Что представляет собой пусковое реле тока? Данный тип реле часто используется в однофазных двигателях для привода компрессоров мощностью не более 600 Вт (морозильные камеры, холодильники). Чаще всего данные реле подключаются к компрессору при помощи нескольких гнезд и штекеров обмоток двигателя (рис.53.22). На крышке реле имеются следующие обозначения:

  • Р/М – рабочая (Main) – основная обмотка;
  • А/S – пусковая (Start) – вспомогательная обмотка;
  • L – линия (Line) – фаза питающей сети.
Смотрите так же:  Схема светодиодные лампы на 220 вольт

При переворачивании реле слышно стук свободно скользящих контактов. Устанавливая такое реле необходимо строго выдерживать пространственную ориентацию (надпись «Верх» должна быть сверху), поскольку в противном случае разомкнутый контакт будет постоянно замкнут.

Проверяя омметром контакты пускового реле тока между гнездами A/S, P/M, L, A/S, прибор должен обнаружить разрыв цепи, поскольку контакты реле разомкнуты. Между гнездами P/M и L сопротивление будет близким к 0, поскольку соответствует сопротивлению катушка, при обмотке которой используется провод толстого сечения. Она предназначена для пропускания пускового тока.

Если реле установлено в перевернутом положении (рис.53.23), его контакты будут оставаться постоянно замкнутыми, и пусковую обмотку невозможно будет отключить. В этом случае возникает опасность быстрого перегорания электродвигателя.

Рассмотрим работу пускового реле при отсутствии напряжения (рис.53.24). При подаче напряжения, через тепловое реле защиты ток направится на основную обмотку и катушку реле. Так как контакты A/S и L разомкнуты, пусковая обмотка обесточена, и запуск двигателя не происходит, это вызывает резкое возрастание потребляемого тока. Увеличение пускового тока приводит к снижению напряжения на катушке реле, которого достаточно, чтобы сердечник втянулся в катушку, контакты A/S и L замкнулись и пусковая обмотка, таким образом, оказалась под напряжением.

Полученный от пусковой обмотки импульс запускает двигатель и по мере увеличения оборотов потребляемый ток снижается. Вместе с этим снижается напряжение на катушке реле (между L и Р/М). Когда мотор набрал 80% своей мощности, напряжение между L и Р/М будет недостаточным для удержания сердечника внутри катушки, контакт между A/S и L разомкнется, что станет причиной отключения пусковой обмотки.

При данной схеме пусковой момент на валу двигателя будет небольшим, по причине отсутствия в ней пускового конденсатора. Напомним, что конденсатор служит для увеличения пускового момента и обеспечивает необходимую величину сдвига по фазе между током в основной и пусковой обмотке. Таким образом, данную схему применяют только в двигателях небольшой мощности и незначительным моментом сопротивления на валу.

Если речь идет о холодильных компрессорах малой мощности (в качестве расширительного устройства используются капиллярные трубки), то запуск двигателя происходит при небольшом моменте сопротивления на валу.

С целью увеличения пускового момента, необходимо последовательно с пусковой обмоткой устанавливать пусковой конденсатор (Cd). Для этой цели реле тока производят с четырьмя гнездами (рис.53.25). При измерении показаний данного реле между гнездами М и 2 сопротивление будет близким к нулю (равным сопротивлению обмотки реле). При нормальном положении реле показания сопротивления между 1 и S будут близки к бесконечности, а в перевернутом состоянии (крышкой вниз) – нулю.

Если возникла необходимость в замене реле тока, то новое должно быть обязательно с тем же индексом, что и неисправное.

На практике существует множество модификаций реле тока с различными характеристиками (максимально допустимая сила тока, сила тока замыкания и размыкания…). Если заменяемое реле обладает показателями, отличающимися, от предыдущего, то это означает, что его контакты не будут замыкаться или останутся постоянно замкнутыми.

Если замыкание контактов не происходит, то это означает, что пусковое реле тока слишком мощное, из-за чего вспомогательная обмотка остается не запитанной и мотор не запустится (гудит и отключается тепловым реле защиты). Следует быть внимательными, поскольку аналогичные признаки наблюдаются и при поломке контактов реле (рис.53.26). Для проверки необходимо замкнуть контакты 1 и S, если двигатель запустился, то это свидетельствует о неисправности реле.

При постоянно замкнутых контактах пусковая обмотка находится все время под напряжением. Это говорит о низкой мощности пускового реле, поскольку при падении тока до 4 А оно должно размыкаться, а потребляемый двигателем ток при номинальном режиме составляет 6 А. Отметим, что контакты реле будут замкнутыми и при повышенной силе тока.

Тогда компрессор станет потреблять больше тока, из-за чего будет отключен тепловым реле (в лучшем случае). Если в схеме установлен пусковой конденсатор, то из-за повышенного напряжения он также будет перегреваться (при каждой попытке запуска) и в конечном результате выйдет из строя.

Чтобы проверить правильность работы пускового реле, необходимо использовать трансформаторные клещи, которые устанавливают на линии пусковой обмотки и конденсатора (поз.1 рис.53.27). При нормальной работе реле в период запуска ток должен быть максимальным, а при разомкнутых контактах показания на амперметре стремятся к нулевой отметке.

При рассмотрении пускового реле тока необходимо особое внимание уделить неисправности, которая возникает по причине чрезмерного роста давления конденсации. Независимо от причины (загрязненный конденсатор и пр.) увеличение давления конденсации приводит к повышению потребляемого двигателем тока. Иногда его становится достаточно для замыкания контактов и срабатывания реле при вращении двигателя. Следствия данного явления будут негативными.

Реле ограничения пускового тока РОПТ-20-LED

Реле ограничения пускового тока РОПТ-20-LED с микропроцессорным управлением предназначено для ограничения пускового тока с помощью гасящих резисторов и защиты от короткого замыкания при подключении емкостной нагрузки к однофазной сети 220 В, 50 Гц.

Реле РОПТ-20-LED выполнено в корпусе для установки на DIN-рейку.
На нижней клеммной панели модуля находятся индикаторы «СЕТЬ», «АВАРИЯ».
В нижней и верхней части изделия находятся клеммные колодки для подключения реле к сети, к нагрузке и к цепям сигнализации.
Питание реле осуществляется непосредственно от контролируемой сети.

Пусковое реле для холодильника: устройство, как правильно проверить и починить

Самым необходимым прибором, как в квартире, так и в частном доме, является холодильник. И с этим утверждением сложно не согласиться, не так ли? Сложно найти жилище, где него нет. Как и любые приборы, холодильники могут ломаться. Но бывают ситуации, когда поломку можно диагностировать самостоятельно.

Практически все бытовое холодильное оборудование снабжено однофазным двигателем. Для его старта приходится использовать пусковое реле. Если эта простая, но важная деталь выходит из строя, то компрессор перестанет запускаться. Но, зная принципы работы устройства, можно определить проблему и ее исправить.

В этой статье речь пойдет о том, как работает пусковое реле холодильника и о признаках его неисправности. Мы расскажем, как установить неполадки в работе холодильного оборудования. Материал сопровождается видеороликами, которые помогут понять принцип работы пускового реле, а также, в случае необходимости, выявить его неисправность.

Запуск однофазного асинхронного электродвигателя

По своей сути моторы компрессоров, установленных в современные холодильники, представляют собой однофазные асинхронные электродвигатели с пусковой обмоткой. Их основными компонентами являются вращающийся ротор и стационарный статор.

Ротор представляет собой полый цилиндр, выполненный из токопроводящего материала или содержащий короткозамкнутую проводку.

Статор включает две обмотки: рабочую (основную) и пусковую (стартовую). Они взаиморасположены под углом 90 градусов, либо имеют противоположное направление намотки – так называемый «бифиляр».

Переменный ток, проходя по основной обмотке, создает магнитное поле с изменяющимся вектором.

Если ротор не статичен, то по закону электромагнитной индукции двигатель будет развивать или тормозить вращающий момент, так как скольжение относительно прямо- и обратнонаправленного магнитного потока отличается.

Поэтому для поддержания движения достаточно переменного тока, проходящего по рабочей обмотке.

Если ротор неподвижен, то при одинаковом скольжении относительно магнитных потоков результирующий электромагнитный момент будет равен нулю. В этом случае необходимо создать пусковой момент. Для этого и нужна стартовая обмотка.

Токи в обмотках должны быть сдвинуты по фазе, поэтому в двигатель внедряют фазосмещающий элемент – регистр, дроссель или конденсатор. После достижения ротором необходимого вращения, подача электричества на стартовую обмотку прекращается.

Таким образом, для старта однофазного асинхронного электродвигателя необходимо прохождение тока по двум обмоткам, а для поддержания вращения ротора – только по рабочей.

Для регулирования этого процесса в цепи перед компрессором холодильника и устанавливают пусковое реле.

Принцип работы пускового реле

Несмотря на большое количество производителей комплектующих к холодильникам, схема работы и конструкция пусковых реле практически одинакова. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.

Схема устройства и подключение к компрессору

Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую, а другой (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:

  • первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
  • второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.

Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов.

Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.

Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор для понимания расположения проходных контактов.

Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:

  • «S» – пусковая обмотка;
  • «R» – рабочая обмотка;
  • «C» – общий выход.

Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.

Замыкание контактов посредством индукционной катушки

Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.

Смотрите так же:  Подключение розетки на 380 вольт

В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток.

В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.

При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается.

Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.

Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.

Регулирование подачи тока позистором

Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора.

Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.

В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.

По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи.

Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.

Реализация защиты токового типа

Асинхронный мотор представляет собой сложный электрический прибор, который подвержен поломкам. Если произойдет короткое замыкание, то сработает автоматический выключатель, установленный в распределительном щите.

При отказе вентилятора, который охлаждает обмотку и механические подвижные элементы, среагирует встроенная тепловая защита компрессора.

Однако может возникнуть ситуация, когда мотор длительное время (более 1 секунды) начинает потреблять ток больше номинального в 2-5 раз. Чаще всего это происходит при незапланированной нагрузке на валу, возникающей из-за заклинивания двигателя.

Сила тока возрастает, однако не достигает значений короткого замыкания, поэтому автомат не сработает. Причин отключения у тепловой защиты тоже нет, так как температура за такой короткий промежуток времени не изменится.

Единственный способ оперативно среагировать на возникшую ситуацию и избежать оплавления рабочей обмотки – срабатывание токовой защиты, которая может быть установлена в разных местах:

  • внутри компрессора;
  • в отдельном токозащитном реле;
  • внутри пускового реле.

Устройство, сочетающее функции включения пусковой обмотки и токовой защиты двигателя называют пускозащитным реле. Большинство компрессоров холодильников комплектуют именно таким механизмом.

Действие токовой защиты основано на трех принципах:

  • при увеличении силы тока возрастает сопротивление, что приводит к нагреву токопроводящего материала;
  • под действием температуры происходит расширение металла;
  • термический коэффициент расширения для разных металлов отличается.

Поэтому используют биметаллическую пластину, которая сварена из металлических листов с отличающимися коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается при нагреве. Один ее конец фиксируют, а второй, отклоняясь, размыкает контакт.

Пластина рассчитана на температурное реагирование при прохождении тока определенной силы. Поэтому при замене пускозащитного реле необходимо проверить его совместимость с установленной моделью компрессора.

Выявление возможных неисправностей

Учитывая незначительное количество элементов реле, можно последовательно проверить их на работоспособность. Для этого понадобится плоская отвертка и мультиметр.

№ 1 — неполадки при работе реле

С конструктивных позиций, реле с катушкой является устройством с нормально разомкнутыми контактами, а позисторный вариант – с нормально замкнутыми контактами.

Хотя и в том и в другом случае возможны варианты, когда при старте будет отсутствовать подача тока на пусковую обмотку или, наоборот, не сработает ее отключение.

Если компрессор исправен, но не включается по команде, поданной с блока управления холодильником, то это сигнализирует об отсутствие напряжения на пусковой обмотке статора.

Причиной этого может быть:

  • разрыв электрической цепи;
  • проблема контактной планки;
  • перегрев позистора;
  • срабатывание системы электрической защиты и ее невозврат в нормальное положение.

Если холодильник включается на 5-20 секунд, а потом отключается, то чаще всего это является следствием срабатывания защитного механизма реле. Причины могут быть следующие:

  • защитный механизм исправен, а срабатывание происходит по причине проблем в рабочей обмотке двигателя;
  • защитный механизм исправен, но в реле не происходит размыкание контактов в цепи стартовой обмотки;
  • защитный механизм неисправен, происходит ложное срабатывание при незначительном нагреве.

Так как причин неисправности может быть несколько, то необходимо провести полную диагностику пускозащитного реле холодильника.

№2 — неисправности контактов электроцепи

Неисправность пускозащитного реле можно выявить с помощью мультиметра. Для этого необходимо прозвонить три участка электрической цепи:

  1. Если на участке от входа до выхода на рабочую обмотку есть обрыв, то необходимо проверить место размыкания контактов защитным механизмом. Возможно, что он сработал и не вернулся в исходное состояние или окислились размыкаемые контакты.
  2. Если нет контакта на участке от входа до выхода на пусковую обмотку, то помимо банального разрыва токопроводящей жилы возможны два варианта: размыкание цепи защитным механизмом или отсутствие контакта через планку.
  3. Обрыв на прямом (нулевом) участке означает механическое повреждение цепи – его легче всего найти и исправить.

Если работа реле основана на использовании индукционной катушки, то необходимо принудительно поднять планку – иначе контакта не будет.

№3 — некорректная работа позистора

Чтобы убедиться в том, что позистор работает исправно, необходимо проверить его в холодном и нагретом состоянии.

В первую очередь надо подождать, когда позистор остынет (достаточно 2-3 минуты в неработающем состоянии) и прозвонить его с помощью мультиметра. В случае отсутствия тока или регистрации большого сопротивления, позистор неисправен и его нужно заменить.

Для проверки способности разъединения, нужно подключить к позистору потребителя электроэнергии, например, стоваттную лампу накаливания.

Для этого нужна электрическая вилка с двумя клеммами, которые подсоединяют на вход в устройство. Провода от лампы подсоединяют к разъемам, ведущим на ноль и пусковую обмотку.

При включении вилки в розетку лампочка загорится. Так как номинал проходящего тока в эксперименте значительно меньше, чем при пуске компрессора, то позистор будет долго нагреваться – для стоваттной лампы время реагирования составит 20-40 секунд.

Если через некоторое время лампочка погаснет, то устройство исправно. Если потребитель не будет обесточен, то это означает, что позистор нерабочий.

В домашних условиях его ремонт невозможен, стоит он недорого, поэтому необходимо приобрести аналогичный по параметрам элемент.

№4 — проблемы с контактной планкой

Существует два типа проблем с контактной планкой:

  • не происходит пропуск тока при замыкании контактов;
  • планка залипает и не опускается.

Первая проблема может возникнуть по причине окисления контактов. В этом случае необходимо их зачистить наждачной бумагой.

Также причиной может быть искривление положения планки, тогда необходимо установить ее горизонтально.

Более сложная проблема – место сочленения планки и штыря, на который воздействует магнитное поле соленоида. Решение проблемы здесь индивидуальное и зависит от типа неисправности.

Залипание планки выражается в том, что она не отходит вместе с сердечником. Для этого необходимо почистить контакты, чтобы удалить клеящее вещество и сделать их гладкими.

№5 — нештатное срабатывание токовой защиты

Если при прозвоне обнаруживается отсутствие контакта от входа до обеих обмоток, то, скорее всего, обрыв произошел в зоне защиты.

В большинстве случаев это или отход контакта, который размыкает биметаллическая пластина, или повреждение в районе нагревающей спирали.

Если исправить повреждение иначе не удается, то придется приобретать новое реле.

Выводы и полезное видео по теме

Обзор принципа действия, типов и основных неисправностей пускозащитного реле:

Признаки поломок распространенного пускового реле РКТ. Подключение внешнего конденсатора для компенсации нестабильного напряжения:

Прозвон двигателя и реле. Ремонт катушки:

Несложная конструкция пускового реле позволяет самостоятельно находить неисправности и легко устранять их. Для этого не нужны глубокие знания в электрике или специальный инструмент. Однако необходимо соблюдать пунктуальность, так как от качества проведенных работ зависит функциональность дорогостоящего оборудования.

Похожие статьи:

  • Заземление подкрановых путей козлового крана Заземление подкрановых путей козлового крана От правильно выбранной конструкции подкрановых путей в значительной степени зависят общие расходы по эксплуатации кранов, а от правильной укладки и содержания путей — их безаварийная […]
  • Провода на 20 вольт Падение напряжения в кабелях Я решил провести эксперимент и замерить падение напряжения в различных кабелях различной длины под разной нагрузкой, чтобы понять для себя, что делать можно, а чего нельзя. Конечно, всё это можно рассчитать […]
  • Если через поперечное сечение контактного провода Задачи. Сила тока, напряжение, сопротивление. Задачи. Сила тока, напряжение, сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Просмотр содержимого документа «Задачи. Сила тока, напряжение, сопротивление.» Задачи. Сила тока, напряжение, […]
  • Пускатель магнитный пмл 110 Пускатель электромагнитный ПМЛ 2220 У2 В 110В (1з) РТТ-131 25.0А При сумме от 50 000 тысяч рублей доставка бесплатно При заключении договора с организациями Пускатели электромагнитные серии ПМЛ применяются в стационарных установках для […]
  • Как проверить зарядное устройство шуруповерта мультиметром Своими руками - Как сделать самому Как сделать что-то самому, своими руками - сайт домашнего мастера Ремонт зарядки шуруповерта своими руками ОТЛИЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И РУКОДЕЛИЯ И ВСЕ ДЛЯ САДА, ДОМА И ДАЧИ БУКВАЛЬНО ДАРОМ - […]
  • Преобразователь 220 в 9 вольт Радиолюбитель Простой преобразователь напряжения 1,5 – 9 вольт Автор: Beshenyi Город: Житомир, Украина Простой преобразователь напряжения 1,5 – 9 вольт Схема радиолюбительской конструкции очень простого преобразователя постоянного […]