Реверсивное подключение асинхронного двигателя на 220 вольт

Схема реверса трехфазного двигателя, подключенного в однофазную сеть

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Несколько дней назад от одного из читателей сайта я получил письмо с просьбой подробно рассказать о том, как осуществить реверс трехфазного асинхронного двигателя 380/220 (В), подключенного в однофазную сеть 220 (В).

Действительно, я как то упустил этот момент из виду и про реверс совсем забыл. Дело в том, что у меня уже имеется статья, где я рассказывал про выбор емкости рабочих и пусковых конденсаторов, собирал схему подключения трехфазного двигателя в однофазную сеть 220 (В) и даже снял видео на конкретном примере.

А сейчас вернемся к реверсу. Мудрить сложную схему я не буду, а покажу самый простой и самый распространенный вариант с помощью кнопки управления КУ-110111. Эту кнопку еще называют кнопочным выключателем или переключателем.

Вот так она выглядит.

Суть в том, что нам нужно две пары контактов: нормально-разомкнутый и нормально-замкнутый. И самое главное, чтобы управление этими контактами было фиксированным.

Вот как раз таки в этой кнопке имеется две пары контактов:

  • (1-2) — нормально-разомкнутый
  • (3-4) — нормально-замкнутый

В нашем случае управление контактами осуществляется с помощью рукоятки-переключателя, которая имеет два положения.

Когда переключатель установлен (зафиксирован) в вертикальном положении, то его контакт (1-2) разомкнут, а (3-4) замкнут. И наоборот, когда переключатель находится в горизонтальном положении (поворот рукоятки на 90° по часовой стрелке), то его контакт (1-2) замкнут, а (3-4) — разомкнут.

Номинальный ток контактных пар составляет 10 (А). На это стоит обращать внимание, т.к. при выборе кнопки с заниженным номинальным током контакты могут выгореть.

Вместо кнопки управления КУ-110111 можно использовать тумблеры, ключи управления, кнопки с фиксацией положения и т.п.

Например, для реверса двигателей мощностью до 0,4 (кВт) можно применять тумблер ТВ1-2. У него имеется 4 контактные группы: 2 нормально-разомкнутые и 2 нормально-замкнутые. Номинальный ток контактов составляет 5 (А).

Реверс асинхронного трехфазного двигателя, подключенного в однофазную сеть

Все просто. Реверс осуществляется путем переключения питания конденсаторов с одного полюса питающего напряжения на другой. Это как раз и осуществляется с помощью кнопки управления. На схеме она показана в красном прямоугольнике.

В качестве примера рассмотрим уже известный нам трехфазный двигатель АОЛ 22-4 мощностью 0,4 (кВт) напряжением 220/127 (В). Для его запуска необходим рабочий конденсатор емкостью не ниже 25 (мкФ). Я использовал конденсатор чуть меньшей емкости — МБГО-1, 20 (мкФ), напряжение 500 (В).

В моем примере взят двигатель напряжением — 220/127 (В). Т.к. питающая сеть у нас 220 (В), то его обмотки должны быть соединены в звезду. Звезда уже собрана внутри этого двигателя и на клеммник выведено всего 3 вывода.

Сначала я устанавливаю на кнопке управления перемычку между клеммами (2) и (3). Затем к клемме (2) подключаю один вывод конденсатора.

Второй вывод конденсатора подключаю на обмотку электродвигателя, которая не соединена с сетью, т.е. по схеме это вывод С1 (U1).

Теперь нужно соединить переключатель с двигателем. Для этого клемму (1) я соединяю с выводом двигателя С3 (W1), а клемму (4) — с С2 (V1).

Если на Вашем двигателе отсутствует маркировка выводов обмоток, то ее можно найти самостоятельно — вот Вам в помощь моя статья об определении начала и конца обмоток электродвигателя.

Питающее напряжение 220 (В) подводим к С2 (V1) и С3 (W1). Пробуем включать двигатель и проверяем реверс.

Работу реверса смотрите в видеоролике:

Реверсивное подключение однофазного асинхронного двигателя своими руками

Перед выбором схемы подключения однофазного асинхронного двигателя важно определить, сделать ли реверс. Если для полноценной работы вам часто нужно будет менять направление вращения ротора, то целесообразно организовать реверсирование с использованием кнопочного поста. Если одностороннего вращения вам будет достаточно, то подойдет самая простая схема без возможности переключения. Но что делать, если после подсоединения по ней вы решили, что направление нужно все же поменять?

Постановка задачи

Предположим, что у уже подсоединенного с использованием пускозарядной емкости асинхронного однофазного двигателя изначально вращение вала направлено по часовой стрелке, как на картинке ниже.

Уточним важные моменты:

  • Точкой А отмечено начало пусковой обмотки, а точкой В – ее окончание. К начальной клемме A подсоединен провод коричневого, а к конечной – зеленого цвета.
  • Точкой С помечено начало рабочей обмотки, а точкой D – ее окончание. К начальному контакту подсоединен провод красного, а к конечному – синего цвета.
  • Направление вращения ротора обозначено с помощью стрелок.

Ставим перед собой задачу – сделать реверс однофазного двигателя без вскрытия его корпуса так, чтобы ротор начал вращаться в другую сторону (в данном примере против движения стрелки часов). Ее можно решить тремя способами. Рассмотрим их подробнее.

Вариант 1: переподключение рабочей намотки

Чтобы изменить направление вращения двигателя, можно только поменять местами начало и конец рабочей (постоянной включенной) обмотки, как это показано на рисунке. Можно подумать, что для этого придется вскрывать корпус, доставать намотку и переворачивать ее. Этого делать не нужно, потому что достаточно поработать с контактами снаружи:

  1. Из корпуса должны выходить четыре провода. 2 из них соответствуют началам рабочей и пусковой намоток, а 2 – их концам. Определите, какая пара принадлежит только рабочей обмотке.
  2. Вы увидите, что к этой паре подсоединены две линии: фаза и ноль. При отключенном двигателе произведите реверс путем перекидывания фазы с начального контакта намотки на конечный, а нуля – с конечного на начальный. Или наоборот.

В результате получаем схему, где точки С и D меняются между собой местами. Теперь ротор асинхронного двигателя будет вращаться в другую сторону.

Вариант 2: переподключение пусковой намотки

Второй способ организовать реверс асинхронного мотора 220 Вольт – поменять местами начало и конец пусковой обмотки. Делается это по аналогии с первым вариантом:

  1. Из четырех проводов, выходящих из коробки мотора, выясните, какие из них соответствуют отводкам пусковой намотки.
  2. Изначально конец В пусковой обмотки соединялся с началом С рабочей, а начало А подключалось к пускозарядному конденсатору. Сделать реверс однофазного двигателя можно, подключив емкость к выводу В, а начало С с началом А.

После описанных выше действий получаем схему, как на рисунке выше: точки А и В поменялись местами, значит ротор стал обращаться в противоположную сторону.

Вариант 3: смена пусковой обмотки на рабочую, и наоборот

Организовать реверс однофазного мотора 220В теми способами, что описаны выше, можно только при условии, что из корпуса выходят отводки от обеих обмоток со всеми началами и концами: А, В, С и D. Но часто встречаются моторы, в которых производитель намеренно оставил снаружи только 3 контакта. Этим он обезопасил устройство от различных «самоделок». Но все же выход есть.

На рисунке выше изображена схема такого, «проблемного», мотора. У него выходят из корпуса только три провода. Они помечены коричневым, синим и фиолетовым цветами. Зеленая и красная линии, соответствующие концу В пусковой и началу С рабочей намотки, соединены между собой внутри. Доступ к ним без разборки двигателя мы получить не сможем. Поэтому изменить вращение ротора одним из первых двух вариантов не представляется возможным.

В этом случае поступают так:

  1. Снимают конденсатор с начального вывода А;
  2. Подсоединяют его к конечному выводу D;
  3. От проводов А и D, а также фазы, пускают отводки (можно сделать реверс с использованием ключа).

Посмотрите на рисунок выше. Теперь, если подключить фазу к отводку D, то ротор вращается в одну сторону. Если же фазный провод перекинуть на ветку A, то можно изменить направление вращения в противоположную сторону. Реверс можно осуществлять, вручную разъединяя и соединяя провода. Облегчить работу поможет использование ключа.

Важно! Последний вариант реверсивной схемы подключения асинхронного однофазного мотора неправильный. Его можно использовать, только если соблюдаются условия:

  • Длина пусковой и рабочей намоток одинакова;
  • Площадь их поперечного сечения соответствует друг другу;
  • Эти провода изготовлены из одного и того же материала.

Все эти величины влияют на сопротивление. Оно у обмоток должно быть постоянным. Если вдруг длина или толщина проводов отличаются друг от друга, то после того, как вы организуете реверс, окажется, что сопротивление рабочей намотки станет таким же, как было раньше у пусковой, и наоборот. Это может стать и причиной того, что мотор не сможет запуститься.

Внимание! Даже если длина, толщина и материал обмоток совпадают, работа при измененном направлении вращения ротора не должна быть продолжительной. Это чревато перегревом и выходом из строя двигателя. КПД при этом тоже оставляет желать лучшего.

Осуществить реверс асинхронного мотора 220В просто, если концы обмоток отводятся из корпуса наружу. Сложнее его организовать, когда выводов всего три. Рассмотренный нами третий способ реверсирования подходит только для кратковременного включения двигателя в сеть. Если работа с обратным вращением обещает быть продолжительной, то мы рекомендуем вскрыть коробку для переключения методами, описанными в 1 и 2 варианте: так безопасно для агрегата, и сохраняется КПД.

Реверсивная схема подключения электродвигателя

Направление вращения вала электродвигателя иногда требуется изменить. Для этого необходима реверсивная схема подключения. Ее вид зависит от того, какой у вас мотор: постоянного или переменного тока, 220В или 380В. И совсем по-другому устроен реверс трехфазного двигателя, включенного в однофазную сеть.

Переменная сеть: мотор 380 к сети 380

Для реверсивного подключения трехфазного асинхронного электродвигателя возьмем за основу схему его включения без реверса:

Эта схема позволяет вращаться валу только в одну сторону – вперед. Чтобы заставить его повернуться в другую, нужно поменять местами любые две фазы. Но в электрике принято менять только А и В, несмотря на то, что к такому же результату привели бы смены А на С и В на С. Схематично это будет выглядеть так:

Для подключения дополнительно понадобятся:

  • Магнитный пускатель (или контактор) – КМ2;
  • Трехкнопочная станция, состоящая из двух нормально замкнутых и одного нормально разомкнутого контактов (добавлена кнопка Пуск2).

Важно! В электрике нормально замкнутый контакт – это состояние кнопочного контакта, у которого есть только два несимметричных состояния. Первое положение (нормальное) – рабочее (замкнуто), а второе – пассивное (разомкнуто). Точно так же формулируется понятие нормально разомкнутого контакта. В первом положении кнопка пассивна, а во втором – активна. Понятно, что такая кнопка будет называться «СТОП», в то время как две другие: «ВПЕРЕД» и «НАЗАД».

Схема реверсивного подключения мало отличается от простой. Главное ее отличие состоит в электроблокировке. Она необходима для исключения пуска мотора сразу в двух направлениях, что привело бы к поломке. Конструктивно блокировка – это блок с клеммами магнитных пускателей, которые соединены в управляющей цепи.

Смотрите так же:  Бабушкин квадрат схема соединения

Для запуска двигателя:

  1. Включите автоматы АВ1 и АВ2;
  2. Нажмите кнопку Пуск1 (SB1) для вращения вала по часовой стрелке или Пуск2 (SB2) для вращения в обратную сторону;
  3. Двигатель работает.

Если нужно сменить направление, то сначала нужно нажать кнопку «СТОП». Затем включить другую пусковую кнопку. Электрическая блокировка не позволяет активировать ее, если мотор не выключен.

Переменная сеть: электродвигатель 220 к сети 220

Реверс электродвигателя 220В возможен только в том случае, если выводы обмоток лежат вне корпуса. На рисунке ниже – схема однофазного включения, когда пусковая и рабочая намотки расположены внутри и выводов наружу не имеют. Если это ваш вариант, вы не сможете изменить направление вращения вала.

В любом другом случае для реверсирования однофазного конденсаторного АД необходимо поменять направление рабочей обмотки. Для этого вам понадобятся:

Схема однофазного агрегата почти ничем не отличается от той, что представлена для трехфазного асинхронного двигателя. Ранее мы перекидывали фазы: А и В. Сейчас при смене направления вместо фазного провода с одной стороны рабочей обмотки будет подключаться нулевой, а с другой – вместо нулевого фазный. И наоборот.

Переменная сеть: 380В к 220В

Для подключения трехфазного асинхронного двигателя к электросети 220В необходимо использовать один или два конденсатора для компенсации отсутствующей фазы: рабочий и пусковой. Направление вращательного движения зависит от того, с чем соединяется третья обмотка.

Чтобы заставить вал вращаться в другую сторону, обмотку №3 необходимо подключить с помощью конденсатора к тумблеру с двумя позициями. Он должен иметь два контакта, соединенных с обмотками №1 и №2. Ниже показана подробная схема.

Такой мотор будет играть роль однофазного, поскольку подключение происходило с помощью одного фазного провода. Чтобы запустить его, необходимо перевести реверсирующий тумблер в нужное положение («вперед» или «назад), затем перевести тумблер «пуск» в положение «включено». На момент запуска необходимо нажать одноименную кнопку – «пуск». Держать ее нужно не более трех секунд. Этого будет достаточно для разгона.

Постоянный электроток: особенности

Двигатели постоянного тока подключаются труднее моторов, питающихся от переменной сети. Потому что для того чтобы соединить обмотки, нужно точно знать, какой марки ваш агрегат. Только потом можно найти подходящую схему.

Но в любом электромоторе постоянного тока есть якорь и намотка возбуждения. От способа их включения их делят на агрегаты:

  • с возбуждением независимым,
  • с самостоятельным возбуждением (делится еще на три группы: последовательное, параллельное и смешанное подключение).

Электродвигатели постоянного тока с независимым возбуждением (схематично изображены ниже) применяется на производствах. Их намотка никак не связана с якорем, потому что подключается к другому электрическому источнику.

В станках и вентиляторах применяются моторы однофазного питания с параллельным возбуждением. Тут нет надобности во втором источнике.

В электротранспорте применяются агрегаты с последовательным возбуждением.

Если одна намотка параллельна якорю, а другая последовательна, то такой способ подключения – смешанный. Он встречается редко.

Все способы включения электродвигателей постоянного тока могут реверсироваться:

  • Если возбуждение последовательное, то направление тока нужно поменять либо в возбуждающей намотке, либо в якоре;
  • В любом другом случае рекомендуется менять обмотку только в якоре. Если менять в намотке, то есть опасность, что она оборвется. Это приведет к резкому возрастанию электродвижущей силы, которая приведет к повреждению изоляции.

Реверсирование двигателя постоянного тока с независимым возбуждением выполняется так же.

Имейте в виду, что в розетке ток переменный. Но это не значит, что он переменный во всех электроприборах, оснащенных электродвигателем и включенных в нее. Ток из переменного фазного может стать постоянным, пройдя через выпрямитель. Фазного питания вообще может не быть, если двигатель запитан от батареи.

Реверс электродвигателя

Приветствую Вас, уважаемые гости сайта «Заметки электрика».

Сегодня я Вам расскажу про реверс электродвигателя.

В данной статье Вы познакомитесь со схемой реверса электродвигателя, а также узнаете как она работает. А в конце я снял для Вас специальный видео-ролик, где покажу Вам принцип работы схемы реверса электродвигателя на специальном стенде.

В процессе эксплуатации трехфазного асинхронного электродвигателя возникают моменты, когда необходимо изменить вращение вала электродвигателя. Чтобы осуществить задуманное, мы подключаем электродвигатель по схеме реверса.

Что нам для это потребуется?

  • Вводной питающий автомат — в данном примере я использовал автоматический выключатель марки АП-50 с номинальным током 4А
  • Контакторы или магнитные пускатели в количестве 2 штуки
  • Кнопочный пост с 3 кнопками (красная — «стоп», черные — «вперед», «назад»)
  • Тепловое реле
  • Асинхронный электродвигатель

В моем примере (видео) отсутствует тепловое реле и сам электродвигатель, т.к. данный стенд предназначался для тренировки для студентов колледжей по сборке схемы реверса электродвигателя без силовой части.

Перед тем, как перейти к реверсу электродвигателя рекомендую прочитать и досконально изучить следующие статьи:

А теперь перейдем к реверсу. Чтобы изменить вращение вала (направление) электродвигателя, необходимо изменить чередование (следование) фаз питающего напряжения.

Как это сделать?

Схема реверса электродвигателя

Схема реверса электродвигателя при напряжении сети 220(В) и при напряжении цепей управления 220(В)

Хочу сразу заметить, что следует обращать внимание на уровень напряжение питания электродвигателя (380В или 220В) и напряжение катушек контакторов (380В и 220В).

Ниже смотрите еще 2 схемы реверса электродвигателя с разными номинальными напряжениями.

Схема реверса электродвигателя при напряжении сети 380(В) и при напряжении цепей управления 380(В)

Схема реверса электродвигателя при напряжении сети 380(В) и при напряжении цепей управления 220(В)

В моем примере уровень напряжения силовой цепи составляет 220(В), поэтому контакторы я использую с катушками, соответственно, на 220 (В).

Контакторы КМ1 и КМ2 используем для организации реверса электродвигателя. При срабатывании контактора КМ1 фазировка питающего напряжения будет различаться от фазировки при срабатывании контактора КМ2.

Управление катушками контакторов КМ1 и КМ2 осуществляется кнопками «стоп», «вперед» и «назад».

Давайте рассмотрим принцип работы схемы реверса электродвигателя.

Принцип работы схемы реверса

При нажатии кнопки «вперед» получает питание катушка контактора КМ1 по цепи: фаза С — н.з. контакт кнопки «стоп» — н.з. контакт КМ2.2 контактора КМ2 — н.о. контакт нажатой кнопки «вперед» — катушка контактора КМ1 — фаза В.

Контактор КМ1 подтягивается и замыкает свои силовые контакты КМ1.1. Двигатель начинает вращаться в прямом направлении.

Кнопку «вперед» держать не нужно, т.к. катушка контактора КМ1 встает на «самоподхват» через свой же контакт КМ1.3.

Н.о. — нормально-открытый контакт, н.з. — нормально-закрытый контакт

Для остановки электродвигателя используем кнопку «стоп». Контактами этой кнопки мы разрываем питание катушки («самоподхват») контактора КМ1. Катушка КМ1 теряет питание и контактор КМ1 отпадывает, отключая электродвигатель от сети.

При нажатии кнопки «назад» получает питание катушка контактора КМ2 по цепи: фаза С — н.з. контакт кнопки «стоп» — н.з. контакт КМ1.2 контактора КМ1 — н.о. контакт нажатой кнопки «назад» — катушка контактора КМ2 — фаза В.

Контактор КМ2 подтягивается и замыкает свои силовые контакты КМ2.1. Двигатель начинает вращаться в обратном направлении.

Кнопку «назад» держать не нужно, т.к. катушка контактора КМ2 встает на «самоподхват» через свой же контакт КМ2.3.

В этой схеме выполнена блокировка кнопок от одновременного нажатия, иначе в силовой цепи возникнет короткое замыкание, которое приведет к повреждению электрооборудования. Блокировка выполняется последовательным включением н.з. контакта (блок-контакта) соответствующего контактора.

Силовая цепь схемы реверса электродвигателя снабжена защитным коммутационным вводным автоматическим выключателем АП-50 с номинальным током 4(А). Также желательно выполнить защиту и цепи управления, путем установки автоматических выключателей или предохранителей на фазу В и С.

В примере (видео) защита цепей управления отсутствует.

Существуют заводские сборные контакторы для схем реверса электродвигателя с механической блокировкой в виде перекидного рычажка, который блокирует одновременное включение контакторов.

Если у Вас однофазный двигатель, то схемы приведенные в данной статье не подойдут. Переходите по ссылке, чтобы узнать более подробно о реверсе однофазного двигателя.

В комментариях регулярно пишут, что в данной статье не в полном объеме раскрыта сборка схемы реверса. Исправляюсь и представляю Вашему вниманию пошаговую инструкцию по сборке схемы реверса асинхронного двигателя (переходите по ссылочке). Прочитав эту инструкцию, Вы самостоятельно соберете схему реверса электродвигателя.

Схема реверса асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Здравствуйте, постоянные читатели и гости сайта http://zametkielectrika.ru.

Представляю Вашему вниманию конкурсную работу под названием «Схема реверса асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором», которую прислал Пепеляев Михаил Владимирович, студент группы ТЭ-109, ГБОУ СПО «КПК», г. Чернушка, Пермского края.

Михаил проявил необычайную целеустремленность и представил на всеобщее обозрение подробнейшую и пошаговую инструкцию по сборке схемы реверса асинхронного двигателя.

Электрооборудование, используемое при работе:

  • асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором общего назначения
  • магнитный пускатель ПМЕ-211 (для пуска, остановки и реверсирования двигателя)
  • тепловое реле ТРН (для защиты асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором от перегрузок)
  • кнопочный пост ПКЕ 222-3У2 (кнопка пуск — вперед, пуск — назад и стоп)

Рабочий инструмент: отвертка плоская, бокорезы, монтажный нож, кабель (провод) одножильный, круглогубцы, плоскогубцы, трехфазная вилка с питающим шнуром.

Схема реверсивного пуска асинхронного двигателя (АД) с короткозамкнутым ротором

Монтажная схема для лучшего понимания кнопочного поста:

До начала работы хотелось бы объяснить обыкновенные понятия для понимания схемы:

  • нормально замкнутый контакт
  • нормально разомкнутый контакт

Для наглядности рассмотрим контакты на магнитном пускателе ПМЕ-211:

Такой же контакт стоит в кнопке пуск и стоп.

Технологический процесс сборки схемы реверса асинхронного двигателя (АД) с короткозамкнутым ротором

Цепь управления:

1. Питающий кабель присоединяем с фазы «В» на нормально замкнутый контакт (3) кнопки SB3.

2. С нормально замкнутого контакта (4) кнопки SB3 присоединить перемычку на нормально разомкнутый контакт (1) кнопки SB2.

3. С нормально замкнутого контакта (4) кнопки SB3 присоединить перемычку на нормально разомкнутый контакт (1) кнопки SB1.

4. С нормально разомкнутого контакта (2) кнопки SB1 присоединить провод на нормально замкнутый контакт магнитного пускателя КМ2.

5. С нормально замкнутого контакта магнитного пускателя КМ2 присоединяем провод на катушку К1 магнитного пускателя КМ1.

6. С нормально разомкнутого контакта (1) кнопки SB1 присоединяем провод на нормально разомкнутый контакт магнитного пускателя КМ1.

7. С нормально разомкнутого контакта магнитного пускателя КМ1, присоединяем перемычку на нормально замкнутый контакт магнитного пускателя КМ2.

8. С нормально разомкнутого контакта (2) кнопки SB2 присоединить провод на нормально замкнутый контакт магнитного пускателя КМ1.

9. С нормально замкнутого контакта магнитного пускателя КМ1 присоединяем провод на катушку К2 магнитного пускателя КМ2.

10. С нормально разомкнутого контакта (1) кнопки SB2 присоединить провод на нормально разомкнутый контакт магнитного пускателя КМ2.

11. С нормально разомкнутого контакта магнитного пускателя КМ2, присоединяем перемычку на нормально замкнутый контакт магнитного пускателя КМ1.

12. Закрыть крышку кнопочного поста.

13. Делаем перемычку между катушек К1 и К2 магнитных пускателе КМ1 и КМ2.

Смотрите так же:  Ребенок грызет провода

14. От катушки К1 магнитного пускателя КМ1 присоединить провод к замкнутому контакту теплового реле КК.

15. С нормально замкнутого контакта теплового реле КК присоединяем провод на фазу «С».

Силовая цепь:

16. На магнитных пускателях осуществить реверс путем переключение контактов по схеме.

Со стороны двигателя:

Cо стороны подключения кнопочного поста:

17. Подключение двигателя с КЗ ротором фазой «В» к фазе «В» на магнитный пускатель. Фазу «А» и «С» подключаем к входным контактам теплового реле КК.

18. С выходных контактов теплового реле КК присоединить провода к фазе «А» и фазе «С».

19. Подключить трехфазную вилку к магнитному пускателю на фазы «А», «В» и «С».

20. Проверить правильность сборки схемы реверса асинхронного двигателя и только после этого подать напряжение, и запустить двигатель. Прилагается видео — смотрите:

P.S. Все вопросы, предложения и отзывы по схеме реверса асинхронного двигателя пишите в комментариях к данной статье. Спасибо за внимание.

150 комментариев к записи “Схема реверса асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором”

Статья 5 баллов!

Только с «нормальными» контактами по-моему перебор )

Сергей, что Вы имели ввиду?

Так подробно, что запутаться можно! Но довольно толково.

Я имел ввиду, что можно было бы просто написать про открытый или закрытый контакт) Без «Нормально». По-моему это и так ясно)

Сергей, не согласен с вами. «нормально» это непросто прихоть автора. Так пишется в документациях к различным приборам и оборудованию. И правильно делают что пишут, это подчёркивает что «нормально закрытый» например, закрыт в своём обычном состоянии, без питания.
А то что вам понятно, так это замечательно)

как применить данную схему включения реверса 3х фазного двигателя в однофазную сеть (220В).

можно ли в данной схеме исползовать КМИ-11210 вместо ПМЕ-211 .

я вроде разобрался… для сети 220В достаточно в этой схеме между фазами «В» и «С» включить конденсатор.

КМИ-11210 применить можно, только с применением дополнительной контактной приставки, например, ПКЛ-22М. Затем читайте статью про подключение двигателя в однофазную сеть. Сам реверс осуществляется путем переключения питания фазосдвигающего конденсатора с другого полюса питающего напряжения.

Отлично поданный материал, спасибо)

Еще раз огромное Вам спасибо. А есть монтажная схема подключения? как в случае с нереверсивным))))

В статье есть монтажная схема кнопочного поста. Разве этого не достаточно?

Я просто имею в виду что в первом случае она более понятная, вид сверху как бы получается)))

ВОООО, теперь разобрался))))). Спасибо большое за статью!))))

всё хорошо. но лишних проводов много от кнопочного поста — туда и обратно, достаточно будет четырёх. первый питание, второй пуск №1, третий пуск номер №2, и четвёртый «блокировочный» провод. или я что то не понял?

Приветствую.
У меня в станке такая же схема подключения только как я понимаю вместо теплового реле с тоит ПМЕ 011, а сами контакторы с катушками, если я правильно понимаю, ПМЕ 113. вопрос в чем разница между моей схемой и вашей. Мне понятно что у меня нет теплового реле, и пока в толк не возьму зачем у меня стоит ПМЕ 011. Заранее приношу свои извинения за возможно не коректную формулировку, я к сожалению тут дилетант.

да схема у меня реализованна на токарном станке, вот думаю ее заменить на предложенную Вами, подскажите есть ли сысл в замене

Андрей, скорее всего схема одинаковая, просто используются разные типы пускателей. Но если Вы не разбираетесь в электрике, то лучше обратитесь к специалистам.

Хотелось бы узнать что будет если нажать сначала кнопку вперед а потом сразу назад либо 2 сразу ?
Просто я работаю на Авто кране там подобная схема подключения и есть 1 проблема кнопка стоп не всегда либо не сразу отключает 1 магнитный пускатель со вторым такой проблемы не наблюдается залипание не должно быть контакты зачищены в чем может быть проблема ?
Если сработает Тепловое реле его надо будет запускать в ручную ?

В представленной схеме ничего не будет, т.к. цепь на пускатель КМ2 не соберется, пока не отключить пускатель КМ1. Но есть схемы с блокировкой кнопок, т.е. там любой кнопкой можно разорвать цепь пускателя.

День добрый. Возможно ли произвести автоматический реверс 3-х фазного асинхронника 4 кВт таким же простым способом, без применения контроллеров? Суть проблемы: при заклинке ротора необходимо произвести реверс, работа на реверсе примерно секунд 5-6, далее остановка и продолжение работы в нормальном режиме. И обойтись при этом токовым реле и таймером включения-отключения, ну и плюс, разумеется, контакторы.
Либо, все-таки, проще применить контроллер.
Спасибо.

Да, Александр, можно. Установить в силовую цепь токовое реле, выставить уставку по перегрузу. Затем его контактом запитать таймер с двумя каналами, на каждый канал задать соответствующую функцию — разрывать цепь прямого питания и собирать реверс, и наоборот.

Применение контроллера выйдет дороже.

Дмитрий, а токовое реле обязательно должно быть трехфазное, либо можно обойтись контролем только одной фазы? Спасибо.

При перегрузе (клине) ток повышается во всех фазах одновременно, поэтому реле можно установить в одной фазе. Для надежности — в двух. Схемку я накидал на черновике еще в пятницу на работе, с использованием двух реле времени ВЛ-81. Но для уверенности и проверки надежности нужно проверить ее в действии.

Тепловое реле не обязательно?

Если двигатель защищен автоматическим выключателем с защитой от КЗ и перегруза, то тепловое реле можно не устанавливать.

Об эстетике при сборке схемы автор конечно не слышал.))

Все таки для статьи на сайт можно было провода уложить как-нибудь по-красивее…

Очень наглядно,доходчиво и хорошо показано и объяснено.Спасибо автору за его труд.

Спасибо большое за такой скурпулезный труд на 5 баллов из 5! Если бы так везде объясняли…

Димон:
21.12.2013 в 20:07
Об эстетике при сборке схемы автор конечно не слышал.))
Все таки для статьи на сайт можно было провода уложить как-нибудь по-красивее…
Согласен, монтаж выполнен неаккуратно, у нас был коммутатчик, который укладывал провода в щитах- загляденье. Но у Дмитрия другая цель — доводит до читателей работу схем от простых до более сложных . Жду от Дмитрия расчет токов компенсации — по сети 6 кВ?

Ребята, читайте по тексту статьи — это конкурсная работа, выполненная студентом колледжа. А вообще я согласен с Александром, главное донести суть, а монтаж со временем и опытом придет.

Очень понятно и доходчиво. Но это для трехфазного двигателя на 380в.Можно ли изобразить хотя бы схему из этих же деталей для однофазного двигателя на 220в.Особо интересует порядок подключения контактов на ПМЕ 211.

Александр, об этом читайте в статье про реверс однофазного двигателя.

Статью про реверс однофазного двигателя прочитал ранее, но там используется контактор КМИ 11210. Как его контакты сопоставить с контактами ПМЕ 211.Например в первом есть контакты 13НО, 14 НО.Во втором таких нет, какие им соответствуют? Ну и так далее по всем контактам.Как говорится, плохо быть бестолковым.Но что поделаешь, если я гуманитарий и основ электротехники не изучал.А хочется сделать своими руками.

Кроме того два контактора нужно для реверса правильно соединить между собой.Опять вопрос соотношения контактов КМИ 11210 и ПМЕ 211. Спасибо.

ваще помогло пасибо почаще бы такие статьи

На мой взгляд это лучшее пошаговое пособие в интернете.

А мне не понравилось.
В статье Автора (админа) «Схема подключения магнитного пускателя» — всЁ подробно расписано, с указанием всех номеров контактов.
Вот по ней я и поднял свой уровень знаний (за 10 лет работы в энергетике ни разу не сталкивался с ПМ). И в принципе смог бы еЁ собрать сам.
А здесь долго думал, что за замкнутые контакты КМ1, и КМ2 (после кнопок , перед катушкой), и для чего они.
Кнопкой «вперЁд» замыкаем КМ1разомк. и тем самым размыкаем КМ1замк., тем самым обесточиваем цепь «назад».
Не мешало бы добавить циферьки на это схему, как у Автора.

«Ребята, читайте по тексту статьи — это конкурсная работа, выполненная студентом колледжа. А вообще я согласен с Александром, главное донести суть, а монтаж со временем и опытом придет.»

Хех… У нас в училище (не колледж) правильная укладка проводов было важным требованием при сборке схем. Конечно не всем удавалось аккуратно все выполнить, но если в статье представленна конкурсная работа ,то уж извините… Печально.

Да и делается это не просто так , а для того чтобы цитирую еще раз:»главное донести суть, а монтаж со временем и опытом придет.»

в этой схеме не могу понять почему не подключается ноль на катушки пускателей как они тогда будут работать.

Сергей, потому что катушки контакторов взяты на 380 (В), поэтому цепь управления подключена с двух фаз. Если катушки были бы на 220 (В), то цепь управления подключили бы к какой-нибудь фазе и нулю. Почитайте эту статью, там есть рисунки с разными подключениями цепей управления.

Спасибо разобрался очень полезная информация.

Как то можно собрать схему для запуска двигателя с пусковыми обмотками ( треугольник ) с переключением на рабочие (звезда ) без применения таймеров и с 1 кнопки + перед реверсом необходима работа магнитного торможения с блокировкой реверса и запуска вперед пока работает торможение.

Иван, конечно можно.

если нет разницы.то зачем 5проводов вместо 4-с кн.поста?

С кнопочного поста не разумно тянуть 2 белых провода. Достаточно одного. А вместо него лучше сделать перемычку на контакторах, потому что они ближе. Провода можно и по красивее уложить.

А почему в кп не сделали защиту от дурака

Какая защита от дурака? все сделанно. Если одновременно нажать две кнопки, то цепь будет разомкнута. Все предусмотренно.

На одном из фото катушка пускателя 220Б или не разглядел? Вообще-то U катушки д. б. обязательно указано. И еще. Или ГОСТы поменялись, но еще в 90-х были заменены термины «нормально замкнутый/разомкнутый» на замыкающий/размыкающий.

два провода лишних и двух перемычек не хватает

Ничего не сказано о свойствах катушек пускателя.
Начал собирать схему на ПМЕ 211 с катушкой на 220 вольт, начал сомневаться в том, что катушку можно запитать от 2 фаз.
Оказывается, предложенная схема для пускателя с катушкой на 380 вольт. Я не профи, но и порядок сборки реверса написан для делетантов. А такой серьёзный вопрос не осветили…

Сергей, перед сборкой данной схемы желательно изучить вот эту статью. Там подробно объяснено про номиналы катушек относительно применяемых схем управления и напряжений сети.

Действительно, пункт № 19 крупным планом пускатель, видно, что катушка на 220 вольт. Ответьте на этот комент, чтобы развеять все сомнения и внесите изменения в статью.

Сергей, Вы читали мой предыдущий комментарий? Вы перешли по ссылке? Если да, то все сомнения у Вас должны рассеяться.

Данную схему собирал студент колледжа. В колледже трехфазная сеть выполнена с линейным напряжением 220 (В), а не 380 (В), как привычно многим. Т.к. схема управления питается от линейного напряжения (В-С), то и катушки пускателей взяты на 220 (В). Если у Вас трехфазная сеть на 380 (В) и схема управления взята аналогичным образом с (В-С), то катушки у пускателей должны быть на 380 (В). Если катушек для пускателей на 380 (В) у Вас нет, то запитайте схему управления с одной из фазы питающей сети и нуля, т.е. с фазного напряжения 220 (В).

Смотрите так же:  Схема подключения розетки лампочки и выключателя

Не очень понятно зачем в пункте 7 делать перемычку на нормально замкнутый контакт магнитного пускателя КМ2,обычно с открытых контактов кнопки идут 2 провода на открытые контакты пускателя 1 и с этой же кнопки с открытых контактов идёт провод на закрытый контакт 2 пускателя и с его выхода на катушку 1 пускателя,защита от одновременного пуска)

Юрий, в данной статье собран именно такой вариант схемы реверса. Есть и другие схемы реверса, например, с блокировкой на кнопках, но это уже отдельная тема для обсуждения.

Спасибо за разъяснение,а у вас случайно нету статьи ,подключение двигателя по схеме звезда-треугольник,с 3 пускателями,таймером и т.д ,очень хотелось бы увидеть,заранее спасибо)p.s в поиске вроде нету.

Юрий, Вас интересует схема с переключением звезды на треугольник после пуска? Такой схемы нет, но могу ее собрать — это не сложно.

Здравствуйте,да,интересует именно такая схема,если не сложно ,сделайте пожалуйста наглядный пример,заранее спасибо.

Постараюсь написать подробную статью об этом и снять видео на реальном примере.

Бог элекрики.. Подскажи пожалуйста!проблема с трубогибом,я собрал схему как у тебя с электро блокировкой!ближе к сути…у меня нет кнопок управления,стоит педаль пуска(пускай это будет кнопка пуск),и 2 концевика.первый концевик нужен для того чтобы включился реверс,второй нужен как стоповый(чтобы цикл закончился)проблема в том что по схеме перед реверсом надо нажать на стоп…а мне надо чтобы стоповый концевик у меня сработал последним…то есть я нажал на педаль,труба загнулась сработал концевик,включился реверс чтобы отжать заготовку и только после этого сработал концевик стоповый!!подскажи пожалуйста,срочно надо…это на работе каша встала!

Сергей, нужно более подробное объяснение работы трубогиба (желательно с фотографиями) и имеющаяся в данный момент схема подключения.

Педаль пуска у Вас блокируется контактом контактора или Вы держите педаль в ручную? Педаль пуска у Вас одна общая?

Добрый день ! Подскажи пожалуйста ! я такую схему собрал на 380в года 1.5 назад а сейчас надо переделать на 220в .Схему выше видел но сообразить не могу . Более подробней можно или фото . Заранее спасибо !

Андрей, нужны уточнения. Вы хотите запитать двигатель не от трехфазной сети 380 (В), а от трехфазной сети 220 (В) или же хотите подключить двигатель в однофазную сеть 220 (В)?

в однофазную сеть 220 (В)

Я не вчитывался конечно в комментарии — было бы не плохо, если расписать так же подробно схему переключения 3-х фазного эл. двигателя со звезды на треугольник через контакторы, реле времени и блочный пост.
Пересмотрел много сайтов, но никак не могу разобраться — все относительно поверхностно пишут.

Юрий, статья на эту тему планируется, я бы даже сказал, что она готова, осталось упростить саму схему. Рассматриваю варианты на разных типах реле времени.

Подскажите как правильно подключить двигатель 220/380 в сеть 220 с реверсом .
Есть двигатель 370 Вт 1500 об, конд 40мФ, два автомата .
Принцып работы сработал автомат № 1 дошёл до нужной точки контакт разомкнулся автомат отключился,
управление через временное реле , через пять минут сработал авт №2 двигатель крутиться в другую сторону ну и так дальше это всё работает.

из двигателя вых 6 контактов три перемкнуты наверное треугольник.

реверс трехфазного двигателя в однофазной сети с помощью переключателя КУ
ЭТУ статью я читал это всё понятно .
Но как в двигателе поставить перемычки.
из двигателя вых 6 контактов три перемкнуты наверное треугольник

Андрей, обмотки Вам нужно собрать треугольником, т.е. поставить 3 перемычки: C4 (U2) — С2 (V1), С5 (V2) — С3 (W1), С6 (W2) — С1 (U1).

Здравствуйте! Очень хорошая статья, все доходчиво описано, но у меня есть вопрос. Возможно ли на этой схеме реализовать чтобы асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором реверсировался пять раз в минуту автоматически?

Статья отличная.Земляку с Чернушки привет из Кунгура!Автору огромное спасибо!

Как в данную схему включить путевые выключатели

Вечер добрый всем! У меня такой вопрос к Админу…. Я собрал пусковой ящик для 3х фазных потребителей, причем с реверсом (схема идентична вышепредложенной). При сборке я брал пускатели ПМ-12-010100 с катушками на 380 В. На них нет нормально замкнутых контактов (т.е. я не могу сделать защиту от включения 2х пускателей сразу). Но я обратил внимание, что в кнопках, которые я использовал (КМЕ с самовозвратом), 4 контакта (2 н.з и 2 н.о). Вопрос… могу ли я использовать нормально замкнутые контакты с кнопок, чтобы выполнить защиту?

Приложение к вопросу… При нажатии на кнопку одновременно срабатывают обе пары контактов (н.з. и н.о).

Узнал свой колледж (ЧГПК) это сейчас он «КПК» по движку и пускателям. как в 2003г. так и сейчас студенты оттачивают мастерство. НЕмного критики. А где же прямые углы в проводах? нас учили должны быть все углы прямые.От этого монтаж красивее и компактнее когда большие схемы собираем. А так молодец. Поучительно для молодых электриков.Всем удачи и без КЗ.

УВ. ЭЛЕКТРИКИ.прошу помочь разобраться с подключением пульта управления.через МП типа ПБ-123 УЗВ.на ЭД . реверс.синхр. 380в.2.2кв. 950об\мин .МПс катушками 380в собран в коробке новый.сделан в СССР.Силовую от рубильника до ЭД несложно .Но пульт- для меня сложновато.надо подсоединить так.нажал-включил.отпустил-выключил.Также и со второй кнопкой.Нужен реверс.Подключаться на 380в.на МПконтакты только сверху.обе катушки с одной стороны подключены к фазам с другой нет. ОБЪЯСНИТЕ ПОЖАЛУЙСТА как правильно подключиться.Спасибо. Ученик.

При подключении катушек КМ на 220 В, блок-контакт теплового реле КК должен быть перенесен, так как разрывать рабочий ноль катушки — неправильно, разрывать нужно фазу цепи управления катушек.

Здравствуйте! Прошу подсказать ,как подключить вместо кнопки для дурака-два концевика.При срабатывании одного из концевиков двигатель не запускается

Александр, обратитесь на наш форум. Ссылка на него в меню сайта.

Было бы неплохо в конце статьи добавить кнопочку «Версия для печати», чтобы распечатать этот шедевр на струйном принтере во всей красе, без рекламной шелухи. А то из буфера обмена выходит чёрти-что!

Александр, в тырнете и справочниках этих схем, как гуталину у Матроскина.

Если уж делать шедевр, то «под ключ»!

Александр, распечатывать статьи можно через обычный текстовый редактор, копируя содержимое статьи в него. Возможно это не совсем удобно. Вы первый, кто за время существования сайта обратился с такой просьбой. Поищу как реализовать такую возможность на сайте.

пожалуста скиньте схему подключения концевиков к двигателю с реверсными пускателями

В этой схеме есть электрическая блокировка??

Кирилл, есть электрическая блокировка контакторов, но нет электрической блокировки кнопок.

Все сделал как было описано. Все работает.

Здравствуйте господа электрики. Вопрос такой. Как в эту схему включить реле времени для запуска двигателя в обратную сторону после включения ну допустим через минуту. буду признателен за схему или ссылку на схему. А если будет такая же подробная стаья статья вообще хорошо.

Алексей, вариантов может быть несколько, все зависит от того, какое реле времени или таймер Вы будете применять. Например, у Вас имеется реле времени с двумя выходными контактами. Тогда Вам нужно параллельно катушки контактора КМ1 подключить реле времени РВ. Один н.з. контакт РВ врезать в цепь питания катушки КМ1 и настроить его на время 59 сек., а второй н.о. контакт подключить параллельно кнопки SB2 и настроить его на время 60 сек. В общем все реализуется и ничего сложного тут нет.

А в данном случае я так понял катушки пускателей 380В?

Статья полезная. У меня вопрос.Возможность установки концевых размыкателей дабы ограничить веремещение платформы, проводимую в движение асинхронным двигателем.

Спаси за доходчивое и грамотное объяснение

А есть такая же схема(реверс),но что бы двигатель сам останавливался в ту или иную сторону?Хочу восстановить схему неисправного 3-х фазного тестомеса.Так вот,нужно,что бы крвшка закрывалась движком(имеется редуктор и червячная передача).В заводском исполнении в схеме участвовали герконы,т.е.фиксировали положение довода крышки-»открыто»и»закрыто».Подумываю заменить их концевиками и применить реле управления.Что скажете?

А зачем? Герконы сами по себе- весьма слаботочные изделия, они всегда управляли теми же реле. Что вы выигрываете от замены на концевики?

Вы правы.Оставил,как есть.У герконов срок службы несоизмеримо выше,чем у концевиков!Использовал 2 реле+2 контактора(как раз схема реверса пригодилась!).Спасибо за статью!Выручила!Ну,а студента-то наградили хоть за труды?;)

Что делать если пускатель механически залип во включенном состоянии. как остановить с пульта двигатель, если до выключателя далеко, а в это время груз уже поднят до максимума вверх и гак начинает ломать механизм или угроза обрыва троса с падением груза с высоты? Такие случаи я видел и решил, что нельзя запитывать катушки пускателя через нормально замкнутые контакты пускателя обратного вращения. лучше использовать кнопки с мех блокировкой или пульт с кнопками по схеме электро блокировки от одновременного нажатия. В таком случае в случае залипания пускателя и угрозы обрыва троса или разламывания механизма можно нажать кнопку обратного хода, что конечно приведет к короткому замыканию и срабатыванию защитного автомата , что намного безопаснее и дешевле , чем дорогой ремонт механики подъемного механизма или обрыв троса и падение груза.

Похожие статьи:

  • Резисторы на 220 вольт Резистор металлокерамический 30W/R50K (0.5 OM) (9) INMIG150, 180 WESTER Самовывоз (8) Рязань г, Яблочкова проезд д.6, пункт выдачи «220 Вольт», оплата при получении Рязань г, Яблочкова проезд д.6, пункт выдачи «220 Вольт», по […]
  • Дизельный генератор на 220 вольт Дизельные генераторы 220 вольт в Москве Почему купить дизельные генераторы 220 вольт стоит у нас: Доставляем дизельные генераторы 220 вольт в любой город России Тщательная предпродажная подготовка оборудования […]
  • Компрессор 220 вольт москва Компрессоры Коаксиальные FIAC Компрессоры Fiac с прямым приводом Общая схема конструкции коаксиального поршневого компрессора с прямой передачей напоминает конструкцию обычного велосипедного насоса. Тот же поршень, привод и цилиндр, […]
  • Вд1-63 узо 2р 16а 30ма УЗО IEK ВД1-63 2Р 16А 30мА Самовывоз (8) Рязань г, Яблочкова проезд д.6, пункт выдачи «220 Вольт», по предоплате Рязань г, Касимовское ш д.12, пункт выдачи «220 Вольт», по предоплате Пункт выдачи DPD, предоплата Рязань г, […]
  • Светодиоды как подключить к 220 вольт Как подключить светодиод? Хотя светодиоды (светики) используются в мире ещё с 60-х годов, вопрос о том как их правильно подключать, актуален и сегодня. Начнем с того, что все светодиоды работают исключительно от постоянного тока. Для них […]
  • Пускатель магнитный 18а катушка управления 220в Пускатель магнитный 9А катушка управления 220В АС 1НО+1НЗ LC1D (LC1D09M7) цена: 1 943,01 руб. Производитель: Schneider Electric/D Технический каталог кабельно-проводниковой и светотехнической продукции, электрооборудования, декоративного […]