Схема электронного прерывателя поворотов

Электронный прерыватель тока (К561ТМ2, КП741)

Для практического применения или различных экспериментов нередко требуется прерыватель постоянного тока, представляющий собой двухполюсник, периодически включающий и отключающий питание нагрузки. Особенно часто такой прерыватель требуется автомобилистам, например, для замены вышедших из строя термоэлектрических или электронных прерывателей тока в блоках указателей поворотов, аварийной сигнализации, дополнительных стоп-сигналов и проблесковых маячков.

Появление мощных МОП транзисторов с индуцированным каналом позволяет создать бесконтактный коммутатор нагрузки, падение напряжения на котором во включенном состоянии не превышает единиц-сотен милливольт при токе нагрузки 10 МА. 25 А. Устройство, принципиальная схема которого приводится на рис. 5.14, работоспособно в интервале питающих напряжений 8. 16 В. Максимальный ток управляемой нагрузки ограничен лишь параметрами примененного транзистора и в некоторых случаях может достигать нескольких сотен ампер.

Работает устройство так. При включении напряжения питания через коммутируемую нагрузку RH, резистор R3 и диод VD2 быстро заряжаются конденсаторы С2, СЗ. В качестве генератора импульсов используется мигающий светодиод HL1. Прямоугольные импульсы поступают на цепь из триггеров DD1.1, DD1.2, образующую делитель частоты на 4. Таким образом, на затвор полевого транзистора поступают прямоугольные импульсы, следующие со скважностью 2, и с размахом, равным напряжению питания микросхемы.

Когда на затворе транзистора VT1 имеется лог. 1, он открыт и на нагрузку поступает почти полное напряжение питания, а когда лог. 0 — транзистор закрывается, напряжение на правом по схеме выводе резистора R3 становится равным напряжению питания. Из этого следует, что накопительные конденсаторы С2, СЗ регулярно подзаряжаются в те моменты, когда нагрузка обесточена. Так как полевой транзистор в этом устройстве большую часть времени находится в статическом состоянии, то для его переключения энергия почти не расходуется. Основной потребитель тока — мигающий светодиод. Яркость вспышек в данном случае не имеет никакого значения, так как выбран микротоковый режим его работы. Пульсации напряжения на конденсаторах С2, СЗ не превышают 1,5 В.

Элементы VD1, R3 предназначены для защиты микросхемы и полевого транзистора от повреждения при повышении напряжения питания, вызванного, например, неисправностями автомобильного реле-регулятора напряжения. Предохранитель FU1 защищает транзистор при коротком замыкании в цепи нагрузки.

Частоту коммутации тока нагрузки можно увеличить вдвое, если левый вывод резистора R2 подключить к выв. 13 или 12 DD1.1. Недопустимо подключение цепи затвора VT1 напрямую к мигающему светодиоду. Схема тактового генератора на мигающем светодиоде выбрана для простоты и наглядности. Ее можно заменить другим экономичным генератором, построенным, например, на КМОП версии таймера 555 — ALD1504, ALD4503. При этом становится возможной работа генератора на звуковых частотах.

Конденсаторы С2, СЗ должны быть хорошего качества, так как при потере их емкости может произойти повреждение дорогостоящего полевого транзистора. Именно поэтому используются два параллельно включенных конденсатора. Можно использовать отечественные танталовые или ниобиевые конденсаторы серий К52, К53. Стабилитрон VD1 — любой маломощный стабилитрон на 12. 15 В. Диод VD2 — любой кремниевый из серий КД503, КД510, Kfl521,1N4148. Микросхему К561ТМ2 можно заменить на КР1561ТМ2, К564ТМ2 или построить соответствующий узел на других счетчиках-делителях этих серий. Мигающий светодиод подойдет любой, например, L56BID, L816BRSRC/B. Следует отметить, что на него не должен попадать яркий свет, иначе возможна остановка генерации.

Максимальный коммутируемый ток нагрузки зависит от выбранного типа полевого транзистора. Для надежности и снижения потерь на открытом канале сток-исток транзистора желательно выбрать экземпляр с максимальным током стока, примерно вдвое большим, чем максимальный ток нагрузки. Для нагрузки, потребляющей ток до 25 А, подойдут n-канальные полевые транзисторы КП747А, КП783А, IRFP150, IRFP450, серий КП723, КП741, КП742. Для коммутации нагрузки с током потребления до 100 А подойдет транзистор IRF1704, имеющий сопротивление открытого канала не более 0,004 Ом. Можно использовать и параллельное включение двух-трех однотипных транзисторов. Если устройство будет применяться для коммутации ламп накаливания, следует обращать внимание на максимальный импульсный ток, который может выдерживать выбранный тип транзистора, так как сопротивление холодной вольфрамовой нити лампы накаливания примерно в 10 раз меньше, чем разогретой до рабочей температуры. При использовании прерывателя тока совместно с узлами, содержащими большие индуктивности (электромагнитное реле, звуковые излучатели), выводы сток-исток нужно зашунтировать маломощным стабилитроном на 30. 40 В для защиты транзистора от выбросов напряжения самоиндукции.

Полевой транзистор устанавливают на небольшой теплоотвод. Так как при увеличении температуры кристалла растет и сопротивление открытого канала, желательно, чтобы температура корпуса транзистора при длительной работе на максимальном токе не превышала 60°С.

При монтаже микросхемы и транзистора обязательно следует принимать меры по защите от статического электричества.

Литература: А. П. Кашкаров, А. Л. Бутов — Радиолюбителям схемы, Москва 2008

Схема электронного прерывателя поворотов

СТОЛ ЗАКАЗОВ:

БОНУСЫ:

ДОБАВИТЬ В ЗАКЛАДКИ

Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов

Техническое обеспечение: Михаил Булах

Программирование: Данил Мончукин

Маркетинг: Татьяна Анастасьева

Перевод: Наталья Кузнецова

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на http://www.diagram.com.ua


сделано в Украине

Электронный прерыватель указателя поворотов

Наиболее распространенный в настоящее время электромеханический прерыватель указателя поворотов для автомобиля обладает рядом недостатков- низкой надежностью, обусловленной эрозией и окислением контактов, недостаточной механической прочностью разогревающейся нити, изменением частоты переключений из-за постепенного изменения характеристик нити и пружины, а также вследствие колебаний напряжения бортовой сети. Поэтому авто- и радиолюбителями разработано много различных электронных схем прерывателей, обладающих лучшей надежностью и стабильностью. Из большого многообразия таких прерывателей наиболее приемлемыми являются конструкции с бесконтактным (электронным) переключателем сигнальных ламп и автономным стабилизированным питанием генератора — датчика цикла переключений.

Эксплуатационные качества таких прерывателей существенно повышаются, если их схема предусматривает использование контрольной лампы, позволяющей своевременно обнаруживать неисправности сигнальных ламп и самого прерывателя. В настоящей статье описывается прерыватель указателя поворотов, удовлетворяющий этим требованиям. Прерыватель рассчитал на трехточечное подключение в систему сигнализаций (т. е. не требует спаренного переключателя), является бесконтактным, обеспечивает высокую стабильность частоты переключений в широком диапазоне изменения напряжения бортовой сети и, кроме того, снабжен звуковым генератором, выполняющим роль дополнительного канала контроля включения сигнала поворота. Данная конструкция полностью заменяет термоэлектромагнитный прерыватель автомобиля ВАЗ-2101 и может быть использован также и на автомобилях других марок.

Принципиальная схема прерывателя представлена на рис. 1.


Рис.1

Как видно из рисунка, прерыватель состоит из датчика временного цикла переключений, выполненного на трех логических элементах 2И-НЕ (DD1.1 — DD1.3) по принципу автоколебательного мультивибратора [1], буферного каскада (DD1.4), усилителя тока (VT1) и мощного транзисторного ключа (VT2), нагрузкой которого являются сигнальные лампы автомобиля. Питание мультивибратора осуществляется напряжением, стабилизированным с помощью стабилитрона VD2. При этом источником питания является конденсатор С2, заряжающийся через диод VD1 при каждом цикле включения сигнальных ламп. Запирание этого диода в периоды, когда транзисторный ключ закрыт (напряжение на сигнальные лампы не подается), препятствует разрядке этого конденсатора. Накопленной конденсатором энергии вполне достаточно для питания микросхемы DD1 (К176ЛА7). Таким образом, датчик временного цикла позволяет обеспечить стабильность частоты переключений прерывателя без применения спаренного выключателя, который обычно используется с тем, чтобы через одну из двух пар контактов подать питание на электронный датчик ритма переключений из бортовой сети независимо от цепи питания сигнальных ламп.

Для обеспечения работы контрольной лампы включения сигнала поворота эмиттер транзисторного ключа VT2 соединяется с источником питания через резистор R5. Падение напряжения на нем управляет работай триода VT3, нагрузкой которого является контрольная лампа HL1. При исправной цепи сигнализации контрольная лампа горит в периоды, когда открыт транзисторный ключ. При изменении нагрузки этого ключа, вызванном обрывом в цепи сигнализации или перегоранием хотя бы одной сигнальной лампы, ток через резистор R5 уменьшается и падение напряжения на нем оказывается недостаточным для открывания триода VT3, вследствие чего контрольная лампа не горит.

На микросхеме DD2 (К176ЛА7) собран звуковой генератор, выполненный, как и датчик цикла переключений, по принципу автоколебательного мультивибратора. Сигнал звукового генератора подается на усилитель (транзистор VT4), нагрузкой которого является капсюль телефонной трубки В А. Питание на микросхему DD2 подается при включении указателя поворотов через делитель R1-R8, поэтому генератор работает только тогда, когда .прерывается ток через сигнальные лампы (транзистор VТ2 заперт). Использование в качестве переключателя сигнальных ламп VT2 мощного транзистора ГТ806В (допустимый постоянный ток коллектора 15 А) позволяет применить данный прерыватель не только для обычной, но также и для аварийной сигнализации, когда нагрузка на выходной каскад значительно возрастает.

Смотрите так же:  Схема светодиода на 220 вольт

Конструктивно прерыватель собран на круглой монтажной плате диаметром 50 мм. На этой плате размещены вее детали, ва исключением выходного транзистора VT2, который устанавливается на охлаждающем радиаторе, крепящемся к монтажной плате с помощью винтов со стойками. Монтажная плата вместе с радиатором помещается в металлический корпус, выполненный в виде гильзы из дюралюминия. На дне этой гильзы устанавливается изолирующая прокладка из фторопласта с центрирующей выточкой, выполненной по внешнему размеру радиатора. Благодаря этой прокладке радиатор фиксируется соосно с корпусом.

Смотрите другие статьи раздела Автомобиль. Электронные устройства.

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Рекомендуем скачать в нашей Бесплатной технической библиотеке:

Honda Fit LED_art › Бортжурнал › Электронное реле поворотов + печатная плата и ее изготовление

Скажем дружно — нет нагрузочным сопротивлениям на светодиодные повороты!

Все такие дошли у меня руки до электронного реле поворотов.
На одном из сайтов по электронике по моей просьбе нарисовали мне схемку электронного реле поворотов

для создания печатной платы пользовался программой sprint layout 5.0 rus

долго я пытался сконпоновать детальки что бы они занимали максимально мало места.
в итоге получилась вот такая печатка размерами 30*20 мм

Файл печатной платы в формате *.lay можно скачать сдесь:
www.fayloobmennik.net/694020
пароль для скачивания файла: 123456

Далее распечатываем все это дело на лазерном принтере, желательно убрав в настройках галочку экономия тонера.
также распечатывать желательно на тонкой фотобумаге глянцевой.

Схема электронного прерывателя поворотов

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕРЫВАТЕЛИ УКАЗАТЕЛЯ ПОВОРОТОВ

Основным прибором в системе электрических указа­телей поворотов мигающего типа, устанавливаемых на механических транспортных средствах, является преры­ватель, периодически включающий сигнальные лампы бортовых фонарей указателей поворота. Прерыватель применяется также в сигнальном мигающем фонаре ава­рийной остановки, в сигнальной лампе отмашки на судах малого флота, в системах автоматического регулирова­ния и т. д.

Большинство выпускаемых в настоящее время транс­портных средств оборудовано термоэлектромагйитными прерывателями, которые имеют низкую надежность из-за наличия в них сильно разогревающейся нити и под­вижных контактов. На смену термоэлектромагнитным приходят более надежные и эффективные электронные бесконтактные прерыватели.

В журналах «Радио», «За рулем» и др. неоднократно приводились различные конструкции электронных пре­рывателей. Как правило, они содержат импульсный ге­нератор (обычно мультивибратор), служащий датчиком отсчета времени, и транзисторный или тринисторный электронный токовый ключ, управляющий цепью сиг­нальных ламп бортовых фонарей. В некоторых конструк­циях вместо электронного ключа используется электро­магнитное реле.

Использование в электронных прерывателях мульти­вибратора и управляемого им исполнительного элемен­та (ключа) обеспечивает независимость частоты пере­ключения от нагрузки. Такие прерыватели предпочти­тельны по сравнению с теми, в которых нагрузка явля­ется элементом релаксатора, так как в процессе эксплуатации никаких регулировок не требуют.

Вместе с тем, как показывает практика, электронные прерыватели также обладают рядом недостатков. Как уже отмечалось, в качестве управляющего элемента пре­рывателя обычно используется мультивибратор, который очень чувствителен к различного рода помехам. Помехи, приводящие к неустойчивой работе прерывателя, могут появляться вследствие неисправностей искрогасительных конденсаторов и подавительных сопротивлений, вклю­чаемых последовательно со свечами зажигания, загряз­нения коллектора генератора, эрозии контактов электро­магнитных реле и т. д. Для питания указателя поворо­тов с электронным прерывателем на транспортных сред­ствах, оборудованных генераторами переменного тока, приходится применять сглаживающий фильтр или ста­билизатор напряжения. При большой мощности сигналь­ных ламп сглаживающие фильтры и стабилизаторы ста­новятся довольно громоздкими. Значительного снижения габаритов можно достичь в том случае, если хорошо отфильтрованным или стабилизированным напряжением питать только импульсный генератор, а сигнальные лам­пы подключать через исполнительный элемент прерыва­теля непосредственно к выпрямителю без использования сглаживающего фильтра.

Некоторые конструкции прерывателей требуют при­менения специального сдвоенного переключателя, кото­рый одновременно с включением сигнальных ламп включает и мультивибратор («Радио», 1967, № 8, 1969, № 6, 1972) или изоляции от корпуса патронов сигналь­ных ламп («Радио», 1969, № 6). Ясно, что упомянутые конструкции не позволяют осуществить непосредственную замену наиболее распространенных в настоящее время термоэлектромагнитных прерывателей без дополнитель­ных переделок схемы электрооборудования. Иногда с це­лью исключения сдвоенного переключателя мультиви­братор подключают к источнику питания постоянно. В этом случае мультивибратор работает все время, пока включено зажигание, а коммутация сигнальных ламп осуществляется с помощью обычного простейшего пе­реключателя. Однако непрерывная работа мультивибра­тора приводит к более сильному нагреву элементов и, следовательно, требует применения более надежных деталей, а в случае использования в качестве исполнительного элемента электромагнитного реле — к прежде­временному механическому износу подвижных деталей и неприятным щелчкам от срабатывания реле, даже при выключенном, указателе поворотов.

При замене термоэлектромагнитных прерывателей, через контакты которых- проходит как управляющий ток, так и ток сигнальных ламп, наиболее пригодна двухто­чечная схема подключения, н е требующая специального сдвоенного переключателя и изменений в электрической схеме транспортного средства.

Конструкция прерывателя, подключаемого в двух точ­ках, была описана в статье «Электронные реле указате­ля поворотов» («Радио», 1973, № 6) в разделе «. универ­сальное бесконтактное». Однако частота переключения этого прерывателя существенно зависит от мощности сигнальных ламп. Кроме того, он также чувствителен к различного рода помехам. При питании сигнальных ламп от генератора переменного тока необходимо дополни­тельно собрать выпрямитель со сглаживающим фильт­ром.

Ниже приводятся схемы и описания работы преры­вателей, свободных от перечисленных недостатков. Двух­точечное подключение прерывателя достигается тем, что в предлагаемых схемах мультивибратор и электронный ключ (контакты исполнительного элемента) соединены параллельно. Параллельная работа мультивибратора и электронного ключа обеспечивается за счет подключения выводов питания мульти­вибратора к дополнитель­ному накопительному кон­денсатору, который соеди­нен с выходными контак­тами электронного ключа при ПОМОЩИ коммутирующего диода. Коммутирующий диод предотвраща­ет разряд конденсатора через открытый электронный ключ.

На рис. 1 представлена функциональная схема пре­рывателя, который работает следующим образом. При замыкании одного из контактов переключателя 8 кон­денсатор 3 заряжается от источника питания через диод 4. Напряжение на конденсаторе 3 служит для пи­тания импульсного генератора /, управляющего электронным ключом 2. Когда электронный ключ открыт, го­рят лампы 9 и 10, но ток через закрытый диод 4 не проходит, и конденсатор 3 разряжается на работающий генератор. Когда электронный ключ закрыт, лампы не горят, диод 4 открывается и конденсатор 3 снова заря­жается. Кроме того, конденсатор 3 выполняет роль сгла­живающего фильтра в цепи импульсного генератора и обеспечивает надежную работу прерывателя при пуль­сациях питающего напряжения, в том числе и при пита­нии от источника переменного тока без сглаживающего фильтра.

Подключение прерывателя осуществляется с помо­щью только двух зажимов Б и 7 непосредственно в раз­рыв цепи сигнальных ламп, поэтому для включения ука­зателя поворота- может использоваться простейший одно­полюсный переключатель, применяемый в настоящее время с термоэлектромагнитными прерывателями. По­лярность питающего напряжения должна соответство­вать указанной на схеме. При обратной полярности источника питания зажимы 6 и 7 меняются местами.

Принципиальная схема прерывателя приведена на рис. 2, а. Мультивибратор собран на транзисторах VI и V2, электронный ключ — на транзисторах V3 и V4.

Основное отличие от известных схем прерывателей заключается в том, что здесь установлены диод V5 и конденсатор С/, обеспечивающие двухточечную схему включения прерывателя и улучшающие устойчивость ра­боты мультивибратора.

Работа прерывателя ясна из описания функциональ­ной схемы.

В прерывателе могут быть использованы транзисто­ры МП39—МП42 (V1—V3), П213—П217 (V4) с любы­ми буквенным» индексами и коэффициентами усиления. Резисторы МЛТ, конденсаторы К50-6, диод V5 — Д9В или ему подобный.

При напряжении бортовой сети 12 (6) В мощность сигнальных ламп в одном плече может достигать 25 (12) Вт с транзисторами П213—П215 и 40 (20) Вт с транзисторами П216, П217. Налаживание устройства сво­дится к подбору резистора R5.

При питании сигнальных ламп от источника переменного тока прерыватель включается в разрыв цепи через выпрямитель, как показано на рис. 2, б. Прерыватель с выпрямительным мостом можно использовать и при питании от источника постоянного тока. В этом случае отпадает необходимость соблюдения полярности включе­ния прерывателя в цепь сигнальных ламп, т о ток через лампы уменьшится изза дополнительных потерь на дио­дах выпрямительного моста.

На рис. 3 изображена видоизмененная схема преры­вателя ИЖ РП-1С, применяемого на мотоциклах «Пла-нета-3» и «Юпитер-3».,

Штриховыми линиями показаны цепи до внесения изменений, а утолщенными — после переделки. Допол­нительно введен диод V5 (Д9В), а емкость конденсато­ра СЗ увеличена с 20 до 200 мкФ, Внесенные изменения позволяют устранить беспрерывную работу электромаг­нитного реле КЗ, вследствие чего уменьшается механи­ческий износ подвижных деталей реле и прекращаются его непрерывные «пощелкивания». Частота переключения сигнальных ламп практически не меняется.

Смотрите так же:  Мосты переменного тока для измерения индуктивности и емкости

В системе электрооборудования с генератором пере­менного тока, в качестве электронного ключа лучше всего подходят тринисторные переключатели переменного тока. Схема прерывателя с тринисторным переключателем приведена на рис. 4. Прерыватель содержит мультиви­братор на транзисторах VI и V2, переключатель пере­менного тока на тринисторах V8 и V9, инверторы на транзисторах V3 и V4, конденсатор С2 и ключ на диоде V5, выполняющий одновременно роль выпрямителя.

Когда транзистор V1 открыт, а транзистор V2 за­крыт, транзисторы V3 и V4 открываются и подключают через диоды V6 и V7 управляющие электроды тринасторов V8 и V9 к анодам. Тринисторы открываются пооче­редно при каждой смене полярности питающего напря­жения. Сигнальные лампы при этом горят. Когда тран­зистор VI закрыт, а транзистор V2 открыт, транзисторы V3 и V4 закрываются, управляющие электроды трини-сторов V8 и V9 отключаются от анодов, и тринисторы при очередной смене полярности питающего напряжения вы­ключаются. Сигнальные лампы при этом гаснут. Конден­сатор С1 вновь заряжается от источника питания через сигнальные лампы и диод V5. Диоды V6 и V7 защища­ют управляющие переходы тринисторов и транзисторы V3 и V4 от обратного напряжения.

В прерывателе могут быть использованы транзисто­ры МП39—МП42 (VI—V3), МП37, МП38 (V4) с любы­ми буквенными индексами, тринисторы КУ201, КУ202 (V8, V9). Резисторы МЛТ, конденсаторы К50-6, диоды V5—V7 типа Д9В. Ток сигнальных ламп не должен пре­вышать 4 А. Налаживание прерывателя сводится к под­бору резисторов R5 и R6.

Для придания прочности конструкции транзисторы и электролитические конденсаторы необходимо жестко за­крепить на монтажной плате. Для этого берут кусочек поролона, пропитывают его клеем (БФ-2, эпоксидным и др.) и помещают между устанавливаемой деталью и монтажной платой. Пайку выводов деталей можно про­изводит^, не дожидаясь высыхания клея.

На рис. 6 приведена схема прерывателя на одном тринисторе. Тринистор включен в диагональ выпрямительного моста. Ток через сигнальные лампы протекает только тогда, когда диагональ выпрямительного моста замкнута открытым тринистором.

Управление тринистором осуществляется от мульти­вибратора, собранного на транзисторах VI и V2. Когда транзистор V2 открыт, на управляющий электрод трини-стора подается положительное относительно катода напряжение, н тринистор открывается. При закрытом тран­зисторе V2 тринистор тоже закрыт. Ток через диоды вы­прямительного моста равен примерно половине тока, про­текающего через тринистор. Недостатком этой схемы является повышенное падение напряжения на прерыва­теле, так как последовательно с тринистором включены еще два диода. Вследствие этого яркость свечения сиг­нальных ламп будет уменьшена. Для устранения ука­занного недостатка можно использовать сигнальные лам­пы, рассчитанные на напряжение меньшее, чем напря­жение генератора.

Детали прерывателя аналогичны предыдущей схеме. Выпрямительный мост собирается на диодах типа Д7 с любыми буквенными индексами. Сила тока сигнальных ламп с указанными диодами не должна превышать 0,6 А. В случае применения более мощных диодов сила тока сигнальных ламп может быть увеличена до 2 А.

Приведенные схемы на тринисторах (см. рис. 4, 6) от источников постоянного тока работать не могут.

Для контроля включения указателя поворотов с опи­санными прерывателями могут быть использованы как световые, так и звуковые индикаторы. Их можно под­ключать как непосредственно к выводам прерывателя-, так и параллельно сигнальным лампам. Предпочтитель­нее схема подключения индикаторов параллельно сиг­нальным лампам,’ так как в этом случае накопительный конденсатор, питающий мультивибратор, заряжается до напряжения источника питания. Кроме того, в этом слу­чае не требуется изоляции от корпуса патрона индика­торной лампочки.

ВРемонт.su — ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг

Рис. 1. Схемы включения реле-прерывателей указателей поворота и расположение штекеров на соединительной колодке:

а — РС57; б — РС950; в — расположение штекеров на соединительной колодке;

1 — переключатель указателей поворота; 2 — лампа переднего фонаря; 3 — лампа бокового указателя поворота; 4 — лампа заднего фонаря; 5 — струна; 6 — дополнительный резистор; 7 — якорь; 8 — контакты; 9 — сердечник; 10 — дополнительный якорь; 11 — обмотка; 12 — металлический кожух; 13 — изоляционная панель; 14 — контрольная лампа; 15 — батарея; 16 — выключатель аварийной сигнализации; КТ и КП — штекеры на контрольные лампы; ЛТ, ЛП, ПТ и ПП — штекеры на сигнальные лампы; ЛБ и ПБ — штекеры на указатель поворотов; «+» — выводы на переключатель поворотов; П — вывод к источнику питания.

Реле-прерыватель указателей поворота РС57 предназначен для получения мигающего светового сигнала при поворотах автомобиля. Реле-прерыватель включается последовательно в цепь ламп, сигнализирующих о поворотах. Электрическая схема реле-прерывателя РС57 показана на рис. 1, а. На сердечник 9 прерывателя намотана обмотка 11. К сердечнику прикреплены два якоря: стальной пружинный 7 и дополнительный 10. На свободных концах обоих якорей и на кронштейнах расположены контакты. К свободному концу якоря 7 приварена нихромовая проволока (струна) 5, второй конец которой закреплен в изоляторе. Последовательно струне включен дополнительный резистор 6 сопротивлением 18 Ом. Механизм реле-прерывателя смонтирован на изоляционной панели 13 и закрыт металлическим кожухом 12. На панели расположены три зажима: Б, СЛ и КЛ.

При включении реле-прерывателя указателей поворота ток поступает на зажим проходит через сердечник 9, якорь 7, струну 5, резистор 6У обмотку 11 к зажиму СЛ и далее поступает к лампам переднего и заднего фонарей и фонаря бокового указателя поворота. При этом нити ламп горят не полным накалом, так как в цепь включен резистор 6. При прохождении тока по обмотке 11 в сердечнике 9 создается магнитное поле, под действием которого якорь 7 притягивается к сердечнику. Струна 5 при прохождении по ней тока нагревается, удлиняется, и контакты 8 замыкаются. Резистор 6 при этом выключается, и нити ламп горят полным накалом до тех пор, пока струна не остынет и не разомкнет контакты. Резистор 6 снова включается в цепь, и процесс повторяется до момента выключения рычага реле-переключателя указателей поворота.

Одновременно с якорем 7 к сердечнику притягивается и дополнительный якорь 10, в результате чего ток поступает к контрольной лампе 14 указателей поворота, расположенной в комбинации приборов.

Реле-прерыватель регулируется винтом, расположенным на изоляционной панели. При ввинчивании винта натяжение струны увеличивается, в результате чего ускоряется размыкание контактов и повышается частота мигания ламп. Для уменьшения частоты мигания ламп регулировочный винт вывинчивают. Частота мигания ламп у исправного прерывателя должна быть в пределах 90 ± 30 циклов в 1 мин.

Реле-прерыватель РС57 рассчитан на включение двух ламп мощностью 21 Вт каждая и одной лампы мощностью около 1,0 Вт. В этом случае обеспечивается нормальная частота миганий (90 ± 30 циклов в 1 мин). В случае использования ламп другой мощности или перегорания одной из ламп частота мигания изменяется, что является недостатком прерывателя РС57.

Применение электронных приборов позволило создать прерыватель указателей поворота, свободный от указанного недостатка, что дает возможность использовать его и в режиме аварийной сигнализации, когда все сигнальные фонари автомобиля и прицепа включены.

Реле-прерыватель тока ламп указателей поворота РС950

Реле-прерыватель тока ламп указателей поворота РС950 (РС951) предназначен для использования в схеме электрооборудования напряжением 12 В, а прерыватель РС951 — в схеме электрооборудования напряжением 24 В. Принципиальные схемы, конструкция и схема присоединения этих двух реле-прерывателей идентичны, за исключением некоторых номинальных значений сопротивлений резисторов и обмоточных данных электромагнитных реле. Реле-прерыватель обеспечивает прерывистые световые сигналы указателей поворотов автомобиля и прицепа, сигнализацию аварийного состояния при одновременном включении всех указателей поворотов, а также раздельный контроль исправности ламп автомобиля и прицепа при включенных указателях поворота (см. рис. 1, б).

Все элементы реле-прерывателя смонтированы на общей печатной плате и заключены в пластмассовый пылезащитный кожух. Для подключения к схеме электрооборудования автомобиля на крышке имеются две штекерные колодки: восьмизажимная для автомобиля и четырехзажимная — для прицепа. Реле-прерыватель состоит из задающего устройства — генератора импульсов тока требуемой частоты и длительности; исполнительного механизма — электромагнитного реле К1, коммутирующего ток ламп указателей поворота и боковых повторителей; реле К2 контроля исправности сигнальных ламп автомобиля и реле КЗ контроля сигнальных ламп прицепа. Металлокерамиские контакты реле К1 коммутируют ток силой до 30 А, достигаемый в момент включения ламп.

В исходном состоянии, когда не включены указатели поворота и аварийная сигнализация, транзистор VT1 закрыт, так как к его эмиттеру и базе через резисторы R2, R1 и R5, R4 подведено запирающее напряжение, при этом биполярные транзисторы VT2 и VT5 также закрыты, обмотка реле К1 обесточена, а его контакты разомкнуты.

Смотрите так же:  3 фазная сеть заземление

При включении переключателем указателей поворотов или включателем ВК422 аварийной сигнализации конденсатор С1 заряжается. Одновременно с этим через диод VD3 подключается резистор R6 обмотки реле К2 и КЗ и холодные нити ламп указателей. Это вызывает понижение потенциала эмиттера транзистора VT1, и транзисторы VT2 и VT5 открываются. Через открытый транзистор VT5 поступает ток в обмотку исполнительного реле К1, контакты которого замыкаются, и ток поступает к лампам указателей поворотов. Конденсатор С1 начинает разряжаться и удерживает некоторое время транзистор в открытом состоянии. После разряда конденсатора С1 все транзисторы и исполнительное реле переходят в исходное состояние. Транзистор VT1 находится некоторое время в открытом состоянии за счет заряда конденсатора С1, несмотря на подключенный параллельно резистору R4 резистор R6.

При снижении силы тока заряда конденсатора до определенного значения С1 транзисторы VT1, VT2, VT5 вновь открываются и цикл повторяется.

Диод VD4 служит для снижения ЭДС самоиндукции обмотки реле К1, возникающей при запирании транзисторов, а диод VD6 — для надежного запирания транзистора VT5. Диод VD7 шунтирует импульсы отрицательной полярности генератора импульсов при резком изменении нагрузки.

Блог про Уаз

На современных автомобилях вместо традиционных электротермомеханических реле применяются электронные реле-прерыватели указателей поворота и аварийной сигнализации, выполненные на базе микросхем или дискретных элементов.

Электронные реле-прерыватели РС950П и 494.3747 указателей поворота и аварийной сигнализации обеспечивают прерывистый сигнал ламп указателей поворотов транспортных средств в режиме маневрирования и аварийной сигнализации, осуществляют контроль исправности сигнальных ламп указателей поворотов в режиме маневрирования.

Электронные реле-прерыватели РС950П и 494.3747 указателей поворота, характеристики, устройство и принцип работы.

В системе световой сигнализации автомобилей ГАЗ-31029, ГАЗ-33021, ГАЗ-2752, ГАЗ-3110 применяется электронные реле-прерыватели указателей поворота и аварийной сигнализации РС950П и 494.3747. В конструкциях электронных реле-прерывателей РС950П и 494.3747 применяется сочетание электронного управляющего реле с электромагнитным исполнительным реле на выходе, для управления цепью питания сигнальных ламп.

Технические характеристики электронного реле-прерывателя и аварийной сигнализации РС950П.

— Номинальное напряжение, В : 12
— Коммутируемая нагрузка в режиме указания поворота, количество и мощность ламп в Вт : 3х21+1х5
— Коммутируемая нагрузка в режиме аварийной сигнализации, количество и мощность ламп в Вт : (3х21+1х5)х2
— Частота прерываний, циклов в минуту : 60-120
— Конструкция электрического подключения : две колодки штыревые, аналоги 502608 и 502606 ОСТ 37.003.032, штекер 6,3
— Габаритные размеры: 41х120х98
— Масса, кг : 0,1

Электрическая схема реле-прерывателя указателей поворота и аварийной сигнализации РС950П.

Электронные реле-прерыватели РС950П — контактно-транзисторные. Функционально электронное реле-прерыватель РС950П состоит из трех устройств :

— задающего генератора управляющих импульсов, собранного на нескольких транзисторах;
— коммутирующего элемента, в качестве которого используется электромагнитное реле;
— устройства контроля исправности ламп указателей поворота, основным элементом которого является электромагнитное реле.

Принцип работы электронного реле-прерывателя указателей поворота и аварийной сигнализации РС950П.

При включении указателя поворота подрулевым переключателем ПП, задающий генератор импульсов ЗГИ подает управляющие импульсы на коммутирующий элемент КЭ (электромагнитное реле). Коммутирующий элемент подает напряжение бортовой сети через замыкающиеся контакты реле на лампы ЛЛП и ЛПП указателей поворота с частотой, равной частоте управляющих импульсов задающего генератора.

Функциональная схема работы электронного реле-прерывателя указателей поворота и аварийной сигнализации.

В результате лампы указателей поворота мигают с заданной частотой в 60-120 циклов в минуту. Ток, проходящий через обмотку реле устройства контроля исправности ламп (УКЛ), при исправном состоянии сигнальных ламп достаточен для замыкания контактов реле. При перегорании одной из сигнальных ламп ток через обмотку реле уменьшается, контакты его размыкаются, и контрольная лампа указателей поворота на панели приборов гаснет.

Электронное реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации 494.3747.

Реле-прерыватель 494.3747 имеет те же функциональные устройства, что и реле-прерыватель РС950П. Электронная часть реле-прерывателя 494.3747 обеспечивает 60-120 прерываний в минуту.

Технические характеристики электронного реле-прерывателя и аварийной сигнализации 494.3747.

— Номинальное напряжение, В : 12
— Коммутируемая нагрузка в режиме указания поворота, количество и мощность ламп в Вт : 21+21+4+3
— Коммутируемая нагрузка в режиме аварийной сигнализации, количество и мощность ламп в Вт : (21+21+4)2+3
— Частота прерывания для исправных ламп, циклов в минуту : 60-120
— Частота прерывания для неисправных ламп, циклов в минуту : 160-240
— Масса, кг : 0,05

Электрическая схема реле-прерывателя указателей поворота и аварийной сигнализации 494.3747.

Габаритный чертеж с размерами и подключение выводов электронного реле-прерывателя 494.3747.

Отличие работы электронного реле-прерывателя 494.3747 от РС950П заключается в том, что при перегорании одной из сигнальных ламп поворота электронное устройство контроля исправности ламп реле-прерывателя 494.3747 обеспечивает не гашение контрольной лампы поворота на приборной панели, а ее мигание с удвоенной частотой в 160-240 миганий в минуту.

Ремонт, обслуживание и бережный уход за мото другом

Администраторы (1)

Модераторы (0)

Читатели (2608)

Гараж → Электронное реле поворотов из трех деталей

Часто попадаются темы в которых при замене указателей поворотов на светодиодные, возникает проблема не корректной работы реле.

Приходится менять реле поворотов на электронное или ставить дополнительные сопротивления. Сопротивления кстати, тупо жрут электричество когда загорается поворот и реле думает что в повороте лампа накала.
Но оказывается, можно сделать электронное реле самому, из трех деталей.

На эту схемку я наткнулся еще на ЮБР форуме, спасибо Матросу: «Сама по себе схемка состоит из трех деталей – мощного полевого транзистора, резистора и мигающего светодиода. Все детали не являются дефицитными или дорогостоящими и могут быть куплены в любом радиомагазине или радиорынке. Схема и цоколевка деталей приведена схеме. По словам автора, лучшие результаты получаются с мигающим светодиодом красного цвета. Паяется все в лоб навесным монтажом, вывод к выводу.»

Электрические схемы бесплатно. Имитатор электронного прерывателя

Где вы берёте радиодетали для Ваших схем?

Имитатор электронного прерывателя

Имитатор предназначен для проверки электронных коммутаторов автомобильной системы зажигания осциллографическим методом. Для проверки коммутатора на его вход надобно подавать прямоугольные импульсы со скважностью приблизительно трех и частотой повторения 33 или 100 Гц. Это соответствует вращению коленчатого вала четырехцилиндрового двигателя с частотой 500 и 1500 об/мин. В зависимости от частоты вращения вала скважность импульсов на выходе коммутатора должна изменяться.

Многие радиолюбители обзавелись осциллографами, но не у всех имеются необходимые генераторы. В предлагаемом приборе прямоугольные импульсы генерируются мультивибратором на транзисторах VT1 и VT2, которые поступают на ключ — транзистор VT3. Коллектор VT3 имитатора соединяется с клеммой 7Г коммутатора. Вместо катушки зажигания в качестве нагрузки можно подключить автомобильную лампу А12-45+40 (EL1) или близкую ей по мощности. Частота генератора задается переключателем SA1. Выявлять неисправности в коммутаторе можно, сравнивая осциллограммы напряжений в контрольных точках схемы «закапризничавшего» коммутатора с исправным. С помощью кнопки SB1 проверяется выключение тока через катушку зажигания при остановке двигателя. При нажатой кнопке лампа через несколько секунд должна погаснуть.

П.СЕВАСТЬЯНОВ, г.Ташкент, Узбекистан.

Похожие статьи:

  • Схема электронного прерывателя Электронный прерыватель тока Схема электронного прерывателя тока Для практического применения или различных экспериментов нередко требуется прерыватель постоянного тока, представляющий собой двухполюсник, периодически включающий и […]
  • Схема электропроводка 2111 Схема электропроводка 2111 В данном бесплатном сборнике находится вся необходимая документация по электрооборудованию автомобиля ВАЗ-2111 - сама схема, система подогрева, очиститель фар, электронный модуль управления двигателем и блок […]
  • Электропроводка газ 2217 Электропроводка газ 2217 Газель Соболь. Электросхемы - часть 3 Схема электрооборудования автомобиля с двигателем ЗМЗ-4063 (панель приборов старого образца): 1 - боковой указатель поворота; 2 - указатель поворота; 3 - фара; 4 - лампа […]
  • Провода печки ваз 2105 Провода печки ваз 2105 Представлен бесплатный справочный материал по электрооборудованию отечественного автомобиля ВАЗ-2105. В том числе блок реле и предохранителей, а также схемы некоторых модификаций. Электрика выполнена по […]
  • Электропроводка ваз калина Лада Калина Хэтчбек 1.6 16V ガマズミ属の木 › Бортжурнал › Схемы электропроводки Калина 1. Общая схема электрооборудования ВАЗ 1118 1 — блок-фара; 2 — мотор-редуктор очистителя ветрового стекла; 3 — генератор; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — […]
  • Электропроводка ваз 21043 карбюратор Общая схема электрооборудования ВАЗ 2104, 2107 Общая схема электрооборудования ВАЗ 2104 карбюратор Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-21043 с панелью приборов 2107:1 - блок-фары; 2 - боковые указатели поворота; 3 - аккумуляторная […]