Вилькевич электрические схемы

Оглавление:

1993. Электрические схемы тепловозов типов ТЭ10М и ТЭ10У Б.И. Вилькевич

1993. Электрические схемы тепловозов типов ТЭ10М и ТЭ10У

Скачать книгу в формате «djvu» вы можете в конце описания.

Содержание:

Глава 1. Как изучать электрические схемы тепловозов

1.1. Элементы электрических схем

1.2. Типы электрических схем

1.3. Особенности применения стандартных условных графических обозначений в электрических схемах тепловозов

1.4. Особенности компоновки тепловозных электрических схем

1.5. Первое знакомство с электрической схемой тепловоза

1.6. Цепи электрической схемы

Глава 2. Принцип работы и характеристики магнитных усилителей

2.1. Как работает простейший магнитный усилитель

2.2. Магнитные усилители с обратной связью

Глава 3. Автоматическое управление титовым генератором но току нагрузка

3.1. Общие сведения

3.2. Как получается необходимая характеристика тягового генератора?

3.3. Принципиальная схема возбуждения тягового генератора и возбудителя

3.4. Амплистат и его характеристика

3.5. Трансформаторы постоянного напряжения и тока

3.6. Стабилизирующий и распределительный трансформаторы

3.7. Динамическая жесткая характеристика тягового генератора по напряжению

3.8. Селективный узел и его свойства

3.9. Процесс управления тяговым генератором по току нагрузки

3.10. Влияние сопротивления настроечных резисторов на форму селективной характеристики генератора

3.11. Назначение размагничивающей обмотки возбудителя

3.12. Аналитическое обоснование автомати-ческого управления генератором по току нагрузки

Глава 4. Дополнительное автоматическое управление дизель-генератором но мощности

4.1. Назначение дополнительного управления

4.2. Понятие об объединенном управлении дизель-генератором

4.3. Особенности устройства и работы объединенного регулятора

Глава 5. Автоматическое управление тяговым генератором во частоте вращения и тяговыми алектрод-вигателями

5.1. Понятие о характеристиках дизеля

5.2. Генераторная характеристика

5.3. Совмещение генераторной и скоростной регуляторной характеристик

5.4. Питание задающей обмотки амплистата через бесконтактный тахометрический блок

5.5. Автоматическое управление тяговыми электродвигателями

Также Вас может заинтересавать:

Глава 6. Силовая тяговая цепь и цени возбуждения электрических машин

6.1. Силовая тяговая цепь

6.2. Цепи возбуждения тягового генератора и возбудителя

6.3. Цепь возбуждения вспомогательного генератора

Глава 7. Цепи пуска и защиты дизеля

7.1. Силовая цепь пуска дизеля

7.2. Порядок пуска дизеля

7.3. Реле времени в цепи управления пуском дизеля

7.4. Цепи управления пуском н защиты дизеля

7.5. Цепи заряда аккумуляторной батареи

Глава 8. Цепи включения тягового режима и управления движением тепловоза

8.1. Цепи изменения частоты вращения валов дизеля

8.2. Цепи включения тягового режима (управления контакторами силовой тяговой цепи и возбуждения)

8.3. Отключение тяговых электродвигателей

8.4. Цепи управления ослаблением возбуждения тяговых электродвигателей

8.5. Меры по улучшению противобоксовочных свойств тепловозов

8.6. Цепи управления песочницами

8.7. Цепи реле заземления, реле сброса нагрузки при обрыве перемычек полюсов и контроля заземления в цепях управления

8.8. Контроль состояния цепей и меры по предотвращению перенапряжений в них

Глава 9. Вспомогательные цепи

9.1. Цепи управления муфтой включения вентилятора и жалюзи холодильника . . .

9.2. Цепи электроманометров и электротермометров

9.3. Указатель повреждений

9.4. Цепи вспомогательных электродвигателей и управления системой осушки сжатого воздуха

9.5. Цепи освещения

9.6. Цепи автоматической пожарной сигнализации

Глава 10. Цепи для работы секций тепловозов по системе многих единиц

10.1. Общие сведения

10.2. Цепи пуска дизеля

10.3. Цепи тягового режима

Приложение 1. Условные графические обозначения в электрических схемах тепловозов

Приложение 2. Таблица включения контакторов, реле, электромагнитов и электропнев-матнческнх вентилей тепловозов типов ТЭЮ10М и ТЭЮ10У

Приложение 3. Перечень электрооборудования тепловозов типов ТЭ10М и ТЭ10У

Принципиальная электрическая схема магнитофона астра110. Автор вилькевич б и название электрические схемы тепловозов типов тэ10м и тэ10у издательство транспорт год 1993 формат djvu размер 3 5 мб рассмотрены электрические схемы современных тепловозов зтэ10м 2тэ10м зтэ10у 2тэ10у и 2тэ10у бесплатный электрические схемы тепловозов типов тэ10м и тэ10у.

Схема блока управления газовым редуктором
Рассмотрены электрические схемы современных тепловозов 3тэ10м 2тэ10м 3тэ10у 2тэ10у и 2тэ10ут helllix 0 10 июля 2009 добавление комментария к книге электрические схемы тепловозов типов тэ10м и тэ10у Автор вилькевич б и название электрические схемы тепловозов типов тэ10м и тэ10у издательство транспорт год 1993 формат djvu размер 3 5 мб для сайта mirknig com рассмотрены электриче. Скачать бесплатно без регистрации электронную книгу электрические схемы тепловозов типов тэ10м и тэ10у большое внимание уделено методике изучения электрических схем тепловозов. Рассмотрены электрические схемы современных тепловозов 3тэ10м 2тэ10м 3тэ10у 2тэ10у и 2тэ10ут для удобства читателей схемы разделены на элементарные цепи с необходимой увязкой с общей схемой электрооборудования тепловоза. Тепловоз тэ10 тепловоз с электрической передачей тип 10 основные отличия тепловозов серии 2тэ10м и 3тэ10м от тепловозов предыдущих серий 2тэ10в и 2тэ10л.

Бесплатный электрические схемы тепловозов типов тэ10м и тэ10у
Рассмотрены электрические схемы современных тепловозов 3тэ10м 2тэ10м 3тэ10у 2тэ10у и 2тэ10ут большое внимание уделено методике изучения электрических схем тепловозов для пояснения работы электрооборудования приведены многочисленные Книги машиностроение автор вилькевич б и год издания 1993 формат djvu издат транспорт страниц 144 размер 3 5 isbn 5 227 01394 6 язык русский0 голосов 0 оценка рассмотрены электрические схемы современных тепловозов 3тэ10м 2тэ10м 3тэ10у 2тэ10у и 2тэ10ут. Электрические схемы тепловозов типа тэ10м и тэ10у оглавление предисловие глава 1 как изучать электрические схемы тепловозов 1 1 элементы электрических схем 1 2. Приложение 1 условные графические обозначения в электрических схемах тепловозов приложение 2 таблица включения контакторов реле электромагнитов и электропневматических вентилей тепловозов типов тэ10м и тэ10у приложение 3. И название электрические схемы тепловозов типов тэ10м и тэ10у где вы можете бесплатно.

Электрические схемы тепловозов

Основной расчет параметров электропневматического контактора. Схема, устройство и принцип действия переключателя пакетно-кулачкового. Индуктивное сопротивление катушки датчика. Цепи включения выключателя и электродвигателя топливоподкачивающего насоса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Расчет параметров электропневматического контактора

2. Переключатель пакетно-кулачковый

3. Индуктивный датчик

Список используемых источников

В данной расчетно-графической работе нам предложено рассчитать основные параметры электропневматических аппаратов тепловозов по предложенному заданию.

Рассмотрен переключатель пакетно- кулачковый и его основные параметры.

Рассмотрен индуктивный датчик .

Рассмотрен участок цепи включения контактора и электродвигателя топливоподкачивающего насоса.

Тепловозом-прототипом выступил маневровый тепловоз серии ТЭМ7

1. Расчет параметров электропневматического контактора

Номинальный ток главных контактов, I = 675 A;

Диаметр цилиндра, D = 58 мм;

Сила тяжести подвижной части, G = 3,15 кгс;

Линейные размеры подвижной части: lC = 38 мм, lК = 85 мм, l = 73 мм.

Переходное сопротивление линейного контакта может быть вычислено по формуле 1.1

где FK — сила нажатия контакта, Н;

m — показатель степени; для линейного контакта;

m = 0,5. 0,8. Принимаем m = 0,75;

kК — коэффициент, зависящий от материала контактов (медь) и состояния их поверхности;

= (0,08…0,14)10-3 Омкг. Принимаем kК = 0,1•10-3 Омкг.

Сила нажатия в контакте и ширина контакта могут быть определены из экспериментальных зависимостей, на основании которых принимают для электропневматических контакторов

FK/I = 0,663…0,759 H/А,

I/b = 16000…30000 А/м.

где I — номинальный ток контактов, А;

b — ширина контактов контактора, м.

Принимаем FK/I = 0,7 Н/А, тогда

FK = 675•0,7 = 447,5 Н/А.

Принимаем I/b = 25000, тога

b = 675/25000 = 0,03 м.

По найденной силе нажатия в контакте вычисляем переходное сопроти-вление контактов.

Давление воздуха, необходимое для срабатывания контактора, определяется по формуле

где FB — сила давления воздуха на поршень, кгс;

DЦ — диаметр цилиндра контактора, см.

Силу давления воздуха на поршень мы определим по формуле

где lK, l — расстояния между шарнирами подвижной части контактора, см;

G — приведенная к штоку сила тяжести подвижной системы, кгс;

FТР — сила трения поршня и штока о стенки цилиндра и крышки контак-

FП — суммарная сила выключающей и притирающей пружин, кгс.

Сила трения поршня и штока о стенки цилиндра и крышки может быть принята постоянной и равной при диаметре цилиндра 58 мм — 15…20 кгс.

Приведенная к направлению сила трения в шарнирах механизма привода

где МТР. М — сумма моментов сил трения в шарнирах механизма привода, кгссм.

Приведенная к штоку сила тяжести подвижной системы равна

где G — сила тяжести подвижной системы контактора, кгс;

lС — расстояние между шарнирами привода и подвижной частью контактора, см.

Определим приведеннаю к штоку силу тяжести подвижной системы

Сумму сил трения и приведенную силу тяжести можно принимать при расчетах постоянной вели-чиной

Смотрите так же:  Starline a91 провода комплект

Переменными величинами в тяговой характеристике будут сила выключающей пружины FП1 и приведенная сила притирающей пружины FП2.

Суммарная сила пружин берется в пределах

Найдем силу давления воздуха на поршень

Так как ?Fп ? 0,5Fв, то путем математического преобразования получим

Определим давление воздуха, необходимое для срабатывания по формуле

Таким образом, определив значение FB, мы можем также найти разность сил, которая обеспечивает ускорение движения подвижной системы контактора

Сила, обеспечивающая выключение контактора, определяется из соотно-шения

Вычислим силу, обеспечивающую выключение контактора

Необходимо отметить, что в процессе включения давление в цилиндре растет постепенно, так как цилиндр сообщается с резервуаром сжатого воздуха трубопроводами малого сечения.

Схема электропнематического контактора приведена на рисунке 1.

Рисунок. 1. Расчетная схема электропневматического контактора

2. Переключатель пакетно-кулачковый

Рассмотрим схему, устройство, принцип действия на примере пакетно-кулачкового переключателя, типа ПКП-40-2-60-1, представленного на рисунке 2.

Условное обозначение: ПКП-пакетно-кулачковый переключатель; 40-сила тока;2-обозначение типоисполнения по защищенности и установке; 60-номер электрической схемы ; 1-номер исполнения по длине валика.

Данный переключатель предназначен для коммутации электрических цепей переменного тока напряжением до 440 В, частотой 50 и 60 Гц при токе до 40 А. электропневматический контактор переключатель насос

Представляет собой сборную, стянутую шпильками конструкцию, состоящую из узла фиксации и однотипных пластмассовых корпусов с контактными системами .Схема контактора приведена на рисунке 3.

Подвижные контакты приводятся в действие кулачками, насаженными на общий металлический валик квадратного сечения.

Аппарат имеет панель для крепления и рукоятку. Поворотом рукоятки приводится в действие вал и кулачки коммутирующих устройств, обеспечивающих замыкание и размыкание контактов по заданной программе . Применен траверсный механизм для четкой фиксации положений контактов при повороте рукоятки на 45 градусов. Для регулирования конечных положений рукоятки на валике установлены два ограничителя .На задней металлической скобе имеется болт заземления .

Коммутирующее устройство переключателей состоит из корпуса, кулачка, контактной пружины, толкателя, контактного мостика, неподвижных контактов вкладыша, ролика, дугогасительных камер и деионных решеток. Контактные накладки выполнены из металлокерамики.

Рисунок 2 -Переключатель кулачковый пакетный типа ПКП-40.

1?Рукоятка; 2?Основание;3?Контактная группа.

Особенностью конструкции является выполнение неподвижных контактов в виде петли, что способствует улучшению процесса дугогашения. Для переключателей, рассчитанных на номинальные токи 25и 40А,используются специальные вкладыши, позволяющие сокращать неодновременность размыкания контактов.

Рисунок 3?Схема кулачкового переключателя.

1?Валик; 2?Рукоятка; 3?Корпус; 4?Контактная группа

Индуктивный датчик ИД-32, установленный на тепловозе ТЭМ 7, представленный на рисунке 2, имеет следующее обозначение( И-индуктивный; Д-датчик; 32-вариантное исполнение) представляет из себя корпус, в котором размещены катушка и якорь.

Для изменения тока в регулировочной обмотке амплистата тепловоза ТЭМ 7 устанавливают индуктивные датчики ИД-32, один из которых представлен на рисунке 2 .Катушка, магнитный сердечник и штепсельный разъем, залиты эпоксидным составом и представляют из себя единый неразъемный корпус. Якорь датчика сочленяется со штоком сервомотора регулятора мощности. Индуктивный датчик преобразует механическое перемещение якоря в электрический сигнал. В корпусе размещена катушка, внутри которой может перемещаться якорь. Якорь соединен со штоком серводвигателя объединенного регулятора дизеля. Катушка питается переменным напряжением распределительного трансформатора. Наибольший ток будет при минимальной индуктивности катушки , то есть отсутствии якоря, а наименьший — при полностью введенном якоре.

Индуктивное сопротивление катушки датчика намного больше активного, потому ток в регулировочной обмотке не зависит от позиции контроллера машиниста, а зависит только от положения якоря в катушке. Индуктивные датчки отличаются между собой только параметрам и не имеют существенных отличий в конструкции. Краткие технические данные датчика ИД-32 представлены в таблице 2

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ТЕПЛОВОЗОВ ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В, 2ТЭ10Л, ТЭП60

Вилькевич Б.И. Электрические схемы тепловозов ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В, 2ТЭ10Л, ТЭП60 — 3-е изд, перераб и доп. — М.: Транспорт, 1983. — 221 с

Рассмотрены электрические схемы современных тепловозов Для удобства читателя схемы разделены на элементарные цепи и увязаны с общей схемой
В 3-м издании отражены изменения в электрических схемах, внесенные производственными объединениями «Bopoшиловградтепловоз» и «Коломенский завод»
Для локомотивных и ремонтных бригад может быть использована инженерно-техническими работниками, студентами вузов учащимися техникумов и технических школ

ПРЕДИСЛОВИЕ

На многих железных дорогах сети эксплуатируются грузовые и пассажирские тепловозы с электрической передачей постоянного тока мощностью 2200 кВт (3000 л. с.) в одной секции (ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В, 2ТЭ10Л, ТЭП10Л, ТЭ10, ТЭП10, 2ТЭ10, ТЭП60 и 2ТЭП60). Электрооборудование и электрические схемы этих локомотивов в значительной мере однотипны, что позволило создать общую книгу с описанием схем.
В первом и втором изданиях книги приведено описание электрических схем тепловозов 2ТЭ10Л, ТЭП10Л, ТЭ10, ТЭП10, 2ТЭ10, ТЭП60 и 2ТЭП60, во втором издании, кроме того, — тепловозов 2ТЭ10В. В третьем издании даны электрические схемы тепловозов ЗТЭ10М и 2ТЭ10М, а электрические схемы тепловозов ТЭ10, ТЭП10 и 2ТЭ10 не приведены, поскольку эти тепловозы сняты с производства в 1961 —1963 гг. Для однотипных узлов электрооборудования перечисленных тепловозов для краткости применен термин «тепловозы типа ТЭ10».
В электрических схемах современных грузовых тепловозов предусмотрено улучшение противобоксовочных свойств, в частности, применена динамическая жесткая характеристика генератора по напряжению. Такие схемы имеют опытные партии тепловозов 2ТЭ10Л, выпущенные в 1968— 1970 гг., все тепловозы 2ТЭ10Л, выпущенные в 1971—1977 гг., а также тепловозы 2ТЭ10В, .выпущенные в 1975—1981 гг., тепловозы ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, выпуск которых начат с 1978 г.
Принципиально-монтажные схемы электрооборудования в книге приведены по типу заводских. Лишь схема цепей управления тепловозов ТЭП60 перестроена так, чтобы были показаны оба контроллера и пульта управления. Схемы отдельных цепей тепловозов различных серий изображены однотипно, чтобы наиболее наглядно выделить одинаковые элементы и отличия в них. Буквенно-цифровые обозначения на схемах при параллельном их описании для тепловозов ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В, 2ТЭ10Л приведены без скобок, для тепловозов ТЭП60, 2ТЭП60 — в квадратных скобках. Если обозначения для этих тепловозов одинаковы, они не повторяются.
В настоящем издании при изображении электрических схем тепловозов использованы условные графические обозначения по ГОСТ 2.730—73*, 2.755—74*, 2.756—76*, которые сравнительно недавно стали применяться в технической докумен­тации тепловозостроительных заводов и в технической литературе. В соответствии с ГОСТ 17703—72 использованы термины «главный и вспомогательный контакты» вместо ранее применяемых терминов «силовой и блокировочный контакты», а по ГОСТ 18311—80 вместо термина «клемма» используются термины «вывод», «выводной зажим», «зажим». Буквенные обозначения обмоток электрических машин на всех схемах (в том числе на схемах тепловозов старого выпуска) приведены в соответствии с ГОСТ 2582—81.
Электрические схемы тепловозов претерпели многочисленные изменения, которые учесть невозможно, но принципиальные изменения в схемах нашли отражение в книге.
Основное описание и прилагаемые принципиально-монтажные электрические схемы тепловозов ЗТЭ10М, 2ТЭ10М и ТЭП60 относятся к тепловозам, выпущенным до 1982 г., а тепловозов 2ТЭ10В и 2ТЭ10Л — к периоду прекращения их постройки (соответственно начало 1981 г. и начало 1977 г.).
На вкладках к книге приведены принципиально-монтажные схемы электрооборудования тепловозов ЗТЭ10М и 2ТЭ10М (схема 2139.70.01.003ЭЗ), 2ТЭ10Л (схема 2ТЭ10Л.70.01.008сх) и ТЭП60 (схемы ТЭП60.70.00.000ЭЗ, ТЭП60, 70.90.000ЭЗ).
Основные отличия электрооборудования тепловозов ЗТЭ10М и 2ТЭ10М от тепловозов 2ТЭ10В:

  1. управление тремя секциями тепловоза с одного пульта управления (изменен ряд цепей в схеме, в частности, цепь управления пуском дизеля);
  2. перевод дизелей одной или двух ведомых секций в режим холостого хода;
  3. увеличено число приборов на пульте управления, сигнальные лампы на крайних секциях смонтированы на отдельных табло;
  4. в цепях управления увеличено число цепочек «диод—резистор» для повышения надежности электроаппаратов;
  5. электрическое управление отпуском тормозов;
  6. адсорбционная осушка сжатого воздуха перед главным резервуаром;
  7. три розетки межсекционных соединений;
  8. измененная конструкция штепсельного разъема между аккумуляторными батареями отдельных секций;
  9. минусовые штепсельные разъемы для облегчения поиска неисправностей в схеме в аппаратных камерах и на пульте управления;
  10. переговорное устройство между кабинами секций.
  11. На средней секции установлен упрощенный пульт управления, предназначенный лишь для того, чтобы можно было пустить дизель этой секции и перемещать ее по деповским путям. На этой секции нет устройств АЛСН, радиостанции и поездного крана машиниста.

Оглавление

Предисловие
Глава I Типы электрических схем и особенности их изображения для тепловозов
1. Типы электрических схем
2. Особенности изображения электрических схем
Глава II Полупроводниковые приборы, применяемые в электрооборудовании тепловозов
3. Классификация полупроводниковых приборов
4. Полупроводниковые диоды
5. Стабилитроны
6. Транзисторы
7. Тиристоры
Глава III Принцип работы и характеристики магнитных усилителей
8. Как работает простейший магнитный усилитель?
9. Магнитные усилители с обратной связью
Глава IV Автоматическое управление электрической передачей тепловозов
10. Общие сведения
11. Как получается необходимая характеристика тягового генератора?
12. Автоматическое управление электрической передачей тепловозов с возбудителем постоянного тока
13 Особенности схемы теп­ловозов с возбудителем переменного тока
14. Автоматическое управление тяговыми электродвигателями
Глава V Автоматическое управление электрической передачей тепловозов с улучшенными противобоксовочными свойствами
15. Принципиальная схема возбуждения тягового генератора и возбудителя
16. Динамическая жесткая характеристика тягового генератора по напряжению
17. Особенности автоматического управления электрической передачей
Глава VI Силовая тяговая цепь и цепи возбуждения электрических машин
18. Силовая тяговая цепь
19. Цепи возбуждения тягового генератора и возбудителя
20. Цепь возбуждения и ре­гулирования напряжения вспомогательного генератора
Глава VII Цепи пуска дизеля, управления пуском и защиты дизеля
21. Силовая цепь пуска дизеля
22. Цепи управления пуском и защиты дизеля
23. Цепи заряда аккумуляторной батареи
Глава VIII Цепи управления движением тепловоза
24. Цепи изменения частоты вращения валов дизеля
25. Цепи управления контакторами силовой тяговой цепи и возбуждения (включения тягового режима)
26. Цепи управления ослаблением возбуждения тяговых электродвигателей
27. Цепи реле боксования
28. Цепи управления песочницами, реле заземления и контроля заземления в цепях управления
Глава IX Вспомогательные цепи
29. Цепи управления муфтой включения вентилятора и жалюзи холодильника
30. Цепи электроманометров и электротермометров, указатель повреждений и цепь электродвигателя маслопрокачивающего насоса
31. Цепи электродвигателей вентиляторов кузова, кабины, калорифера и управления системой сушки сжатого воздуха
32. Цепи освещения
33. Цепи автоматической пожарной сигнализации
Глава Х Цепи для работы секций тепловозов по системе многих единиц
34 Общие сведения и цепи пуска дизеля
35. Цепи управления пуском дизеля
36. Цепи, управляемые контроллером, управление реверсорами, контакторами ослабления возбуждения
37. Включение зуммера боксования, управление песочницами, включение сигнальных ламп
38. Управление муфтой включения вентилятора, жалюзи холодильника и пожарной сигнализацией
Приложение. Условные графические обозначения в электрических схемах
Список литературы

Смотрите так же:  Чем соединять провода в доме

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ТЕПЛОВОЗОВ ТИПОВ ТЭ10М И ТЭ10У

Вилькевич Б. И. Электрические схемы тепловозов типов ТЭ10М и ТЭ10У.—М.: Транспорт, 1993, с. 144.

Рассмотрены электрические схемы современных тепловозов ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, ЗТЭ10У, 2ТЭ10У и 2ТЭ10У. Для удобства читателей схемы разделены на элементарные цепи с необходимой увязкой с общей схемой электрооборудования тепловоза. Большое внимание уделено методике изучения электрических схем тепловозов. Для пояснения работы электрооборудования приведены многочисленные структурные схемы.
Для локомотивных и ремонтных бригад, может быть использована инженерно-техническими работниками, студентами вузов, учащимися техникумов и технических школ железнодорожного транспорта.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Хорошее знание машинистом и помощником электрических схем локомотива — залог грамотной эксплуатации электрооборудования, поддержания его в работоспособном состоянии, умения быстро найти неисправность.
В предлагаемой читателю книге уделяется большое внимание методике изучения электрических схем тепловозов. Этому посвящены первая глава книги, многочисленные структурные схемы управления для сложных систем автоматического управления (САУ) и отдельных цепей, а также контрольные вопросы по каждому из разделов книги.
В книге приведено описание электрических схем широко распространенных грузовых тепловозов ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, выпускавшихся в 1979— 1989 гг., а также ЗТЭ10У, 2ТЭ10У, 2ТЭ10У1, которые начали выпускаться с 1989—1990 гг. При описании однотипных узлов электрооборудования этих тепловозов в книге для краткости используются термины «тепловозы типа ТЭ10» или «тепловозы типа ТЭ10М», «тепловозы типа ТЭ10У».
Принципиально-монтажные схемы электрооборудования перечисленных тепловозов приведены в исполнении завода-изготовителя — производственного объединения «Лугансктепловоз». Схемы отдельных цепей тепловозов различных серий изображены однотипно, чтобы наиболее наглядно выделить одинаковые элементы и отличия в них. Буквенно-цифровые обозначения электрических машин, аппаратов и приборов тепловозов ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, ЗТЭ10У, 2ТЭ10У, 2ТЭ10Ут в основном одинаковы (лишь нумерация зажимов и проводов для этих тепловозов различается).
Электрические схемы тепловозов в процессе постройки претерпели многочисленные изменения. Все их учесть в книге невозможно, однако основные из них отражены в настоящем издании. Прилагаемые принципиально-монтажные электрические схемы тепловозов ЗТЭ10М, 2ТЭ10М относятся к 1989 г.— периоду пре­кращения постройки этих тепловозов, а тепловозов ЗТЭ10У, 2ТЭ10У, 2ТЭ10Ут—к 1990—1991 гг.
На вкладках к книге приведены принципиально-монтажные схемы электрооборудования теп­ловозов ЗТЭ10М, 2ТЭ10М (схема 2139.70.01.005ЭЗ) и ЗТЭ10У, 2ТЭ10У (схема 2170.70.01.000ЭЗ).
Схемы отсканированы с отличным качеством, в цвете, уменьшенный фрагмент одной из схем для примера приведен ниже:

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие

Глава 1. Как изучать электрические схемы тепловозов
1.1. Элементы электрических схем
1.2. Типы электрических схем
1.3. Особенности применения стандартных условных графических обозначений в электрических схемах тепловозов
1.4. Особенности компоновки тепловозных электрических схем
1.5. Первое знакомство с электрической схемой тепловоза
1.6. Цепи электрической схемы

Глава 2. Принцип работы и характеристики магнитных усилителей
2.1. Как работает простейший магнитный усилитель
2.2. Магнитные усилители с обратной связью

Глава 3. Автоматическое управление тяговым генератором по току нагрузки
3.1. Общие сведения
3.2. Как получается необходимая характе­ристика тягового генератора?
3.3. Принципиальная схема возбуждения тягового генератора и возбудителя
3.4. Амплистат и его характеристика
3.5. Трансформаторы постоянного напряжения и тока
3.6. Стабилизирующий и распределительный трансформаторы
3.7. Динамическая жесткая характеристика тягового генератора по напряжению
3.8. Селективный узел и его свойства
3.9. Процесс управления тяговым генератором по току нагрузки
3.10. Влияние сопротивления настроечных резисторов на форму селективной характеристики генератора
3.11. Назначение размагничивающей обмотки возбудителя
3.12. Аналитическое обоснование автоматического управления генератором по току нагрузки

Глава 4. Дополнительное автоматическое управление дизель-генератором по мощности
4.1. Назначение дополнительного управле­ния
4.2. Понятие об объединенном управлении дизель-генератором
4.3. Особенности устройства и работы объединенного регулятора

Глава 5. Автоматическое управление тяговым генератором по частоте вращения и тяговыми электродвигателями
5.1. Понятие о характеристиках дизеля
5.2. Генераторная характеристика
5.3. Совмещение генераторной и скоростной регуляторной характеристик
5.4. Питание задающей обмотки амплистата через бесконтактный тахометрический блок
5.5. Автоматическое управление тяговыми электродвигателями

Глава 6. Силовая тяговая цепь и цепи возбуждения электрических машин
6.1. Силовая тяговая цепь
6.2. Цепи возбуждения тягового генератора и возбудителя
6.3. Цепь возбуждения вспомогательного генератора

Глава 7. Цепи пуска и защиты дизеля
7.1. Силовая цепь пуска дизеля
7.2. Порядок пуска дизеля
7.3. Реле времени в цепи управления пуском дизеля
7.4. Цепи управления пуском и защиты дизеля
7.5. Цепи заряда аккумуляторной батареи

Глава 8. Цепи включения тягового режима и управления движением тепловоза
8.1. Цепи изменения частоты вращения валов дизеля
8.2. Цепи включения тягового режима (управления контакторами силовой тяговой цепи и возбуждения)
8.3. Отключение тяговых электродвигателей
8.4. Цепи управления ослаблением возбуждения тяговых электродвигателей
8.5. Меры по улучшению противобоксовочных свойств тепловозов
8.6. Цепи управления песочницами
8.7. Цепи реле заземления, реле сброса нагрузки при обрыве перемычек полюсов и контроля заземления в цепях управления
8.8. Контроль состояния цепей и меры по предотвращению перенапряжений в них

Глава 9. Вспомогательные цепи
9.1. Цепи управления муфтой включения вентилятора и жалюзи холодильника
9.2. Цепи электроманометров и электротер­мометров
9.3. Указатель повреждений
9.4. Цепи вспомогательных электродвигателей и управления системой осушки сжатого воздуха
9.5. Цепи освещения
9.6. Цепи автоматической пожарной сигнализации

Глава 10. Цепи для работы секций тепловозов по системе многих единиц
10.1. Общие сведения
10.2. Цепи пуска дизеля
10.3. Цепи тягового режима

Приложение 1. Условные графические обозначения в электрических схемах тепловозов
Приложение 2. Таблица включения контакторов, реле, электромагнитов и электропневматических вентилей тепловозов типов ТЭ10М и ТЭ10У
Приложение 3. Перечень электрооборудования тепловозов типов ТЭ10М и ТЭ10У

Электрическая схема тепловоза тэ10м

Схема электрическая принципальная электропривода эт3
Электрические схемы тепловозов типов тэ10м электрическая схема схема тепловоза электрическая схема тепловоза тэ10м.

Электрическая схема тепловозов
Глава vii электрическая схема электрической схемой тепловоза типа тэ10м предусмотрена.

Азбука радиоинженера: что такое принципиальная электрическая схема и как её читать

автор Дмитрий Мелёхин 3.5k Просмотров Мнений

Для ремонта и создания радиоэлектронных устройств собственными руками надо знать особенности специальной конструкторской документации. Сегодня изучим на практике очень интересный вопрос, что такое принципиальная электрическая схема, как и где её можно использовать и как правильно прочитать. Наша статья поможет вам самостоятельно решить различные практические вопросы, без привлечения сторонних специалистов, а значит, и лишних затрат.

Читайте в статье:

Виды электрических схем и назначение каждой

В следующих разделах рассказано о том, какие схемы бывают. Эти документы описывают функциональное назначение радиотехнических устройств и отдельных компонентов, алгоритмы работы. Их используют в процессе сборки, для поиска неисправностей и ремонта. Для удобства пользователей применяют специальное разделение на несколько групп.

Что такое структурная электрическая схема

Эта схема объясняет структуру устройства, целевое назначение отдельных компонентов и взаимные связи между ними. Такие чертежи создают на первичной стадии подготовки проекта. Отдельные блоки обозначают прямоугольниками, в которые вписывают название соответствующих функциональных компонентов. Стрелками указывают путь обработки исходного сигнала, ход иных рабочих процессов.

Для объяснения сложных процессов дополнительно размещают значения электрических величин в контрольных точках, диаграммы, графики, иные материалы.

Функциональная электрическая схема: отличия и важные определения

Как видно по чертежу, разница с предыдущим типом документации заключается в более подробном представлении отдельных частей. На чертеже указывают не только функциональные узлы, но и отдельные электротехнические изделия. Общие данные дополняют картинками с формой сигналов, значениями силы тока и амплитуды напряжения, другими пояснениями.

Этим термином обозначают особую технологию создания чертежей. Несколько проводов в кабеле обозначают одной линией. На рисунке показан пример двухфазного электропитания жилого объекта недвижимости. Количество проводников отмечено косыми чёрточками и стандартными обозначениями L и N (фаза и рабочий нуль, соответственно). Отдельно указаны цепи заземления (PE). Такой приём снижает сложность чертежей, упрощает изучение сложных схем.

Смотрите так же:  Заземление блок контейнеров

Как пользуются монтажной электрической схемой

Такие схемы дополняют сведениями о размещении (особенностях) отдельных функциональных компонентов. Указывают:

  • высоту розеток над уровнем пола;
  • необходимое исполнение выключателей для помещений с повышенной влажностью;
  • козырьки и другие защитные средства при установке изделий на открытом воздухе.

В некоторых ситуациях комплект дополняют чертежами с описанием общестроительных и отделочных работ, инструкциями по проверке и наладке.

Что это такое: принципиальная электрическая схема

Такие чертежи отличаются максимальной информативностью, так как содержат описание всех элементов и электрических цепей. В этом примере приведена пояснительная записка, содержащая сведения о рабочем алгоритме и особенностях конкретного проекта. В таблицу занесены данные о марках насосов, особенностях иных компонентов. С помощью диаграммы уточнена функциональность контактной группы.

Принципиальная электрическая схема телевизоров «Витязь»

Объединённая схема

Подобные рисунки (чертежи) применяют для описания сложных устройств. Объединяют несколько типов схем с оформлением по действующим правилам.

Описание работы электрической схемы

Сначала рассмотрим относительно простые релейные схемы, в которых подразумевается только два значения переменной величины (единица или ноль). Для описания этих процессов удобно использовать математический стандартный аппарат. На первом рисунке изображён повторитель. Здесь значение на выходе (y) получается таким же, как и на входе (х) при включении реле. В последнем столбце приведены все возможные значения для этого устройства. Второй пример – инвертор. Это устройство выполняет обратную функцию.

В третьем – два реле установлены параллельно. Такое решение эквивалентно логической операции сложения. При включении каждого элемента отдельно или совместно на выходе появляется «1». На этих принципах создают сложнейшие микросхемы с миллионами транзисторных ключей, которые выполняют функции реле-выключателей. Делают укрупнённое описание таких устройств, которое объясняет механизм преобразования входных сигналов.

Блок питания ноутбука В готовом изделии применяют десятки различных микросхем

Относительно простые электрические принципиальные схемы содержат описание отдельных элементов. Для примера рассмотрим подробно проект сварочного аппарата. Главной задачей является поддержание оптимальной длительности импульсов тока, которые определяют качество создаваемых соединений.

Электрическая принципиальная схема блока управления

Исходное состояние устройства изображено на рисунке. Контакты реле К1.1-3 разомкнуты. Обмотка электромагнитного привода этого элемента обесточена, так как она подключена к входной части диодного мостика. Тринистор VS1 закрыт. Конденсатор С1 разряжен через шунтирующий резистор R1.

Подачу напряжения обеспечивает SF1. Этот переключатель соединён механически с педалью, которую нажимает оператор при необходимости. Такое действие активизирует заряд конденсатора. Проходящий по цепи ток открывает VS1, замыкающий цепь питания диодного мостика. Срабатывает электромагнит реле (рабочий режим подтверждается световым сигналом EL 1).

Контактной группой подключается первичная обмотка трансформатора. Во вторичной – возникает импульс, который необходим для выполнения сварки. По мере заряда конденсатора уменьшается ток, закрывается ключ на основе тринистора. Система возвращается в исходное положение автоматически без дополнительных действий со стороны пользователя.

Переменным резистором регулируют длительность импульса. Плавкий предохранитель FU1 на 10 А выполняет защитные функции. Для гашения искр и продления срока службы контактной группы установлены последовательно: конденсатор С2 и резистор R3. Диод VD 1 предотвращает появление отрицательного напряжения на управляющем контакте электронного ключа. Эффективное охлаждение тринистора обеспечивает радиатор с активно излучающей площадью не менее10 см².

Обозначения на электрических схемах принципиальных: ГОСТ и международные стандарты

Отечественные нормативы основаны на применении ГОСТов (26975-86; 17021-88; 2.743-91; 2.708; 2710-81). За рубежом применяют DIN, IEC, иные международные, государственные и корпоративные стандарты. Общих правил нет, поэтому на практике используют разные УГО (Условные Графические Обозначения).

Распространённые УГО в электрических принципиальных схемах Кнопки и контакты Дроссели, трансформаторы, ламповые электронные приборы Логические элементы, датчики, цифровые индикаторы Диоды, варикапы, оптроны

Контакты, герконы, переключатели, реле, антенны

Как правильно читать электрические схемы: типовые правила и полезные советы

После ознакомления с УГО и общими принципами можно приступить к изучению чертежей. Следующие данные помогут правильно понимать описание работы электрической схемы, упростят изучение её особенностей. Каждая радиодеталь отмечена латинскими буквами и цифрами. Нумерация выполняется по направлению сверху вниз, слева направо (по аналогии с написанием буквы «И»).

Если места достаточно, рядом указывают номинал. На крупных чертежах с мелкими обозначениями соответствующие записи заносят в сводную таблицу. В некоторых случаях приводится номинальное расчётное напряжение (для конденсаторов).

Обозначение мощности резисторов на электрической схеме

При отсутствии специальных пометок («пустой прямоугольник») подразумевается отсутствие ограничений. Это значит, что токи в цепи минимальны, подойдёт любая серийная деталь.

Принципиальная электрическая схема двухкаскадного усилителя звукового сигнала

Любое электронное устройство подключено к источнику тока. Здесь применена батарея (3), которая обозначена GB1 с учётом полярности. Аналогичные пометки («+» и «-») ставят около конденсаторов электролитического типа. Специальным значком (2)отмечена контрольная точка. Тут при настройке надо получить указанный рядом параметр. В данном примере силу тока устанавливают в диапазоне от 0,4 до 0,3 мА.

«Звёздочкой» помечен резистор (4), номинал которого надо подобрать в процессе сборки для корректной работы определённого транзистора. Вместо этого можно применить деталь с переменным электрическим сопротивлением. В разрыв цепи коллектора подключают измерительный прибор для настройки оптимального тока.

Так обозначают общий провод (2). Не нужно путать его с заземлением. Это общий для конкретной схемы проводник, который может быть подключён к минусовому/плюсовому выводу источника питания. Относительно него выполняются все измерения при настройке и поиске неисправностей. Его часто подключают к шасси (корпусу) изделия при сборке. На электрической схеме три и большее количество соединений указывают жирной точкой (5).

Примеры популярных принципиальных электрических схем

Для примера рассмотрим несколько вариантов самых распространенных принципиальных электрических схем.

Схема принципиальная электрическая радиоприёмника Океан 209

Связь между тремя картинками, помещёнными в начале публикации, стала понятной.

На первой изображён приёмник Океан 209 На второй – конструкция устройства Принципиальная электрическая схема дополнена чертежами печатных плат, изображениями отдельных радиодеталей и монтажной инструкцией

Главный недостаток этой модели – отсутствие современного диапазона FM. Чтобы слушать любимые радиостанции, можно сделать модернизацию.

На чертеже красным цветом отмечены необходимые изменения в принципиальной электрической схеме

После подключения антенны настройкой L4 расширяют диапазон до нужных параметров. Изменяя положение сердечников L2 и L3 по стрелке штатного индикатора, устанавливают максимальную амплитуду сигнала отдельных станций.

Электрофон транзисторный Вега 109 стерео: схема электрическая принципиальная

Проигрыватель Арктур 006: схема электрическая принципиальная

Океан 205: схема электрическая принципиальная

Океан 214: схема электрическая принципиальная

Аппарат Алмаг 01: схема электрическая принципиальная с описанием рабочих процессов

Полезный эффект образует серия импульсов длительностью 2−3 мс. Аналогичную технику используют в профессиональных медицинских и профилактических учреждениях. Данная модель приспособлена для эксплуатации в домашних условиях. Её не надо дополнительно настраивать. В стандартной комплектации есть подробные инструкции о правильном воспроизведении рабочих процессов.

Схема электрическая принципиальная поможет восстановить работоспособность блока питания без обращения в техническую мастерскую

Применение электрических принципиальных схем помогает экономить время и деньги. В некоторых ситуациях старую технику не берут восстанавливать с долгосрочными гарантиями даже опытные мастера. После освоения соответствующих навыков такие задачи будут решены самостоятельно без лишних затрат. Комментарии к публикации можно использовать для получения ответов на дополнительные вопросы.

Видео: «Как читать принципиальные электрические схемы»:

Похожие статьи:

  • Сп кабели и провода Сп кабели и провода 1. Расшифровка. C – свинцовая оболочка П - Броня из стальной оцинкованной проволоки 2. Элементы конструкции кабеля. 1. Токопроводящая жила — медная однопроволочная жила ”ож” (класс 1) - медная многопроволочная (класс […]
  • Таблица тока в обмотке от диаметра провода Еще раз о выборе сечения проводов Неоднократно поднимался вопрос о выборе сечения проводов, особенно в блоках питания. При этом умные люди настоятельно советовали исходить из плотности тока 1-2 А на мм 2 . Ни в коем случае не собираюсь […]
  • Электрические схемы nissan note Электрические схемы nissan note Nissan Note. Электросхемы - часть 3 Схема 7. Задние фонари: 1 - реле задних габаритных огней; 2 - реле зажигания; 3 - центральный процессор; 4 - блок IPDM E/R; 5 - разъем передачи данных; б - […]
  • Схема работы ламп дневного света Схема работы ламп дневного света 1.Дроссель 2. Слой люминофора 3.Пары ртути 4.Вывода стартёра 5.Электроды стартёра 6.Стеклянная колба стартёра 7.Биметаллический контакт 8.Свечение инертного газа 9.Вольфрамовые нити накала лампы 10.Капля […]
  • Два параллельных длинных провода с током 6 а в каждом удалили друг от друга Сила Лоренца и сила Ампера Транскрипт 1 Вариант С какой силой действует магнитное поле индукцией 1Тл на отрезок прямого провода длиной 2м, расположенного перпендикулярно линиям индукции, если по проводу течет ток 1кА? (2кН) 2. Рамка […]
  • Узо на 4 квт помогите подобрать УЗО и автоматы (7кВт) санузел в санузле будут стоять: 1 накопительный нагреватель 1,5 кВт 2 теплый пол 1,5 кВт 3 стиралка и сушилка 3,4 кВт,если одновременно 4 розетка для фена и пр. 1,5 кВт 5 освещение, вентиляторы 0,5 […]