Вода водить водитель подводник изводить провода

Какие однокоренные слова к слову «водитель»?

Существительное водитель образовано от глагола водить с помощью словообразовательного суффикса -тель-, обозначающего лицо по роду деятельности. Значит, корнем этих родственных слов является часть -вод-. С этим корнем можно подобрать массу родственных слов, среди которых имеются, во-первых,

  • существительные: водила, заводила, заводчик, нефтепровод, вождение, привод, провод, проводка, отвод, отводка, навод, наводка, наводчик, перевод, переводчик, переводчица, поводок, проводы, сводница;

во-вторых,

  • прилагательные: водительское (удостоверение), переводческий, переводной, заводной, обводной, заводческий, газопроводной, проводной, проводимый;

в-третьих,

  • глаголы: заводить, приводить, наводить, отводить, переводить, уводить, поводить, изводить, разводить, сводить, вводить, обводить, доводить.

Водитель — корень этого слова — вод, однокоренными словами являются : Водительский Предводитель Заводить Приводить Уводить Разводить Проводка Разводка Наводка Наводить Сводить Отводить Поводить Переводить Путеводный.

Контрольная работа по русскому языку «Морфемика и словообразование»

Описание разработки

Цель работы:

— проверить знания учащихся по морфемике, словообразованию и орфографии;

— развивать орфографическую зоркость и культуру речи;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка, совершенствовать навыки владения лексическим богатством русского языка.

Контрольная работа состоит из двух частей. Часть 1 – работа с текстом, часть 2 состоит из заданий с выбором ответа и пояснений к выбору.

(1) Вопросы отн..сящ..еся к м..гуществе(н,нн) ому Интернету (в) полне можно назвать экз..стенциальными как и вопрос о том что мы делаем в этом мир.

(2) Нет такого пр..бора который мог(бы)..пределить явную пользу и столь (же) явное зло что пр..носят нам все в..ликие из..бретения как нет и в..зможности..тделить одно от друго..о.

– (3) Я бы (не) спешил слишком остро крит..ковать Интернет за все гр..хи человеч..ства – во..разил мой друг извес..ный физик давно ж..вущий в Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет) – (4) С моей точки зрения это замечательная вещ.. хотя(бы) потому что талантливые и умные люди п..лучили возможность общат..ся об..ед..няясь и тем самым сп..собствуя великим открытиям новейшего времени. (5) Подумайте например о п..лярниках в Антарктиде разве интернет-ком..уникация для них(не) великое благо? (6) Да и книга всегда была весьма сильным орудием на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова а можно пособия по тер..оризму и призывы к погромам бумага стерпит все как и Интернет. (7) Это изобретение само по себе (не) относит..ся к категориям добра или зла так(же) как огонь динамит алкоголь нитраты или ядерная энергия. (8) Все зависит (от) того кто им пользует..ся. (9) Это настолько очевидно что даже скучно обсуждать. (10) Напишите лучше о том – добавил профессор – как трудно в наш век стать взрослым как целые пок..ления обречены на вечную и (не) обратимую (не) зрелость.

– (11) То есть все-таки о Всемирной паутине? – упрямо уточнила я. – (12) Как раз там я прочитала на днях: (13) “Лучшее, что дала мне жизнь, – это детство без Интернета”.

(14) Так чтo мы, собственно говоря, делаем в этом мире, думаю я, проникая все глубже в его тайны, стараясь докопаться до самого сокровенного родника, чья кристальная сила утолит нашу жажду бессмертия? (15) И существует ли он, этот родник, или каждое следующее поколение, снявшее очередной покров с великой тайны, способно лишь замутить чистые воды бытия, подаренного нам непознаваемым гением Вселенной?

(по тексту Д.Рубиной)

Выполните задания по тексту:

1). Спишите первые три абзаца (до слов “(не) обратимую (не) зрелость” предложения 1- 10); вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

2). Из предложения №.. выпишите слово, образованное бессуффиксальным способом словообразования.

3). Из предложения №.. выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

4). Из предложения №.. выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочным способом словообразования.

5). Из предложения №.. выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом словообразования.

6) Запишите слова, группируя их по значению корня. Дайте пояснения значений.

I. Гористый, горчить, горе, горчица, горемыка, горбиться, городской, пригорок, горевать, загорать, пригорюниться, гордый.

II. Водить, водитель, подводник, изводить, провода, половодье, поводок, подвода, перевод, вожатый, обезвоженный, завод, водворить, водолаз, заводной, проводник, паводок.

7).В каком ряду все слова имеют приставку ис-?

1) Искалеченный, исколесить, искрометный;

2) искореженный, искоса, искательница;

3) искривленный, искуситель, исключительный;

4) искупление, исклеванный, ископаемые.

8). В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Каким термином называют такие корни ? Обоснуйте свой выбор.

2) духовность, духовный, духи;

3) долина, доля, бездольный;

4) долгий, долгота, долг;

5) плен, пленник, пленарный;

6) липа, липкий, липовый;

7) клад, кладоискатель, укладка;

8) город, горожанин, загородка;

9) бурить, бурильщик, буря;

10) воротник, ворот, возврат;

11) мель, отмель, мельник;

12) носить, носовой, носильщик;

13) дорога, дорожный, дороговат;

14) направо, правопорядок, (уголовное) право;

15) делимое, подельник, делитель;

16) молитва, молиться, моль;

17) сель, сельский, односельчане;

18) гулять, с гулькин нос, гуляка;

19) мина, миновать, заминировать;

20 манная (крупа), манок, заманить.

9).В каком ряду все слова однокоренные?

а-дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

б -кусать, закуска, вкусный;

в- воспитать, питание, подписка;

г- утроить, третий, трефовый

Пояснения для учителя.

После использования множительной техники текста работы – по 1 листу с заданием на каждого ученика- впишите в места пропусков заданий 2 -5 номера предложений, чтобы сделать каждый лист задания индивидуальным или много вариантным.

Содержимое разработки

Контрольная работа по теме:

«Морфемика и словообразование»

— проверить знания учащихся по морфемике, словообразованию и орфографии;

— развивать орфографическую зоркость и культуру речи;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка, совершенствовать навыки владения лексическим богатством русского языка.

Контрольная работа состоит из двух частей. Часть 1 – работа с текстом, часть 2 состоит из заданий с выбором ответа и пояснений к выбору.

(1) Вопросы отн..сящ..еся к м..гуществе(н,нн)ому Интернету (в)полне можно назвать экз..стенциальными как и вопрос о том что мы делаем в этом мир.

(2) Нет такого пр..бора который мог( бы )..пределить явную пользу и столь (же) явное зло что пр..носят нам все в..ликие из..бретения как нет и в..зможности ..тделить одно от друго..о.

– (3) Я бы (не) спешил слишком остро крит..ковать Интернет за все гр..хи человеч..ства – во..разил мой друг извес..ный физик давно ж..вущий в Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет) – (4)С моей точки зрения это замечательная вещ.. хотя(бы)потому что талантливые и умные люди п..лучили возможность общат..ся об..ед..няясь и тем самым сп..собствуя великим открытиям новейшего времени. (5)Подумайте например о п..лярниках в Антарктиде разве интернет-ком..уникация для них( не) великое благо? (6)Да и книга всегда была весьма сильным орудием на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова а можно пособия по тер..оризму и призывы к погромам бумага стерпит все как и Интернет. (7)Это изобретение само по себе (не)относит..ся к категориям добра или зла так(же) как огонь динамит алкоголь нитраты или ядерная энергия. (8)Все зависит (от)того кто им пользует..ся. (9)Это настолько очевидно что даже скучно обсуждать. (10)Напишите лучше о том – добавил профессор – как трудно в наш век стать взрослым как целые пок..ления обречены на вечную и (не)обратимую (не)зрелость.

– (11) То есть все-таки о Всемирной паутине? – упрямо уточнила я. – (12)Как раз там я прочитала на днях: (13)“Лучшее, что дала мне жизнь, – это детство без Интернета”.

(14) Так чтo мы, собственно говоря, делаем в этом мире, думаю я, проникая все глубже в его тайны, стараясь докопаться до самого сокровенного родника, чья кристальная сила утолит нашу жажду бессмертия? (15)И существует ли он, этот родник, или каждое следующее поколение, снявшее очередной покров с великой тайны, способно лишь замутить чистые воды бытия, подаренного нам непознаваемым гением Вселенной?

(по тексту Д.Рубиной)

Выполните задания по тексту:

1). Спишите первые три абзаца (до слов “(не)обратимую (не)зрелость” предложения 1- 10); вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

2). Из предложения № .. выпишите слово, образованное бессуффиксальным способом словообразования.

3). Из предложения № .. выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

4). Из предложения № .. выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочным способом словообразования.

5). Из предложения № .. выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом словообразования.

6) Запишите слова, группируя их по значению корня. Дайте пояснения значений.

I. Гористый, горчить, горе, горчица, горемыка, горбиться, городской, пригорок, горевать, загорать, пригорюниться, гордый.

II. Водить, водитель, подводник, изводить, провода, половодье, поводок, подвода, перевод, вожатый, обезвоженный, завод, водворить, водолаз, заводной, проводник, паводок.

Смотрите так же:  Как подключить интернет через розетку

7).В каком ряду все слова имеют приставку ис-?

1) Искалеченный, исколесить, искрометный;

2) искореженный, искоса, искательница;

3) искривленный, искуситель, исключительный;

4) искупление, исклеванный, ископаемые.

8). В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Каким термином называют такие корни ? Обоснуйте свой выбор.

2)духовность, духовный, духи;

3)долина, доля, бездольный;

4)долгий, долгота, долг;

5)плен, пленник, пленарный;

6)липа, липкий, липовый;

7)клад, кладоискатель, укладка;

8)город, горожанин, загородка;

9)бурить, бурильщик, буря;

10) воротник, ворот, возврат;

11) мель, отмель, мельник;

12) носить, носовой, носильщик;

13) дорога, дорожный, дороговат;

14) направо, правопорядок, (уголовное) право;

15) делимое, подельник, делитель;

16) молитва, молиться, моль;

17) сель, сельский, односельчане;

18) гулять, с гулькин нос, гуляка;

19) мина, миновать, заминировать;

20 манная (крупа), манок, заманить.

9).В каком ряду все слова однокоренные?

а-дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

б -кусать, закуска, вкусный;

в- воспитать, питание, подписка;

г- утроить, третий, трефовый

Пояснения для учителя.

После использования множительной техники текста работы – по 1 листу с заданием на каждого ученика- впишите в места пропусков заданий 2 -5 номера предложений, чтобы сделать каждый лист задания индивидуальным или много вариантным.

Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочныеразработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: ВАКО, 2006.

Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ 2008. Русский язык. Сборник заданий. М.: Эксмо, 2008.

Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку:

планирование занятий, организация урока, система упражнений. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

Состав слова (морфемика) и словообразование

Состав слова (морфемика) и словообразование

1. Что вы знаете о морфемике?

2. Перечислите морфемы. Что они обозначают?

3. Могут ли быть синонимичными и антонимичными приставки, корни, суффиксы, окончания? А омонимичными? Докажите.

4. С какими разделами грамматики связано словообразование?

5. Какие способы словообразования вы знаете?

6. Расскажите о морфологическом способе словообразования.

7. Назовите существующие чередования гласных и согласных в корне. Расскажите о них. Какие орфографические правила с ними связаны?

Словообразование
— один из важнейших путей по- полнения словарного состава языка новыми словами. Это сближает его с лексикой. Но процессы словообразования имеют отношение и к морфологии, так как образование слов той или иной части речи, в особенности самостоятельных (знаменательных, полнозначных) слов, происходит посредством морфем, характерных для данной части речи.

Словообразованием называется и раздел науки о языке, изучающий процессы появления новых слов, их родственные связи, способы их образования.
Известно, что новые слова образуются с помощью приставок (рисовать — подрисовать), суффиксов (лес — лесок, лесной, лесничий), приставок и суффиксов одновременно (перелесок, подводный и т. д.).

73. Образуйте слова по следующим схемам:

Для современного русского языка характерно так- кл^ же образование слов способом сложения:

1) целых слов (диван-кровать, ракета-носитель);
2) основ с помощью соединительных гласных о и е (водопровод, пешеход);
3) основ + суффиксация (землепашеи. орденоносный);
4) начальной части слова с целым словом (пол-арбуза, автовокзал);
5) начальных букв слов или их начальных звуков (МГУ, вуз — сложносокращенные слова);
6) образование слова из сочетания слов: древнерусский (от Древняя Русь), научно-технический (от научный и технический) и т. д.

74. I*. Подберите примеры на все случаи образования слов путем сложения.

II. Составьте как можно больше однокоренных сложных слов с использованием корней следующих слов: человек, сердце, душ, благо; выделите корни. Составьте с некоторыми из этих слов словосочетания.

75. Расшифруйте сложносокращенные слова, запишите полные наименования, соответствующие сокращенным. При затруднениях обращайтесь к словарям сокращений, толковому, энциклопедическому (сложносокращенные слова даются в нем в скобках после полного наименования соответствующего предмета, понятия).

АО, ВВС, ВВЦ, ВМС, ЗИЛ, КамАЗ, КБ, МГУ, ЛЭП, МИД, МХАТ, НИИ, НЛО, ООН, ПВО, РАН, РАО, США, ТВ, ТЭЦ, ТЮЗ, ЦСКА, ЧП, ЭВМ.

76. Найдите однокоренные слова в приведенных текстах. Выпишите их, обозначьте корень, подчеркните чередующиеся согласные в корне.

I. Наступала 2 ночь. нет, какая ночь! разве летом в Петербурге бывают ночи? это не ночь, а. тут надо бы выдумать другое название — так, полусвет. Все тихо кругом. Нева точно спала; изредка, будто впросонках, она плеснет легонько волной в берег и замолчит. А там откуда ни возьмется поздний ветерок, пронесется над сонными водами, но не сможет разбудить их, а только зарябит поверхность и понесет прохладой на Наденьку и Александра или принесет им звук дальней песни — и снова все смолкнет, и опять Нева недвижна, как спящий человек, который при легком шуме откроет на минуту глаза и тотчас снова закроет: и сон сомкнет его отяжелевшие веки. Потом со стороны моста послышится как будто отдаленный гром, а вслед за тем лай сторожевой собаки с ближайшей тони, и опять все тихо. Деревья образовали темный свод и чуть- чуть, без шума, качали ветвями. На дачах по берегам мелькали огоньки. (И. Гончаров.)

II. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. (Б. Сухомлинский.)

Составьте схему последнего предложения.
77. К данным ниже словам подберите такие однокоренные слова, чтобы обнаружилось чередование согласного в корне. Корень обозначьте, чередующиеся согласные подчеркните. При затруднениях обращайтесь к словообразовательному или морфемному словарю.

Дорога, берег, снег, мороз, скука, глотать, сапоги, брызгать, терпеть, возобновить, рассмешите, хохочет, перепишите, искать, люблю, постановить, утвердить, обогатить.

78*. К данным словам подберите такие однокоренные слова, чтобы в них чередовались не два звука, а три (например, ск/щ/ст или т/ч/щ и т. д.).

Блеск, свет, лицо, поникнуть, напряжение, водить, судить, будить, вырос, друг, блестеть.

79. Спишите, выделите основы и окончания. Определите, где основы разные, а где одинаковые. Обозначьте корень.

Счастливый, счастливые; радость, радостный; весенний, весна; большой, больше; круговой, круглый; доверительный, доверч..вый; грамотность, грамотей; человек, человеком; дыхание, дышать; гореть, горели; желтеть, ж..лтый; шелковистый, шелковистее; водный, водить.

80. В приведенных словах имеются омонимические корни. Запишите слова, группируя их по значению корня.

I. Горький, гористый, горчить, горе, горчица, горемыка, пригоршня, горбиться, городской, пригорок, горевать, загорать, пригорюниться, гордый.

II. Вода, водить, водитель, подводник, изводить, провода, половодье, поводок, подвода, перевод, вожатый, обезвоженный, завод, заводь, водворить, водолаз, заводной, проводник, паводок.

81. Спишите отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир». Объясните пропущенные орфограммы.

Кн..жна Элен улыбалась 2 ; она поднялась с той(же) (н..Изменяющеюся улыбкой вполне красивой женщ..ны с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой 6 , убран(?)ою плющ..м и мохом, и блестя белизной плеч(?) глянц..м волос и брил(?)иантов она прошла между рас(?)тупившимися 2 мужчинами и прямо не глядя ни на кого но всем улыбаясь и как(бы) любезно предоставляя каждому право любоват(?)ся красотою своего стана, полных плеч(?) очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как(будто) внося с собою блеск бала подошла 2 к Анне Павловне. Элен была так хороша что не только не было в ней заметно и тени к..кетства но (на)против ей как(будто) совес(?)но 5 было за свою (н..Помненную 2 и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как(будто) ж..лала и (не)могла умалить действие своей красоты.

1.* Найдите омонимичные окончания у знаменательных частей речи и определите их грамматические значения.

2. Найдите слова с чередующимися согласными в корне.

82. Объясните графически написание пропущенных орфограмм. Обозначьте корень и суффикс.

Раст..реть, ск..кать, раст..рать, заж..гать, зап..рать, проск..чить, отп..реть, зам..реть, вым..рший, выб..решь, отт..равший, выт..ртый, раст..рание, ск..чок.

83. Спишите, обозначьте корень, к каждому слову подберите и запишите однокоренное слово с чередованием гласных или согласных в корне, графически объясните написание.

Загар, к..саясь, выросший, отр..сль, соб..рать, замирать (от страха), пож..мать, начинать, разгорелось, г..ре- ние, тр..щать, отр..сти, ор..шение, ур..жай, укр..пить, возвращаться, гл..шатай, воплощение, оп..лчение, при- гл..шение, нагр..ждение, прил..жение, согл..шательство, др..жать, наклониться, прик..сновение.

84. Запишите данные ниже слова, в выделенных словах укажите морфемы.

Пр..г..товление, пр..дост..влять, примиренчество, пр..- в..катор, притеснение, пр..с..гать, пр..спос..бление, пр..н- ц..п..альный, пр..м..тивный, пр..в..легия, пр..в..дение (призрак), пр..в..редливый, (камень) пр..ткн..вения, пр..- т..ндовать, пр..сл..вутый, пр..р..кание, пр..п..рательство, пр..к..словить, пр..дст..витель, председатель, пр..дпр..- н..матель, предисловие, пр..вратный, пр..вратник.

85. Обозначьте в словах морфемы, определите способ образования слов.

Весенний, надомница, подберезовик, сослуживец, дружески, заснеженность, пододеяльник, богатырский, переночевать, вездесущий, заискивающе, чистилище, милейший, наводнение, профессиональный, корабельщик, одежонка, наблюдательный, соплеменник, грамотей, бесперебойно, бездорожье, оконфузиться.

К выделенным словам подберите однокоренные слова, в том числе сложные.
86. Определите способ образования сложных слов.

Смотрите так же:  Электрические схемы шкода октавия

Букв..ед, волн..рез, (чугуно)литейный, лет..писец, литературоведческий, искусств..вед, законодательство, законопослушный, (пресс)секретарь, (премьер)министр, дровосек, (зав)маг, (евра)зийский, (северо)восточный, (посу- до)хозяйственный, (стар)пом, (ден)знаки, краен..речие, (черно)белый, (звуко)буквенный, (старо)московский, (чер- но)бурая, (мясо)молочный, (пол)страны, КамАЗ, АО, ООН, МХАТ, ТЮЗ.

Что означают сложносокращенные слова?

87. Спишите текст из «Кладовой солнца» М. Пришвина. Как образовались выделенные слова?

Кто (н..)когда (н..)видал как растет клюква, тот может 3 очень долго идти по болоту и (н..)зам..чать что он по клюкв., идет.4 Вот взять ягоду ч..рнику, — та р..стет и ее вид. .шь ст. .6. .леч. .к тоненький тянется (в)верх, по ст..б..льку, как крыл..шки в разные стороны зеленые маленькие листики и у листиков сидят мелким горошком 2 чернички ч..рные ягодки с синим пушком. Так же брусника (кровяно)красная5 ягодка листики (темно)зеленые, плотные (н..)ж..лтеют даже под снегом и так много бывает ягоды что место, кажется кровью полито. Еще растет в болоте г..лубика кустиком, ягода голубая более крупная, не пройдешь 2 (н..)заметив. В глухих местах где живет огромная птица глухарь, встречается 2 костяника 6 , (крас- но)рубиновая 5 ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправ.. . Только у нас одна-единственная ягода клюква, особен(?)о ран(?)ей весной, пряч..тся в болотной кочк.. и почти (Но)видима (с)верху 5 .

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2009. — 287 с. — ISBN 978-5-09-017983-6.

Планирование уроков по русскому языку онлайн, задачи и ответы по классам, домашнее задание по русскому языку 10 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Русский язык. 10—11 классы : учеб, для общеобра — зоват. учреждений : базовый уровень А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова

(И. Гончаров.) Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. (В. Сухомлинский.) КМ Составьте схему последнего предложения. К данным ниже словам подберите такие однокоренные слова, чтобы обнаружилось чередование согласного в корне. Корень обозначьте, чередующиеся согласные подчеркните. При затруд- Нениях обращайтесь к словообразовательному или морфемному словарю.

Дорога, берег, снег, мороз, скука, глотать, сапоги, брызгать, терпеть, возобновить, рассмешите, хохочет, перепишите, искать, люблю, постановить, утвердить, обогатить. 78*. К данным словам подберите такие однокоренные слова, чтобы в них чередовались не два звука, а три (например, ск/щ/ст или т/ч/щ и т. д.). Блеск, свет, лицо, поникнуть, напряжение, водить, судить, будить, вырос, друг, блестеть. Спишите, выделите основы и окончания. Определите, где основы разные, а где одинаковые. Обозначьте корень. Счастливый, счастливые; радость, радостный; весенний, весна; большой, больше; круговой, круглый; доверительный, доверчивый; грамотность, грамотей; человек, человеком; дыхание, дышать; гореть, горели; желтеть, ж..лтый; шелковистый, шелковистее; водный, водить. В приведенных словах имеются омонимические корни. Запишите слова, группируя их по значению корня. Горький, гористый, горчить, горе, горчица, горемыка, пригоршня, горбиться, городской, пригорок, горевать, загорать, пригорюниться, гордый. Вода, водить, водитель, подводник, изводить, провода, половодье, поводок, подвода, перевод, вожатый, обезвоженный, завод, заводь, водворить, водолаз, заводной, проводник, паводок.

Спишите отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир». Объясните пропущенные орфограммы. Кн..жна Элен улыбалась2; она поднялась с той(же) (н..Изменяющеюся улыбкой вполне красивой женщ..ны с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой6, убран(?)ою плющ..м и мохом, и блестя белизной плеч(?) глянц..м волос и брил(?)иантов она прошла между рас(?)тупившимися2 мужчинами и прямо не глядя ни на кого но всем улыбаясь и как(бы) любезно предоставляя каждому право любоват(?)ся красотою свое- Го стана, полных плеч(?) очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как(будто) внося с собою блеск бала подошла2 к Анне Павловне. Элен была так хороша что не только не было в ней заметно и тени кокетства но (на)против ей как(будто) совес(?)но5 было за свою (н..Помненную2 и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как(будто) ж..лала и (не)могла умалить действие своей красоты. 5* 1*. Найдите омонимичные окончания у знаменательных частей речи и определите их грамматические значения.

Найдите слова с чередующимися согласными в корне. Объясните графически написание пропущенных орфограмм. Обозначьте корень и суффикс. Раст..реть, ск..кать, растирать, заж..гать, зап..рать, проскочить, отп..реть, зам..реть, вым..рший, выб..решь, оттиравший, выт..ртый, раст..рание, ск..чок. Спишите, обозначьте корень, к каждому слову подберите и запишите однокоренное слово с чередованием гласных или согласных в корне, графически объясните написание. Загар, к..саясь, выросший, отрасль, соб..рать, замирать (от страха), пож..мать, начинать, разгорелось, г..ре — ние, тр..щать, отр..сти, ор..шение, ур..жай, укр..пить, возвр..щаться, гл..шатай, вопл..щение, оп..лчение, при — гл..шение, нагр..ждение, прил..жение, согл..шательство, др..жать, наклониться, прик..сновение. Запишите данные ниже слова, в выделенных словах укажите морфемы. Пр..г..товление, пр..дост..влять, примиренчество, пр..- В..катор, пр..т..снение, пр..с..гать, пр..спос..бление, пр..н — ЦоП..альный, пр..м..тивный, пр..в..легия, пр..в..дение (призрак), пр..в..редливый, (камень) пр..ткн..вения, пр..- ТоНдовать, пр..сл..вутый, пр..р..кание, пр..п..рательство, пр..к..словить, пр..дст..витель, пр..дс..датель, пр..дпр..- н..матель, пр..д..словие, пр..вратный, пр..вратник.

Обозначьте в словах морфемы, определите способ образования слов. Весенний, надомница, подберезовик, сослуживец, дружески, заснеженность, пододеяльник, богатырский, переночевать, вездесущий, заискивающе, чистилище, милейший, наводнение, профессиональный, корабельщик, одежонка, наблюдательный, соплеменник, грамотей, бесперебойно, бездорожье, оконфузиться. W. К выделенным словам подберите однокоренные слова, в том Л числе сложные. Определите способ образования сложных слов. Букв..ед, волн..рез, (чугуно)литейный, лет..писец, литератур..ведческий, искусств..вед, законодательство, законопослушный, (пресс)секретарь, (премьер)министр, дро- В..сек, (зав)маг, (евра)зийский, (северо)восточный, (посу- до)хозяйственный, (стар)пом, (ден)знаки, красн..речие, (черно)белый, (звуко)буквенный, (старо)московский, (чер — но)бурая, (мясо)молочный, (пол)страны, КамАЗ, АО, ООН, МХАТ, ТЮЗ. ГМ Что означают сложносокращенные слова? Спишите текст из «Кладовой солнца» М. Пришвина. Как образовались выделенные слова? Кто (н..)когда (н..)видал как растет клюква, тот может3 очень долго идти по болоту и (н..)зам..чать что он по клюкв., идет.4 Вот взять ягоду ч..рнику, — та р..стет и ее вид..шь ст..б..леч..к тоненький тянется (в)верх, по ст..б..льку, как крыл..шки в разные стороны зеленые маленькие листики и у листиков сидят мелким горошком2 чернички ч..рные ягодки с синим пушком. Так же брусника (кровяно)красная5 ягодка листики (темно)зеленые, плотные (н..)ж..лтеют даже под снегом и так много бывает ягоды что место, кажется кровью полито. Еще растет в болоте г..лубика кустиком, ягода голубая более крупная, не пройдешь2 (н..)заметив.

В глухих местах где живет огромная птица глухарь, встречается2 костяника6, (крас — но)рубиновая5 ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправ.. . Только у нас одна-единственная ягода клюква, особен(?)о ран(?)ей весной, пряч..тся в болотной кочк.. и почти (н..)видима (с)верху°. Морфология 1. Что изучает морфология? С какими другими раздела — LrJ ми науки о языке она связана? Назовите самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Приведите примеры. Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи. ГГ! Общее грамматическое значение существительного — значение предмета. В зависимости от значения выделяют несколько групп существительных: конкретные <журнал, сосна, ворона); вещественные, обозначающие однородную по своему составу массу, вещество <масло, сахар, вода); отвлеченные <чтение, храбрость, доброта, синева); собирательные, в форме единственного числа обозначающие совокупность однородных лиц или предметов как неделимое целое (детвора, молодежь, студенчество). Морфологические (или грамматические) признаки существительного: род, число, падеж, склонение; одушев- ленность/неодушевленность; собственное/нарицательное.

Синтаксические признаки: сочетается только с существительным, являясь тем же членом предложения (подлежащим или дополнением): Пятеро ребят пошли в поход. Мы совершили две экскурсии. Общее грамматическое значение местоимения — указывает на предметы, признаки, количество, не называя их. По соотношению с другими частями речи можно выделить местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия. Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют в предложении. Местоимения не имеют особых морфологических и синтаксических признаков. В предложении чаще всего бывают подлежащим, дополнением — как существительное, определением — как прилагательное, обстоятельством — как наречие. По значению и синтаксической роли выделяется несколько разрядов местоимений: личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, указательные, отрицательные, определительные. Общее грамматическое значение глагола — обозначает действие, состояние предмета.

Морфологические признаки: вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение, возвратность/невоз — вратность, переходность/непереходность. Синтаксические признаки: в предложении обычно является сказуемым, вместе с подлежащим образуя Грамматическую основу. Но может быть и любым другим членом предложения. Общее грамматическое значение причастия — признак предмета по его действию. Морфемным признаком причастия являются суффиксы — ущ-, — ющ-, -ащ-ящ-, — виг-, — ш-, — н/i-, — енн-, — т-, — еж-, — иж-, — ож-. Морфологические признаки: сочетание свойств прилагательного и глагола; согласуется с существительным в роде, числе, падеже. Причастие может иметь краткую и полную форму; как и глаголы, может быть возвратным и невозвратным, совершенного и несовершенного вида, имеет время (настоящее, прошедшее), залог (действительный, страдательный).

Смотрите так же:  Как проверить утечку тока на автомобиле тестером

Синтаксические признаки: в предложении бывает определением и сказуемым. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Общее грамматическое значение деепричастия: обозначает добавочное действие, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. Морфологические признаки: объединение свойств глагола и наречия. Морфемным признаком деепричастия являются суффиксы а, — я, -в, — вши, — ши. Синтаксические признаки: деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастный оборот выделяется запятыми. Общее грамматическое значение наречия — признак действия или признак признака.

Морфологические признаки: неизменяемость. Наречия на — о, — е, образованные от качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения. Синтаксические признаки: в предложении является обстоятельством. Спишите текст, назовите произведение и его автора. Определите синтаксическую роль имен существительных. Зима! Крестьянин торжествуя На дровн..х обновляет путь; Его л..шадка снег почуя Плетет(?)ся рысью как(нибудь); Бразды пушистые взрывая Летит кибитка3 удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе в красы..м кушаке.

Вот бегает дв..ровый мальчик В сала..ки3 Жучку посадив Себя в коня преобразив. Шалун уж замороз..л пальч..к: Ему и больно и смешно А мать грозит ему в окно… £/! Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты. Како — kL Ji ва их роль в этом тексте? Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму: а) только множественного числа; б) только единственного числа. Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительство, влажность, смех, белье, мечта, счастье. Запишите по 2—3 существительных с суффиксами: а) уменьшительно-ласкательными; б) указывающими на лицо и принадлежность к той или иной профессии; в) имеющими значение предмета; г) образующими существительные с отвлеченным значением. В подобранных словах выделите основу и все морфемы.

Определите склонение записанных существительных. I. Образуйте от данных существительных прилагательные, составьте с ними словосочетания. Птица, дерево, лиса, жемчуг, серебро, яблоня, старик, дождь, брат, туман, золото. II. Распределите словосочетания в зависимости от разряда прилагательных. Глин..ный кувшин, барх..тный занавес, бархатный голос, сердечная встреча, сердечная боль, зимний вечер, Крутая гора, крутой характер, серое платье, серый спектакль, спортивная обувь, спортивная походка, дремучий лес, дремучий человек, леб.-диный пух, лебединая песня, медвежья лапа, медвежья шуба, голубое небо, голубые мечты, голубые глаза- Спишите текст из повести М. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Укажите полные и краткие прилагательные. Какую синтаксическую роль они выполняют? Дело в том, что в это самое время на выезд., из города, в сл-.бод.. Навозной, цвела красотой поса..ская5 жена Алена Осипова.

(По)видимому эта жен(?)щина представляла собой тип той ела..кой русский красавиц., при взгляд., на которую человек (н. ,)загорает(?)ся страстью, но чу(?)ству..т что все его существо (по)тихоньку та..т. При среди..м3 росте, она была полна, бела и румяна; имела большее серые глаза навыкате, (н..)то бе..тыж..е, (н..)то застенчив..е, пухл..е вишневые губы, густ. хорошо очерченные брови, (темно)русую косу до пят и ходила по улиц., «серой утиц..й». Муж ее, Дмитрий Прокофьев, занимался ямщиной и был тоже под стать жен. молод крепок красив. Ходил он в плисов..й6 поддевк..6 и в поярковом6 трешневике6, расцвечен(?

)..м павьими перьями. И Дмитрий (н..)чаял душ., в Аленк. и Аленка (н..)чаяла душ., в Дмитр..е. Частенько п..хаж..вали они в соседи..й кабак и, счас(?)ливые, расп..вали там вместе песни. Глу — повцы(же) просто (н..)могли нарадоват(?)ся на их согласную жизнь. 93*. Выпишите из толкового словаря русского языка словосочетания с прилагательными: золотой, волчий, лебединый, медный, свинцовый, в которых эти прилагательные были бы сначала относительными, потом качественными. К качественным прилагательным подберите синонимы. 94. Запишите слова, группируя их по частям речи; числительные сгруппируйте по грамматическому значению. Один, первый, тройка, одинаковый, дюжина, (столетний, одинокий, дважды, двое, двойной, (по)двое, двоякий, восьмерка, семеро, шестой, пятерка, пятый, пяток, п..терня, трижды, тройной, трешн..ца, четверть, (в)чет- Вером, четырежды, восемь(сот), восьмеро, восьмерик, шестизначный, шесть, семерка, восьмушка, десяток, десятый, сотня, сотенный, оба, единица, мил(?)ион, четверых, (три)четверти, одна сотня, нескольк..

, скольк.. . 95*. Подберите пословицы и поговорки, содержащие числительные. Произведите морфологический разбор числительных. Определите их синтаксическую роль в предложении. Запишите пословицы, найдите в них местоимения. Определите разряд местоимений и их синтаксическую роль в предложении. Без денег в город — сам себе ворог. 2. Все хорошо что хорошо кон(?)чает(?)ся. 3. Всем сестрам по серьгам. За твоим языком (н..)поспе..шь и бегом. 5. Правда прямо идет с нею не разминешься.

6. Всяк про правду трубит да (н..)всяк правду люб..т. 7. За чем пойдешь то и найдешь. 8. Знай сверчок свой ш..сток. 9. Каковы сани таковы и сами. 10. На всякого мудреца довольно3 пр..ст..ты. 11. Чу..т кошка чье мясо с(?)ела. 12. Чем богаты тем и рады3. 13. Не та собака куса..т что ла..т а та что молчит да хвостом виля..т. 14. (Н..)срывай яблоко пока зелено созре..т само упадет. Поясните пословицы под номерами 5, 7—14. В каких слу — кЛЛ чаях уместно употребление каждой из них? Составьте предложения с указанными словами. Объясните, почему различно написание этих слов. Потому — по тому, затем — за тем, поэтому — по этому, также — так же. Некого — не у кого, нечем — ничем, никем — ни с кем, некем — не с кем, ничто иное — не что иное, не за что — ни за что. Запишите высказывание В. Белинского. Определите разряды местоимений, укажите их морфологические особенности и синтаксическую роль в предложении. У Гоголя есть (н..)что3 такое что заставля..т (н..Замечать (н-.)брежности его языка — есть слог. Гоголь (не)пиш..т, а рису..т его изображения дыш..т ж..выми Красками действительност..

. Вид..шь и слыш..шь их. Каждое слово каждая фраза резко, определенно рельефно выража.-т у него мысль и тщетно(бы) хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выр.-жения этой мысли. Это значит иметь слог который имеют только великие писатели… 99. Запишите глаголы во 2-м л. ед. ч. наст, или буд. вр. (в зависимости от вида глагола) и в м. р. ед. ч. прош. вр., не меняя вида, например: идешь — шел, прибудешь — прибыл. Думать, решаться, виднеться, беседовать, торопиться, крикнуть, бежать, махать, плыть, бороться, вынести, закрывать, закрыть, мерзнуть, найти, замерзнуть. 100*. Образуйте, если это возможно, видовые пары глагола (совершенный — несовершенный). Лишать, кидать, нравиться, сесть, набрать, прощать, печь, стать, закрыть, кричать, сжать, ходить, печалиться, сохнуть, класть, плыть, дать, ловить. Списывая, определите спряжение глаголов, укажите вид. Смотр., шь, вид..шь, рису., те, катат(?)ся, накл..- нят(?)ся, (не)навид..шь, держ..т, разве..шь, вымо..шь, выросте, мйр..те, стон..шь, завал..ш(?)ся, мину..шь, наряд..те, увенча..шь, камене.

.шь, завис..те, терп..те, направлят(?)ся, обход..шь, передвигат(?)ся, пов..рач..- ват(?)ся, скользить, теч(?), тянуть, пр..ближат(?)ся, переходить. I. Определите спряжение глаголов. Образуйте формы 2-го лица единственного и множественного числа. Бежать, вынести, написать, найти, обижать, зеленеть, расти, обжигать, греть, замерзнуть, крутиться, мочь, зависеть, зависать, обидеть, дышать, проснуться, спать, чертить, выступать, выступить, накопить, обещать, кричать, крикнуть, узнать, знакомиться, рассмешить, смеяться.

Похожие статьи:

  • Монтировочные провода Провода для прикуривания AIRLINE SA-400-01 Товар временно отсутствует в продаже Характеристики Максимальный ток 400 А Длина 2.5 м Тип стартовые провода Минимальная рабочая температура -40 °C Вес брутто 1 кг Гарантия 12 […]
  • Провода апв производитель Провод силовой для электрических установок АПВ, ПВ1 ГОСТ 6323-79 АПВ - провод с алюминиевой жилой, с изоляцией из ПВХ пластикатаПВ1 - Провод с медной жилой, с изоляцией из ПВХ пластиката Одножильные провода с ПВХ изоляцией для […]
  • Анализаторы трехфазной сети Анализаторы качества электроэнергии серии 430 для трехфазной сети AutoTrend - быстрый просмотр зависимостей изменения параметров во времени Заказ на продукцию в электронном виде отправляйте на наш адрес [email protected] или […]
  • Схема соединения камеры СХЕМЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ КАМЕР ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ На сегодняшний день применяется два основных способа подключения камер видеонаблюдения к устройствам обработки, отображения видеоинформации (видеорегистраторам, мониторам, видео серверам): витой […]
  • Реле тока рэв-830 Реле тока рэв-830 Реле РЭВ 828, РЭВ 830 используются в электроустановках в качестве минимального токового реле, в цепях постоянного тока. Катушки втягивания (рабочие катушки) реле нормируются на токи: 1,6; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 40; 63; […]
  • Заземление офисного здания Заземление офисного здания Заземление и защитные меры электробезопасности Пояснения и комментарии к требованиям главы 1.7 ПУЭ седьмого издания ПУЭ, п. 1.7.86Изолирующие (непроводящие) помещения, зоны и площадки могут быть применены в […]