Воробьева обрывок провода

Евгений Воробьёв «Обрывок провода»

Обрывок провода

Язык написания: русский

Авторы по алфавиту:

18 февраля 2019 г.

17 февраля 2019 г.

14 февраля 2019 г.

13 февраля 2019 г.

12 февраля 2019 г.

Любое использование материалов сайта допускается только с указанием активной ссылки на источник.
Copyright © 2005-2019 «Лаборатория Фантастики».

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
Планк Конспект Чтение рассказа «Обрывок провода». Е. Воробьева

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации

Предварительный просмотр:

План – конспект НОД № 201__г.

в подготовительной группе

Тема: Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально -коммуникативное развитие»

1) обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации; формировать умение выслушивать ответы детей, активизировать и обогатить словарь, умение отвечать на вопросы полным ответом, связную речь.

2) пробуждать интерес к истории, желание знакомиться с художественными произведениями; воспитывать уважение к героям войны, вызывать восхищение силой духа, мужеством, бесстрашием защитников Отечества.

3) Развивать двигательную активность

Методы и приемы:- практические: игровая ситуация, физ. минутка

— наглядные: демонстрационный материал

— словесные: беседа, вопросы, объяснения

Материалы и оборудование :

Формы и методы организации совместной деятельности

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физ.минутки , образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровые ситуации , игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Наблюдения , экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты,

Беседы, речевые ситуации , составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Восприятие (художественной литературы и фольклора )

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

Поручения ( индивидуальные и под групповые), дежурства, практик-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия ,дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

Звучит песня «Богатырская сила» группы «Цветы».

— Богатыри земли Русской: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – жили давным-давно. Они совершали подвиги, защищая родную землю от врагов лютых. Как вы думаете, ребята, какими они были?

Ведущий: — А откуда мы узнаем о богатырях и их славных подвигах?

Ведущий: — Как вы думаете, есть ли богатыри в наше время? Я нашла рассказ, в котором есть ответ на этот вопрос! Хотите, прочитаю?

(Идет показ слайдов с изображением богатырей)

— Сильными, смелыми, могучими, стойкими, надежными…

Из книг, рассказов, кино.

Чтение рассказа «Обрывок провода»

Ведущий: — Понравился ли вам рассказ? Почему?

Ведущий: — Интересно, сколько времени мы сможем простоять вот так, как солдат? На прогулке попробуем. А герой Великой Отечественной войны Николай Устюшин несколько часов простоял на снегу, без рукавиц, а рядом пули свистели, мины рвались…Было очень страшно, но он выдержал. Так не перевелись богатыри на земле Русской?

Ведущий: — Богатыри были сильными и здоровыми. Чтобы и у нас было здоровье, нам поможет зарядка:

(Дети дают оценку прослушанному отрывку рассказа)

— Нет, многие и в наше время совершают храбрые поступки.

Мы шагаем дружно в ряд

Все мы бравые солдаты

Ты солдат, и я солдат

Мы умеем быстро бегать

Быть сильнее всех должны!

Ведь солдаты днем и ночью

Берегут покой страны!

Ходьба на месте с высоким подниманием колен) (Ходьба на месте) (Повороты туловища влево-вправо)

(Наклоны вперед, руки на поясе)

(Наклон туловища вперед с поворотом слева направо, рука у лба)

Обеспечена потребность в движении

Ведущий: — Люди совершали и продолжают совершать подвиги для своей Родины. Только называться они стали по-другому: герои.

Ведущий: — Они защищали небо, чтобы оно было чистым, мирным, проходили пешком многие километры, прогоняя врага с родной земли, охраняли морские границы.

Звучит песня «Вставай, страна огромная»

Ведущий: — Не всегда они были телом могучи, как богатыри, но у них был богатырский характер, богатырская выдержка.

— Но герои не только те, кто защищает землю свою от врагов… Но и те, кто защищает ее честь, демонстрируя силу, волю и выдержку.

— Ребята, какое важное (спортивное) мероприятие проводилось в нашей стране зимой 2014 года?

Ведущий: — Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы участвовать в олимпиаде, побеждать, защищать честь своей Родины?

(Показ слайдов с олимпийскими героями)

Ведущий: — И это тоже наши герои, наши богатыри.

Ведущий: — Скажите, ребята, так что же общего между богатырями, героями войны и олимпийцами?

Ведущий: — Все вы достойно держались на сегодняшнем мероприятии, были активными, много обсуждали, отвечали на вопросы. Я уверена, что в будущем вы станете достойными гражданами своей страны, настоящими патриотами.

Ведущий: — Ребята, расскажите дома родителям о героях, которые вам больше всего запомнились. Когда вечером придете домой, спросите ваши родителей, каких героев знают они и почему считают их героями. А завтра принесите портреты героев, которые больше всего нравятся вам и вашим родителям, и мы вместе заполним альбом, который потом будет храниться в нашей группе.

— Нужно обладать богатырским характером, силой, стойкостью, мужеством.

Все они проявляли мужество, выносливость, силу духа, храбрость, защищали свою Родину, ее честь.

Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода». НОД для детей подготовительной к школе группы

Анна Фролова
Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода». НОД для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода» (НОД-занятие для детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с художественной литературой).

Задачи: обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации; пробуждать интерес к истории, желание знакомиться с художественными произведениями; воспитывать уважение к героям войны, вызывать восхищение силой духа, мужеством, бесстрашием защитников Отечества.

1. Словарная работа: блиндаж, мембрана, ушанка, сращивать провод;

2. Заучивание стихотворений о войне;

3. Рассматривание репродукций картин о ВОВ, иллюстраций к былинам, фотографий военных лет, фотографий памятников героям войны, скверов и аллей славы;

4. Чтение произведений о ВОВ;

5. Прослушивание песен военных лет;

6. Проведение спортивных эстафет;

— информационно-коммуникационные – демонстрация изображений на мультимедийном экране и воспроизведение музыкальных произведений;

Ход занятия.

Звучит песня «Богатырская сила» группы «Цветы».

(Идет показ слайдов с изображением богатырей)

— Богатыри земли Русской: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – жили давным-давно. Они совершали подвиги, защищая родную землю от врагов лютых. Как вы думаете, ребята, какими они были?

Дети: — Сильными, смелыми, могучими, стойкими, надежными…

Ведущий: — А откуда мы узнаем о богатырях и их славных подвигах?

Дети: — Из книг, рассказов, кино.

Ведущий: — Как вы думаете, есть ли богатыри в наше время? Я нашла рассказ, в котором есть ответ на этот вопрос! Хотите, прочитаю?

Чтение рассказа «Обрывок провода»

Ведущий: — Понравился ли вам рассказ? Почему?

(Дети дают оценку прослушанному отрывку рассказа)

Ведущий: — Интересно, сколько времени мы сможем простоять вот так, как солдат? На прогулке попробуем. А герой Великой Отечественной войны Николай Устюшин несколько часов простоял на снегу, без рукавиц, а рядом пули свистели, мины рвались…Было очень страшно, но он выдержал. Так не перевелись богатыри на земле Русской?

Дети: — Нет, многие и в наше время совершают храбрые поступки.

Физкультминутка.

Ведущий: — Богатыри были сильными и здоровыми. Чтобы и у нас было здоровье, нам поможет зарядка:

Аты-баты, аты-баты, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Мы шагаем дружно в ряд (Ходьба на месте)

Все мы бравые солдаты (Повороты туловища влево-вправо)

Ты солдат, и я солдат (Наклоны вперед, руки на поясе)

Мы умеем быстро бегать (Бег на месте)

Быть сильнее всех должны! (Приседания)

Ведь солдаты днем и ночью (Хлопки)

Берегут покой страны! (Наклон туловища вперед с поворотом слева направо, рука у лба)

Ведущий: — Люди совершали и продолжают совершать подвиги для своей Родины. Только называться они стали по-другому: герои.

(Показ слайдов о ВОВ)

Ведущий: — Они защищали небо, чтобы оно было чистым, мирным, проходили пешком многие километры, прогоняя врага с родной земли, охраняли морские границы.

Звучит песня «Вставай, страна огромная»

Ведущий: — Не всегда они были телом могучи, как богатыри, но у них был богатырский характер, богатырская выдержка.

— Но герои не только те, кто защищает землю свою от врагов… Но и те, кто защищает ее честь, демонстрируя силу, волю и выдержку.

— Ребята, какое важное (спортивное) мероприятие проводилось в нашей стране зимой 2014 года?

Ведущий: — Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы участвовать в олимпиаде, побеждать, защищать честь своей Родины?

Дети: — Нужно обладать богатырским характером, силой, стойкостью, мужеством.

(Показ слайдов с олимпийскими героями)

Ведущий: — И это тоже наши герои, наши богатыри.

Дети исполняют песню «Герои спорта»

Ведущий: — Скажите, ребята, так что же общего между богатырями, героями войны и олимпийцами?

Дети: — Все они проявляли мужество, выносливость, силу духа, храбрость, защищали свою Родину, ее честь.

Ведущий: — Все вы достойно держались на сегодняшнем мероприятии, были активными, много обсуждали, отвечали на вопросы. Я уверена, что в будущем вы станете достойными гражданами своей страны, настоящими патриотами.

Ведущий: — Ребята, расскажите дома родителям о героях, которые вам больше всего запомнились (ответы детей). Когда вечером придете домой, спросите ваши родителей, каких героев знают они и почему считают их героями. А завтра принесите портреты героев, которые больше всего нравятся вам и вашим родителям, и мы вместе заполним альбом, который потом будет храниться в нашей группе.

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Чтение рассказа М. Пришвина.

Конспект НОД по обучению детей подготовительной группы пересказу рассказа Г. Скребицкого «Март» по опорным картинкам Тема: «Пересказ рассказа март по опорным картинкам». Задачи: Развивающие: продолжать учить детей пересказывать текст с наглядной опорой.

Смотрите так же:  Заземление нормы пуэ

Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект НОД в средней группе детей с ОНР. Чтение рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб» Программные задачи: Развивать словарь за счёт активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоимённых форм, притяжательных.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа по плану Программное содержание: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет. Упражнять в умении.

Конспект ООД по ознакомлению в подготовительной группе Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте, вежливости. Совершенствовать умение последовательно.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка» Программные задачи : Воспитывать у ребят положительные черты характера, доброту, желание делать добрые дела, дать новое понятие – скромность;.

Конспект занятия-беседы о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. В. Бианки «Май» Видео Конспект занятия Образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группеТема: Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа.

НОД для детей средней группы с ОНР. Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Белка». НОД для детей средней группы с ОНР Тема: Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Белка» Цель: развитие речи Задачи: -Работать над накоплением.

НОД ОО «Чтение художественной литературы». Чтение рассказа Г. Снегирёва «Верблюжья варежка» (средняя группа) Цель: формировать представление детей об окружающем мире через художественное произведение. Задачи: 1. Познакомить с новым литературным.

Воробьева обрывок провода

Author:begobex
Welcome to FC2!

текст рассказа е воробьева обрывок провода × Е.Воробьев. Обрывок провода. Трудно вспомнить, сколько раз в тот день Устюшину пришлось отправляться на линию и сращивать провод. . Соединить концы провода никак не удавалось. Не хватало этого злополучного метрового обрывка! . Сборник текстов художественных произведений для реализации образовательной области Чтение художественной литературы в подготовительной группе И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении. Е . Воробьев «Обрывок провода». Сборник текстов художественных произведений для реализации образовательной области Чтение художественной литературы в подготовительной группе . И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении. . Е. Воробьев «Обрывок провода». . Е.Воробьев. Обрывок провода. . То провод перебьет осколком мины, то оборвет взрывной волной, то его перережут немецкие автоматчики, которые уже несколько раз просачивались в ближний лес. . В сборник вошли художественные тексты советских и российских писателей – рассказы и повести, дневники и . Воробьев, Е. З. Обрывок провода. В сборник вошли художественные тексты советских и российских писателей – рассказы и повести, дневники и . Воробьев, Е. З. Обрывок провода. Потом текст пересказывают другие дети. Их может быть двое или трое – те части рассказа, которые пересказывал педагог, теперь может рассказать ребенок. Занятие 7. Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода». . Парни помогите найти Текст рассказа е воробьева обрывок провода , заранее благодарю! Ice Baby, скорость загрузки мгновенная. Е.И. Клинк. Методика коммуникативного моделирования жанра имиджевой . кадров». Текст рассказа представляет собой цепочку разворачивающих-. Текст рассказа е. воробьёва обрывок провода . Упражнять е перелезании с пролета на пролег гимнастической стенки по . Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, . Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. . отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); . Получали радость от звучного, веселого стихотворного текста. Активизировали в .. Прочли рассказ Е. Воробьева «Обрывок провода» — Познакомились . . Воробьев Е. . ОБРЫВОК ПРОВОДА Трудно вспомнить, . Соединить концы провода никак не .

Занятие 7. Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода» — КиберПедия

Мальчик позвал меня в клуб, а мне нечего одеть! Что делать?. Эта книга научила меня тому, что надо быть стойким, как солдат из этого рассказа. Николай Караченцов, у которого обнаружен рак, улетел на Афон, чтобы помолиться перед операцией И Православие Афон ht…. У него есть бойфренд?. И обидно и смешно одновременно капоп kpop BTS EXO GOT7 ARMY ARMYxAMAs BTSxAMAs BTS_MWAVE_FINAL….
Именно поэтому я иду есть торт прямо сейчас!.

ktoetobleat_ Опаздываешь на неделю а люди бесятся почемут.

ADventurousTuum Первое впечатление самое ошибочное.

Тема: Чтение рассказа Е.

Эту книгу написал Е. «В Липецке у мужчины украли украденный велосипед, на котором он вез краденый телевизо….

Чтение художественной литературы Чтение рассказа Е.Воробьёва “Обрывок провода” (Подготовительная группа)

Чтение художественной литературы

Чтение рассказа Е.Воробьёва “Обрывок провода”

(Подготовительная группа)

Предварительная работа: чтение рассказов о ВОВ, заучивание стихов о войне, рассматривание иллюстраций о войне, фотографии памятников посвященных солдатам павшим в ВОВ.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить детей с рассказом Е.Воробьёва “Обрывок провода”, побуждать детей рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного героя.

Развивающая: развивать мышление, память, воображение.

Воспитательная: воспитывать уважение к защитникам отечества, к памяти павших и живущих солдат ветеранов.

Оборудование: школьный вальс, стихотворение С. Щипачева «22 июня 1941 года», музыка песня “Священная война”, рассказа Е.Воробьёва “Обрывок провода”, иллюстрация установления знамени над Рейхстагом.

Автор: МДОАУ «Детский сад №15» г. Новотроицк Оренбургская область

Воробьева обрывок провода

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 561 525
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 506 505

Перед вами — медаль «За отвагу». Этой медалью в годы Великой Отечественной войны награждено более четырёх миллионов человек.

Солдат или сержант удостоенный медали «За отвагу», должен был совершить подвиг, связанный чаще всего с опасностью для жизни, когда, следуя воинскому долгу, нужно собрать всю силу воли и не поддаться страху. Часто подвиг требовал не только беззаветной храбрости, но и отличной солдатской выучки, сноровки, смекалки.

О солдатской смекалке — родной сестре солдатского мужества — эта книга.

У колодца и дальше, у избы с высоким крыльцом, уже дважды сменились немецкие патрули, а Харламов всё ещё лежал в своей белой берлоге. Справа его укрывал плетень, слева — высокий сугроб.

Харламов зарылся в снег на огороде, за одним из крайних домов деревни. Изредка, когда колени, локти и живот начинали коченеть, он осторожно, боясь загреметь оружием, поворачивался на бок. И снова томительные минуты ожидания. Какими длинными они кажутся человеку, который не ел двое суток и промёрз до мозга костей!

У разведчика-наблюдателя отличное зрение, и сержант Пётр Харламов за сутки пребывания в деревне приметил многое. В колхозных яслях — штаб. В амбаре напротив — склад боеприпасов. У околицы, в доме с каменным фундаментом, — пулемётное гнездо, левее — окопы.

«Эх, наводчикам бы нашим да эти адреса!» — подумал он.

Разведчик при возвращении из поиска должен быть осторожен вдвойне: он рискует и жизнью, и добытыми сведениями. Вот почему Харламов терпеливо ждал наступления темноты, когда можно будет подняться, отрыть из-под снега лыжи и двинуться в обратный путь. Для этого нужно прежде всего пройти незамеченным через деревню, добраться до ближнего леса и двинуться по руслу реки, сжатой крутыми берегами.

Смеркалось. Снег окрасился в пепельно-голубой цвет и быстро темнел.

Внезапно Харламов увидел, что по деревенской улице, в каких-нибудь тридцати шагах от него, скользит лыжник в маскировочном халате. Белый капюшон закрывал шапку, лоб, подбородок, оставляя морозному ветру только узкую полоску лица. В уверенных и лёгких движениях лыжника не чувствовалось усталости.

«Значит, — решил Харламов, — только собрался в дорогу. Должно быть, разведка».

Вслед за первым лыжником, метрах в пяти позади, слегка пристукивая лыжами по насту, шёл второй, за ним третий, четвёртый…

Девять, десять, одиннадцать… Вот промелькнула согнутая под тяжестью какого-то ящика фигура двенадцатого.

Харламов подождал ещё немного — никого. Очевидно, двенадцатый лыжник был замыкающим.

«А почему бы мне не стать тринадцатым? — внезапно подумал он. — И автомат у меня трофейный… Такой же, как у немцев».

Не поднимаясь, он разгрёб снег, надел лыжи, продел руки в кожаные петли палок и только после этого поднялся на ноги. Энергичный толчок, другой — и Харламов заскользил по деревенской улице. Он легко мог сойти за немца, несколько отставшего от своих.

Тотчас же Харламов встретился лицом к лицу с солдатом, который нёс охапку дров.

Затем повстречались ещё два, шедшие, очевидно, после смены караула. Они пританцовывали на ходу, пытаясь согреться.

Не отводя глаз, не смутившись, Харламов разминулся с офицером так близко, что едва не задел его плечом. Небритое лицо, чёрные наушники, бархатный воротник офицерской шинели.

Харламов шёл, копируя размашистый шаг лыжников, идущих впереди. Его отделяло от последнего немца не больше сорока — пятидесяти метров. Когда вышли за околицу и отряд растянулся длинной цепочкой, Харламов отстал ещё больше. Он шёл на такой дистанции, чтобы двенадцатый лыжник, обернувшись, не смог увидеть его лица. А кому придёт в голову пересчитывать на ходу, сколько человек движется гуськом друг за другом?

Несколько раз фашисты останавливались на отдых; они курили, пили из фляг. Тринадцатый лыжник быстро высвобождал ноги из креплений и плашмя падал в снег, уже перекрашенный сумерками в тёмно-синий цвет. Он рад был этим привалам. Сказывался голод и усталость. Всё труднее было тянуться за отрядом.

Отряд вошёл в перелесок, где темнота ещё плотнее, и остановился. Харламов наблюдал, притаившись за елью. Фашисты установили на треноге какой-то прибор. Когда наши орудия за Волоколамским шоссе подавали голоса, фашисты начинали суетиться у прибора. Очень скоро Харламов признал в них «слухачей».

Немцы-звукометристы засекали голоса орудий нашей батареи, и Харламов был в отчаянии, что не может сейчас же сообщить об этом в свой дивизион. Батарее необходимо сменить своё местонахождение. И скорее! Скорее!

Под прикрытием ёлочек он пошёл к чаще леса. Было уже совсем темно, когда сержант вскарабкался на крутой заснеженный берег Ламы и добрался до знакомых мест.

Шёл медленно, еле волоча ноги. Лыжные палки отяжелели в руках, словно они были вырезаны не из бамбука, а из водопроводных труб. Неуклюже прополз через знакомую лазейку в проволочном заграждении. Стал на колени, сложил руки рупором, закричал хриплым, простуженным голосом пароль: «Мушка» — и его услышали.

Он еле держался на ногах, и бойцы повели его под руки, как раненого. От предложения отогреться и отдохнуть в землянке боевого охранения сержант Харламов отказался наотрез.

— Нужно бежать на батарею. Есть срочный разговор с капитаном, — сказал он озабоченно и потянулся к лыжным палкам.

Трудно вспомнить, сколько раз в тот день Устюшину пришлось отправляться на линию и сращивать провод. То провод перебьёт осколком мины, то оборвёт взрывной волной, то его перережут немецкие автоматчики, которые уже несколько раз просачивались в ближний лес. Смеркалось, когда батарея вновь потеряла связь с наблюдательным пунктом майора Балояна.

Устюшин нажимал на клапан, кричал, надрываясь, изо всех сил дул на заиндевевшую мембрану. Телефонная трубка была нема. «Днепр» не отвечал на тревожные вызовы «Алтая».

Смотрите так же:  Подкрановый путь мостового крана заземление

— Пропал «Днепр». Как воды в рот набрал, — сказал Устюшин самому себе голосом, охрипшим от крика и безнадёжности. — Без вести пропал «Днепр»…

Устюшин молча передал трубку помощнику, выполз из блиндажа, осмотрелся. Он хотел было переждать, пока утихнет обстрел, но обстрел не утихал. Теперь, когда он оказался под открытым небом, их блиндаж в два наката жидких брёвен — при каждом разрыве сквозь щели осыпался песок — показался ему могучей крепостью.

Тринадцатый лыжник (fb2)

— Тринадцатый лыжник (и.с. Дедушкины медали ) 2853K, 11с. (скачать fb2) — Евгений Захарович Воробьев

Использовать online-читалку «Книгочей 0.2» (Не работает в Internet Explorer)

Евгений Воробьев ТРИНАДЦАТЫЙ ЛЫЖНИК

Перед вами — медаль «За отвагу». Этой медалью в годы Великой Отечественной войны награждено более четырёх миллионов человек.

Солдат или сержант удостоенный медали «За отвагу», должен был совершить подвиг, связанный чаще всего с опасностью для жизни, когда, следуя воинскому долгу, нужно собрать всю силу воли и не поддаться страху. Часто подвиг требовал не только беззаветной храбрости, но и отличной солдатской выучки, сноровки, смекалки.

О солдатской смекалке — родной сестре солдатского мужества — эта книга.

ТРИНАДЦАТЫЙ ЛЫЖНИК

У колодца и дальше, у избы с высоким крыльцом, уже дважды сменились немецкие патрули, а Харламов всё ещё лежал в своей белой берлоге. Справа его укрывал плетень, слева — высокий сугроб.

Харламов зарылся в снег на огороде, за одним из крайних домов деревни. Изредка, когда колени, локти и живот начинали коченеть, он осторожно, боясь загреметь оружием, поворачивался на бок. И снова томительные минуты ожидания. Какими длинными они кажутся человеку, который не ел двое суток и промёрз до мозга костей!

У разведчика-наблюдателя отличное зрение, и сержант Пётр Харламов за сутки пребывания в деревне приметил многое. В колхозных яслях — штаб. В амбаре напротив — склад боеприпасов. У околицы, в доме с каменным фундаментом, — пулемётное гнездо, левее — окопы.

«Эх, наводчикам бы нашим да эти адреса!» — подумал он.

Разведчик при возвращении из поиска должен быть осторожен вдвойне: он рискует и жизнью, и добытыми сведениями. Вот почему Харламов терпеливо ждал наступления темноты, когда можно будет подняться, отрыть из-под снега лыжи и двинуться в обратный путь. Для этого нужно прежде всего пройти незамеченным через деревню, добраться до ближнего леса и двинуться по руслу реки, сжатой крутыми берегами.

Смеркалось. Снег окрасился в пепельно-голубой цвет и быстро темнел.

Внезапно Харламов увидел, что по деревенской улице, в каких-нибудь тридцати шагах от него, скользит лыжник в маскировочном халате. Белый капюшон закрывал шапку, лоб, подбородок, оставляя морозному ветру только узкую полоску лица. В уверенных и лёгких движениях лыжника не чувствовалось усталости.

«Значит, — решил Харламов, — только собрался в дорогу. Должно быть, разведка».

Вслед за первым лыжником, метрах в пяти позади, слегка пристукивая лыжами по насту, шёл второй, за ним третий, четвёртый…

Девять, десять, одиннадцать… Вот промелькнула согнутая под тяжестью какого-то ящика фигура двенадцатого.

Харламов подождал ещё немного — никого. Очевидно, двенадцатый лыжник был замыкающим.

«А почему бы мне не стать тринадцатым? — внезапно подумал он. — И автомат у меня трофейный… Такой же, как у немцев».

Не поднимаясь, он разгрёб снег, надел лыжи, продел руки в кожаные петли палок и только после этого поднялся на ноги. Энергичный толчок, другой — и Харламов заскользил по деревенской улице. Он легко мог сойти за немца, несколько отставшего от своих.

Тотчас же Харламов встретился лицом к лицу с солдатом, который нёс охапку дров.

Затем повстречались ещё два, шедшие, очевидно, после смены караула. Они пританцовывали на ходу, пытаясь согреться.

Не отводя глаз, не смутившись, Харламов разминулся с офицером так близко, что едва не задел его плечом. Небритое лицо, чёрные наушники, бархатный воротник офицерской шинели.

Харламов шёл, копируя размашистый шаг лыжников, идущих впереди. Его отделяло от последнего немца не больше сорока — пятидесяти метров. Когда вышли за околицу и отряд растянулся длинной цепочкой, Харламов отстал ещё больше. Он шёл на такой дистанции, чтобы двенадцатый лыжник, обернувшись, не смог увидеть его лица. А кому придёт в голову пересчитывать на ходу, сколько человек движется гуськом друг за другом?

Несколько раз фашисты останавливались на отдых; они курили, пили из фляг. Тринадцатый лыжник быстро высвобождал ноги из креплений и плашмя падал в снег, уже перекрашенный сумерками в тёмно-синий цвет. Он рад был этим привалам. Сказывался голод и усталость. Всё труднее было тянуться за отрядом.

Отряд вошёл в перелесок, где темнота ещё плотнее, и остановился. Харламов наблюдал, притаившись за елью. Фашисты установили на треноге какой-то прибор. Когда наши орудия за Волоколамским шоссе подавали голоса, фашисты начинали суетиться у прибора. Очень скоро Харламов признал в них «слухачей».

Немцы-звукометристы засекали голоса орудий нашей батареи, и Харламов был в отчаянии, что не может сейчас же сообщить об этом в свой дивизион. Батарее необходимо сменить своё местонахождение. И скорее! Скорее!

Под прикрытием ёлочек он пошёл к чаще леса. Было уже совсем темно, когда сержант вскарабкался на крутой заснеженный берег Ламы и добрался до знакомых мест.

Шёл медленно, еле волоча ноги. Лыжные палки отяжелели в руках, словно они были вырезаны не из бамбука, а из водопроводных труб. Неуклюже прополз через знакомую лазейку в проволочном заграждении. Стал на колени, сложил руки рупором, закричал хриплым, простуженным голосом пароль: «Мушка» — и его услышали.

Он еле держался на ногах, и бойцы повели его под руки, как раненого. От предложения отогреться и отдохнуть в землянке боевого охранения сержант Харламов отказался наотрез.

— Нужно бежать на батарею. Есть срочный разговор с капитаном, — сказал он озабоченно и потянулся к лыжным палкам.

ОБРЫВОК ПРОВОДА

Трудно вспомнить, сколько раз в тот день Устюшину пришлось отправляться на линию и сращивать провод. То провод перебьёт осколком мины, то оборвёт взрывной волной, то его перережут немецкие автоматчики, которые уже несколько раз просачивались в ближний лес. Смеркалось, когда батарея вновь потеряла связь с наблюдательным пунктом майора Балояна.

Устюшин нажимал на клапан, кричал, надрываясь, изо всех сил дул на заиндевевшую мембрану. Телефонная трубка была нема. «Днепр» не отвечал на тревожные вызовы «Алтая».

— Пропал «Днепр». Как воды в рот набрал, — сказал Устюшин самому себе голосом, охрипшим от крика и безнадёжности. — Без вести пропал «Днепр»…

Устюшин молча передал трубку помощнику, выполз из блиндажа, осмотрелся. Он хотел было переждать, пока утихнет обстрел, но обстрел не утихал. Теперь, когда он оказался под открытым небом, их блиндаж в два наката жидких брёвен — при каждом разрыве сквозь щели осыпался песок — показался ему могучей крепостью.

Устюшин глубже нахлобучил ушанку, натянул на руки тёплые варежки, словно тем самым лучше защитился от опасности, и побежал вдоль провода, проваливаясь в снег по колено, по пояс. Эх, жаль, старшина не успел выдать связистам валенки, приходится нырять по сугробам в сапогах! Хорошо, хоть раздобыл шерстяные портянки!

Провод тянулся от шеста к шесту, затем связывал ёлочки на опушке. Провод походил на толстый белый канат: сухой пушистый снег осел на нём.

Устюшин бежал, а мины по-прежнему рвались, будто догоняя его. Воздух словно дымился от близких разрывов. Снег белыми облачками падал с елей, обнажал хвою. С посвистом летели осколки. Пахло горелой землёй. На снегу чернели круглые выбоины.

Устюшин пробежал не меньше двух катушек провода, прежде чем обнаружил место обрыва. Вот он, конец провода, безжизненно повисший на молоденькой ёлке. А где другой конец? Он лежал где-то на земле, его уже присыпало свежим снежком, и не сразу удалось разыскать. Сейчас Устюшин «сведёт концы с концами» и побежит обратно в спасительный блиндаж, подальше от осколков.

Однако вот неприятность — больше метра провода вырвало миной и отшвырнуло куда-то в сторону. Соединить концы провода никак не удавалось. Не хватало этого злополучного метрового обрывка! А запасной катушки у Устюшина с собой не было. Как же быть? Батарея-то ждёт! И «Днепр» ждёт! Устюшин знал, что сегодня в любую минуту может прозвучать по телефону сигнал «444», секретный сигнал к наступлению, и горе горькое, если их «Алтай» не отзовётся на гортанный голос майора Балояна.

Устюшин снял варежки, взял в правую руку один конец провода, левой рукой дотянулся до провода, который теперь валялся на снегу. Концы были оголены от изоляции и кусались на морозе.

Человеческое тело, как известно, проводник электрического тока. Вот он и включился в линию.

Как удачно, что у них на батарее старшина не успел обуть связистов в валенки; как хорошо, что подмётки у него резиновые!

Он стоял, широко раскинув руки. Стоял, потому что не хватало провода. А прилечь или присесть на снег нельзя: как бы не заземлить всю линию…

Конечно, можно поднатужиться и ещё сильнее потянуть концы провода на себя. Но тянуть изо всех сил Устюшин боялся — ещё оборвётся. И до поздней ночи, пока не отгремел бой, во весь рост стоял Устюшин на опушке леса, среди молоденьких ёлок, посечённых осколками; немало свежих хвойных веток и веточек легло вокруг на снег.

Когда слышался зловеще нарастающий звук мины, Устюшина охватывало жгучее желание бросить концы натянутого провода и припасть к земле, уткнуться лицом в сухой снег, вдавиться в него как можно глубже. Но всякий раз он унимал дрожь в коленях, выпрямлялся и оставался на месте. В правой руке, окоченевшей от холода и усталости, Устюшин держал «Днепр», в левой — «Алтай».

Тёплые варежки лежали на снегу, у его ног.

ВОДОВОЗ

Первое письмо от Григория Ивановича Каширина пришло в полк спустя месяц после его ранения.

«Товарищ майор, — писал Каширин. — В первых строках моего письма докладываю Вам обстановку. Обстановка в палате благоприятная. Маскировка в белый цвет полная, имеются даже занавески».

Заканчивалось письмо обещанием быстро поправиться и вернуться в полк.

Прочитав письмо, майор Жерновой недоверчиво покачал головой. Он вспомнил, как Каширин с землистым лицом и серыми, почти чёрными губами лежал на носилках: он был тяжело ранен в бедро и голень. Раненые, когда пишут из госпиталя, часто обещают быстро поправиться. Если им верить, они и в госпиталь-то попали по недоразумению.

От Каширина долго не было ни слуху ни духу, как вдруг он предстал перед майором собственной персоной.

— Сержант Каширин из госпиталя прибыл! — лихо отрапортовал он.


— Ну-ка, покажись, Григорий Иванович. Как там тебя залатали?

Майор шагнул навстречу Каширину, они обнялись. Оба воевали вместе ещё у Соловьёвой переправы. Григорий Иванович за эти месяцы изменился мало, разве что похудел и от этого казался более долговязым, а шея — более длинной. Плечи были столь покатыми, что сержантские погоны Каширина хорошо видны и сбоку. Шинель, изжёванная и мятая, была непомерно широка, и казалось, надета на голое тело. Широкий воротник подчёркивал худобу шеи.

Смотрите так же:  Прокладка провода в автомобиле

Майор, обрадованный возвращением Каширина, шутил, смеялся и уже несколько раз спрашивал:

— И как ты полк нашёл? Тысячу вёрст от речки Лучесы отмахали — это не фунт изюму.

Григорий Иванович сидел напротив майора, насупившись, и молчал, будто был виноват, что его ранили за несколько дней до наступления на злополучной высотке 208,8 под Витебском, а полк без него прошёл с боями к Восточной Пруссии.

— Ну, теперь признавайся: сбежал из госпиталя? Как в прошлый раз?

— Нет, товарищ майор, — вздохнул Каширин. — На этот раз полный срок отбыл.

— Так в чём же дело?

— Меня комиссия по чистой уволила. — Каширин потупился. — Совсем с действительной службы. Поскольку левая нога у меня того…

— Да… — невесело сказал майор и принялся вертеть в руках карандаш.

— Вот, хочу здесь обжаловать эту комиссию. Мало ли что нога! Где-нибудь в тылах пристроюсь. А из полка мне дороги нет, сами знаете.

Майор тоже помрачнел. Жалко терять такого снайпера, жалко и самого Каширина. Но с другой стороны, куда девать инвалида? Майор в раздумье поднял глаза на Каширина и внимательно оглядел его.

— Ну и шинель на тебе! Прямо пугало. И где их только находят в госпиталях, эдакие шинели… Вот тебе записка на вещевой склад. Переоденешься — там видно будет.

Григорий Иванович поднялся и, слегка прихрамывая, направился к выходу.

— Хотя постой! — крикнул майор и от возбуждения даже встал. — Вот что! Оставайся-ка ты там, Григорий Иванович, кладовщиком. Принимай склад. Лизунков — парень молодой, здоровый, и негоже ему там войну коротать.

Каширин был от такого предложения на седьмом небе, но майора не поблагодарил и восторга не выразил.

Через неделю он совсем освоился с новой работой — переругивался со старшинами, отпускал новенькое обмундирование, принимал рубахи, портянки и шинели, отслужившие свой срок.

Дыхание переднего края, проходившего в те дни по самому краю советской земли, вдоль прусской границы, доносилось и сюда, в тихий вещевой склад, пропахший затхлой ветошью. Старая одежда пахла порохом, оружейным маслом и потом войны, на ней виднелись бурые пятна крови.

Григорий Иванович научился многое узнавать о владельцах старой одежды.

Блестящее, отполированное пятно у правого плеча на гимнастёрке — след приклада автомата. У разведчиков обмундирование больше, чем у других, продрано на локтях и на коленях. У сапёров всегда изорваны в клочья рукава и полы шинелей или рубах — острые следы колючей проволоки. Гимнастёрка, замасленная на груди до чёрного блеска, будто её смазали гуталином, принадлежит подносчику, ящичному. Много тысяч снарядов поднёс он к орудию и каждый снаряд прижимал к груди бережно, как младенца.

Чем острее слышны были в складе запахи боёв, тем больше тяготился своей работой Каширин. Он стал подолгу пропадать в оружейной мастерской, расположенной по соседству со складом, а увидав там однажды новенькие самозарядные винтовки, принялся клянчить такую винтовку у оружейного мастера Лапшина.

— Ну зачем тебе такая винтовка? — допытывался Лапшин. — Мышей, что ли, по ночам в складе пугать?

— Мыши сюда, Филипп Филиппович, не касаются. А склад охранять — дело серьёзное. И винтовка тут, Филипп Филиппович, требуется первый сорт. Поскольку нахожусь я на действительной службе…

— Новости! — рассердился Лапшин. — Нужна тебе такая винтовка, как танкисту шпоры.

Но Каширин всё-таки добился своего: получил самозарядную винтовку отличного боя.

Он никому не доверил новенькой винтовки, сам выверил и пристрелял её.

Назавтра Каширин отправился к майору Жерновому:

— Товарищ майор, докладываю обстановку. На складе всё в порядке. Шаровары и рукавицы получены. Разведчикам выданы сапоги согласно приказу…

— Каширин помялся, потом сказал: — А мне разрешите ключи сдать. Хочу со склада податься.

— Чем же там плохо?

— Лучше водовозом на кухне. По крайней мере, почётное занятие. И повар приглашает, надеется на меня.

— Чудак ты, Каширин! Ну чем тебе плохо на складе? Тихо. Не дует. Не каплет над тобой. Пешком ходить много не приходится. Я тебя нарочно послал туда, на спокойную жизнь.

— Хороша спокойная жизнь! То с одним старшиной поругаешься, то с другим. Вчера тыловой крысой обозвали, сегодня — интендантской душой.

А мне в интенданты записываться никак нельзя. Сами знаете, товарищ майор.

— Ну что же, сдавай склад старшине! — сказал Жерновой устало. — С твоим характером там не усидеть.

Каширин видел, что майор им недоволен, но старался об этом не думать. Важно, что разрешение получено и можно распрощаться со складом.

Повар и в самом деле усиленно тянул Каширина к себе в помощники.

— Пешего хождения или тем более беготни у водовоза нету, — уговаривал повар. — Вприсядку пускаться вокруг котла тоже не нужно. Так что нога тормозить не будет.

Повару льстило, что в помощниках у него будет состоять человек, знаменитый в полку. Кроме того, ему надоело возиться с водовозом Батраковым: тот всегда носил в кармане три индивидуальных пакета, а когда уезжал по воду, бледнел от страха.

За опушкой леса протекал ручеёк, но вода в нём была не питьевая — с какой-то противной горечью и запахом гнили. Оставался родник вблизи берега Шешупы, на переднем крае.

Родник бил у восточного подножия холма, но дорога туда просматривалась, и иной раз фашисты стреляли по водовозу из миномётов. Трусоватый Батраков ездил той дорогой только ночью, а днём приставал ко всем с просьбой экономить воду. Каширин успевал сделать за ночь несколько рейсов к роднику, но перед рассветом обычно собирался туда ещё раз.

— Слезай с бочки, Григорий Иванович, — сказал однажды повар. — Хватит на сегодня, слезай. У меня ещё со вчерашнего дня полный бак.

Каширин подобрал верёвочные вожжи, но остался сидеть на облучке и сказал:

— Куда её, вчерашнюю? Разве на стирку? Лучше я тебе свежей воды привезу, про запас.

— А обратно? Рассвет теперь торопливый.

— Пусть! — сказал Каширин и при этом лукаво подмигнул, хотя повар в полутьме не мог ничего увидеть. — Не много фрицы против солнышка заметят. В это время их наблюдатели — как слепые котята. Дорога-то моя оттуда — прямо на восток!

Повар недоверчиво покачал головой, но спорить не стал.

Новый водовоз отрыл окоп на восточном склоне холма.

Он подъезжал к роднику, набирал воду, потом заводил свою кобылу Осечку в укрытие, как в стойло, а сам лез наверх в траншею к стрелкам. Траншея тянулась крутой дугой чуть пониже гребня холма. Каширин, приняв по возможности бравый вид и стараясь не прихрамывать, торопливо проходил в северный конец траншеи.

Каширин устраивался в траншее так, чтобы солнце вставало прямо за его спиной. Фашисты в час восхода сменяли караулы и завтракали. Они сновали по ходу сообщения пригнувшись, но нередко то тут, то там показывалась на мгновение голова в пилотке чужого покроя.

Каширин долго наблюдал за небольшой копной соломы на том берегу Шешупы, левее пограничного столба. Ну какой крестьянин оставит копёнку, когда рядом высится большая копна? Два дня Каширин присматривался, а на третье утро решил действовать.

Первой зажигательной пулей он поджёг солому. «Подходяще горит немецкая солома!» — весело заметил Каширин. Второй пулей подстрелил снайпера, который прятался в соломе и выскочил из горящей копны.

Редко в какое солнечное утро Каширин уходил из траншеи без того, чтобы не подстрелить врага.

Он успевал проскочить со своей бочкой обратно, пока солнце стояло невысоко над горизонтом и прятало водовоза в косых слепящих лучах.

Каширин приезжал на кухню, распрягал Осечку и тотчас же начинал разбирать и чистить винтовку.

За этим занятием и застал его майор Жерновой.

— Ну и плут же ты, Каширин! — сказал майор, стараясь казаться сердитым. — Просился в водовозы, а ходишь в снайперах?

Григорий Иванович вскочил, вытянулся, шея его сразу стала ещё более длинной, а воротник более широким, и принялся молча вытирать ветошью руки, все в оружейном масле.

— Восемнадцать фрицев за месяц — это не фунт изюму. Ты, Григорий Иванович, прямо как старый боевой конь.

— Был конь, да изъездился, — мрачно заметил Каширин. — Теперь бочку возит туда-обратно.

— Что же хорошего — в кухонном звании ходить? Повар, стоявший рядом, слышал весь разговор. Он укоризненно покачал головой. Каширина это не остановило.

— А мне, товарищ майор, сами знаете, оставаться во втором эшелоне невозможно. Поскольку я на действительной службе…

Майор рассмеялся, не сказал ни да, ни нет и пошёл прочь. Каширин заторопился за ним вдогонку. Он хотел «доложить боевую обстановку», то есть попроситься в снайперы и завести речь о винтовке с оптическим прицелом. Каширин шагал довольно быстро и не припадал, как прежде, на левую ногу. Может быть, он умело скрывал хромоту, а может, и в самом деле поправился.

Похожие статьи:

  • Вбелов гудят провода Василий Белов «Гудят провода» Гудят провода Язык написания: русский — сборник «Холмы», 1973 г. Авторы по алфавиту: 25 февраля 2019 г. 25 февраля 2019 г. 24 февраля 2019 г. Открыты страницы книжных серий "Волшебная страна" и "Азбука" 23 […]
  • Белый и черный провода где плюс какого цвета провод плюс и минус? в зарядном устройстве 2 провода черный и белый . где плюс где минус? какого цвета провод плюс и минус? в зарядном устройстве 2 провода черный и белый . где плюс где минус? можно определить с помощью […]
  • Отличие провода пунп от ввг Чем отличается ВВГ от ПУНП? Чем отличается ВВГ от ПУНП? Вроде сечение одинаковое, изоляция двойная. Можно ли проводку делать ПУНПом, если она заштукатуривается? Сырьём для ПВХ, методикой испытаний. Этот кабель выпускается по ГОСТ, а […]
  • Заземление гру Заземление гру п. 2.2.19 ПБ 12-529-03: 2.2.19. Надземные газопроводы при пересечении высоковольтных линий электропередачи, должны иметь защитные устройства, предотвращающее падение на газопровод электропроводов в случае их обрыва. […]
  • Резисторы на 220 вольт Резистор металлокерамический 30W/R50K (0.5 OM) (9) INMIG150, 180 WESTER Самовывоз (8) Рязань г, Яблочкова проезд д.6, пункт выдачи «220 Вольт», оплата при получении Рязань г, Яблочкова проезд д.6, пункт выдачи «220 Вольт», по […]
  • Можно ли подключить узо без заземления Подключение УЗО без заземления Специальные устройства защитного отключения (УЗО) рекомендуют устанавливать там, где существует высокая вероятность поражения током. Задачей устройства является оперативное отключение всего электрического […]