Воздушные провода ас

Оглавление:

Провода для воздушных линий электропередач

Одной из важнейших областей применения алюминия в электротехнике является его использование для проводов воздушных линий электропередач. Провода для воздушных линий переда ч в СССР выпускаются следующих марок: А (алюминиевые), АС (сталеалюминиевые ), АСО (сталеалюминиевые облегченной конструкции) и АСУ (сталеалюминиевые усиленной конструкции).

Провода марки АСО и АСУ отличаются от провода марки АС соответствующего сечения конструктивно, например провода марки АС сечением 400 мм 2 имеет следующую конструкцию: 28Х Х4.24+19X2,2 (т.е. 28 алюминиевых проволок диаметром 4,24 мм и 19 стальных проволок диаметром 2,2 мм). Конструкция провода марки АСО того же сечения состоит соответственно из 54X3,04 + 7X3,0, а марки АСУ 30X4,12+19×2,5. В результате расчетная масса воздушных проводов сечением400 мм 2 составляет для марки АС— 1 660 кг/км, АСО — 1501 кг/км, АСО —1840 кг/км.

В соответствии с ГОСТ 839-59 эти провода выпускаются с сечением токопроводящей алюминиевой части от 10 до 700 мм2, причем провода марки А имеют сечения от 16 до 600 мм2, АС—от 10 до 400 мм?, АСО —о т 150 до 700 мм2, АСУ —от 120 до 400 мм2. Алюминиевые и сталеалюминиевые провода являются многопроволочными (рис. 9-1).

Алюминиевая проволока, применяемая для воздушных проводок, должна быть твердой и соответствовать требованиям, предъявляемым к проволоке марки AT. В сталеалюминиевых проводах марок АС, АСУ и АСО сердечник изготовляется из стальных оцинкованных проволок «с пределом. прочности не менее 120 кгс/мм2. Предел прочности сталеалюминиевых проводов определяют по формуле

— площадь сечения стальной части провода, мм2.

Скрутка повивов проволоки производится в противоположные стороны, причем наружный повив должен быть правым. Многопроволочный стальной сердечник покрывается слоем нейтральной смазки. Шаг скрутки для стального сердечника равен 16—25 диаметрам по скрутке, внутреннего повива — не более 18, наружного повива — не более 15 диаметров по скрутке. Шаг скрутки одноповивных алюминиевых и сталеалюминиевых проводов сечением 10—95 мм 2 должен быть не более 20 диаметров по скрутке.

Для оценки сечения стального сердечника можно от метить, что для проводов с сечением алюминиевой части 400—700 мм 2 сечение стального сердечника составляет около 50—80 мм2. Рабочая плотность тока в алюминиевой части провода находится в пределах 1,8—2,5 а/мм 2 .

Длительно допустимые токовые нагрузки на провода марок А, АС, АСУ и АСО приведены в табл. 9-1. При расчете предельная температура нагрева принималась равной 70° С , температура окружающего воздуха 25° С. Для определения токовых нагрузок при других температурах окружающего воздуха необходимо применять поправочные коэффициенты, приведенные в табл. 9-2.

В будущем найдут применение воздушные провода увеличенного диаметра.

С целью снижения потерь на корону для напряжений, превышающих 220кв, приходится выбирать провода большего сечения по сравнению с оптимальным , что ухудшает экономические показатели линий электропередачи и снижает эффективность применения высокого напряжения. Особенно важной становится эта проблема при напряжениях 500—750 кв.

Для увеличения наружного диаметра при сохранении сечения для воздушных проводов применяют каркасные спирали различных типов. На рис. 9-2 показана конструкция полого провода с центральной спиралью из стальной проволоки, поверх которого наложены повив из чередующихся стальных и алюминиевых проволок диаметром 3,5 мм. и два повива алюминиевых проволок диаметром 4,5 мм. Наружный диаметр провода равен 50 мм, а сечение алюминиевой части составляет около 1 100 мм 2 . Такой провод используется для линии электропередачи напряжением 380 кв в Италии, причем трасса линии проходит в горах и над морем.

На рис. 9-3—9-5 показаны другие конструкции проводов, позволяющие увеличивать его наружный диаметр. На рис. 9-3 показан провод, подвешенный на двух участках линии передачи 345 кв Биг Эдди-Мак Лафлин в США, внутренний повив которого состоит из чередующихся стальных и алюминиевых проволок. Прочный внутренний свод образуется во время скрутки провода в коническом ниппеле со вставленным в него коническим сердечником, причем проволоки сжимаются по окружности до образования впадин па мягких проволоках из алюминий. Конструкции, показанные на рис. 9-4 и 9-5, имеют соответственно один и два яруса каркасных алюминиевых проволок, наложенных по стальному сердечнику.

Из отечественных проводов увеличенного диаметра следует ОТМ е — Рис, 9-6. Конструкция провода марки тить провода марки АСОД.

АСОД, имеющие конструкцию с одной каркасной проволокой по стальному сердечнику (рис. 9-6). Провод предназначен для подвески на опытном участке воздушной линии электропередачи 750 кв Конаково — Москва и имеет отношение сечений алюминиевой и стальной части, равное 8. Два варианта конструкций провода марки АСОД имеют сечения алюминиевой части 400 и 600 мм 2 и соответственно наружный диаметр 33,1 и 41,3 мм.

Изготовление сталеалюминиевых проводов с увеличенным диаметром производится на обычной четырех-фопарной крутильной машине с дополнительным приспособлением для наложения каркасной алюминиевой проволоки на стальной сердечник, расположенный между вторым и третьим фонарями крутильной машины.

Неизолированные провода находят широкое применение при монтаже подстанций. Для уменьшения потерь при передаче энергии в линии обычно используется расщепление фаз, которое, однако, не связано с изменением конструкции применяемых проводов.

К сталеалюминиевым проводам для воздушных линий передач, выпускаемым по канадскому и британскому стандартам, а также >в соответствии с рекомендациями МЭК, предъявляются повышенные требования в части механических характеристик стальной и алюминиевой проволоки и качества цинкового покрытия стальной проволоки. Ниже рассматриваются основные требования к сталеалюминиевым проводам, регламентируемые спецификацией МЭК.

Применяемая для сталеалюминиевых проводов алюминиевая проволока диаметром менее 2,5 мм не должна иметь отклонений по диаметру более ±0,025 и +1% дли проволоки диаметром 2,50 мм и выше. Механические свойства применяемой твердотянутой проволоки должны соответствовать данным табл. 9-3.

В сталеалюминиевых проводах допускается сращивание отдельных алюминиевых проволок. В готовом скрученном проводе два таких сращивания должны встречаться не чаще, чем через 15,2 м. При этом не учитываются места соединений, которые имеются в алюминиевой катанке до волочения.

Соединение алюминиевой проволоки может выполняться как электросваркой, так и холодной сваркой под давлением. Места соединений могут иметь пониженные механические характеристики по сравнению с приведенными в табл. 9-3. Удельное электрическое сопротивление алюминиевой проволоки должно быть не более 0,028264 ом мм2/м при 20° С , плотность — не более 2,703 г/см3, коэффициент линейного расширения — 23Х10-6 1/град. Температурный коэффициент электрического сопротивления принимается равным 0,004031/град.

Оцинкованная стальная проволока не должна иметь отклонений от номинального диаметра более чем на ±0,04 мм для проволоки диаметром менее 2,00 мм и ±2% для проволоки диаметром 2,00 мм и более. Диаметр проволоки замеряется по цинковому покрытию. Цинковое покрытие на стальную проволоку может наноситься как горячим, так и электролитическим способом.

Требования к механическим свойствам и цинковому покрытию стальной проволоки приведены в табл. 9-4.

Для определения массы цинкового покрытия на образце проволоки применяется раствор, образующийся путем добавления 5 мл раствора хлористой сурьмы на каждые 100 мл соляной кислоты.

Температура раствора для снятия цинкового покрытия не должна превышать 38° С.

Для определения предельного числа погружений, определяющего равномерность цинкового покрытия на стальной проволоке, применяется раствор 36 массовых частей кристаллов промышленного купороса в 100 частях дистиллированной воды, смешанных с порошком гидроокиси меди. Наличие излишка гидроокиси меди определяется по осадку на дне сосуда, в котором происходит смешение. Плотность раствора должна быть равна 1,186 при 18° С. Образцы предварительно очищенной от загрязнений стальной оцинкованной проволоки помещаются в раствор на 1 мин. Число одноминутных погружений определяется минимальной толщиной цинкового покрытия. Как только цинковое покрытие растворяется, на стали появляется отложение меди, что и является критерием окончания испытаний. Чем большее число погружений в испытательный раствор выдерживает образец проволоки, тем больше толщина И равномерность цинкового покрытия.

Одним из важнейших испытаний цинкового покрытия стальной проволоки является испытание на адгезию. При этом испытании стальная оцинкованная проволока навивается восьмью витками на цилиндрический стержень с диаметром в 4 раза большим диаметра проволоки, если диаметр проволоки равен 3,5 мм или меньше, и в 5 раз большим диаметра проволоки, если диаметр проволоки превышает 3,5 мм.

В процессе испытаний цинковое покрытие не должно растрескиваться или отслаиваться.

Для справочных целей в рекомендации МЭК приводятся усредненные значения модуля упругости и коэффициента линейного расширения сталеалюминиевых проволок (табл. 9-5).

В условиях агрессивной атмосферы или атмосферы с повышенной влажностью возможна быстрая коррозия алюминиевых и сталеалюминиевых проводов воздушных линий электропередач (ЛЭП). Так, в результате обследования ЛЭП, расположенных в открытом море и в прибрежной полосе вблизи Баку, установлено, что сталеалюминиевые провода полностью выходят из строя в течение 4— 8 лет из-за интенсивной коррозии.

Смотрите так же:  Узо и защита проводов в одном устройстве

Для повышения срока службы сталеалюминиевых проводов в подобных условиях на поверхность стального сердечника, а также по повивам алюминиевой проволоки наносится специальная защитная смазка. Пропитка и покрытие проводов защитной смазкой достигаются простым погружением провода в защитную смазку или, поливкой. В качестве смазки в СССР рекомендуются ингибированные углеводородные смазки, полученные на основе сернокислотного петролатума из нефти и церезина с температурой каплепадения выше 65—80°С.

Основными причинами ускоренного разрушения сталеалюминиевых проводов, помимо неблагоприятных климатических факторов является контактная коррозия алюминиевых и стальных проволок и щелевая коррозия алюминиевых проволок в местах касания. Поэтому кроме пропитки и покрытия проводов различными смазками, предпринимаются также другие меры для повышения коррозионной стойкости проводов. Так, американская фирма Copperweld Steel разработала провода с биметаллическим сердечником или из биметаллических проволок (рис. 9-7). Биметаллическая проволока состоит из высокопрочного стального сердечника, поверх которого наносится алюминий (25% общего сечения проволоки). В СССР изготовляется биметаллическая проволока сталь — алюминий методом порошковой металлургии.

В Японии в свое время были разработаны провода, состоящие из стальных титанированных проволок. Несмотря на более высокую стоимость, такие провода в ряде случаев экономичны, так как имеют очень высокую коррозионную стойкость и обеспечивают по сравнению со сталеалюминиевыми меньший провес, в результате чего количество опор может быть уменьшено на 25—30%.

Весьма перспективными для эксплуатации в агрессивных атмосферах являются воздушные провода, у которых стальной сердечник заменен стеклопластиковым стержнем, сформированным из параллельных вытянутых нитей, пропитанных связующим. Стеклопла-стиковый сердечник имеет временное сопротивление разрыву 130—145 кгс/мм 2 , т. е. практически не уступает по этому показателю стали. Использование стеклопластика в сталеалюминие-вых проводах позволяет: 1) устранить контактную коррозию в системе повив— сердечник; 2) вдвое увеличить диаметр сердечника в связи с меньшей плотностью стеклопластика по сравнению со сталью (в 4 раза) и в связи с этим повысить механическую прочность провода в целом при сохранении массы погонного метра сталеалюминиевого провода соответствующего сечения; 3) снизить потери на корону и индуктивное сопротивление ЛЭП вследствие увеличения диаметра сердечника и всего провода в целом.

Возможные варианты конструкций проводов со стеклопластиковым сердечником показаны на рис. 9-8. По своим характеристикам описанные провода приближаются к полым проводам, так как наличие стального сердечника в обычных сталеалюминиевых проводах уменьшает равномерность токораспределения за счет эффекта вытеснения тока и приводит к появлению потерь, связанных с гистерезисом.

Одним из направлений в решении задачи повышения коррозионной стойкости проводов для воздушных ЛЭП является создание сплавов алюминия, которые при достаточно высокой электрической проводимости имели бы высокие механические характеристики, позволяющие

отказаться от применения стального сердечника и уменьшить массу провода при сохранении необходимой проводимости. Такие провода выпускаются за рубежом. Они имеют механические свойства, лучшие по сравнению с алюминиевыми проводами, и, следовательно, обеспечивают надежность в эксплуатации.

В качестве алюминиевых сплавов для проводов воздушных ЛЭП являются тройные сплавы системы Al —Mg —Si . Одним из наиболее распространенных алюминиевых сплавов подобного типа

является сплав Алдрей , имеющий следующий примерный состав: Si (0,5—0,6%); Mg (0,3—0,5%); Fe (0,3%).

Высокая механическая прочность проволоки из сплава Алдрей достигается путем термической и холодной обработки. В отожженном состоянии сплав Алдрей имеет предел прочности 12—13 кгс/мм 2 , после закалки прочность повышается до 17—20 кгс/мм2 при удлинении не более 20%. Механическая прочность проволоки из Алдрея может быть доведена до 30—36 кгс/мм2 при удлинении 5—8%. Удельное электрическое сопротивление Алдрея 0,0315—0,033 ом-ммг /м.

Широкое распространение за рубежом, особенно во Франции, получил другой высокопрочный алюминиевый сплав — Альмелек , имеющий следующий состав: Mg — 0,7%; Si —0,6%, остальное — алюминий. Предел прочности этого сплава составляет 33—35 кгс/мм 2 при относительном удлинении, превышающем 3%. Эти характеристики достигаются путем соответствующей термической обработки. Провода, изготовленные из сплава Альмелек , имеют такие же характеристики, как и сталеалю-миниевые провода эквивалентного сечения, а их изготовление осуществляется за одну операцию вместо двух. Применение сплава Альмелек во Франции для воз-

душных ЛЭП составляет около 70 000 т в год. Для обеспечения высокой повышенной механической прочности за рубежом выпускаются также провода типа сталь —Альдрей или сталь —Альмелек .

С целью экономии меди взамен медных сплавов для троллейных проводов в СССР недавно начали выпускать профильные сталеалюминиевые провода типа ПКСА (рис. 9-9). Верхняя часть профиля, выполненная из алюминия, является токоведущей; нижняя, стальная, защищает алюминий от износа и придает проводу необходимую механическую прочность.

Воздушные провода ас

Провод, скрученный из алюминиевых проволок, неизолированный марки А, предназначен для передачи электрической энергии в воздушных электрических сетях.
Провод марки АС состоит из стального сердечника и алюминиевых проволок.

Длительно допустимая температура проводов в процессе эксплуатации не должна превышать 90°C.

Провода эксплуатируются при температуре окружающей среды от -60°C дo +40°C.

Воздушные линии электропередачи. Провода и грозозащитные тросы.

На воздушных линиях применяются неизолированные провода, т. е. без изолирующих покровов.

Воздушные линии электропередач могут выполняться с одним или несколькими проводами в фазе; во втором случае фаза называется расщепленной.

Диаметр проводов, их сечение и количество в фазе, а также расстояние между проводами расщепленной фазы определяются расчетом.

По конструктивному исполнению делают одно- и многопроволочные провода и полые провода.

Однопроволочные провода состоят из одной круглой проволоки. Они дешевле многопроволочных, но имеют меньшую механическую прочность. Стальные однопроволочные провода (ПСО) применяют редко из-за высокого удельного электрического сопротивления стали. Обычно они используются при небольших нагрузках в сельскохозяйственных сетях. Алюминиевые однопро­волочные провода вообще не выпускаются промышленностью из-за низкой механической прочности.

Многопроволочные алюминиевые провода обычно применяются в сетях на 0,38 кВ. При более высоких напряжениях используют сталеалюминиевые провода марок АС, АСКС, АСК и других в зависимости от способа их исполнения. Например, АСК состоит из алюминиевых проволок и стального сердечника из стальных оцинкованных проволок, изолированных двумя лентами из полиэтилентерефталатной плёнки, заполненной смазкой. Стальные много­проволочные провода обозначаются ПМС.

Конструкции и общий вид неизолированных проводов приведены на рис. 1,а. Однопроволочный провод (рис. 1,б) состоит из одной круглой проволоки. Многопроволочные провода из одного металла (рис. 1,в) состоят из нескольких свитых между собой проволок. При увеличении сечения растёт число проволок. В многопроволочных проводах из двух металлов — сталеалюминиевых проводах (рис.1,г) — внутренние проволоки (сердечник провода) выполняется из стали, а верхние — из алюминия.

Стальной сердечник увеличивает механическую прочность, а алюминий является токопроводящей частью провода, так как поверхностный эффект на переменном токе вытесняет линии тока к поверхности проводника.

Полые провода (рис.1,д) изготовляют из плоских проволок, соединенных друг с другом в паз, что обеспечивает конструктивную прочность провода. У таких проводов больший по сравнению со сплошным диаметр, благодаря чему повышается напряжение появления коронирующего разряда на проводах и значительно снижаются потери энергии на корону. Полые провода применяются на воздушных линиях редко. Они главным образом используются для ошиновки подстанций 330 кВ и выше. Для снижения потерь электроэнергии на корону ВЛ при напряжении более 330 кВ каждая фаза воздушной линии расщепляется на несколько проводов.

Материал проводов должен иметь высокую электрическую проводимость. На первом месте по проводимости стоит медь, затем алюминий; сталь имеет значительно более низкую проводимость. Провода и тросы должны быть выполнены из металла, обладающего достаточной прочностью. По механической прочности на первом месте стоит сталь. Материал проводов и тросов должен быть стойким по отношению к коррозии и химическим воздействиям.

Рис. 1. Конструкции проводов воздушных линий:

а — общий вид многопроволочного провода; б — сечение однопроволочного провода; в, г — сечения многопроволочных проводов из одного и двух металлов; д — сечение пуcтотелого провода

Медь при своих высоких качествах — хорошей проводимости, большой механической прочности и коррозионной стойкости — дорога и дефицитна. Поэтому в настоящее время медные провода для выполнения воздушных линий не применяются. Их использование допускается в контактных сетях, сетях специальных производств (шахт, рудников и др.).

Алюминий — наиболее распространенный в природе металл. Его удельная проводимость составляет 65,5% проводимости меди. Большая проводимость, легкость и распространенность в природе алюминия привели к эффективному использованию его в качестве токопроводящего металла для проводов и кабелей. Основной недостаток алюминия — относительно малая механическая прочность.

Алюминиевые провода марок А и АКП из-за недостаточно высоких физико-механических свойств используются, как правило, лишь для подвески на ВЛ напряжением до 35 кВ с небольшими пролетами и в условиях слабогололёдных районов.

Провод марки А состоит из алюминиевых проволок одного диаметра (число проволок от 7 до 61), скрученных концентрическими повивами; АКП -провод марки А, но его межпроволочное пространство заполнено нейтральной смазкой повышенной термостойкости, противодействующей появлению коррозии. Коррозионно-стойкий провод АКП применяется для воздушных линий вблизи морских побережий, солёных озёр и химических предприятий.

Провода из сплавов алюминия (АН — нетермообработанный, АЖ -термообработанный сплав) имеют большую механическую прочность и примерно такую же проводимость, как и провода марки А. С успехом могут применяться как на ВЛ 6-35 кВ (провода марки АН), так и на ВЛ до 110 кВ (провода марки АЖ).

Сталеалюминиевые провода наиболее широко применяются на воздушных линиях. Проводимость стального сердечника не учитывается, а за электрическое сопротивление принимается только сопротивление алюминиевой части. В соответствии с ГОСТ 839-80 выпускаются сталеалюминиевые провода марок АС, АСО, АСУ (нормальной, облегчённой и усиленной конструкции). Провод марки АС состоит из стального сердечника и алюминиевых проволок. Он предназначен для ВЛ при прокладке их на суше, кроме районов с загрязнённым вредными химическими соединениями воздухом. Коррозионно стойкие провода АСКС, АСКП, АСК предназначены для ВЛ, проходящих по побережьям морей, солёных озёр и в промышленных районах с загрязнённым воздухом; АСКС и АСКП – это провода марки АС, но межпроволочное пространство стального сердечника (С) или всего провода (П) заполнено смазкой повышенной термостойкости.

Смотрите так же:  220 вольт троицкий

В обозначении марки провода вводится номинальное сечение алюминиевой части провода и сечение стального, например АС 120/19 или АСКС 150/34.

По условиям короны при отметках до 1000 м над уровнем моря ПУЭ рекомендует применять на воздушных линиях провода по табл. 1.

Таблица 1. Рекомендуемые провода для воздушных линий

Провода для воздушных ЛЭП

Провода для воздушных линий электропередач марки А ГОСТ 839-80

Элементы конструкции

1. Алюминиевая проволока.

Область применения

Провода предназначены для передачи электрической энергии в воздушных электрических сетях (ЛЭП).
Витой силовой кабель применяется для эксплуатации на суше в районах с умеренным и холодным климатом. Прокладываются в атмосфере с содержанием сернистого газа не более 150 мг/м 3 х сут. и хлоридов менее 0,3 мг/м 3 х сут. Длительно-допустимая температура проводов в процессе эксплуатации не должна превышать плюс 90°С.
Срок службы — 45 лет. Гарантийный срок эксплуатации — 4 года с момента ввода в эксплуатацию.

Таблица размеров

Провода неизолированные для воздушных линий электропередач марки АС ГОСТ 839-80

Элементы конструкции

1. Сердечник из стальных оцинкованных проволок;
2. Алюминиевая проволока.

Область применения

Провода предназначены для передачи электрической энергии в воздушных электрических сетях (ЛЭП).
Провода применяются для эксплуатации на суше в районах с умеренным и холодным климатом. Прокладываются в атмосфере с содержанием сернистого газа не более 150 мг/м 3 х сут. и хлоридов менее 0,3 мг/м 3 х сут. Длительно-допустимая температура проводов в процессе эксплуатации не должна превышать плюс 90°С.
Срок службы — 45 лет. Гарантийный срок эксплуатации — 4 года с момента ввода в эксплуатацию.

Таблица размеров

Провода неизолированные для воздушных линий электропередач марки М ГОСТ 839-80

Элементы конструкции

1. Медная проволока.

Область применения

Кабель силовой медный предназначен для передачи электрической энергии в воздушных электрических сетях (ЛЭП).
Провода применяются для эксплуатации на суше и на море в районах с умеренным и холодным климатом. Провода применяются для прокладки в атмосфере с содержанием сернистого газа не более 250 мг/м 3 х сут. и хлоридов менее 300 мг/м 3 х сут. Длительно-допустимая температура проводов в процессе эксплуатации не должна превышать плюс 90°С.
Срок службы — 45 лет. Гарантийный срок эксплуатации — 4 года с момента ввода в эксплуатацию.

Таблица размеров

Провода самонесущие изолированные марки СИП-1 ТУ 16-705.500-2006

Элементы конструкции

1. Фазная токопроводящая жила из алюминия, многопроволочная, уплотнённая
2. Нулевая несущая неизолированная жила из алюминиевого сплава АВЕ или сталеалюминиевая многопроволочная уплотненная
3. Изоляция из светостабилизированного термопластичного полиэтилена

Область применения

СИП-1 Для магистралей воздушных линий электропередачи (ВЛ) и линейных ответвлений от ВЛ на номинальное напряжение до 0,6/1 кВ включительно номинальной частотой 50 Гц в атмосфере воздуха типов I и II по ГОСТ 15150-69

Технические характеристики

Таблица размеров

Провода самонесущие изолированные марки СИП-2 ТУ 16-705.500-2006

Элементы конструкции

1. Фазная токопроводящая жила из алюминия, многопроволочная, уплотнённая
2. Нулевая несущая неизолированная жила из алюминиевого сплава АВЕ или сталеалюминиевая многопроволочная уплотненная
3. Изоляция из светостабилизированного сшитого полиэтилена (XLPE)

Область применения

СИП-2 Для магистралей воздушных линий электропередачи (ВЛ) и линейных ответвлений от ВЛ на номинальное напряжение до 0,6/1 кВ включительно номинальной частотой 50 Гц в атмосфере воздуха типов II И III по ГОСТ 15150-69, в том числе на побережьях морей, соленых озер, в промышленных районах и районах засоленных песков.

Технические характеристики

Таблица размеров

Провода самонесущие изолированные марки СИП-1А, СИП-2А ТУ 16-705.500-2006

Элементы конструкции

1. Фазная токопроводящая жила из алюминия, многопроволочная, уплотнённая
2. Нулевая несущая изолированная жила из алюминиевого сплава АВЕ или сталеалюминиевая, многопроволочная, уплотненная
3. Изоляция из светостабилизированного сшитого полиэтилена (XLPE)

Область применения

СИП-2А Для магистралей воздушных линий электропередачи (ВЛ) и линейных ответвлений от ВЛ на номинальное напряжение до 0,6/1 кВ включительно номинальной частотой 50 Гц в атмосфере воздуха типов II И III по ГОСТ 15150-69.

Технические характеристики

Таблица размеров

Провода самонесущие изолированные марки СИП-3 ТУ 16-705.500-2006

Элементы конструкции

1. Многопроволочная токопроводящая жила из алюминиевого сплава или из алюминиевого провода, упрочненного стальной проволокой,
2. Изоляция из светостабилизированного сшитого полиэтилена (XLPE)

Область применения

СИП-3 — Для воздушных линий электропередачи на номинальное напряжение 20кВ (для сетей на напряжение 10, 15, 20 кВ) И 35 кВ ( для сетей на 35 кВ) номинальной частотой 50 Гц в атмосфере воздуха II И III по ГОСТ 15150-69,в том числе на побережьях морей, соленых озер,в промышленных районах и районах засоленных песков.

Технические характеристики

Таблица размеров

Провода самонесущие изолированные марки СИП-4 ТУ 16-705.500-2006

Элементы конструкции

1. Алюминиевая токопроводящая жила сечением 16–120 мм 2
2. Изоляция из полиэтилена

Особенности конструкции

Все токопроводящие жилы (фазные и нулевая) выполнены из алюминия и имеют равное сечение.

Область применения

СИП-4 кабель силовой уличный — Для ответвлений от ВЛ к вводу и для прокладки по стенам зданий и инжнерных сооружений на номинальное напряжение до 0,6/1 кВ включительно номинальной частотой 50 Гц в атмосфере воздуха II И III по ГОСТ 15150-69,в том числе на побережьях морей, соленых озер,в промышленных районах и районах засоленных песков.

Технические характеристики

Таблица размеров

Провода самонесущие изолированные марки СИП-5 ТУ 16-705.500-2006

1. Четыре токопроводящих жилы из алюминия, многопроволочных, уплотненных, равного сечения, одна из которых может быть нулевой.
2. Изоляция из светостабилизированного сшитого полиэтилена.

Область применения

Для применения в воздушных линиях электропередачи.

Технические характеристики

Таблица размеров

Возможные варианты исполнения

Возможно изготовление проводов марки СИПг с использованием водоблокирующих материалов, марки СИПн с использованием материалов, не поддерживающих горение и марки СИПгн с использованием водоблокирующих материалов и материалов не поддерживающих горение.

Провода изолированные марки ПЗВ и ПЗВГ ТУ 16.К10-017-2003

Элементы конструкции ПЗВ

1. Уплотненная жила из проволок алюминиевого сплава сечением 35–240 мм 2
2. Слой из изоляционного сшитого полиэтилена
3. Защитная изоляция из атмосферостойкого сшитого полиэтилена

Элементы конструкции ПЗВГ

1. Уплотненная жила из проволок алюминиевого сплава
2. Слой из электропроводящего сшитого полиэтилена
3. Слой из изоляционного сшитого полиэтилена
4. Защитная изоляция из атмосферостойкого трекингостойкого полиэтилена

Область применения
ПЗВ – для воздушных магистральных линий электропередач, ПЗВГ – для воздушных линий электропередач на напряжение 35 кВ, проходящих по населенным пунктам, а также на участках ВЛ вблизи подстанций.

Технические характеристики

АС Провод неизолированный для воздушных линий электропередачи ГОСТ 839-80

АС

Провод неизолированный для воздушных линий электропередачи ГОСТ 839-80

Конструкция:
Провод, состоящий из стального сердечника и алюминиевых проволок.

Область применения:
Провода неизолированные марки АС предназначены для передачи электрической энергии в воздушных электрических сетях, в атмосфере воздуха типов I и II при условии содержания в атмосфере сернистого газа не более 150мг/м2•сут (1,5 мг/м3) на суше всех макроклиматических районов по ГОСТ 15150 исполнения УХЛ, кроме ТВ и ТС.

Технические характеристики:
Предельно допустимая температура проводов при эксплуатации, не более +90°С.
Срок службы проводов не менее 45 лет.
Гарантийный срок эксплуатации 4 года с момента ввода проводов в эксплуатацию.

Провода воздушных линий электропередач

Разнообразные условия работы ВЛЭП определяют необходимость иметь разные конструкции проводов.

Основными конструкциями воздушных проводов линий электропередач являются:

  • однопроволочные провода из одного металла,
  • многопроволочные провода из двух металлов,
  • многопроволочные провода из одного металла,
  • биметаллические провода.
  • пустотелые провода,

Многопроволочные провода линий электропередач из одного металла состоят из нескольких свитых между собой проволок. Однопроволочные провода производятся из одной проволоки. Провода воздушных линий электропередач имеют одну центральную проволоку, вокруг которой делаются следующие повивы (ряды) проволок. При одном повиве провод свит из 7 проволок, при двух повивах — из 19, при трех повивах — из 37 проволок.

Скрутка смежных повивов производится в разных направлениях, что обеспечивает более круглую форму и позволяет получить более устойчивый против раскручивания провод. Многопроволочные провода имеют по сравнению с однопроволочными ряд существенных преимуществ:

  • большую гибкость, что обеспечивает большую сохранность и удобство монтажа,
  • высокие сопротивления на разрыв могут быть получены только для проволок относительно небольшого диаметра.>

Однопроволочные провода с сечениями 25 мм2 и более имели бы пониженное сопротивления на разрыв. Однопроволочные провода изготавливаются для сечений 4, 6, 10 мм2, многопроволочные — от 10 мм2.

Маркировка проводов

Неизолированные провода

А — провод, состоящий из одной или скрученный из нескольких алюминевых проволок

АС — провод, состоящий из сердечника, сплетенного из оцинкованных стальных проволок, и намотки алюминиевых проволок. Получил наибольшее распространение. Также встречается устаревшее обозначение, обозначающее провод марки АС с отношением алюминий/сталь — около 6, например — АС400=АС400/64.

— М — провод, состоящий из одной или скрученный из нескольких медных проволок.

— ПСО и ПС — провода, изготовленные из стали, соответственно однопроволочный и многопроволочный. Провод ПСО — это проволока телеграфная ГОСТ 1668-73.

— АСКС — провод марки АС, но межпроволочное пространство стального сердечника, включая его наружную поверхность, заполнено нейтральной смазкой повышенной нагревостойкости.

АСКП — провод марки АС, но межпроволочное пространство всего провода, за исключением наружной поверхности, заполнено нейтральной смазкой повышенной нагревостойкости.

— АСУ — сталеалюминиевые провода с усиленным стальным сердечником (устаревшее, провод марки АС с отношением алюминий/сталь — около 4, например — АСУ400=АС400/93).

— АСО — сталеалюминиевые провода с облегчённым стальным сердечником (устаревшее, провод марки АС с отношением алюминий/сталь — около 8, например — АСО400=АС400/51).

— АСУС — сталеалюминиевые провода с особо усиленным стальным сердечником (устаревшее, провод марки АС с отношением алюминий/сталь — меньше 3, например АС70/72, АС95/141).

В марке провода указывается и его номинальное сечение. К примеру, АС-150 — это алюминиевый провод с сечением 150 мм². Для стальных однопроволочных проводов в марке указывают диаметр провода. Для сталеалюминевых проводов указывается два числа через дробь, числитель — сечение алюминиевых проводов в мм 2 , знаменатель — сечение стального сердечника (например АС-50/8).

Изолированные провода

Изолированные провода (СИП) — провода многожильные для воздушных линий электропередачи, содержащие изолированные жилы и несущий элемент, служащий для крепления или подвески провода. Чаще всего применяются для внутренних сетей. Токоведущие жилы изготовлены из круглой медной или алюминиевой проволоки. Изолирующая оболочка — из резины или ПВХ.

Защитные покровы проводов с резиновой изоляцией изготвыливаются в виде оплётки из волокнистых материалов, пропитанной противогнилостным составом. Провода с поливинилхлоридной изоляцией обычно производятся без защитных покровов.

Также используют металлические защитные оболочки для защиты от механических повреждений.

Ассортимент и характеристики проводов для воздушной ЛЭП

Электрическая энергия основной вид энергии, который применяете буквально на каждом шагу. Широкое использование возможно благодаря электросетям, объединяющим производителя и потребителя энергии. ЛЭП (линии электропередач) транспортируют электричество. Линии проводят под землей либо по воздуху. Провода, для воздушных линий электропередач при помощи изоляторов и линейной арматуры монтируются к кронштейнам специальных сооружений.

Разновидности проводов для ЛЭП

Ассортимент изделий используемых для монтажа воздушных линий электропередач весьма широк используются марки А, АС, так же СИП-1;СИП-2,СИП-3,СИП-4.
Различаются изделия по техническим характеристикам (параметрам). Используется провод:

  • Алюминиевый;
  • Изолированный;
  • Сталеалюминевый;
  • Не изолированный.

Изделия разнообразны по виду, имеют большой диапазон сечений. Вариант кабеля А, АС относится к не изолированным изделиям для ЛЭП. В процессе эксплуатации кабель подвержен атмосферным неблагоприятным воздействиям (высокая влажность, мороз, жара, наледь). Так же влияют химические вещества, содержащиеся в окружающей атмосфере такие, как — сернистый газ, морская соль. Провода воздушных линий обладают прочностью и отличаются высокой антикоррозийной устойчивостью.
Область применения данных изделий — открытое воздушное пространство 1 и 2 типа (если в атмосфере присутствует сернистый газ менее 150мг. на квадратный метр в сутки) во всех климатических точках на суше.

  • Провод А — не изолированный. Изготовлено изделие из алюминия (проволока). Скрутка кабеля выполнена концентрическим повивом;
  • Провод АС с сердесником стальным оцинкованным, обмотанным специальным способом алюминиевой проволокой. Вес провода АС весьма мал, что дает ему неоспоримое преимущество, в случае применения большого количества материала;
  • Самонесущий изолированный провод (СИП).

Такое изделие, как кабель СИП весьма востребовано. Как правило, ему отдают предпочтение при монтаже ЛЭП.
Провода ВЛ СИП имеют массу достоинств:

  1. Надежность;
  2. Эффективность;
  3. Экономичность в обслуживании, эксплуатации;
  4. Долговечность;
  5. Значительное сокращение потерь электроэнергии;
  6. Простота и легкость при монтаже, ввиду специально применяемой арматуры;
  7. Ввод в эксплуатацию без отключения напряжения электроустановки;
  8. Значительно сокращается незаконное потребление энергии.

Конструктивные особенности проводов для ЛЭП

Изделие СИП состоит из нескольких алюминиевых жил. Применяется для устройства магистральных линий электропередач, так же часто используется для электропроводки в жилых домах (допускается прокладка кабеля снаружи помещения, по стенам).
Каждый вид кабеля СИП предназначен для определенной цели. Кабель СИП2 2х16 (самонесущий изолированный провод) применяется для монтажа ВЛЭ с напряжением до 35000Вт, и частотой 50Гц. Используется в районе с холодным и умеренным климатом (побережье моря, промышленные зоны).


СИП4 2х16 обладает особенностью исключающую риск замыкания. Изделие экономично в процессе эксплуатации. Провод долговечен, если соблюдать правила пользования. Срок службы изделия более 40 лет. Перед приобретением продукции необходимо консультироваться со специалистом в данной области.

Если напряжение воздушной ЛЭП выше 1000в то используют голый кабель, трос. Во внешней среде погодные условия (дождь, гололед, ветер) влияют на прочность материала, поэтому кабель должен отличаться прочностью, устойчивостью к коррозии.


Некоторое время назад использовали медные провода, сейчас же отдают предпочтение алюминиевым либо сталеалюминевым или стальным, иногда применяют изделие из сплава алюминия — альдрея. Так же используют для ЛЭП грозозащитный трос, изготовленный из стали.
Изделия для ЛЭП могут состоять из одной проволоки либо из нескольких жил (перевитой между собой проволоки).Бывает однопроволочный провод, который имеет сплошное сечение и состоит из одной проволоки. Существует многопроволочный кабель, который состоит из двух металлов, например бронзы со сталью либо стали и алюминия. Кабель АС – сталеалюминевый, имеет оцинкованную жилу (свитую из 7-19 проволок, либо однопроволочную). Жила обвита алюминием из 6 или 24 , возможно более проволок.
Что такое провод СИП видео

Виды провода и технические характеристики

  • Медный провод производится из проволоки твердотянутой, имеет небольшое удельное сопротивление, наделен высокой механической прочностью. Превосходно противостоит воздействиям атмосферы (коррозии, химических примесей окружающей среды). Данные изделия обозначены маркой М, добавляется номинальное сечение кабеля. Например, если сечение 50мм2 то обозначается, как М50.Изделия дорогостоящие ввиду чего практически не применяются для создания ЛЭП;
  • Алюминиевый провод в отличие от медного намного меньше весит. Обладает большим удельным сопротивлением, но наименьшей механической устойчивостью. В основном данные изделия применяются в местной сети. Из за малой прочности продолжительное натяжение алюминиевого кабеля не допустимо. Во избежание провисания, для выполнения норм и правил монтажа ЛЭП производится уменьшение расстояний межу опорами (это увеличивает расходы строительства линии электропередач). Что бы увеличить надежность провода из алюминия производят многопроволочными, изготавливая из твердотянутых проволок. Данный вид материала не устойчив к влиянию вредных химических составляющих воздуха, при этом хорошо переносит неблагоприятные погодные условия. Как правило, в местах вблизи побережья либо рядом с крупными химическими комбинатами, используется для ЛЭП алюминиевый провод в основном марки АКП. Такие изделия имеют защиту от коррозии, изготавливаются с нейтральной смазкой на скрученной проволоке. На проводах стоит маркировка — А и показатель сечения изделия;
  • Стальной провод имеет высокую прочность. Удельное сопротивление гораздо выше, чем у алюминиевого кабеля, что зависит от уровня тока. Изделие производится однопроволочным и многопроволочным. Область применения – местные сети с величиной напряжения до 10кВ. У кабеля есть свой минус – неустойчивость к коррозии. Для придания стойкости изделия проходят процесс оцинковки. Производят многопроволочные стальные изделия — марки ПС и ПМС, что означает провод стальной, провод омедненный стальной;
  • Сталеалюминевый провод обладает таким же удельным сопротивление, что и алюминий. Его конструкция — стальная проволока внутри и алюминиевая снаружи. Стальная часть служит для увеличения надежности, прочности, а алюминий проводит ток. Существуют марки — АС, АСКС, АСКП. У каждой марки есть свои особенности и предназначение. Например, АСК кабель имеет стальной сердечник изолированный оболочкой. Буква П (АпСК) при маркировке обозначает повышенную прочность .Кабель АС имеет сердечник из стальной оцинкованной проволоки и повивов сверху из алюминия.
    Изделия разных марок изготавливаются с различным сечением относительно алюминиевой составляющей к сечению сердечника из стали. Область применения – строящиеся и реконструируемые линии в зоне, где толщина обледенение не выше 20 мм;
  • Провод из альдрея наделен практически одинаковым сопротивлением с алюминиевым, но есть отличительная характеристика — обладает высокой прочностью. Материал состоит их небольшой части железа и сплава алюминия. По устойчивости к коррозии сравним с алюминием. Минусом изделия является неустойчивость при вибрации.

Как подключить кабель СИП видео смотрите ниже:

Похожие статьи:

  • Высоковольтные провода на w124 ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА MERCEDES E-КЛАСС I W124 СЕДАН Для идентификации автомобиля и достоверного подбора высоковольтные провода Mercedes E-Класс I W124 Седан, следует внимательно выбрать модификацию транспортного средства. Для этого […]
  • Провода силовые пв1 Провода АПВ, ПВ1 Компания "Элекс" предлагает одножильные провода с ПВХ изоляцией для электрических установок. Провод с алюминиевой или медной жилой с изоляцией из ПВХ пластиката. Применение Провода применяются для электрических установок […]
  • Полярник пусковые провода Полярник 600А 6.0м 231-017 Тип: пусковые провода (резина, в сумке) Сила тока: 600 А Длина: 6.0 м Страна производства из предпоследней поставки была: Россия Гарантия: проверка при покупке Дополнительно: […]
  • Приборы для измерения емкости сопротивления Измерители RLC (сопротивления, индуктивности, емкости) A-М505А – Измеритель RC сопротивление до 30 МОм (±1,2%); ёмкость до 30 мФ (±3,0%); тестирование диодов, прозвонка цепи. Функции: автоматический / ручной диапазон измерений; режим […]
  • 380 вольт с нолём какое напряжение должно быть между фазами при подключении 3х фазного двигателя к однофазной цепи по схеме звезда. Теперь, что касается особенностей подключения трёхфазного двигателя в однофазную сеть. В трёхфазной сети, фазы смещены […]
  • Провода в резиновой оболочке КАБЕЛИ МЕДНЫЕ В РЕЗИНОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ (кабель КГ (КРПТ), кабель РПШ, РПШэ) Кабели для радиоустановок: кабель РПШ, РПШМ, РПШ-Т, РПШМ-Т, РПШЭ, РПШЭМ, РПШЭ-Т, РПШЭМ-Т предназначены для присоединения установок в электрических сетях на […]