Заземление какого цвета шина

Оглавление:

Горизонтальная шина заземления

Для выравнивания потенциалов используется целая система. Но главной деталью является вертикальная или горизонтальная шина заземления, РЕ или ГЗШ, которая используется в заземлении по схемам TN-C-S и TN-S.

Использование и конструкция

Заземляющая шина – это специальное устройство, которое используется для функционального выравнивания потенциалов в жилых зданиях и помещениях промышленного назначения. Это необходимо для защиты потребителя при протечках тока. Если система выравнивания потенциалов не установлена, то открытые токоведущие части электрических приспособлениях при протечке могут поразить работника во время прикосновения.

Фото – шины на изоляторах

Для обеспечения защиты всех групп электрических приборов, их токоведущие части соединяются с главной заземляющей шиной. Несмотря на то, что шина является самой важной частью СУП, в её конструкции есть множество других деталей. Все элементы системы соединяются между собой посредством шины, это:

  1. Проводник заземления. Элемент соединяется с зажимами защитного контура или другими заземляющими деталями;
  2. С трубами коммуникаций с целью защиты этих открытых металлических элементов от проведения тока;
  3. С прочими различными металлическими отводами в здании или на его каркасе.

Помимо этого, согласно ПУЭ, шина обязательно соединяется с молниеотводами, которые также преимущественно производятся из металла.

Фото – универсальный разъем

Стандартно, шина нулевая или заземления изготавливается из высокопрочного металлического сплава или металла (в основном производятся медные отводы – TGRD Hyperline), хотя сейчас в электрощитке все чаще можно увидеть стальные защитные элементы. В различных магазинах можно найти шину, изготовленную из алюминия (WZ-1951), но это запрещено. Стальная и медная способны выдерживать высокие температуры при замыкании или в аварийной ситуации, при этом, алюминиевая шина просто расплавится.

Фото – принцип подключения

Технические характеристики

Требования к правильному подбору шин очень строгие. Наиболее важным является то, что сечение проводов должно быть не большим, чем сечение ГЗШ. В зависимости от типа можно выбрать из трех допустимых значений (они стандартизированы и откланяться от них нельзя):

Помимо этого допускается ввод в заземляющий ящик в зависимости от вида от 10 до 40 проводов. Рассмотрим пример для 3х40. Сюда можно установить электрический провод сечением до 3 мм, допускается 40 подключений.

Фото – принцип заземления

Шина заземления может монтироваться на din рейку или в электрический щиток. При этом установка производится открытым или закрытым способом. Первый вариант подойдет для закрытого от посторонних лиц электрического шкафа. Такая часто монтируется, как телекоммуникационная (в серверной комнате, корпусе щитка), т. е. та, к которой будут подключены различные бытовые приборы, скажем, это стиральная машина, компьютер. Закрытая шина используется для оборудования, которое подключается к важным устройствам. Например, силовая розетка для электроплиты, электроинструмент и т. д. Она располагается исключительно под закрытой крышкой. Для подключения шины обязательно используется ВРУ.

Фото – медные пластины

Монтаж шины для частного дома с внутренним заземляющим контуром:

  1. Для начала нужно изготовить шины. Вам понадобится оцинкованная сталь шириной до 8 мм и толщиной до 3. Иногда полоса неудобна в личном использовании, поэтому можно применять круглый арматурный прут, но его сечение обязательно должно быть до 5,5 мм. Помимо этого можно купить готовый отвод, подойдет классическая гладкая или более удобная и долговечная плетеная;
  2. Настенная шина может устанавливаться непосредственно по стене, но на высоте от 40 мм до 60 мм от земли – это необходимо для защиты от коррозии;
  3. Если на пути проведения заземления есть дверь или другое отверстие, то полоса проводится в защитном корпусе. Это может быть труба или любое другое приспособление;
  4. В качестве заземлителей для различных кабелей можно использовать трубы коммуникаций, проложенные в земле, различные металлические конструкции и т. д.;
  5. Все места стыков соединяются не клеммами, а свариванием, иначе контур может разъединиться. Для дополнительной защиты полоса устанавливается на изоляторах;
  6. Если в некоторых местах контура нужно поднять ГЗШ выше выбранного уровня, то используются стойки. Они также выполняются из металла и обязательно монтируются в землю для обеспечения нужного заземления.

Фото – принцип проводки внутренней земли

Окрашивать полосы и пруты рекомендуется только в черный цвет, но допускается и изменение оттенка системы с целью поддержания дизайна. Тогда контур на каждых полутора метрах помечается двумя полосками фиолетового цвета.

Намного чаще гибкая шина заземления устанавливается в качестве внешнего контура.

  1. По периметру здания прокладывается контур. Его нужно устанавливать в виде равнобедренного треугольника, между отдельными точками которого равное расстояние;
  2. К стойкам нужно приварить ленту, которая соединит все отдельные столбцы между собой. Они крепятся исключительно сваркой;
  3. После этого к полученному контуру подводится провод заземления;
  4. Его отвод устанавливается в щит. Такая схема является наиболее практичной для частых домов.

Её окраска также может производиться в любые произвольные цвета (не запрещенные ГОСТ), но отмечать контур все же придется. Это делается аналогично внутреннему, только рекомендованное расстояние между отметками – 200 мм.

Фото – элемент для парных плитов

Купить шины заземления с отверстиями для парных плинтов штекеров защиты, держатель шин заземления к188у2 и прочие устройств для оборудования системы земли можно в специальных электротехнических магазинах, цена зависит от типа и производителя элемента. Рассмотрим, сколько стоит комплект у разных производителей:

Форум / Электрика / Цветовая маркировка полосы заземления

ToK
профи

Цветовая маркировка полосы заземления

03 сентября 2014 г., 08:00


По проекту монтажа полосы заземления необходимо: » Заземляющие полосы, проложенные в здании, должны иметь цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины от 15 до 100 мм желтого и зеленого цветов «.

После ввода в эксплуатацию необходимо будет перекрасить данные полосы в черный цвет, так как это требует п.5.10.5 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (или п.2.7.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).

Людмила Казанцева и Виктор Шатров имеют мнение: » Во всех электроустановках защитные проводники (заземляющие проводники, проводники уравнивания потенциалов, а в электроустановках до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью системы TN также нулевые защитные проводники) должны быть обозначены чередующимися желто-зелеными полосами. Такая окраска является международным способом обозначения защитных проводников в соответствии со стандартом МЭК 446-89 (ГОСТ 50462-92). Все три указанные выше вида защитных проводников имеют буквенное обозначение «РЕ» (protective earth – защитное заземление). Соответствующее обозначение предусмотрено и п. 1.1.29 ПУЭ. «

Смотрите так же:  Masuma провода

На мой взгляд защитный проводник и заземляющий проводник это разные проводники. И мне не понятно по какой причине Людмила Казанцева и Виктор Шатров приравняли их (ни в ГОСТе Р 50462-92 (-2009), ни в ПУЭ нет информации про расцветку заземляющих проводников в чистом виде).

Так же, на мой взгляд, так называемые полосы заземления по определению это заземляющий проводник. Полосы проложены по периметру всех помещений объекта (за исключением офисных помещений, санузлов и т.п.) и связаны между собой. К полосам присоединены открытые и сторонние проводящие части оборудования до и выше 1 кВ. В месте соединения полос с заземлителем к полосе присоединен нулевой рабочий проводник.

Считаю, что вопрос об окраске полос нужно начать с идентификации полосы по определению. То есть это заземляющий проводник или защитный?

Форум проектировщиков электрических и слаботочных сетей

Автор Тема: Каким цветом должна быть окрашена заземляющая полоса? (Прочитано 22697 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Быстрый ответ

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 150 дней.
Если Вы не уверены что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Страница сгенерирована за 2.097 секунд. Запросов: 24.

Окраска заземления .Низковольтные линии электропередач

В соответствии с п. 2.7.7 ПТЭЭП, открыто проложенные заземляющие проводники должны быть предохранены от коррозии и окрашены в черный цвет

Необходимо ли дополнительно учитывать окраску заземления?! Читала тех.часть СБОРНИКА-33. Ни слова не увидела,что нужно доп.окрашивать, а просят доп.учесть это в работе

вначале получается грунтуем ФЕР13-03-002-05+окраска ФЕР13-03-004-26 взяла ПФ115 я незнаю она вроде как серого цвета или не подскажете марку краски?

А саму площадь окраски считаем по формуле Диаметр*3,14*М(п.м.) ? или есть какие-то переводные коэффициенты для металлоконструкций, видела только в каком-то из сборников на 1тн конструкций площадь в м2

Полезное по электроавтоматике, оборудованию, по КИПиА и программированию.

Записки технократа

Личный wiki-дневник по КИПиА, ремонту электронике, рацухам и программированию!

В какой цвет окрашивают внутренний контур зазаемления

После окончания монтажных работ открыто проложенные заземляющие проводники должны быть предохранены от коррозии, для этого необходимо их покрасить, вот только в какой цвет покрасить заземляющие проводники, которые мы как правило выполняем по периметру здания на высоте 0,4 метра из стальной полосы 25×4 ГОСТ 103 — 06.

Согласно п. 2.7.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее – ПТЭЭП), утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, открыто проложенные заземляющие проводники должны быть предохранены от коррозии и окрашены в чёрный цвет .

В соответствии с п. 5.1 ГОСТ Р 50462-2009 «Идентификация проводников посредством цветов и буквенно-цифровых обозначений» идентификация посредством цвета или меток не требуется для открытых проводящих частей , используемых в качестве защитного проводника.

Так как открыто проложенные заземляющие проводники не требуют цветовой идентификации согласно ГОСТ Р 50462-2009 , то в соответствии с требованиями п. 2.7.7 ПТЭЭП они должны быть окрашены в чёрный цвет. В остальных случаях необходимо руководствоваться требованиями п. 1.1.29 ПУЭ.

Но тут есть противоречия, с которыми можно не согласиться:

Заземляющие проводники не являются открытыми проводящими частями. Они являются защитными проводниками. Поэтому их следует маркировать желто-зеленым цветом, как указано в п. 5.3.2 ГОСТ Р 50462.

Требования ПТЭЭП, противоречат требованиям ГОСТ Р 50462. Черный цвет применяют для обозначения линейных проводников.

Таким образом внутренний контур заземления лучше всего окрашивать в цвет защитного проводника, а это желто-зеленый.

Какого цвета провод заземления и какова остальная маркировка

Для чего нужна цветовая маркировка?

Как правило, изоляция выполняется цветом по всей длине проводника, в редких случаях только на концах токопроводящих жил или в точках соединений. Делается это для того, чтобы исключить путаницу при подключении проводников или отдельных токопроводящих через десятки метров скрытой прокладки. Кроме упрощения электромонтажа различение электропроводки по цвету сокращает время поиска неполадок в электросети и замены вышедших из строя или не соответствующих нагрузке участков проводки.

В общих чертах параметры электропроводки подбираются в соответствии с мощностью и назначением электросети, которая может быть:

  • трёхфазной;
  • однофазной;
  • постоянного или переменного тока.

Электрические сети переменного тока создаются на основе многожильной (3, реже 4 токопроводящих провода) электропроводки разноцветной изоляции, хотя ранее для этого использовались проводники, которые имели всего две жилы. В настоящее время маркировка проводки для бытовых электросетей и искусственного заземления приведена к единому стандарту в соответствии с ПУЭ-7, а также ГОСТ 12.2.007.00 и другими нормами.

Цвет проводников для различных типов сетей может совпадать. Чтобы определить, какое решение было принято для конкретной маркировки, электромонтёр должен знать, что отличается сеть с одной фазой от трёхфазной сети прежде всего мощностью: для второй проводники будут иметь внушительную толщину или специальные клеммы для подключения. Также следует различать сети постоянного и переменного тока. Первые предназначены для питания электрооборудования высокой мощности, вторые – снабжают электроэнергией бытовые приборы освещения и прочих потребителей в жилых домах, офисах, а также административных и общественных зданиях.

Выполнить монтаж электропроводки с цветовой маркировкой без ошибок поможет согласованность в расцветке с проводами на других участках электросети. Кроме того, не помешает соблюдать единый порядок и/или пространственную ориентировку подключения проводников, а также соответствие их параметров, которые определяются визуально или по буквенному обозначению маркировки. Например, защитный проводник в трёхжильном проводе должен иметь жёлто-зелёную или полосатую изоляцию, а подключать его следует к специальной клемме на точке подключения потребителя. При монтаже последнего слева (снизу) рекомендуется размещать рабочий ноль провод с голубой изоляцией, а фазу – коричневого, оранжевого и т.д. оттенков – устанавливать справа (сверху).

Видео “Цвета фазы, ноля и заземления”

Общие принципы цветовой маркировки

Маркировка электропроводки по цвету электрика-любителя интересует в основном в области однофазных электрических сетей переменного тока напряжением до 1000 В с глухозаземлённой нейтралью. Однако и то, в какой цвет окрашивается изоляция проводки в электросетях технического назначения, запомнить совсем несложно и в будущем поможет не перепутать проводку для домашних розеток и выключателей с электрокабелем для подключения мощного силового оборудования на производстве.

Так, в трёхфазных сетях переменного тока окраска шин и высоковольтных проводов выполняется следующим образом:

  • фаза А – жёлтый;
  • фаза В – зелёный;
  • фаза С – красный.

В сетях постоянного тока, которые применяются в строительстве, на электроподстанциях, в транспорте на электрической тяге и т.д., используются две основных шины («+» и «-») и ноль рабочая с обозначением «М». Первая шина окрашивается в красный цвет, вторая – в синий. Рабочая ноль шина «М» должна иметь голубую изоляцию.

Наконец, в ряде случаев в зависимости от функционального назначения электрических цепей электропроводку маркируют:

  • чёрным – в силовых сетях;
  • красным – в сетях переменного тока систем управления или сигнализации;
  • синим – в сетях постоянного тока систем управления или сигнализации;
  • жёлтым, зелёным или их комбинацией –ноль проводники с защитной функцией;
  • голубым – жилы, не предназначенные для заземления и соединённые с нулевым рабочим проводом.

Цвета для маркировки бытовой электропроводки

Что касается электропроводки, применяемой для прокладки бытовых электросетей, единственное, о чём говорит её окрас – условное назначение проводника. В отличие от буквенного обозначения, которое содержит информацию о материале провода и сведения об изоляции.

Смотрите так же:  Высоковольтные провода шевроле ланос 15

В соответствии с действующими стандартами цвет провода говорит всего лишь о том, какое назначение для него рекомендуется принять электромонтёру:

  • голубой – нулевой рабочий или средний проводник сети типа n, ноль в 1-фазных сетях переменного тока (обозначение N);
  • жёлто-зелёный – искусственное заземление, защитный проводник или ноль-защита (буквы PE);
  • комбинация жёлтого или зелёного и голубого – совмещённый нулевой рабочий или нулевой защитный проводник заземления (классическое обозначение PEN);
  • чёрный, коричневый, красный, фиолетовый, серый, розовый, белый, оранжевый, бирюзовый – фазный проводник (L).

При распределении функций токопроводящих жил следует помнить о том, какой из них ноль, а какой фаза, а также о том, что фазовые проводники не должны совпадать по окрасу с нулевыми и заземляющими (PEN, PE или N). Если применяется многожильная проводка с одноцветной маркировкой, для обозначения проводников используется цветная изолента или специальная термоусадочная трубка.

Важно запомнить ещё несколько моментов о нулевом защитном и рабочем ноль проводнике:

  • во избежание путаницы за нулевой рабочий провод (N) должен приниматься таковой с изоляцией голубого оттенка;
  • ноль защитным проводником обычно выступает жила с жёлто-зелёной или полосатой изоляцией;
  • для совмещённого нулевого рабочего и ноль-защитного проводника (PEN) стандартно должен назначаться провод со сплошным синим окрасом изоляции и жёлтыми полосами на концах (или наоборот).

Знать особенности цветового обозначения и принципы условного распределения функций маркированных токопроводящих проводов должен любой электромонтёр. Это позволит не только ускорить процесс прокладки электропроводки, но и заметно повысит качество выполненной работы, а также упростит процесс обслуживания электросети в будущем.

Видео “Электрика для чайников”

Из данного наглядного пособия вы узнаете, что такое фаза, ноль и для чего используется заземление в системах переменного тока.

Обозначения цветов изоляторов шин РЕ и N, назначение и определение шин , а так же схемы соединения шин РЕ и N

Вернутся в раздел:

В этой статье автор сайта разъясняет обозначения цветов изоляторов шины заземления РЕ и нулевой рабочей шины N, цвет фазной шины, назначение и определение шин РЕ и N, а так же схемы соединения шин.

Для начало обратимся к ПУЭ за определением и назначением шин РЕ, N и PEN:

Проще говоря: зануление (нулевой рабочий проводник), это преднамеренного электрического соединения проводящих открытых частей электроустановок с наглухо заземленной точкой, необходимое для работы электрооборудования в нормальном режиме, а также выполняется в целях электробезопасности и обозначается буквой N. Нулевой защитный РЕ-проводник используется в данном случае для соединения открытых частей пользователя электрической энергии с заземленной нейтральной точкой источника. Защитный РЕ-проводник предназначен исключительно для целей электробезопасности и маркируются соответственно буквенным обозначение РЕ.

Цветное обозначение нулевых, защитных и фазных изоляторных шин:

Важное значение имеет правильное цветовое обозначение изоляторов шин PEN — нулевой и защитной, также фазной шины. Здесь идет настоящая путаница как в инете, так и в рекламе интернет-магазинов, так и в специализированных магазинах по продаже электрооборудования. Надо заметить и не зря, в соответствии с “Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация” и “Номенклатурой продукции, подлежащей декларированию соответствия” изоляторы для установки нулевых шин серий ИУ-101, ИД-101 и другие им подобные, не относятся к объектам обязательной сертификации Системы сертификации ГОСТ Р, и их обязательная сертификация в Системе сертификации ГОСТ Р не предусмотрена, а также не относятся к объектам, соответствие которых установленным требованиям осуществляется путем принятия изготовителем декларации соответствия.

И все таки, изоляторы для установки нулевых шин применяются для монтажа нулевых шин на ДИН-рейку 35 мм (Рис. 1), либо на монтажную панель, специальные рейки в распределительных щитах. А также выполняют изоляционную функцию. Изоляторы выполнены из полипропилена и представлены в разной цветовой гамме. Это позволяет применять цветную маркировку при монтаже нулевых рабочих проводников (N) и проводов заземления (РЕ). При этом существенно упрощается идентификация проводов и обслуживание щита. Согласно общепринятым обозначениям можно маркировать нулевую (N) шину синими изоляторами, фазную шину – зелеными , шину заземления (PE) – желтыми .

Цветовая маркировка изоляторов:

изолятор шины защитного заземления (PE) – цвет жёлтый, крепление на Din-реку 35 мм., серии ИД 101-09

изолятор фазной шины (I) – цвет зелёный, крепление на Din-реку 35 мм., серии ИД 101-10

изолятор шины защитного заземления (PE) – цвет жёлтый, крепление угловое, серии ИУ 101-09

изолятор шины зануления рабочая (N) – цвет синий, крепление угловое., серии ИУ 101-08

изолятор фазной шины (I) – цвет зелёный, крепление угловое, серии ИУ 101-10

Не путайте расцветку трёхфазной цепи с однофазной, у трёхфазной цепи: A — жёлтый цвет, B — зелёныё цвет, C — красный цвет, нулевой (рабочий проводник, соединение нейтрали в трёхфазной цепи) N — синий цвет и защитный проводник РЕ — желто — зелёный цвет. В однофазной цепи по правилам ПУЭ допускается использования цвет фазного проводника: красного, оранжевого, розово-белого, серого, фиолетового и бирюзового цвета.

Подробнее о расцветки проводов смотрите в следующей статье: Выбор провода, кабеля и шин.

Схемы соединения заземления TN-C:

Рис. 2 Схема системы соединения TN-C

На схеме функции нулевого защитного и нулевого рабочего проводников обеспечиваются одним общим проводником РЕN (Рис. 2).

Вернутся в раздел:

Данная статья публикуется как черновой вариант, материал будет пополнятся, следите за обновлениями.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Главная заземляющая шина

Заземление электроустановок в производственных и жилых помещениях является обязательным условием. В совокупности с автоматическими отключающими устройствами оно снижает вероятность пожаров при коротком замыкании и травматизма людей. Расскажем в статье, что такое главная заземляющая шина, где и когда она используется.

Определение заземления и его конструктивные особенности

Конструкция заземления это совокупность металлических элементов, предназначенная для обеспечения надежного контакта корпусов электроустановок с грунтом (землей). Основными элементами заземляющего устройства являются:

  • главная заземляющая шина;
  • отводы от корпуса электроустановок;
  • заземляющий провод в электропроводке;
  • общий контур заземления.

Требования ГОСТов и ПУЭ определяют, что все элементы выполняются из стальных или медных сплавов не зависимо от разновидности конструкции заземляющего контура и типа электроустановок. Большое значение на эффективность работы защитного заземляющего устройства имеет величина его электрического сопротивления.

Классическая схема подключения к ГШЗ:

  1. Молниезащита;
  2. Контур заземления;
  3. Трубы канализации, водопровода и отопления;
  4. Главная шина заземления.

Сопротивление заземляющего контура и факторы, влияющие на его величину.

Общее сопротивление заземления складывается из нескольких составляющих, сопротивления общей шины, отдельных проводов и контура в грунте. Но всеми этими величинами можно пренебречь, металлические элементы при надежном соединении имеют хорошую проводимость и очень малое сопротивление. Читайте также статью: → «Расчет заземляющих устройств».

Основное значение имеет сопротивление грунта, по которому растекаются токи. Чем меньше сопротивление, тем лучше. Пункт 7.1.101 ПУЭ (правил устройства электроустановок) определяет: « В сооружениях с сетями 220 или 380В оно должно составлять менее 30 Ом, для генераторов и трансформаторных подстанций менее 4 Ом. Этого можно добиться различными способами.

Факторы, определяющие величину сопротивления

Величина сопротивления во многом зависит от состава грунта, наиболее подходящим считается:

Смотрите так же:  Промежуточная вязка провода

Особенно высока проводимость грунта в условиях большой влажности, но обязательно надо учитывать:

  • количество и размеры заземляющих электродов;
  • глубину залегания контура;
  • материалы всех элементов заземления;
  • надежность электрического контакта в местах соединений.

Все элементы заземляющей системы крепятся через главную шину. От правильно выбранного материала, установки этого элемента и присоединения к нему заземляющих проводников зависит безаварийная работа электроустановок. Кроме того на главной шине заземления производятся все необходимые подключения для измерений параметров системы заземления.

Совет №1. Для повышения проводимости заземляющего контура налейте в грунт раствор медного купороса.

Методика измерения требует отдельного детального рассмотрения, используются специальные приборы, работы выполняет квалифицированный персонал. При сдаче объекта в эксплуатацию электроснабжающая организация или электротехническая лаборатория делает все измерения. Результаты оформляются протоколом, один экземпляр выдается заказчику, который эксплуатирует электроустановки. Проводить контрольные замеры надо не реже одного раза в год.

Назначение главной заземляющей шины

В системах заземления собранных по схеме TN-S или TN-С требуется выравнивание потенциалов на всех участках электрической цепи, для этой роли используется главная заземляющая шина.

TN-С – схема с 1913 года начала применятся в Германии, на данный момент остается действующей на многих старых сооружениях в Европе странах постсоветского пространства. Особенность схемы заключается в том, что нулевой провод соединяется с ГШВ, используется как заземление. В случае его обрыва на корпусе электроприборов может возникнуть напряжение в 1,7 раза больше чем на фазе. Это повышает вероятность поражения людей работающих на электроустановках.

TN-S – с 1930 года недостатки предыдущей схемы были учтены, от заземления подстанции до контура здания через ГШЗ прокладывался отдельный провод.

В комбинированных конструкциях собранных по схеме TN — С – S на отдельных участках допускается соединение нулевого нейтрального провода N c линией заземления РЕN проводником.

Электрические цепи проводов от всех электроустановок, которые подлежат заземлению, в конечном итоге сводятся на ГШЗ (главная шина заземления), на ней заземляются элементы других коммуникаций:

  • Провод или шина от контура заземления;
  • Металлические трубы водопроводов, отопления и канализации;
  • Молниезащита;
  • Корпуса системы вентиляции и кондиционирования;
  • Другие металлические конструкции, подлежащие заземлению.

ГВШ является элементом заземляющего устройства и устанавливается в распределительных устройствах. Читайте также статью: → «Системы заземлений: TN-С, TN-C-S, TN-S, ТТ, IT».

Требования ПУЭ к главной шине заземления

Правила устройства электроустановок в пункте 1.7.119 определяют основные требования по установке главной заземляющей шины, для сетей до 1 кВт. Она в большинстве случаев размещается в шкафах распределительных устройств, при большом количестве заземляющих проводников используется отдельный шкаф.

Совет №2. В отдельных случаях допускается установка ГШЗ в открытом виде возле РУ, если помещение закрывается. Допуск в такие помещения ограничен, только для квалифицированного обслуживающего персонала.

Для схем заземления типа TN-С в распределительных устройствах разрешается использовать шину РЕ как ГШЗ, сечение которой не должно быть меньше проводов заземления которые к ней подсоединяются. Для главной шины заземления применяют медь, в крайнем случае, устанавливают сталь, грубейшей ошибкой является использование алюминиевых полос. Это категорически запрещается по причине разности сопротивления на контактах из различных металлов. Такие контакты греются, проводимость снижается, при больших токовых нагрузках болтовые соединения могут полностью выгореть.

Соединения осуществляются разборные с помощью специальных инструментов, чаще всего это болтовые крепления с шайбами и гайками. Концы проводов опрессовываются медными наконечниками с отверстиями под болты и завинчиваются на шину. На стене возле шины или выделенном для нее отдельном шкафу наносится символический знак.

Пункт 1.7.120 определяет, что для помещений имеющих два и более отдельных ввода, каждый шкаф РУ оборудуется отдельной шиной заземления. На трансформаторных подстанциях устанавливается собственная шина с заземляющим контуром, РЕN проводник от которых уходит на ГШЗ ВРУ (вводное распределительное устройство) помещений с электроустановками. Заземляющие шины на разных РУ для выравнивания потенциалов должны соединятся проводом. Сечение проводника не должно быть меньше ½ большего провода, который приходит на одну из ГШЗ в ВРУ с трансформаторной подстанции.

Для соединения нескольких шин от разных ВРУ допускается использование металлоконструкций различного назначения если они неразборные имеют непрерывный электрический контакт. При этом надо учитывать требования пункта 1.7.123, который запрещает применять в качестве РЕN проводника:

  • трубы газораспределительных систем;
  • трубопроводы с горючими материалами;
  • конструкции систем отопления, водоснабжения и канализации;
  • свинцовые и металлические оболочки бронированных кабелей;
  • трос несущий кабель для электрической проводки.

Обратите внимание на часто допускаемую ошибку, заземлять эти конструкции на главную шину заземления можно и даже нужно, пункт 1.7.20. Но делать прямые соединения шин, на разных шкафах используя перечисленные конструкции, пункт 1.7.123 запрещает. С первого взгляда заземление троса и трубопровода на ГШЗ ВРУ обеспечит их прямое соединение, но при ремонте или демонтаже этих систем цепь будет разорвана.

Поэтому используются только неразборные токопроводящие конструкции, надежнее всего провести многожильный медный провод с желто-зеленой изоляцией, соответствующей обозначению заземляющего РЕN проводника. В этом случае соединение обеспечивающее распределение потенциала растекания, будет автономное не зависящее от других систем.

Конструктивные особенности и последовательность монтажа главной заземляющей шины

Главная заземляющая шина представляет собой медную пластину с отверстиями для крепежных болтов, к которым прикручиваются наконечники проводов. Длина шины и количество отверстий зависит от размеров шкафа и количества элементов с проводами, которые необходимо заземлить. Производители делают шины различной длины, ширины с болтами, отличающимися по диаметру в зависимости от сечения провода и наконечника, который надо прикручивать.

К металлическому корпусу шкафа шина фиксируется болтами на изолированных подставках, при этом обеспечивается электрический контакт корпуса и шины. Располагается конструкция горизонтально, внутри нижней части ВРУ, так удобнее заводить и прикручивать провода для заземления. Благодаря изолирующим опорам на болтах для крепления всей конструкции, образуется расстояние между стенкой шкафа и шиной.

Таблица характеристик производимых шин для заземления:

Похожие статьи:

  • Можно ли подключить узо без заземления Подключение УЗО без заземления Специальные устройства защитного отключения (УЗО) рекомендуют устанавливать там, где существует высокая вероятность поражения током. Задачей устройства является оперативное отключение всего электрического […]
  • Высоковольтные провода на лачетти 14 Высоковольтные провода Chevrolet Lacetti 1.6 (оригинал, GM) , Днепропетровск Оплата и доставка График работы +38 (068) 850-43-22 Перезвоните мне ж/м Левобережный-3 , Днепропетровск Отзывы Комплект высоковольтных проводов […]
  • Электропроводка без гофры Кабель без гофры. Почему нельзя и когда можно. Каждый, кто сталкивается с монтажом электропроводки в доме, обязательно задается тремя вопросами: нужна ли гофра на потолке нужна ли гофра в стенах и третий, самый главный, а можно […]
  • Схема подключения выключатель legrand Схема для подключения двухклавишного проходного выключателя legrand Когда человек оказывается в помещении, в котором уровень освещенности доставляет дискомфорт, он пытается включить свет. Для этого существует специальное устройство, […]
  • Как подсоединить провода к лампочке Как правильно подключить патрон для лампочки к проводам. Такая казалось бы простая и незамысловатая процедура, как подключение патрона для лампочки, имеет свои нюансы, не всегда знакомые для людей далеких от электричества. Да что […]
  • Однофазный двигатель переменного тока с конденсатором Конденсаторный двигатель В ГОСТ 27471-87 [1] дано следующее определение:Конденсаторный двигатель - двигатель с расщепленной фазой, у которого в цепь вспомогательной обмотки постоянно включен конденсатор. Конденсаторный двигатель, хотя и […]