Заземление нулевой жилы сип

Заземление провода СИП

Термину «электричество» уже более 400 лет, 135 лет трансформатору Яблочкова, принцип которого положил начало развитию электрических сетей, 90 лет с момента утверждения перспективного плана ГОЭЛРО и уже 54 года с появления воздушных линий с самонесущими изолированными проводами СИП- прогресс не стоит на месте. Предлагаем совершить небольшой исторический экскурс, эдакое путешествие «Назад в будущее-4» с историческими и статистическими справками для более детального ознакомления с изолированными проводами последнего поколения.

    А знаете ли Вы, что…
  • Воздушные линии с самонесущими изолированными проводами впервые появились во Франции (1957 году) и Финляндии (1958 году)
  • Первые связки изолированных проводов представляли из себя медные жилы в резиновой изоляции
  • Лишь в 1977 году конструкция провода СИП была видоизменена на составляющие, используемые и по сей день: токопроводящие жилы выполнены из алюминия, а изоляция — из светостабилизированного сшитого полиэтилена
  • Разработка и проектирование отечественных СИП были начаты в России, на Иркутском кабельном заводе лишь в 1987 году
  • Первая ВЛИ с применением этих проводов была смонтирована в Краснодарском крае в 1994 году в станице Васюринской Динского района. Ее длина составила 3,5 км
  • Протяженность российских распределительных сетей составляет более 3 млн.км, большая часть которых была построена в 60-е гг. И в настоящий момент износ основного и вспомогательного оборудования достигает критической отметки в 70%
  • По данным «Холдинга МРСК», среди наиболее распространенных причин нарушения целостности ВЛ в 2009 году числятся: падение деревьев (32%), старение изоляции (16%), механические повреждения (13,4%)
  • В течение 2009 года было заменено 90 тыс. ответвлений ВЛ 0,4 кВ, выполненных из обычного провода, на изолированный самонесущий провод. В результате выполнения данного мероприятия в 2009 году снижение потерь электроэнергии в сравнении с 2008 годом составило 6 млн кВтч.
  • Эксплуатационные затраты с применением СИП сокращаются на 80% по сравнению с использованием голых проводов, что связано с отсутствием необходимости перемонтажа для устранения провиса, расчистки трасс, замены изоляторов, а также возможностью технического обслуживания и ремонта ВЛИ под напряжением
  • Несоблюдение техники безопасности при проведении электромонтажных работ составляет 27% из общего числа несчастных случаев, связанных с производством

Кто? Что? И чем его заземляют? Истории в деталях

Применение СИП на сегодняшний день является одним из самых действенных методов повышения надежности работы воздушных линий электропередач, способных, благодаря своей конструкции и особенностям монтажа, предотвратить основные причины технологических нарушений, будь то: падение деревьев на провода ВЛ, различного рода механические повреждения, кража и схлестывание проводов. Согласно мировой практике, критерием для определения уровня надежности является длительность перерывов электроснабжения потребителей данных услуг, эквивалентом указанного показателя в электросетевом комплексе является системный показатель средней длительности перерывов электроснабжения потребителей, который в целом за 2009 год снижен на 16%. При этом среднее время на ликвидацию технологических нарушений в 2009 году составило 3,93 часа по сравнению с 4,7 часа в 2008.

Несомненным преимуществом является простота и безопасность электромонтажных работ, проводимых с помощью специализированных устройств, одни из которых предоставляют возможность проводить ремонт и техническое обслуживание ВЛИ под напряжением без перерыва электроснабжения потребителей. Данная процедура стала возможна благодаря использованию набора временного заземления и устройству для закороток проводов СИП.

      Технологически процедура подключения устройств заземления к изолированным проводам выглядит следующим образом:

  • Наличие на проводах ВЛИ специальных зажимов позволяет подключать к ним приборы для измерения напряжения, а также переносное защитное заземление. В качестве подобного зажима рекомендован к использованию адаптер для закороток АДЗ, устанавливаемый на токопроводящих и нулевых жилах на весь срок службы линии
  • Для соединения адаптеров АДЗ с проводами ВЛИ необходимо взять соответствующее число адаптеров и такое же число ответвительных прокалывающих зажимов ЗПО, по средством которых осуществляется непосредственное подключение адаптера к определенному проводу ВЛИ
  • При проведении ремонтных работ в разъемы адаптеров вставляются контактные модули УКЗ — устройство для закорото, состоящее из гибкого медного изолированного провода и пяти модулей для соединения с адаптерами
  • В дальнейшем через модуль провода заземления НПЗ соединяется со струбциной заземляющего стержня, предварительно заглубленным в землю

Формула Вашей безопасности при проведении ремонтных работ под напряжением!

Нужно ли разделить заземление ОПНов на столбе и повторное заземление нулю на нем же?

День добрый всем!

Наконец-то практически подключили по ПП334 за 550 руб. (все в сроки положенные) дело за малым- за моим щитом, доведу до ума и думаю эпопея закончится.

Возник вопрос небольшой. Линия которую протянули к моему участку — проложена СИПом 4 * 75, на отпаечной опоре рядом с моим забором на конце линии энергетики повесили ОПНы на фазные провода (3хфазка у меня будет) (от этой же опоры меня будут подключать).
Все отлично ОПНы подключены к заземлению у столба (спущено тросом металлическим по столбу (опоры к сожалению деревянные — хотя это даже лучше потому как хорошо работают на изгиб и держать ветровую нагрузку) и уже в низу через плашечный сжим к круглой арматурине забитой.

Однако по ТУ выданным должны ещё сделать повторное заземление нуля (понятно, что сейчас буду от них добиваться тщательного исполнения ТУ) которое они видимо забыли сделать.

Дык вот у меня вопрос: если я добьюсь повторного заземления как по ТУ написано, должен ли я требовать от них заземляться не на ту же арматурину (на которую заземлили ОПНы с фаз), а на другую забитую тут же рядом и также со своим отдельным спуском до неё?

Наоборот, заземление д.б. общее. Присмотритесь внимательнее, наверху трос д.б. соединен с нулем.

чего там добиваться вы будет.. они от вас добиваться будут исполнения всего, что в проекте написно , а не вы от них.. Вы наверное недопоняли как это все работает.. Вам дают ТУ, вы согласно него делаете проект, потом по этому проекту вам «кто-то» либо сами — сделаете узел ввода и контур.Придет специально обученный человек — проверит соответствие проекту, и измерит сопротивление вашего контура, и даст авм разрешение на подключение.. А ОНИ вас всего лишь подключат к столбу.. Так что не забивайте себе голову чужими проблемами,- типо заземления опор, ветроустойчивости и ОПНов.. подумайте лучше кто вам контур заземления сделает, и за какие деньги..

Поверьте я там такую бучу поднял, так что меня «боятся». Да пришлось повоевать за договор (тогда ещё не было рекомендованого) с полгода, но зато и договор и ТУ полностью устраивают меня и соответствуют правилам. (ну наверное единственное на что я закрыл глаза — это провод от столба ко мне (там 10 метров СИПа) просто не стал их мучать. Так что все возможно в этой жизни и энергетики выполнили пока все в сроки и по ТУ кроме заземления (я его визуально не наблюдаю) кроме заземления ОПНов на фазах. Никакого проекта у меня нет да и нахрен мне он пока не нужен. достаточно однолинейки на коленке нарисованной. КОнтур сделаю сам.

Если визуально не наблюдаю соединения нулевой жилы СИПа и этого спуска-троса? Значит ничего страшного если вдруг они заземлять нулевую жилу на арматуру забитую для ОПНов?

Висят на фазах Raychem ZnO Surge Arrester LVA-280B-CL визуально наблюдаю их соединение со спуском (трос) до арматурины в земле рядом со столбом. По ТУ моим (в них про ОПН ничего не было -так что это добрая инициатива энергетиков) должно быть у этого столба еще повторное заземление нуля! буду его добиваться . далее на участке у меня строится сейчас типа маленькая электрощитовая — по типу отдельно стоящей будочки из блоков 1,65 на 1,65м в ней будет установлен ВРУ (Щиток с вводным автоматом (3полюсным)25 А (правда попытаюсь 32 А пробить), счетчиком и автоматиком
(3 полюсным) (возможно перед ним ещё будет УЗО) на нагрузку. В этом же щите будет на изоляторах ГЗШ из приличной пластины медной (толщина 4 -5 мм длина сантиметров 10) на этой шине сделаю разделение PEN, под разные болты на отдельные шины N и PE. В дальнейшем уже пятипроводка из этой электрощитовой -будки подземным вводом уйдет в дом. Рядом с электробудкой планируется повторное заземление (в плане 4 уголка 50-75х длиной 2,5-3 метра забитых в линию через 2,5 метра и соединенных полосой на сварке 40х4) данное зазепмление уйдет с приваренного болта медью 10 кой в щит в электробудке на ГЗШ . Ах да к будке со столба спуск выполнен будет СИП 4х16 с дальнейшим переходом на ВВГ 4х10 внутрь будки через гильзу.

Да линию провели примерно 350 метров (до КТП чуток ещё осталось метров 100) дык вот ОПН стоит в начале новой этой магистрали и у меня у участка , получается на конечно столбе (на промежуточных столбах повторного заземления нет) Требовать чтобы и в начале повторно нулевую жилу заземлили?

Мой вопрос у «соседского форума» плавно перешел в войну двух систем TT и TN-C-S . эх мозги плавятся чью же позицию занять

Повторное заземление нулевой жилы

Повторное заземление СИП на опоре

Для дополнительной безопасности на участках ЛЭП используют повторное заземление нулевой жилы. Опора при этом комплектуется исходя из того, какую функцию она выполняет (концевая, промежуточная, поворотная, ответвительная), плюс добавляется зажим для повторного заземления, который соединяет нулевую жилу жгута и дополнительную жилу, ведущую к опоре.

Повторное заземление производят после натяжения провода СИП на опоре или к уже натянутому проводу. В работе применяют специальный инструмент: для снятия изоляции с жил, изолированный ключ для монтажа зажимов и т.д.

Какую марку арматуры СИП использовать при повторном заземлении провода на опоре

При повторном заземлении мы советуем использовать зажимы марок НИЛЕД или ВК. Это надежные изделия, прошедшие все необходимые испытания. Вся арматура производителей сертифицирована, а ее ассортимент позволяет комплектовать любую опору до 1 кВ. А различный ценовой сегмент удобен при формировании бюджета на строительство.

Комплектующие для повторного заземления на опоре до 1 кВ в Норма-кабель

ООО ТК «Норма-кабель» специализируется на полной комплектации воздушных ЛЭП до 1 кВ и 6-20 кВ. На наших складах единовременно находятся большие запасы провода СИП, стоек СВ, арматуры НИЛЕД и ВК, высоковольтного оборудования и инструмента. По итогам 2014 года наша компания стала крупнейшим дилером НИЛЕД в ЦФО. Позвоните нашим менеджерам, они помогут вам сформировать заказ из наличия и предложат выгодную цену на товары.

Смотрите так же:  Двухклавишный проходной выключатель шнайдер схема подключения

Устройство и эксплуатация воздушных линий напряжением 0,38 кВ с изолированными проводами

Назначение и устройство воздушных линий напряжением 0,38 кВ с изолированными проводами (СИП)

Воздушные линии электропередачи напряжением 0,38 кВ с изолированными проводами (ВЛИ 0,38), выполненные с применением самонесущих изолированных проводов (СИП) относятся к электроустановкам напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью.

Надежность работы ВЛИ по сравнению с ВЛ повышается за счет отсутствия стеклянной линейной изоляции, а также последствий климатических воздействий: исключены схлестывания проводов, как под непосредственным влиянием ветра и гололеда, так и вследствие касания веток деревьев; практически исключены обрывы проводов благодаря применению изолированных про водов повышенной механической прочности; отсутствуют отключения из-за набросов различных предметов на провода.

Эксплуатация ВЛИ 0,38 во многом упрощается и удешевляется благодаря конструктивному ее исполнению. Существенно повышается электробезопасность как обслуживающего персонала, так и населения вследствие отсутствия открытых токоведуших частей. Облегчается возможность выполнения работ (в том числе подключения новых потребителей) на ВЛИ 0,38 без снятия напряжения с минимальным использованием специальных защитных приспособлений. При строительстве ВЛИ, а также замене проводов на изолированные на существующих линиях необходимо предусматривать выполнение вводов в помещения изолированными проводами. При этом работы по замене вводов включаются в проектно-сметную документацию.

По конструкции самонесущие изолированные провода (СИП) относятся к изолированным незащищенным проводам. СИП состоят из несущей неизолированной или изолированной жилы, используемой в качестве нулевого про вода, и нескольких навитых на него изолированных жил — фаз ных и уличного освещения. На участках совместной подвески нескольких ВЛИ на СИП вблизи опоры закрепляются бирки с указанием диспетчерского номера линии. Бирки и надписи на них должны быть устойчивы к атмосферным воздействиям. Для определения фаз при подключении к линии потребителей провода СИП должны иметь по всей длине (шаг 0,5 м) заводскую маркировку фазных проводов и проводов уличного освещения. Запрещается проводить монтаж проводов на воздушных линий с изолированными проводами при температуре воздуха ниже -10 °С.

Нагрузочная способность воздушных линий напряжением 0,38 кВ с изолированными проводами (СИП)

Длительно допустимая температура нагрева токопроводящих жил током не должна превышать 70 °С для проводов, изолированных термопластичным полиэтиленом, и 90 °С для проводов, изолированных сшитым полиэтиленом.

Длительно допустимые токовые нагрузки на провода зависят от их сечения, температуры окружающей среды и интенсивности солнечной радиации.

Кратковременно допустимая температура жил при коротких замыканиях не должна превышать 130 °С для проводов с изоляцией из термопластичного и 250 °С — с изоляцией из сшитого полиэтилена. При неравномерной нагрузке фаз линии проверка на длительно допустимые токи производится для наиболее загруженной фазы.

Для обеспечения нормальной работы электроприемников нормируемого уровня электробезопасности и защиты от атмосферных перенапряжений на ВЛИ должны быть выполнены заземляющие устройства.

Грозозащитные заземления выполняются: на опорах через 120 м; на опорах с ответвлениями к вводам в помещения, в которых может быть сосредоточено большое количество людей (школы, ясли, больницы и др.) или представляющих большую хозяйственную ценность (животноводческие помещения, склады, мастерские и др.); на конечных опорах, имеющих ответвления к вводам; за 50 м от конца линии, как правило, на предпоследней опоре; на опорах в створе пересечения с воздушными линиями более высокого напряжения.

Повторные заземления нулевого провода для воздушных линий с изолированнми проводами выполняются как и для воздушных линий 0,38 кВ на деревянных и железобетонных опорах.

Сопротивление повторного заземлителя зависит от удельного сопротивления грунта р и от количества заземлителей на линии.

Общее сопротивление растеканию тока заземлителей линии (в том числе и естественных) в любое время года должно быть не более 10 Ом.

Заземляющие проводники для повторных и грозозащитных заземлений следует выполнять из круглой стали или проволоки диаметром не менее 6 мм. При применении неоцинкованных заземляющих проводников необходимо предусматривать меры по защите их от коррозии.

Корпуса светильников уличного освещения, ящиков, щит ков и шкафов, а также все металлоконструкции опор должны быть занулены. На железобетонных опорах для связи с заземлителем следует использовать арматуру стойки и подкоса (при наличии). На деревянных опорах (конструкциях) крепежная арма тура не заземляется, за исключением опор, на которых выполнено повторное или грозозащитное заземление нулевого провода.

Приемка в эксплуатацию воздушных линий с самонесущими изолированными проводами

Приемка воздушных линий с изолированными проводами в эксплуатацию производится в соответствии с требованиями правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов распределительных сетей напряжением 0,38—20 кВ. Каждая воздушная линия с изолированными проводами, вводимая в эксплуатацию, должна быть подвергнута приемосдаточным испытаниями в соответствии с требованиями ПУЭ.

В объем испытаний входят:

1. Выборочная (2—15 % общего количества) проверка качества контактной и соединительной арматуры на соединениях и ответвлениях фазных проводов и проводов уличного освещения ВЛИ. Проверку качества всех соединений несущей жилы СИП следует производить путем внешнего осмотра и измерения электрического сопротивления контакта.

Спрессованные соединения нулевой несущей жилы СИП бракуются в тех случаях, если: геометрические размеры (длина и диаметр опрессованной части) не соответствуют требованиям инструкции по монтажу соединительных зажимов; кривизна спрессованного зажима превышает 3 % его длины; на поверхности соединительного зажима имеются трещины и следы механических повреждений. Если электрическое сопротивление на участке соединения более чем на 20 % отличается от сопротивления на це лом участке жилы той же длины, контакт также бракуется.

2. Контроль маркировки жил в соединительных и ответвительных зажимах.

3. Измерение сопротивления изоляции жил самонесущего изолированного провода. Проводится мегомметром на 1000 В между фазными проводами, фазными проводами и проводами уличного освещения, нулевым проводом и всеми проводами. Величина сопротивления должна быть не менее 0,5 МОм.

4. Испытание изоляции линии повышенным напряжением. Проводится мегомметром на 2500 В в объеме, указанном выше п. 3, при этом величина сопротивления изоляции не нормируется. ВЛИ считается выдержавшей испытания, если не произошло пробоя изоляции. После проведения испытаний для снятия за рядного тока все провода ВЛИ должны кратковременно заземляться.

5. Проверка заземляющих устройств включает:

— осмотр элементов заземляющих устройств в доступных пределах, при этом обращают внимание на сечение проводников, качество сварки и болтовых соединений; контроль наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами; измерение сопротивлений заземлителей;

— измерение общего сопротивления всех заземлителей нулевого рабочего провода ВЛИ; измерение тока однофазного короткого замыкания на нулевой провод или полного сопротивления петли «фаза -нуль» с последующим вычислением тока однофазного замыкания.

6. Проверка стрел провеса самонесущего изолированного провода (СИП) и габаритов. Если при приемке ВЛИ в эксплуатацию будет установлено нарушение требований при ее строительстве и монтаже, указанных в пп. 5 и 6, то данная линия не должна приниматься в эксплуатацию.

Перечень документации, представляемой при приемке воздушных линий с самонесущими изолированными проводами

В перечень документации, представляемой при приемке ВЛИ в эксплуатацию и передаваемой заказчику подрядной организацией, входят: проект линии, скорректированный и согласованный с заказчиком (исполнительная схема сети); исполнительный чертеж трассы, выполненный в масштабе 1:500; материалы по согласованию трассы ВЛИ; протокол заводских испытаний (сертификат) на СИП; акты о состоянии СИП на барабанах; сертификаты на линейную арматуру и опоры; акты освидетельствования скрытых работ; протокол измерений сопротивления изоляции; уставки защиты, протоколы наладки коммутационных и защитных аппаратов линии (автоматических выключателей, предохранителей, реле нулевой зашиты и др.); протокол замеров токов однофазного короткого замыкания в конце линии или сопротивления петли «фаза -» нуль» с указанием токов короткого замыкания; протокол испытаний заземляющих устройств; акты приемки переходов и пересечений.

Организация эксплуатации воздушных линий с изолированными самонесущими проводами

Организация эксплуатации воздушных линий с изолированными проводами 0,38 кВ производится аналогично традиционным ВЛ 0,38 кВ с неизолированными проводами с учетом конструктивных особенностей ВЛИ. Для оценки состояния ВЛИ в процессе эксплуатации, а также с целью обес печения их работоспособности персоналом проводятся периодические осмотры, испытания и ремонт в соответствии с действующими ПТЭ.

Осмотры трасс ВЛИ монтерами должны производиться по утвержденному графику не реже одного раза в год. Инженерно-технический персонал проводит ежегодные выборочные осмотры линий или участков, а также всех линий, подлежащих капитальному ремонту в текущем году.

Персонал, проводящий осмотр трасс ВЛИ, обязан: осмотреть всю трассу ВЛИ; осмотреть с земли состояние СИП по всей трассе; осмотреть места пересечения ВЛИ с линиями электропередачи, связи и другими инженерными сооружениями, при необходимости определить соответствие габаритов до ВЛИ; определить соответствие габаритов ВЛИ до земли и стрел провеса СИП проектным величинам в местах, вызывающих сомнения; визуально определить состояние стоек опор; выявить наличие деревьев на трассе, падение которых может привести к механическому повреждению СИП; осмотреть с земли состояние крепления не сущей жилы СИП в натяжных зажимах на опорах анкерного типа и в поддерживающих зажимах на промежуточных опорах; осмотреть с земли состояние арматуры на ответвлениях к вводам в здания; проверить соединение нижнего заземляющего выпуска стойки с заземлителем при их надземном соединении. Верховые осмотры с выборочной проверкой проводятся при необходимости. Анализ полученных при осмотре данных проводится персоналом путем сравнения с нормативными параметрами и результатами предыдущих осмотров, при этом определяется степень опасности дефектов и намечаются сроки их устранения.

Периодичность испытаний ВЛИ

ВЛИ должны испытываться перед вводом в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации. Устанавливается периодичность испытаний в процессе эксплуатации: первое — — через год после включения линий в работу; последующие — — при необходимости (после ремонта, реконструкции, подключения новых нагрузок и т.п.); отдельные виды испытаний —с указанной ниже периодичностью.

Профилактические испытания изоляции ВЛИ мегомметром на напряжении 2500 В выполняются при необходимости, но не реже 1 раза в 6 лет. Испытания проводятся после отсоединения (отключения) от линии всех потребителей. Испытания изоляции жил СИП, изоляции их соединений и ответвлений от них выполняются при необходимости, но не реже 1 раза в 6 лет. Измерение общего сопротивления всех заземлителей нулевого провода, а также отдельных заземлителей у опор, имеющих наружные спуски с доступными с земли болтовыми соединениями, проводятся не реже 1 раза в 6 лет. Измерения должны выполняться в периоды наибольшего высыхания грунта.

Выборочный контроль состояния заземлителей с их раскоп кой производится выборочно на 2 % железобетонных опор в местах возможного их повреждения, в агрессивных грунтах, в населенной местности с замером сопротивления не реже 1 раза в 12 лет. Визуальный контроль наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами проводится ежегодно при осмотрах воздушных линий с изолированными проводами. Измерение тока однофазного короткого замыкания на нулевой провод проводится при изменении длины или сечения проводов ВЛИ (или ее участков), но не реже 1 раза в 12 лет. Результаты испытаний оформляются протоколом и заносятся в пас порт линии.

Поиск повреждений на воздушных линиях с изолированными проводами

Работы по поиску повреждения изоляции самонесущего изолированного провода (СИП) осуществляются для определения жил с поврежденной изоляцией и места повреждения.

Смотрите так же:  Электрические схемы апс

Определение поврежденных жил производится путем испытания изоляции каждой токоведущей жилы относительно нулевого провода и между токоведущими жилами. Испытания проводятся мегомметром на 2,5 кВ после отсоединения (отключения) от линии всех потребителей.

Методы определения мест повреждения на ВЛИ 0,38 такие же, как и для кабельных линий. Для определения зоны повреждения применяют импульсный метод, а места повреждения — индукционный и акустический методы. После проведения испытаний СИП все провода должны кратковременно заземляться для снятия зарядного тока.

Ремонт воздушных линий с изолированными проводами

Для поддержания линии в технически исправном состоянии проводятся текущие и капитальные ремонты. Ремонт ВЛИ дол жен производиться по утвержденному графику, составленному с учетом результатов осмотров и испытаний. Периодичность капитальных ремонтов для ВЛИ на железобетонных опорах — 1 раз в 10 лет, на деревянных опорах — 1 раз в 5 лет. Объем ремонта определяется на основании выявленных при осмотрах и испытаниях ВЛИ дефектов.

В объем капитального ремонта при необходимости включаются: замена и ремонт опор; замена деталей опор; выправка опор; установка приставок к существующим опорам; замена СИП; регулировка стрел провеса проводов; замена вводов к потребителям; ремонт уличного освещения и другие виды работ. Ремонт заземляющих устройств и заземляющих спусков выполняется безотлагательно.

При обрыве СИП в результате падения дерева, наезда транспорта и других причин ремонт должен производиться путем монтажа ремонтной вставки из СИП. При этом сечение жил ремонтной вставки должно быть не меньше сечения поврежденных жил.

Ремонтная вставка монтируется следующим образом. Нулевая несущая жила самонесущего изолированного провода соединяется с помощью овальных соединителей марки СО АС, которые монтируются методом опрессования. Фазные и фонарная жилы соединяются с помощью соединительных или ответвительных зажимов, при этом они должны разноситься по длине СИП.

Глава 2. Общие рекомендации по проектированию ВЛИ до 1 кВ

2.1. ВЛ 0,4 кВ переменного трехфазного тока с глухим заземлением нейтрали должна проектироваться как воздушная линия электропередачи с самонесущими изолированными проводами.

2.2. Конструктивное исполнение ВЛИ определяет Заказчик совместно с проектной организацией, что должно быть отражено в задании на проектирование и технических условиях.

2.3. Нормативный срок службы ВЛ, расчетный период массовых отказов (аварий) ВЛ и количественная оценка надежности при проектировании должна выполняться в соответствии с п.5.1.3 Норм технического проектирования.

При проектировании ВЛ с совместной подвеской на опорах линий электропередачи 0,4 кВ и линий проводного вещания напряжением до 360 В следует руководствоваться ПУЭ, «Правилами использования ВЛ электропередачи 0,4 кВ для подвески проводов проводного вещания до 360 В» и Нормами технологического проектирования.

2.4. На ВЛ должны быть выполнены заземляющие устройства, предназначенные для повторного заземления нулевой жилы (несущей нулевой жилы ВЛИ), защиты от атмосферных перенапряжений, заземления электрооборудования, установленного на опорах ВЛ, заземления разрядников и ОПН. Защита от перенапряжений и заземление ВЛ должны выполняться согласно гл. 2.4 ПУЭ и ПУ ВЛИ до 1 кВ.

2.5. ВЛИ выполняются трехфазным проводом одного сечения по всей длине линии. При этом сечение магистральных проводов должно быть не менее 50 мм2. При проектировании электроснабжения одного или группы приемников небольшой мощности, допускается сечение провода выбирать по электрическим нагрузкам конкретного объекта и с учетом минимальных сечений, приведенных в гл. 2.4 ПУЭ.

2.6. Выбор СИП должен быть проверен:

  • на допустимые длительные токовые нагрузки по условию нагрева в нормальном и послеаварийном режиме (значения токов следует принимать по нормативно-технической документации конкретного исполнения СИП);
  • термическую стойкость СИП при токах КЗ;
  • допустимые отклонения напряжения у потребителей;
  • обеспечение надежного срабатывания плавких предохранителей или автоматических выключателей при однофазных и межфазных КЗ и перегрузках;
  • пуск асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором.

2.7. Проектирование наружного освещения следует выполнять согласно гл. 6.1, 6.3, 6.5 ПУЭ и СН 541-82. (См. Раздел «Уличное освещение»).

2.8. На ВЛИ допускается применение деревянных и железобетонных опор. Применяемые опоры должны соответствовать требованиям гл. 2.4 ПУЭ. Расчетный изгибающий момент опор на уровне земли должен быть не менее 30 кНм. На всех типах опор должна быть предусмотрена возможность подвески не менее 2-х цепей ВЛ, подвески проводов (кабелей) линий связи (ЛС), волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) и линий проводного вещания.

2.9. Арматура для подвески провода должна соответствовать ГОСТ или техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Защита линейной арматуры от коррозии должна осуществляться по техническим требованиям ГОСТ Р51177-98 «Арматура линейная, общие технические условия». В местах, где наблюдается разрушение арматуры ВЛИ от коррозии, следует применять арматуру в стойком от коррозии исполнении.

2.10.Проектирование ВЛИ 0,4 кВ выполняется в соответствии с заданием на проектирование, выдаваемым Заказчиком на разработку проектной документации, а также с техническими условиями на присоединение к электрическим сетям 380/220 В. В задании на проектирование должно быть указано:

  • основание для проектирования;
  • район строительства;
  • вид строительства (новое строительство, взамен ВЛ, пришедших в негодность);
  • ориентировочная протяженность ВЛИ;
  • стадийность проектирования; срок выполнения проекта;
  • срок начала строительства;
  • наименование проектной и строительной организации;
  • наименование Заказчика проекта; дополнительные требования (материал опор);
  • типы опор;
  • типы светильников уличного освещения;
  • необходимость подвески (переноса) проводов радиотрансляционной линии сети проводного вещания на опорах ВЛ.

2.11. К заданию на проектирование прилагаются:

  • технические условия на присоединение к 380/220 В;
  • акт оценки технического состояния ВЛ;
  • акт списания с баланса ВЛ, пришедших в негодность;
  • картографические материалы (планы населенного пункта с нанесением на них всех надземных и подземных коммуникаций и сооружений в масштабе 1:2000, 1:1000 или 1:500);
  • данные об уровне потребления электроэнергии на коммунально-бытовые нужды из расчета на одноквартирный жилой дом (по данным
  • сбытовой организации); данные предприятия Минсвязи России о техническом состоянии линий проводного вещания, о необходимости и условиях подвески цепей ПВ на опорах ВЛИ;
  • чертежи существующих построек различного назначения с указанием параметров установленного в них технологического оборудования и режима его работы.
  • 2.12. В состав проектных материалов должны входить пояснительная записка, чертежи и сметная документация; материалы изысканий и энергетического обследования потребителей электроэнергии. Пояснительная записка должна содержать:
  • показатели проекта на строительство линии ВЛИ до 1 кВ;
  • спецификации на материалы и оборудование;
  • ведомости объемов строительно-монтажных работ;
  • исходные материалы для проектирования (задание на проектирование, акт технического состоянии существующих ВЛ, условия подвески сети ПВ на опорах ВЛИ и др.). В целях сокращения объема проектной документации и сокращения сроков ее оформления в проекте следует приводить только те материалы, которые необходимы для выполнения строительно-монтажных работ по сооружению линий. Все расчетные и обосновывающие материалы хранятся в архивном экземпляре проекта.

2.13. К проекту должны прилагаться чертежи:

  • план электрических сетей 380/220 В по населенному пункту;
  • план трассы проектируемой линии;
  • чертежи (схемы) пересечений проектируемой линии электропередачи 0,4 кВ инженерными коммуникациями и сооружениями.

2.14. В пояснительной записке приводится основания для разработки проекта:

  • спецификации на материалы и оборудование;
  • основные технические показатели проекта, в которых указывается количество электрифицируемых построек, в т. ч. число жилых домов в одноквартирном исчислении, протяженность ВЛИ 0,4 кВ;
  • расход основных материалов, проводов, кабельных изделий и арматуры, изделий на переустройство сетей ПВ и ЛС.

Все необходимые данные для выполнения строительно-монтажных работ приводятся в сметах, в пояснительной записке, на плане трассы проектируемой ВЛИ, в спецификациях и ведомостях объемов работ.

2.15.ВЛИ и ПВ следует прокладывать, как правило, по двум сторонам улиц. Допускается их прокладка по одной стороне улицы с учетом исключения помех движению транспорта и пешеходов, а также удобства выполнения ответвлений от магистрали ВЛИ к вводам в здания и сокращения числа пересечений ВЛИ с инженерными сооружениями.

2.16.Длина пролета ответвления от магистрали ВЛИ к вводам в здания должна определяться расчетом в зависимости от прочности опоры, на которой выполняется ответвление; габаритов подвески проводов ответвления на опоре и на вводе, количества и сечения жил СИП ответвления, а также РКУ (гололедно-ветровых нагрузок) района, в котором осуществляется строительство ВЛИ.

2.17.При проектировании ВЛИ 0,4 кВ с совместной подвеской на общих опорах с линией проводного вещания напряжением до 380 В следует руководствоваться ПУ ВЛИ до 1 кВ и ПУЭ. Для линий ПВ при совместной подвеске на общих опорах с ВЛИ рекомендуется, как правило, применять изолированные радиотрансляционные провода марки ПРСП.

2.18.На участках параллельного следования ВЛИ 0,4 кВ с ВЛ 10 кВ следует рассматривать целесообразность применения общих опор для совместной подвески на них проводов этих линий.

2.19.В процессе проектирования ВЛИ должны быть выполнены расчеты:

  • существующих и перспективных электрических нагрузок для выбора конфигурации линии 0,4 кВ и схемы электроснабжения потребителей;
  • сечения СИП, числа цепей, обеспечивающих пропускную способность сети в соответствии с нормами качества электроэнергии; потерь напряжения и допустимых отклонений напряжения у потребителей (для уличного освещения — у ламп наиболее удаленных светильников);
  • длительных электрических перегрузок по условиям нагрева в номинальном и аварийном режимах;
  • условий срабатывания зашиты (предохранителей или автоматических выключателей) при ОЗЗ и межфазных КЗ;
  • по условиям пуска асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором;
  • на термическую устойчивость изоляции СИП при защите плавкими предохранителями и автоматическими выключателями от токов КЗ;
  • выбор схем электрических соединений трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ;
  • для выбора средств автоматизации электрических защит;
  • выбор средств защиты от грозовых перенапряжений;
  • расчет заземляющих устройств.

2.20.В процессе проектирования должны быть выполнены механические расчеты:

  • тяжения несущей нулевой жилы провода СИП ВЛИ;
  • стрел провеса ВЛИ;
  • габаритов ВЛИ на пересечениях с инженерными коммуникациями и естественными препятствиями, а также выбор и/или расчет закрепления опор ВЛИ в грунтах.

2.21.Кабельные вставки во ВЛИ следует выполнять в соответствии с требованиями ПУЭ и ПУ ВЛИ до 1 кВ. Кабельные вставки рекомендуется выполнять двумя силовыми кабелями с алюминиевыми жилами согласно требованиям инструкции «Об использовании кабелей с пластмассовой изоляцией на напряжение до 1 кВ». Проводимость алюминиевой оболочки должна быть не менее 50 % проводимости фазных жил кабелей. Использование свинцовой оболочки кабелей в качестве нулевого проводника не допускается. Марка кабеля выбирается в соответствии с «Едиными техническими указаниями по выбору и применению электрических кабелей». Концы кабелей следует заделывать в соответствии с «Технической документацией на муфты для силовых кабелей с бумажной и пластмассовой изоляцией до 35 кВ». Кабельные вставки по их концам, на отходящие от ТП 10/0,4 кВ кабельные линии с одного конца при переходе их во ВЛИ должны быть защищены от грозовых перенапряжений вентильными разрядниками, присоединяемыми к проводам ВЛИ. Вентильные разрядники и ОПН следует устанавливать в случаях, указанных в ПУЭ и ПУ ВЛИ до 1 кВ.

2.22.Заземление вентильных разрядников или ОПН должно осуществляться путем их присоединения отдельным самостоятельным заземляющим спуском (независимо от материала опор ВЛИ) к заземлителю (контуру заземления).

2.23.Проводимость нулевой несущей жилы СИП, питающей преимущественно (более 50% по мощности) однофазные приемники, а также приемники I и II категории должна быть не менее проводимости жилы фазного провода. Проводимость нулевой жилы СИП ВЛИ должна быть больше проводимости токопроводящих жил, если это требуется для обеспечения допустимых отклонений напряжения у ламп уличного освещения, а также при невозможности обеспечения другими средствами необходимой селективности срабатывания защиты ВЛИ от ОЗЗ и КЗ.

Смотрите так же:  Как поменять люстру провода

2.24.При выборе конструкций опор анкерного типа (сложных опор) рекомендуется применять одностоечные конструкции опор. Для железобетонных опор ВЛИ должны использоваться, как правило, железобетонные стойки с несущей способностью не менее 20 кН м для промежуточных опор и 50 кН м для опор анкерного типа.

2.25.Для соблюдения нормируемых ПУЭ и ПУ ВЛИ до 1 кВ расстояний от СИП ответвлений от магистрали ВЛИ к вводам в существующие жилые здания до проезжей части улиц, тротуаров, пешеходных дорожек и поверхности земли, а также от проводов ввода до поверхности земли необходимо предусматривать специальные конструкции.

Ваша корзина пуста

Вы пока не добавили ни одной товарной позиции

Заземление нулевой жилы сип

Главное меню

Последние новости

Самые читаемые


Монтаж воздушной линии (ВЛ) с самонесущими изолированными проводами (СИП)
выполняется строго в соответствии с проектом, специально разработанным для данной конкретной воздушной линии и с учетом «Правил устройства воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами», разработанными в ОАО «РОСЭП» и ОАО «Фирма «ОРГРЭС» и утвержденными РАО «ЕЭС России».

В целом для типового участка ВЛ с СИП можно выделить следующие этапы выполнения монтажных работ:

  1. Установка опор
  2. Монтаж крепежных устройств
  3. Размотка СИП
  4. Натяжение ВЛИ и ее анкерные закрепления
  5. Замена роликов на промежуточные зажимы
  6. Обустройство линейных ответвлений от магистрали
  7. Защита ВЛИ от перенапряжений. Заземление
  8. Защита ВЛИ от коротких замыканий
  9. Обустройство уличных светильников
  10. Обустройство трансформаторных вводов
  11. Применение изолированных соединителей

Воздушные линии электропередачи напряжением 0,4 кВ с изолированными проводами (ВЛИ 0,4 кВ), выполненные с применением самонесущих изолированных проводов (СИП) относятся к электроустановкам напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью.

Надежность работы ВЛИ по сравнению с ВЛ повышается за счет отсутствия стеклянной линейной изоляции, а также последствий климатических воздействий: исключены схлестывания проводов, как под непосредственным влиянием ветра и гололеда, так и вследствие касания веток деревьев; практически исключены обрывы проводов благодаря применению изолированных про водов повышенной механической прочности; отсутствуют отключения из-за набросов различных предметов на провода.

Эксплуатация ВЛИ 0,4 кВ во многом упрощается и удешевляется благодаря конструктивному ее исполнению. Существенно повышается электробезопасность как обслуживающего персонала, так и населения вследствие отсутствия открытых токоведуших частей. Облегчается возможность выполнения работ (в том числе подключения новых потребителей) на ВЛИ 0,4 кВ без снятия напряжения с минимальным использованием специальных защитных приспособлений. При строительстве ВЛИ, а также замене проводов на изолированные на существующих линиях необходимо предусматривать выполнение вводов в помещения изолированными проводами. При этом работы по замене вводов включаются в проектно-сметную документацию.

По конструкции самонесущие изолированные провода (СИП) относятся к изолированным незащищенным проводам. СИП состоят из несущей неизолированной или изолированной жилы, используемой в качестве нулевого про вода, и нескольких навитых на него изолированных жил — фаз ных и уличного освещения. На участках совместной подвески нескольких ВЛИ на СИП вблизи опоры закрепляются бирки с указанием диспетчерского номера линии. Бирки и надписи на них должны быть устойчивы к атмосферным воздействиям. Для определения фаз при подключении к линии потребителей провода СИП должны иметь по всей длине (шаг 0,5 м) заводскую маркировку фазных проводов и проводов уличного освещения. Запрещается проводить монтаж проводов на воздушных линий с изолированными проводами при температуре воздуха ниже -10 °С.

Нагрузочная способность воздушных линий напряжением 0,4 кВ с изолированными проводами (СИП)

Длительно допустимая температура нагрева токопроводящих жил током не должна превышать 70 °С для проводов, изолированных термопластичным полиэтиленом, и 90 °С для проводов, изолированных сшитым полиэтиленом.

Длительно допустимые токовые нагрузки на провода зависят от их сечения, температуры окружающей среды и интенсивности солнечной радиации.

Кратковременно допустимая температура жил при коротких замыканиях не должна превышать 130 °С для проводов с изоляцией из термопластичного и 250 °С — с изоляцией из сшитого полиэтилена. При неравномерной нагрузке фаз линии проверка на длительно допустимые токи производится для наиболее загруженной фазы.

Замер нагрузок на ВЛИ должен производиться ежегодно при максимуме нагрузок по графику, утверждаемому главным инженером РЭС. Величина длительно допустимой нагрузки на линию и результаты измерений должны храниться в паспорте ВЛИ.

Заземление воздушных линий напряжением 0,4 кВ с изолированными проводами

Для обеспечения нормальной работы электроприемников нормируемого уровня электробезопасности и защиты от атмосферных перенапряжений на ВЛИ должны быть выполнены заземляющие устройства.

Грозозащитные заземления выполняются: на опорах через 120 м; на опорах с ответвлениями к вводам в помещения, в которых может быть сосредоточено большое количество людей (школы, ясли, больницы и др.) или представляющих большую хозяйственную ценность (животноводческие помещения, склады, мастерские и др.); на конечных опорах, имеющих ответвления к вводам; за 50 м от конца линии, как правило, на предпоследней опоре; на опорах в створе пересечения с воздушными линиями более высокого напряжения.

Повторные заземления нулевого провода для воздушных линий с изолированнми проводами выполняются как и для воздушных линий 0,38 кВ на деревянных и железобетонных опорах.

Сопротивление повторного заземлителя зависит от удельного сопротивления грунта р и от количества заземлителей на линии.

Общее сопротивление растеканию тока заземлителей линии (в том числе и естественных) в любое время года должно быть не более 10 Ом.

Заземляющие проводники для повторных и грозозащитных заземлений следует выполнять из круглой стали или проволоки диаметром не менее 6 мм. При применении неоцинкованных заземляющих проводников необходимо предусматривать меры по защите их от коррозии.

Корпуса светильников уличного освещения, ящиков, щит ков и шкафов, а также все металлоконструкции опор должны быть занулены. На железобетонных опорах для связи с заземлителем следует использовать арматуру стойки и подкоса (при на личии). На деревянных опорах (конструкциях) крепежная арма тура не заземляется, за исключением опор, на которых выполнено повторное или грозозащитное заземление нулевого провода.

Приемка в эксплуатацию воздушных линий с самонесущими изолированными проводами

Приемка воздушных линий с изолированными проводами в эксплуатацию производится в соответствии с требованиями правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов распределительных сетей напряжением 0,38—20 кВ. Каждая воздушная линия с изолированными проводами, вводимая в эксплуатацию, должна быть подвергнута приемосдаточным испытаниями в соответствии с требованиями ПУЭ.

В объем испытаний входят:

1. Выборочная (2—15 % общего количества) проверка качества контактной и соединительной арматуры на соединениях и ответвлениях фазных проводов и проводов уличного освещения ВЛИ. Проверку качества всех соединений несущей жилы СИП следует производить путем внешнего осмотра и измерения электрического сопротивления контакта. Спрессованные соединения нулевой несущей жилы СИП бракуются в тех случаях, если: геометрические размеры (длина и диаметр опрессованной части) не соответствуют требованиям инструкции по монтажу соединительных зажимов; кривизна спрессованного зажима превышает 3 % его длины; на поверхности со единительного зажима имеются трещины и следы механических повреждений. Если электрическое сопротивление на участке со единения более чем на 20 % отличается от сопротивления на це лом участке жилы той же длины, контакт также бракуется.

2. Контроль маркировки жил в соединительных и ответвительных зажимах.

3. Измерение сопротивления изоляции жил самонесущего изолированного провода. Проводится мегомметром на 1000 В между фазными проводами, фазными проводами и проводами уличного освещения, нулевым проводом и всеми проводами. Величина сопротивления должна быть не менее 0,5 МОм.

4. Испытание изоляции линии повышенным напряжением. Проводится мегомметром на 2500 В в объеме, указанном выше п. 3, при этом величина сопротивления изоляции не нормируется. ВЛИ считается выдержавшей испытания, если не произошло пробоя изоляции. После проведения испытаний для снятия за рядного тока все провода ВЛИ должны кратковременно заземляться.

5. Проверка заземляющих устройств включает: — осмотр элементов заземляющих устройств в доступных пределах, при этом обращают внимание на сечение проводников, качество сварки и болтовых соединений; контроль наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами; измерение сопротивлений заземлителей; — измерение общего сопротивления всех заземлителей нулевого рабочего провода ВЛИ; измерение тока однофазного короткого замыкания на нулевой провод или полного сопротивления петли «фаза -нуль» с последующим вычислением тока однофазного замыкания.

6. Проверка стрел провеса самонесущего изолированного провода (СИП) и габаритов. Если при приемке ВЛИ в эксплуатацию будет установлено нарушение требований при ее строительстве и монтаже, указанных в пп. 5 и 6, то данная линия не должна приниматься в эксплуатацию.

Перечень документации, представляемой при приемке воздушных линий с самонесущими изолированными проводами

В перечень документации, представляемой при приемке ВЛИ в эксплуатацию и передаваемой заказчику подрядной организацией, входят:

  • проект линии, скорректированный и согласованный с заказчиком (исполнительная схема сети);
  • исполнительный чертеж трассы, выполненный в масштабе 1:500;
  • материалы по согласованию трассы ВЛИ;
  • протокол заводских испытаний (сертификат) на СИП;
  • акты о состоянии СИП на барабанах;
  • сертификаты на линейную арматуру и опоры;
  • акты освидетельствования скрытых работ;
  • протокол измерений сопротивления изоляции;
  • уставки защиты, протоколы наладки коммутационных и защитных аппаратов линии (автоматических выключателей, предохранителей, реле нулевой зашиты и др.);
  • протокол замеров токов однофазного короткого замыкания в конце линии или сопротивления петли «фаза -» нуль» с указанием токов короткого замыкания;
  • протокол испытаний заземляющих устройств;
  • акты приемки переходов и пересечений.

Похожие статьи:

  • Заземление для шкафа цмо Комплект проводов заземления для шкафа ШРН, универсальный Используются для заземления установленного оборудования к корпусу шкафа/стойки, а также для организации общего контура заземления. Включает набор проводов и фиксирующих гаек:1. […]
  • Полярник пусковые провода Полярник 600А 6.0м 231-017 Тип: пусковые провода (резина, в сумке) Сила тока: 600 А Длина: 6.0 м Страна производства из предпоследней поставки была: Россия Гарантия: проверка при покупке Дополнительно: […]
  • Датчик давления во впускном коллекторе-g71 обрыв цепи Ошибка g71 Ауди А4 Б5 Audi A4 I (B5) 1994 — 2001 Датчик давления во впускном коллекторе g71, 31-00 — обрыв или короткое замыкание на массу. Ошибка датчика G71 не сбрасывается. Прозвонил проводку от фишки датчика до блока управления, все […]
  • Размеры провода апб ту Размеры провода апб ту Провода марок ПБ, АПБ применяются для изготовления обмоток электрических машин, аппаратов, трансформаторов. Провода в пропитанном состоянии предназначены для эксплуатации при температуре до 105*С. Нижнее значение […]
  • Провода пва технические характеристики Провод ПВА, ПГВА Провода автотракторные с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией предназначены для соединения автотракторного электрооборудования и приборов с номинальным напряжением до 48 В, изготавливаются для автомобилей, […]
  • Мегаомметр е6-24 методика измерения сопротивления изоляции Мегаомметр е6-24 методика измерения сопротивления изоляции Е6-24 в продаже В нашем магазине вы можете посмотреть описание и характеристики, а также купить Е6-24 и узнать цену через Приборы-Спб в Санкт-Петербурге. Мегаомметр Е6-24 , […]