Заземление подкрановых путей козлового крана

Заземление подкрановых путей козлового крана

От правильно выбранной конструкции подкрановых путей в значительной степени зависят общие расходы по эксплуатации кранов, а от правильной укладки и содержания путей — их безаварийная работа.

Рельсовый подкрановый путь состоит из нижнего и верхнего строений. Нижнее строение включает подготовленное (спланированное и уплотненное) земляное полотно, а также устройство водоотвода. В состав верхнего строения входят балластная призма, шпалы, рельсы и рельсовые скрепления. Балластная призма может быть песчаная или щебеночная, причем песчаная допускается лишь для кранов грузоподъемностью до 5 т. Толщина слоя песчаного балласта должна быть не менее 300 мм, щебеночно-гравийного для кранов грузоподъемностью до 5 т—250 мм, для остальных 400 мм. Концы шпал должны быть перекрыты балластом не менее чем на 200 мм.

Работы по устройству подкрановых путей включают подготовку земляного полотна, укладку балластного слоя и шпал,, укладку подкранового пути и его заземление, устройство инвентарных тупиков и отводных линеек для концевых выключателей механизма передвижения крана, обкатку рельсового пути, нивелировку, подбивку и рихтовку пути. Подготовленная площадка — земляное полотно,—должна иметь продольный уклон не более 0,5%, а поперечный уклон в сторону водостока до 1%. Уклон боковых сторон балластной призмы из песка и гранулированного шлака должен быть 1:2 — 1:3; из щебня и гравия — 1:1,5.

Рекомендуемое расстояние между шпалами 500 — 700 мм в зависимости от величины давления на ходовые колеса крана. Тип рельсов для подкрановых путей принимается в зависимости от давления на ходовое колесо крана: при равнодействующей давления до 22 тс — Р43(ГОСТ 7173-54); от 23 до 25 тс-Р50 (ГОСТ 7174-65); от 26 до 37 тс — Р65 (ГОСТ 8161—63).

На рельсах должны быть устроены четыре тупиковых упора на расстоянии не менее 1500 мм от концов рельсов, а также выключающие линейки для концевых выключателей. Линейки должны устанавливаться так, чтобы расстояние от буферной части крана до тупиковых упоров при срабатывании концевых выключателей было не менее 1500 мм.

Недостатки подкрановых путей на деревянных шпалах: – значительная трудоемкость и продолжительность устройства и разборки (на изготовление одного звена подкранового пути затрачивается до 80 чел-ч); – большой расход балласта, который в условиях строительной площадки, как правило, не используется повторно; – малый срок службы деревянных шпал (до 2-х лет); – высокая стоимость эксплуатации.

Инвентарные железобетонные звенья подкранового пути имеют железобетонные шпалы переменного сечения из бетона марки 400 длиной 1300 мм. Они соединяются между собой рельсом длиной 6250 мм и продольными стальными стержнями, проходящими в отверстия концов шпал. После установки распорок между шпалами стержни натягивают до усилия 700 — 800 кгс в каждом. Применение таких инвентарных подкрановых путей, несмотря на их более высокую первоначальную стоимость, позволяет получить значительный экономический эффект за счет сокращения расхода балласта, упрощения монтажа и демонтажа, снижения стоимости эксплуатации по сравнению с путями на деревянных шпалах (на 30 — 40%).

Устройство подкрановых путей и особенности их эксплуатации

Подкрановые пути под кран нужны для того, чтобы грузоподъемные краны могли передвигаться по промышленной или строительной площадке. От того, насколько правильно проложены рельсы, зависит срок службы, а также безаварийная работа крана.

Все пути для кранов можно разделить на следующие группы:

Надземные необходимы для эксплуатации мостовых кранов, перемещения кран-балок и других грузоподъемных конструкций спецназначения, которые эксплуатируются на внешних эстакадах или в цехах промышленных предприятий. Для монтажа таких путей используются подкрановые балки, их производят из железобетона или стали. В процессе строительства их прикрепляют к консолям несущих опор.

Пути надземного вида можно разделить на следующие разновидности:

К первым кран подвешивают, а во втором случае он на них опирается. Если предприятие только начинает свою работу, то в новых цехах оно может устанавливать конструкции любого типа. Но при реконструкции старых зданий нужно учитывать, что не все они могут выдержать нагрузку, которую будут оказывать на них подвесные системы. В этом случае нужно разработать проект, сделать расчеты.

Предприятие может выбрать устройство наземных путей. Их прокладывают как по улице, так и внутри помещений. Они предназначены для передвижения козловых кранов, консольных грузоподъемных механизмов и полукозловых устройств. Такие пути предназначены и для перемещения напольных тележек.

К строительству предъявляются жесткие требования.

Если организация приобрела кран небольшой грузоподъемности, под него достаточно сделать шпально-балластное основание. Например, так делают пути под легкий козловой кран. Для перемещения тяжелой грузоподъемной техники, например мостового устройства, под пути делают фундамент. Затем на него укладывают железобетонную основу, используют при монтаже балки.

Устройство

Бесперебойная работа крана зависит от того, насколько правильно было выполнено устройство подкрановых путей. Полотно, по которому будут проложены рельсы, можно укладывать только после завершения земляных работ на строительной площадке.

Если необходимо сделать пути под открытым небом, сначала нужно проложить водопровод, провести канализацию, закончить подключение к газовой магистрали. Необходимо обратить внимание на то, что от площадки, по которой будут проходить рельсы, должны быть отведены ливневые воды.

После этого следует обратиться в организацию, сотрудники которой подготовят проект. Специалистами должна быть рассчитана длина подкрановых путей и их ширина. Затем можно приступать к его реализации.

На каждом этапе строительства следует жестко контролировать качество работы. Например, если строительство происходит в зимний период, в пазухах должен оставаться лед или снег. Необходимо следить за тем, чтобы был использован только талый грунт. Его, как и слой гравия, который используется для формирования насыпи, необходимо хорошо утрамбовать. Это позволит в дальнейшем избежать промоин, трещин и просадок. Необходимо помнить, что такие дефекты могут привести к падению крана.

Основание под кран грузоподъемностью до 80 тонн должно быть прочным. Под него можно насыпать грунтовую подушку, сверху сделать насыпь из песка. Она дешевле щебеночной, но срок ее эксплуатации не превышает 1 года.

Предприятия часто используют в производстве краны, грузоподъемность которых превышает 80 тонн. Пути под них сооружают в соответствии со следующими требованиями:

  1. Балласт делают из щебня, размер фракций которого составляет 2-7 см.
  2. Шпалы укладывают на балластный слой. Расстояние между ними должно составлять 25-45 см.

Для изготовления шпал используются сосна. Это прочный материал, но все изделия должны быть дополнительно обработаны. Их ошкуривают и покрывают антисептиком. Под краны большой грузоподъемности укладывают не деревянные шпалы, а железобетонные. Для того чтобы уложить на подушку, их берут клещами или передвигают тросовыми петлями.

Укладывая рельсы, нужно следить за расстоянием между ними. Оно должно быть одинаковым. Разрешен допуск в одну или в другую сторону, но не более 5 мм. Направляющие укладывают таким образом, чтобы они проходили параллельно центральной оси путей. Сначала к шпалам пришивают первую нитку рельсов, после этого переходят ко второй. Монтаж осуществляется по шаблонам.

Необходимо следить за тем, чтобы рельсы были уложены строго параллельно друг другу, ведь отклонения вызовут перегрузку механизма, который отвечает за движение крана. Ходовая будет изнашиваться быстрее, кран потребует ремонта. При сильном износе возможна авария, тогда грузоподъемный механизм может полностью выйти из строя.

Выполняя монтаж, необходимо следить за тем, чтобы рельсы не изгибались «змейкой». Такое расположение приводит к возникновению качки при движении крана. Забивая костыли, нужно обращать внимание на то, чтобы они не только удерживали рельсы на месте, но и прижимали их к основанию.

При большой нагрузке и поперечном перемещении шпалы могут расколоться. Чтобы этого не произошло, не следует забивать костыли на одной прямой. Для стыковки рельсов используют накладки, их притягивают болтами.

При монтаже путей нужно обращать внимание на горизонтальность, ее проверяют нивелиром. Если его нет, прибор можно заменить уровнем. Когда работы будут закончены, пути необходимо обкатать. Это делают путем перемещения башенных кранов, их прокатывают туда-сюда по путям. После завершения обкатки просевшие шпалы подбивают.

После завершения работ на концах путей устанавливают упоры. Они нужны для того, чтобы ограничить передвижение крана. При движении он должен останавливаться не ближе 1 метра от тупика.

Если необходимо выполнить монтаж подкрановых путей под открытым небом, следует начать с обращения в организацию, которая имеет лицензию, выданную Ростехнадзором. Перейдя на портал федеральной службы, можно проверить, имеет ли фирма разрешение.

Сначала специалистами разрабатывается схема монтажа, после этого приступают к работам на площадке. С нее снимают плодородный слой земли, доходя до слоя глины. После этого делают водоотвод, отсыпают подушку. Сверху насыпают слой щебня. Технология монтажа должна строго соблюдаться, тогда пути под кран прослужат долго.

Важно правильно выполнить расчет фундамента под кран. Выполняя работу, нужно ориентироваться на стандарт ГОСТ. При создании подвесных путей важно учесть размеры балки, на которой будет зафиксирован рельс. Они зависят от того, какие грузы нужно переносить. Чаще всего используются двутавровые балки из металла. Ширина их полки должна быть не менее 20 см, высота балок — от 60 см и более.

Разрабатывая проект, нужно ориентироваться на то, какие технические характеристики имеют грузоподъемные машины. Предприятия могут использовать узкоколейные рельсы, например Р-24, а также специзделия, предназначенные для перемещения крановых механизмов. Это модель железнодорожных рельс КР-70.

Если организация приобрела кран небольшой грузоподъемности, то рельсы можно сделать из металлопроката. Для этого используют изделия квадратного сечения 5×5 см или 6×6 см.

Следует правильно выполнять крепление крановых рельсов к подкрановым балам. Квадратные рельсы приваривают, фиксируя к подкрановой балке. Если приобретены рельсы Р-24, их тоже можно приварить, но для этого должны быть использованы крепежи. К-70 можно монтировать только при помощи болтовых соединений. Этот способ потребует больших финансовых затрат, но длительный срок службы путей беспечен.

Занимаясь монтажными работами, необходимо ориентироваться на ГОСТ 4121-96. Следует учитывать нормативы Р 53866-2010. В этих документах перечислены основные требования, которые предъявляют к рельсам.

Обслуживание

После нескольких лет эксплуатации характеристики путей могут отклониться от нормы. Необходимо учитывать, что дефекты оказывают влияние на работоспособность крана, ведь они усиливают износ элементов. В результате возникает вероятность аварии.

Для того чтобы предупредить негативное развитие ситуации, выполняют техническое обслуживание. Специалисты проверяют качество болтовых соединений, особое внимание уделяется состоянию тупиковых упоров. В ходе работ проверяют болтовые соединения.

Осмотру подвергают рельсы. Их отклонение не должно превышать то, которое указано в документах по эксплуатации. После завершения осмотра специалисты включают рекомендации по обслуживанию в отчет.

Смотрите так же:  Провода для прикуривания автомобиля длина

Ремонтные работы выполняют при повреждении рельсов или их износе. Обнаружить неполадки можно, проведя комплексное обследование. При необходимости рабочими может быть сделана рихтовка подкрановых путей, ее осуществляют по высоте, а также по осям.

Специалисты меняют детали, которые подверглись большему износу, регулируют стыки. Если есть необходимость, проводится реставрация земляного полотна, осуществляется замена электрического оборудования, выполняется нивелировка подкрановых путей.

Если вышла из строя электрика, сотрудники организации, имеющей лицензию Ростехнадзора, сделают заземление подкрановых конструкций.

Комплекс работ может быть расширен, ведь после диагностики может оказаться, что рельсы не в допуске. В этом случае их необходимо заменить. Сначала разрабатывают новый проект, а затем начинается процедура, которая аналогична первичному монтажу. Неполадки поможет выявить съемка подкрановых путей.

Правильно сделанные рельсы прослужат не менее 25 лет, но в некоторых случаях возможен более ранний демонтаж из-за возникновения форс-мажорных ситуаций. Например, это может произойти при размыве насыпи из-за паводка. Рельсы могут быть деформированы в результате падения крана или груза. Ремонт подкрановых путей должны выполнять специалисты.

Заземление подкрановых путей козлового крана

При выборе и оценке различных моделей башенных и козловых кранов важно знать конструкцию подкрановых путей и данные о трудоемкости, продолжительности и стоимости их устройства. Эти данные в значительной мере влияют на общие расходы по эксплуатации кранов, а от правильной укладки и содержания путей зависит безаварийная работа кранов.

В настоящее время применяют подкрановые пути на деревянных шпалах, из инвентарных деревометаллических секций, из инвентарных железобетонных секций. На отдельных стройках применяются металлические инвентарные секции подкрановых путей.

Рельсовый путь башенных и козловых кранов состоит из нижнего и верхнего строений. Нижнее строение включает земляное полотно и устройство для водоотвода; в состав верхнего входят балластный слой (призма), опорные конструкции (шпалы, рельсы и рельсовые скрепления).

Работы по устройству подкрановых путей включают подготовку земляного полотна, укладку балластного слоя и шпал, укладку подкранового пути и его заземление, устройство инвентарных тупиков и отводных линеек для концевых выключателей механизма передвижения крана, обкатку рельсового пути, нивелировку, подбивку просевших шпал балластным материалом 1_

Площадку очищают от строительного мусора, льда и снега, снимают верхний слой почвы и растительного покрова, производят планировочные работы. Общий продольный уклон площадки не должен превышать 0,5%. В поперечном направлении полотно с односкатным профилем должно иметь уклон в сторону водостока от 0,8 до 1%. Для песчаных грунтов уклоны кюветов принимаются 1 : 1,5; для остальных 1:1. Размеры земляного полотна и плотность грунта в нем принимают по данным таблиц.

Материалом балластного слоя (укладываемого на основную площадку земляного полотна) является песок, песчано-гравийная смесь, гравий, щебень. Допускается также применение шлака. Все применяемые материалы должны соответствовать техническим условиям на балластные материалы для железнодорожного пути промышленных предприятий, утвержденным Министерством путей сообщения СССР 31 марта 1955 г.

Уклон боковых сторон призмы должен быть: из песка и гранулированного шлака — 1 :2—1 : 3; из^цебня и гравия 1 : 1,5.

Шпалы для подкрановых путей должны применяться не ниже II сорта по ГОСТ 78—65. Обычно шпалы изготовляются из сосны, ели, пихты, лиственницы и кедра. В исключительных случаях применяют шпалы из бука, дуба и березы. Деревянные шпалы различных типов для подкрановых путей приведены на рис. 251, размеры шпал приведены в таблице.

В отдельных случаях допускается замена указанных типов шпал деревянными брусьями по ГОСТ 8486—66 или бревнами с отесанными постелями такой же ширины, как у шпал. При устройстве путей для кранов с давлением на ходовое колесо до 15 т могут быть применены шпалы длиной 900 мм.

Тип рельсов для подкрановых путей принимается в зависимости от давления на ходовое колесо крана. При давлении до 15 т—РЗЗ ( ГОСТ 6726—53); от 16 до 20 т — Р38 ( ГОСТ 3542—47); от 21 до 22 т — Р43 ( ГОСТ 7173—54); от 23 до 25 г—Р50 ( ГОСТ 7174—65); от 26 до 37 т — Р65 ( ГОСТ 8161—63).

Для крепления рельсов к шпалам применяются специальные шурупы с прижимами по ГОСТ 809—41 или костыли по ГОСТ 818—41 *. Для соединения рельсов между собой применяют накладки, которые должны соответствовать ГОСТ 7638—55; ГОСТ 4133—54; ГОСТ 8193—56. Допускается применение для стыковки рельсов Р38 и Р43 фартучных накладок, накладок конструкции ВНИИ -Стройдормаш, а также стыковых зажимов. Их выпускают заводы-изготовители башенных кранов.

Для стыковки рельсов применяют болты черные с шестигранной уменьшенной головкой ( ГОСТ 7795—62), гайки черные шестигранные ( ГОСТ 5915—62), шайбы пружинные для рельсовых скреплений железных дорог шириной колеи ( ОСТ НКТП 3085). При стыковке рельсов фартучными накладками применяют крепления по ГОСТ 799—41 *.

Типы и размеры подкладок, которые укладывают между рельсами и шпалами, регламентируются инструкцией СН78—67. Общий вид подкранового пути для башенных кранов на деревянных шпалах с применением металлических стяжек показан на рис. 253, а. В качестве стяжек (не менее трех на типовую секцию длиной 12,5 м) разрешается применять сквозные шпалы или брусья (рис. 253, б).

Подкрановый путь заземляют в соответствии с инструкцией по заземлению передвижных строительных механизмов и электрифицированного инструмента (СН 38-58).

На рельсах устраивают четыре инвентарных тупиковых упора (на расстоянии не менее 1500 мм от концов рельсов), а также выключающие линейки для концевых выключателей механизма передвижения крана. Линейки устанавливаются так, чтобы расстояние от буферной части крана до инвентарных тупиковых упоров при срабатывании концевых выключателей было не менее 1500 мм.

Типы рельсов, шпал и других деталей для типового звена подкранового пути длиной 12,5 м принимаются в зависимости от давления на ходовое колесо крана. Рельсовый путь обкатывают 10—15 проходами крана, после чего нивелируют путь и подбивают шпалы на просевших участках. Для подбивки шпал применяют электрические шпалоподбойки ЭШП -1 и ЭШП1-10 весом 19 кг. Производительность шпалоподбойки 5—6 звеньев в смену.

Для предохранения шурупов от самовывинчивания в отверстия под шурупы перед их завертыванием заливают расплавленный тугоплавкий битум.

При укладке подкрановых путей, разборка которых предполагается в зимний период, рекомендуется для предотвращения примерзания секций к грунту укладывать между шпалами и балластным слоем изолирующие прокладки (руберойд, толь и др.).

Инвентарные звенья подкранового пути из деревометаллических секций состоят из рельса длиной 6250 мм, соединенного инвентарными приспособлениями с деревянными шпалами, концы которых располагаются между полками швеллеров, стянутых поперечными стальными стяжками. Высота балластного слоя для этого, типа инвентарных путей принимается на 50 мм меньше, чем указано в таблице, но не менее 100 мм. Отсыпку балластной призмы при высоте менее 200 мм можно производить и после укладки инвентарных секций и выправки подкранового пути. В этом случае путь из состыкованных секций поднимают при помощи путейских домкратов (по 2 на каждую секцию длиной 6250 мм).

В комплект инвентарного звена подкранового пути входят 4 деревометал-лические секции со стяжками, стыковыми накладками и деталями их крепления. Инвентарные звенья подкранового пути перевозят по 5—6 секций автотягачом с одноосным прицепом-роспуском или полуприцепом-платформой.

Недостатками подкрановых путей на деревянных шпалах являются: значительная трудоемкость и продолжительность устройства и разборки — на изготовление одного звена подкранового пути затрачивается до 80 чел.-час; большой расход балласта, который в условиях строительной площадки, как правило, не используется повторно; малый срок службы деревянных шпал (до 2-х лет); высокая стоимость эксплуатации. Эти недостатки частично устраняются применением инвентарных дерево-металлических секций. Серьезного внимания заслуживает опыт создания и применения подкрановых путей на железобетонных шпалах и блоках.

Инвентарные звенья подкранового пути из железобетонных секций состоят из железобетонных шпал переменного сечения (бетой М 400), соединенных инвентарными приспособлениями с рельсом длиной 6250 мм и стянутых по концам продольными стальными стержнями с помощью распорок в виде железобетонных вкладышей или стальных трубок. Изготовляются такие секции на заводах или полигонах железобетонных конструкции.

Продольные стержни, проходящие через отверстия в шпалах и вкладышах, до усилия в стержне 700—800 кг натягивают с помощью домкрата при ослабленном креплении рельса к шпалораме.

Для инвентарных звеньев подкрановых путей высота балластного слоя может приниматься на 20 мм меньше, чем указано в таблице, но не менее 120 мм.

Допускается отсыпать балласгную призму при высоте менее 200 мм после укладки инвентарных секций и выправки подкранового пути. В этом случае состыкованные секции поднимают домкратами (по 3 путейских домкрата на секцию длиной 6250 мм).

Инвентарные подкрановые пути из прямоугольных (плоских) блоков состоят из железобетонных элементов (бетон М 300) размером 2100X600X240 мм и весом 770 кг, к которым с помощью болтов и специальных прижимов крепятся рельсы.

Для удобства выверки путей болты и прижимные устройства для крепления рельсов к блокам могут смещаться в поперечном направлении. Для этого в каждый блок забетонированы поперечные фасонные металлические балочки (салазки) с пазами сверху и с торцов. Через каждые 6 ж противолежащие блоки соединяются металлической стяжкой.

Процесс устройства основания под блоки механизирован. Бульдозер, оборудованный специальным ножом шириной 650 мм, на заданном расстоянии роет две траншеи глубиной 200 и шириной 650 мм, в которые насыпается слой песка толщиной 50 мм. Затем автокраном укладывают блоки, на них устанавливают рельсы и закрепляют прижимами, болтами и накладками. Устанавливаются соединительные металлические стяжки и выверяется путь. Основанием может служить и слой гранулированного шлака толщиной 100 мм, укатанного 10-тонным катком.

Инвентарные подкрановые пути на железобетонных блоках КД трапецоидального сечения нашли применение на ряде строек РСФСР и Украины. Общий вид блока показан на рис. 6.

Блоки КД изготовляются из бетона не ниже М 200 и армируются двумя сетками: нижней — с рабочей арматурой диаметром 10—20; верхней — 6—10; распределительная арматура — 5—10 мм.

Блоки КД укладываются на слой песка, шлака или щебня толщиной 50— 100 мм с разрывом между смежными блоками 200—250 мм. Смежные блоки при необходимости используются для установки домкратов при рихтовке звена или подбивке балласта под блоки.

Рельсы крепятся к блокам КД прижимами, болтами и пластинами-фиксаторами. Поперечные балочки-салазки устанавливают по три на каждом блоке на расстоянии 850 мм друг от друга.

Перемычка и пластина-фиксатор предохраняют рельс от возможного смещения в момент трогания с места кранов с односторонним приводом механизма передвижения. Для кранов с двухсторонним приводом механизма передвижения применение пластин-фиксаторов не обязательно. Подвижные зажимы позволяют быстро фиксировать ширину колеи и рихтовать рельсы, что упрощает и ускоряет установку и ремонт путей.

Инвентарные подкрановые пути на сборных предварительно напряженных балках для кранов с давлением на ходовое колесо до 22 т состоят из железобетонных блоков трапецеидального сечения (бетон М 300) длиной 6200 мм.

Смотрите так же:  Соединение генератора с потребителем треугольником

Армирование балок предусмотрено в двух вариантах: по первому варианту балки армируются предварительно напряженными семипроволочными прядями диаметром 15 мм, по второму — сварными каркасами с рабочей продольной арматурой.

В торцах каждой балки-блока расположены металлические закладные части, с помощью которых соединяются в клети пути. К этим же закладным частям крепятся поперечные стяжки, изготовленные из стальных труб диаметром 50 мм. К концам труб приварены металлические пластины с отверстиями для крепления стяжек к торцевым закладным частям балок на болтах.

Рельсы крепятся к подкрановым балкам прижимными планками и болтами, расположенными попарно на верхней плоскости балки через 1000 мм.

Указанные конструкции инвентарных подкрановых путей успешно применялись на ряде строек Новосибирска.

Опыт применения инвентарных подкрановых путей с железобетонными опорными конструкциями позволяет сказать, что несмотря на более высокую первоначальную стоимость изготовления опорных конструкций по сравнению со стоимостью путей на деревянных шпалах, их применение весьма эффективно: расход балласта сокращается в 3—4 раза; упрощается монтаж и демонтаж подкрановых путей, при этом нет необходимости использовать рабочих-путейцев высокой квалификации; затраты труда на устройство путей сокращаются вдвое; стоимость эксплуатации снижается по сравнению с путями на деревянных шпалах на 30— 40%.

На сооружение 100 м пути затрачивается 520 чел.-час в летнее и 676 чел.-час в зимнее время. Затраты труда и стоимость устройства, разборки и перевозки рельсового пути рекомендуется рассчитывать в соответствии с «Методикой определения величины планово-расчетных цен за эксплуатацию машин в строительстве», разработанной институтом ЦНИИОМТП Госстроя СССР .

Рельсовые подкрановые пути для козловых4 кранов по своим конструктивным решениям, правилам устройства и эксплуатации принципиально не отличаются от рельсовых путей для башенных кранов. Для путей под козловые краны характерно отсутствие поперечных стяжек. На рис. 8 показаны ограничения по степени приближения к опорам крана железнодорожных путей, располагаемых внутри пролета козлового крана.

Для подкрановых путей козловых кранов моделей К-09, КК-5, ККУ -7,5, ККУ -10, КС5Х2-28А, КМК2Х5-23 рекомендуется применять рельсы типа Р38, шпалы IA, 1Б длиной 1350, шириной нижней постели 250, высотой 175, толщиной балластного слоя (от земляного полотна до подошвы шпал) 275 мм. Рельсы типа Р43 с такими же шпалами и толщиной балластного слоя рекомендуются для моделей К-51, КМК 2 X 5-11; КДКК -7,5/10, К-122, К-152, К-153, К-182, К-183, К-183-2М, К-184Н. К-202, К-253, К-305Н, К-308, К-405, К-451, К-505, К20-32, К30-32, К2К, КС50-42, КСК30-42А. Те же размеры шпал, толщину балластного слоя и рельсы типа Р50 рекомендуются для подкрановых путей моделей серии КП (УК).

Общая оценка технико-экономических показателей. При сравнительной оценке различных вариантов механизации монтажных работ основные технико-экономические показатели иногда могут приводить к разноречивым выводам об эффективности отдельных машин или их комплектов. В подобных случаях можно воспользоваться следующими рекомендациями проф. С. Е. Канторера.

Заземление подкрановых путей козлового крана

ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
9.3.9. При техническом освидетельствовании крана должны быть осмотрены и проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, приборы и устройства безопасности. Проверка исправности действия ограничителя грузоподъемности крана стрелового типа должна проводиться с учетом его грузовой характеристики.
Кроме того, при техническом освидетельствовании крана должны быть проверены:
г) состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
Работы, предусмотренные ст. 9.3.9 настоящих Правил, могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии

В статье не указан вид ТО, значит это относится и к частичному ТО, следовательно, 1 раз в год.
Этот же срок есть и в «электрических правилах».
Замеры проводит электротехнический персонал с составлением актов.

Заземление подкрановых путей козлового крана

Разработку проекта конструкции рельсового пути и его элементов, устройство рельсовых путей, а также контроль качества устройства рельсового пути и его состояния в период эксплуатации может осуществлять организация, имеющая соответствующую государственную лицензию. При установке крана на эксплуатирующийся крановый путь последний должен быть проверен расчетом на допустимость такой нагрузки.

Рельсовый путь

1 — рельс,
2 – подрельсовый опорный элемент,
3 – выключающая линейка (копир),
4 – тупиковые упоры,
5 – балластная призма,
К – колея рельсового пути.

В состав рельсового пути козлового крана входит: нижнее строение, верхнее строение, путевое оборудование.

В состав нижнего строения пути входят земляное полотно и водоотвод.

Каждая рельсовая нить размещается на самостоятельном земляном полотне. Площадку под земляное полотно до начала его возведения следует очистить от строительного мусора, посторонних предметов и растительного слоя, а в зимнее время — от снега и льда. Насыпной грунт следует укладывать слоями с обязательным послойным уплотнением. Способ уплотнения и толщина уплотняемого слоя определяются в зависимости от вида грунта, его естественной плотности, а также от вида, типа применяемых грунтоуплотняющих машин и оборудования.

Поверхностные воды с земляного полотна должны отводиться с помощью продольных водоотводных канав, которые необходимо устраивать на всю длину земляного полотна каждой из рельсовых нитей. Водоотводные каналы с уклоном дна не менее 0.003 следует располагать по обеим сторонам земляного полотна и включать в общую систему водоотвода площадки установки крана.

В состав верхнего строения пути входят: балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.

Балластная призма должна обеспечивать стабильное положение рельсовых нитей и передавать от подрельсовых опор давление на земляное полотно. В качестве балласта рельсовых путей следует применять щебень из природного камня, гравий или гравийно-песчаную смесь, крупный или мелкозернистый песок, а также гранулированные и доменные шлаки.

Подрельсовые опорные элементы могут выполняться в виде полушпал, балок, плит различного типа, рам и монолитных железобетонных оснований. В качестве подрельсовых опорных элементов при устройстве верхнего строения используются деревянные полушпалы, изготовленные путем распиливания на две равные части деревянных шпал железных дорог широкой колеи, а также железобетонные полушпалы, балки и монолитные ленты, изготовленные по соответствующим техническим условиям. Допускается изготавливать полушпалы из брусьев.

Для рельсовых путей должны применяться новые рельсы Р43, Р50, Р65, Р75 или старогодные рельсы I и II групп годности в соответствии с классификацией «Технических указаний об использовании старогодных рельсов на железных дорогах широкой колеи».

Соединение рельсов между собой обеспечивается стыковыми скреплениями. В местах стыка рельсов, который устраивают на шпале, предусматривают зазор, который при длине рельса 12.5 м и температуре воздуха 0° С должен быть равен 6мм. При других значениях температуры зазор увеличивается или уменьшается на 1.5мм на каждые 10° изменения температуры. Рельсы между собой соединяются двухголовыми накладками и болтами.

Для прикрепления рельсов к подрельсовым опорным элементам применяются промежуточные скрепления, состоящие из подкладок, прижимов и прикрепителей. Под рельсы на деревянные полушпалы следует устанавливать плоские металлические подкладки с отверстиями для путевых шурупов или костылей.

В состав путевого оборудования входят: тупиковые упоры, специальные лотки для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители передвижения, ограждение, заземление, предупреждающие знаки.

Тупиковые упоры должны обеспечивать гашение остаточной скорости крана и предотвращение схода крана с рельсовых путей в аварийных ситуациях (наезд на упоры с включенным механизмом передвижения крана). После аварийного наезда упоры должны подвергаться полному техническому освидетельствованию, о чем делается запись в паспорте тупиковых упоров. На рельсовых нитях должны быть установлены и закреплены четыре тупиковых упора на расстоянии не менее 500 мм от ближайшего конца рельса, железобетонной балки или центра последней полушпалы.

Ограничители передвижения устанавливаются на рельсовом пути для своевременного отключения двигателя механизма передвижения крана. Конструкция ограничителя передвижения зависит от типа конечного выключателя, установленного на кране:

  • конечный выключатель типа КУ-701 — ограничитель передвижения в виде линейки,
  • конечный выключатель типа КУ-704 — ограничитель передвижения в виде копира.

На обоих концах рельсового пути должны быть установлены ограничители передвижения для концевых выключателей механизмов передвижения крана. Ограничители передвижения устанавливаются таким образом, чтобы отключение двигателей механизмов передвижения крана происходило на расстоянии не менее полного пути торможения крана до тупиковых упоров.

Во избежание попадания кабеля на рельс и его быстрого износа на участке расположения кабеля рекомендуется:

  • для кранов с кабельным барабаном — спланировать грунт на уровне верха полушпал (железобетонной балки) или установить специальный лоток из деревянных или полимерных материалов.
  • для кранов без кабельного барабана — установить специальный лоток.

Вдоль рельсового пути необходимо выставить знаки безопасности с поясняющими табличками, имеющими надписи: «Входить на рельсовый путь посторонним запрещается», «Место стоянки крана».

Рельсовый путь должен быть оборудован системой заземления. Рельсы заземляют с помощью перемычек из пруткового материала, которые приваривают к рельсам. Такими же перемычками рельсы соединяют со стержнями длиной 2.5 — 3.5м, забиваемыми в землю.

Контроль за состоянием кранового пути

При эксплуатации необходимо осуществлять постоянный контроль за состоянием рельсового пути и путевого оборудования. Должны проводиться следующие виды контроля:

  • ежесменный — перед каждой сменой работы крана,
  • плановый — один раз в 3 месяца (первый год эксплуатации),
  • один раз в 6 месяцев (после года эксплуатации),
  • дополнительный — при особо неблагоприятных метеорологических условиях (ливнях, таянии снега и т.п.), а также при наличии неустойчивых участков пути,
  • полное техническое освидетельствование — не реже одного раза в 3 года.

Перед каждой сменой работы крана крановщик обязан производить визуальный осмотр рельсового пути и путевого оборудования.

Полное техническое освидетельствование проводится организацией, имеющей государственную лицензию на проверку качества элементов рельсового пути и путевого оборудования. Устанавливается планово-высотное положение рельсовых нитей, определяется величина упругой просадки, а также проводится осмотр состояния элементов верхнего и нижнего строения пути и путевого оборудования. Результаты проверок заносятся в паспорт рельсового пути.

Геодезическая съемка (нивелировка) рельсового пути – установление фактического положения элементов рельсового пути (земляного полотна, балластовой призмы, рельсовых нитей) в вертикальной плоскости, параллельности осям в плане, прямолинейности с использованием геодезических приборов.

Заземление подкрановых путей козлового крана

Устройство (монтаж) рельсовых подкрановых путей мостовых кранов – это серьезные и весьма ответственные работы. Важно не только не выходить из пределов допусков, но и стремиться смонтировать подкрановые рельсы не с предельным значением допусков, а с наименьшими возможными. Измерять пролет подкрановых рельсов надо тщательно, чтобы погрешность измерения была минимальной. Лучших результатов достигают в том случае, когда монтаж подкрановых рельсов поручают монтажникам, которые монтируют кран: они хорошо понимают значение точности укладки рельсов и выполняют такую укладку более тщательно.
Независимо от исполнителей подкрановые пути должны быть сданы для монтажа крана. Сдачу оформляют соответствующим актом, к которому прикладывают монтажный формуляр подкрановых путей (исполнительную схему) с проектными и фактическими размерами в плане и по высоте.

Смотрите так же:  Если перепутать ноль и фазу на узо

ООО Техноактив предлагает услуги по монтажу рельсовых подкрановых путей мостовых кранов в Таганроге, Ростовской области и с выездом по России.

Заземление подкрановых путей козлового крана

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ
КРАНОВЫЕ

Общие технические требования

1 РАЗРАБОТАН АОЗТ «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи строительству» и Техническим комитетом по стандартизации (ТК 376) «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования»

2 СОГЛАСОВАН с Госгортехнадзором России

3 ВНЕСЕН Управлением механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России

4 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Госстроя России от 18 февраля 1999 г. № 8.

5 ВЗАМЕН СНиП 3.08.01-85

Настоящий стандарт является основополагающим нормативным документом, обязательным для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с проектированием, устройством и эксплуатацией наземных рельсовых крановых путей.

При разработке требований стандарта учитывались современные достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт, а также требования международных стандартов по рельсовым крановым путям.

Основными отличиями этого стандарта являются приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности работы людей, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием грузоподъемной техники.

В стандарте содержатся, в основном, требования к эксплуатационным характеристикам рельсовых путей, удовлетворяющие потребителя и обеспечивающие безопасную их эксплуатацию.

Средства и способы обеспечения этих требований, а также более подробное описание конструкции, методов расчета и применяемых материалов излагаются в разрабатываемых сводах правил по проектированию, устройству и эксплуатации наземных рельсовых крановых путей.

Настоящий стандарт разработан АОЗТ ЦНИИОМПТ (ответственный исполнитель — Ю.А. Корытов) и Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 (ответственный исполнитель — Н.Д. Тимофеев) под руководством Управления механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России (Д.П. Добжинский).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ

Общие технические требования

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на наземные рельсовые пути, предназначенные для передвижения грузоподъемных кранов (башенных, козловых) и устанавливает требования по их проектированию, устройству и эксплуатации.

Требования стандарта являются обязательными, кроме 4.2.5; 4.3.1; 4.3.7; 4.7; 5.8 и таблицы 1, которые носят рекомендательный характер.

Стандарт может применяться для сертификации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности

ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия

Международный стандарт ИСО 4310. Краны. Правила и методы испытаний

ПБ 10-14-92 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Госгортехнадзор России)

Правила устройства электроустановок (Госэнергонадзор России)

Правила технической эксплуатации электроустановок (Госэнергонадзор России).

3 Общие положения

3.1 Устройство и эксплуатация рельсовых путей должны осуществляться по проектной и конструкторской документации, разрабатываемой в соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативно-технической документации на проектные работы.

3.2 Организации, разрабатывающие проектную и конструкторскую документацию и осуществляющие устройство и эксплуатацию рельсовых путей, должны иметь лицензии на соответствующие виды деятельности, выданные органами лицензирования Госстроя России и Госгортехнадзора России.

3.3 Рельсовый путь включает: нижнее и верхнее строения, путевое оборудование.

3.3.1 В состав нижнего строения рельсового пути входят: земляное полотно и водоотводное устройство.

3.3.2 В состав верхнего строения рельсового пути входят: балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.

3.3.3 В состав путевого оборудования рельсового пути входят: тупиковые упоры, лотки для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители передвижения, ограждение, заземление и предупреждающие знаки.

3.4 Комплект документов должен содержать:

проектную и конструкторскую документацию;

паспорта и сертификаты на элементы (комплектующие изделия и материалы), входящие в состав рельсового пути;

акт сдачи-приемки кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обследования кранового пути);

разрешение на пуск в работу рельсового пути.

3.5 В составе проектной документации на рельсовый путь приводятся:

выкопировка из стройгенплана;

проект рельсового пути;

проект производства работ на устройство рельсового пути;

требования по эксплуатации рельсового пути.

3.5.1 Проект рельсового пути должен содержать:

план рельсового пути с указанием основных размеров и участка для стоянки крана в нерабочем положении;

конструкцию верхнего строения рельсового пути (тип рельса, подрельсовый опорный элемент, расстояния между ними, тип или конструкция стыковых скреплений, материал и размеры балластного слоя);

конструкцию земляного полотна (поперечный профиль с размерами, расположение и тип водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна);

допуски, контролируемые при устройстве и эксплуатации;

к онструкцию тупиковых упоров, схему заземления рельсового пути;

конструкцию переезда через рельсовые пути для автомобильного транспорта (при необходимости);

указания о месте монтажа крана и регламенте обкатки рельсового пути*;

* Обкатку рельсового пути следует производить краном, башня которого смонтирована на минимальное исполнение, согласно паспортной характеристике.

пояснительную записку с расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений.

3.5.2 Проект производства работ (ППР) по устройству рельсового пути должен содержать:

состав и способы производства работ;

браковочные требования на элементы рельсового пути;

способы устранения отклонений рельсового пути в плане и в вертикальной плоскости от нормативных значений;

периодичность обследования и технического обслуживания.

4 Требования к устройству рельсовых путей

4.1 Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей указаны на рису н ке 1 .

1 — рельсовый путь; 2 — башенный кран; 3 — водоотводное устройство;
4 — ограждение; 5 — возводимое здание

А — ширина земляного полотна;

Б = ( R — 0,5 K ) + 0,7 м — минимальное расстояние от выступающей части здания (штабеля) до оси рельса;

R — наибольший радиус поворотной части крана;

S — отклонение от прямолинейности рельсового пути;

L * — расстояние от оси (торца) рельса до ограждения (не менее размера «Б»).

Рисунок 1 — Общий вид и основные контролируемые параметры
наземных рельсовых крановых путей

4.2 К нижнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:

4.2.1 Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций.

Подземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформации и разрушения.

4.2.2 Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003;

поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008 — 0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;

земляное полотно, сложенное из дренирующего грунта, допускается выполнять горизонтальным.

4.2.3 Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пределах 1,55 — 1,75 г/см 3 коэффициент уплотнения насыпного грунта земляного полотна — не менее 0,95. Способы уплотнения грунта и методы контроля за его плотностью определяются проектом.

4.2.4 Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство.

4.2.5 Устройство земляного полотна в зимний период должно осуществляться по отдельным требованиям к проекту кранового пути с учетом специфики климатических зон.

При устойчивой отрицательной температуре окружающего воздуха во время нахождения крана на объекте допускается укладывать балластный слой без предварительного уплотнения грунтового основания.

4.3 К верхнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:

4.3.1 Верхнее строение рельсового пути может возводиться как из отдельных элементов, так и с использованием инвентарных секций.

В качестве подрельсовых опорных элементов могут применяться деревянные полушпалы, брусья или железобетонные балки.

4.3.2 Толщина балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.

Ориентировочная толщина балласта (для составления технико-экономического обоснования проекта) приведена в таблице 1.

4.3.3 При устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует располагать между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами — над их стыками.

4.3.4 Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяжки (должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).

4.3.5 Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм.

4.3.6 Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону.

4.3.7 При применении железобетонных подрельсовых опорных элементов (балки, плиты, шпалы) между рельсами и поверхностями этих опорных элементов должны устанавливаться прокладки соответствующей упругости.

4.3.8 Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их устройстве приведены в таблице 2.

4.4 Расстояния выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должны соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14-92и ГОСТ 12.3.009-76

4.5 К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования:

4.5.1 На концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.

Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным.

Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке — не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м.

Похожие статьи:

  • Схема электронного реле времени на 220в Схема реле времени Схема реле времени Схема реле времени Рассмотрим простейшую схему реле времени на 220 вольт. Данная схема реле времени может применяться для разных нужд. Например, при указанных элементах, для фотоувеличителя или для […]
  • Номинальные токи расцепителей автоматических выключателей Автоматические выключатели серии ВА на номинальные токи от 250 А Автоматические выключатели серии ВА51 и BA52 имеют номинальные токи 250, 400 и 630 А и предназначены для эксплуатации в электроустановках с напряжением до 660 В переменного […]
  • Схема преобразователя с 54 220 Схема преобразователя с 54 220 Подскажите хорошую и не сложную схему. питание от прикуривателя или аккамулятора. а моща какая нужна? примерно 30 Ват Обмотку по толще и транзисторы по мощнее. Ещё кручее нужно собирать на 494 и […]
  • Реле регулятор тока Реле регулятор тока Генераторы и реле-регуляторы Генератор предназначен для питания потребителей и подзаряда аккумуляторных батарей при работе двигателя на средних и больших оборотах. Генераторы Г21-Г, Г12-В и Г25-В Генераторы Г21-Г, […]
  • Автомобильные насосы 220 вольт Форум "За рулем" Компрессор для шин 220 +12 вольт Гладиатор 13 мая 2011 Заинтересовался выбором компрессора в первую очередь для накачки шин, а уж во вторую для прочих возможных дел.Хочу что-то взять, чтоб была возможность работы и от […]
  • Полярник пусковые провода Полярник 600А 6.0м 231-017 Тип: пусковые провода (резина, в сумке) Сила тока: 600 А Длина: 6.0 м Страна производства из предпоследней поставки была: Россия Гарантия: проверка при покупке Дополнительно: […]