Заземление заправки

Оглавление:

Требования к заземляющим устройствам и молниезащите АЗС. Руководящий документ РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций»

ООО «Элмашпром» производит готовые комплекты заземления и и молниезащиты для автозаправочных станций, которые включают в себя: молниеприемники стержневые сборные высотой до 25 метров, глубинные вертикальные заземлители, горизонтальные заземляющие проводники, зажимы для соединения заземляющих проводников, держатели для крепления выводов заземляющих проводников, держатели для установки системы уравнивания потенциалов, главные заземляющие шины, гибкие заземляющие проводники, приварные контакты заземления и др. Технические решения и узлы крепления для проектировщиков в DWG.

Заземление выполняется согласно: Руководящий документ РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций» (принят и введен в действие приказом Минэнерго РФ от 1 августа 2001 г. N 229)

Введен в действие с 1 ноября 2001 г.

. 9.14. Все металлические части электрических устройств и оборудования должны быть надежно занулены (для сетей с глухозаземленной нейтралью) или заземлены (для сетей с изолированной нейтралью). Применение в сетях с глухозаземленной нейтралью заземления корпусов электроприемников без их зануления не допускается.
9.15. Присоединение заземляющих и нулевых проводников к заземлителям, заземляющему контуру и к заземляющим конструкциям выполняется сваркой, а к корпусам электрооборудования — сваркой или надежным болтовым соединением.
9.16. Каждая часть электроустановки, подлежащая заземлению или занулению, должна быть присоединена к сети заземления или зануления с помощью отдельного проводника.
Последовательное включение в заземляющий или нулевой защитный проводник заземляемых или зануляемых частей электроустановки запрещается.
9.17. Не допускается использовать в качестве заземлителей и заземляющей проводки технологические трубопроводы.
9.18. Сопротивление заземляющего устройства в любое время года в электроустановках с глухозаземленной нейтралью должно быть не более 8 Ом при линейном напряжении трехфазного тока 220В (380В напряжение между фазами) и 4 Ом при 220В однофазного тока. Сопротивление заземляющего устройства, используемого для заземления в электроустановках с изолированной нейтралью, должно быть не более 4 Ом.
9.19. Здания и сооружения АЗС должны быть защищены от прямых ударов молнии, электростатической, электромагнитной индукции, заноса высоких потенциалов в соответствии с установленными требованиями.
9.20. Металлические корпуса наземных резервуаров, контейнеров и блоков хранения топлива оборудуются молниеотводами, установленными на защищаемом объекте или отдельно стоящими в соответствии с расчетами.
9.21. Пространство над газоотводными трубами должно быть защищено от прямых ударов молнии. Защите подлежат также дыхательные клапаны и пространство над ними.
9.22. В качестве заземлителей молниезащиты допускается использовать все заземлители электроустановок.
9.23. Соединение молниеприемников с токоотводами, а также заземлителей между собой и с токоотводами должно быть сварным. Для проверки величины сопротивления заземлителей следует предусматривать на токоотводах возможность болтового подсоединения измерительных приборов. Наземная часть токоотводов, кроме контактных поверхностей, окрашивается в черный цвет.
9.24. Проверка состояния устройств молниезащиты, включая измерения сопротивлений, проводится один раз в год перед началом грозового сезона при сухой погоде. Проверяется состояние наземных элементов молниезащиты (молниеприемников, токоотводов), обращая особое внимание на состояние токоведущих элементов; при уменьшении их сечения вследствие коррозии, надломов или оплавлений больше чем на 30% необходимо произвести их замену или ремонт дефектных мест.
9.25. Сопротивление заземляющего устройства, предназначенного для защиты от статического электричества, допускается не выше 100 Ом.
9.26. Все металлические и электропроводные неметаллические части технологического оборудования заземляются, независимо от применения других мер защиты от статического электричества.
9.27. Металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы должны представлять собой на всем протяжении непрерывную электрическую цепь, которая в пределах АЗС должна быть присоединена к контуру заземления не менее чем в двух точках.
9.28. Все электрическое оборудование АЗС периодически подвергается испытаниям. Устанавливаются следующие виды и периодичность испытаний:
— проверка сопротивления изоляции кабельных линий, электрической проводки, машин, узлов и аппаратов электрических цепей — не реже 1-го раза в год;
— проверка состояния контуров заземления, устройств молниезащиты и защиты от статического электричества — не реже 1-го раза в год;
— проверка срабатывания защиты в цепях с глухозаземленной нейтралью от токов «КЗ» — не реже 1-го раза в 3 года.
Работы по испытаниям электрического оборудования АЗС могут выполняться организациями, имеющими зарегистрированные в установленном порядке электрические лаборатории и соответствующие разрешения на выполнение данных видов работ.
9.29. На АЗС должен быть общий контур заземления для электрооборудования, защиты от статического электричества, прямых ударов и вторичных проявлений молний. Сопротивление растеканию тока заземлителей не должно быть более 10 Ом.

Организация молниезащиты АЗС, резервуаров и складов с горючим

Необходимость в обустройстве системы молниезащиты на автозаправочных станциях (АЗС) в первую очередь объясняется тем, что указанные сооружения относятся к взрыво- и пожароопасным объектам. Сильный токовый разряд, сопровождающий удар молнии, способен привести к возгоранию размещённого в границах объекта топлива с возможностью последующего его взрыва. Огонь с территории станции может легко распространиться на соседние участки и вызвать разрушения, не поддающиеся учёту. Вот почему молниезащита резервуаров для хранения нефти, а также строений АЗС от угрозы попадания в них грозового разряда является первостепенной задачей, стоящей перед владельцами этих сооружений.

Нормативная база

К основным документам, определяющим порядок защиты пожаро- и взрывоопасных объектов (АЗС, нефтебаз и подобных им сооружений) от прямого попадания молнии, следует отнести:

  • ПУЭ (разделы, посвящённые проектированию молниезащиты и заземляющих систем);
  • РД 34.21.122-87 (Инструкция по обустройству молниезащиты);
  • технические нормативы ПБ 111-98 (2000).

Во всех этих документах требования к защищённости пожароопасных объектов оговариваются самым подробным образом (с указанием технических характеристик используемого оборудования).

Так, в соответствии с документом под обозначением РД 34.21.122-87 для молниезащиты открытых складов горюче-смазочных материалов должны использоваться специальные конструкции, называемые молниеотводами.

Согласно положениям ПУЭ, рассматриваемые объекты по взрывоопасности относятся к классу «В-1г», а по степени защиты от молнии – к категории ІІ.

К указанному перечню документов можно добавить ещё несколько ведомственных инструкций, касающихся частных случаев обустройства защитных систем (молниезащиты и заземления).

Защита от грозы

Молниезащита АЗС должна выполняться в виде отдельно устанавливаемых мачт с закреплёнными на них металлическими пиками или же обустраиваться любыми другими допустимыми способами (тросовый или сетчатый варианты). Выбор того или иного исполнения молниеприёмника зависит от материалов, используемых для закрытия кровли объекта, а также от конкретных условий его эксплуатации.

Согласно требованиям нормативов молниеприемники для молниезащиты должны размещаться рядом со сливно-наливными установками или резервуарами, используемыми для хранения топлива.

С целью надёжной защиты хранилищ и резервуаров с горючими веществами от прямых ударов молнии, сопровождаемой так называемыми «вторичными» эффектами (электромагнитные поля, статическое электричество и другие проявления), станция оборудуется специальным заземляющим контуром ЗК. Этот контур должен объединяться с защитным заземлением внутренних электросетей и составлять с ними единую систему молниезащиты.

Заземляющий контур выполняется из вбиваемых в грунт металлических электродов круглого сечения, соединенных между собой стальной полосой в виде равностороннего треугольника. При расчёте такого заземлителя для молниезащиты необходимо учитывать, что согласно требованиям ПУЭ его сопротивление растеканию тока не должно превышать 5-ти Ом.

К сопровождающим удар молнии последствиям принято относить следующие физические воздействия, которым подвергается работающая автозаправочная:

  • электромагнитные поля, сопровождающие удар молнии;
  • воздействие статического электричества;
  • растекание (распределение) опасных перенапряжений и потенциалов.

При выборе конкретного варианта мониеприёмника для молниезащиты при прочих равных условиях предпочтение отдаётся сеточной конструкции, снижающей посторонние перенапряжения и обеспечивающей более равномерное распределение опасных потенциалов.

Защита от молнии нефтяных хранилищ и резервуаров

Нефтяные резервуары должны защищаться не только от поражения случайным ударом молнии, но и от силовых полей, возникающих одновременно с разрядом. Технические нормы защищённости этих сооружений оговариваются отраслевыми стандартами и предполагают обустройства молниезащиты ещё до их заполнения нефтяным продуктом. Для парков резервуаров суммарным объёмом более 100 тысяч литров молниезащиту рекомендуется выполнять посредством стержневых или специальных тросовых (сеточных) молниеотводов.

На особо важных объектах для предохранения от силовых полей и индукционных напряжений между каждым понтоном и самим корпусом резервуара устанавливаются гибкие перемычки из стали (не менее 2-х). Защищённость нефтебаз от заноса опасного потенциала по разветвлённым коммуникационным сетям реализуется путём их заземления на вводе, организуемого помещёнными в металлическую броню или специальную оболочку кабелями.

Смотрите так же:  Мини наушники без провода

Обратите внимание! С целью повышения надёжности молниезащиты, подводящие кабельные линии дополнительно защищаются стальными трубами или коробами.

Молниеприемники

Молниевые приёмники стержневого типа изготавливаются в виде стальных прутьев длиной не менее 2-х метров и сечением порядка100 квадратных миллиметров, покрытых антикоррозийным составом или специальной защитной краской. Тросовые приемники молниезащиты выполняются в виде многожильных стальных проводов сечением не менее 35-ти квадратных миллиметров.

Соединения приемников с токовыми отводами с выходом на заземляющий контур выполняются на сварку или посредством болтовых сопряжений с сопротивлением переходного контакта не более 0,05 Ома. Независимо от вида обустраиваемого молниеприёмника, в качестве заземлителя обычно используются три или более вертикально забитых в грунт электрода (их длина должна быть не менее 3-х метров).

Все они соединяются на сварку горизонтальными перемычками, изготовленными из стали, каждая – длиной не менее 5-ти метров. Количество токоотводов молниезащиты выбирается исходя из числа опор молниеприёмника (в случае если он обустроен в виде отдельной мачты или тросовой опоры). В ситуации, когда приёмник громоотвода выполнен в виде сетки – к ней должно подводиться как минимум по 2 токоотвода на одну защищаемую конструкцию.

Защита складов ГСМ

Все строения, находящиеся в границах склада ГСМ, делятся на категории, определяемые не только их назначением, но интенсивностью грозовых явлений данной местности и вероятностью поражения молнией. В соответствии с действующими техническими нормативами определены три категории защищённости строений от угрозы воздействия природного электричества.

К первой категории молниезащиты принадлежат склады, в которых хранятся «светлые» нефтепродукты, помещённые в специальную тару. К категории под номером 2 относятся станции заправки автомобилей (АЗС), специальные сливно-наливные эстакады, отдельные резервуары, пирсы и причалы вместе с размещёнными на них трубопроводами.

Третья категория защищённости включает насосные станции, специальные исследовательские лаборатории, складские хозяйства для хранения неиспользуемой тары, а также резервуары маслохранилищ.

Независимо от присвоенной категории, поддержанию всех имеющихся на объекте систем молниезащиты в технически исправном состоянии должно уделяться особое внимание. В соответствии с требованиями стандартов на АЗС, складах и других подобных сооружениях раз в год (в летний сезон) согласно утверждённому графику предусматриваются проверки. При их проведении обязательно контролируется состояние контактов задействованных токоотводов и измеряется сопротивление системы заземляющих электродов стеканию тока в землю.

Грамотное обустройство системы молниезащиты АЗС, а также поддержание всех её элементов в исправном техническом состоянии позволяет надёжно защитить любой объект от опасности возникновения аварийной ситуации.

Требования и организация молниезащиты АЗС и резервуаров с горючим

Причиной пожара на заправке может стать не только высоковольтный разряд во время грозы, но и человеческий фактор. Всегда существует вероятность взрыва и распространения огня на близлежащие территории и постройки, поэтому так важна молниезащита АЗС. В специальных нормативных документах CО и РД указано, что АЗС относятся к объектам повышенной опасности, которые представляют прямую угрозу для окружающих.

Решения по заземлению и молниезащите

При устройстве системы защиты от поражения разрядом молнии на автозаправочной станции соблюдаются следующие правила:

  1. Металлические и неметаллические детали оборудования и трубопроводы представляют собой непрерывную электрическую цепь, которая присоединяется на близком к АЗС расстоянии к контуру заземления минимум в двух местах.
  2. Сопротивление заземляющего устройства не превышает 100 Ом для статического электричества, и 10 Ом — для устройства молниезащиты.

Для действующих заправочных станций обязательна ежегодная процедура проверки. Проводится в сухую погоду перед началом сезона гроз. Проверка включает в себя:

  • визуальный осмотр внешних элементов системы против поражения молнией;
  • тестирование срабатывания защиты в цепи с глухой нейтралью;
  • проверка контуров заземления;
  • проверка сопротивления изоляции электропроводки и оборудования.

При обнаружении неисправности или повреждения частей или корпусов системы молниезащиты на более чем 30% проводится ремонт и замена вышедших из строя элементов.

Внешняя молниезащита для АЗС

Допустимый уровень защиты от прямого удара во время грозы для каждого автомобильного заправочного предприятия решается в индивидуальном порядке и согласовывается с регулирующими государственными органами. Максимальный уровень ПУМ составляет 0,99. Владелец АЗС при желании может превысить этот показатель по собственному желанию.

Молниеприемник монтируется на соседнем к защищаемому здании или на земле. Зона защиты зависит от количества токоотводов и шпилей, которые принимают на себя удар. Часто используются молниеприемники в виде мачт или сетки, расположенной на крыше заправки.

Количество молниеотводов должно соответствовать следующим требованиям:

  • по одному на каждый молниеприемник в виде шпиля;
  • два и более, если используется специальная сетка.

Важно! Минимальное расстояние между токоотводами составляет не менее 10 м. Соединение — связками через каждые 20 м по периметру АЗС.

Если материал облицовки здания относится к пожароопасным классам, то установка системы молниезащиты проводится на 10 см и более от стены здания. Токоотводы для соединения молниеприемника с заземлителем имеют болтовые стыки. Все элементы внешней молниезащиты окрашиваются в черный цвет.

Внутренняя молниезащита для АЗС

Помимо внешних элементов применяются конструкции, призванные защитить емкости с нефтью от искрения и возможного возгорания. Они закладываются в проект еще на начальном этапе и включают в себя заземление всех элементов, способных привести к пожару. Для молниезащиты резервуаров нефтепродуктов применяют следующие способы:

  1. Экранирование. Проводится на пересечении двух зон. Используются металлические элементы здания, арматура в фундаменте, соединения на стенах АЗС. Очень часто для этих целей используют оптоволоконный кабель, которым соединяют все электрооборудование (кассы, видеокамеру и другую технику).
  2. Установка УЗИП. Это оборудование не допускает прохождения повышенного напряжения на электроприборы. Зонирование и подсчет места расположения УЗИП поводится согласно нормативам, изложенным в СО 153-34.21.122-2003 п. 4.2.

Для крупных резервуаров с нефтепродуктами возможно применение сетчатых конструкций защиты и тросовых молниеотводов.

Заземление для АЗС

Обилие электроприборов на современной автозаправочной станции существенно облегчает работу персонала. Однако они представляют опасность в случае прямого удара молнии, поэтому особое внимание уделяется устройству заземлителей. Согласно специальным требованиям они располагаются на глубине 0,5–0,7 м и не менее 1 м от фундамента защищаемого здания. Сопротивление заземляющего устройства — не более 10 Ом. Глубина закладки и длина электрода определяются с учетом удельного сопротивления почвы и его сезонных изменений (глубины промерзания грунта).

Естественными заземлителями могут быть:

  • металлические и ЖБ конструкции зданий, которые соприкасаются с почвой, в том числе имеющие гидрозащитную оболочку;
  • трубы водопровода из металла, проходящие под землей;
  • буровые скважины;
  • шпунты из металла, используемые в гидрозатворах и водопроводах;
  • пути железных дорог с перемычкой;
  • оболочки кабелей, идущих в земле, выполняются из любого металла, кроме алюминия.

Важно! Нельзя использовать в качестве заземляющего устройства трубы и коммуникации, по которым транспортируются горючие жидкости, так как это приведет к возгоранию.

Пример расчета для АЗС

Для того чтобы рассчитать и правильно спроектировать систему молниезащиты и заземления резервуаров с нефтепродуктами на автозаправочной станции, требуются следующие параметры:

  • длина, ширина и высота здания (АЗС);
  • расположение бензоколонок и хранилища топлива;
  • тип грунта и его удельное сопротивление.

Из требований ПУЭ-7, п. 1.7.103 и прилагаемых там формул рассчитывается сопротивление заземляющего устройства, количество молниеотводов и зона защиты. После проведения расчетов составляется схема расположения всех необходимых элементов конструкции.

Правильное устройство молниезащиты позволит обезопасить периметр АЗС от возгорания, экономических убытков и человеческих жертв.

Требования и организация молниезащиты АЗС и резервуаров с горючим

Причиной пожара на заправке может стать не только высоковольтный разряд во время грозы, но и человеческий фактор. Всегда существует вероятность взрыва и распространения огня на близлежащие территории и постройки, поэтому так важна молниезащита АЗС. В специальных нормативных документах CО и РД указано, что АЗС относятся к объектам повышенной опасности, которые представляют прямую угрозу для окружающих.

Решения по заземлению и молниезащите

При устройстве системы защиты от поражения разрядом молнии на автозаправочной станции соблюдаются следующие правила:

  1. Металлические и неметаллические детали оборудования и трубопроводы представляют собой непрерывную электрическую цепь, которая присоединяется на близком к АЗС расстоянии к контуру заземления минимум в двух местах.
  2. Сопротивление заземляющего устройства не превышает 100 Ом для статического электричества, и 10 Ом — для устройства молниезащиты.

Для действующих заправочных станций обязательна ежегодная процедура проверки. Проводится в сухую погоду перед началом сезона гроз. Проверка включает в себя:

  • визуальный осмотр внешних элементов системы против поражения молнией;
  • тестирование срабатывания защиты в цепи с глухой нейтралью;
  • проверка контуров заземления;
  • проверка сопротивления изоляции электропроводки и оборудования.
Смотрите так же:  Укладка короба для провода

При обнаружении неисправности или повреждения частей или корпусов системы молниезащиты на более чем 30% проводится ремонт и замена вышедших из строя элементов.

Внешняя молниезащита для АЗС

Допустимый уровень защиты от прямого удара во время грозы для каждого автомобильного заправочного предприятия решается в индивидуальном порядке и согласовывается с регулирующими государственными органами. Максимальный уровень ПУМ составляет 0,99. Владелец АЗС при желании может превысить этот показатель по собственному желанию.

Молниеприемник монтируется на соседнем к защищаемому здании или на земле. Зона защиты зависит от количества токоотводов и шпилей, которые принимают на себя удар. Часто используются молниеприемники в виде мачт или сетки, расположенной на крыше заправки.

Количество молниеотводов должно соответствовать следующим требованиям:

  • по одному на каждый молниеприемник в виде шпиля;
  • два и более, если используется специальная сетка.

Важно! Минимальное расстояние между токоотводами составляет не менее 10 м. Соединение — связками через каждые 20 м по периметру АЗС.

Если материал облицовки здания относится к пожароопасным классам, то установка системы молниезащиты проводится на 10 см и более от стены здания. Токоотводы для соединения молниеприемника с заземлителем имеют болтовые стыки. Все элементы внешней молниезащиты окрашиваются в черный цвет.

Внутренняя молниезащита для АЗС

Помимо внешних элементов применяются конструкции, призванные защитить емкости с нефтью от искрения и возможного возгорания. Они закладываются в проект еще на начальном этапе и включают в себя заземление всех элементов, способных привести к пожару. Для молниезащиты резервуаров нефтепродуктов применяют следующие способы:

  1. Экранирование. Проводится на пересечении двух зон. Используются металлические элементы здания, арматура в фундаменте, соединения на стенах АЗС. Очень часто для этих целей используют оптоволоконный кабель, которым соединяют все электрооборудование (кассы, видеокамеру и другую технику).
  2. Установка УЗИП. Это оборудование не допускает прохождения повышенного напряжения на электроприборы. Зонирование и подсчет места расположения УЗИП поводится согласно нормативам, изложенным в СО 153-34.21.122-2003 п. 4.2.

Для крупных резервуаров с нефтепродуктами возможно применение сетчатых конструкций защиты и тросовых молниеотводов.

Заземление для АЗС

Обилие электроприборов на современной автозаправочной станции существенно облегчает работу персонала. Однако они представляют опасность в случае прямого удара молнии, поэтому особое внимание уделяется устройству заземлителей. Согласно специальным требованиям они располагаются на глубине 0,5–0,7 м и не менее 1 м от фундамента защищаемого здания. Сопротивление заземляющего устройства — не более 10 Ом. Глубина закладки и длина электрода определяются с учетом удельного сопротивления почвы и его сезонных изменений (глубины промерзания грунта).

Естественными заземлителями могут быть:

  • металлические и ЖБ конструкции зданий, которые соприкасаются с почвой, в том числе имеющие гидрозащитную оболочку;
  • трубы водопровода из металла, проходящие под землей;
  • буровые скважины;
  • шпунты из металла, используемые в гидрозатворах и водопроводах;
  • пути железных дорог с перемычкой;
  • оболочки кабелей, идущих в земле, выполняются из любого металла, кроме алюминия.

Важно! Нельзя использовать в качестве заземляющего устройства трубы и коммуникации, по которым транспортируются горючие жидкости, так как это приведет к возгоранию.

Пример расчета для АЗС

Для того чтобы рассчитать и правильно спроектировать систему молниезащиты и заземления резервуаров с нефтепродуктами на автозаправочной станции, требуются следующие параметры:

  • длина, ширина и высота здания (АЗС);
  • расположение бензоколонок и хранилища топлива;
  • тип грунта и его удельное сопротивление.

Из требований ПУЭ-7, п. 1.7.103 и прилагаемых там формул рассчитывается сопротивление заземляющего устройства, количество молниеотводов и зона защиты. После проведения расчетов составляется схема расположения всех необходимых элементов конструкции.

Правильное устройство молниезащиты позволит обезопасить периметр АЗС от возгорания, экономических убытков и человеческих жертв.

Молниезащита АЗС

Даже в тихую погоду автозаправочные станции вызывают у людей опасения: бензин, газ, возможные возгорания и взрывы. А в грозу АЗС становятся поистине страшным местом. Следствием попадания молнии в подобный объект могут стать грандиозные разрушения, пожары, человеческие жертвы.

Поэтому оснащение АЗС молниезащитой предусматривается при разработке проекта станции и является обязательным.

Требования к размещению АЗС

Автозаправочную станцию запрещено возводить там, где просто захотелось или понравилось. К пункту расположения АЗС выдвигаются самые серьезные требования:

  • станция должна находиться с подветренной стороны преобладающих ветров относительно жилых, производственных и общественных зданий;
  • размещение зданий и сооружений АЗС должно исключать вероятность растекания топлива по территории объекта и за его пределы;
  • запрещается высаживать в пределах станции растения, которые при в период цветения выделяют хлопьевидные или волокнистые вещества;
  • если АЗС граничит с сельскохозяйственными угодьями, где выращивают зерновые, то по периметру станцию необходимо оборудовать наземным покрытием из негорючих материалов или вспахать землю шириной полосы 5 м.

Невыполнение вышеперечисленных правил может стать причиной трагедий и чрезвычайных ситуаций.

Организация внешней молниезащиты на АЗС

Автозаправочные станции входят в категорию по молниезащите ІІ и имеют класс взрывоопасных зон В-1г.

Для защиты АЗС от прямых ударов электрических разрядов атмосферы их оснащают молниеприемниками, которые размещаются рядом со сливно-наливными установками и хранилищами топлива. Система молниезащиты применяется внешняя — токоотводы находятся на поверхности объекта (по правилам их следует окрашивать в черный цвет). Заземлители соединяются в общую систему.

Наружная молниезащиты позволит избежать прямых попаданий молнии, ее вторичных проявлений и заноса высоких потенциалов.

Молниеприемники могут выполняться в виде мачт, тросов на опорах или сетки, натянутой над крышей станции.

Токоотводы укладываются по периметру автозаправочной станции параллельно друг другу с шагом 10 м и соединяются горизонтальными элементами на расстоянии 20 м по всей высоте здания. Токоотводы допускается крепить к стене или устанавливать непосредственно внутри нее. В качестве токоотводящего пути можно использовать металлические конструкции станции, если они выполняют необходимые требования, а их толщина составляет больше 0,5 мм.

Элементы системы молниезащиты соединяются между собой посредством зажимов или болтов.

Самостоятельные заземлители рекомендуется предусматривать только для отдельных молниепримников, остальные устройства совмещают с заземлителями электрооборудования.

Внутренняя молниезащита АЗС

Внутренние системы защиты от электрических атмосферных разрядов созданы для исключения негативного воздействия на АЗС вторичных проявлений молнии и искрообразования. Отсутствие подобной защиты приводит к неисправимым последствиям: взрывам емкостей с топливом, цистерн и пожарам на станции.

Внутренняя молниезащита АЗС рассматривается и рассчитывается в проектной документации и включает в себя заземление электрического оборудования, электроники, топливных резервуаров, бензоколонок и трубопроводов.

Наличие внутренней системы молниезащиты обеспечит работу всей техники на АЗС без сбоев и поломок, оградит оборудование от перепадов напряжения даже в случае прямого попадания молнии в здание.

Для сохранности приборов и электропроводки внутри зданий АЗС следует установить следующие устройства:

  1. Защитные экраны – металлические конструкции здания, арматура фундамента, стен или потолков и т.д. Желательно выполнить экранирование кабелей.
  2. Оборудование, предотвращающее импульсные перенапряжения (УЗИП) – помогает избежать попадания избыточного напряжения на прибор.
  3. Заземлители.

Заземление АЗС производится по всей территории объекта. Электрод укладывается на глубину 0,5–0,7 м на расстоянии 1 м от фундамента. Сопротивление заземлителя не должно быть больше 10 Ом.

Требования и организация молниезащиты АЗС и резервуаров с горючим

Причиной пожара на заправке может стать не только высоковольтный разряд во время грозы, но и человеческий фактор. Всегда существует вероятность взрыва и распространения огня на близлежащие территории и постройки, поэтому так важна молниезащита АЗС. В специальных нормативных документах CО и РД указано, что АЗС относятся к объектам повышенной опасности, которые представляют прямую угрозу для окружающих.

Решения по заземлению и молниезащите

При устройстве системы защиты от поражения разрядом молнии на автозаправочной станции соблюдаются следующие правила:

  1. Металлические и неметаллические детали оборудования и трубопроводы представляют собой непрерывную электрическую цепь, которая присоединяется на близком к АЗС расстоянии к контуру заземления минимум в двух местах.
  2. Сопротивление заземляющего устройства не превышает 100 Ом для статического электричества, и 10 Ом — для устройства молниезащиты.

Для действующих заправочных станций обязательна ежегодная процедура проверки. Проводится в сухую погоду перед началом сезона гроз. Проверка включает в себя:

  • визуальный осмотр внешних элементов системы против поражения молнией;
  • тестирование срабатывания защиты в цепи с глухой нейтралью;
  • проверка контуров заземления;
  • проверка сопротивления изоляции электропроводки и оборудования.

При обнаружении неисправности или повреждения частей или корпусов системы молниезащиты на более чем 30% проводится ремонт и замена вышедших из строя элементов.

Внешняя молниезащита для АЗС

Допустимый уровень защиты от прямого удара во время грозы для каждого автомобильного заправочного предприятия решается в индивидуальном порядке и согласовывается с регулирующими государственными органами. Максимальный уровень ПУМ составляет 0,99. Владелец АЗС при желании может превысить этот показатель по собственному желанию.

Смотрите так же:  Цены на узо в уфе

Молниеприемник монтируется на соседнем к защищаемому здании или на земле. Зона защиты зависит от количества токоотводов и шпилей, которые принимают на себя удар. Часто используются молниеприемники в виде мачт или сетки, расположенной на крыше заправки.

Количество молниеотводов должно соответствовать следующим требованиям:

  • по одному на каждый молниеприемник в виде шпиля;
  • два и более, если используется специальная сетка.

Важно! Минимальное расстояние между токоотводами составляет не менее 10 м. Соединение — связками через каждые 20 м по периметру АЗС.

Если материал облицовки здания относится к пожароопасным классам, то установка системы молниезащиты проводится на 10 см и более от стены здания. Токоотводы для соединения молниеприемника с заземлителем имеют болтовые стыки. Все элементы внешней молниезащиты окрашиваются в черный цвет.

Внутренняя молниезащита для АЗС

Помимо внешних элементов применяются конструкции, призванные защитить емкости с нефтью от искрения и возможного возгорания. Они закладываются в проект еще на начальном этапе и включают в себя заземление всех элементов, способных привести к пожару. Для молниезащиты резервуаров нефтепродуктов применяют следующие способы:

  1. Экранирование. Проводится на пересечении двух зон. Используются металлические элементы здания, арматура в фундаменте, соединения на стенах АЗС. Очень часто для этих целей используют оптоволоконный кабель, которым соединяют все электрооборудование (кассы, видеокамеру и другую технику).
  2. Установка УЗИП. Это оборудование не допускает прохождения повышенного напряжения на электроприборы. Зонирование и подсчет места расположения УЗИП поводится согласно нормативам, изложенным в СО 153-34.21.122-2003 п. 4.2.

Для крупных резервуаров с нефтепродуктами возможно применение сетчатых конструкций защиты и тросовых молниеотводов.

Заземление для АЗС

Обилие электроприборов на современной автозаправочной станции существенно облегчает работу персонала. Однако они представляют опасность в случае прямого удара молнии, поэтому особое внимание уделяется устройству заземлителей. Согласно специальным требованиям они располагаются на глубине 0,5–0,7 м и не менее 1 м от фундамента защищаемого здания. Сопротивление заземляющего устройства — не более 10 Ом. Глубина закладки и длина электрода определяются с учетом удельного сопротивления почвы и его сезонных изменений (глубины промерзания грунта).

Естественными заземлителями могут быть:

  • металлические и ЖБ конструкции зданий, которые соприкасаются с почвой, в том числе имеющие гидрозащитную оболочку;
  • трубы водопровода из металла, проходящие под землей;
  • буровые скважины;
  • шпунты из металла, используемые в гидрозатворах и водопроводах;
  • пути железных дорог с перемычкой;
  • оболочки кабелей, идущих в земле, выполняются из любого металла, кроме алюминия.

Важно! Нельзя использовать в качестве заземляющего устройства трубы и коммуникации, по которым транспортируются горючие жидкости, так как это приведет к возгоранию.

Пример расчета для АЗС

Для того чтобы рассчитать и правильно спроектировать систему молниезащиты и заземления резервуаров с нефтепродуктами на автозаправочной станции, требуются следующие параметры:

  • длина, ширина и высота здания (АЗС);
  • расположение бензоколонок и хранилища топлива;
  • тип грунта и его удельное сопротивление.

Из требований ПУЭ-7, п. 1.7.103 и прилагаемых там формул рассчитывается сопротивление заземляющего устройства, количество молниеотводов и зона защиты. После проведения расчетов составляется схема расположения всех необходимых элементов конструкции.

Правильное устройство молниезащиты позволит обезопасить периметр АЗС от возгорания, экономических убытков и человеческих жертв.

Заземляющие устройства для автоцистерн и бензовозов

Технологические системы АЗС, в том числе автомобильные цистерны, в соответствии с НПБ 111-98 должны оснащаться конструктивными элементами для их коммутации с контуром заземления станции. В пункте 71 этого нормативного документа с целью контроля заземления рекомендовано к применению устройство заземления автоцистерн.

Назначение и устройство прибора

Прохождение нефтепродуктов по транспортирующим рукавам провоцирует образование и накопление статических электрических зарядов. Особенно активно такой процесс проходит при низкой влажности. Известно, что образование статического электричества полностью прекращается при относительной влажности воздуха более 85%. Статические разряды не представляют опасности для человека с точки зрения поражения электрическим током. Но искры, которыми сопровождается это явление, в насыщенной летучими парами атмосфере автозаправочной станции могут привести к взрыву и последующему возгоранию.

Для предотвращения аварийных ситуаций, которые могут быть спровоцированы искрами от разрядов, на АЗС обустраиваются контуры заземления. Посредством этих контуров, с использованием интегрированных в систему устройств заземления автоцистерн, осуществляется и заземление автомобиля, прибывающего для разгрузки либо загрузки топлива.

Следует понимать, что УЗА не является заменой заземляющей цепи. Основное назначение этого прибора заключается:

  • в контроле целостности проводника заземления;
  • в контроле уровня сопротивления в контактных зонах – точках присоединения заземляющего проводника;
  • в оповещении персонала о нарушении целостности проводника и превышения допускаемого порога сопротивления световым либо светозвуковым сигналом;
  • в автоматическом отключении наполняющего либо выкачивающего оборудования при возникновении условий, которые могут спровоцировать искрообразование.

Конструктивно прибор состоит из индикаторного блока и двухпроводного заземляющего кабеля. В устройства для заземления бензовозов, которые рассчитаны на работу от внешних источников энергии, отдельно комплектуются блоком питания с интегрированным в схему реле. Для исключения опасного воздействия блоки питания устройств выполняются во взрывозащищенном исполнении.

Индикатор включает в себя красный светодиод со 180о обзорностью и контроллерный микрочип, изолированный от внешней среды компаундной заливкой. Некоторые модификации индикатора дополнительно оснащаются средствами звуковой сигнализации.

Заземляющий кабель оснащается двумя идентичными пружинными зажимами, которые предназначены для закрепления на металлических частях цистерны.

Толщина контактной поверхности для автоцистерн может варьироваться в пределах от 3 до 30 мм. Длина заземляющего кабеля зависит от модификации УЗА и может составлять быть от 6 до 100 метров. Производителями приборов предусматривается два варианта исполнения: спирального типа и с применением силиконовой оболочки.

Модификационные особенности заземляющих приборов

Разработаны, прошли необходимые испытания и используются устройства заземления автомобильных цистерн, предназначенных для транспортирования жидких видов моторного топлива, нескольких модификаций. Принципиальных для пользователей отличия в их работе нет, за исключением способа обеспечения устройств электроэнергией. Существует три вида питания приборов:

  1. с автономным питанием имеют в своей конструкции встроенный аккумулятор. Приборы такого типа могут не только интегрироваться в заземляющую систему автозаправочной станции, но и устанавливаться непосредственно на автоцистерну. В комплект поставки устройств с автономным питанием включается адаптированное с ним зарядное устройство;
  2. работающие на постоянном токе напряжением 12 либо 24 В. Для питания таких модификаций устройств может быть задействована бортовая сеть бензовоза и устанавливаться они могут непосредственно на цистерне. Альтернативным решением может быть использование блока питания с выпрямителем, который размещается на АЗС;
  3. работа которых основана на использовании сети переменного тока напряжением 220 В. Сетевые модификации устройств заземления автоцистерн интегрируются в общую систему защиты станции.

Различия в модификациях устройств могут лежать также в плоскости внутреннего аппаратного обеспечения, климатического исполнения, не принципиальном конструктивном и дизайнерском оформлении.

Маркировка

В соответствии с существующими регламентами все составные элементы устройств в своей маркировке должны содержать:

  • наименование элемента устройства;
  • дату выпуска и заводской номер;
  • класс взрывозащищенности;
  • товарный знак предприятия-изготовителя;
  • стилизованный знак, указывающий на взрывобезопасность – «Eх».

Помимо указанных пунктов при малых размерах маркировочного шильда сопроводительная документация на устройство должна содержать: изображение знака обращения на территории стран, участниц Таможенного Союза; номер сертификата соответствия технической документации и наименование организации, выдавшей сертификат и другие, предусмотренные законодательством данные.

Применение современных устройств заземления автомобильных цистерн дают 100% гарантию защиты опасных производственных объектов, включая автозаправочные станции, от взрывов и воспламенения летучих фракций легковоспламеняющихся жидкостей.

Похожие статьи:

  • Заземление светофоров Заземление релейных шкафов или светофоров на мачтах: металлических ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЕДИНИЧНАЯ РАСЦЕНКА ФЕРм 20-01-079-03 Расценка не содержит накладных расходов и сметной прибыли, соответственно указаны прямые затраты работы на период 2000 […]
  • Электрические схемы фиат добло Электрические схемы фиат добло Представлены для бесплатной загрузки качественные русскоязычные схемы электрооборудования автомобиля ФИАТ ДОБЛО. Имеются обозначение элементов - предохранителей, реле, двигателей электрических, фар и т.д. […]
  • Допустимый ток провода апв АПВ провод – расшифровка и технические характеристики Провода электрические АПВ достаточно давно применяются в промышленности. А до недавнего времени широко применялись и в строительстве. Но в связи с изменениями, внесенными в ПУЭ в 2001 […]
  • Схема описания электронного ресурса Схема библиографического описания электронного ресурса Основное заглавие [Общее обозначение материала] = Параллель­ное заглавие: Сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об от­ветственности. — Сведения об издании = Параллельные […]
  • Размер провода от нагрузки Размер провода от нагрузки где П2 II – сечение одного провода, мм 2 . Уточненная плотность тока, А/м 2 Число витков в одном ряду обмотки НН при nв2 = 1 и приnв2 ≠ 0 где l – высота обмотки, мм; d2из – диаметр изолированного круглого […]
  • Заземление электродвигателя пуэ Заземление электродвигателя пуэ Вот проводник тянуть как раз и нужно, поскольку в глухозаземленной нейтрали по ПУЭ обязательно д.б. выполнено защитное зануление такого оборудования. А вот с внешним подключением к контуру заземления […]